Как смотреть иконы

Неупиваемая чаша

«Неупиваемая чаша» — это икона Богоматери, которую связывают с духовным источником радости, веры и прощения. Божья Матерь утешит всех, кто оступился на своем жизненном пути.

Если обратиться с чистыми мыслями и верой, то неупиваемая чаша обязательно поможет, защитит и направит на истинный путь. Она поможет исцелиться от наркомании, пьянства.

Иконку с образом Богоматери нужно поставить у человека в изголовье, который злоупотребляет спиртными напитками, увлекается азартными играми. Известны случаи того, что реликвия помогала ускорить процесс купли-продажи жилья. Богоматери молятся родители, дети которых повзрослели.

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
15.10.21 23:43

Псалом, который нужно читать для принятия верного решения
18.10.21 10:13

Покров Пресвятой Богородицы: об особом смысле праздника, свадебном сезоне, наиболее значимых традициях
13.10.21 20:52

София Киевская. Мозаики
14.10.21 15:39

Митр. Антоний (Паканич): Чем опасно самопревозношение
15.10.21 12:19

Бывают ли несчастливые числа?
13.10.21 17:39

Покров – день, когда рай спустился на землю
14.10.21 09:42

Текст службы Покрова с переводом и поясениями
13.10.21 14:44

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
13.10.21 23:15

Как сделать так, чтобы Покров Пресвятой Богородицы был над нами всегда?
13.10.21 17:14

Богородица Всех Скорбящих Радость

Данная чудотворная икона была чудесным образом найдена в посёлке Клоцкий недалеко от Санкт-Петербурга. Она находилась в небольшой церкви. В начале XIX века в церковь попала молния и сожгла её. Иконе чудом удалось сохраниться. Затем невероятным образом в иконе застряли монеты из ларца благотворителей. Икона стала творить чудеса. У Патриарха Иоакима была сестра.

В 1688 году она молилась о спасении от долгой неизлечимой болезни, которая мучила её. Вдруг она услышала голос, велевший ей идти в Храм Метаморфозы Божьего Сына. Там она должна была найти икону под названием «Радость всех скорбящих». Голос вещал ей, что после этого Евфимия поправится. Молодая женщина так и сделала. Чудо исцеления произошло 24 октября 1688 года по православному календарю. Сейчас этот день считается православным праздником.

Нимб

1 / 2

Спас Вседержитель. Купол церкви Спаса Преображения в Великом Новгороде. Работа Феофана Грека. 1378 год Bridgeman Images / Fotodom

2 / 2

Спас в силах. Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Вологодская область, XVI век Getty Images

Нимб — главный знак святости на иконах. Святых на Руси крайне редко изображали без этого важнейшего атрибута. Однако в евангельских сценах (Тайная вечеря, арест Христа в Гефсиманском саду и др.) апостолы обычно лишены нимбов. Это означает, что до воскресения Спасителя они были еще простыми людьми, которым лишь предстояло стать великими святыми. А вот на последней иконе евангельского цикла, «Сошествие Святого Духа», где уче­ники Христа принимают свыше дар говорения на языках и становятся апосто­лами в полном смысле слова, нимбы уже венчают их головы.

Самого Христа наделяли так называемым крещатым нимбом, на котором виден геометрически расчерченный крест — символ страстей, воскресения и спасе­ния. Бога-Отца (хотя его изображения в человеческом облике признавали неканоничными, начиная с XVI века они все равно стали широко распростра­нены) наделяли восьмиконечным нимбом: два перекрещенных ромба — синий и красный — означали мир земной и мир небесный, созданные Творцом. Наконец, фигуры Саваофа, Святого Духа и Христа (не считая сцен его земной жизни) на иконах иногда очерчивали вытянутым миндалевидным осиянием, которое называют мандорлой (от итал. mandorla — «миндалина»), или круглым осиянием-славой. Это указывало на свет, благодать и силу, изливаемые Богом.

«Святитель Николай Чудотворец»

Образ был создан со знаменитой, особо почитаемой святыни Можайска деревянной скульптуры Николая Чудотворца с мечом. Поэтому в источниках и разговорной речи ее еще называют «Никола Можайский».

На деревянной дощечке, кроме центральной фигуры самого святого, представлен также житийный клейм, отображающий основные чудеса Николая. Храмовый образ толкуется как основного заступника, покровителя и храма и города.

После реставрационных работ, проведенных в середине 90-х годов прошлого века, «Никола Можайский» был возвращен в церковь Сошествия Святого Духа, которая находится в Можайске.

11

Самый главный образ

«Спас Нерукотворный» — это икона, которая особенно почитается православной церковью. Согласно церковному преданию, история ее создания относит нас к тому времени, когда Иисус ходил по земле и творил благие дела. В небольшой стране Озроена, столицы Эдессы, что располагалась на юго-востоке от Палестины, был царь Авгарь. Он страдал от неизлечимой проказы, и до него дошли слухи о нахождении в Иерусалиме человека, который творил чудеса. Царь истинно уверовал в дар Иисуса Христа как сына Божьего и отправил с письмом своего живописца Ананию с мольбами о помощи ему в исцелении.

Ему пришлось долго ходить по пятам за Иисусом, не раз пытался он срисовать его лик, но ничего не выходило. Чудесным образом лицо Иисуса постоянно преображалось. На Ананию уже нашло отчаяние, что никогда ему не передать письма, но тут Иисус попросил своего апостола Фому привести его к нему. Не спросив ни слова, Христос назвал причину его визита и имя живописца. В знак благодарности за преданность и верность царя Иисус попросил Ананию принести убрус — четырехугольный платок. Затем он умыл свое лицо и утерся убрусом. Божественный лик отпечатался на том платке, вода превратилась в краски, и нерукотворный образ сохранился на нем.

Живописец отвез платок царю Авгарю, и когда он его раскрыл, комната озарилась ослепительно-ярким светом. Царь пал ниц перед образом Христа с любовью и верой и тут же почувствовал облегчение. Немного позже, после таинства крещения, он полностью исцелился, выйдя из купели с чистой душою и телом. Двенадцать столетий (до 1204 года) на православном Востоке «Нерукотворному образу» поклонялись верующие. До тех пор, пока он не был похищен венецианцами-крестоносцами из Константинополя. Как только корабль вышел в Мраморное море, разразилась страшная буря, и корабль потонул вместе со святыней.

Благо на тот момент существовали копии, срисованные с «Нерукотворного образа». Созданные византийскими мастерами иконы, в числе которых и образ Богородицы, были привезены в Киевскую Русь, когда она обратилась в православную веру.

Отличительные особенности

Икона, хоть и относима в искусствоведении к произведениям изобразительного искусства, не то же, что картина. Например, «Явление Христа народу» Иванова нельзя считать иконой, несмотря на то, что повествует это полотно о Евангельском событии. И тем более, нельзя отнести к иконам многочисленных Мадонн итальянских мастеров.

В чем же отличие?

Интересный фактКартина призвана передавать эмоции, она полна чувств и страстей, икона нечувственна и бесстрастна. Живописец стремится запечатлеть свое имя, перенести на холст свою индивидуальность, иконописец, за редким исключением, остается анонимным, поскольку он видит себя лишь проводником Божественной воли, орудием Творца.

И, наконец, самое главное отличие иконы от картины – следование канону. Живописец пишет в соответствии со вкусами, мировоззрением эпохи, своим личным видением. Иконописец следует канону, сложившемуся много веков назад.

В чем же заключается иконописный канон? В следующих особенностях.

Условность и символичность изображения.

На иконах мы не видим реальных предметов нашего мира, все изображения выглядят символичными и как бы не имеют веса. Фигуры бесплотны, под складками одеяний не чувствуется тел, пропорции кажутся слегка неестественными, вытянутыми. Таким образом иконописец достигает «умаления» телесного и выдвижения на первое место духовного.

Перспектива.

Иконы пишутся по принципу обратной перспективы, точка схода (так художники называют место, где условные параллельные линии для глаз наблюдателя, удаляясь, собираются в пучок) находится не у горизонта, а на уровне глаз молящегося перед образом. Таким образом достигается эффект схождения в наш тварный мир мира горнего, вечного.

Свет.

На картинах искусных живописцев мы видим игру светотени, и всегда можем определить, где находится источник света, даже если он и не изображен на полотне. На иконах свет изливается от самих фигур, ликов, он разлит по всему пространству, это золотое свечение, которое не может иметь земного происхождения.

Цвет.

Одеяния и вообще все предметы на иконах имеют символический цвет. В красном предстают мученики за веру, голубой характерен для покрывала Богородицы, черным изображаются приспешники Князя тьмы, и так далее.

Время.

На живописных полотнах художник изображает некий конкретный момент, временной отрезок. На иконах нет времени. Иногда на одной иконе можно видеть написанные рядом события, которые случились раньше или позже друг друга. На иконах все происходит вне рамок привычного нам течения часов и дней, евангельская, священная история – это не события давно ушедших времен, а то, что происходит ежечасно и всегда.

Написанный по всем канонам образ следует освятить, подтверждая его каноничность. Только после чина освящения икона может служить своей непосредственной цели – быть орудием спасения души через молитву.

Тетраморфы, или Звери с нимбами

Апостол Лука. Роспись церкви Святого Георгия в Вело-д’Астико, Италия. XV век

В храмовых росписях и на иконах часто изображают тельца, льва и орла с ним­бами. Рядом с ними — четвертый персонаж, крылатый человек, похожий на ан­гела. Эти фигуры пришли из библейских текстов. В видении пророка Иезекии­ля рассказано о тетраморфах — фантастических зверях, которые были похожи сразу на четырех земных созданий: у каждого из них были лица человека, льва, тельца и орла и четыре крыла. Позже четыре зверя с теми же лицами, уже по отдельности, упоминаются в Откровении апостола Иоанна — Апокалипсисе:

Уже со II века н. э. богословы начали отождествлять этих зверей с четырьмя апостолами-евангелистами. Самой популярной трактовкой в Европе, а затем и на Руси оказалось объяснение святого Иеронима, отталкивавшегося от фраг­ментов разных Евангелий: человек — Матфей, лев — Марк (отсюда крылатый лев на колонне площади Святого Марка в Ве­не­ции); телец — Лука, а орел — Иоанн. В VII веке папа Григорий Великий писал, что четыре зверя символи­зируют также самого Христа, который родился, как человек, принял смерть, как жертвенный телец, при воскресении был львом и вознесся, как орел.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Этикетка дня

ПеченьеВидеоигра дня

SimCity (1989)Объявление дня

О ненависти к латиноамериканцам

Архив

Успение Богоматери

Новгородские мастера создали икону «Успение Богоматери» для церкви Рождества Богородицы, которая находилась в Десятинном монастыре. В 998 году его основал первый новгородский епископ Иоаким.

Помимо усопшей Богоматери на ложе и Христа с ее душой на руках, здесь представлен сюжет о путешествии апостолов в дом Иоанна Богослова, где умирала Мария. По преданиям Нового Завета, апостолы в тот момент находились в разных странах, где проповедовали учение Христа. Чтобы они успели проститься с Богородицей, ангелы чудесным образом перенесли их на облаках к ее ложу.

Иконописец использовал для этой работы темперу — краску на основе натурального порошкового пигмента и яичной эмульсии. Ее наносили на специально подготовленную деревянную основу. Мастер опирался на традиции византийского искусства XI–XII веков, о чем говорит большой размер — 155х128 сантиметров, симметричная композиция и много свободного пространства на фоне.

Монограммы

На иконах также встречаются надписи — на греческом и русском языках.

На иконе Иисуса Христа содержится сокращение до нескольких букв — IC XC или ΙΧΘΥΣ (греч. Ιησους Χριστος Θεου Υιος Σωτηρ — Иисус Христос Сын Божий, Спаситель). Нимб Христа изображается с крестом, в кресте три греческие буквы ο ων, которые переводятся как «Сый», или «Который существует» (Исх 3:14).

Иконы Божией Матери также обязательно содержат надписи на греческом или церковнославянском языках. В углах иконы присутствуют две пары букв — слева МР, справа ΘΥ. Это древние аббревиатуры греческих слов Μητερ Θεου, то есть «Матерь Божия».

На иконах святых угодников надпись расположена по обеим сторонам от образа. Начинается надпись со слова «святой» («святая»), затем называется чин святого (преподобный, блаженный, мученик, благоверный князь и т.д.), часто завершает надпись имя святого с указанием места, где были совершены подвиги («святой преподобный Кукша Одесский», «святой преподобный Алексий Голосеевский»). Иногда можно встретить вместо слова «святой» («святая») греческий вариант Αγιος Αγια («агиос», «агиа»).

Сокращения в надписях на иконах: СВЯТЫЙ, СТЫ, СТН, СТИ, СТ, СВ — святой; СТАЯ — святая; ОКА, ОАК — праведник (греч.); ПРО — пророк; АПЛЪ — апостол; СТЛЬ — святитель; МЧ, МЧНК — мученик; ПР — преподобный.

Обозначения на Распятии Христовом, которые изображаются, например, на одеждах схимонахов, следующие:

I.Н.Ц.I. — сокращенная надпись на изображениях Распятий, знак слов, написанных на трех языках (еврейском, греческом и латинском) Понтием Пилатом на табличке, прибитой над головой Спасителя: «Иисус Назорянин, Царь Иудейский»;

МЛРБ — сокращение от «место лобное рай бысть», либо «место лобное распят бысть»; греческий аналог — ΤΚΠΓ (сокращение от Τουτο Κρανιον Παραδεισος Γεγονε);

ГГ — гора Голгофа, надпись у подножия Креста при изображении Распятия; ГА — Голова Адама, надпись при черепе, изображаемом у подножия Распятия; К и Т — сокращение от «копие» и «трость», подпись у орудий страстей на изображениях Распятия.

В иконописной артели надписи на иконе выполнял глава артели или лучший иконописец. Красота и стройность буквенной строки дополняет красоту образа и венчает всю работу иконописца или иконописцев.

Профиль или анфас?

Святой Никита с бесом. XVI век. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Христос, Богоматерь, святые и ангелы на иконах почти всегда изображаются анфас. Икона прежде всего нужна, чтобы ей молиться, и неудивительно, что централь­ный персонаж обращен лицом к молящимся, а его рука сложена в благослов­ляющий жест. Даже если изображенный человек совершает какое-то действие (идет, бежит, общается с другими героями и т. п.), его, как правило, изобра­жают не в профиль, а в три четверти: голова развернута не полностью, и второй глаз остается виден зрителю. Профильный ракурс показывает только половину лица и один глаз — это могло восприниматься как «ущербный», неполноцен­ный образ, который не подходит положительному герою. Святые бывают повернуты в профиль очень редко — к примеру, так писали апостола Павла, склонившего­ся над одром Богородицы на иконах Успения.

Негативных персонажей, демонов и грешников, наоборот, чаще всего изобра­жали в профиль. Однако, изображая дьявола или бесовского князя, древнерус­ский мастер нарушал негласное правило и разворачивал его анфас: централь­ный или иерархически значимый персонаж (даже отрицательный) должен быть показан зрителю максимально полно.

«Спас Нерукотворный» Симона Ушакова

Наиболее, пожалуй, интересная старинная икона — «Спас Нерукотворный» — написана в 1658 году в мастерской Симона Ушакова, царского иконописца 17 века. Интересна она своей неканоничностью и реалистичностью — до этого образы писались по строжайшим правилам. Лицо Спасителя на убрусе выглядит человечным и доброжелательным, тщательно прописаны даже ресницы — это нехарактерно для древнерусской иконописи.

Сюжетом иконы послужила библейская легенда. Однажды Спаситель омыл лик, утерся полотенцем и образ его остался на ткани. Он и стал первым изображением Иисуса. Нерукотворный лик — один из наиболее сакральных и почитаемых в христианстве. И именно его неоднократно воспроизводил Симон Ушаков в своих творениях. Самый известный убрус авторства Ушакова сегодня бережно хранится в Третьяковке.

Самые известные энкаустические иконы

Среди наиболее ценных и известных старинных иконописных произведений, выполненных в энкаустической технике, — Христос Пантократор, Святой Сергий и Вакх, Мученик и Мученица, Апостол Петр и некоторые другие. Ознакомимся подробно с самыми яркими и знаменитыми примерами.

Христос Вседержитель в Синае

Христос Вседержитель, или Христос Пантократор — это самая древняя и известная в мире энкаустическая икона, которая хранится в Синайском монастыре. В середине шестого столетия она была создана в древнем городе Константинополе. Император Юстиниан передал ее в дар монастырю.

Богородица с Федором и Георгием в Риме

Полное название это древней иконы — Богородица с Младенцем (на престоле, с предстоящими ангелами) Она была создана в конце седьмого века. До сегодняшних дней хранится в Риме, в Базилике Санта Мария ин Трестевере.

Очень напоминает византийское произведение под названием Богоматерь с младенцем и святыми Феодором и Георгием, которое хранится в монастыре Святой Екатерины на Синайской горе. Однако в этом варианте отсутствуют образы святых воинов. Восседающую на троне Богородицу окружают два ангела — Федор и Георгий. На ней надета роскошная туника, украшенная жемчугом. А на голове красуется царский венец.

Богоматерь — Царица Небесная

Одна из наиболее почитаемых икон Божьей Матери. Это канонический образ, изображающий ее в виде молодой девушки с покрытой головой. На головном уборе и плечах Богородицы изображены три звезды. Они являются символами ее девичества до рождества, при рождестве, а также после рождества Христового.

Свв. Сергий и Вакх в Киеве

Энкаустическая икона Святые Сергий и Вакх написана неизвестным константинопольским мастером в седьмом столетии. Из монастыря Святой Екатерины на горе Синай она была переправлена в киевский Музей искусств имени Богдана и Веры Ханенко в 1940 году, где и хранится до настоящего момента.

Святые воины Сергий и Вакх изображены по пояс. Они облачены в белые хламиды и коричневые хитоны. У каждого не шее надето тяжелое ожерелье из золота, украшенное инкрустацией из драгоценных камней без гранения краев. В верхних углах присутствуют имена святых. Их лица имеют очень бледный тон, однако они обрамлены контрастирующими темными завитками волос, которые спускаются ко лбам. Глаза широко раскрыты, взгляды лишены всяких эмоций. На головах святых надеты круглые ровные нимбы. Между ними в верхней части помещен святой лик Христа, изображенный на медальоне. У Иисуса характерные длинные волосы и борода заостренной формы. В правой руке каждый святой держит крест.

Христос и св. Мина в Лувре

Икона Христос и святой Мина хранится в Париже, в знаменитом музее Лувр. Это самое древнее произведение с изображением Мины Котуанского, также известного, как Фригийский. Это великомученик и один из наиболее почитаемых святых, который считается покровителем купцов. Египтянин, который при жизни служил воином во фригийском городе Котуане. Был обезглавлен судом жестокого правителя Пирра за исповедование своей веры.

Епископ Авраам в Берлине

Это знаменитая коптская икона шестого столетия, которая хранится в Государственном Музее Берлина. Относится к византийской культуре. На ней изображен седобородый епископ Авраам в круглом золотом нимбе. Он был преподобным христианским подвижником, епископом в городе Карра.

Дорогой символ

Все, что мы называем золотым, сразу обретает ценность – будь то «золотые руки» мастера, «золотое сердце» матери или «золотые слова» оратора. Золото хвалили, о его символике размышляли богословы, философы, историки искусства. Как в мозаике есть разные оттенки золота, так и символика золота многообразна. 

«Из цветов цвет и из чудес чудо…». Так представлял золото Евгений Трубецкой. «Изо всех цветов один только золотой, солнечный обозначает центр Божественной жизни, а все прочие ее окружение. Один Бог, сияющий «паче солнца», есть Источник царственного света» .

Ольга Попова о смысле золота в иконописи говорила: «Золото в иконах всегда является проявлением невидимого Божественного присутствия во всем мироздании и знаком связи со всем Божественным…». Она также рассуждает о том, что чем больше золота в иконе, тем лучше: «…и совсем не только из-за ее драгоценности и богатства, но главным образом из-за глубины ее символики, так как по христианской символике золото – это Божественный свет» .

«Это одновременно цвет и свет», – характеризует золото Ирина Языкова . А Виктор Бычков называет его одним из источников света в церковной живописи. Золотой свет излучают фон композиции, нимб святого образа и разделка изображенного в красках золотыми лучами и нитями  . Рассмотрим эти «золотые светильники» отдельно.

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

О мозаиках базилики Санта Мария Маджоре читайте в отдельном материале.

Семистрельная

Икон в духовном мире очень много, и каждая из них связана с определенной молитвой

Давайте обратим внимание на значение самых известных святынь. «Семистрельная» является одной из самых мощных икон

Что о ней следует знать:

  1. Пресвятая Богородица при жизни пережила много мучений и страданий, символизирующие семь стрел. Если человек плохо себя чувствует, то он подходит просить защиты и помощи именно к этой иконе.
  2. Образ Богоматери защищает от завистливых людей, от порчи, сглаза и проклятий всех, кто носит цепочку с ее образком. Для примирения враждующих, а также для семейного взаимопонимания, покоя и мира в доме необходимо молиться данной реликвии.

Когда человеку нужно выполнить ответственное дело, то образ Девы Марии его поддержит.

В доме такую икону рекомендовано ставить напротив двери, так чтобы ей было «видно» глаза всех входящих в помещение людей. Перед тем, как установить святую реликвию выше половины стены, необходимо прочесть молебен. Через некоторое время можно заметить, что человек, у которого мысли злые, перестал приходить в дом.

Богоматерь является защитницей от преступного мира. Семья, которая молится такому святому лику, может быть уверена в том, что она защищена от плохих людей. Если у вас проблемы с начальством, то икона Девы Марии, которую вы возьмете с собой на работу сможет уберечь от ссор в коллективе.

Отли­чие третье

Отсут­ствие внеш­него источ­ника света. Свет исхо­дит от ликов и фигур, из глу­бины их, как символ свя­то­сти. Есть пре­крас­ное срав­не­ние ико­но­писи со све­то­пи­сью. Дей­стви­тельно, если вни­ма­тельно погля­деть на икону древ­него письма, то невоз­можно опре­де­лить, где нахо­дится источ­ник света, не видно, сле­до­ва­тельно, и пада­ю­щих от фигур теней. Икона – све­то­носна, и моде­ли­ровка ликов про­ис­хо­дит за счет света, изли­ва­ю­ще­гося изнутри самих ликов. Тех­ни­че­ски это осу­ществ­ля­ется особым спо­со­бом письма, при кото­ром белый грун­то­вый слой – левкас – про­све­чи­вает сквозь кра­соч­ный слой. Подоб­ная соткан­ность изоб­ра­же­ний из света застав­ляет нас обра­титься к таким бого­слов­ским поня­тиям, как иси­хазм и гума­низм, кото­рые, в свою оче­редь, выросли из еван­гель­ского сви­де­тель­ства о Пре­об­ра­же­нии Гос­пода нашего на горе Фавор.

Обрат­ная пер­спек­тива в иконе

Лик на иконе (слева) и лицо на кар­тине (справа)

По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высо­кую одних, и пре­об­ра­зился пред ними: и про­си­яло лице Его, как солнце, одежды же Его сде­ла­лись белыми, как свет (Мф. 17:1–2).

Сере­дина XIV сто­ле­тия была озна­ме­но­вана дли­тель­ной поле­ми­кой между двумя бого­слов­скими направ­ле­ни­ями, кото­рые по-раз­ному трак­то­вали при­роду Боже­ствен­ного фавор­ского света: исих­астами и гума­ни­стами. Гума­ни­сты счи­тали, что свет, кото­рым про­сиял Спа­си­тель, – это свет, кото­рый был явлен Спа­си­те­лем в опре­де­лен­ный момент; свет этот имеет сугубо физи­че­скую при­роду и потому досту­пен зем­ному зрению. Исих­а­сты, что в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «без­молв­ники», или «мол­чаль­ники», утвер­ждали, что свет этот присущ при­роде Сына Божи­его, но при­кро­ве­нен плотию, и поэтому увиден может быть только про­свет­лен­ным зре­нием, то есть гла­зами высо­ко­ду­хов­ного чело­века. Свет этот – нетвар­ный, он изна­чально присущ Боже­ству. В момент Пре­об­ра­же­ния Гос­подь Сам отверз очи уче­ни­кам, чтобы они смогли узреть то, что недо­ступно зрению обы­ден­ному.

Конечно, иси­хазм, как целост­ное хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние, особый путь узкими вра­тами пра­во­слав­ной аскезы к обо­же­нию, путь непре­стан­ной молитвы – умного дела­ния, не имеет пря­мого отно­ше­ния к свя­щен­ным изоб­ра­же­ниям. Хотя суще­ствует рас­про­стра­нен­ное мнение, что именно иси­хазм поз­во­лил сохра­ниться ико­но­пи­са­нию во всей пол­ноте, поз­во­лил осо­знать икону как пред­мет, кото­рый в своей сакраль­ной сути досту­пен не обы­ден­ному, а про­свет­лен­ному зрению, тогда как гума­низм спо­соб­ство­вал пере­рож­де­нию иконы в свет­скую живо­пись.

Говоря о свете на иконах, необ­хо­димо кос­нуться и такой харак­тер­ной детали ико­но­гра­фии как нимбы. Нимбы, как символ свя­то­сти, напо­ен­но­сти Боже­ствен­ным светом – важ­ней­шая осо­бен­ность хри­сти­ан­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний. На пра­во­слав­ных иконах нимб пред­став­ляет собой окру­жие, состав­ля­ю­щее единое целое с фигу­рой свя­того. Для запад­ных, като­ли­че­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний и картин, харак­терно другое рас­по­ло­же­ние: нимб в виде круга висит над голо­вой свя­того. Можно сде­лать вывод, что като­ли­че­ский вари­ант нимба – это награда, данная свя­тому извне, а пра­во­слав­ный – венец свя­то­сти рож­ден­ный изнутри. Пра­во­слав­ная тра­ди­ция изоб­ра­же­ния нимба пред­по­ла­гает соеди­не­ние двух воль: воли чело­века, стре­мя­ще­гося к свя­то­сти и воли Бога, откли­ка­ю­ще­гося на это стрем­ле­ние и воз­рож­да­ю­щего в чело­веке тот нега­си­мый свет, кото­рый дан каж­дому.

Нимб пра­во­слав­ный (слева) и като­ли­че­ский (справа)

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный. Ярославская область, XIII век. Государственная Третьяковская галерея

В православном искусстве широко распространены иконы и фрески, изобра­жающие платок с ликом Христа. Такие образы называются «Спас Нерукотвор-ный», «Чудотворный убрус»  Убрус — полотенце, плат. или «Мандилион»  Мандилион — с греч. «платок, плащ».. Здесь изображен не сам Христос, а его образ, чудесным образом отпечатавшийся на платке эдесского царя Авгаря. По легенде, больной царь послал художника, чтобы тот нарисовал и принес ему образ Христа, но Иисус, заметив старания художника, омыл лицо, отер тканью, и на ней отпечатался его лик (лицо Христа было мокрым, поэтому иногда образ называют «Спас „Мокрая Брада“»). Этот убрус принесли Авгарю, и позже он исцелился от болезни. Чудесный плат стал фактически первой иконой Спасителя — причем созданной не чело­ве­ком, а самим Богом. Надо отметить, что у легенды о царе Авгаре есть близ­кие аналоги: в Западной Европе была популярна схожая история о платке свя­той Вероники; нерукотворным образом Христа считалась Туринская плаща­ница  Туринская плащаница (итал. Sindone di Torino) — льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса после его смерти. Хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине. Согласно исследованиям, прове­денным с использованием радиоуглеродного анализа, настоящий возраст плащаницы — 650–750 лет..

Борода

Богач в аду. Фрагмент росписи собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. XIV век

Бороду на Руси считали важнейшим атрибутом взрослого мужчины

Брадо­бритие осуждалось как грех: нельзя изменять образ Божий (Творец наградил мужчин бородой, Христос носил бороду), уподобляться женщинам, лишать себя важного знака мужского начала и власти. Неудивительно, что почти все святые мужи изображались на иконах бородатыми

Отсутствие бороды может означать юный возраст святого — так, убитых по приказу Святополка князей братьев Бориса и Глеба легко отличить друг от друга именно по этому признаку: юноша Глеб, в отличие от старшего Бориса, бороды не носит.

Бесплотные духи, ангелы и демоны, разумеется, не имеют пола, и, соответ­ственно, у них не должно быть растительности на лице. А вот у дьявола иногда появляется борода. Это знак иерархического главенства: как и разворот анфас или более крупный размер, борода позволяет выделить дьявола в преисподней или отличить предводителя от окружающих его простых демонов.

Символика вещей

Дуб — древо жизни.

Дом — символ домостроения, созидания.

Гора — символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.

Красный крест — символ мученичества (и Возрождения).

Цветок анемона — знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).

Посох у ангела — символ небесного вестничества, посланничества.

Юноша с трубой — ветер.

Пеликан — символ чадолюбия.

Золотой венец — символ духовной победы.

Правая и левая стороны на иконе или фреске — тоже символы. Средневековый зритель знал, что слева от Христа — девы неразумные, справа — разумные.

Два-три дерева символизируют лес.

Луч с небесных сфер — символ Святого Духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.

Действие перед храмом, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма.

Икона Владимирской Божьей Матери

Один из наиболее почитаемых образов в русском православии — Владимирская икона с изображением Божьей Матери. По легенде она принадлежит кисти евангелиста Луки. Изображение, как гласит та же легенда, нанесено на деревянную столешницу, у которой собрались на трапезу Спаситель с Пречистой Девой и праведником Иосифом.

В Россию образ попал в 1131 году — его прислали в подарок Юрию Долгорукому. С тех пор он защищает Русь от иноземцев и являет чудеса. Так, рассказывают, что икона спасла землю русскую от Тамерлана, в 1480-м — от разорения Руси золотоордынским предводителем Ахматом, а в 1521-м избавила Москву от разгрома казанским ханом Мехмет-Гиреем.

Золотой фон

Слово «фон» происходит от французского fond (дно, глубина) . Золотой фон выглядит так, будто у него дна нет. Ольга Попова заметила:  «Мерцание золота создает впечатление бесконечной и иррациональной пространственной глубины фона… Золото фонов образует плотный барьер, за который невозможно проникнуть человеческому глазу; всякая сцена, изображенная, превращается в таинство»

Исследовательница обращает внимание на такое явление, как фон «сплошной золотой, даже без линии пола или земли». Далее она продолжает: «Фигура… кажется не имеющей земной тяжести и способной к парению» [4, с

50]. А мы посмотрим на византийскую икону, где на золотом поле словно возносятся Святитель Афанасий Александрийский и преподобный Антоний Великий.

Ослепительны золотофонные иконы уже упомянутого монастыря Св. Екатерины на горе Синай. Фигуры сцены Благовещения кажутся прозрачными, легко начертанными поверх пластины из чистого золота. Здесь, как и в синайской «Лествице», золото на золоте блестит. Считается, что в этой изысканной иконе такие символы, как дворец, храм, алтарь, городская стена, башня, врата и райский сад, подразумевают образ Небесного Иерусалима, «путь к которому был открыт в момент Благовещения» . 

О Небесном Иерусалиме и его художественном воплощении мы еще поговорим, когда коснемся древнего мозаичного искусства в храмовом пространстве.

«Спас Златая риза»

Из-за золотого оклада, который, к большому сожалению, ныне утрачен, икона и получила свое роскошное и неповторимое название. Писался «Спас» непосредственно для Руси византийским мастером в X столетии, на что указывают некоторые технические особенности.

Искусствоведы по позе Иисуса и манере исполнения выделяют этот шедевр в ряду других произведений. В русской земле «Спас Золотая риза» начинает свою историю в Софийском соборе Новгорода.

В 1700 году «Спас» был переписан и одежды Иисуса расписали золотым цветом, чтобы отвечать названию. Этот удивительный лик сына Божьего сохранился и его можно увидеть, посетив Успенский собор Кремля.

Золотое письмо

В древних иконах еще сохранились золотые линии, которыми могут светиться одежды, оклады книг Священного Писания, ангельские крылья, изящными прядями уложенные волосы Божьих посланников.

«Ангел Златые власы» – так называют древнерусскую икону Архангела Гавриила, при взгляде на которую душа умиляется и обращается к Небу. А ведь это лишь отблеск того праздничного образа, который был создан изначально. Фон его был совсем не зеленым, как сейчас, а блистал золотом. Остается довериться собственному воображению, чтобы представить это великолепие. Легкие золотые нити в переплетенных волнистых волосах, золотые лучи на одежде – лишь остатки драгоценного украшения этого возвышенного и печального Ангела.

Еще более светлый, лучезарный Архангел Гавриил из «Устюжского Благовещения» с радостью устремлен с благой вестью к Богородице.  На самом деле икона происходит не из Великого Устюга, а относится к новгородскому наследию. Она сверкала бы подобно солнышку, однако утратила большую часть своего золотого фона .

Совсем иной – строгий и величественный – предстает перед нами Нерукотворный Спас, где темные волосы Христа пролинованы золотистыми прядками четко и ритмично. Высокая упорядоченность и спокойная сила живут в данном образе.

Эти чудесные памятники Древней Руси принадлежат к XII веку, поистине веку золотому в культуре молодого христианского государства, и относятся к неповторимому наследию домонгольского периода.

Нельзя здесь не сказать об иконе, которую около 1130 года привезли в Киевскую Русь из Константинополя. До того, как ее вывезли во Владимир, она находилась в Богородичном монастыре Вышгорода, откуда и получила свое наименование «Вышгородская Богородица». Перед нами известная всем икона Владимирской Богородицы «Умиление». Она многое повидала на своем веку, но и сегодня сияет. Золотым первоначально был ее фон, золотые ленты моделируют одеяние маленького Спасителя, золотые звезды и линии украшают мафорий Богородицы.

Очень бы хотелось называть полосы сусального золота, а также тонкие золотые лучи и нити одним красивым словом «ассист», но тогда мы повторим распространенную ошибку, неоднократно воспроизводимую в литературе. Ведь на самом деле ассист – специальный раствор, на который накладываются тонкие полоски сусального золота. Само же такое золочение иконы поверх красочного слоя называется менее благозвучным, но правильным термином – «инокопь» . 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector