Устройство православного храма

Что есть Церковь в понятии христиан

Для христиан Церковь не только строение, которое действительно выделяется в ряду однотипных городских жилых коробок, для верующих это дом Божий. То место, где в единстве, в одной ограде, в одних стенах пребывают все верующие во Христа Господа — люди, любящие Его, и те, кто жив, и те, кто уже отошел в мир иной, и даже Силы Бесплотные, поющие Богу на Небе.

Верующий человек спешит с радостью в церковь, зная, что там соберутся все пред Престолом Божиим – люди и Ангелы, и живые и усопшие, у Бога все живы. Соборная радость церковных праздников несравненно выше светских.

Для христиан Церковь место особого присутствия Божьего, где всегда на престоле зримо находится Евангелие и незримо – Бог Слово Иисус Христос. Церковь несет Свет Христов в тусклые житейские будни, в окружающий мир, засоренный суетой, стяжательством, распрями, задымленный заводскими трубами, прокопченный дымом табака, одурманенный пьянством и другими страстями. Божий Свет исправляет души и все вокруг, наполняя человеческую жизнь истинным смыслом.

Для верующих христиан Церковь – это лестница в Небо, та удобоустроенная дорога, где шаг за шагом, с помощью святых отцов — учителей и наставников, указующих нам впереди Свет Христов, в общении с единоверцами, окормляемые священноначалием, по ступеням Заповедей, мы сможем достичь Рая вожделенного.

Для верующего человека Церковь — место соборной молитвы —

«дом Мой домом молитвы наречется» (Мк. 11:17). Православным хорошо известна ее особая сила. Сам Господь обещал ее скорейшее исполнение: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19).

Церковь – есть Невеста Христова. В Священном Писании неоднократно употребляется образ невесты.

«И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:19-20),

— говорит пророк Осия о народе своем, обрученном Богу. Ему вторит Исайя:

«Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его; и Искупитель твой — Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он» (Ис. 54:4-5).

Богоизбранный народ, объединенный верой, представляется пророком в образе в Невесты, предуготованной к соединению с Женихом. Продолжая древние пророчества, Апостол Павел говорит, обращаясь к своим ученикам, членам первых христианских общин Коринфа

«…я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор. 11:1-2).

В Откровении Евангелиста Иоанна Богослова предстает таинственный образ благочестивой жены, как Церкви Христовой:

«И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцать звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откр. 12:1-2).

Муки рождения Церкви Христовой в первые века обагрены реками крови мучеников. Кровь за веру не перестает литься и доныне. Живое тело Церкви на Украине режут коррупционными ножами, рвут на части ослепленные тщеславием, жаждой власти и денег.

Верность Христу и обетование твердой веры изъявляется в образе Церкви как Невесты, обрученная Единственному Жениху, купленная Им великой Жертвой, будет до конца верна Ему.

Самые крупные церковные здания

Сразу несколько церковных зданий в мире претендуют на статус «самого крупного». В книге рекордов Гиннесса указаны два из них: католический Нотр-Дам-де-ла-Пэ и пятидесятнический храм Скиния веры (англ.)русск.. Примечательно, что оба они находятся в Африке — в Ямусукро и Лагосе, соответственно. Первый назван самым большим храмом по площади (храмовая территория составляет 30 тыс. м².), второй — самым вместительным (50 тыс. посадочных мест внутри).

В конце 2011 года в Лагосе была открыта ещё одна пятидесятническая церковь, претендующая на статус «самой крупной». Национальный храм (англ.)русск. Апостольской церкви Нигерии способен вместить 100 тыс. верующих одновременно. В декабре 2018 года евангельский центр Dunamis заявил о том, что в Абудже (столица Нигерии) был построен «Купол славы» — входящий в комплекс «Сад Господень» молельный зал на 100000 посадочных мест. Он также может являться самым вместительным храмом в мире.

Лютеранский Ульмский собор остаётся самой высокой церковью в мире — 161,5 м.

Одна из крупнейших протестантских церквей Китая, Чанъи-Тан (англ.)русск., расположена в городе Ханчжоу провинции Чжэцзян. Её строительство было начато 30 декабря 2003 года и завершено 5 мая 2005 года. Площадь постройки составляет 12480 м2. В главном молельном зале одновременно могут находиться 5500 человек. Количество верующих, собиравшихся во время визитов проповедников Франклина Грэма в 2008 году и Луиса Палау в 2012 году, оценивалось в 12000 и 14000 человек.

Собор

Собо́р — главный храм города или монастыря, в котором богослужение возглавляет епископ (архиепископ, митрополит, патриарх). В синодальный период в истории Русской церкви собор мог, кроме того, обозначать главный храм ведомства, в котором совершал богослужения протопресвитер военного, морского или придворного духовенства, а в полках с длительной историей создавались полковые соборы. В больших городах каждая из административных частей имела свой собор.

Традиция устройства мемориальных соборов (соборов-памятников) восходит к Древней Руси. Русскому термину собор в западноевропейских языках соответствуют различные термины, происходящие от слова кафедра. Тем самым они указывают на то, что речь идет о кафедральном храме, в русском языке чаще именуемом «кафедральным собором». В православии статус собора присваивается также главному храму города, монастыря, и имеющим особое значение храмам в столицах. Как в православии, так и в католицизме, статус собора присваивается храму раз и навсегда. Правящий архиерей может построить или избрать себе для нахождения кафедры другой храм. Тогда новому храму присваивается статус кафедрального собора, за бывшим кафедральным также остается наименование собора (хотя в нём и нет епископской кафедры).

По размерам собор может не отличаться от обычного приходского храма, но рассчитан на то, что богослужения (главным образом, праздничные) совершаются собором духовенства, то есть в штате храма несколько священников (в идеале — настоятель и 12 сослужащих ему священников, по образу Христа и двенадцати апостолов). В реальности многочисленным духовенство бывает только в главных храмах епархии, где находится архиерейская кафедра. В католических соборах современное богослужение даже в праздники зачастую совершает единственный священник.

Кафедральный собор второго епархиального города может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом (что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры) с небольшим штатом священников (два или три). В монастыре (главным образом в мужском, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности — благочинный, экклесиарх, ризничий и пр.) как правило всегда есть соборный храм, именуемый кафоликоном.

У протестантов (англикан, лютеран) кафедральным собором всегда является храм, где есть или была кафедра епископа. Однако в последнее время название «собор» иногда используется метафорически — например, Арктический собор (приходская церковь в Тромсё) или Хрустальный собор (мегацерковь у пресвитериан, у которых никогда не было института епископата).

2.4 Ислам

Ислам – самая молодая из мировых религий, зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII века, в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель религии – Мухаммед (Магомед 570-632гг) провозгласил себя пророком. Создал общину и эта община стала основой государственного образования – Арабский халифат. Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела “Коран’. Коран – это священное писание для мусульман. Коран состоит из 114 глав (сур) и сунна — рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

В настоящее время ислам разделен на несколько течений. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам – 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты, в основном около 93% их в Иране. Шииты утверждают, что власть общины должна принадлежать потомкам пророка, а не выбранным лицам, как это у суннитов.

Ислам – это не аналог Церкви, это некий глобальный социально-религиозный проект построения царства Божия на земле. Для мусульман не существует разрыва между политикой и религией – это две стороны одного целого, регулируемого законом (шариатом), приписанным Аллаху. Православная церковь на основании Священного Писания отвергла торжество Аллаха на Константинопольском Соборе 1180года.

У ислама пять столпов: 1) Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – “пророк Его”. Если это произнесено в присутствии не менее двух мусульман – это означает принятие ислама. 2) Исполнение обряда поклонения – намаза. 3) Налог на бедных (закят). 4) Хранение поста месяца Рамадан. 5) Паломничество в Мекку (хадж).

И многие проповедуют шестой столп – обязанность джихада – священной войны с неверными. В исламе нет посредников между Богом и людьми, ведь по сравнению с Аллахом все люди букашки. Никакое высказывание людей не обладает авторитетом у мусульман, есть право на ложь, поэтому не стоит серьезно относиться к высказываниям религиозных лидеров ислама, которые они вкладывают в доверчивые уши кафитов (неверных), предназначенных к аду. Никакой мулла не властен отлучить мусульманина от общины (уммы). Это может сделать только шариатский суд.

Дом молитвы

Дом моли́твы — название богослужебного сооружения (церкви) у евангельских христиан (баптистов, пятидесятников), адвентистов седьмого дня и некоторых других протестантских деноминаций в России. В доме молитвы верующие проводят различные богослужения и собрания, в том числе основные воскресные (или субботние) богослужения и бракосочетания членов церкви.

В доме молитвы обычно имеются: зал для проведения богослужений, библиотека и комната для проведения совещаний служителей церкви. Также в доме молитвы могут быть (в зависимости от необходимости, пожеланий церкви и размеров строения): баптистерий, комната для занятий воскресной (субботней) школы, комнаты для занятий и собраний различных групп прихожан, столовая и кухня, лавка христианской литературы, помещения для аренды христианскими миссиями и организациями и т. д.

Богослужение в пятидесятнической «Скинии веры». (Лагос, Нигерия)

Вариант 2

На сегодняшний день христианство является самой распространенной и популярной религией во всем мире. Более того особенностью этой веры является максимальная массовость, вероятно, за всю историю человечества на данный период. Даже, если мы вспомним римскую империю или древнюю Индии, то ни римское язычество, ни индуизм не охватывали такое количество людей, хотя и были невероятно массовыми.

Поэтому понимание христианской концепции более чем существенно для каждого современного образованного человека. Ведь через христианство мы можем в существенной степени понять культуру людей и культуры разных стран, сообществ. В свою очередь через понимание локальных и глобальных культур появляется возможность познавать особенность сознания людей.

Существенным фактором является неоднородность христианства. Хотя большинство людей видят только такие известные конфессии как католичество (самая массовая) и православие, христианство включает в себя множество других ветвей и сект.

По сути, с самого начала возникновения христианской религии начали появляться различные секты и отдельные верования. В первых веках новой эры появлялись проповедники, предлагавшие свой немного особый взгляд на эту религию. Собственно, появляются они до сих пор и непременно отыскивают то или иное количество последователей.

Наиболее известный церковный раскол произошел в 11 веке новой эры, когда и было зафиксировано разделение на православных и католиков, хотя назревал этот раскол значительно ранее. Тем не менее, до этого дела церкви решались на общих собраниях, так называемых церковных соборах. После католики и православные решают свои дела отдельно, да и веру имеют в действительности немного разную.

В период средневековья и модерна христианство тоже получает много новых вариаций. Только эти расколы нередко являются уже внутрионфессиональными. К примеру, в православии наиболее известным является появление старообрядцев.

В Европе активно зарождаются движения протестантов, которые были созданы известными мыслителями своего времени. Далее именно эта ветвь становится одной из основ для зарождения государства в колонизированной Америке.

В самой Америке тоже появлялись новейшие традиции наподобие мормонов или амишей, которые вполне нормально продолжают не только существовать, но и развиваться по сей день, веруя в собственную вариацию учения Христа.

4, 5, 7, 8, 10 класс

Идея православного храма и её история

Однако именно «несостывка» таких идей миропонимания в христианской культуре с обликом первых базилик привела, в том числе, к дальнейшему развитию идеи православного храма. (православие как ортодоксия). Надо сказать, что эта идея тщательно разрабатывается уже с 5-го века и появляется одной из первых в новых церковных доктринах христианства.
Эта «несостыковка» имела следующую проблему. По словам Господа, Его престол – это небо, т.е. стремясь к Богу, верующие обращают взоры наверх. Значит, основное направление движения должно быть не горизонтальное (как в базилике), а вертикальное! В храмах же той поры крыша была плоской и словно загораживала от взгляда верующего само небо.
Появляется вопрос купола, который бы символизировал идею небесного престола Бога. Идея купола не была абсолютно новой тогда, её уже воплотили в античном Пантеоне Рима.
Кроме этого, так мог визуально решиться дуализм христианского миропонимания, который делил время и пространство в сознании человека на две основные части мира:

Это деление было изначально иерархичным, т.е. выраженным именно по вертикали: главное – там, а не здесь — на земле. То время и пространство превосходит этот век человека. Эта аксиома и выражала главный хронотоп всей культуры христианства Средних веков.

Храм Софии Константинопольской

Он нашёл выражение в первом принципиальном культовом сооружении того периода – Константинопольской Софии. Это все ещё была базилика, но уже купольного типа. Храм имеет купол 36 — метрового диаметра, расположенного на 55-метровой высоте, который зримо выражает идею неба и небесного престола Бога.

К слову, этот храм остался уникальным по своему типовому решению купольной базилики, такого больше не строили.

И хотя мы имеем и Киевскую Софию, но это — уже другой тип храмового сооружения.

Алтарь

Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).

На престоле размещаются священные предметы. Это антиминс (по-гречески «вместопрестолье»), являющийся знаком полученного благословения от епископа на совершение богослужений. В антиминс вшиваются частички от мощей святых как память о том, что раньше Литургия совершалась над гробами мучеников. На антиминс ложится губка для собирания частиц Святых Даров (символ губки с уксусом, которую подносили к устам Христа при распятии). Евангелие на престоле символически напоминает о присутствии самого Господа. Крест с распятием — орудие спасения людей.

На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.

2. Устройство храма

Интерьер православного храма

Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Допускается освящением храма иереем по благословению архиерея специальным чином. Для этого необходим антиминс, освящённый архиереем. Храм освящается во имя праздника или святого, день памяти которого называется храмовым, или престольным праздником.

В Храме выделяются три части:

  • алтарь, содержащий жертвенник и престол,
  • средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом, перед которым со стороны средней части находится солея с амвоном и клиросами,
  • притвор.

Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток.

В архиерейских соборах в центре средней части ставится архиерейский амвон с кафедрой.

Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения. Колокольни, чаще всего, бывают трёхъярусными: нижний — притвор, выше — темничка, верхний — звонница.

Крыша храма увенчивается куполом с крестом. По распространённой традиции, православные храмы снаружи имеют:

  1. либо 1 купол,
  2. либо 3 купола — по одному над храмом, алтарём и колокольней — во образ Троицы,
  3. либо 5 куполов, символизирующих Христа и четырёх евангелистов вокруг Него,
  4. либо 7 (священное число),
  5. либо 13 — подобных Христу и 12-ти Его ближайшим апостолам.

Купола стремятся делать либо круглыми, либо крестовидными, либо восьмигранными (двойные четверики).

Суть православия

Основой или фундаментов каждой религии является вера. Без нее не может существовать ни одна церковь. Православие — это ветвь христианства, суть которой заключается в Символе Веры. Символ Веры — закон, который не может быть изменен. Он был утвержден на четвертом Вселенском соборе. Это особая система самых главных двенадцати догматов, которые и являются основой всего учения.

Догматы

  • 1-ый догмат говорит о Боге, как об Отце. Это тот, кто создал все, что нам дано видеть. Его же называют Творцом всего сущего.
  • 2-ой догмат говорится об Иисусе, как о сыне Божьем, который равен Отцу по сущности.
  • 3-ий догмат повествует о том, что сын Божий сошел с Небес на землю и принял человеческое тело, чтобы спасти людей.
  • 4-ый догмат говорит о жертве Иисуса и его смерти за все человечество.
  • 5-ый догмат повествует о воскрешении сына Божьего на третий день.
  • 6-ой догмат говорит о восшествии Иисуса на Небеса на сороковой день.
  • 7-ой догмат рассказывает о Втором Пришествии.
  • 8-ой догмат говорит о Святом Духе, что равен Отцу и Сыну.
  • 9-ый догмат повествует о святой единой Церкви.
  • 10-ый догмат рассказывает о Таинстве Крещения.
  • 11-ый догмат говорит о воскрешении и бессмертии человеческой души.
  • 12-ый догмат рассказывает о вечной жизни праведников и муках грешников.

Кроме догматов, в основе православия лежат заповеди.

Это важно! Заповеди — религиозные нормы или предписания, говорящие о нравственном и правильном поведении. Они были даны людям Богом через Моисея, а позже и названы Иисусом

Православный храм: алтарная часть

Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются  рядами (ярусами) и называются чинами. 

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме. 

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.

Православный храм и идея обожения

София в Константинополе — это 6 век. Пройдет еще 3 столетия, и христианство выработает новый и абсолютно свой тип храма. В 9-10 вв. в византийской традиции появится крестово-купольные сооружения, имеющие в своей основе вписанный крест. Купол в этих храмах расположен на 4 опорах, к которым примыкают цилиндрические своды. Динамика храма тут уже имеет акцентированную вертикаль, а его идея трансформируется в идею лестницы, которая ведёт к миру горнему. Если у константинопольской Софии купол отображал звездное небо, то в новых храмах на куполе размещали иконописное изображение Христа. Это выражало идею возможности человеческого обожения, т.е. приближения к Богу и становления человека-бога. Символизм в крестово-купольном храме воплощался везде:

Помимо нового вертикального членения, сохранилось и горизонтальное деление храма, и его восточная направленность.
В таком виде Россия получает вид и идею православного храма после своего Крещения, такими же строят и первые русские православные церкви. Впрочем, византийских мастеров на Руси быстро сменяют местные зодчие, и специфика христианских храмов также скоро обретает национальные черты.

Суд не страха, а любви

Богословское осмысление темы Страшного суда весьма разнообразно, оно получило выражение во многих святоотеческих текстах – об этом писали Ефрем Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и многие другие святые древности и нового времени. Однако копья по этому поводу ломаются до сих пор.

«Страшным» этот суд принято называть лишь в русскоязычных текстах. В других обычно подчеркивается его всемирность, всеобщность. Однако устрашающая атмосфера, которая волей-неволей нагнеталась яркостью евангельских образов, была издревле присуща текстам восточнохристианских богословов, посвященным Страшному суду.

Святитель Григорий Нисский говорил, что такое восприятие допустимо, но лишь с «воспитательной» целью. Возможно, это было во многом обусловлено эпохой и аудиторией, к которой была обращена проповедь: жестокость и простота нравов требовали простоты правил и понятного объяснения, почему их нарушать не рекомендуется.

Для этого лучше всего подходили аналогии с государственной практикой судопроизводства, например – римской, которая отличалась крайним формализмом и имела довольно жестокую систему наказаний.

Однако в святоотеческой литературе есть и иной взгляд на трактовку Страшного суда. Согласное ему, Бог явит Себя вовсе не как грозный судия, изрекающий приговоры, а как любящий миротворец между нами и нашей совестью. Ведь всё Евангелие непрестанно говорит о том, что Бог есть Любовь, а значит и суд Его будет не осуждением, но судом любви.

Святитель Феофан Затворник, говоря о милости Бога пишет: «Милость Божия и там будет изобретать, как бы оправдать грешника, и будет предавать его правде Божией только после того, как не к чему будет рук приложить в оправдание его». Также он предполагает, что и человек, не знавший христианской веры, сможет быть оправдан по своим делам и по великой любви Божией: «Иудей судится, а потом награждается как иудей по его законам. Язычник судится, а затем награждается или наказывается как язычник по его законам. И в том и в другом случае участь решится верностью или неверностью тому закону, который каждый из них считал для себя обязательным… Там не нужны будут свидетели, всякий в мыслях своих сам над собой произнесет оправдание или осуждение. Всякий будет видеть свой закон и дела свои, сличит то и другое и решит, виноват или нет».

Таим образом, многие святые отцы считали, что судить человека будет не Бог, а собственная совесть, в свете открывшейся истины.

Христианство, утверждая неизменность Божьей любви, утверждает и то, что Бог всех и каждого любит абсолютно, невзирая на всё совершенное нами зло. Человеку же часто эта любовь не нужна. Выбирая грех, он выбирает для себя путь в сторону «от Бога», может полностью стать рабом страстей, и в этом случае он станет неспособным принять эту любовь, более того – она станет для него мукой.

В нашем мире, который, согласно христианскому учению, омрачен грехом, Божие присутствие не ощущается. Но по прошествии «образа мира сего» это присутствие станет абсолютным, как пишет апостол — «будет Бог все во всем».

Эта реальность станет настолько явственна и ощутима, что даже те, кто отвернулся от Бога, окажутся ее участниками, и именно в этом заключен весь трагизм Страшного суда: просветившись светом Божественной любви, человек увидит и почувствует свою неправоту перед Ним.

Есть гипотеза, что именно это и есть тот самый «огонь вечный» и «мука вечная», о которой говорится в Писании: Божия любовь и Свет будут невыносимы для тех, кто когда-то напрочь отказался от них.

Любовь Божия будет не судить, а пытаться оправдать нас всех перед своей совестью, которая как раз и станет тогда самым строгим нашим судьей. Как писал митрополит Антоний Сурожский: «Суд этот не Бог будет произносить над нами, а мы сами, когда увидим, каковы мы, и поймем, какими мы могли быть».

Заключение

Маловероятно, что внимание к
религии как к самому мощному идеологическому инструменту государства иссякнет
до тех пор, пока существует сама религия. Когда мы посмотрим на
результат влияния христианских идей на общество и государство, возможно, никто
не усомнится в том, что сила их действия на человечество была беспрецедентной.
Это говорит о том, что вся история после Христа была качественно иной под
влиянием христианских идей

Иными словами, политический и правовой характер
этих идей проявляется в их воздействии на человечество

Когда мы посмотрим на
результат влияния христианских идей на общество и государство, возможно, никто
не усомнится в том, что сила их действия на человечество была беспрецедентной.
Это говорит о том, что вся история после Христа была качественно иной под
влиянием христианских идей. Иными словами, политический и правовой характер
этих идей проявляется в их воздействии на человечество.

Много веков спустя
христианство до сих пор является одной из мировых религий. После многих
изменений она все еще жива и продолжает выполнять свою главную функцию —
приближение к Богу, моральные ценности и установки.

Церковь сегодня важна. Нужно
прежде всего прививать нравственные и нравственные качества в человеке, нужно
как защита уставшему от пошлости жизни, нужно для самого простого, для которого
была создана Церковь, для веры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector