Демон поверженный, михаил врубель

РАСПЛАТА ЗА ГРЕХИ

В 1896 году его женой становится прима Мамонтовской оперы – певица Надежда Забела. На пятом году семейной жизни у них родился сын. У малютки были голубые глаза матери и уродливая «заячья губа». Врубель воспринимает это как расплату за свои грехи, и, несмотря на депрессию, пишет прекрасный портрет уродливого малютки-сына. Заметим, что жена Врубеля страдала приступами эпилепсии, что тоже могло послужить причиной врожденного дефекта у ребенка.

Летом и зимой 1900 года на Врубеля нахлынуло несметное богатство художественных идей, замыслы один пленительнее другого с такой необыкновенной яркостью возникали в его воображении, что он едва успевал переносить их на холст: «Сирень», «К ночи», «Царевна Лебедь», масса акварелей, эскизов декораций, архитектурные проекты, эскизы на мифологические сюжеты и многое другое. Врубель в состоянии повышенного настроения – гипомании – становился особенно продуктивным, что характерно многим творческим личностям. Только не будем забывать, что повышенная продуктивность вызывалась у него начальным этапом тяжелейшей болезни, первичным поражением мозга сифилитическим токсином. Задумываясь о своей судьбе, Врубель провидчески говорил друзьям, что его ждет «ужасная будущность».

А психические расстройства продолжали нарастать. Художник почти не ел, бросил умываться и бриться, перестал спать. Стоило ему задремать, как во сне являлся Демон и требовал немедленно становиться за мольберт. Некоторые сюжеты картин приходили в видениях, которые были «присланы ему покойной матерью». «Демон по- верженный» был закончен в декабре 1901 года. Женственно-хрупкое, бесполое существо синеватого цвета – словно мертвая ощипанная птица с изломанными крыльями – распростерто в ущелье. Но глаза Демона горят гневом. В исступленном, больном взгляде явно угадывается злобное нежелание смириться с поражением. Где Врубель нашел такие глаза и такой взгляд? В зеркале?Диагноз психиатра Прогрессивный паралич, шизофрения, шизоаффективное расстройство, маниакально-депрессивный психоз, онейроидные состояния сознания.

Сочинение по картине Врубеля Демон поверженный

Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались в разные стороны. Демон окружён крыльями, которые сверкают, подобно костру. Тело демона покрыто синяками и царапинами. Своей формой оно напоминает скалы, в окружении которых лежит побежденный демон.

Лицо демона выражает боль и отчаяние. Его рот искажен в мучительной гримасе, хотя венец еще поблескивает розовыми оттенками.

Демона окружают струи ярко-голубого оттенка. Создаётся ощущение, что демон тонет под ними и вот-вот полностью уйдет под воду. В память о нём останется только голубое озеро.

Демон окружён яркими и темными оттенками, которые образуют удивительный контраст. Темные скалы, в которых беспомощно лежит демон, местами поблескивают различными оттенками золотого. Струи воды, наоборот, изображены яркими и контрастируют со скалами.

Такой прием обращает внимание зрителя на поток воды и заставляет воображение представить, как оно полностью заполнит скалу и поглотит несчастного демона. Также в окружении Демона присутствует лиловый цвет

Он делает картину ещё более мрачной и пугающей.

В качестве фона художник использовал горы на закате. Горы, изображённые на заднем плане, выполнены в более светлых оттенках. Есть мнение, что с помощью этого приёма художник хотел изобразить контраст между жизнью человека и его падением. Под последним художник подразумевал изменения в характере человека.

Если картине предшествовало полотно, на котором изображён сильный и уверенный в себе сидящий демон. Художник хотел изобразить гордого персонажа, которого невозможно победить. Однако в итоге эту идею не удалось воплотить на полотне. Поверженный демон выглядит ничтожно и вызывает жалость.

Автор не преследовал эту цель. Он стремился сделать его сильным и несломленным. Показать, что демон всегда остаётся гордым и непобедимым, даже будучи низвергнутым.

Таким образом, художник стремился показать, что в человеке имеется множество сильных качеств, которые он стремится подавить под влиянием религии.

То, что идею не удалость воплотить демонстрирует трагедию самого художника. Это говорит о крахе идей автора, которыми он руководствовался при написании картины.

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Герасимова После дождя мокрая терраса 6 класс
    При первом взгляде на картину можно увидеть террасу, насквозь промоченную только что прошедшим ливнем. Скамья, пол и все предметы, находящиеся на террасе отражаются в водной глади, как в зеркале.
  • Сочинение по картине Мика Морозов Серова 4 класс
    Серов Валентин Александрович, был превосходным мастером живописи. Его работы вызывали бурю эмоций у зрителя. Совсем недавно, я нашла работу Серова под названием «Мика Морозов».
  • Брюллов
    Ещё с тех пор, когда Брюллов обучался в академии, преподаватели подмечали, что он зрел и гениален не по годам. Также принято считать, что – «Нарцисс, любующийся своим отражением» лучшее, что он написал в тот нелегкий для него период жизни и обучения
  • Сочинение по картине Петрова-Водкина Селедка
    Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – это автор многих картин, он сильный, своеобразный, необыкновенный художник с собственным уникальным видением на цвета, формы, композиции.
  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс
    Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.

Цветовая гамма

«Демон» Врубеля написан на контрастах. Синий цвет, который присутствует как в одежде юноши, так и в земле, на которой сидит фигура, олицетворяет надежду. Холодные оттенки на картине поддерживаются лиловыми цветами заката. Остальная часть картины выполнена в теплых оранжево-коричневых тонах. Фигура освещена солнцем, что делает ее менее мистической и более земной.

Можно рассматривать холодные оттенки в картине как рождение какого-то нового мира, о котором мечтает демон. Вся напряженность позы главного героя повествует о том, что реальность персонажа мало устраивает. Закат дня, написанный в холодных оттенках, должен донести до зрителя мысль, что в жизни все плохое когда-нибудь заканчивается. Новый день все равно настанет вне зависимости от того, хочет этого человек или же нет. Но прежде чем забрезжит утро, в силу вступят серо-черные краски. Тени наступающей ночи уже можно видеть на картине. Но белые каменные цветы справа от фигуры вселяют надежду. Они уравновешивают композицию, выступая противовесом открытому пространству слева. Без этих белых пятен фигура визуально бы упала в сторону.

Судьба художника

На момент написания «Демона сидящего» психическое состояние Врубеля было относительно нормальным. И всё-таки его знакомые отмечали, что с художником происходит что-то неладное. В письме сестре Надежда Забела, супруга Врубеля, отмечала:

Михаил Врубель со своей женой и музой Надеждой Забелой

К сожалению, эта активность переросла в болезненное возбуждение. Через некоторое время живописец уже считал себя то Христом, то русским царём, то Пушкиным. Он заявлял, что слышит хоровые песнопения, которые были приняты в эпоху Возрождения, заявлял, будто является Микеланджело и Рафаэлем.

Причиной ухудшения здоровья Врубеля, не отличавшегося стойкой психикой, стали перенапряжение, истощение, депрессивные расстройства. В значительной мере повлияло и неприятие обществом его работ. Даже родной отец Михаила, увидев первые наброски «Демона», приказал уничтожить подобное творение. Публика находила картины Врубеля “дьявольскими и уродливыми”.

Однако постепенно общество стало менять своё отношение к работам Врубеля. В поддержку художника Бенуа и Дягилевым была организована выставка его картин, прошедшая в 1902 году. Теперь уже отзывы критиков были менее жесткими, однако в выздоровление Врубеля мало кто верил. Врачи не давали положительных прогнозов.

Тема Демона вновь захватила Врубеля спустя 9 летНезавершённая картина «Демон летящий», 1899 годМестонахождение: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Через полгода интенсивного лечения живописец, казалось бы, пошёл на поправку. Его состояние стало стабилизироваться, он уже планировал возвращение к нормальной жизни. Но теперь судьба приготовила новые потрясения – смерть сына.

Этого удара художник перенести не мог. Он впал в депрессию, морил себя голодом, мечтая свести счёты с жизнью. Погрузившись в пучину безумия и ослепнув, Врубель провёл остаток своих дней в клинике для душевнобольных. До последнего дня он не мог вырваться из постоянных галлюцинаций.

Михаил Александрович Врубель «Демон поверженный», 1902 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Несомненно, «Демон сидящий» был особенной картиной как для самого художника, так и для всей его жизни. Страшная судьба живописца и странные образы, созданные им, заставляют задуматься: где же проходит грань гениального и безумного? Какие образы преследовали живописца в последние годы его жизни? На это вопрос мы не узнаем ответа, но наверняка эти персонажи были бы запечатлены в поистине гениальных и необыкновенных “демонических” творениях Врубеля.

Михаил Врубель

Будущий художник родился в 1856 году в Омске. Много лет занимался церковной живописью. В 1890 году уехал в Москву, стал одним из самых модных художников. Этот период начался с работы над картиной «Демон сидящий». Завершился полотном, на котором изображен тот же образ, но уже в ином качестве. Последние годы художник провел в Санкт-Петербурге. Это был весьма печальный период в его биографии.

После окончания гимназии Врубель не планировал стать художником. Родители отправили его в Петербургский университет. Согласно семейной традиции, он должен был стать юристом. Однако в столице молодой художник познал богемный образ жизни, что отразилось на его дальнейшей судьбе.

Впрочем, Михаил Врубель много времени проводил за чтением философской литературы, особенно увлекался эстетикой Канта. Рисовал он в этот период мало. Один из немногих сохранившихся эскизов, сделанных Михаилом Врубелем в молодые годы, это небольшая зарисовка сцены из романа Толстого «Анна Каренина». На этой композиции главная героиня изображена во время свидания с сыном.

Денег, которые Врубель получал от родственников, было недостаточно. Он активно подрабатывал репетиторством. В возрасте 24 лет поступил в Академию художеств. Что повлияло на решение Врубеля посвятить себя живописи, неизвестно. Есть версия, что главную роль в выборе сыграло влияние кантианской эстетики.

В 1880 году Врубель стал заниматься в мастерской педагога и художника Павла Чистякова. Учеба продолжалась четыре года. Среди учеников Чистякова были также Суриков, Репина, Васнецов, Поленов, Серов. Последний оказал сильнейшее влияние на творчество Михаила Врубеля.

Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников. В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии «Гамлет». Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Работы Врубеля – «Ангел с кадилом», «Богоматерь с младенцем», «Пророк Моисей», «Царевна-лебедь».

История создания картины «Демон сидящий»

Самый первый Демон Врубеля (несохранившийся) был написан в 1885 году в Киеве.  Художника тогда пригласили расписывать Владимирский собор. Но в это время им владели внутренние терзания, связанные с собственной интерпретацией и стилистикой евангельских сюжетов. Как следствие, его стенопись подвергалась критике. Врубель чувствовал собственное отчуждение, вызванное нестандартным пониманием Христа и всей обрядности, что стало для него серьёзным испытанием. Вновь и вновь в мыслях он возвращался к Демону и в конце концов осуществил сжигавший его замысел.

Картину увидел приехавший отец Врубеля. Он пришёл в ужас как от бытовой неустроенности сына, так и от героя его работы, «злого, чувственного и отталкивающего». Причём отцу он показался похожим на грубую и отвратительную женщину. Михаил Врубель, видя такую реакцию дорогого ему человека и предвидя подобные отзывы окружающих, уничтожил свою работу.

Картину «Демон сидящий» Врубель писал уже в Москве, когда жил в семье Саввы Мамонтова, купца, любителя живописи и покровителя талантов. Хозяин поначалу не разделял художественных и эстетических вкусов гостя, но всегда понимал, что его дарование неординарно.

Уже в процессе работы над картиной Врубелю пришлось увеличивать холст, пришивать кусок, подклеивать – фигура Демона требовала больше и больше пространства, она заполняла собой всё полотно, и художнику никак не удавалось получить удовлетворение от найденного решения. Зажав своего героя по горизонтали, между верхом и низом, художник, наконец, понял, что эта композиция – то что надо. Именно такое положение героя подобно жизни самого автора, оно демонстрирует, как тесны были рамки действительности для его таланта.

Суть «Демона» в творчестве Врубеля

Сюжет, который нарисовал Врубель («Демон сидящий»), повествует о его усталости и бессилии. Но тем не менее автор оживляет картину кристаллами, которые сверкают на одеянии героя в голубом и синем тонах. Также можно увидеть потрясающий пейзаж, который некоторым может показаться причудливым, но в этом его и прелесть. В целом картина «Демон» Врубеля наполнена золотистыми, красными, лилово-синими тонами, которые придают ей совершенно разный вид при разном освещении

Работа Михаила Александровича явно подчеркивает важность и прелесть главного героя. Демон хоть и страшный, могущественный, но все равно выглядит красиво

Самое главное, так сказать, суть картины заключается в ее смысле. А он таков: демон – это символ сложного, несправедливого, реального мира, который рушится и вновь собирается как мозаика. Это страх за людей современных и будущих, которые не могут найти выход в жизни, где царят зло и ненависть. Описание картины Врубеля «Демон» можно найти в различных источниках, и значение изображения будет трактоваться также по-разному. Но большинство исследователей считает, что автор хотел передать грусть, тревогу, которая переплетается со скорбью и депрессией, тревогу за человечество и его дальнейшее существование. Именно такой была тема картины художника, именно в таком направлении он работал последние свои годы творчества. Возможно, поэтому живопись Врубеля считается одной из самых сложных, в некоторой степени жестоких, но справедливых и трогательных. Его картины поражают своей глубиной и неповторимостью; умелым сочетанием красок и фона.

«Летящий Демон»

Новый всплеск интереса к этой теме возникает у художника на рубеже веков. Ощущение грядущих перемен и потрясений висит в воздухе. Некоторые наброски к Демону стоящему и поверженному дошли до нас, многие Врубель уничтожил, недовольный своей работой.

В 1899 году он пишет «Летящего Демона». Это одно из самых символических воплощений его демониады. Над прекрасной землей тяжело летит скорбный дух тьмы. Огромные тоскливые голубые глаза, напряженное, сумрачное лицо — все это написано в то время, когда к художнику пришел, наконец, долгожданный успех. Его «Сирень» постоянно экспонируется на выставках. Майоликовый камин, созданный Врубелем, получает Золотую медаль Всемирной выставки (Париж). Полотна «К ночи» и «Пан» собирают восторженные отзывы венской публики. И, на пике славы, Михаил Врубель низвергает своего Демона с небес. Это символично и полно трагизма. Особенно, зная, как дальше сложилась его судьба.

«Демон поверженный»

Картину эту Михаил Врубель пишет на последнем этапе своей творческой жизни. Возможно, он даже не подозревал, насколько пророческое произведение создает. Вряд ли он мог догадываться, что страшный недуг скоро ввергнет его в сплошную череду душевных и физических страданий.

Никто не знает, как работа на этой картиной повлияла на состояние Врубеля. Может быть, она лишь усугубила то, что и так разрушала болезнь. А может быть, картина спасала его от нависающей беды. Нет сомнения лишь в том, что он оставил нам в наследство все, что мог. Ему удалось перевоплотить в живопись и страдания теряющего зрение художника, и великую муку души, постепенно погружающуюся в страшную мглу и хаос безумия.

С «Демоном поверженным» художник никак не может расстаться. Он все время что-то переделывает, дописывает, меняет. Картину показывают публике в Петербурге, на 4 выставке «Мир искусства». Даже самыми преданными поклонниками Врубеля эта картина принимается несколько настороженно. Особенно много нареканий друзей-художников и критиков вызывают неточности в анатомических пропорциях тела Демона. Может, поэтому Третьяковская галерея отказалась купить картину, взяв лишь несколько эскизов.

Каждое утро художник, под любопытными взглядами посетителей выставки, дописывал картину. Лицо Демона то становилось еще страшней, а тело обретало какой-то пыточно-вывернутый вид. А потом вдруг опять появлялась новая красота и вселенская грусть. Скорей всего, облик этого творения Врубеля, в котором оно дошло до нас, достаточно случаен. Вероятно, автор и не довел свою работу над ней до конца. Тем не менее, она заняла свое законное место среди шедевров мировой живописи.

Личное отношение художника к герою

Сам живописец считал, что Демон – это дух, совмещающий в себе как женское, так и мужское начало. «Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный… властный, величавый».

Понимание Демона художником отличалось от общепринятого. Врубель был уверен, что он единственный понял и почувствовал это существо правильно – все истолковывают его как дьявола и заклятого врага людского рода, тогда как живописец видел в Демоне мятежный дух и страдания человека, который не находит себе места и покоя среди людей. Недаром слово «демон» в переводе с греческого означает «душа».

Ассоциируя себя с Демоном, а свой талант и творческий потенциал с его физической мощью, Врубель горел предчувствием невиданного прорыва в искусстве, совершённого этой работой. По его признанию сестре, это была «мания, что непременно скажу что-то новое». Картина стала первым масштабным и выразительным произведением русского символизма.

Живописец был убеждён, что «Демон составит ему имя». И не ошибся.

Жизнь великого художника

Творчество Врубеля часто связывают именно с 1880 годом. В этот период Михаил учился в Императорской Академии художеств и создавал свои первые шедевры. Все преподаватели видели лидерство и превосходство юноши над другими учениками. Первыми акварелями, которые покорили всю Академию, стали «Пирующую римляне» и «Введение во храм». Именно в высшем учебном заведении были видны изменения в молодом человеке. Из безответственного, ветреного мальчика он стал талантливым и сильным мужчиной. Картины М.А. Врубеля настолько покорили преподавателей и гостей Академии, что через некоторое время профессор Прахов пригласил Михаила в Киев. Он предложил ему поработать над реставрацией Кирилловской церкви. Врубель, в свою очередь, согласился и принялся писать иконы. Он создал непревзойденные настенные росписи, изобразил Богоматерь с младенцем, Кирилла, Христа и Афанасия.

Кроме этого, великий художник сделал эскизы, предназначенные для реставрации Владимирского собора. В конечном итоге Михаил проработал в Киеве около пяти лет и стал намного мудрее, усерднее и талант свой развил до следующего этапа творчества. После 1889 года художник изменил свои работы, чего только стоит картина, которую часто в народе называют «Демон Врубеля».

Трагедия в семье живописца

В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину «Демон поверженный». Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей.

Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором.

Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства – у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.

По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего».

Почему появились картины с демонами?

Работа над образом Демона была начата ещё в Киеве. Почему именно этот образ так привлёк великого художника и стал центральной линией, что проходит через всё его творчество?

Демон сидящий (1890)

Врубель был одержим идеей воссоздать образ Демона, как ангела, рождённого Богом, несущим в мир добро. В Одессе, куда художник уезжает лечить разбитое сердце, появляется его «Демон сидящий».

Картина была создана только с помощью двух красок, белил и сажи. Весь образ, с тёмным лицом, чёрными волосами и лиловым ртом, прямо кричит о демонической натуре. Врубелю как никому другому удалось гармонично сочетать на полотне тёплые и холодные мазки, которые составляют единый и сложный узор.

Иллюстрации к поэме Лермонтова «Демон»

Прибывая в Москве первый год, М. И Врубель знакомится с литераторомПетром Кончаловским. Именно он делает заказ юному художнику на иллюстрации к знаменитой поэме Михаила Лермонтова «Демон», которые стали художественным воплощением литературных строк поэта.

Голова Демона на фоне Кавказских гор

Но в этих иллюстрациях это уже не тот добрый дух, которого мы видели в «Демоне сидящем». Это алчный дух, жаждущий разрушить и подчинить себе всё на своём пути.Христианское добро превращается в иллюзию на фоне земных страстей.

Демон и Тамара (1891)

В 1891 году художник завершает работу над одной из своих самых известных картин «Тамара и Демон», которая имеетещё одно название — «Не плачь, дитя, не плачь напрасно…». Эта ещё одна репродукция к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» сейчас находится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина отличается от его других произведений. Она выполнена на светло-коричневой бумаге с использованием белил и чёрной акварели. Таким образом, с помощью наслоения теней,Врубелю удалось передать вечную жажду демонического к опустошению человеческих душ.Всё тёмное влечёт на бессознательном уровне, так и картина обладает магическим магнетизмом, который заставляет ею восторгаться людей разных поколений.

Пан (1899)

Считается, что эта картина появилась случайно, когда художник вместе с семьёй отдыхал в Орловской губернии.В планах было написание нескольких портретов своей жены, но попавшаяся в руки книга французского писателя А. Франсуа «Святой сатир», полностью поменяла намерения Врубеля.

На картине изображён необычный старец. В руках он держит флейту, ноги с копытами покрыты шерстью, а на голове у него видны рога. Но, глядя на полотно, нельзя сказать, что главный герой вызывает страх и вселяет ужас. Скорее, это просто дух леса, который не против поиграть с заблудившимися путниками.

Демон летящий (1899)

Ещё одно полотно, которому не было суждено увидеть свет — «Демон летящий». На картине изображён демон, летящий над заснеженными горами Кавказа. Абстрактная картина написана в тёмных коричневых тонах, а многие детали либо плохо прорисованы, либо вовсе отсутствуют.

По семейным обстоятельствам он отложил создание этой картиныи перешёл к написанию финального произведения, ставшего впоследствии шедевром мировой живописи.

Демон поверженный (1902)

Завершает цикл «Демоны» картина с символическим названием. Врубелюудалось изобразить упавшего на скалы пораженного ангела — богоборца. Образ Демона предстаёт как поверженный, но не покорённый.

В начале 1902 года картина была представлена публике. Но художника не покидала мысль о незавершённости образа, именно поэтому он с какой-то одержимостью продолжал работать с красками и кистями прям на выставке. Именно в этот периодблизкие художника начали замечать, что у него проблемы с психикой.

Популярные сочинения

  • Сочинение Дети войны — рассуждение Сегодня хочется поразмышлять о детях, которым пришлось проживать свои детские годы во время войны. Эта тема очень серьезная, грустная и всегда актуальная. Особенно об этом задумываются люди, которые являются детьми людей, которые были детьми в то время.
  • Образ Пьера Безухова в романе Толстого Война и мир Пьера Безухова мы впервые видим в салоне Анны Павловны Шерер. Он выступает как нарушитель общественного спокойствия и светского вечера, в общем. Молодого человека от всех присутствующих отличал не сколько его высокий рост
  • Сочинения по творчеству Мольера Сочинения по произведениям Мольера

ШРАМЫ ЛЮБВИ

Какие патологические черты личности доминировали в это время у Врубеля? Современники о, уже упомянутую эмоциональную неустойчивость: то день и ночь рисовал, то начинал кутить, предаваясь «сладкому ничегонеделанию» и услугам проституток. В это время, как предполагают, он и мог заразиться сифилисом. С 1884 году у него отмечаются приступы сильнейшей и малопонятной тогда мигрени. Однажды во время купания художник Константин Коровин заметил на груди у Врубеля многочисленные шрамы и поинтересовался их происхождением. «Я резал себя… – сказал Врубель. – Я любил женщину, она меня не любила… Я страдал, но, когда резал себя, страдания уменьшались».

Нанесение самоповреждений характерно для депрессивных больных, которые пытаются заглушить мучительную душевную тоску физической болью. Этот феномен имеет свой биологический механизм. Чтобы уменьшить боль, организм начинает вырабатывать морфиноподобные вещества, так называемые эндогенные опиаты. Действуя наркотически, они уменьшают болезненные ощущения, а заодно и выраженность тоски.

К концу 80-х годов у Врубеля развиваются уже глубокие депрессивные расстройства, во время которых, например в 1886 году, он не в состоянии рисовать. Продолжает прогрессировать и алкогольная зависимость, которая приобретает форму «одиночного пьянства» или выпивок со случайными людьми. В состоянии опьянения художник становится злобным и раздражительным. Отношение близких к нему меняется самым негативным образом. Так, жена известного мецената Саввы Мамонтова потребовала от мужа «гнать взашей» странного художника, который то расписывает храмы, то рисует демонов. Но Савва Иванович Врубеля не выгнал, напротив – уступил ему под мастерскую свой кабинет: там освещение было лучше и места больше. И уже через год по заказу художника Петра Кончаловского Врубель создаст здесь иллюстрации к лермонтовскому «Демону».

Анализ картины

На полотне демон сидящий изображен в виде юного титана. Такая аналогия неслучайна. Сам Врубель не ассоциировал своего демона ни с чертом, ни с дьяволом. Врубель писал, что демон – это состояние его души. Сегодня можно услышать мнение критиков о том, что художник сошел с ума именно потому, что выбрал главным героем своих картин потустороннее существо из ада. Но у Врубеля было другое мнение на этот счет. Он верил, что выразить свою внутреннюю сущность по-другому просто невозможно. Следует внимательно посмотреть на картину, и можно в ней найти множество противоречий.

Например, фигура титана мощная и мускулистая. А вот лицо совсем юное и очень грустное. Зритель может понять, что участь демона не нравится главному персонажу, но ничего со своей судьбой он сделать не может. В картине хорошо передается три состояния: скованность, тоска и беспомощность. Холодный мир, который нашел демон на вершине горы, это не то, что он ожидал там увидеть.

Стиль, в котором написана картина, помогает ее лучшему пониманию. Осколки кристаллов как бы формируют фигуру. Зритель может предположить, что художник хотел до него донести то, что даже те индивиды, которые сделаны из камня, могут иметь тонкую и ранимую душу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector