Клинская икона

Крушение царского поезда

Предание гласит, что Клинский образ Божией Матери написал неизвестный монах или странник за одну ночь в зале ожидания железнодорожного вокзала Клина. Это случилось во время крушения царского поезда, в котором ехал Александр III. Клинчане в зале ожидания вокзала молились перед этой иконой о здоровье царской семьи, попавшей в железнодорожную катастрофу.

Крушение произошло в октябре 1888 года у станции Борки под Харьковом, когда царь ехал с семьей из Крыма в Санкт-Петербург. В поезде была также царица Мария Федоровна и дети: Николай – будущий император Николай II, Георгий, Ксения, Ольга и Михаил. Десять из пятнадцати вагонов состава из-за технической неисправности пути обрушились с высокой насыпи. Вагон царской столовой, где находился Александр III, опрокинулся и разбился. По счастливой случайности никто из царской семьи не погиб и не пострадал. Тем не менее, скончалось два десятка слуг и еще около семидесяти получили увечья. В благодарность Богу за чудесное спасение Александр III велел заложить у места крушения Спасо-Святогорский скит и храм Христа Спасителя. Эта церковь вмещала полторы тысячи человек.

Заочные богословские курсы

Что такое религия? Нужна ли она? А если нужна, то какая? Эти вопросы время от времени встают перед каждым человеком. Поиск смысла жизни во все времена не давал покоя мыслящим людям. Вопрос о смысле жизни и, вслед за ним, вопрос о религии актуален и сейчас. Не хочу сказать, что он очень популярен, но актуален. И здесь мы сталкиваемся с проблемой безграмотности широких масс населения в вопросах религии. Вследствие этой безграмотности многие молодые активные люди, ищущие смысл в жизни, попадают в различные секты. Очень модно стало обращаться к религиям Востока в поисках сакральной истины.

Православие становится непопулярным не потому, что изжило себя, а потому, что люди зачастую имеют о нем весьма поверхностное представление. В связи с этим очень остро стоит проблема нехватки в церковных кругах людей, обладающих более глубокими знаниями и способных давать обоснованные ответы на вопросы окружающих их людей о Православии. Для решения этой проблемы при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Клинского благочиния в 2002 году, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, были организованы православные богословские заочные курсы. В основном они ориентированы на воцерковившихся людей и людей, серьезно интересующихся христианством. Другими словами, они организованы для людей, уже знакомых с Православием и желающих повысить уровень своих знаний в области богословия и религиоведения. Курсы рассчитаны на три года обучения. Срок довольно длительный, но за это время слушатели получают очень широкий спектр знаний.

Чему же обучаются на богословских курсах?

Слушатели учатся глубже понимать тексты Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Это не такая простая задача, потому что священные тексты были написаны много веков назад, и нашему современнику не так просто уловить их глубинный смысл.

Изучается Православное богослужение, чтобы понять его смысл, значение, узнать его многовековую историю. История вообще имеет огромное значение, ведь изучая ее, мы по-новому осознаем современность. Поэтому в программе обучения значительное место занимает История Церкви, и в том числе История Русской Церкви.

Также слушатели курсов изучают православное догматическое богословие

Ему отводится очень важное место, потому что в русле этого предмета выводятся основные истины вероучения Православной Церкви, которые на протяжении всей истории Церкви отстаивали и защищали Святые Отцы. Становление и развитие догматической мысли происходило в период эпохи Вселенских Соборов

Наша задача — донести до своих слушателей всю глубину и ценность богословских истин, показать как и в каких спорах они рождались, как они облекались в ту форму, в которой дошли до наших дней. Надо научить человека самостоятельно и грамотно рассуждать о богословских вопросах.

Другое направление обучения — изучение неправославных религий и религиозных образований.

В курсе «История религии» слушатели знакомятся с религиями Египта, Древней Греции и Рима, а также с индуизмом, буддизмом, исламом, зороастризмом и так далее.

«Сектоведение» — это предмет об учении, методах, истории и конкретном виде тоталитарных сект. Его можно смело назвать курсом религиозной безопасности. В ходе изучения этого предмета слушатели смогут практически безошибочно определять различных сектантов, которых можно встретить на улицах города. Здесь наша цель — научить ориентироваться в многообразии современных и классических религиозных течений.

Преподавание ведется дипломированными специалистами в области богословия и религиоведения. По окончании выдается Свидетельство об окончании православных богословских заочных курсов при Клинском благочинии Московской Епархии. Обучение на курсах бесплатное и, как уже было сказано, построено по заочной форме.

Как построен процесс обучения? Занятия проводятся в выходные дни. Каждый преподаватель проводит установочные занятия по своему предмету, дает задания. По результатам самостоятельной работы проводятся семинары и экзамены.

Другие материалы о заочных богословских курсах при Скорбященском храме г. Клина:Богословские курсы как возможность познания Бога

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Другой инцидент с царским поездом

Царский генерал и военный министр Сухомлинов считал, что крушение поезда Александра III в 1888 году было не технической катастрофой, а диверсией революционеров. Прецедент уже имелся: в 1879 году народовольцы планировали подорвать поезд его отца Александра II на пути из Крыма в Москву.

Взрыв произошел на Курской дороге в районе Андроновки под Москвой. Преступники тщательно готовились к диверсии. Мужчина и женщина купили по поддельным документам двухэтажный дом крестьянки Тихомировой у железной дороги. Они стали рыть подкоп и класть провод, чтобы дистанционно взорвать динамит, заложенный на пути. В подземный тоннель мог залезть человек на корточках, но живший по соседству полуслепой и глухой старик из числа староверов, не заметил, как новые хозяева проделали такую большую работу. Из окошка своего сарая террорист видел поезда. Ему было достаточно соединить два контакта, чтобы бомба взорвалась на рельсах.

Народовольцы знали, что из Крыма поедут два поезда: в царском был Александр II, а впереди него шел свитский состав. По счастливой случайности в Харькове свитский поезд задержался, и царский состав поехал впереди. В итоге террористы пропустили царский поезд, приняв его за свитский, а подорвали вагон с фруктами.

Состав прихода

До 1881 года состав прихода разделялся на две половины. Одна состояла под владением первого священника, другая под владением второго священника. На часть первого священника приходилось, как видно из исповедальных описей за 1827 год, домов — 103, душ мужска пола 369, душ женска пола 429. На часть второго священника домов – 106, душ муж. пола 373, женска 438, с 1881 года такое разделение закончилось, и требы в приходе совершаются священниками поочередно. В состав прихода с давнего времени входят: а) граждане города, за исключением небольшой части, причисленной к Успенской церкви; б) все живущие на Клинской станции; в) крестьяне Ямской подгородной Слободы; г) часть мещан (бывших прежде дворовыми и крестьянами господ Яковлевых), проживающих в подгородном сельце Талицах и д.) крестьяне деревни Лаврово (прежде бывшие ямщики), находящейся на расстоянии 3-х верст от города. «В настоящее время в приходе соборной церкви числится: в городе домов 155 (душ мужска пола 469, женска пола 504); на Клинской станции домов 25 (мужска 86, женска 89); в Ямской слободе домов 54(душ мужска пола 151, женска пола 184); в селе Талицах домов 6(душ мужска пола 16, женска 23); в деревне Лаврово домов 60(душ мужска пола 217, женска пола 205). Всего домов 300, душ мужска пола 939, женска 1005. Прихожане православного вероисповедания, раскольников не было и нет. Городские прихожане – мещане и купцы занимаются торговлею, а крестьяне ямской Слободы и деревни Лаврово занимаются земледелием и частью – извозом; до проведения Николаевской железной дороги все они числились ямщиками». Далее пишется о числе рождений, браков и смертей в приходе. О числе умерших автор пишет: «Самое большое было в 1825 году, когда умерло 118 человек, и большинство, именно 29 душ, от оспы и в 1848 году, когда свирепствовала холера, умерло 176 душ». Далее пишется об умерших долгожителях в возрасте 90-109 лет. — 1834г. – ямщик 109 лет, — 1835г. – клинский мещанин 108 лет, — 1845г. – клинская мещанка 95 лет, — 1852г. – клинской Ямской Слободы ямщик Дерюгин 96 лет, — 1885г. – клинский мещанин Скоков 94 года, — 1858г. – солдатка Кралина 97 лет. В числе погребенных «в 1851 г. сентября 5 дня значится 3 машиниста, убитых 4 сентября близ Клинской станции, при столкновении двух поездов, и ещё предан земле убитый мастер Томсон, лютеранского вероисповедания». Значительное число умерших было в 1871 г., когда свирепствовала холера в июле и августе, от неё умерло 61 возрастных и 60 младенцев. «Особых праздников в приходе нет: впрочем, многими из прихожан почитаются пятницы, начиная с 9-ой недели и оканчивая пятницею перед Ильиным днём. Почему этим пятницам дано преимущество неизвестно. Крестных ходов установлено четыре: -в преполовение(?) и в Ильин день кругом всего города. Первый неизвестно почему и с какого времени установлен; -второй с 1848 года в воспоминание избавления от холеры, -третий ход 11 июля в той части города, которая уцелела во время пожара в 1885 году, установлен в 1886 году в благодарение за помилование от огненной стихии, четвёртый ход бывает 28 июля по одной улице «Поповка» за избавление от холеры в 1872 году.

Различные события в приходе

В городе Клину нередко бывали пожары, от которых несли большой ущерб прихожане и притча соборной церкви. Особенно памятны 2 пожара: бывший в 1856г. авг. 14 дня, в приходе сгорели 39 домов и строений притча и опустошительный пожар, бывший в 1885г. июля 11 дня, когда сгорело более 150 домов, в числе их и дома притча, церковная сторожка и сарай. В 1872г. июня 18 дня, Божественную литургию служил Преосвященный Викарий Леонид, который после литургии освятил часовню, устроенную на Градской площади, в память избавления Государя Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности в 1866г. ( На императора Александра II. Которого в народе называли « освободителем» было совершено 7 покушений, последнее оборвало его жизнь).

Капитал и доходы церкви

В этом разделе обстоятельно описано количество капитала в церкви. В самом начале написано, что «неприкосновенного» капитала в соборной церкви немного. Всего в 1892 году состояло билетами 650 рублей. Объясняется это тем, что церковь имела большие расходы. В этом разделе сказано, как и от кого поступали пожертвования и на строительство храма. В частности указано, что в 1829 году получено в Москве от сборщика, крестьянина Егора Петровича на построение храма 128 рублей, от неизвестного 36 рублей. В 1830 году от сборщика 156 рублей и от прихожан купцов и мещан, от всего общества пожертвовано 1000 рублей. От неизвестного 30 рублей . В 1833 году собрано от доброхотных дателей 714 рублей. В 1834 году от приезжего купца Коробова на строение церкви 85 рублей 50 копеек. От клинского купца Григория Гаврилова на паникадило 500 рублей, от доброхотных дателей, на образа 1083 рубля. …… В 1857 году сумма была 13240 рублей и с этого года сумма только убавлялась, потому что были «предприняты живописные стенные работы в соборе, золочение иконостаса и мраморные работы». Сказано, что «для сих работ нанят был художник Егор Алексеевич Чернов и мраморщик Типаев. В 1861 году на украшение храма было пожертвовано клинским купцом Алексеем Ивановичем Ворошиловым 2000 рублей. Брала церковь и долги в других храмах. В этом разделе написано и о пожаре 1885 года: «В 1885 году в июле месяце был в Клину очень большой пожар, от которого пострадали и церковные здания. На поправку оных в 1886 году потрачено 2100 рублей и в 1887 году 2900 рублей. В 1891 году был значительный расход, вследствие внутреннего подновления храма и устройства духовой печи в Троицком соборе, который до этого времени был холодный. В конце раздела названы имена старост собора. Значатся купцы Арсений Воронков, с 1869 года Серапион Воронков; С 1877 года – клинский купец Александр Сергеевич Немчинов. (Далее приписано другим почерком: «По смерти Александра Немчинова место старосты 16 июня 1901 года заслужил клинский купец Василий Григорьевич Орлов»

Часовня Александра Невского и покушение

В 1880-е годы Клинскую икону перенесли из зала ожидания вокзала в часовню святого Александра Невского. Там она хранилась полвека, а часовня с тех пор получила в народе второе название Богородицкой. Часовню построили рядом с вокзалом еще в 1866 году в память о другом покушении на Александра II.

В апреле 1866 года в Санкт-Петербурге террорист-народоволец Дмитрий Каракозов стрелял в Александра II. Царя спас костромской крестьянин Осип Комисаров, который случайно оказался рядом с террористом. В день покушения Осип Комисаров отмечал именины и после церковной службы пошел к толпе, ожидавшей царя у Летнего сада. Комисаров рассказывал следующее: «Сам не знаю что, но сердце мое как-то особенно забилось, когда я увидел этого человека… Я невольно следил за ним. Вдруг я вижу, что этот человек вынул и целит пистолет… Я невольно с силой толкнул его руку к верху. За тем ничего не помню, меня как самого отуманило и, очнувшись, я вижу только, что меня целует какой-то генерал».

Пуля пролетела над головой императора. Каракозова арестовали и повесили, а Осипа Комисарова по царской милости наделили потомственным дворянством. Поступок крестьянина сравнивали потом с подвигом легендарного Ивана Сусанина, ведь Комисаров был земляком спасителя первого царя из династии Романовых.

На месте покушения в Летнем саду в Петербурге царь возвел часовню в честь Александра Невского. Этот святой был небесным покровителем  Александра II. Похожие часовни позже стали появляться в разных городах Российской империи. В Клину построили две Александровские часовни: еще одна стояла на площади у Троицкого собора. Александровская-Богородицкая часовня у вокзала долгие годы использовалась под билетную кассу, а в 1970-е годы ее снесли. В 2017 году на месте, где стояла часовня, установили деревянный крест и стенд с краткой информацией о Клинской иконе и часовне. Ее планируют восстановить в 2018 году в прежнем виде.

О земле

« Усадебной земли под строением притча отведено по городскому плану по 8 саж.(17 м) поперечнику и 30 саж.(64 м) длиннику на каждого члена. На сей земле притчом и построены собственные здания; кроме сей земли во владении притча находятся церковные земли, две пустоши: « Базьянова» и « Лапиха», первая пустошь заключила в себя (до 1844г. проведения Николаевской ж.д.) 87 десятин, частью пахотной, частью сенокосной; к возделыванию она была неудобна и вообще малоценна. В 1844г. при проведении Николаевской ж.д. отчуждена была из сей церковной пустоши 36 д. 800 квадр. саж. и правительством выдано было 3142 руб. 94 коп., каковая сумма и внесена под 4 процентные непрерывно доходные билеты. « Вследствие открытия 1 ноября 1851 года, железной дороги церковную землю стали брать в аренду, частию под огороды, частию под склады строевого леса и дров, а частию для возделывания на ней построек, в которых проживали кочегары, сторожа и другие лица, служащие на станции железной дороги; затем впоследствии устроена на сей земле гостиница. Чрез это известность земли возросла более, нежели в десять раз и теперь составляет для притча главную статью дохода. Друга пустошь « Ляпиха» находится в 3-х верстах от города и заключает в себя 19 десятин 398 кв. сажень, малоудобная и никакого дохода не доставляла притчу, в 1890г. сдана в аренду за 60 руб. из них 3142 руб. 94 коп. поступило от правительства за церковную землю, отошедшую под линию железной дороги, а остальные от разных лиц пожертвованы за вечное помилование родственников их». Далее приписка другим почерком: «Составлено 1893 года протоиреем Троицкого собора Львом Державиным» Дополнение к стр. 42 « Летописи», записано после 1893 г., другим почерком: « 25 июня 1894 года с разрешения Преосвященнейшего Тихона Епископа Можайского была привезена в Клинский Троицкий собор досточтимая святыня Ильинского(?) скита, что на Св. Афонской горе, именно: чудотворная икона Божией Матери « Млекопитательницы»,- крестовидная часть древа животворящего креста Господня и левая стопа Св. апостола Андрея Первозванного, находившаяся с сентября месяца 1893 г. по июнь 1894 г. в Москве. В Клину святыня сия пребывала три недели: с нею монашествующая братия Ильинского скита ежедневно обходила дома жителей города и подгородной слободы, совершая молебные пения. Для означенной святыни на средства пожертвованные жителями города Клина (приблизительно 500 руб.) был установлен металлический ковчег весьма художественной работы, который и был освящен в Клинском Троицком соборе 17 декабря 1894 г. по вторичном прибытии святыни из Москвы в Клин, в котором святыня находилась 3 дня. 31 октября 1894 г., в 3-ем часу пополудни на Клинской станции Николаевской железной дороги останавливался поезд, на котором сопровождаемый Высочайшими особами, тело в бозе почившего в Ливадии 20 октября в 2ч. 15 мин. Пополудни Государя Императора Александра III. Лица, служащие на станции имели счастье поклониться гробу Царя Миротворца. Скорбная весть о кончине Его Императорского Величества достигла Клина утром 21 октября в 2 часа дня. Троицкий соборный комплекс сформировался к середине XIX в. из Троицкого собора, Воскресенского храма, трехъярусной шатровой колокольни и здания церковноприходской школы, построенного в XVIII в., сооруженных усердием прихожан. Троицкий собор возвели в 1836 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина). Для него специально готовили особо крепкие кирпичи, а в скрепляющий раствор добавляли яйца, которые собирали по окрестным деревням. В этом же году храм освятил святитель Филарет, митрополит Московский. В соборе было три престола: главный — во имя Святой Троицы, приделы — в честь Казанской иконы Богоматери и во имя святителя Николая. Здание построено в стиле классицизма, с треугольными фронтонами по сторонам, с белокаменными деталями. Собор занимает главенствующее положение в комплексе. Между ним и Воскресенской церковью находится колокольня, построенная в 1769 г. также на пожертвования прихожан. Она выстроена в форме восьмигранного столба. Самый большой из 12 колоколов — весом в пять тонн с лишним — был отлит в 1786 г. В мае 1924 г. Троицкий собор перешел в ведение обновленческой общины. В 1930-е гг. здания комплекса были отобраны государством и перестроены: Троицкий собор — под общественную столовую, колокольня — под водонапорную башню, здание церковноприходской школы — под общежитие ГПТУ.

Деятельность священнослужителей и прихожан храма

После празднования 1000-летия Крещения Руси в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клина (Скорбященской церкви) стали возникать разные формы духовно-просветительской деятельности.

С 1989 г. при храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» работают детская и взрослая Воскресные школы. В настоящее время преподавание ведется в шести детских группах и пяти взрослых.

Занятия в воскресной школе при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Десять лет священнослужители и прихожане храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» преподают теологические дисциплины студентам кафедры «Теология» Клинского филиала Московского государственного социального университета

Двенадцать лет в приходе храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» работает постоянно действующий семинар для педагогов по преподаванию «Основ православной культуры».

Силами священнослужителей и прихожан храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на протяжении восемнадцати лет в гимназии № 1 и пяти лет в школе № 5 г. Клина проводятся факультативы по «Основам православной культуры».

Седьмой год в Клину работает Православная классическая гимназия «София», основанная приходом храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В гимназии есть свой храм-часовня Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В нем учащиеся гимназии совершают свое ежедневное молитвенное правило, регулярно исповедаются и причащаются на Божественной Литургии, которую служат там клирики Скорбященской церкви. Певчими на богослужениях, проводимых в гимназическом храме, являются сами учащиеся. Помимо общеобразовательных предметов в гимназии преподаются священнослужителями Закон Божий и педагогами «Основы православной культуры».

Учащиеся проводят в гимназии полный день, при этом получают трехразовое горячее питание (по их отзывам — очень вкусное. С детьми занимаются не только учителя, но и воспитатели. Во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия с педагогами, работают кружки: культура сценической речи, театральный кружок, хоровое пение, изостудия, танцевальный кружок, информатика, футбольная секция, шахматный кружок, мастерская «Проба пера», научное общество «Гимназист», клуб «Умники и умницы», кружок технического моделирования.

Летом для детей Воскресной школы и православной гимназии приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» организует детский лагерь отдыха.

При храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» действует церковная библиотека, аудио- и видеотека.

Тринадцать лет при храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» работает издательство «Христианская жизнь», которое издает ежемесячное 4-х полосное приложение «Клин Православный» к районной газете «Серп и молот» тиражом 18 тыс. экземпляров. Помимо этого издательство регулярно выпускает духовно-просветительскую и педагогическую литературу.

Православная телестудия прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» еженедельно готовит 15-минутные тележурналы «Дорога к храму», дважды в неделю транслируемые местным телеканалом ТV «Поиск».

Радиостудия прихода храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» подготавливает 20-минутные православные радиопрограммы, которые раз в две недели выходят на канале РТВ «Подмосковье».

При храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» действует служба духовной поддержки заключенных.

Ведется работа по социальной поддержке бедных людей. Определенное количество малообеспеченных людей систематически получает горячее питание в приходе. Самым малоимущим оказывается благотворительная помощь продуктами, медикаментами и одеждой.

Вся эта приходская работа требует средств и помещений, в чем, к сожалению, испытывается большой недостаток.

Для расширения направлений нашей деятельности начато строительство здания Православного духовно-просветительского центра. На данный момент возведены стены и перекрытия, подведены коммуникации, вставлены окна, сделана временная кровля.

Приход храма иконы Божией Матери ‘Всех скорбящих Радость’ учится жить более полноценной христианской жизнью и будет рад Вашей помощи и сотрудничеству.

Восстановление

23 сентября 1992 г. Русской Православной Церкви была передана колокольня. В ней община Троицкого собора устроила небольшую церковь во имя Святой Троицы. Для певчих построили хоры (балкон).

В 2008 году Троицкий собор вернули Русской Православной Церкви. К сожалению, верующие получили его в весьма обветшавшем состоянии: износ коммуникаций составлял 70%, замене подлежали все системы водоснабжения и канализации, а также электропроводка. Под тоннами мусора реставраторы обнаружили кафельный пол, сохранившийся с конца XIX века. Вначале полы были чугунными, позже, в 80-х гг. позапрошлого века, их заменили на плитку.

Золоченые купола, уникальная стенная роспись, чудотворные иконы… «Сердце Клина» — так окрестили пятиглавый собор местные жители. Он получился настолько величественным, что святитель Филарет сказал: «Этот храм — жемчужина России на века». Его строительство продолжалось почти 35 лет, а реставрация может занять десятилетие.

Проектировал иконостас Троицкого собора знаменитый столичный архитектор Осип Бове — автор Манежа, комплекса Театральной площади, Триумфальных ворот у Тверской заставы в Москве. Ныне иконостас проектируется московской организацией «Мастерские Андрея Анисимова» по сохранившимся фотографиям.

В 2018 году Клинское благочиние заключило договор с Московской проектно-восстановительной организацией ООО «Хранитель», имеющая лицензию и опыт работы с объектами культурного наследия, на изготовление рабочего проекта Троицкого Собора по подробным чертежам и схемам. Финансирование проекта будет вестись из Фонда восстановления Собора, который пополняется, в  том числе, пожертвованиями  клинчан. Работы идут по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и займут примерно полгода.

Скорбященская церковь на кладбище

В 1929 году советские власти закрыли Богородицкую часовню на вокзале. Клинскую икону архитектор Михаил Кармалеев перенес в кладбищенский храм Всех Скорбящих Радость. Эту небольшую церковь сокращенно называют Скорбященской. Она не закрывалась в советский период.

Кладбище появилось в этой части города в 1840-е годы. Оно занимало территорию, большую часть которой в советские годы сравняли с землей и отдали под жилые дома, автостоянку и рынок. Нынешнее храмовое здание построили в 1861 году в псевдорусском стиле. Отдельного прихода до революции здесь не было, в церкви отпевали усопших и служили панихиды. После революции, когда другие храмы Клина закрывали, кладбищенская церковь стала полноценной приходской.

На алтарной стене со стороны улицы висит икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». По преданию первый список этой иконы появился в Москве в1688 году в церкви Преображения на Ордынке. На иконе Богородица изображена в полный рост и окружена фигурами больных и бедных, которым помогают ангелы.

Причет

Первоначально в Скорбященской церкви служили клирики Троицкого собора. В 1924 году в храм были назначены два священника, один диакон и два псаломщика. После октябрьского переворота 1917 года при поддержке советской власти большая часть церквей района и все церкви г. Клина, кроме Скорбященской, перешли к обновленцам, реформировавшим православные традиции и вероучение. Одно время Православие на всей территории современного Клинского района сосредотачивалось только в этом небольшом кладбищенском храме. Здесь же находилась и кафедра викарного епископа Клинского. Православные Патриаршие викарии в Клину — архиепископ Иннокентий и епископ Гавриил — недолго оставались на своих кафедрах и закончили жизнь в ссылках. Однако после смерти Святейшего Патриарха Тихона священники и приходы стали возвращаться к «тихоновцам», то есть к Русской Православной Церкви.

С февраля 1929 года в Скорбященской церкви служил священник Павел Баженов. 18 октября 1929 года он был арестован за то, что систематически выступал в церкви с антисоветской агитацией, призывал верующих не допускать закрытия церкви. О. Павла выслали в Северный край сроком на три года. Дальнейшая его судьба неизвестна.

В 1930 году настоятелем Скорбященской церкви был назначен протоиерей Петр Соколов. До этого он с 1919 года являлся настоятелем храма села Майданово. В 1925 году на него были возложены обязанности благочинного Клинского округа. 2 февраля 1938 года власти арестовали протоиерея Петра по обвинению в том, что он вел среди населения контрреволюционную агитацию. 17 февраля 1938 года он был расстрелян на Бутовском полигоне. 26 декабря 2003 года протоиерей Петр Соколов причислен к лику святых новомучеников Российских.

13 марта 1936 года в Скорбященскую церковь был назначен архидиакон Серафим (Вавилов), ранее служивший в Александро-Невской Лавре С.-Петербурга. 26 января 1938 года архидиакон Серафим был арестован и приговорен к расстрелу. 17 февраля приговор был приведен в исполнение также на Бутовском полигоне. Архидиакон Серафим (Вавилов) причислен к лику святых в 2000 году.

Во время Великой Отечественной войны в храме служил протоиерей Александр Смирнов, оказавшийся единственным священником в городе. До закрытия Троицкой церкви в Новощапово в 1937 году он был ее настоятелем, отличался удивительным смирением и добросовестностью в пастырском служении. Бывало, часа в два ночи подъезжают за ним на телеге и просят поехать — человек умирает. А утром в 8 часов служба. Как-то зимой за батюшкой приехали на санях — роженице плохо (ездили к нему обычно по ночам, опасались властей). О. Александр возвратился под утро и сказал: «Слава Богу, и роженица, и малютка выжили». Батюшка никогда не отказывал. Родные ему говорили: «Кто знает, куда тебя отвезут? А если обманут?» (Было много провокаций против священников, а требы на дому власти не разрешали). А он потом говорил: «На все воля Божия. Не поехать я не могу. А сегодня, слава Богу, успел. Причастил ее перед смертью и пособоровал».

Во время Великой Отечественной войны, когда шли ожесточенные бои за город Клин и наши войска отступали, о. Александр убедил командиров оставить раненых красноармейцев в церковном подвале. Их переодели в гражданское платье. Когда в город вошли немцы, немецкий патруль зашел в храм. Стали проверять каждый уголок. Когда фашисты собирались спуститься в подвал, отец Александр преградил путь немецкому офицеру, но тот его оттолкнул, шагнул вниз, осветил фонарем помещение и спросил: «Кто здесь?» Священник тихим, спокойным голосом ответил, что тут находятся больные тифом, которых оставили при эвакуации городской больницы. На немца сильно подействовало слово «тиф». Фашисты быстро покинули территорию церкви и больше тут не появлялись. Отец Александр и прихожане добросовестно ухаживали за ранеными: стирали бинты, обрабатывали раны, варили скромную трапезу, кормили их. Ни один человек не умер от ран.

Скончался о. Александр в 1971 году.

В настоящее время настоятелем церкви является протоиерей Борис Балашов. Ему сослужат протоиерей Алексий Тюков, протоиерей Александр Союзов, священник Михаил Хайрутдинов, диакон Иоанн Иванов и диакон Сергий Шульжик.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector