«в августе 44-го…»

От каждого по способностям

В фильме есть эпизод, когда самый молодой из контрразведчиков – лейтенант Блинов – неожиданно встречает однополчан. Их эшелон отправляется на фронт, и начинающему оперативнику начинает казаться, что там, на передовой, он принесет пользы больше, чем тут «окурки подбирать». Но Таманцев, заметив его смятение, тут же осаживает его и возвращает в реальность, объясняя, что здесь он сегодня нужнее всего. «Если этот окурок для дела нужен, за него и полжизни отдать не жалко. А толк будет!»

А как случилось, что Блинов оказался в группе Алёхина, попав сюда после ранения и пребывания в госпитале? Все дело в том, что обонятельная политика Сталина способствовала созданию в стране совершенной, идеально работающей системы отбора кадров. Принцип «от каждого по способностям» действовал безотказно: во время войны каждый советский гражданин оказывался на своем месте и трудился «для фронта, для Победы», используя весь свой потенциал, на максимуме своих возможностей. Кто-то увидел у Блинова качества охотника-следопыта – и вот он уже в контрразведке.

В фильме мы также видим профессионализм и максимальную отдачу других военных, которые помогают группе Алёхина идти по следу вражеского радиопередатчика. На их фоне поведение офицера комендатуры, который никак не хочет осознать всю серьезность операции и свою роль в ней, думая о своих мелких проблемах, выглядит отвратительно и вызывает настоящее недоумение. Результат плачевный: он подводит своих товарищей и сам погибает.

Связующее звено между эпохами

В пору моей юности для родной страны наступили тяжелые времена. С развалом СССР мы в один миг потеряли страну, систему ориентиров и базовые ценности. Целый народ был брошен на произвол судьбы, коллективная система защищенности и безопасности рухнула. Для бывших советских людей основной жизненной задачей стало выживание.

Для отечественного кинематографа наступило безвременье. На серьезные масштабные проекты не было ресурсов. После отмены цензуры настоящие произведения искусства кино вдруг вытеснились дешевыми поделками – откровенно пошлые комедии и так называемая «чернуха», только подогревающая коллективные фрустрации.

В страну хлынул поток западной кинопродукции – глупые комедии, боевики с мордобоем, леденящие душу триллеры. Новые «идеи» всепоглощающего потребления, жесткой конкуренции и исключительно прагматичного отношения к жизни вступали в непреодолимое противоречие с выстроенной в советский период жизни системой ценностей.

Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, таким образом состоялся слишком резкий переход нашего общества из анальной исторической фазы развития в кожную. А нестыковка русских и западных культурных ценностей объясняется разницей ментальной надстройки. И конечно, эти события не проходили бесследно, обеспечивая нашим людям в 90-е годы постоянное состояние стресса, что сказывалось как на здоровье и психологическом состоянии каждого, так и на общем климате в обществе.

В таком ужасном состоянии мы прожили долгое и трудное десятилетие. И вот наступил 2000 год. Этот год стал переломным в нашей истории. Это был не только временной переход из одного столетия (даже тысячелетия!) в другое, но и глобальная смена власти в стране – президентом России стал Владимир Владимирович Путин. Как говорит на лекциях по системно-векторной психологии Юрий Бурлан, новый президент России «сумел вывести страну из смертельного пике, когда уже не оставалось никакой надежды на спасение». Именно в этот момент на экраны страны вышел фильм «В августе 44-го…».

Мне посчастливилось увидеть этот фильм одной из первых и на большом экране. После огромного перерыва я снова, как в детстве, увидела настоящий фильм о Великой Отечественной войне! После просмотра меня переполняло очень сильное чувство – я ощутила, что не все потеряно: МЫ ЕСТЬ! МЫ ЖИВЫ! ИСТОРИЯ РОССИИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ! А это значит, что у нас есть будущее! Так фильм «В августе 44-го…» стал связующим звеном между эпохами.

Сосредоточение против расслабленности

Сосредоточение на других, стремление увидеть мир глазами врагов и просчитать таким образом их действия мы видим у капитана Алёхина. Так и только так – проникнув в мысли и чувства врага – сумел Алёхин вычислить ту самую поляну, на которую вышли разведчики с рацией за спиной. К наивысшей степени сосредоточения на другом способен человек со звуковым вектором.

Давайте рассмотрим еще один интересный эпизод фильма – как Таманцев раскалывает радиста. Изображая приступ после контузии, он начинает орать на молоденького диверсанта, сильно пугая его. В результате тот рассказывает всю секретную информацию и соглашается участвовать в передаче шифровки врагу. На занятиях по звуковому вектору Юрий Бурлан подробно раскрывает, по какой причине крик имеет столь сильное психологическое воздействие на любого человека.

Как сумел Таманцев это сделать? Благодаря крайней степени сосредоточенности. Раненый Алёхин, лидер группы, выведен из строя. Двое из трех диверсантов убиты. В живых остается один радист. Увидев в его глазах страх смерти, Таманцев, не давая опомниться и прийти в себя, в окружении еще теплых трупов немедленно начинает психическую атаку: «Я жить не буду, я его прикончу». Не менее сосредоточенный Блинов понимает его цель и тут же подыгрывает ему, крича радисту: «Он контуженный! Не вздумай ему врать!»

Совместными усилиями они добиваются цели: захвачена рация, получены позывные передатчика и все данные о диверсионной группе, радист перевербован, войсковая операция на территории не потребуется. Это и есть момент истины, когда оперативники вынудили врага проявить себя, показать свою истинную суть. «Бабушка приехала. Гребенка больше не нужна». Сделан еще один маленький большой шаг на пути к Победе!

За год до Победы

Рассмотрим системно некоторые яркие эпизоды фильма, который рассказывает о работе контрразведки Смерш («Смерть шпионам») в годы войны. До победы остается почти год. В ходе операции «Неман» контрразведчики – опытные следопыты – разыскивают в лесах освобожденной Белоруссии вражеских агентов

Ставка в этой «охоте» очень высока – успех важной военной операции советских войск

Группа капитана Алёхина действует слаженно и профессионально, со стопроцентной отдачей, забывая о себе, невзирая на непогоду, усталость, голод, не расслабляясь ни на минуту. Мы видим огромное желание сделать максимум возможного, даже больше, чем максимум. Каждый из членов боевой группы понимает, что от их действий может зависеть все – и результат конкретной запланированной военной операции, и исход войны в целом. На войне не бывает маленьких задач.

Все они работают на износ, забыв о себе. Но несмотря на все усилия, результатов пока нет – вражеский радист продолжает выходить в эфир и посылать зашифрованные радиограммы. Мы видим, как жестко отчитывают Алёхина, но никаких возражений или обиды с его стороны нет. Потому что то, что происходит – это не о себе, это о стране и народе. Когда на тебе лежит ответственность за судьбу всех, личные проблемы отпадают. «Кто, если не я?» – по такому принципу трудились все советские люди, отдающие «всё для фронта, всё для Победы!»

Восторги и споры

Удивительно, но споры о фильме «В августе 44-го…» продолжаются до сих пор. Автор сценария и романа-источника Владимир Богомолов попросил убрать свое имя из титров и запретил использовать в качестве названия фильма название романа – «Момент истины». С разочарованием он назвал фильм «примитивным боевичком» с изображением частного случая, что, по его мнению, никак не соответствует содержанию романа.

Те, кто читали роман, восклицают: «А книга лучше!» Но как на уровне изображения показать мыслительный процесс, в котором вся прелесть романа? Одного голоса за кадром для этого явно недостаточно. Пожалуй, сравнение книги и ее киноверсии вообще бессмысленно – и у романа, и у фильма есть свои сильные и слабые стороны, свои особенные задачи. Так пускай книга и кино живут каждый своей жизнью!

Находятся и такие, кто сравнивает фильм с современным голливудским кино. По их мнению, если не очень зрелищно, нет спецэффектов, то такое кино не дотягивает до некой планки, заданной этими же голливудскими стандартами. Только правомерно ли такое сравнение? Этот фильм необходимо оценивать совсем по другой шкале ценностей.

Оставим терзания автора, сравнения читателей и зрителей, закулисные интриги. Посмотрим на фильм «В августе 44-го…» и его культурную роль более глобально, тем более что «возраст» фильма дает нам такую возможность. Нам нужен ответ на самый главный вопрос: выполняет ли произведение искусства свои культурные задачи или нет?

Какие же культурные задачи выполнила эта картина? Реанимация героического прошлого, консолидация общества, восстановление уретральной системы ценностей нашего народа, для которого жизнь для всех важнее индивидуальной жизни. Эти сверхзадачи фильм «В августе 44-го…» выполнил достойно. Причем независимо от своих создателей – они сознательно специально, может, и не замышляли ничего столь глобального.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector