Святая русь: тернистый путь христианства

Причины принятия христианства на Руси

Уже начиная с 980 года, князь начинает будоражить общество реформами религиозного плана. На тот момент власть пыталась объединить богов всех племен, которые существовали в Киевской Руси, в единое целое. Во главе должен был стоять бог Перун. Однако такой эксперимент не удался. Культ Перуна не прошел в массы. Не получилось сотворить единое целое со всеми племенами. Язычество оказалось не той религией, которая может скрепить Киевскую Русь.

Практика неоднократно показывала, что лучше всех объединяет народы только две религии, а именно христианство и ислам. Поэтому Владимир решил остановиться на одной из них.

Существует версия, что перед тем, как принять христианство, на Руси была проведена «процедура выбора». Уже в те времена правители понимали, что перед принятием ответственного решения нужно хорошо взвесить все положительные и отрицательные моменты вопроса. Поэтому Владимир, по версии историков, отправил своих послов во все соседствующие государства и дал распоряжение каждому из них определить наилучшую веру из основных религий мира. В списке оказались:

  • Иудаизм;
  • Ислам;
  • Христианство;
  • Католицизм.

После возвращения домой послы в один голос твердили, что лучше православия нет. Их подкупила красота храмов и не менее прекрасный душевный подъем после посещения их.

Но не стоит думать, что послы были ценителями прекрасного, поэтому перешли на сторону христианства. Предпосылками принятия христианства на Руси стала связь Киевской Руси с Византией, ведь именно ее религиозный опыт решено было перенять. Их объединяло многое: политика, экономика, культура. Византийское государство – это сплошная подчиненность духовной власти императору.

К таким же политическим стандартам стремительно шел князь Владимир. Мало того, в его планах был брак с сестрой императора Византии. Это и были те причины принятия христианства на Руси, благодаря которым случился этот исторический факт. Чтобы жениться на принцессе Анне, князю нужно было принять православие. Династия сыграла не последнюю роль в принятии веры целым государством. Именно этот брак позволил закрепить связи с могучей Византией. После установления тесных связей между этими двумя государствами была открыта дорога к расширению политического влияния. Еще один плюс – Византия помогала Руси защититься от кочевых племен, которые систематически осуществляли свои набеги. А Византия научилась использовать все племена, которые раскинулись на территории Великой степи (на север от Черного моря), в своих целях. С их помощью она боролась с северным соседом.

Последствия христианства

Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:

  1. Укрепление власти правителя государства. Религия учила людей смирению и повиновению, а наделенных властью — ответственности за судьбы подчиненных. Вера в одного Бога способствовала сплочению русского народа.
  2. Создание Церковного устава. Утверждение церковного и княжеского судов.
  3. Улучшение нравственных основ общества. Запрещены кровавые жертвоприношения. Библия учит людей быть справедливыми, милосердными. Владимир на своем примере показывал, какие изменения происходят с человеком, если он уверовал в единого Бога. Князь навсегда отрекся от многоженства, занимался возведением больниц и приютов для нищих и бездомных, в праздники раздавал пищу и деньги всем желающим. За все перечисленные благодеяния князь Владимир был причислен церковью к лику святых.
  4. Государство приобрело возможность полноценно взаимодействовать с другими державами. Крещение благотворно повлияло на укрепление торговых и экономических отношений.
  5. Князьям — последователям Владимира было легко налаживать внешние политические связи с помощью династических браков.
  6. Огромный скачок в развитии архитектуры и живописи. Храмы строились уже не из дерева, а из кирпича. Русичи научились делать купола и украшать ими соборы и церкви. Был построен собор Святой Софии, Киево-Печерская лавра и др. Фрески, мозаики, иконопись — все это византийское наследие.
  7. Возникновение письменности. Благодаря Кириллу и Мефодию Русь познакомилась с кириллицей и глаголицей. При монастырях создавались школы, где обучали письменности всех желающих. Там же переписывались Библии, жития святых, сочинялись первые летописи.
  8. Государство получило доступ к исследованию культурных и материальных ценностей античного периода.

Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.

https://youtube.com/watch?v=ZKXeCpbHcYQ

Появление христианства на Руси

Православие было объявлено официальной религией Киевской Руси в 988 году. Князь Владимир Святославович вместе со своей дружиной первым принял крещение. Точная дата доподлинно неизвестна, однако случилось это сразу же после борьбы с Вардой Фокой, где славянские войска выступали на стороне византийского императора Василия II Болгаробойца.

Крещение Руси произошло в 988 году

Причины принятия христианства на Руси

До Х столетия наши предки исповедовали ведическую веру. В божественном пантеоне славян насчитывалось 14 богов, главным из которых был Род – создатель всего сущего. Великий князь киевский также был язычником, однако вопреки сложившимся устоям учредил на место главного божества Перуна и даже возвел несколько памятников, которым велел поклоняться. Люди, почитающие иных идолов, оказались несогласными с Владимиром Великим, что привело к разобщению.

Чтобы воссоединить расколовшееся государство, киевский князь решил учредить новую религию. В 980 году было принято решение разослать послов по нескольким странам с различными вероисповеданиями. После долгих переговоров княжеский выбор пал на византийское христианство, которое поразило правителя Руси своим пышным церемониалом. Еще одной причиной стало желание сохранить партнерские отношения с Византией. Женившись на дочери императора, Владимир Великий отринул ведическую веру, став первым христианином.

Последствия принятия христианства

Принятие православия сыграло важнейшую роль в становлении Российского государства. Вера, которая пришла на смену язычеству, значительно укрепила международные связи Киевской Руси. Благодаря христианизации великий князь обрел мощных союзников со стороны Запада и Южных земель.

Причины и значение принятия христианства

Огромное значение новая религия возымела в социализации славянского общества. Согласно православным постулатам, правитель наделялся божественной природой, а церковь становилась правой рукой власти. Имея влияние на все аспекты человеческой жизни, она быстро реанимировала все государственные институты, скрепив народ единой верой.

Вскоре после того, как зародилось христианство, быстрыми темпами начала расцветать славянская культура. За довольно короткий срок сформировалось новое течение в архитектуре и живописи, где хорошо прослеживалось византийское влияние. Введение новой религии повлекло за собой создание кириллического алфавита. Это событие стало основой древнерусских книжных традиций.

Предпосылки к возникновению новой веры на русских землях

Князь Владимир понимал, что с разрозненными языческими племенами славян, сильную державу не построить. Источником консолидации он выбрал единую религию, которая должна была общей идеей скрепить союз восточных славян. Он долго сомневался, какое вероисповедание выбрать. В летописях сказано, что к русскому князю приходили представители самых сильных на то время религий, чтобы склонить его к своей вере.

В Киев прибыли посольства от мусульман из Волжской Булгарии, от хазарских иудеев, представители Римской церкви и посланцы из Византии. Князь также отправлял своих послов, чтобы те увидели обряды религий воочию и посмотрели, как каждое вероисповедание отражается на жизни местного населения. После возвращения своих послов и после длительно совета бояр, было решено принять христианство византийского обряда.

Варианты выбора

Хоть разделение ветвей христианства произошло только в 1054 году, уже в те времена существовала возможность описать различия между православием и католичеством. Обе веры имели свои плюсы и минусы, которые представлены в таблице.

Расхождение Православие Католичество
Обряды Причащение велось хлебом и вином Вином могло причащаться только духовенство, а все остальные делали это кружками из теста, которые носили название облатки
Язык Любой Латынь
Отношения между церковью и государством Шло подчинение духовенства государственной власти Главой духовенства и всего политического мира являлся Римский папа

Предпосылки принятия Христианства

Принятию христианства на Руси в Х веке предшествовал целый ряд объективных причин. В первую очередь этого требовали интересы государства, раздираемого междоусобными распрями под угрозой набегов многочисленных внешних врагов. Требовалась единая идеология, способная объединить народ в противовес языческому многобожию с его племенными идолами по принципу: один Бог на небе, один помазанник божий на земле — Великий князь.

Во-вторых, все европейские государства к тому времени уже находились в лоне единой христианской церкви (раскол на православную и католическую ветви был ещё впереди), и Русь со своим язычеством рисковала остаться в их глазах «варварской» страной.

В-третьих, христианское учение с его нравственными нормами провозглашало гуманное отношение ко всему живому и давало четкие представления о рамках дозволенного, что должно было послужить оздоровлению общества во всех сферах деятельности.

В-четвертых, вхождение с новой верой в европейскую культуру могло отразиться на развитии образования, письменности и духовной жизни.

В-пятых, развитие экономических отношений всегда ведет к углублению неравенства среди людей. Требовалась новая идеология, способная объяснить это неравенство как богоустановленный порядок и примирить бедных и богатых. «Всё от Бога, Бог дал — Бог взял, все под Богом ходим, для Создателя мы все едины» — снимало в какой-то мере социальную напряженность и примиряло людей с действительностью. Во главу угла ставились не власть, богатство и успех, а добродетель, терпимость, способность придти на помощь ближнему. Христианство могло утешить человека, простить ему грехи, очистить душу и подарить надежду на вечную жизнь. Всё это, вместе взятое, служило нравственному очищению общества, поднимало его на новую ступень развития.

Наконец, в-шестых, молодая княжеская власть нуждалась в легитимации самой себя. Надо было как-то убедить народ поклоняться не своим местным князьям и волхвам, а киевскому князу, и , как следствие ему платить дань.

Обобщая вышесказанное, основной предпосылкой принятия христианства на Руси кратко можно назвать назревшую на фоне политических и социальных факторов необходимость укрепления и идейного единения молодого государства.

Это интересно: Храм Василия Блаженного — Российское чудо света

Предпосылки и причины принятия христианства

После прихода к власти в 978 году перед Владимиром возникает ряд значительных проблем:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Власть Владимира во многом зависела от ряда глав разнообразных племен. Для них князь был лишь временным военачальником, которого можно убить.
  2. Племена все еще исповедовали язычество. У каждого были свои собственные божества, которым они беспрекословно поклонялись. Посягательство на богов было опасным делом.
  3. Постоянные набеги кочевников, которые мешали полноценному развитию государства.
  4. Необходимость поднятия авторитета. Большинство развитых и мощных стран того времени были монотеистическими на государственном уровне, а язычество рассматривалось как определенный уровень невежества и отсталости. Не могло идти речи и про династические браки ради расширения владений и укрепления каких-либо отношений. Языческие правители считались сродни варварам, хотя военная мощь Руси была неоспоримой.

Примечание

Владимир усматривал в разнообразии форм язычества на Руси опасность раздробления страны по религиозному признаку и ее конечного исчезновения.

Несовпадение разнообразных языческих вероисповеданий племен было преградой на пути объединения Руси в мощное и влиятельное государство. При введении единого вероисповедания страна единым фронтом могла бы выступать против набегов врагов и выйти на новый уровень отношений с лидирующими государствами того времени.

Владимир ставит перед собой задачу объединения государства и пытается добиться этой цели путем введения официального языческого пантеона. Язычество было родной верой народа, а единый пантеон должен был способствовать объединению племен. Но план оказался провальным, а племена так и не приняли официальных богов.

Владимир принимает решение обратиться к монотеистическим религиям. Князь и его окружение берут на вооружение христианство (в его византийском и римском варианте), ислам и иудаизм, поскольку это были вероисповедания соседних стран. Чтобы подобрать наиболее подходящий вариант и окончательно определиться с выбором, Владимир решает заслушать представителей каждой ветви. Это мероприятие вошло в историю под названием «Испытание вер».

Монотеистические религии были довольно мощным инструментом для продвижения и укрепления государственной власти как данной «свыше».

Также в каждый религиозных центр князь отправил своих посланцев, которые должны были изучить характер и особенности богослужений. После доклада наблюдателей и размышлений Владимир принимает решение в пользу византийского христианства, которое ныне мы называем православием.

Князь, крестивший Русь: кратко о принятии христианства восточными славянами

Ещё со школьных учебников истории мы знаем, что князь новгородский (970—988), великий князь киевский (978—1015) Владимир I Святославич — это именно тот правитель, благодаря которому Русь приняла христианство. Поэтому в церковной истории его принято называть не иначе как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель.

Но и князя Владимира с христианской верой связывает не простая история. Незадолго до крещения Руси, киевский князь осознал необходимость принятия какой-либо крупной религии, чтобы заручиться единоверными союзниками, а не воевать против всех, во имя своих языческих богов. В «Повести временных лет», ценном историческом источнике, говорится о том, что для осознанного выбора религии князь устроил так называемое «испытание вер».

Крещение Руси (фрагмент фрески) / Художник В. Васнецов

Владимир Святославич отправил своих послов в соседние державы, исповедующие ислам, иудаизм, латинскую (ныне — католичество) и византийскую веру (ныне — православие), чтобы по возвращении гонцы достоверно рассказали о религиозных обрядах и обычаях, принятых в этих странах.

В это же время киевского князя посещают церковники разных религиозных течений, пытаясь показать ему преимущества своих верований. Согласно летописи, первыми к Владимиру пришли представители волжских булгар, исповедующие ислам. В исламе Владимира не устроили строгие религиозные запреты, в корне несопоставимые с образом жизни обычного жителя Древнерусского государства и ограничивающие его быт.

Потом Владимира посетили посланники Римского папы с рассказом о Латинской вере. Князь отверг их предложение, по причине того, что это была уже не первая попытка отправления латинских миссионеров в русские земли, и предыдущие правители Руси всегда отказывали «немцам» (так в то время называли всех иностранцев из Европы).

После прибыли хазарские иудеи с предложением о своей вере. Помня, что ранее отец Святослав разбил Хазарию, Владимир спрашивает пришедших, где их земля. Хазары признаются, что у них нет своей земли, и иудеи разбросаны по миру. Такой ответ не удовлетворяет киевского князя, и он отказывает хазарским посланцам.

Последним к Владимиру прибыл византийский церковник, из-за своих мудрых речей прозванный в летописях Философом. Но и он окончательно не убеждает Владимира принять свою веру.

«Великий князь Владимир выбирает веру» / Художник: Иван Эггинк, 1822 г.

В 987 году Византия просит Владимира оказать военную помощь и стать военным союзником. Киевский князь ставит условие — помощь будет оказана лишь в том случае, если ему в жёны отдадут византийскую царевну Анну. Византия соглашается на предложение Владимира, но выдвигает встречное требование — русский правитель должен приять веру Христа.

С этого момента и принято вести отсчёт истории православия в сегодняшних России, Украине и Беларуси. День Крещения Руси (28 июля) был занесён в календарь праздничных и знаменательных дат для того, чтобы напомнить нашим гражданам об истории принятия христианской веры на Руси, определившей ход и вектор развития нашего государства.

Культурные и этнические последствия

Принятие христианства привело к развитию древнерусской культуры. Это выражалось в следующем:

  • Строительство каменных храмов, например, Софийских соборов в Киеве, Новгороде и Полоцке.
  • Развитие иконописи.
  • Начало летописания.
  • Появление литературной традиции, например, “Поучения Владимира Мономаха” и “Жития Феодосия Печерского”.

В государстве появились русские священники, монахи, епископы и даже митрополиты, ускорилось формирование древнерусской народности. В XII веке в летописях перестают упоминаться восточнославянские племена.

В таблице по пунктам можно обобщить перечисленные последствия принятия христианства в 988 году:

Последствия Этнические
Ускорение консолидации древнерусской народности, появление русских священников и митрополитов
Социальные
Ускорение дифференциации древнерусского общества, выделение господствующего слоя, развитие феодализма
Экономические
Появление и укрепление земельной собственности
Политические
Рост международного престижа государства, династические браки с разными государствами Европы, укрепление центральной власти и важности престола в Киеве
Культурные
Развитие древнерусской культуры, в том числе архитектуры, иконописи, литературы, начало летописания

Первые пять митрополитов были греками, а шестым стал Иларион. Он занимал пост всего 4 года, с 1051 по 1055 год. Иларион написал “Слово о законе и благодати”. После смерти его снова сменил грек – Ефрем. Иларион был поставлен на кафедру митрополита собором русских епископов, а не патриархом из Константинополя.

Рис. 3. Русь при князе Владимире Святом.

По следам предков

В древних преданиях повествуется, что первые шаги христианства на Руси были сделаны святым апостолом Андреем Первозванным. Проповедуя Евангелие, апостол проходил через Фракию, Скифию, Сарматию и дошел до днепровских гор, где позже был воздвигнут Киев. Он предрек, что однажды на этом месте поднимется славный город и церкви.

Следы христиан отмечаются на юго-западных рубежах русской земли у племен тиверцев и угличей, населявших районы на нижнем Днестре и до нижнего Дуная. По записям блаженного Феодорита известно, что Иоанн Златоуст пытался насаждать христианство у соседей-греков и скифов-кочевников, проживавших у Дуная. Источники повествуют о том, что в его устьях находилась Скифская (или Томитанская) епархия, и назидательные учения отцов церкви имели возможность доходить до полян, находившихся южнее Киева. В IV веке епархия находилась у готов, кочевого народа, жившего в южных областях между Дунаем и Днепром. Позднее, когда славянские племена открыли для себя Византию и стали ездить туда по торговым делам и на служение в императорские войска, они ближе познакомились с «иной» верой. Христианство всполохами стало отмечаться на Руси, но в целом восточные славяне находились под сильным влиянием язычества.

Предпосылки крещения

Фото с сайта picua.org

Отвечая на вопрос «в каком году было крещение Руси, стоит выяснить, почему выбор князя был осуществлен в пользу христианской веры. Еще в греческих колониях Причерноморья были христиане, а небольшие христианские общины были организованы и в Древнерусском государстве. Потому христианство не стало новой и неизвестной религией, а киевлян обряд крещения не пугал и не удивлял. Начало крещения Руси в православную веру было положено еще княгиней Ольгой, которая стала и предтечей Владимира-первокрестителя, приняв христианство и развернув активную деятельность по борьбе с языческими требищами. Первые христианские храмы появились при Ольге.

Летописи содержат сведения о том, что утверждению православия предшествовал долгий и вдумчивый выбор князя. Владимир принимал миссионеров из Волжской Булгарии с предложением обратиться в мусульманскую веру. Миссионеры с Рима рассказывали о католичестве, хазары – об иудаизме. В числе послов был и философ из Греции. После этого князь отправил мужей с Киева в разные страны, чтобы они присмотрелись к чужой вере. Те вернулись и сказали князю, что нет во всем мире веры лучше греческой. Пребывая в Константинопольской Софии, мужи были поражены внутренним великолепием храма и церковным пением. Потому сказали они Владимиру, что, видимо, сам бог находится среди христиан.

Выслушав мудрецов, Владимир принимает решение креститься. Но существовала опасность попасть в зависимость от Византии в вопросах политики и идеологии. Чтобы этого не произошло, Владимир захватил славный и богатый греческий Херсонес в 988 году, и сообщил Византийским императорам, что он хочет стать супругом их сестры Анны, но в случае отказа пригрозил захватить и Константинополь. В решении такого унизительного мезальянса для Константинополя был найден компромисс. Поскольку Анна могла выйти замуж только за крещеного, Владимир принял обряд крещения в Херсонесе (в Корсуне), а с ним и некоторые его дружинники.

Время и точное место Владимирового крещения до сих пор вызывает дискуссии. И напротив, вопросы «в каком году произошло крещение Руси» и «при каком князе произошло крещение Руси» не оспариваются в среде историков. Точные ответы нам дает летопись.

Предпосылки к возникновению новой веры на русских землях

Князь Владимир понимал, что с разрозненными языческими племенами славян, сильную державу не построить. Источником консолидации он выбрал единую религию, которая должна была общей идеей скрепить союз восточных славян. Он долго сомневался, какое вероисповедание выбрать. В летописях сказано, что к русскому князю приходили представители самых сильных на то время религий, чтобы склонить его к своей вере.

В Киев прибыли посольства от мусульман из Волжской Булгарии, от хазарских иудеев, представители Римской церкви и посланцы из Византии. Князь также отправлял своих послов, чтобы те увидели обряды религий воочию и посмотрели, как каждое вероисповедание отражается на жизни местного населения. После возвращения своих послов и после длительно совета бояр, было решено принять христианство византийского обряда.

Причины принятия новой религии

Над необходимостью принятия Русью новой веры довлели как внутриполитические, так и внешние обстоятельства

Внутренняя необходимость

Международные условия

Сплочение всех восточнославянских племён под властью Киевского князя

Упрочение культурных и социально-экономических связей с внешним миром

Обоснование божественным промыслом общественного расслоения

Сближение с Византией – тогдашним центром цивилизации

Поднятие авторитета киевских властей

Приобщение Руси к культурным и духовным ценностям христианской Европы

Разрушение пережитков родового строя

Введение Киева в круг общеевропейской политики

Сильное влияние православной общины Киева

Укрепление международного авторитета Киевской Руси

Важной предпосылкой, склонившей князя Владимира принятию христианства византийского обряда, была его популярность в высшем слое киевского общества (пример княгини Ольги крещённой в Константинополе)

Методы проведения религиозной реформы и сопротивление ей

Как уже было сказано, никакого особого стремления стать христианами русское население не испытывало. Поэтому князю пришлось реализовывать свой замысел силой.

В летописи (несмотря даже на ее христианский характер) указано, что киевлян для крещения загоняли силой в Днепр, и немало народу при этом утонуло. Владимир начал процесс с крупных городов, но, к примеру, Новгород оказал отчаянное сопротивление экспансии новой религии. В письменных источниках есть упоминания о том, как Добрыня (дядя князя по материнской линии и его воспитатель) «крестил Русь огнем» – княжеские дружинники сжигали капища вместе с обороняющими их волхвами и прочими сторонниками веры предков.

Крупные восстания против насильственной христианизации отмечались и после смерти Владимира. Они происходили в Муроме, Ярославле, Ростове уже даже во времена наследников Ярослава Мудрого. Последнее крупное языческое восстание в Новгороде произошло в 1070 году, а Ростов был окончательно крещен в 1078 году. Во многом эти восстания выявляли скорей общее недовольство киевским диктатом, чем стремление непременно защитить языческую веру, хотя и этот фактор имел место – как реакция на массовый вандализм христианизаторов, осквернявших капища и убивавших волхвов.

Уже Владимир начал создавать на Руси христианскую инфраструктуру – строить церкви, заводить церковное управление, готовить собственных священников (до того ими были византийцы) и христианскую литературу. Однако полностью структура русской церкви сформировалась уже при Ярославе Мудром. Тогда же произошло и превращение церкви как структуры в крупного феодального землевладельца и орган власти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector