Разница между западниками и славянофилами

Содержание:

Возникновение западничества и славянофильства

Общественное движение в Российской империи в последние годы правления императора Александр I было связано с деятельностью декабристов. После подавления их выступлений, в годы царствования Николая I, сформировались два направления общественно-политической мысли – западники и славянофилы.

Рис. 1. Западники XIX век.

У каждого из этих направлений были свои предшественники в XVII-XVIII веке. К западникам допетровской эпохи следует отнести Бориса Морозова, Артамона Матвеева и Василия Голицына.

Взгляды славянофилов сложились к 1839 году, а западников – к 1841. Их формирование происходило под влиянием “Философических писем” Чаадаева, которые были опубликованы в 1836 году. Сами термины появились уже в ходе полемики 1840-ых. Известными представителями славянофилов были браться Киреевские и братья Аксаковы, а также философ Юрий Самарин. Среди известных западников можно назвать историков Грановского и Соловьева, писателя Тургенева.

Заслугой славянофилов стоит считать то, что своей деятельностью они пробудили интерес к истории и культуре русского народа. Например, Владимир Даль издал первый толковый словарь русского языка.

Рис. 2. Славянофилы XIX век.

Славянофильство, западничество: поиск исторического пути России

Сходства, различия и особенности течений

Термины «славянофилы» и «западники» первоначально не имели идеологического значения. После обострения конфликтов, начало которым положило «Философское письмо» Чаадаева, они стали применяться в отношении сторонников различных идейных течений либеральной мысли.

Сравнительная таблица идей славянофилов и западников:

Славянофильство

Западничество

Время формирования идей

1840-1850 гг.. Окончательно идеи сформированы к 1839 году.

1830-1850 гг. Оформилось как самостоятельное течение к 1841 году.

Особенности

Вера в национальное сознание, особый путь развития России.

Россия как европейская цивилизация с западными ценностями, идеалами, общественным и политическим устройством.

Политическая сфера

Самодержавная власть с элементами конституционной.

Критика политического строя России, абсолютной монархии. Стремление к демократическому строю, конституционной монархии.

Духовная сфера

Православие как путь к спасению и миру.

Приоритет — развитие науки, образования.

Экономическая сфера

Крестьянская община как элементарная ячейка экономики, крестьянские хозяйства.

Развитие частной собственности, промышленности, транспорта, а также свободной торговли на основе личной экономической независимости граждан.

Отношение к крепостному праву

Отмена с сохранением земель, общинное землевладение.

Отмена с полным упразднением помещичьих хозяйств.

Отношение к петровским реформам

Отрицательным отношение к политике Петра I, внедрению западных ценностей.

Признание петровских реформ, поощрение модернизации России, внедрения европейских технологий.

Известные представители

Основоположник — А.С. Хомяков; среди приверженцев — К.С. и И.С. Аксаковы, Н.Н. Страхов, М.В. Ломоносов, Ф.И. Тютчев, В.И. Даль и др.

Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, П. Боткин, И.В. Вернадский и др.

Общая природа славянофильства и западничества как социально-политических течений либерализма породила ряд сходств, таких как:

  • Осознание немедленной перестройки общества, необходимой для ее дальнейшего развития.
  • Главное условие экономического процветания — отмена крепостного права.
  • Неприемлемость военных столкновений, революционных движений — осуществление постепенных преобразований путем «реформ сверху».
  • ​​​​​​​Движение декабристов
  • Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская война и ее последствия для страны
  • Петровские преобразования. Абсолютизм
  • Северная война. Провозглашение Российской империи

Это интересно: СССР – Советский Союз. Республики СССР.

Западники славянофилы: таблица сравнения взглядов

Западники в большинстве своем были крупными помещиками и богатыми купцами. В свою очередь к славянофилам принадлежали дворяне со средним уровнем дохода, а также купцы. Ниже приведены взгляды западников и славянофилов на ключевые сферы развития России, политику Петра I, а также представители обоих общественно-философских направлений.

Объект сравнения

Западники

Славянофилы

Форма правления

Республика или конституционная монархия

Неограниченная власть царя — самодержавие

Крепостное право

Немедленная ликвидация, введение наемного труда

Отменить, но оставить крестьянские общины, предоставив каждой из них землю

Экономика

​Переход от аграрного общества к индустриальному по примеру стран Западной Европы

Плавное развитие экономики, постепенный переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры — к фабрике.

Религия

Четкое разделение светской и духовной власти

Религия является основным фундаментом для строительства государства

Петровские реформы

Крайне позитивное отношение, единственно верный путь

​Негативное отношение, Россия сбилась со своего особого пути развития

Представители

И.С. Тургенев, Н.П. Огарёв, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, М.Е. Салтыков-Щедрин,

Н.А. Некрасов,

С.М. Соловьев и т. д.

Ф.И. Тютчев, В.И. Даль, А.С. Хомяков, В.А. Черкасский, С.Т. Аксаков, К.С. Аксаков, Ф.В. Чижов, Ю.Ф. Самарин, Д.А. Валуев и т. д.

Сравнительная характеристика западников и славянофилов

Позиции для сравнения

Западники

Славянофилы

Пути дальнейшего развития России

Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта.

У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения.

Пути преобразований и реформ

Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.

Все преобразования только мирным путем.

Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю

Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители).

Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие.

Отношение к крепостному праву

Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики.

Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп).

Отношение к возможностям развития экономики

Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран.

Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно.

Отношение к религии

Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов.

Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.

Отношение к Петру I

Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов.

Западники считали его великим преобразователем и реформатором.

Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

Россия в первой половине XIX века

Итак, западники – это кто такие? Прежде чем ответить на этот вопрос, стоит хоть немного ознакомиться с социальной, экономической и культурной ситуацией, в которой пребывала Россия в первой половине позапрошлого века.

В начале XIX века Россию ожидало непростое испытание – Отечественная война с французским войском Наполеона Бонапарта. Она носила характер освободительной, и спровоцировала небывалый подъем патриотических чувств среди широких масс населения. В этой войне русский народ не только отстоял свою независимость, но и значительно укрепил позиции своего государства на политической арене. Вместе с тем Отечественная война унесла тысячи жизней и нанесла серьезный ущерб экономике России.

Говоря об этом периоде российской истории, нельзя не упомянуть о движении декабристов. Это были преимущественно офицеры и зажиточные дворяне, которые требовали реформ, справедливых судов и, конечно же, отмены крепостного права. Однако восстание декабристов, состоявшееся в декабре 1825 года, провалилось.

Сельское хозяйство в первой половине XIX века в России по-прежнему носило экстенсивный характер. В то же время начинается активное освоение новых земель – в Заволжье и на юге Украины. В результате технического прогресса во многие отрасли промышленности внедрились машины. В итоге производительность выросла в два-три раза. Значительно ускорились темпы урбанизации: количество городов в Российской империи в период с 1801-го по 1850 год выросло почти вдвое.

Корни появления славянофилов и западников

Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.

Истоки славянофильства

Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:

  1. Религиозные ценности.
  2. Москва есть третий Рим.
  3. Реформы Петра

Религиозные ценности

Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.

Москва есть третий Рим

Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.

Реформаторская деятельность Петра

Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».

Истоки западничества

Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:

  • Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
  • Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.

Представители

Основоположник «славянофильства» Алексей Хомяков. Автопортрет, 1842

Сторонники славянофильства (славянофилы, или славянолюбы) отстаивали точку зрения о существовании для России собственного, самобытного пути исторического развития. Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков, деятельную роль в движении играли И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, И. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, Ф. В. Чижов. Одновременно с ними некий Эван Романовский, поляк по происхождению, узнав о славянофилах и поддержав их, начинает собирать вокруг себя сторонников этого направления по всей Европе. Общество, созданное им, в результате было названо «Европейское Общество Истории Происхождения Народов», его члены называли себя славянофилами и главной задачей считали упразднить масонство и его идеологию. Позже выделилось движение так называемых почвенников, или умеренных славянофилов, яркими представителями которых являлись А. А. Григорьев, Н. Н. Страхов, Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский и его старший брат М. М. Достоевский. Среди наиболее известных славянофилов числились также Ф. И. Тютчев, А. Ф. Гильфердинг, В. И. Даль, Н. М. Языков. К славянофильству примыкал в определённый период своей жизни известный историк — правовед К. Д. Кавелин. Несмотря на то, что в дальнейшем Константин Дмитриевич ушёл от славянофильства, примкнул к западникам, затем разорвал и с ними, до конца своих дней он сохранил добрые отношения со многими представителями этого направления общественного движения России и до конца своих дней, по сути, оставался последовательным представителем русской самобытной социально-политической и философской мысли. 

Славянофилы, российские общественные деятели и выразители идей Святой Руси, сыграли большую роль в развитии русского национального сознания и формировании национально-патриотического мировоззрения. Славянофилы предложили концепцию особого пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как христианского вероучения, заявляли о неповторимости форм общественного развития русского народа в виде общины и артели.

И. В. Киреевский писал:

Славянофильство особый акцент делало на русском крестьянине, в котором «ключ нашего национального существования», в нём — «разгадка всех особенностей нашего политического, гражданского и экономического быта…от материального, умственного и нравственного состояния нашего крестьянства зависели, и будут зависеть успехи и развитие всех сторон русской жизни». 

Славянофилы чаще всего собирались в московских литературных салонах А. А. и А. П. Елагиных, Д. Н. и Е. А. Свербеевых, Н. Ф. и К. К. Павловых. Здесь в горячих спорах со своими либерально-космополитическими противниками славянофилы представляли идеи русского возрождения и славянского единства.

Западничество, отличия от славянофильство

Западничество — либеральное течение русской общественно-политической мысли, сформировавшееся в 1940-х годах в полемике со славянофильством. Западники стремились к тому, чтобы Россия усвоила высшие достижения европейских наук и плоды Просвещения, достигла тех же высот социально-экономического и политического развития, не преувеличивала различия в традициях и психологии, значение религии и Церкви, научилась в полной мере ценить и признавать политическую и экономическую свободу, идеи прав человека и равенства людей не только перед Богом, но и в реальной общественной жизни. Классический Запад был светским и космополитическим движением, хотя и не чуждым внецерковному христианству и патриотизму.

Возникновение движения вестернизации можно разделить на три этапа. Первый этап связан с основанием Николаем Владимировичем Станкевичем в 1831 году философского кружка для изучения немецкой классической философии, который вытеснил кружок мудрецов, занимавшихся тем же делом. Она объединила как будущих идейных западников, в частности Виссариона Григорьевича Белинского, Михаила Александровича Бакунина, Бориса Николаевича Чичерина, Александра Ивановича Герцена, Николая Платоновича Огарева, Тимофея Николаевича Грановского, Василия Петровича Боткина, так и славянофилов, упомянутых в первой главе. Второй этап связан с публикацией нашумевших «Философических писем» Чаадаева, которые вызвали замешательство как в кружке, так и в обществе. И третий этап ознаменовался публикацией в 1840 году статей Белинского под общим названием «Россия до Петра Великого», которые стали своего рода манифестом западничества. К этому времени его кружок был распущен в связи с отъездом Станкевича за границу.

В то же время неоднородность российской вестернизации начала проявляться уже в начале 1840-х годов. Между ними возникла полемика по самым разным социально-политическим и философским проблемам. В результате движение сформировалось в двух направлениях — революционно-демократическом (левое западничество) и либеральном (правое западничество). К первой принадлежали Белинский, Герцен, Огарев; ко второй Грановский, Константин Дмитриевич Кавелин, Боткин, Павел Васильевич Анненков, Иван Сергеевич Тургенев, Иван Александрович Гончаров и др. Правое крыло было более многочисленным, чем левое. Главное различие заключалось в том, что если правые опирались на уже готовый и устоявшийся в своих формах и институтах Запад, то левые опирались на будущий, социалистический Запад, на идею, которая еще нигде и никогда не была материально воплощена. Их привлекал западноевропейский порядок, потому что он давал простым массам возможность бороться за свои интересы против капиталистов за социализм.

Социально-политические течения 1830-гг.

Россия первой половины XIX века представляла собой благодатную почву для формирования и развития русской общественно-политической мысли. Конфликт основных идейных течений этого периода — консерватизма, либерализма, утопического социализма — определил дальнейшую историю страны.

Формирование, развитие и особенности основных идеологий

Характерно, что противопоставление России и Запада, позднее отраженное в доктринах консерваторов, являлось частью официальной государственной идеологии согласно Манифесту от 13 июля 1826 года. Николаем I страна провозглашалась обособленной от западной цивилизации, ее либерально-демократических идей. Эта концепция в дальнейшем стала основой для создания теории официальной народности с ее лозунгом: «Православие. Самодержавие. Народность». Ее противоположность — идейные доктрины либералов, признающих лишь западные ценности.

Так, в период правления Николая I общество оказалось расколото на несколько лагерей, имеющих собственный взгляд на историю и развитие России:

  • Консерваторы — представители общественно-политического течения, утверждающего самобытность страны, необходимость сохранения исторических основ и порядков. Главным условием процветания общества считали укрепление самодержавной власти. Известные идеологи: С. Уваров, Н. Карамзин, Ф. Булгарин, М. Погодин.
  • Либералы — сторонники идей свободного общества, отмены изжившего себя крепостного права, перехода к конституционной монархии. Решение социально-политических проблем видели в постепенной перестройке общества, усилении роли народного мнения в жизни страны. Среди последователей числятся П. Чаадаев, А. Гончаров, И. Тургенев, В. Майков, С. Соловьев.
  • Приверженцы социалистических принципов, сформировавшие учение, называемое русским утопическим социализмом, занимались распространением идей западного революционного движения. Пропагандой их среди населения, а также подготовкой возможного народного восстания занимались члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, среди которых — А. Майков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин.

Это интересно: Советско-финская война: слава или позор Красной армии?

Различия во взглядах западников и славянофилов

Славянофилы Западники
Предпочтительный путь развития России Свой особый путь с опорой на традиции православия, самодержавия и патриотизма. Использование опыта стран Европы, либеральный западный путь развития.
Отношение к Петру I и его реформам Негативное. Славянофилы утверждали, что петровские реформы толкнули Россию на чуждый ей путь. Положительное. Западники видели в нём великого реформатора и преобразователя, прорубившего «окно в Европу».
Отношение к крепостному праву Отмена крепостной зависимости при условии сохранения традиционного уклада жизни и крестьянских общин. Отмена крепостной зависимости , стимулирование промышленности и развитие сферы работы по найму.
Отношение к роли религии в жизни государства Православие – один из столпов, на которых покоится благополучие страны. Россия должна выполнить свою святую миссию в мире. Роль религии в управлении государством необходимо ограничить.
Отношение к самодержавию Положительное. Славянофилы видели в самодержавии одно из необходимых условий процветания России. Негативное. Западники выступали за введение конституции и ограничение власти монархии.
Предпочтительный путь преобразований. Мирный. Реформы должны исходить от верховной власти. Но ряд радикальных представителей ратовал и за резкие революционные перемены. Мирный. Революции недопустимы.
Предпочтительный путь развития экономики. Свой уникальный путь, но с допустимым использованием технологических достижений западных стран, таких, как железные дороги и фабрики Использование опыта и технологических достижений западных стран для стремительного развития экономики. Без ограничений.

Отказ от европеизма — путь за пределы истории

Славянофилов часто обвиняли и обвиняют в идеализации русской истории и желании восстановить старое. Эти обвинения совершенно необоснованны. Они прекрасно понимали, что к прошлому нельзя вернуться, что историю нельзя отменить, и что изменения, вызванные, например, реформами Петра I, необратимы. Они выступали не за возврат к прошлому, а за восстановление жизнеспособных основ российского общества в изменившихся условиях.

Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы мечтали о создании системы новой русской философии, подобной системе Григория Сковороды, построенной на религиозных идеях православия. Если им это не удалось, они все равно были «зачинателями, творцами всего того оригинального, что дала впоследствии русская философская мысль». Их главная заслуга в том, что они резко и убежденно обратились к Православной Церкви, как к единственному источнику истины и окончательному судье всех человеческих мыслей и домыслов.

Самый выдающийся из славянофилов достиг той же духовной гармонии и цельности, что и А.С. Пушкин. Эту цельность души они обрели, изучая «духовную философию Церкви», которая оставалась почти неизвестной философам XIX века и от которой духовные просветители русского народа Сергий Радонежский и другие русские святые обрели цельность ума, которую они передали русскому народу.

Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России в почвенничестве возникло прямое продолжение славянофильства. Их идеи также оказали большое влияние на философию универсализма.

Учение славянофилов, как и сами славянофилы, не имеют ничего общего с учениями их идеологических противников — западников — «людей с нарушенной психикой». Учение славянофилов исходит из основной духовной традиции православия — борьбы с духовным «лимбом». Славянофилы не только словом боролись против духовного разложения русской образованщины со времен Петровской революции, но и личным примером доказывали, что православие способно вернуть душе образованного человека былую целостность.

Основными характеристиками славянофилов были цельность и разум, а западников — амбивалентность и рациональность. Во многих проявлениях жизни это различие ярко выражено:

  1. В Западной Европе — аргументированное и отстраненное богословие, обоснование истины логической связью понятий; в России — стремление к истине «через внутреннее возвышение самосознания к сердечной цельности и средством разума»;
  2. На Западе — государственность от насилия завоевания; в России — от естественного развития народной жизни;
  3. На Западе — враждебное размежевание сословий, — в Древней Руси — их «единодушная совокупность».
  4. На Западе — земельная собственность является первым отношением гражданских отношений, в России — собственность является лишь случайным выражением личных отношений;
  5. На Западе — формально-логическая законность, в России — вне повседневной жизни.

Сравнительная характеристика идеологий

В литературных салонах кипят споры. Дома Елагиных, Свербеевых стали модными местами для посещения творческой элиты. Всем было интересно, кто кого победит в жесткой полемике. О чем же вели спор эти образованные и интеллигентные люди? Чтобы наглядно понять разницу в позициях и принципах, предлагаем ознакомиться с таблицей (табл.1).

Таблица 1. Сравнительная таблица отличий славянофилов и западников

Славянофилы Западники
Теоретики И. П.и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, А. С. Хомяков, Ю. В. Самарин С. М. Соловьев, Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, И. С. Тургенев
Отношение к существующему политическому строю Одобряли самодержавие, но утверждали лозунг “Сила власти — царю, сила мнения- народу” Считали идеалом конституционную монархию европейского образца
Отношение к крепостному праву Были против Относились негативно
Отношение к реформам Петра I Считали, что Петр I больше навредил, чем принес пользы, критика его реформ Идеализировали петровские преобразования

И те, и другие критиковали николаевский режим, а также верили в процветающую Россию.

Общественные движения в России в 1840-1850-х годах

Общественно-политические движения в России во второй четверти XIX века заметно оживились, несмотря на реакционную политику Николая I. И это оживление во многом было связано с идейным наследием декабристов. На вопросы, поставленные ими, пытались найти ответы на протяжении всего девятнадцатого столетия.

Главной дилеммой, которая горячо обсуждалась в те времена, стал выбор пути развития для страны. И каждый видел этот путь по-своему. В итоге родилось множество направлений философской мысли, как либеральных, так и радикально-революционных.

Все эти направления можно объединить в два больших течения:

  1. Западничество.
  2. Славянофильство.

«Консерваторы, западники и славянофилы»

Общественная мысль во второй половине XIX в. Официальная государственная идеология. Консерваторы, западники и славянофилы (общее и различия). Таблицы, схемы, кратко…

Консерваторы

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.

Теория Уварова была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.

Славянофилы и западники

В полемике о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество. Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829—1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.

Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник». По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни.

В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.

Утопический социализм

К середине XIX в. в среде российской интеллигенции приобрела популярность идея утопического социализма, учения о справедливом устройстве общества.

Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм» впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими, потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм.

Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.

Таблица «Консерваторы, западники и славянофилы»

Конспект урока по Истории России «Консерваторы, западники и славянофилы».

Следующая тема: «Начало промышленного переворота».

Итоги спора западников и славянофилов

Время показало, что спор между западниками и славянофилами положительным образом повлиял на развитие России. Их полемика способствовала возникновению в среде интеллигенции интереса к социальным проблемам и развитию общества в целом. Формально западники победили, так как именно их идеи постепенно воплотились в реальность:

  1. Крепостное право было отменено 3 марта 1861 года;

  2. Церковь полностью отделилась от государства;

  3. Республиканская форма правления пришла на смену самодержавию в результате Февральской революции в 1917 году.

Главная заслуга славянофилов — привлечение интереса к русской истории и культуре. Например, Владимир Иванович Даль составил «Толковый словарь живого великорусского языка», которым мы пользуемся и по сей день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector