Жестокий убийца или великий реформатор? что вы не знали об иване грозном

Содержание:

Сибирские завоевания Ивана Грозного

Присоединение Казанского ханства открыло для Русского царства дорогу на восток, в Сибирь. И царь Иван IV не замедлил воспользоваться этой возможностью. В 1581 году в поход на Сибирское ханство, предводитель которого хан Кучум отказался подтверждать суверенитет Москвы, двинулся казачий отряд атамана Ермака Тимофеевича. Примечательно, что сформирован он был не по велению царя Ивана Васильевича, который в то время был втянут в затяжную Ливонскую войну за выход к Балтике, а стараниями купцов Строгановых. Но результаты похода, о которых три года спустя казачьи посланники сообщили царю, встретили у него самую милостивую реакцию и принесли посольству богатые награды. Среди них была и великолепная кольчуга, которая, по преданию, вскоре стала причиной гибели Ермака.

Посланники от Ермака на красном крыльце перед Иваном Грозным. Картина С. Р. Ростворовского, 1884 год

Отравили ли Грозного?

В официальном протоколе сказано, что, когда с саркофага царя начали сдвигать тяжёлую плиту, она «словно кусок льда, разломилась надвое». Случай напоминал тот, что произошёл, когда Герасимов в июне 1941 г. участвовал в раскопках могилы Тамерлана в Самарканде. Утром 21 июня 1941 г. с захоронения Тамерлана начали снимать массивную плиту, но она вдруг раскололась, а в мавзолее погасли установленные там осветительные приборы. Якобы в день вскрытия могилы Тамерлана учёным передали слова местных старейшин, что делать этого нельзя — начнётся война. Война и вправду началась на следующий день, 22 июня. Справедливости ради заметим: о пророчестве заговорили задним числом, спустя десятилетия после вскрытия гробницы.

Скульптурное воспроизведение головы царя Ивана Грозного. Реконструкция по черепу из захоронения в Архангельском соборе Московского Кремля. Скульптор М.М. Герасимов. Фото: www.globallookpress.com

Экспедиция учёных в Самарканд широко освещалась в прессе. Чего нельзя сказать о вскрытии гробниц в Архангельском соборе. Герасимов особо обговорил с коллегами: «Работа не должна быть помпезной и шумной». Когда же учёных всё-таки приехало снимать телевидение, то из этого ничего не вышло (см. «Листая подшивки «АиФ»).

Вскрытие могилы Тамерлана. 1941 г. Фото: Public Domain

Внутри гробница царя Ивана Грозного оказалась простым монашеским погребением — незадолго до кончины государь принял великую схиму с именем Иона. Проведение химико-токсикологических исследований останков показало в костях Ивана Васильевича и его сына Ивана многократное превышение ртути, в то время как у другого сына царя — Фёдора, чью могилу также вскрыли, ртуть не превышала естественный уровень. Эксперты не исключили, что царь и его старший сын Иван могли быть отравлены. А вот версия, что Грозный убил сына ударом посоха в голову, доказана не была.

Белокаменные саркофаги царевича Иоанна Иоанновича и царя всея Руси и великого князя московского Федора Иоанновича. Архангельский собор Московского Кремля. Фото: РИА Новости/ Г. Щербаков

Результаты работы в царской усыпальнице Архангельского собора были строго запротоколированы. А подробности произошедшего в Петропавловском соборе Петербурга теперь приходится восстанавливать по крупицам. Этот собор — ещё одна усыпальница русских государей, где захоронения начались с Петра I. В 20-х гг. ХХ в. во время кампании по изъятию церковных ценностей вскрывались и они. Вот что писал профессор В. Касурский: «Не так давно производилось вскрытие царских гробниц. Особенно сильное впечатление произвело вскрытие гробницы Петра I. Тело Петра хорошо сохранилось… На груди у него был большой золотой крест, весивший очень много. Производилось изъятие из гробниц… Гробница Александра I пуста». Член Академии художеств Граббе, присутствовавший при вскрытии царских могил в 1921 г., рассказывал: «Пётр I лежал в гробу как живой. Красноармеец, который помогал при вскрытии, в ужасе отшатнулся. Гробница Александра I оказалась пустой».

Возможную сохранность останков Петра I эксперты объясняют тем, что император после кончины был забальзамирован и похоронен только через шесть лет после кончины — когда был возведён Петропавловский собор.

Большевики — расхитители гробниц? Как изымают прах Александра III Подробнее

Самая ужасающая коронация

Случалось и так, что коронация оказывалась событием трагическим. Петр III, находившийся у власти чуть более шести месяцев, не успел пройти торжественную церемонию. В 1762 году его жена, будущая императрица Екатерина Великая, при поддержке гвардии совершила дворцовый переворот, после которого через несколько дней Петр погиб.

Через тридцать четыре года править Россией начал Павел Первый: он боготворил отца и винил мать в его гибели. Сразу после вступления на престол, эксцентричный император приказал доставить из Александро-Невской лавры в Зимний дворец останки Петра III и провести церемонию венчания на царство. Когда гроб вскрыли, к останкам отца (говорят, что к тому времени уцелели только предметы одежды – шляпа, перчатки и ботфорты) приложился Павел Петрович. Но и этого ему показалось мало: император потребовал, чтобы его примеру последовали дети и таким же образом почтили память царственного деда. После возложения короны на гроб Павел I повелел перезахоронить отца в Петропавловском соборе рядом с Екатериной. Шествие растянулось на несколько верст, и, несмотря на ужасный холод, государь и великие князья неспешно следовали за колесницей с гробом Петра Третьего. Желая унизить предполагаемых участников убийства своего отца, император приказал им нести царские регалии. Графу А.Г. Орлову, гофмаршалу Ф.С. Барятинскому и генералу П.Б. Пассеку оставалось лишь повиноваться. Сам Павел с маршальским жезлом в одной руке и тростью – в другой шел рядом с гробом. Впоследствии император повелел отовсюду изъять страницы манифеста Екатерины II о внезапной гибели мужа и сжечь их. Так, не зная истории, можно было бы предположить, что Петр Федорович и Екатерина Алексеевна не расставались всю жизнь и умерли в один день.

Так была нарушена вековая традиция: венчание на царство не проходило в Санкт-Петербурге ни до, ни после запоздалой коронации Петра III.

Перезахоронение Петра III

Источник : https://uploads.wikimedia.org

Сравнение Ивана 4 и Петра 1

Российская история удивительна – Иван Грозный рисуется тираном, узурпатором и просто больным человеком, а Петр 1 – великим реформатором, основателем «современной России». На самом деле эти два правителя очень похожи друг на друга.

Воспитание. Иван Грозный рано лишился родителей, и его воспитание пошло на самотек – занимался чем хотел. Петр 1 – учиться не любил, но любил изучать армию. Ребенка не трогали – занимался чем хотел.

Бояре. Оба правите росли в период жесткой боярской грызни за престол, когда лилось множество крови. Отсюда ненависть обоих к знати, и отсюда же приближение к себе людей без рода!

Привычки. Сегодня пытаются очернить Ивана 4, говоря, что он был чуть ли не алкоголиком, но правда в том, что это в полной мере подходит и Петру. Напомню, что именно Петр создал «всешутейший и всепьянейший собор».

Убийство сына. Ивана обвиняют в убийстве сына (хотя уже доказано, что никакого убийства не было, и его сын был отравлен), но Петр 1 также вынес смертный приговор своему сыну. Более того он его пытал и от пыток Алексей умер в темнице.

Расширение территорий. Во время правления обоих Россия значительно расширилась территориально.

Экономика. Оба правителя довели страну до полного упадка, когда экономика была в ужаснейшем состоянии. Кстати, оба же правителя обожали налоги и активно их использовали для наполнения бюджета.

Зверства. С Иваном Грозным все понятно – тиран и душегуб – так его называет официальная история, обвиняя царя в зверствах относительно простых граждан. Но и Петр 1 был аналогичного склада – он бил людей палками, лично пытал и убивал стрельцов за бунт. Достаточно только сказать, что за правление Петра население России сократилось более чем на 20%. И это с учетом захвата новых территорий.

Сходств между этими двумя людьми огромное количество. Поэтому если вы восхваляете одного и демонизируете другого – возможно есть смысл пересмотреть свои взгляды на историю.

Сущность опричнины

Обращаясь к самому термину «опричнина», стоит заметить, что это понятие в Древней Руси не несло какого-либо негативного оттенка. 

Изначально так назывался удел, выделявшийся вдове умершего князя после раздела его владений. Все владения князя переходили к его наследникам по мужской линии «опричь» (кроме) того, что выделялось вдове. Таким образом, слово «опричь», лежащее в основе понятия, буквально означает «кроме». В посланиях Курбского можно найти ещё и термин «кромешники», то есть опричники. В данном контексте «кромешники» — это люди, причастными к аду, то есть царству «кро­мешной тьмы».

Что же составляло суть опричнины? 

В узком смысле под «опричниной» понимался удел, выделенный Иваном Грозным для самого себя из всей территории государства. В широком смысле термином «опричнина» принято обозначать порядок управления, характерный для Русского государства в период с 1565 по 1572 год. В символическом же значении опричнина воплощает в себе террор, расправы и жестокость со стороны властей. 

Царство Ивана Грозного

Ивана IV традиционно считают первым из русских правителей, который был венчан именно на царство, а не на великое княжение. Торжественная церемония венчания Ивана Васильевича на царство состоялась 16 января 1547 года в Кремле. В Успенском соборе на 16-летнего юношу возложили царские знаки власти, в том числе шапку Мономаха, и помазали миром. Одиннадцать лет спустя константинопольский патриарх Иоасаф II подтвердил, что Иван IV поминается в соборной церкви именно как царь русский. С того же времени и в отчетах иностранных посланников, и в записках путешественников Московское княжество все чаще стало называться Московским, а позднее Русским царством, что дает основания считать Ивана Грозного первым из русских царей.

Венчание на царство Ивана Грозного. Лицевой летописный свод, Царственная книга

Смерть Ивана Грозного

Обстоятельства смерти Ивана IV по сей день остаются до конца не проясненными, но многие детали, в том числе ставшие известными уже в ХХ веке в результате исследования останков знаменитого царя, позволяют говорить о том, что он мог уйти из жизни не по своей воле. При этом многие современники, близко наблюдавшие Ивана Грозного в последние годы его жизни, говорили о нем как о глубоком старике, выглядевшим старше своих пятидесяти лет, что может служить подтверждением естественного характера смерти самодержца. Однако в костях Грозного, исследованных советскими учеными в 1964 году, было обнаружено большое количество мышьяка и ртути, что позволило выдвинуть достаточно обоснованное предположение, что эти вещества, служившие в XVI веке основой многих лекарств, царь получал в преувеличенном количестве: иными словами, его медленно травили.

Реконструкция внешнего вида Ивана IV по черепу, выполненная антропологом Михаилом Герасимовым

Обложка: https://pinterest.com

Семья Ивана Грозного

Эта тема служит едва ли не самой благодатной почвой для исторических спекуляций и литературных опытов. Действительно, несмотря на принадлежность к православию, в котором не приветствуется многократная женитьба, царь Иван Васильевич за 54 года своей жизни успел сменить как минимум пять венчанных жен и двух наложниц. Три первых жены — Анастасия Захарьина-Юрьева, Мария Темрюковна и Марфа Собакина — умерли прежде своего мужа, еще три — Анна Колтовская, Анна Васильчикова и Мария Нагая — пережили Грозного, но были пострижены в монахини. Детям царя была уготована еще более печальная участь: семеро из восьмерых, в том числе и все три дочери, умерли в младенчестве. Последний сын, царевич Дмитрий, погиб при странных обстоятельствах, что и обусловило появление двух Лжедмитриев в Смутное время. И лишь один наследник — Федор Иоаннович — царствовал на протяжении 15 лет, став последним представителем Рюриковичей на московском троне.

Царь Федор Иоаннович — сын Ивана IV Грозного

Венчание на царство

В 1556 году на тот момент еще князь Иван заявил своим приближенным боярам о своем намерении жениться. Однако перед свадьбой, по словам историков, князь собрался «венчаться на царство», то есть принять титул царя.

Не зря предстоящая коронация была названа именно венчанием. Свершаемое действие должно было соединить царя с его народом, показать единство всего государства российского, создать союз аналогичный брачным узам, где обе стороны – и царь, и его народ – должны были заботиться и почитать друг друга.

Подготовку к этому великому торжеству Иван поручил митрополиту Макарию и родственникам по материнской линии Анне и Михаилу Глинским. Церемония, несмотря на отсылки к византийским традициям, была фактически придумана митрополитом с нуля. Первая в истории России коронация проводилась в Успенском соборе в Москве, а символом царской власти стала шапка Мономаха.

После торжественного богослужения митрополит Макарий возложил на Ивана крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха. Завершилась церемония миропомазанием. Именно из-за добавления в церемонию этого действа – окропления чела миром – венчание и помазанье на царство в русской культуре стали синонимами.

Древний обряд «посажения на стол», означающий избрание нового «стольного князя», на этом окончательно ушел в прошлое.

Самостоятельное правление

Венчание на царство

16 января 1547 года началось самостоятельное правление Ивана Грозного. 17-ти летнего юношу венчал на царствование митрополит Макарий. Впервые Великий князь Руси был назван царем. Поэтому можно говорить без преувеличения, что Иван 4 это первый русский царь. Коронация происходила в Успенском соборе московского Кремля. На голову Ивана 4 Васильевича была возложена шапка Мономаха. Шапка Мономаха и титул «царь» Россия становится преемницей Византийской Империи, а царь тем самым возвышался над остальными подданными, включая и наместников. Население же воспринимало новый титул как символ безграничной власти, поскольку царями называли не только правителей Византии, но и правителей Золотой Орды.

Официальный титул Ивана Грозного после коронации – царь и великий князь всея Руси.

Сразу после начала самостоятельного правления царь женился. 3 февраля 1947 года Иван Грозный взял в жены Анастасию Захарьину (Романову)

Это важное событие, поскольку в скором времени Романовы образуют новую правящую династию, а основанием для этого будет именно брак Анастасии с Иваном 3 февраля

Первый шок самодержца

Получив власть, без регентского совета, Иван 4 решил, что на этом его мучения закончились, и теперь он действительно главный человек в стране с абсолютной властью над другими. Реальность же была другой, и в скором времени юноша это понял. Лето 1547 года оказалось засушливым, а 21 июня разыгралась сильная буря. Загорелась одна из церквей и из-за сильного ветра огонь ста быстро распространяться по всей деревянной Москве. Пожары продолжались 21-29 июня.

В результате 80 тысяч населения столицы остались без крова. Народное негодование было направлено на Глинских, которых обвинили в колдовстве и разжигании пожара. Когда обезумевшая толпа подняла восстание в Москве 1547 года и пришла к царю в село Воробьево, где царь и митрополит укрывались от пожаров, Иван Грозный впервые увидел восстание и силу обезумевшей толпы.

В очередной раз случилось противоречие – царь был уверен в безграничности свой власти, но увидел силу природы, вызвавшую пожар, силу людей, поднявших восстание.

Система управления государством

Систему управления Россией при правлении Ивана Грозного нужно делить на 2 этапа:

  • Период после реформ Избранной Рады.
  • Период опричнины.

После реформ систему управления можно графически изобразить следующим образом.

В период Опричнины система была другой.

Был создан уникальный прецедент, когда одновременно в государстве было 2 системы управления. При этом Иван 4 сохранял за собой титул царя в каждой из этих ветвей управления страной.

Значение принятия титула

С новым титулом Иван Грозный получил и безграничную власть. Это нашло отражение в массовых расправах, опричнине и царской опале. Государь понимал необходимость усиления централизованной власти на Руси. На правах царя Иван Васильевич отменил местничество, чем обязал нести службу самих помещиков.

Наибольшее значение принятие титула царя отразилось на внешней политике государства. Активно расширялись границы Русского царства — были присоединены Казань, Астрахань. Взятие последней поставило окончательную точку в зависимости Руси от татар.

Вес России в международных отношениях стал выше. Ее признавали крупнейшие европейские государства. А с мнением самого русского царя вынуждены были считаться.

Расправы над боярами

«И начали с того времени, – отмечает летописец, – бояре страх иметь к государю». Расправы становились все более жестокими. Осенью 1545 г. он приказал урезать язык Афанасию Бутурлину за выражение несогласия. На вступившееся за Бутурлина руководство Думы была наложена опала. Только заступничество митрополита Макария разрешило конфликт, и в декабре опала была снята.

Еще более кровавый итог был у конфликта 1546 г., когда государь стоял с войском на южной границе Руси, в Коломне. На границе было спокойно, и скучавший государь придумывал свои забавы. Конфликт возник из-за богохульной игры в похороны. Набожные бояре не смогли стерпеть такое бесчинство. На правах родственника с государем попытался поговорить боярин Иван Кубенский, чья мать доводилась сестрой Василию III. В летописи о Кубенском, возглавлявшем на тот момент Думу, сказано «муж зело разумный и тихий, в совершенных уже летех». Родство не спасло боярина, взбешенный великий князь приказал немедленно отрубить голову ему и еще двум боярам «у своего стану перед своими шатры».

Эта расправа была грубейшим нарушением закона. Согласно действующим нормам права, государь не имел права отправлять бояр на казнь без сыска и суда Боярской Думы. Позже Иван IV оправдывал себя версией о придуманном мятеже новгородских пищальников, которых якобы подстрекали казненные бояре.

Вскоре после этой казни, в декабре 1646 г., Иван объявил о своем намерении жениться. Вступление в брак было для него еще одним способом укрепления независимости.

Время Романовых

С приходом новой династии традиции венчания на царство, заложенные еще при Рюриковичах, практически не изменились. В 1613 году, когда Земский собор выбрал правителем юного Михаила Федоровича Романова, о предстоящем торжестве народ в столице извещали заранее. На рассвете в день венчания царь вышел из Постельных хором в Золотую палату. Там он пожаловал в бояре князя Черкасского и знаменитого князя Дмитрия Пожарского, героя народного ополчения 1612 года. После этого Михаил Федорович послал за царскими регалиями, находившимися в Казенном дворе. Приложившись к кресту, государь «отпустил» их на шествие в Успенский собор.

Венчание на царство Михаила Федоровича Романова

Посреди собора был установлен помост – обитая красным сукном возвышенность, получившая название «великое чертожное место», или просто «чертог». По обеим сторонам от нее стояли скамьи для духовенства, а возле царского места находился стул с бархатной подушкой для митрополита. Из-за отсутствия патриарха (отец нового царя Филарет вернется в Москву из плена лишь в 1619 году) обряд венчания на царство совершил митрополит Казанский Ефрем. Во время церемонии Михаил Федорович обратился к нему с речью, упомянув о венчании на царство прежних русских государей. Затем он перешел к обстоятельствам собственного избрания на престол «всем народным множеством» и закончил свою речь просьбой благословить и «венчать его царским венцом».

Так началась история власти новой российской династии. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович «Тишайший» станет первым наследником среди Романовых, которому, как в былые времена, власть перешла от отца, а не в результате всенародных выборов. Оттого и положение второго правителя династии было прочнее: царь смог принять новый свод законов, расширить границы Российского государства далеко на восток и отвоевать территории, утраченные в годы Смуты.

Короны русских государей. 1 – Мономаховская, 2 – Царства Казанского, 3 – Михаила Федоровича, 4 – Петра Алексеевича, 5 – Ивана Алексеевича, 6 – Елизаветы Петровны, 7 – Екатерины Первой, 8 – Анны Иоанновны, 9 – Большая императорская корона, 10 – корона императрицы

Как были созданы прообразы современных министерств

Стрелецкой службой руководил специальный Стрелецкий приказ –­ один из множества, созданных указами Ивана Грозного. При нем из разрозненной приказной системы стала складываться довольно строгая управленческая иерархия. Насколько удачной она была, можно судить по такому факту: приказная система Грозного просуществовала полтора столетия! Только при Петре Великом ее сменили созданные по европейскому образцу «коллегии», которые позднее переименуют в министерства.

Но «министерские» функции приказы получили именно при Иоанне Васильевиче. При нем было создано около восьми десятков приказов, но главными среди них были девять. Три отвечали за внешнюю и внутреннюю политику: Челобитный (ведал принятием челобитных обращений), Посольский и Поместный (ведал земельными правами, сведениями о населении и налогами). За государственную печать и удостоверение подлинности документов отвечал Печатный приказ. Военным делом управляли Стрелецкий, Пушкарский и Бронный приказы. Отдельно существовал Разбойный приказ: в его ведении были расследование и предупреждение уголовных преступлений. А поскольку одним из самых сильных увлечений царя Ивана IV Грозного была соколиная охота, то для управления этим непростым делом был создан специальный Сокольничий приказ, тоже считавшийся одним из самых главных в государстве.

Результаты государственных и военных реформ, которые провел царь Иван IV Грозный, сказывались на жизни страны десятки и даже сотни лет после его смерти. Фактически при этом царе была заложена основа того русского государства, которое воспрянет после смутного времени и превратится в Российскую Империю при Петре I.

Избранная рада

Сдружился царь в это время и с Алексеем Адашевым, случайно попавшим в число молодых людей, которых набирал к себе Иван для своих забав. Адашев был очень умный и высокочестный человек. Он и Сильвестр мало-помалу собирают вокруг Ивана Грозного лучших и способнейших людей того времени. Были в числе их знатные бояре: князья Воротынский, Одоевский, Курлятов, Андрей Курбский, Серебряный, Горбатый-Шуйский, Шереметев и другие. Адашев и Сильвестр возвышали и незнатных людей, но честных и способных, и давали им важные должности. Этот круг деятелей, начавший с помогать Грозному в делах управления получил название «избранной рады».

Эти лучшие люди стали управлять государством. Иван Васильевич без совещания с этой «избранной радой» ничего не делал.

Задумал юный царь, вероятно по внушению добрых советников «избранной рады», дело еще небывалое в Москве, – велел собрать к себе со всей земли выборых людей для того, чтобы этот «земский собор» обсудил разные дела.

Когда все излюбленные люди собрались, Иван Грозный в один воскресный день, после обедни, вышел из Кремля с духовенством, боярами и дружиною на Лобное место. Отслужили здесь молебен. Тогда царь обратился к митрополиту с такою речью:

– Молю тебя, святый владыка, будь мой пособник и наставник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Ведаешь сам, что я после отца моего остался четырех лет, а после матери – восьми; родственники обо мне не заботились; сильные бояре и вельможи не радели обо мне, правили, как хотели, и сами себе саны и почести давали именем моим. Много корысти, хищений и обид творили; я же по моей молодости и беспомощности, словно глухой, не слышал,  как немой,  не имел слова обличения против них. О нечестивые лихоимцы и хищники и судьи неправедные! Какой ответ теперь дадите нам за то, что много из-за вас пролито слез и крови? Я чист от сей крови; вы же ждите воздания за нее…

Затем, поклонившись на все стороны, Иван Грозный обратился к народу:

– Люди Божий, дарованные нам Богом, молю вас ради Бога и любви к нам!.. Теперь нам ваших обид, разорений и налогов исправить нельзя вследствие продолжительного моего несовершеннолетия, пустоты и беспомощности, вследствие неправд бояр моих и властей, бессудства, лихоимства и сребролюбия. Молю вас, отпустите друг другу вражды и тягости, кроме разве очень больших дел. В этих делах и в новых я сам буду вам, насколько можно, судья и оборона; буду неправду уничтожать и похищенное возвращать.

Так каялся царь и такие обещания давал народу.

В этот же день он пожаловал одного из главных членов избранной рады, Адашева, в окольничьи и сказал ему при этом:

– Алексей!  Взял  я  тебя  из  нищих  и  самых  незначительных  людей. Слышал я о твоих добрых делах и взыскал тебя выше меры для помощи душе моей… Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и знатных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных. Не смотри и на ложные слезы бедного, клевещущего на богатых, ложными слезами хотящего быть правым; но все рассматривай внимательно и приноси к нам истину, боясь Суда Божия. Избери судей праведных от бояр и вельмож.

Под влиянием избранной рады власть стала заботиться о правосудии и законности, и народу стало гораздо легче, чем прежде.

Стрельцы Ивана Грозного

Хотя первые залпы огнестрельного оружия прогремели на Руси за полтора с лишним века до воцарения Ивана Грозного, широкое распространение «огненный бой» получил именно при нем. И именно при этом царе в 1550 году в русской армии появляются первые регулярные части, вооруженные ручным огнестрельным оружием, — стрельцы. Слово это, некогда обозначавшее просто лучника, при Иване IV получает новый смысл: теперь так называют вооруженных пищалями и мушкетами воинов, находящихся на государственной службе и получающих за это деньги. Оклады стрельцов были немалыми: их жалование составляло по 4 рубля в год, что по тем временам было весьма существенной суммой. В отличие от боярского ополчения, которое в отсутствие боевых действий занималось обыденным мирным трудом, стрельцы в мирное время несли гарнизонную службу и выполняли обязанности по обеспечению общественного порядка и функции пожарных.

Русские стрельцы. Иллюстрация из монографии «Историческое описание одежды и вооружения российских войск» Александра Висковатова, 1841-1862 гг.

Термины

  1. Заповедные лета – годы, в течение которых в некоторых районах Руси запрещался крестьянский уход от помещика даже в Юрьев день.
  2. Опричнина – политика Ивана Грозного в 1565-1572 гг., характеризующаяся репрессиями, конфискацией боярских земель и борьбой с мнимыми и реальными изменниками, а также личный удел Ивана Грозного со своей армией и особым управлением.
  3. Земщина – часть территорий Руси, не включенная в опричнину.
  4. Избранная рада – круг приближенных Ивана Грозного, неофициальное правительство в 1540-х — 1550-х гг.
  5. Кормление – система содержания княжеской администрации за счет местного населения.
  6. Местничество – порядок назначения на государственные и военные должности в соответствии со знатностью рода.

Все термины и даты по правлению Ивана IV Грозного – здесь.

Предыдущая статья: «Правление Василия III»

Следующая статья: «Правление царя Федора Иоанновича»

Концепция Третьего Рима

В конце XV – начале XVI веков в русской духовной литература появилась теория о становлении Москвы как нового – Третьего – Рима. Суть ее заключалась в том, что раз пали первый Рим (центр Римской империи), затем Византия – преемник традиций великой империи, то Москве суждено стать наследницей этих великих государств. Духовное наследование и хранение христианских традиций, зародившихся в Риме и получивших развитие в Византийской империи, по праву должно принадлежать России, как последовательнице в вере христианской. Данная концепция объявляла царя главным защитником православия и, соответственно, давала духовное основание для почитания царского титула и преклонения перед ним.

Идея о богоизбранности России, ее исключительной духовной и исторической миссии и особом пути получила широкое развитие и в дальнейшем. Церковники и политические деятели XVI-XIX веков находили все новое и новое подтверждение концепции Третьего Рима, используя эту теорию в самых разных целях.

Совершеннолетие Ивана IV

Согласно завещанию Василия III, опекуны должны были править государством до тех пор, пока Ивану Васильевичу не исполнится 15 лет, а затем передать ему власть. Подразумевалось, что за эти годы они подготовят достойного правителя, способного справится с этой ношей, и помогут ему править, оставаясь мудрыми и преданными советниками. В те годы 15 лет считались совершеннолетием, когда юноши уже могли нести военную службу и занимать низшие государственные должности. Но члены Опекунского совета, занятые лишь корыстными интересами, мало заботились о должном воспитании царя.

Думские бояре понимали, какой бедой грозит передача правления в руки безответственному и жестокому подростку, и пытались противиться этому. Но достигший совершеннолетия Иван энергично сопротивлялся боярской опеке. Первой жертвой необузданного нрава царя стал Андрей Шуйский, глава рода. Именно он, будучи опекуном, на глазах Ивана избивал и хотел убить Федора Воронцова, а затем выслал его, несмотря на заступничество царя. Это произошло в сентябре 1543 г., а в конце декабря по приказу Ивана опекун был убит – «велел его предати псарям, и псари взяша и убиша его». Один из самых знатных бояр России был убит без какого-либо суда и «лежал наг в воротех два часа».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector