Родительские субботы в 2021 году

Примечания[ | ]

  1. Суббота — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  2. согласно Пятикнижию Моисееву (Исход 23.10-17) изначально иудаизм имел лишь три основных сельскохозяйственных праздника в году, которые всегда были полнолунием/субботой. Но эти три праздника и сегодня являются полнолунием (но уже не субботой по вышеописанной причине)
  3. The Etymology of ‘Sabbath’ by Professor Francois de Blois
  4. Symbol 29:16 Архивировано 10 августа 2011 года.
  5. в британском календаре неделя начинается с воскресенья, следовательно суббота — последний седьмой день недели. Аналогично в русском календаре суббота — последний седьмой день недели, потому что среда — середина недели (воскресенье — день 1, понедельник — день 2, вторник — день 3, среда — день 4 середина недели, четверг — день 5, пятница — день 6, суббота — заключительный седьмой день недели. Аналогично в греческом пятница — букв. «приготовительный» день ко встрече субботы — праздника — последнего седьмого дня недели, по описанию Евангелий и Дидахе)
  6. ГРАМОТА.РУ — справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 июля 2010. Архивировано 15 июля 2009 года.
  7. Солнце не является планетой
  8. Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии
  9. Субботнее богослужение В универе.ру
  10. Священник Сергий Ванюков. Субботнее богослужение с «Бог Господь» Московская Митрополия Русской Православной Церкви
  11. Катехизис Католической Церкви: Компендиум. М.: Духовная библиотека, 2007. § 452, Катехизис Католической Церкви. Изд. 4-е. М.: Культурный центр Духовная библиотека, 2001. п. 2175.
  12. James Gibbons. The Faith of Our Fathers Архивировано 29 августа 2006 года.
  13. William Bradford’s Of Plymouth Plantation: 1620—1647
  14. Mourt’s Relation: A Journal of the Pilgrims at Plymouth, 1622
  15. «Братский вестник». (недоступная ссылка)
  16. Г. М. Риггл. Суббота
  17. С. Новикевич. Суббота или воскресенье? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2011. Архивировано 12 июля 2012 года.
  18. В. Филат. Изменил ли Спаситель IV заповедь? (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 июня 2011. Архивировано 17 февраля 2011 года.
  19. Дэн Корнер. Шесть фактов для размышления субботников.
  20. Global Anabaptist Mennonite Encyclopedia Online (GAMEO)
  21. Пятидесятники Архивная копия от 26 октября 2006 на Wayback Machine // Энциклопедия «Народы и религии мира»
  22. Субботники — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  23. 123 Суббота // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  24. McClelland, Bruce A. Slayers and Their Vampires: A Cultural History of Killing the Dead (англ.). — University of Michigan, 2006. — P. —79. — ISBN 9780472069231.
  25. 12Димитрова, Иваничка. Българска народна митология (болг.)(неопр.) (недоступная ссылка) (1983). Архивировано 8 марта 2021 года.
  26. Abbott, George F. Macedonian Folklore (неопр.). — 1903. — С. 221—222. InSummers, Montague. The Vampire: His Kith and Kin (неопр.). — Forgotten Books, 2008. — С. 36.
  27. Лев Успенский «Ты и твоё имя» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 17 июля 2012 года.
  28. Истоки. Театр-клуб «Суббота» (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 11 сентября 2011. Архивировано 11 января 2012 года.

Почему суббота называется субботой? Причины, фото и видео

Почему так называется

Субботы многие люди дожидаются с нетерпением. Ведь в большинстве организаций этот день является выходным, либо укороченным. С субботы официально начинаются выходные, и радуясь приближению законного выходного, любознательные люди задаются вопросом, почему он назван именно так. Тем более, что в некоторых европейских странах этот день носит совершенно другое название. Итак, почему же суббота названа именно этим словом?

Если разобраться в деталях, ответить на него будет вовсе не сложно. Это вполне закономерное название, пришедшее из древнееврейского языка вместе с христианской религией.

Объяснение для количества

Мы просто воспринимаем как факт: неделя состоит из семи дней. А откуда взялась именно эта цифра? Кстати, были в истории варианты в три дня, в пять, в восемь и пр. А древнеегипетский календарь состоял из десятидневного цикла.

В старорусском и в некоторых других языках неделька именовалась «седмицей». Заканчивалась она «неделей». Так именовался последний день цикла. От слова «не дълати» или «не делай»: этот день был выходным.

Семидневный же цикл был выбран в Древнем Вавилоне. И вовсе не случайно: он основывался на лунном цикле. Луна на небе менялась в течение 28 суток: по семь на каждую четверть. К тому же любые календарные расчеты в древности соотносились с лунными фазами. Эта система оказалась самой удобной, простой и точной.

Древние иудеи тоже использовали в своем календаре семидневную недельку. Но уже по другим причинам. Это было связано с процессом сотворения мира Богом. Напомним: Бог создал мир за семь суток в таком порядке:

1) В первый день был создан свет. 2) Затем: твердь и вода. 3) Потом Бог создал сушу и растения. 4) Потом пришла очередь небесных светил. 5) В пятый — были созданы птицы и рыбы. 6) Следом за ними — пресмыкающиеся, человек и животные. 7) Последние сутки отводились на отдых.

В календаре Древнего Рима дней тоже было семь. Но они были связаны с названиями космических объектов:

  1. Солнце;
  2. Луна;
  3. Марс;
  4. Меркурий;
  5. Юпитер;
  6. Венера;
  7. Сатурн.

Кстати, именно с этим календарем соотносятся современные наименования дней в нескольких иностранных языках. И начинаются они с воскресенья.

Субботний и юбилейный годы

Библейская заповедь о соблюдении Шаббата связана еще с двумя календар­ными предпи­саниями.

Первое — закон шмиты, или субботнего года (Левит 25:1–7). Не только каждый седьмой день года, но и каждый седьмой год свяще­нен. Каждый седьмой год земля должна отдыхать, оставаясь «под паром»: нельзя сеять, нельзя убирать. Можно есть только импортированные сельхозпродукты. Именно к этому пред­писанию восходит традиция так называемого «академического субботнего года», или саббатикала, распространенная в университетах и крупных компа­ниях Европы и США. Суть ее в том, что каждый седьмой год сотрудник имеет право уйти в годовой оплачиваемый отпуск.

Второй закон — юбилейный год. Это каждый пятидесятый год, то есть год, следующий за семью семилетними циклами. Правило юбилейного года сформулировано в книге Левит 25:10: «И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвра­титесь в свое племя». В этот год проданные или заложенные земельные наделы возвра­щались своему искон­ному владельцу, а рабы получали свободу. Естественно, в современ­ном мире закон об освобождении рабов утратил актуальность, но в сельском хозяй­стве «право земли на отдых» для соблюдаю­щих предписания Торы иудеев по-прежнему остается актуальным.

другие материалы на эту тему

Как кипа держится на голове?

И еще 7 вопросов о еврейской традиции

11 вопросов про иудаизм

Чем Талмуд отличается от Библии, а бар-мицва от брит-милы

Чем синагога отличается от храма и церкви

Объясняет историк Владимир Левин

Курс «История евреев»

Курс «Идиш: язык и литература»

Еврейский музей и центр толерантности

ПАРТНЕРЫ ПРОЕКТА

Почему неделя называется неделей

Совершенно не важно (с теоретической точки зрения), с какого дня считать неделю, так как это цикл. Нужно лишь разделить дни на рабочие и выходные

Слово «неделя» является для нас привычным, и мы даже не пытаемся задуматься, откуда появилось это слово.

До принятия христианства, было принято называть неделю выходным днем, и этот день был первым в неделе. Но потом «выходной» сделали днем, который завершает недельный цикл.

Слово неделя пришло из древности, где было выражение «не дълати», что означало «ничего не делать», проще говоря «выходной»

или как сейчас мы называем «воскресенье». Так как отдыхать приходилось после работы, а не до нее, то воскресенье стало завершающим днем недели.

Сегодня, согласно регламентированию Международной организацией стандартизации

, неделя начинается именно с понедельника.

Стоит отметить, что до того, как начали использовать термин «неделя», эти самые семь дней называли «седмицей»

(в болгарском языке неделя и сейчас называется «седмицей»). Последний день седмицы считался периодом, когда никто ничего не делает, а так как неделя это период от воскресенья до воскресенья (от «неделания» до «неделания»),в обиход вошло именно слово «неделя» .

Почему суббота называется субботой

Сперва уделим внимание первому выходному в каждой неделе. Безусловно, многие дети, которые учатся в школе по «шестидневке», то есть – шесть дней в неделю, не очень любят субботу, ведь это просто очередной учебный день

Но что касается взрослых и остальных детей, то для них именно этот день недели становится самым любимым, ведь рабочая или учебная неделя уже позади, а завтра – лишь воскресенье. Суббота является тем днем, в который можно отдыхать так, как вы этого хотите, и столько, сколько вы хотите.

Но вот почему этот день недели получил именно такое название? А название, если верить этимологам, для этого дня происходит от еврейского слова «Шабат». Многим известен данный термин, ведь именно так называют субботу евреи. Это день, следующий за рабочей неделей, и именно в него жители Израиля воздерживаются от работы, отдыхают и душой, и телом.

Что касается перевода слова «Шабат» на русский язык, то здесь мы и получаем вполне очевидные «покоиться», «воздерживаться», «прекращать». Немного преобразовав «Шабат», мы получаем фонетически измененное слово «Суббота», такое родное и близкое носителям языков славянского происхождения.

Примечательно также и то, что во многих других языках суббота называется в честь планеты «Сатурн» (Saturn). Это стало следствием того, что древние римляне посвящали этот день недели планете «Сатурн». Так, например, в английском языке суббота называется «Saturday», где несложно уловить происхождение наименования от названия шестой от солнца планеты.

Почему неделя длится 7 дней?

Семидневный цикл и первоначальное название дней недели пришло к нам от Месопотамии. Вавилонские астрологи считали, что человеческая жизнь испытывает на себе влияние семи небесных тел, которые, как они были уверены, перемещаются вокруг неподвижной Земли: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Солнце и Луна (в древности – Уран, Нептун и Плутон). Эта вера позволила присвоить каждый день отдельной планете, в результате чего получился семидневный цикл. К тому же, число 7 в Месопотамии считалось символом процветания. Так как вавилоняне считали, что каждое небесное тело управляет своим днем недели, они присвоили каждому отдельному дню соответствующее имя на основе названий этих планет, либо вавилонских божеств.

В результате завоеваний Александра Македонского эти верования стали распространяться через Ближний Восток в Средиземноморье. Со временем идея ввести дни недели прижилась в Древней Греции и Риме. Первоначально она, вероятно, ограничивалась кругом астрологов, которые должны были как-то фиксировать временные промежутки. Но позже римляне заменили вавилонские имена соответствующими названиями божеств из своей мифологии. Система дней недели приобрела популярность, и в 321 г. н.э. была официально признана римским императором Константином Великим. Первым днем недели было воскресенье (лат. dies Solis) – день отдыха и поклонения Солнцу.

Кстати, ученые признают, что семидневный цикл наиболее соответствует жизненному ритму человека. Это значит, что, если бы неделя длилась дольше, человеческий организм не мог бы полноценно отдыхать или работать.

Подробности воскресения Христа

«В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба. Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его» (Ин. 20:1-2).

Комментарий: Если время ареста, суда, истязаний и распятия Христа, имевших место в пятницу, зафиксировано в Библии со всеми мельчайшими подробностями, момент воскресения скрыт от взора читателя. Известно только, что оно происходит за некоторое время до рассвета, из чего можно предположить, что Бог намеренно ожидал окончания субботы и последовавшей ночи. Таким образом, даже после распятия Иисус продолжал соблюдать священный субботний покой!

Затем, когда воскресное солнце взошло, Евангелия упоминают лишь краткую встречу Спасителя с Марией, после с Петром (вообще без подробностей) и двумя путниками на дороге в Эммаус. Первая же встреча Христа со всеми апостолами в верхней горнице (за отсутствием Иуды и Фомы), при внимательном изучении Библии, состоялась с наступлением темноты, а значит в следующий день – т.е. уже во второй день недели (по-нашему понедельник). Дело в том, что библейский календарь (Быт. 1:5,8, Лев. 23:32) предполагает переход от одного дня к другому с момента захода солнца текущего дня (ведь раньше часов не было). Стоит отметить, то такая практика исчисления дней присуща и некоторым популярным христианским церквям, будучи перенятой от иудаизма и первых христиан.¹

Согласно Лк. 24:28-36, к концу воскресного дня Христос находился в небольшом селении под названием Эммаус, где попутчики уговорили Его зайти к ним в дом: «Останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними» (Лк. 24:29; в это время года в Иерусалиме солнце заходит около 18:00). Далее, после того как был преломлен хлеб и Он исчез, эти двое успели преодолеть довольно длительное расстояние до Иерусалима (по разным данным от 12 до 15 километров по горной, каменистой местности), найти там апостолов и пересказать все происшедшее с ними. И только затем в горнице появляется Христос: «И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам» (Лк. 24:35-36).

О том, что первое явление Христа своим последователям состоялось после захода солнца свидетельствует и Иоанн: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин. 20:19-20). Ученики Христа боялись провокации от иудеев именно после того как стемнело, так как в темное время суток более безопасно творить злые дела, а именно нападать на религиозных сектантов – раскольников, коими иудеи считали последователей Иисуса из Назарета.

Слово «вечер» в Библии в большинстве случаев используется для описания наступившей темноты, причем евангелисты не всегда обращают внимание на то, что с заходом солнца сменяется календарный день. Буквально два дня до этого Христос и двенадцать учеников также «вечером» (см

Мф. 26:20, отсюда у обряда принятия хлеба и вина есть название «Вечеря»), т.е с появлением первой звезды, приступили к пасхальной трапезе. В своем труде «Из Иерусалима в Эммаус и обратно» священник православной церкви Федор Людоговский указывает, что это событие произошло «среди ночи»; такого же мнения придерживаются и многие другие комментаторы Нового Завета.

Таким образом, первая соборная служба первоапостольской церкви, когда к ученикам в первый раз явился воскресший Христос, по иудейскому канону, признаваемому и перенятому многими христианскими церквями, состоялась после окончания воскресного дня. То есть ее нужно классифицировать, как первую службу понедельника. Следовательно, с богословской точки зрения, этот евангельский эпизод некорректно приводить в качестве доказательства воскресной доктрины.

¹ Вот как это положение изложено в официальном издании Русской Православной Церкви (РПЦ):

«В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня» (книга «Первые шаги в храме», www.orthodoxy.pro).

«В православном богослужении до сих пор сутки идут от вечера к утру… Эта особенность библейского календаря сохраняется до сих пор в православной богослужебной традиции. Поэтому, например, в субботу вечером служится «воскресная всенощная», а в сам воскресный вечер служба будет уже вполне будничной…» (Андрей Кураев, книга «Протестантам о православии»).

Связь с отдыхом Бога

В заключение изучения происхождения слова «суббота» нужно отметить, что отдых в этот день символизировал для иудеев причастность к покою Божьему. На седьмой день после того, как сотворил мир, Бог решил отдохнуть от дел и благословил эту дату. И эту святость он заповедовал соблюдать Израилю. То есть субботу необходимо выделять в череде других дней, как тот, что является особенным, так как он посвящен Господу.

Для евреев, избавленных Иеговой от подневольной беспрерывной работы в египетском рабстве, этот день стал знаком того, что они освящены Богом. Он выделил их из других народов, и живы они только как народ завета благодаря его благословению. Таким образом, для евреев соблюдение и нарушение субботы приравнено к соблюдению и нарушению завета, заключенного с Богом.

Источник

Значение слова суббота

апостолов Петра и Павла 19 августа Преображение Господне28 августа Успение Пресвятой Богородицы11 сентября Усекновение главы Иоанна Предтечи21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы 27 сентября Воздвижение Креста Господня14 октября Покров Пресвятой Богородицы4 декабря Введение во храм Пресвятой БогородицыДни особого поминовения усопших 9 марта Вселенская родительская суббота (суббота перед неделейо Страшном Суде)30 марта Вселенская родительская суббота 2-й недели Великого поста6 апреля Вселенская родительская суббота 3-й недели Великого поста13 апреля Вселенская родительская суббота 4-й недели Великого поста9 мая Поминовение усопших воинов14 мая Радоница22 июня Троицкая родительская суббота2 ноября Димитриевская родительская субботаПравославный постПост для православного человека – это совокупность добрых дел, искренней молитвы, воздержания во всем, в том числе и в пище.

воскресенье 1394 14 25.1.1974, пятница 1395 15 14.1.1975, вторник 1396* 16 3.1.1976, суббота 1З97 17 23.XII.1976, четверг 1398* 18 12.XII.1977, понедельник 1399 19 2.XII.1978, суббота 1400 20 21.XI.1979, среда 1401 21 9.XI.1980, воскресенье 1402 22 ЗО.Х.1981, пятница 140З 23 19.Х.1982, вторник 1404 24 8.X.1983, суббота 1405 25 27.IX.1984, четверг 1406 26 16.IX.1985, понедельник 1407 27 6.IX.1986, суббота 1408 28 26.VIII.1987, среда I409 29 14.VIII.1988, воскресенье 1410 30 4.VIII.1989, пятница 1411 1 24.VII.1990, вторник 1412 2 13.VII.1991, суббота 1413 3 2.VII.1992, четверг 1414 4 21.VI.1993, понедельник 1415 5 10.VI.1994, пятница 1416 6 31.V.I 995, среда 1417 7 19.V.1996, воскресенье 1418 8 9.

ведь ты знаешь, что суббота — это твой апогей постоишь на красный на зеленый — врежь такой ночи в твоей жизни не было допрежь и ты гонишь по бульвару ищешь ты души субботней ночи уж не кии ли стучат там в баре шумно телефон звонит — наверное, твой шурин официантка подходит улыбаясь в глаза тебе ли, или просто навернулась слеза а в переулке зябко чуть-чуть тошнит и ты грезишь о субботах что давно прошли и, шатаясь, ты бредешь прямиком к душе субботней ночи спотыкаясь, ты бредешь напрямик к душе субботней ночи

… неё выпью чарку.«Суббота, баня, прорубь, пиво, сыр…»Суббота, баня, прорубь, пиво … , обед, кино.Жена, обед, кино, суббота, баня.«Из под двери туман …

называет «трезубыми солдатами»: 7 апреля (суббота), «Овен» и 25 августа (суббота) «Дева»; 14 июня (Четверг) «Близнецы» и 7 октября (воскресенье) «Весы»; 17 апреля (вторник) «Овен» и 22 июня (пятница) «Рак»; 9 апреля (понедельник) «Овен» и 22 мая (вторник) «Близнецы»; 13 февраля (вторник) «Водолей» и 24 февраля (суббота) «Рыбы»; 1 июня (пятница) «Близнецы» и 24 июня (воскресенье) «Рак»; 25 сентября (вторник) «Весы» и 16 октября (вторник) «Весы».

Суббота, суббота, суббота… Никто не испортит мне сегодняшний день!» – думал я, лежа в своей постели в десять тридцать утра.

Вспомните библейскую притчу о том, как к Христу подступали с коварными вопросами фарисеи: мол, почему он в субботу лечит, если суббота праздник?И как достойно Господь ответил, что не человек для субботы, а суббота для человека.

Ведь сегодня суббота, а по субботам здесь не топят – пусть, мол, весело галдящие, подвыпившие простолюдины согревают зал своим дыханием.

Так было вчера, так же выглядит сегодня, и, вероятно, так будет завтра, если только завтра не суббота, потому что по субботам вокруг бассейна страшная толчея, неумолкающие крики детворы и втянутые животы фланирующих до бара и обратно мужчин.

И всё было бы хорошо, если бы наутро в мою квартиру в дверной звонок не позвонил Давид, ведь это была суббота, а мы по субботам ходим с ним в кафе «Ласточка» и пьём пиво.

Суббота в именах и названиях[ | ]

  • В средневековой Руси было весьма популярно мужское «мирское» имя Собота, Соботко илиСуббота , которое давали мальчикам, рождённым в этот день, считающийся счастливым для появления на свет. В церковных святцах ему соответствовало одинаковое по значению имя Савватий.
  • Суббо́тник — название синодика, поминальной книги, которая читалась в православных монастырях по субботам.
  • «Суббота» — театр в Санкт-Петербурге, созданный в 1969 году по инициативе театральной группы молодёжи. В субботу 18 марта родственникам ими были показаны «Этюды по мотивам известным и неизвестным», этот день и был признан официальной датой основания коллектива.
  • «Суббота, 13» — команда игр «Что? Где? Когда?» из Нью-Йорка, четырёхкратный чемпион США. Согласно официальной мифологии, была создана в 1999 году, в одну из суббот, выпадавших на 13-е число.
  • Количество преступной деятельности, которая имеет место по субботам ночью, привело к сленговому прозвищу «Saturday night special» любого недорогого пистолета в Соединённых Штатах и Канаде.
  • The Saturday Evening Post («Почта субботнего вечера») — название американского периодического журнала.
  • Saturday (Fall Out Boy song) («Суббота») — песня из музыкального альбома «Take This to Your Grave» американской рок-группы «Fall Out Boy».
  • Saturday («Суббота») — песня из музыкального альбома «Smart Casual» рок-группы из Кардиффа «Kids in Glass Houses».
  • «The Saturdays» — британско-ирландская женская поп-группа.

Что можно, а что нельзя делать в Шаббат

В самом тексте заповеди нет четкого ответа на этот вопрос. Сказано лишь: «Не делай никакого дела» (то есть работы). Но что именно считать работой? Над ответом на этот вопрос мучились много поколений законоучителей, изучавших и комментиро­вавших священные тексты. В результате был сформирован список из 39 работ — млахот, охватывающий практически все формы человеческой деятельности, существовавшие в тот момент — то есть в первые века новой эры. Этот список зафиксирован в Вави­лон­ском Талмуде  Вавилонский Талмуд — одна из редакций Талмуда (наряду с Иерусалимским Талмудом), составленная раввинами Вавилонии в III–VII веках., в трактате «Шаббат»:

Понятно, что значительная часть этого списка не очень актуальна для челове­ка, живущего в современном мире. Поэтому со временем список довольно сильно трансформировался. Так, напри­мер, в наши дни по субботам запрещено включать или выключать электри­чество, пользоваться телефоном, стирать, рисовать, ухаживать за садом, готовить, чинить что бы то ни было и т. п. Кроме этого, запрещены занятия, «не соответст­вую­щие духу субботы», напри­мер катание на роликах или игра в футбол. Примечательно, что занятие сексом не относится ни к талмудиче­ским, ни к более поздним запретам, а потому разрешено. Современность породила и ряд вполне законных с точки зрения традиции способов разре­шения проблем, возникающих при соблюде­нии субботы. Например, «суб­ботний лифт»: в самом по себе использова­нии лифта в субботу нет проблемы — она возникает тогда, когда человек нажимает на кнопку, то есть приводит меха­низм в движение или останавливает его. Так вот, «субботний лифт» ездит сам, останавливаясь на каждом из этажей. Суще­ству­ют холодиль­ники с кнопкой «субботнего режима», отклю­чающей все лам­почки и датчики, загорающиеся обычно при открывании двери.

В XIX веке внутри иудаизма появилось движение, получившее название «рефор­мированный иудаизм». Его идеологи заговорили о том, что со времен дарования Торы мир сильно изменился, а потому законы соблюдения Шаббата должны измениться тоже, сместиться из практи­ческой сферы в духовную. Как следствие, сторонники реформированного иудаизма смягчают некоторые огра­ничения, например разрешают ездить в субботу на машине, а также допускают возможность заниматься творчеством (рисовать, вышивать и т. п.).

Название пятницы: история, значение

  • Пятница или пяток – это пятый день. У этого дня есть еще название Параскева Пятница, что названа в честь великой мученицы. С греческого языка – она означает «канун субботы». А славяне почитали Святую с таким именем. Считается, что она помогает в семейных и домашних делах. В христианстве это постный день, именно в пятницу распяли Иисуса Христа. На Руси пятница была базарной, поэтому в этот день исполнялись торговые обязательства. Если человек их не выполнял, то про него говорили: «семь пятниц на неделе».
  • В среду и пятницу народные приметы советуют ничем не заниматься, чего не скажешь о вторнике и четверге, когда можно делать все. Но мы уже знаем, что вторник не годится для новых начинаний, поэтому лучше это отложить до четверга.
  • А еще про пятницу нужно упомянуть, что относится она к Венере. Поэтому это день любви и плодородия.

Преломление хлебов в первый день

«В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел» (Деян. 20:7-11).

Комментарий: На основании этого текста защитники богослужений и отдыха по воскресеньям делают вывод, что раз преломление хлебов с участием апостола Павла состоялось в первый день недели, это означает, что церковные службы ранних христиан проходили именно по воскресеньям. Однако такое утверждение рассыпается при внимательном изучении данного и других текстов, имеющих отношение к Вечери Господней:

a) В рассматриваемом отрывке ясно указано, что встреча началась в вечернее время, а преломление хлебов с участием руководителя общины и вовсе состоялось за полночь (т.е. в понедельник, как по светскому, так и по библейскому календарям), после того как Павел исцелил выпавшего из окна юношу. Таким образом, данный текст свидетельствует, что у Павла и христиан Троады не было особого намерения провести общую трапезу и обряд вечери именно в воскресенье, иначе это было бы сделано утром или днем, до захода солнца.

b) Как известно, первая Вечеря Господня состоялась с заходом солнца в четверг, т.е., по библейскому исчислению недели – в пятницу, день в день с распятием и смертью Христа. Именно поэтому апостол Павел учил, что Вечеря символизирует смерть, а не воскресение Спасителя: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.» (1 Кор. 11:26).

c) Устанавливая обряд Вечери Христос не говорил Своим ученикам, что его необходимо проводить в какой-то конкретный день недели и тем более во время богослужений. Поэтому неудивительно, что все эпизоды преломления хлебов в книгах Нового Завета происходят вне храма, во время домашних трапез или общих собраний. Следующий текст из книги Деяний апостолов ясно показывает, что преломление хлебов в иерусалимской общине не было закреплено за каким-то конкретным днем, а имело место ежедневно, во время коллективных трапез и использовалось на благо распространения Евангелия:

«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).

В словаре Даля

субота, или церк. суббота ж. евр. по Ветхому Завету, седьмой, праздничный день недели (откуда и наше шабаш, шабашить), а затем и | всякий ветхозаветный праздник, иудейский праздничный день. День седьмый суббота, Исход. Субботы моя сохраните, Левит | Со времени празднованья воскресения Христова, новозаветная суббота обратилась в канун недельного праздника; по церковному счисленью, она осталась седьмым днем, седмицу начинают воскресеньем, а по гражданскому — шестым, воскресенье же седьмой день, неделю начинают с понедельника. Нет легче дня против субботы (а тяжеле понедпльника). Суббота не работа: помой, да помажь, да и спать ляжь. Не заигрывай под субботу. Читай себя по субботам. До этого ждать-еще год суббот. От субботы и до субботы, носи без заботы, так прочно. В субботу на работу, в воскресенье на веселье. Задать кому субботки (высечь школьника). Только бы перенес Бог через субботу (школьничья). Красильная суббота, страстная (Ярославль). На Лазареву субботу сеют горох. Пятница субботе повещала, суббота бы долги считала (долги собирают по субботам). На седьмую субботу по Пасхе (клечальную) сеют коноплю (южн.). | Неделя, седмица. Пощуся два краты в субботы. Лука. Лазарева суббота, на шестой неделе великого поста, день празднованья воскресения Лазаря, откуда и загадка: Когда суббота бывает в воскресенье (или воскресенье в субботу)? Великая суббота, страстная. Родительская суббота или Дмитриева, день общего поминовенья, в конце октября. Ходи в баню по субботам, все в свое время. Нам что ни день, то и суббота, все ждем воскресенья. Субботний, к субботе относящийся. Чти день субботний, по нынешему воскресный. Субботки ж. мн. арх. вечеринки, посиделки, с покрова дня, до половины ноября, шесть субботок. | Пск. святки, святочные вечера, где девушки собираются нарядные и поют; молодежь смотрит их, слушает и дарит мелкими деньгами. | Пск. род посиделок, для пряжи. | В школах и семинариях звали субботками сеченье учеников по субботам, когда чинилась расправа за всю неделю. Субботник м. синодик, поминальная книга, читаемая в монастырях по субботам. | Субботки, в значении наказания ученика. Зададут тебе субботника, будешь помнить! | Толк раскольничий вернее ересь жидовская, ветхозаветники, жидовины, иудействуюшие, не признающие воскресения Христова. Субботица, раскольница этого толка. | Субботники, род груш, полудули, прочный и сладкий разбор. Субботствовать, церк. стар. праздновать день субботний, как повелено ветхозаветникам. Аще веруете в Сына Божия, то почто жидам последуете, субботствуете, постящеся в ню, и опреснок жрете? Акты ист. Субботствованье, действ. по глаг. Субботство, то же, празднованье субботы. | Покой, отдых, неделанье. Субботничать, праздновать день субботний, как жиды и субботники; | поститься по суботам. -чанье, действ. по глаг. Суббочанка ж. пск. каждая из девиц на субботках.

Соблюдай день субботний

Как указывается в Исходе, Левите, Числах, а также в книге Царств и в некоторых других писаниях, седьмой день у евреев рассматривается как день святого покоя, в который запрещено было работать. Это указание относилось также и к пришлым людям, и к рабам, и даже к скоту.

Нельзя было зажигать огонь, носить ношу. Пищу для субботы нужно было приготовить заранее. Запрещалось покидать место проживания. В связи с этим сбор дров и манны был нарушением. Необходим был перерыв во всякой деловой жизни. Карой за нарушение предписаний была смертная казнь.

Однако основной смысл субботы заключался не в самом бездействии, а в отраде израильтян. Они собирались вместе, чтобы вознести хвалу Господу и совершить богослужение. Ежедневная жертва всесожжения приносилась в двойном размере, а в святилище приносились новые хлебы.

Святой День Господень – суббота, а не воскресенье

Прочитаем дословный перевод с оригинала отрывка из книги Откровения:

«В день Господень, я, будучи во власти Духа, услышал за спиной громкий голос, звучавший как труба. Он говорил: “Запиши в свиток все, что видишь, и пошли семи Церквам: в Эфес, в Смирну, в Пергам, в Тиатиру, в Сарды, в Филадельфию и в Лаодикею”» (Откр. 1:10-11).

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр 11:19).

Комментарий: Суббота является днем Господним по той же причине, по которой Господней является и Вечеря. На протяжении всей Библии она называется днем, принадлежащим Богу, но никогда человеку. Сравним некоторые аналогичные тексты: «святой день Господень» (Ис. 58:13), «святая суббота Господня» (Исх. 16:23), «Мои субботы» (Исх. 31:13, Лев. 19:30, Ис. 56:4, Иез. 20:13), «день седьмый — суббота Господу, Богу твоему» (см. Исх. 20:8-11), «Господин субботы» (Мк. 2:28).

Таким образом, приведенный выше текст (Откр. 1:10-11) убедительно свидетельствует, что даже по прошествии многих лет после распятия (книга Откровение была написана в 80 — 100 годах по Р.Х.), апостолы Христа продолжали чтить седьмой день и учить этому новообращенных христиан из язычников (апостол обращается к семи церквям Малой Азии, расположенным на территории современной Турции). Что еще важней, Дух Господень изливается на апостола именно в этот день.

В некоторых старых изданиях Библии данный отрывок ошибочно переведен следующим образом: «был я в духе в день воскресный». Однако такой перевод не считается корректным по нескольким причинам:

a) Дословный перевод этих слов (hemera kuriake) с древнегреческого не оставляет сомнений, что там написано «день Господень».

b) Нигде в Библии нельзя встретить слово «воскресенье» применительно к дню недели, оно во всех случаях подчеркнуто безлико именуется «первым днем». В своем Евангелии, написанном, по мнению большинства ученых, в один промежуток времени с книгой Откровение, апостол Иоанн упоминает воскресенье исключительно как «первый день», в том числе и после воскресения Христа. Свое имя собственное в Библии из всех дней недели имеет только суббота («шаббат»).

c) Далее по тексту книги Откровение мы встречаем два стиха, которые свидетельствуют о том, что суббота, день Господень, будет иметь силу вплоть до событий последнего времени: открытие взору вселенной ковчега завета, содержащего скрижали с десятью заповедями (Откр. 11:19) и призыв ангела поклониться «создавшему небо, землю, море и источники вод!» (Откр. 14:7), что является практически дословным цитированием «мотивационной» части заповеди субботнего покоя («Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил», Исх. 20:11). Оба приведенных стиха относятся ко времени непосредственно перед вторым пришествием Христа.

d) Выражение «день Господень» в Библии имеет два значения: суббота (Ис. 58:13-14) и второе пришествие Иисуса Христа (Деян. 2:20). Таким образом, в книге Откровение эти значения соединяются, так как именно в субботний день Иоанну приходит видение о возвращении Христа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector