Пощупово. иоанно-богословский монастырь

«Без дисциплины никак не обойтись…»

Впечатляющие цифры Вы привели, отче. Впечатляет и число трудников. Но ведь разные люди среди них попадаются: одни нацелены на борьбу со своими страстями, другим попросту негде жить, а значит, им всего-то и надо перезимовать в теплом месте! Не вносят ли они диссонанс в строй монастырской жизни?

Здесь важно понимать, что трудники не должны своим – далеко не всегда положительным примером – влиять на монахов. Это монашество своей солью должно осолять мир

Вот и стараемся держать баланс между монашествующими и трудниками. Смотрим, чтобы среди трудников не было ни воров, ни дебоширов, ни ябедников, ни революционеров.

Вы имеете в виду оппозиционеров?

Да-да, такие тоже встречаются. Вроде бы человек приехал с благими намерениями, его поведение нареканий не вызывает: не пьет, не курит, в храм ходит. Но все ему не так! Монахи здесь не такие, место здесь плохое, устав не тот, служат неправильно! Постоянно находит, к чему придраться. В конце концов мы ему говорим: «Иди ищи место лучше. Найдешь, слава Богу. А не найдешь, тогда узнаешь, что причина в тебе». Иные, пройдя через скорби, начинают это понимать, смиряются, и все у них налаживается. Другие смиряться не хотят… Добавлю, что приходят к нам и после тюрьмы. Находились из их числа желавшие установить в монастыре свои тюремные порядки, по которым они прожили 10 или 20 лет в заключении и были, возможно, какими-то – в кавычках – авторитетами. Они полагали, что монахи – люди недалекие, у монахов одно сплошное послушание, так что, мол, пусть нас слушаются, а мы будем «рукой водить» – руководить. В итоге все получалось по-другому. Даже среди трудников встречались люди, глубоко понимающие суть монашеской жизни, которые начинали объяснять «авторитету»: «Слушай, брат, ты тут не уживешься. Ты сюда не за тем пришел, чтобы подчинять других. Либо подчиняйся общему уставу, которому и сами монахи подчиняются, либо до свидания!»

Много лет, то есть с начала возрождения монастыря, мы проводим воспитательную работу с трудниками и за это время убедились, что без строгой дисциплины никак не обойтись. Если давать послабления, то нормальные люди просто не смогут здесь быть. Шли мы методом проб и ошибок. Например, в какой-то период монастырское руководство решило вступить на путь послаблений. Озвучивались мысли: «Ну, зачем так строго подходить? Давайте простим, что они немножко выпили. Давайте простим, что подрались». Но скоро пришло понимание, что это не великодушие и вовсе не христианское прощение. И мы осознали, что безнаказанность порождает куда большие беззакония. Те, кто хотел приблизиться к духовной монашеской жизни и вдруг увидел, что тот или иной трудник пьянствует, дерется, совершает дурные поступки и при этом все ему сходит с рук, начали разбегаться. Пришлось решительно пересмотреть свою позицию.

Иными словами, закрутить гайки?

Я бы не стал так говорить. Бывает, человек, искалеченный неправильной жизнью, оступился – только это вовсе не значит, что нет ему прощения. Его вразумляют, но не прогоняют. Могут, например, отлучить от нашего братства на месяц, предложить поехать домой и подумать о своем поведении. Коль он в течение этого срока одумается и вернется с желанием ревностно потрудиться ради спасения своей души, мы его примем обратно.

Как добраться?

Патмос, Греция, довольно уединенный остров. Чтобы добраться туда, надо приложить усилия. Наверное, поэтому, пляжный отдых там развит не так, как на популярных греческих островах. Своего аэропорта на Патмосе нет, поэтому остается только один путь – по воде. Можно прилететь в Афины (и осмотреть достопримечательности), а оттуда сесть на паром на Патмос. Здесь нужно учитывать, что мест на пароме может не хватить, поэтому лучше забронировать себе билет заранее.

До Патмоса можно добраться и от соседних островов. Например, из острова Кос. Оттуда ежедневно отправляются катамараны, и дорога займет пару часов. Транспорт ходит и от плодородного острова Самос. Там есть кораблик Flying Dolphin, который и отвезет к пункту назначения. Путешествие займет около часа. Цены и расписание движения водного транспорта смотрите на сайте www.aegeanflyingdolphins.gr.

Кроме этого, до Патмоса можно добраться с острова Родос. Правда, Родос находится дальше. На катамаране придется плыть четыре часа. Он ходит ежедневно, кроме понедельника. Правда, если у вас бывает морская болезнь, такое длительное путешествие может выбить вас из колеи. Но если вы задались целью посетить эту жемчужину христианства, испытания дорогой не собьют вас с пути!

Узнайте цены или забронируйте авто онлайн в одной из 160 стран

Современное состояние

В 1999 году монастырь был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В настоящее время в монастыре проживает около 40 монахов, богослужение совершается раз в сутки с 3 до 6 часов утра.

Пещера Апокалипсиса

Рядом с монастырём расположена пещера, почитаемая как место где апостол Иоанн Богослов около 67 года получил своё «Откровение», записанное его учеником Прохором. Ряд следов на её стенах связывают с пребыванием в ней апостола: углубление куда он клал свою голову, каменный аналой за которым писал Прохор и т. п. В пещере устроена церковь с двумя приделами: один сама пещера Откровения, а второй просторный придел во имя святой Анны. Пещера, как и монастырь, включена в число памятников Всемирного наследия.

Библиотека монастыря

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

Литература

  • Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: Полный список всех 1105 ныне существующих в 75 губерниях и областях России (и двух иностранных государствах) мужских и женских монастырей, архиерейских домов и женских общин. — М.: Издание А.Д. Ступина, 1908. — С. 715—717. — 1004 с. (Репринтное издание — СПб.: Альфарет, 2007)
  • Михайловский Е. В., Ильенко И. В. Рязань. Касимов: Художественные памятники XII—XIX веков / Оформление Ф. Б. Збарского. — М.: Искусство, 1969. — 240 с. — (Архитектурно-художественные памятники городов СССР). — 50 000 экз. (в пер.)
  • Свято-Иоанно-Богословский монастырь. — Рязань, Лето, 2004. 48 с.
  • Низовский А. Ю. Православные храмы и монастыри. — М.: Вече, 2005. — 368 с. — (Наши традиции). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0627-X. (в пер.)
  • Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии / Подгот.: архим. Авель и др. — М.: ИНЭС, 2007.
  • Дионисий (игумен). Свято-Иоанно-Богословский монастырь Рязанской епархии: Путеводитель по обители и ближайшим окрестностям / Игумен Дионисий (Порубай), Б. Н. Кузык. — М.: ИНЭС (Чебоксары), 2010. — 102, с.: фот., схем. — 3000 экз. — ISBN 978-5-93618-170-2.

История

Считается, что обитель возникла в конце XII или начале XIII века и была основана греческими монахами-миссионерами, которые принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословского монастыря. В. В. Зверинский приводит информацию о том, что монастырь существовал уже в 1237 году, и к этому времени в нем уже находился подаренный рязанским князем чудотворный образ Иоанна Богослова из Константинополя, согласно легенде, защитивший монастырь от разграбления Батыем.

В XVI — первой половине XVII века монастырь неоднократно разорялся крымскими татарами, но неизменно возрождался (источники упоминают, в частности, разорения и 1572 годов). Вероятно, расположенная неподалёку Пощуповская пещера представляет собой пещерную часть монастыря. Поначалу монастырь располагался несколько южнее, но в XVI веке был перенесён на нынешнее место. Вплоть до середины XVII века все постройки в монастыре были деревянными. В 1764 году практически все земли, за очень небольшим исключением, были изъяты у Иоанно-Богословского монастыря, а сам он отнесён по штатам к разряду третьего класса и к середине XIX века пришёл в упадок.

Возрождение монастыря связано с именем Давида Ивановича Хлудова — потомственного почётного гражданина, купца первой гильдии. В 1860 году неподалёку от обители он приобретает загородное имение. Иоанно-Богословский собор полностью реконструируется и в нём устраивается новый иконостас. Иконы для него пишет известный рязанский художник-изограф Николай Васильевич Шумов. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь был преобразован в общежительный. На его средства восстановлены соборы монастыря: Иоанно-Богословский и Успенский, отремонтирована ограда, построена новая 80-метровая колокольня (1901 года), по проекту архитектора И. С. Цеханского). Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нём весьма возросло и составило более 100 человек. К 1892 году при монастыре была обустроена школа для крестьянских детей (мальчиков) на 50 человек.

В 1930 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднён. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно. На территории монастыря находились сначала детская колония, затем склады МВД. В 1988 году Иоанно-Богословский монастырь был возвращён РПЦ. Наместником монастыря стал архимандрит Авель (Македонов). С того времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 году управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего первым в истории обители настоятелем-архиереем. Летом 2006 года по решению Священного Синода епископ Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.

В настоящее время настоятелем Свято-Иоанно-Богословского монастыря является управляющий Рязанской епархией, митрополит Марк (Головков).

Пасхальное послание митрополита Саранского и Мордовского Зиновия пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Мордовской митрополии Русской Православной Церкви

02.05.2021

Возлюбленные о Господе отцы, матушки-игумении, братья и сестры, православные жители Мордовии!

В великом благоговении и благодарности ко Господу я приветствую всех самыми радостными словами в жизни каждого христианина:

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !

Два тысячелетия, невзирая на катаклизмы, на войны, на все исторические сложности, присущие человеческой жизни в положенное время Святой Пасхи раздаётся над вселенной и во вселенной жизнеутверждающее, как вспышка спасительного маяка, спасительное христианское восклицание «Христос Воскресе!» и могучий ответ человеческих сердец и уст: «Воистину Воскресе!».

Как доехать в Пощупово

 Добраться до Пощуповских святых мест не сложно как собственным транспортом, так и общественными видами пассажирских перевозок.

  • из Москвы легко доехать поездом «Москва-Рязань» (с Казанского вокзала). Выходите на вокзале «Рыбное» и пересаживайтесь на рейсовый автобус «Рязань-Новосёлки», либо маршрутку «Рязань-Костино», можно вызвать местное такси «Народное». Автобус обойдется около 50 рублей, такси 150-200 рублей.
  • на личном авто едьте по М5 «Урал»в сторону Рязани. На перекрестке д. Баграмово и Рыбное (Константиново) поверните на Рыбное (следуйте указателям), а далее двигайтесь в направлении к селу «Новосёлки». Святой источник будет находится направо сразу после поворота на деревню Медведево. Пощупово прямо, Новоселки налево по главной.

 По приезду личный транспорт можно оставить на стоянке или около ворот храма. Там большая площадка, просматриваемая камерами со всех сторон, поэтому можно не переживать за сохранность авто. Можно оставить машину на парковке святого источника, и там дойти с другой стороны пешком в Иоанно Богословский монастырь. Если вы приезжаете, чтобы потрудиться на благо храма, обратитесь к монаху. Возможно, вас благословят и позволят оставить машину на территории монастыря наряду с транспортными средствами местных тружеников.

с 2009 года по 27 июля 2011 г.

Епископ Климент (в миру Родайкин Виктор Тимофеевич), родился 9 февраля 1971 года в селе Старое Шайгово Республики Мордовия в крестьянской семье. С 1978 по 1986 год обучался в Старошайговской средней школе. С 1986 по 1990 год обучался в Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова по классу скрипка-альт. С 1990 по 1992 год нес послушание иподиакона у архиепископа Пензенского и Саранского Серафима. С 1992 по 1995 год обучался в Московской духовной семинарии. С 1995 по 1999 год обучался в Санкт-Петербургской духовной академии, где защитил кандидатскую диссертацию по Новому Завету на тему: «Символика знамений в Евангелии от Иоанна».

11 сентября 1999 года архиепископом Пензенским и Кузнецким Серафимом был рукоположен в сан диакона, а 12 сентября того же года — в сан пресвитера. 24 августа 2003 года принял монашество с именем Климент, в честь священномученика Климента Анкирского. В Пензенской епархии нёс послушания: настоятеля храма Александра Невского при Артиллерийском институте города Пензы, настоятеля Вознесенского кафедрального собора города Кузнецк, исполняющего обязанности ректора Пензенского духовного училища. В 2006 году возведён в сан игумена.

В июне 2009 года по приглашению архиепископа Варсонофия перешёл в клир Саранской епархии, далее в соответствии с постановлением Священного Синода от 27 июля 2009г. назначен наместником Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска. 8 августа 2009 года архиепископом Саранским и Мордовским Варсонофием был возведён в сан архимандрита.

10 октября того же года по просьбе Владыки Варсонофия Священным Синодом архимандрит Климент избран епископом Рузаевским, викарием Саранской епархии. 27 ноября в Троицком Соборе Свято-Данилова монастыря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Климента во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии.

2 декабря 2009г., в день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, и праздника иконы Божией Матери, именуемой «В скорбех и печалех Утешение», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили: архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии; Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; Симбирский и Мелекесский Прокл, Истринский Арсений, Орехово-Зуевский Алексий; епископы Красногорский Савва, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Саратовский и Вольский Лонгин, Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; Нарвский Лазарь; Павлово-Посадский Кирилл; благочинные и члены Епархиального совета города Москвы. За Литургией молились клирики Москвы и Саранской епархии.

На богослужении присутствовали президент Республики Мордовия Н.И. Меркушкин, заместитель постоянного представителя Республики Мордовия в Москве С.В. Чиндяскин, представители органов власти и православной общественности Мордовии, заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы В.С. Шукшин, председатель Законодательного собрания Пензенской области А.Д. Гуляков.

Предстоятель Русской Церкви и сослужившие Его Святейшеству архипастыри совершили хиротонию архимандрита Климента (Родайкина) во епископа Рузаевского, викария Саранской епархии. По традиции Святейший Владыка вручил новохиротонисанному Владыке архиерейский жезл и произнес напутственное слово, после чего епископ Рузаевский Климент преподал богомольцам первое архипастырское благословение.

Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2011 года (журнал № 41) определено быть епископом Краснослободским и Темниковским Преосвященнейшему Клименту.

Определеним Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 июля 2011 года (журнал № 95) епископ Краснослободский и Темниковский Климент освобожден от обязанностей наместника Иоанно-Богословского мужского монастыря города Саранска Республики Мордовия.

Греческое общество села Чернополье

Женский монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова находится в 30 минутах езды от города Салоники. Тихая обитель расположена в небольшом городке Суроти. Помог основать монастырь афонский старец Паисий Святогорец.

Монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова

Женский м��настырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова находится в 30 минутах езды от города Салоники. Тихая обитель расположена в небольшом городке Суроти. Помог основать монастырь афонский старец Паисий Святогорец. Однажды к нему обратились женщины, которые хотели основать монастырь, где они могли бы жить по строгим афонским правилам. Вскоре старец нашел прекрасное живописное место для женского монастыря, получил благословение на его основание у архиерея , и в 1967 году в обители поселились первые сестры. Сейчас их 67, и они действительно живут по старым афонским традициям. Службы проходят при свечах без электричества. Сохранилась в монастыре и другая традиция, свойственная многим монастырям в Греции, — угощать посетителей лукумом и холодной водой. Чтобы попасть в монастырь, нужно подняться в гору. Так что такое угощение приходится очень кстати.

Отец Паисий постоянно поддерживал обитель и два раза в год вплоть до свой смерти 12 июля 1994 году приезжал в гости к сестрам с Афона. Умер он в Суроти, похоронен там же. Как говорят сестры, это правильно. Если бы он был похоронен на Афоне, женщины не смогли бы приходить к нему.

Могила старца Паисия Святогорца

Могила Старца является одной из главных святынь монастыря, к ней стремятся тысячи паломников. Около могилы постоянно находится одна из монахинь, которая следит за порядком. Люди стремятся сюда, чтобы почтить память этого удивительного человека.

Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 год в многодетной семье. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841—1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя. Так же он произнес слова, которые стали пророческими для Паисия : «Хочу оставить после себя монаха».

В детстве маленький Арсений любил читать жития святых, его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он учился в школе и получил профессию плотника. Началась Гражданская война в Греции (1944—1948), он был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958 по 1962 год он проживал Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 году болезнь развилась так сильно, что отцу Паисию удалили большую часть легких. Именно тогда к нему обратилось несколько женщин с просьбой помочь основать монастырь, в котором ему и суждено было быть похороненным.

Мощи св. Арсения Кападокийского

Мощи св. Арсения Кападокийского неслучайно оказались в монастыре, в создании и в жизни которого отец Паисий сыграл огромную роль. Они родились в одном селе, и именно св. Арсений крестил отца Паисия, дав ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Это произошло в Фарасах Каппадокийских, где св. Арсений Кападокийский был приходским священником в то время.

В раннем возрасте Арсений Кападокийский лишился родителей. Получил образование в семинарии в Смирне (совр. Измир, Турция). В 26 лет принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (совр. Кейсери, Турция), был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам.

В 1870 г. преподобный Арсений был рукоположен в сан священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил 5 паломничеств на Святую Землю, и поэтому его прозвали Хадж-эфенди. Пастырская деятельность преподобного продолжалась в Фарасе до 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения. Преподобный Арсений предвидел грядущие испытания ― войны и исход с родной земли. В 1924 году при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию на острове Корфу. Мощи преподобного были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти.

Великая княгиня и Гессенская принцесса. Служение России преподобномученицы Елисаветы

01.06.2021

Предлагаем вашему вниманию доклад инокини Ангелины (Косаревой), насельницы Свято-Варсонофьевского женского монастыря, Краснослободской епархии прозвучавший в ходе работы регионального этапа Кирилло-Мефодиевских образовательных чтений «СВЯТОСТЬ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ», посвященных 800-летию св. благоверного великого князя Александра Невского).

***

«Я жажду благодарить, благодарить каждую минуту за все, что мне дал Господь. Я жажду принести Ему мою ничтожную благодарность, служа Ему и Его страждущим детям…  Ни одной минуты я не думаю, что совершаю подвиг, это радость, я не вижу и не чувствую скорбей по безмерной милости Божией». 

В.К. Елизавета Федоровна — Императору Николаю II, 18 апреля 1909

Служение как понятие.

Служение  (ст. слав. – общинная служба) – это тип отношения человека к своей деятельности, при котором он ощущает себя ответственным и обязанным добросовестно и высоко продуктивно выполнять любую взятую на себя работу. И это независимо от того, каково руководство, каковы условия. Служение – это бескорыстие общественно ценных мотивов. .

Служение (греч. diakonia, лат. ministerium — служба) — служение Богу в Иисусе Христе, осуществляемое церковью и отдельными людьми благодаря силе Святого Духа. .

О служении в Священном писании Библейская энциклопедия Брокгауза сообщает следующее:

«В Новом Завете встречаются шесть понятий и родственных им выражений, наполненных единым богословским содержанием, которые характеризуют жизнь христианина как «служение Богу». Одно из них слово диаконейн первоначально означало «прислуживать за столом», «обеспечивать всем необходимым» (Лк. 10:40; Лк. 12:37; Ин. 12:2; Деян. 6:2). Если в Древней Греции этим словом обозначалась черновая, не достойная свободного человека работа, то в Новом Завете слово диаконейн употребляется по отношению к спасительной миссии Иисуса Христа (Мк. 10 и парал.), обретая тем самым свое главное значение: «христианское служение».

Исходя из выше сказанного, понятно, что служение, как ревностное исполнение своей деятельности, —  долг каждого гражданина и патриота. А вот служение, как подвиг самоотвержения, в его главном значении – служения Богу и ближним, удел немногих христиан. Одной из таких диаконисс Господних была прмц. Елисавета Фёдоровна Романова. Достоин восхищения тот факт, что, родившись в лютеранской семье, эта принцесса Гессен-Дармштадская всей душой полюбила Русскую землю и не только приняла православную веру, но и с радостью служила «страждущим детям» Господним до самой мученической кончины.

Библиотека монастыря

Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. В описи библиотеки начала XII века значились 330 рукописей (из них 267 на пергамене и 63 – на бумаге). Библиотека активно пополнялась: уже в описи 1335 года кроме богословских трудов указаны книги по истории и философии (сочинения Ксенофонта, Софокла, Диодора Сицилийского, Платона и др.). Самые ранние рукописи в этой описи относятся к V веку. В середине более полный каталог был составлен Иоанном Саккелионом, которым было указано множество сочинений, бывших до тех пор совершенно неизвестными историкам или считавшиеся утраченными.

В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг (194 из них относятся к византийскому периоду), 11 инкунабул, около 1 200 печатных книг XVI-XVIII веков и несколько тысяч современных. В архиве монастыря хранятся уникальные документы по его истории начиная от хрисовула Алексея Комнина, положившего начало монастырю.

Храмы и святыни Иоанно-Богословского монастыря в Пощупово

Обычно вход в монастырь осуществляется через Святые Ворота, и так получилось, что в Иоанно-Богословском монастыре их двое: старые и новые. Сейчас вход в обитель осуществляется через новые ворота, рядом с которыми есть сторожка, где можно взять во временное пользование платок, чтобы привести свой внешний вид в подходящий для посещения монастыря.

После расширения монастыря древние Святые Ворота оказались внутри монастырских стен. Сейчас в «древних» вратах находится часовня в честь иконы Иверской Божьей Матери, а внутри часовни можно увидеть одни из самых древних фресок Рязанской области, которые были написаны в XVII веке.

Рядом с часовней Иверской Богоматери находится колокольня, которую видно еще на подъезде к Иоанно-Богословскому монастырю. Кстати, колоколен в обители тоже две — первая появилась в XVII веке, а вторая относительно недавно, в 1901 году. Новая кирпичная колокольня имеет высоту 76 метров, в ее звоннице имеется полный набор колоколов, и вес самого большого — более 8 тонн. На большие церковные праздники звон с колокольни Богословского монастыря слышен на много километров в округе.

Но колокольный звон слышен в обители не только по праздникам — ежедневно на Божественную Литургию паломников и братию созывают колокола, находящиеся в старой шатровой колокольне XVII века.

Под этой колокольней находится храм, освященный в честь Тихвинской иконы Божией Матери, святителя Николая чудотворца и благоверного царя-страстотерпца Николая. Именно с этой церкви началось восстановление Иоанно-Богословского монастыря в 1989 году.

Каждая из колоколен интересна по-своему, а вместе они создают неповторимый облик Богословского монастыря.

Всего в монастыре семь храмов, две колокольни и две часовни. Главным храмом обители является Иоанно-Богословский храм, построенный в 1689 году. В Богословском соборе находится большой мощевик, в котором хранятся частицы мощей более 120 угодников Божиих: Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, великомученика Георгия Победоносца и других.

Под алтарной частью Богословского собора выстроен еще один храм — в честь преподобного Серафима Саровского, священномученика Иувеналия Рязанского и всех новомучеников и исповедников Российских. В храме-усыпальнице покоятся останки трех архимандритов, последних настоятелей монастыря.

Рядом с Богословским собором находится Соборный однопрестольный храм в честь Успения Божией Матери, построенный во второй половине XIX века. В Успенском храме находится чудотворная икона Божией Матери «Знамение-Корчемная». Здесь же, слева от амвона, располагается чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

Еще один небольшой храм разместился в доме наместника Авеля, который возглавил монастырь после того, как его вновь вернули церкви. Архимандрит Авель приложил немало усилий на восстановление Иоанно-Богословской обители.

Храм в мемориальном доме наместника освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение», архангела Гавриила и великомученицы Варвары.

Как мы уже писали выше, в Богословском монастыре семь храмов, но если не знать, где они находятся, то можно их «не заметить».

Например, храм в честь благоверных князей Бориса и Глеба располагается прямо в новом братском корпусе.

Еще один храм, освященный в честь иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Георгия Победоносца тоже находится в братском корпусе. Несмотря на свой неприметный вид, в нем хранятся многие святыни Иоанно-Богословского монастыря: частицы мощей мучеников Мамонта и Трифона, блаженной Любови Рязанской.

Территория монастыря окружена мощными толстыми стенами, так что обитель напоминает хорошо защищенную крепость.

Хочется отметить, что территория монастыря очень большая и ухоженная. Недалеко от монастырских стен находится святой источник, который обязательно нужно посетить, если вы приехали в Иоанно-Богословский монастырь.

Мы, к сожалению, туда не попали из-за того, что были очень ограничены во времени.

Иоанно-Богословский монастырь располагает большим количеством православных святынь, поклониться которым приезжает множество паломников со всей России. Нерелигиозные посетители обители получат удовольствие от архитектуры, смогут погулять в тишине и насладиться свежим рязанским воздухом. Если рассматривать церкви для вас занятие скучное, то лучше отправиться в село Константиново, в котором родился знаменитый русский поэт Сергей Есенин или в Рязанский кремль, но о нем мы расскажем вам в другой раз. Не переключайтесь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector