Тутаев: достопримечательности города и икона, под которой подлезают

Один город – два Романа

Город делится Волгой пополам, на исторически сложившиеся левую, Романовскую, и правую, Борисоглебскую, стороны. Поселение начиналось с левого берега, поэтому и аромат старины здесь куда сильней. Основано оно было бежавшими зимой 1238-го года от жестокого Батыева разорения жителями Ярославля. Спустя почти полвека сюда пришел углицкий князь Роман Владимирович. Его стараниями на левом берегу появились деревянные укрепления, откуда с 1283 года и пошел град Романов. Новый город стал северным форпостом углицкого князя, причисленного позднее к лику святых – и неспроста. 

Князь Роман не только 15 церквей воздвиг: он строил приюты для сирот и стариков, был благочестив и хорошо для того времени образован. Нетленные мощи его обрели спустя двести один год после кончины (князь умер в 1285 г.), с канонизацией затянулось еще на столетие, зато по поручению патриарха Иова занимался этим непростым вопросом казанский митрополит Гермоген, будущий патриарх и пламенный борец с польско-литовскими интервентами. 

Свершение у мощей Романа чудес зафиксировали в 1605 г. Мощи благоверного князя перенесли в Спасо-Преображенский собор Углича. Поляки в 1609 году Углич сожгли, и храм в том числе, но останки князя частично уцелели. Тогда же, при пожаре, вероятно, погибли многие рукописные источники (позволившие бы в будущем с большей уверенностью говорить об истории города Романова). 

Был в истории города еще один Роман, сын ярославского зятя Ивана Калиты Василия по прозвищу Грозные Очи. Такое прозвище русским князьям давалось не раз, но, в двух известных случаях – за сопротивление набиравшей силу Москве. Роман Васильевич заново отстроил город после разорения его очередным набегом ордынцев и грабежами лихих новгородских ушкуйников. Поэтому некоторые исследователи основание города – правда, уже в 1345 году – приписывают ему.

Остатки земляных валов Романова

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Источник статьи: http://omolitvah.ru/ikony/ikona-spas-vsemilostivyy/

Информация для посетителей

Воскресенский собор Тутаева принимает активное участие в жизни города. Помимо регулярных служб, священники занимаются просветительской деятельностью, помогают бедным слоям населения, работают с молодежью. Так, при церкви открыта воскресная школа для прихожан любого возраста. Тут же можно записаться в церковный хор, на курсы катехизиса или богословия.

Расписание служб

Двери храма открыты для посетителей ежедневно, с утра до вечера. Всю неделю здесь регулярно проводится Божественная литургия, а по выходным и праздничным дням – утренняя и вечерняя служба. На десятое воскресенье после Великой Пасхи совершается крестный ход по Борисоглебской стороне, а накануне Ильина дня – по Романовской.

Совет автора

Как добраться

Воскресенский храм находится по адресу: Ярославская область, город Тутаев, улица Соборная, дом 13а. Проще всего доехать туда машиной или на такси, если следовать по трассе Р151. Также добраться до церкви можно из Ярославля или Рыбинска, откуда ходят регулярные автобусные рейсы. А вот от автовокзала до места назначения придется пройти пешком. Благо, расстояние небольшое – всего пара километров.

Несмотря на свой сравнительно небольшой размер, тутаевский храм очень любим православными верующими. Здесь можно не только помолиться чудотворному образу Спасителя, но также полюбоваться древними фресками, которые сохранились почти нетронутыми.

Икона Спаса в Тутаеве

Прославленная икона появилась предположительно в начале XV века для церкви русских князей Бориса и Глеба, сыновей великого киевского князя Владимира Святославича. Работал над святыней иконописец Дионисий Глушицкий. Изначально икона располагалась в куполе храма, лицезреть её можно было, лишь обратив взор в «небо». Размеры иконы внушительные: 2,78 м шириной и 3,20 м высотой. Поэтому она была достойным украшением купола. Точный вес иконы неизвестен, но для её переноски необходимо как минимум 30 мужчин, и при этом, каждый ощутит тяжесть иконы. Ежегодно с иконой совершают крестный ход, для этого используют специальный металлический каркас, для того чтобы было удобно нести святыню.

Недолго икона была в приделе святых Бориса и Глеба. Лишь в XVIII веке образ оказался в главном зале церкви. Но он недолго пребывал в покое. В 1749 году святыню перенесли в архиерейский дом по воле митрополита Арсения. В 1798 году образ пешком, неся на руках, доставили до Воскресенского собора, где она хранится по сей день. Так икона оказалась в Тутаеве, до 1918 именовавшегося Романов-Борисоглебск. В наше время по пути следования образа на одном из берегов реки Ковать, где его омывали от пыли и грязи, осевших по дороге, бьет святой ключ, обладающий целебными свойствами. Ежегодно в десятое воскресенье от Пасхи люди выходят на крестный ход. Это событие самый настоящий праздник: из Воскресенского собора икона Спаса Всемилостивого торжественно выносится, и процессия сопровождает её по пути через весь город. Такая традиция существует много лет, даже столетий, кажется, что время не властно над святынями и верой людей.

Икона Спаса в Тутаеве со временем начала темнеть, связано это с тем, что раньше иконы завершали слоем масла подсолнуха для закрепления красок. Эта икона единственная из всех в Воскресенском соборе, с которой не сняли масляный слой. Но лик Господа хорошо читаем с иконы и, кажется, смотрит в душу, обнажая её и освобождая. Металлическая рама, которую используют в Крестный ход, имеет особое устройство, чтобы мужчины могли опереть её на плечи и нести таким образом икону. В раме есть арки, чтобы верующие могли пройти под ликом Бога во время пешего хода или остановки. Как и в старину икону несут непокрытую, даже в дождь и непогоду.

Над головой Спасителя золотой венец, который по праву можно назвать произведением искусства. Венец украшен чеканными узорами. Спустя века работа мастера не затерлась и по-прежнему радует глаз.

Толгская икона Божией матери

Как гласит предание, иконописный лик Богоматери явился 21 августа (8 числа по старому стилю) 1314 года святителю Прохору, епископу Ростовскому и Ярославскому, который вместе со спутниками возвращался из Белозерья в свой кафедральный город. Путешествие по Шексне и Волге было долгим и трудным. Путники остановились на ночлег на побережье у устья речки Толги. Ночью архипастыря разбудил яркий свет. Выйдя из шатра, он увидел огненный столп на противоположном берегу. Отражение пламени в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Архиерей перекрестился и, опираясь на святительский жезл, пошел по озаренной неземным сиянием воде словно посуху. В воздухе парил образ Пречистой Девы, держащей на руках младенца Иисуса Христа. Епископ упал на колени и стал молиться, пока не лишился чувств.

Очнувшись утром в своем шатре, он решил, что случившееся ночью было сновидением, но, не обнаружив нигде своего посоха, решил на лодке перебраться на место таинственного знамения. Оказалось, что ночное бдение ему не привиделось во сне. На земле рядом с архиерейским посохом лежала икона. Владыка и служители взяли в руки топоры и принялись рубить лес, чтобы возвести на месте явления Богородицы деревянный храм. Весть о чуде быстро разнеслась по округе. Ярославцы толпами устремились на Толгу и присоединились к строителям. Уже к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.

За полвека образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и богомольцы. По времени основания обитель древнее Валаама, Соловецкого монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

В 1392 году икона стала мироточить. Однако вскоре деревянные постройки уничтожил пожар, сгорел и соборный храм. Икону сначала сочли погибшей, но произошло новое чудо — она нашлась в ветвях кедра целой и невредимой.

В 1553 году Толгский монастырь посетил Иван Грозный. Как свидетельствуют летописи, царь излечился от болезни ног после того, как помолился у святыни. Благодарный монарх пожертвовал средства на строительство каменных соборов.

Во время Смуты в XVII веке обитель подверглась нашествию польско-литовских интервентов, 46 безоружных монахов были убиты. Чудотворную икону удалось спасти.

В 1612 году в ходе сбора в Ярославле ополчения Минина и Пожарского разразился мор. Эпидемия, быстро распространявшаяся из-за большого скопления людей, прекратилась сразу после крестного хода с иконой Толгской Божьей матери. В 1636 году образ Богородицы с сыном спас Ярославский край от голода, вызванного неурожаем, в 1654-м — от моровой язвы, в 1657-м — от страшной засухи.

Толгский монастырь не раз посещали августейшие особы: Петр I, императрица Екатерина Великая, император Николай II вместе со своей семьей.

Советская власть превратила монастырские земли и постройки в колонию для малолетних преступников и склады. В канун 1000-летия Крещения Руси, в 1987 году, разрушенный комплекс Толгского монастыря был передан Русской православной церкви. По решению Священного Синода на территории монастыря была учреждена первая в СССР женская обитель (после революции 1917 года все женские монастыри были закрыты).

Главная святыня, Толгская икона Божьей Матери, хранившаяся в Ярославском художественном музее, была возвращена монастырю 20 августа 2003 г. По своему иконографическому типу она является «Елеусой» или «Умилением». По композиции образ подобен палладиуму соседней Костромы — Федоровской Богородице — но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки.

Свято-Введенский Толгский женский монастырь, DariaZi

Настенная живопись

В украшении собора принимали участие ярославские художники. Сюжеты росписей на стенах галереи взяты преимущественно из Ветхого завета. Они изображают сцены жизни прародителей человечества в Эдемском саду, постройки Ноева ковчега и разрушения Вавилонской башни. Роспись, демонстрирующая библейскую историю Ионы, вызывает особое любопытство. Изображение кита на ней не оставляет сомнений, что старинный художник имел очень смутное представление о внешнем виде этого млекопитающего.

Фрески на стенах центральной части храма посвящены событиям Нового завета. Они сопровождаются надписями, содержащими цитаты из Библии. На западной стене находится поражающая воображение картина Страшного суда. Работы ярославских художников отличаются нехарактерной для той эпохи реалистичностью. Они лишены типичной черты средневековых фресок — условности в изображении человеческих фигур. На наружных стенах собора также присутствует большое количество росписей, которые неоднократно реставрировались.

Описание и значение иконы

Рис. 2. Лик Господа на иконе лишён строгости и укоризны, он наполнен любовью и милосердие ко всем молящимся. Икона Спаса Всемилостивого относится к иконографическому типу «Пантократор» или «Господь Вседержитель», представляющего Христа в образе Царя или Судьи. Характерной особенностью данного вида икон является благословляющими жест Спасителя правой рукой и Евангелие в левой. Господь здесь предстаёт пред нами милостивым и добрым Отцом, и, в отличие от других икон Вседержи́теля, на Лике Спаса Всемилостивого совсем нет строгости и грозности, есть только безграничная любовь и милосердие, изливающееся на весь народ Божий.

На таких иконах Спаситель может быть изображён как в полный рост, так и погрудно или по пояс.

Архитектура

Храм расположен на участке, обнесённом кирпичной оградой, и имеет отдельно стоящую колокольню. Шатровая, отдельно стоящая колокольня и ограда со святыми воротами воздвигнуты вместе с храмом.

Пятиглавый четырёхстолпный двухъярусный храм обнесен обширной галереей и имеет два богато декорированных крыльца. Храм стоит на подклете, в котором расположена зимняя церковь Богородицы Одигитрии. Храм имеет два придела — северный, освященный в честь Петра и Павла и южный, Бориса и Глеба. Храм окружен обширной галереей. Галерея покоится на сводчатых арках, в глубине которых окна нижнего храма. В прошлом нижняя аркада была открытой в настоящее время — остеклена. Центральная часть храма освещается через окна, расположенные над окружающей храм галереей и световые барабаны. Небольшие окна имеются и между центральной частью и галерей. Приделы располагаются на галерее, имеют маленькие главки на глухих барабанах. С южной (обращенной к центру города) и западной стороны храм имеет крыльца, ведущие на галерею. Оба крыльца расположены не по центру, а смещены влево. Стены северного придела укреплены контрфорсами. Алтарная часть имеет два яруса тройных полукруглых абсид.

Строителям храма удалось найти правильные соотношения и соразмерность его основных частей. Силуэт мощных арок, несущих галерею повторен в изящных и богато орнаментированных окнах галереи, которая является основным зрительным центром композиции. Далее он находит свой отклик в полукружьях ярко расписанных ложных закомар.

Храм богато декорирован фигурной кладкой, рельефным декором, изразцом и росписями. В декоративной отделке данного типа храмов впервые богато украшена не только галерея, но и верхняя часть основного храмового здания.

Основной декоративный элемент галереи — изящная аркада окон, простенки которых заполнены пучками полуколонн. Аркаду дополняет пояс из глубоких ширинок, центры которых украшены изразцами. Рисунок ширинок повторяется в декоративном оформлении крылец. Декор верхней части основного здания храма составляет обрамление окон и пучки полуколонок, заполняющие простенки. Под кровлей здания расположен ярко расписанный пояс, включающий ложные закомары, расписанные библейскими сюжетами и их обрамление с декоративной росписью,

Настенная живопись

Храмовая роспись тутаевской святыни до сих пор до конца не изучена. Достоверно известно, что декором церкви занимались известные ярославские мастера того времени. На стенах храма можно увидеть ветхозаветные сюжеты, рассказывающие об Адаме и Еве, великом потопе, а также строительстве Вавилонской башни. Здесь же представлена фреска, посвященная Ионе с китом.

Храмовая роспись тутаевской святыни

Центральная часть собора украшена новозаветными сюжетами, перемежающимися библейскими афоризмами, а западная стена отображает Страшный суд. Все работы местных художников довольно реалистичны, персонажи хорошо проработаны, что выгодно отличает тутаевские фрески от других средневековых росписей.

Дорога Углич – Тутаев

Я уже писала ранее, что гостиницы в Тутаеве на праздничные выходные были переполнены, поэтому ночевали мы в Угличе, смотри обзор хостела здесь. По расписанию Крестный ход должен был начаться в 11 утра. Чтобы успеть на утреннюю службу выехали в 7.30.

Дорога сюрпризов не принесла. Обычная двухполоска, умеренное количество населенных пунктов. Во многих местах дорожное покрытие давно требует капитального ремонта, попадались и глубокие ямки. Но в целом вполне приличный путь

Кому важно по какой трассе ехали, смотрите карту в предыдущей публикации

Тутаев встретил переменчивой погодой, небо в облаках, через которые изредка пробивалось яркое солнышко. Такая погода нам была на руку. Изнуряющей жары в этот день совсем не хотелось. Но надежды не оправдались. Забегая вперед скажу, что к одиннадцати распогодилось. Весь день проходил под жгучими лучами июльского солнца. Тень искали на каждой остановке, увы, безуспешно. На такое количество людей ее не хватало. Как и лавочек для передышек. Поэтому при первой же возможности все присаживались отдохнуть прямо на травку.

Продолжу. Прибыли в половине десятого. Машин и туристических автобусов возле Воскресенского Собора уже было много. Тем не менее припарковались без труда в 250 метрах от входа.

Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область) / Фотоальбомы / Патриархия.ru

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

Фотоальбом «Крестный ход с чудотворной иконой Всемилостивого Спаса в Тутаеве (Ярославская область)»

История возведения храма

Строительство собора началось в 1652 году. Он был призван заменить собой пришедший в негодность деревянный храм Бориса и Глеба. Первая попытка возведения каменного Воскресенского собора в Тутаеве не увенчалась успехом. Из-за просадки фундамента в шатровой части здания образовались многочисленные трещины. Местные жители обратились к митрополиту с просьбой позволить им разобрать верх сооружения и сделать храм двухъярусным. После получения разрешения церковного иерарха к выполнению этой работы были привлечены ярославские мастера. Реконструкция продолжалась до 1678 года. В качестве строительного материала использовался исключительно кирпич. Легенда гласит, что в него при изготовлении подмешивали муку и кровь скота.

В результате было возведено здание, по размерам значительно превосходящее прежний храм. После завершения строительства в Воскресенский собор Тутаева перенесли внутреннее убранство из некоторых окрестных церквей. Это объясняет тот факт, что часть предметов в храме древнее, чем он сам.

Икона «Целование Божией Матери и праведной Елизаветы»

Другое название этой иконы – «Сретение Пресвятой Богородицы и святой праведной Елизаветы» (сретение означает встреча). Согласно евангельскому преданию, после Благовещения — явления архангела Гавриила Дева Мария поспешила к Елизавете, родной сестре ее матери. Бездетные Елизавета и ее муж священник Захарий были уже в преклонном возрасте, но Господь подарил им сына, будущего Иоанна Крестителя, которым Елизавета была в тот момент беременна.

Древний иконописец, кисти которого принадлежит икона «Встреча Марии и Елизаветы», изобразил этих святых женщин с Младенцами во чреве; более поздняя икона «Целование Божией Матери» изображает просто их объятие. При встрече с Девой Марией Елисавета исполнилась Святого Духа и славословила Марию как Мать Спасителя.

Этой иконе молятся о покровительстве Божией Матери и о даровании детей, здоровых и крепких.

Празднование — 30 марта/12 апреля.

Как добраться до Воскресенского собора в Тутаеве

Чтобы попасть в Воскресенский собор, вам нужно доехать до Тутаева. Ближайшие к нему крупные города — это Ярославль и Рыбинск. Оба города связаны с Тутаевым хорошим автобусным сообщением.

Ежедневно из Ярославля в Тутаев отправляются рейсовые автобусы. Автобус отходит от ярославского автовокзала и прибывает на автовокзал в Тутаеве. Первый автобус отправляется в 5.20, последний в 21.40/21.55. Расстояние между городами 43 км, время в пути около 1 часа

Обратите внимание, что автобусы, прибывающие на Левый берег Тутаева не подходят в этом случае

Две части города находятся по разные стороны реки и не имеют прямого сообщения. Летом работает паромная переправа, зимой из одной части города в другую можно попасть только в объезд через Ярославль.

Из Рыбинска так же есть множество автобусных рейсов в Тутаев, как прямых, так и транзитных. Расстояние между городами 49 км. Первые рейсы отправляются из Рыбинска в 6 утра, последние в 23 часа. Периодичность 15–30 минут, время в пути от 40 минут до 2 часов.

От автовокзала до Воскресенского собора около 2 км, вы легко сможете пройти это расстояние пешком.

Если вы едете личным автомобилем, держитесь трассы Р151. Рядом с собором организована стоянка для личных автомобилей.

Из Ярославля и Рыбинска также можно добраться, используя приложения Яндекс Такси или Maxim.

Парковка перед Воскресенским собором — панорама Google Maps

13-14 января 2018 г. Паломническая поездка в Свято-Введенский Толгский монастырь

   Наше первое паломничество в этом году – это посещение Свято-Введенского Толгского женского монастыря в Ярославской области и города Тутаева (ранее Рома́нов-Борисогле́бск).

Чтобы подольше побыть в монастыре, мы сначала заехали в город Тутаев в Воскресенский собор. Главной святыней Воскресенского собора Тутаева и одной из самых почитаемых икон всей Ярославской епархии является знаменитый образ Всемилостивого Спаса, помещенный на огромной иконе: 2,98 м (по другим данным — 3,20 м) высотой и 2,78 м шириной. Согласно преданию она была написана в конце XIV — первой трети XV веков преподобным Дионисием, прославленным подвижником Сергиевской иноческой традиции, основателем Глушицкой обители в вологодских пределах, и первоначально находилась в куполе древней деревянной церкви во имя князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, на месте которой впоследствии возник Воскресенский собор. В летний период образ Спаса Вседержителя находится в верхнем, холодном храме Воскресенского собора, зимой — «переезжает» в нижний, отапливаемый. Дважды в год совершаются крестные ходы с чудотворной иконой: в последнее воскресенье перед Ильиным днем по Романовской (левобережной) стороне Тутаева и в десятое воскресенье после Пасхи по Борисоглебской (правобережной) стороне.

  Существует также традиция, возникшая в незапамятные времена, пролезать под образом. Причем богомольцы могут сделать это как во время крестных ходов, так и в период пребывания иконы в храме: икона размещена в специальном киоте, основание которого, полое снизу, имеет особое отверстие. Это отверстие называется целебный лаз. Через него нужно три раза пролезть  с молитвой. Вот и наши паломники, почитая традицию храма,  пролазили под иконой с молитвой на устах. В нашей группе была сама маленькая паломница – пятилетняя Варварушка, которая шустро  пролезла под иконой и стала ждать оставшуюся группу.

  Храм сохранился очень хорошо и внешне и внутренне, он не закрывался в советское время. Сохранен иконостас и образ в виде скульптуры Николая Чудотворца XVI — XVII вв., называемый Можайским. Также много старинных икон. А сам храм является уникальным памятником архитектуры XVII столетия.

   Толгский монастырь – жемчужина России. Если рассказать даже вкратце о монастыре, рассказ будет долгим. Лучше один раз приехать и сходить на экскурсию, да даже пройтись по территории монастыря и почитать стенды, на которых доступно изложена вся история обители.

   Монастырь хранит в себе величайшие святыни: частицу Ризы Господней, Чудотворный образ Божией Матери «Толгская», мощи свт.Игнатия Брянчанинова. По всему храму много ковчежцев с мощами, старинных икон  и икон, которые мироточат. Мы видели икону «Знамение» всю в струях мироточения.

   Во время нашего пребывания в монастыре мы приложились к привезённым из Греции с о.Корфу  святым мощам свт.Спиридона Тримифунтского и к его сапожкам. Сапожки снимают раз в год со святого, поговаривая, что он их износил. Святой ходит по миру и изнашивает свои сапожки, поэтому каждый год их меняют. Мощи святого нетленные и держат температуру + 36,6 градусов.

  Службы  в монастыре — это длинные монастырские Богослужения. У нас было ощущение, что все насельницы монастыря присутствовали на службах в храме, а их было немало, 130 монахинь. Нужно учесть, что возрождение монастыря началось в 1987 году, и монастырь  был открыт самым первым женским в России после безбожного лихолетия.

После Литургии мы отправились  с монахиней Тихоной на экскурсию по территории монастыря и в кедровую рощу. Кедровая роща открыта паломникам только раз в году – на Толгин день  21 августа. Нам повезло, мы попали с матушкой, которая очень была добра к нам.

   Нам захотелось еще раз съездить в монастырь, но только уже летом.  Ведь в летнее время года река Волга, на которой стоит монастырь, очень красива. Фотографии

Свою палитру Кустодиев совершенствовал на местных пейзажах

Построенный с учетом рельефа бесстолпный храм, спускается вместе с нами вниз по склону, в который упираются ряды его апсид. Наверное, вид его поразил Бориса Кустодиева, когда он задумал вернуться в Питер со своей дачи «Терем» в Кинешме. Ему нужно было добраться по реке до Рыбинска, чтобы там пересесть на поезд. Но помешала забастовка железнодорожников: на дворе стоял 1905 год.

Кустодиев остановился в Романове-Борисоглебске и навсегда полюбил этот скромный волжский город. Несколько раз он возвращался сюда на этюды, и в его картинах нашли отражение местные пейзажи. Художник-реалист, ученик Репина, поездивший по Европе — здесь он нашел свой, неповторимый стиль, который специалисты называют синтезом русского лубка, фресковой живописи и волжского пейзажа.

Стенопись Покровской церкови

Многоцветное праздничное веселье на берегах Волги, ярмарки, купчихи на городских улицах или в своих усадьбах, за которыми виднеются костромские или борисоглебские храмы — все это просто бурлит на его полотнах — а ведь болезнь на последние долгие 15 лет приковала его к инвалидному креслу, и писать он мог от силы пару часов в день. В городе помнят Кустодиева. Бульвар, протянувшийся над набережной, назван его именем.

Картина Б. М. Кустодиева «Гуляние на Волге» — вид на Борисоглебский берег и Воскресенский собор

В Романове-Борисоглебске бывали Ф. И. Шаляпин, Н. К. Рерих, А. Н. Островский, В. А. Гиляровский. Кустодиевым здесь созданы две известные работы — «Провинция» и «Гуляние на Волге», но во многих других его произведениях чувствуются местные мотивы.

Храм Св. Троицы на погосте

Наблюдения и советы

Поделюсь своими наблюдениями и дам практические советы последователям.

  • Не спешите на паром. Даже если переправитесь третьей ходкой вы не отстанете. Процессия двинется дальше только когда все участники окажутся на левом берегу.
  • Хотите поклониться иконе, приезжайте пораньше. Если пораньше не получилось, не стоит стоять большую очередь. Доступ к Святыне будет на каждой остановке. А людей, желающих поклониться в тот момент, в разы меньше.
  • Если для вас пройти весь путь сложно, то нарисуйте для себя маршрут заранее. В таком случае можно будет передохнуть и встретить процессию в удобном для вас месте.
  • Очереди в туалет при храмах были огромные. Старайтесь опередить шествие, других вариантов нет.
  • Если вы не паломник а обычный турист, то рекомендую немного отстать от колонны. Внимательно осмотреть церкви в общем потоке у вас не получится, протолкнуться к иконам трудно.
  • Крестный ход идет целый день. Запаситесь бутербродами. Вплоть до Дома Груздева по дороге нет ни одного магазина. Да и потом точек общепита поблизости я не наблюдала.
  • Возьмите с собой подстилку или складную скамеечку. Путь не близкий, тяжело даже молодым и здоровым. Зонтик как защита от солнца тоже не помешает. Тени на всем отрезке почти нет.

История

Город Романов-Борисоглебск Ярославской области (с 1918 года – Тутаев) включает в себя некогда самостоятельные города, раскинувшиеся на противоположных берегах Волги и объединенные в 1822 году. На правом берегу – Борисоглебск, бывшая Борисоглебская слобода, на левом – городок Романов. На Борисоглебской стороне возвышается один из самых величественных храмов 2-й половины XVII века – Воскресенский собор, возведенный в традициях ярославского храмового зодчества.

Воскресенский храм строился с 1652 по 1678 год на месте обветшавшего деревянного храма Бориса и Глеба, по которому и называлась слобода.

Сооружение Воскресенского собора происходило в начальный период раскола, причем соседний с Борисоглебской слободой Романов был одним из центров старообрядчества.

После строительства собора в слободе были разобраны некоторые ветхие церкви слободы, убранство которых было перенесено в собор. Поэтому там имеются предметы более древние, чем само строение. В XVIII веке был перестроен верх колокольни, в результате чего она стала несколько ниже.

Храм не закрывался при советской власти, в основном сохранилось внутреннее убранство, иконостас, росписи.

Икона, под которой пролезают

«Пролезать» – это слово может показаться кому-то совсем неуместным и даже грубым, когда речь идет о святынях. Но используется оно неспроста, его можно заменить словом «проползать», но тогда от взгляда ускользнет тот факт, что действие «проползать» осуществляется верующим на коленях и с молитвой на устах. Именно поэтому одна из церквей Воскресенского собора прославилась как церковь в Тутаеве, где пролезают под иконой.

В киоте под иконой сделан небольшой лаз – специальное окошко, в которое и нужно проползать верующим.

Обычай существует уже не первое столетие и за это время на полу сквозь лаз пролегли отметины от колен прихожан.

Молитва, читаемая перед образом Спаса:

Итоги поездки

Природа потрясающая! Волга красива во все времена. А в июле, когда еще сочные краски растительности контрастируют с синей гладью воды и голубым небом, просто незабываемые впечатления. Прибавьте к этому чистейший воздух, простор, легкий ветерок, солнечную и теплую погоду… Что еще нужно для отдыха?

В общем эти места рекомендую не только для поездок с туристическими целями, но и для проведения полноценного отпуска летом. Отличная альтернатива приморским курортам.

Возможно вас заинтересуют эти статьи:

  • Золотое Кольцо России: информация для туристов
  • Готовый маршрут по Золотому Кольцу России на машине из Москвы
  • Золотое Кольцо России на машине: что успели за первые два дня путешествия?
  • Великий Новгород и Валдай зимой из Москвы: первые два дня путешествия на машине
  • Таинственные и суровые Шантарские острова

Если есть желание поделиться своими впечатлениями, напишите рассказ в рубрику «Путешествия читателей». Как опубликовать его, смотрите здесь.

Подписывайтесь на обновления блога, впереди еще много интересного. Я не рассылаю своим читателям рекламы, только оповещаю о выходе новых статей.

На этом ненадолго прощаюсь.

Татьяна Соломатина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector