Соловки: что нужно знать об этом удивительном месте. 10 фактов

Соловецкий монастырь. История.

Соловецкие острова –  это архипелаг, который состоит из огромного количества различных по размеру островов. Самый крупный из них – это собственно сам Соловецкий остров. Острова Анзерский, Большая Муксалма, Малая Муксалма, Большой и Малый Заяцкий значительно меньше по размеру, но на них также располагаются строения.

Природа

Природа Соловецких островов удивительна и неповторима. Необыкновенная красота! Уединение с природой! Сказка! Таежная зона, в которой расположен архипелаг, накладывает свой суровый отпечаток на красоту островов. Чистейшие ледяные озера, высокие холмы, луга, покрытые сочной травой, топкие болота и конечно величественные северные леса. На небольшой территории островов представлено удивительное разнообразие ландшафта.

Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, вид сверху:

Соловецкий монастырь – кратко

Легендарный монастырь был заложен в начале XVв. Три бесстрашных подвижника – Савватий, Герман и Зосима обустроили на холодном острове в Белом море первую келью. Вскоре монахов посетило видение – божественной красоты храм, стоящий на окраине Большого Соловецкого острова. Ценой невероятный усилий церковь была построена, монахи были жалованы грамотой, дарующей им остров и все окрестные земли в вечное пользование. После смерти монахов-основателей их мощи были перенесены в специальную обитель.

Весьма быстро храм на далеких островах ледяного моря стал местом многочисленных даров от властителей государства

Особенное внимание к этому монастырю легко объяснимо – монастырь помог упрочить положение русских самодержцев в этом регионе. Ведь Поморье – это источник ценной рыбы, меха, соли, речного жемчуга, ценнейшей важской смолы, кожи морских зверей

Соловецкий монастырь стал проводником царской власти в этом богатом, но удаленном от Москвы регионе. Именно поэтому монастырь на островах всегда получал различную помощь от центральных властей. Его необычный статус подтверждается картами тех лет – он отмечен на них всегда, а ведь такой чести удостаивались не все города. Такое особое положение привело к тому что уже в XVIв на острове стали возводить каменную крепость. Старец Трифон, одновременно являющийся военным инженером и зодчим, превратил монастырь в настоящую крепость. Это было не лишним, так как Соловецкие острова много раз находились в осаде, как шведов, так и англичан. Быстро строения на островах стали не только монастырем, крепостью, но и тюрьмой. Все изменилось после реформы патриарха Никона. Монахи не приняли нововведение и остались верны вере отцов. Почти 10 лет северный монастырь держали в осаде правительственные войска. После взятия крепости все приверженцы старой веры были уничтожены. Несколько десятков лет монастырь находился в запустении. Лишь визит Петра I на Соловки вновь возвел обитель в ранг значимых.

Вплоть до Революции 1917 года Соловецкий монастырь наряду с Валаамским монастырем и Оптиной Пустынью был самым почитаемым и посещаемым всем русским народом. Попасть туда стремились и в качестве монахов, послушников, трудников, богомольцев. Строгий устав монастыря служил образцом для людей, монахи Соловецкого монастыря вызывали уважение и почитание.

Трагедия 1920 года

Трагедия разыгралась в 1920 году, когда было конфисковано имущество монастыря и уничтожена вековая обитель. Почти 20 лет Соловецкий монастырь прослужил в качестве лагерей особого назначения. Это был один из самых больших лагерей в России на то время. Здесь отбывали свой срок самые различные люди – служители церкви и вчерашнее дворянство, интеллигенты и уголовники.

Во время Второй Мировой Войны на Соловецких островах работала школа юнг и учебный отряд. В 1967 на островах было решено организовать Соловецкий музей-заповедник. Новая страница Соловецкого монастыря открылась в 1988 году, когда открылся церковный приход. Если ранее духовная жизнь на острове хоть и велась, но тайно, то теперь иеромонах Герман при большом скоплении народа открыто освятил часовню святителя Филиппа. Уже в 1990 году монастырь принял первых послушников. А еще через два года мощи первых соловецких подвижников Зосимы, Савватия и Германа вернулись из Петербурга в Соловецкий монастырь.

Соловецкие острова сегодня

Соловецкие острова ежегодно привлекают тысячи туристов . Одни следуют зову веры, других манят загадочные лабиринты, третьи просто хотят насладиться уникальной природой.

Почитание Соловецких святых

Почитание святых Савватия, Зосимы и Германа началось ещё в 15 веке, преимущественно среди жителей Поморья. К преподобным обращались с молитвой во время шторма на море. К их мощам привозили одержимых нечистыми духами.

Из документальных свидетельств о чудесах в 16-17 веке известен случай, произошедший с купцом Митрофаном. Однажды, когда он плыл по морю, подлялся сильный шторм и была опасность потопления судна. На помощь призывали Господа и Божью Матерь, но ветер не утихал. Тогда Митрофан вспомнил о Зисиме Соловецком. Как только он обратился к нему за помощью, то увидел преподобного на корабле. Тот своей мантией бил по волнам. Буря утихла. Пораженный случившимся, купец принял монашество на Соловках.

Как-то монах Иосиф находился на острове Кузове, который лежит западнее Соловецких островов. Взойдя ночью на гору для молитвы, он посмотрел на Соловки. Там он увидел два огненных столпа, восходивших от земли до неба из середины монастыря. Когда Иосиф рассказал об увиденном другим монахам, они сказали ему:

В 1602 году священнику Григорию из города Тотьба Пермской губернии было явление преподобного Германа Соловецкого. Святой дал поведение написать его икону вместе с преподобными Зосимой и Савватием. Многие приходившие к этому образу верующие получали исцеления от различных болезней.

Как добраться до Соловецких островов?

Путешествие на Соловки проходит по стандартным вариантам:

Если цена регулярных туров кажется слишком высока, можно поехать на Соловецкие острова самостоятельно.

На поезде Санкт-Петербург-Мурманск или Москва-Мурманск до станций Кемь или Рабочеостровск.

Там можно купить билет на регулярные теплоходы.

Этими же теплоходами перевозят и обычные группы туристов.

  • Добираться из Кеми (Рабочеостровска) на Соловки — 2:00-2:30 часа
  • Путь теплохода из Беломорска — 3:30-4:00 часа

Билеты на теплоходы можно купить прямо на причале. Но всё — по остаточному приципу: туристы и местные — вперед.

Если заминка в пути — в Рабочеостровске и Кеми есть нормальные гостиницы.

Если нужно побыстрее, то жителям Петербурга надо лететь самолетом до Архангельска.

Оттуда добраться на Соловки местной авиалинией можно быстро (полет около 50 минут).

Или ехать в Петрозаводск и оттуда тоже можно попасть на Соловки самолетом.

Прямые рейсы из Петербурга и Москвы не осуществляются. Хоть билеты на рейс Петербург — Соловки купить можно, но это все равно с пересадкой в Архангельске.

Попасть на Соловки на машине напрямую практически невозможно.

Но проехать по всей Карелии, заглянуть по пути в Петрозаводск, Кондопогу и Медвежьегорск — весьма интересно.

Из Питера все довольно просто: трасса Р-21 «Кола» (Санкт-Петербург-Мурманск) приведет почти к берегу Белого моря.

Почти, потому что, чтобы попасть в Беломорск, надо сворачивать за поселком Пушной (и еще + 30 километров).

В Кемь с «Колы» надо сворачивать после шлюзов Путкинского водохранилища.

Останется всего 14 км дороги Кемь-Калевала.

Состояние дорог примерно одинаково. Но от Кеми до Соловецких островов существенно ближе.

В любом случае а порту придется машину оставлять, и дальше добираться на Соловки самостоятельно, на теплоходе.

На машине из Москвы есть две дороги:

сперва на Санкт-Петербург с выходом на «Колу» или через Ярославль-Вологду по северному берегу Онежского озера по дороге А-119.

В Межвежьегорске А-119 сливается с «Колой». Но по пути почти нет достопримечательностей.

Есть только Вытегра, где интересно посмотреть старинные шлюзы времен Петра Первого (их остатки). И Музей-подводную лодку.

Зимой на Соловки попасть можно только на самолете.

В межсезонье теплоходы не ходят. Когда встает лед, иногда отваживаются совержить этот путь на снегоходах.

Да и нет смысла: жизнь на соловецких островах замирает.

Вне пределов жилой застройки и монастыря снег не расчищают. Так что посмотреть внешние достопримечательности невозможно.

Только монастырь, школа Юнг и что осталось от наследия «архипелаг ГУЛАГ».

Есть еще один очень редкий, но невероятно фантастический способ:

Добраться до Соловков самостоятельно, на катере.

В интерете каждый год появляется по несколько таких отчетов.

Это большие путешествия на каютных катерах и даже простых резиновых лодках! Впечатления от таких морских походов не передать.

Но нужно быть очень подготовленным.

Уметь шлюзоваться, понимать навигационную обстановку и неписанные правила на реке.

«Купить» права в ГИМС, купить большую моторную яхту. Ну, у некоторых так приянто. Но с собой придется еще брать чемодан денег.

И не факт, что они помогут.

Ни Ладога ни Белое море ошибок не прощают.

А у стенки шлюза можно простоять хоть сутки, будь бы трижды «абрамович».

В Карелии, у простых рабочих людей свои понятия.

И далеко не все здесь можно купить за деньги.

А для опытных капитанов на пути только одна беда — трудности с заправками. .

Соловецкий монастырь при игумене Федоре

Строительство храмов

В 1548 году, когда игуменом обители становится Филипп Колычев (в миру Феодор), Соловецкий монастырь преобразился. На острове семьдесят два озёра были соединены каналами, появились мельницы, сооружены новые хозяйственные постройки, в том числе так называемое Сушило. Игумен Филипп проявил себя как отличный хозяйственник: владения монастыря расширились, хозяйство увеличилось, и в тоже время обитель становится духовным и культурным центром Северного Поморья.

Взамен деревянных были сооружены каменные Успенский и Преображенский соборы, а для братии построены двух- и трёхэтажные кельи.

В 1566 году Филиппу на соборе епископов предложили принять митрополичий сан и он согласился при условии, чтобы уничтожена была опричнина, от которой страдает держава. Но царь Иоанн Васильевич считал, что опричнина необходима для царя и для царства.

Первые полтора года святительства Филиппа были спокойными — в Москве в это время не было жестоких расправ.

Ссылка и смерть Филиппа

В 1568 году, возвратившись из неудачного похода на Литву, Иван IV учинил расправу над недругами-боярами. Митрополит Филипп встал на защиту невинно осужденных и пострадавших от произвола царя и заклинал его Страшным Судом Христовым. Царь разгневался и решил расправиться со святителем.

Нашлись клеветники и по ложному обвинению церковный суд осудил Филиппа на извержение сана и заточение в монастыре. По приказу царя 8 ноября 1568 года опричники посадили Святого Филиппа на дровни и вывезли из Кремля, ругаясь и, ударяя его метлами.

В декабре 1569 года святитель был убит в Тверском монастыре от рук опричника Малюты Скуратова.

Историческая справка.

Столь непростое путешествие на Соловецкий архипелаг — это уникальная возможность соприкоснуться с многовековой историей нашей страны.

Соловецкий монастырь возник на островах в 1420 — 1430-ые годы, был отстроен в камне Св. Филиппом (Колычевым), который считался одним из крупнейших землевладельцев допетровского времени. Кроме статуса духовного покровителя всего Поморья монастырь был умелым хозяйственником, который создал на протяжении нескольких веков уникальные архитектурные и гидротехнические памятники.

Во время советского периода на территории монастыря был создан первый лагерь особого назначения (СЛОН).

В 1990 году Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь возобновил монашескую жизнь.

На Соловецком архипелаге расположены более тысячи археологических комплексов, история некоторых из них уходит во II-I тысячелетия до н.э (комплекс культовых и погребальных сооружений).

Постройки монастыря расположены на четырёх островах Соловецкого архипелага. На Большом Соловецком острове возвышаются собственно монастырь,

Вознесенский скит на Секирной горе

Территорию монастыря окружают стены высотой до 11 и толщиной до 6 метров с 8 башнями, сложенными из гигантских пятиметровых валунов.

Более 500 видов растений можно увидеть в уникальном Ботаническом саду Соловков. Удивительно, что в условиях крайнего Севера, в открытом грунте выращиваются растения средней широты и даже некоторые виды южных. До сих пор здесь цветут и плодоносят яблони, посаженные около 130 лет назад.

Туристический бизнес на Соловецких островах хорошо развит.

Гостиницы и отели Соловецкого архипелага с актуальными ценами на сезон 2014 года.

Гостиница СОЛОВКИ-ОТЕЛЬ ***. Адрес: ул. Заозерная, дом 26

Гостиница СОЛО. Адрес: ул. Ковалева, д. 8

Туристический комплекс «КОМПАНИЯ СОЛОВКИ». Адрес: аллея Варяжская, дом 1

Гостиница «Приют». Адрес: ул. Приморская, д.12

Гостевой дом «Зеленая деревня – Соловки». Адрес: ул. Сивко, д. 20

Общежитие «Петербургская гостиница». Адрес: набережная бухты Благополучия

Туристический комплекс «Причал». Адрес: аллея Варяжская

Гостиница «Соловецкая слобода». Адрес: ул. Заозерная, д. 17А

На специально отведенной территории островов действует палаточный городок, а также много предложений аренды жилья от частных лиц.

Проголодавшихся туристов накормят в местных ресторанах:

Ресторан «ИЗБА» в гостинице «Соловки-Отель***». Адрес: ул. Заозерная, 26

Режим работы: с 1 июня по 1 сентября — с 8.00 до 24.00

Ресторан в гостинице «Соло». Адрес: ул. Ковалева, д. 8

Кафе «Трапезная» (туркомплекс «Компания Соловки»). Адрес: пос. Соловецкий, аллея Варяжская, д. 1.

Кафе (24 мест). Адрес: улица Ковалева, дом 15

Собираясь на Соловки, продумайте багаж:

  • Июнь и август довольно прохладны, поэтому на Соловецких островах не обойтись без теплой одежды, особенно если предстоит морское путешествие.
  • Зонтик в дорогу брать не стоит, он не удобен. Лучше захватить с собой непромокаемую обувь и плащ.
  • Без удобной обуви никак не обойтись.
  • Женщинам для посещения храмов и скитов необходима длинная юбка и платок.
  • Не лишним будет взять с собой средство от комаров, так как летом много мошкары.
  • Страстным рыболовам пригодятся рыболовные снасти.

И еще несколько полезных советов:

Чтобы увидеть все основные достопримечательности Соловецкого комплекса, на пребывание здесь стоит выделить не менее 3-х дней.

Планируя поездку, нужно заложить несколько дней (1 или 2) на переменчивость погоды. Из-за штормов, туманов и сильного ветра сообщение с материком может прерваться.

Не стоит бояться заблудиться в поселке, так как он небольшой и любой местный житель с удовольствием укажет вам дорогу.

Что посмотреть

Несмотря на то что главной темой блог-тура была история Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН), за четыре дня мы успели исследовать все по чуть-чуть: сходили на экскурсию «История Соловецкого лагеря и тюрьмы», посетили бывший лагерный барак, штрафной изолятор на Секирной горе и Савватьевский политскит, исследовали монастырь путями местных детей, сходили в небольшой поход по берегу Белого моря и в 30-километровый трек на остров Большая Муксалма, изучили выставку о быте поморских женщин в Морском музее, а в последний день вышли в море в 6 утра, чтобы посмотреть на белых китов.

Лайфхак поездки: чтобы увидеть то, что тебе не покажут экскурсоводы, найди местных детей. С Аней и Мишей мы познакомились недалеко от монастыря — они позвали посмотреть на детеныша чайки с подбитым крылом, которого дети выхаживают в своем сарае. Аня переехала на Соловки из Москвы, ее мама работает капитаном, Мишина семья перебралась из Украины. Ребята рассказали об истории лагерей, сводили на док, в монастырские тюремные камеры, закрытые для туристов, и объяснили, где посмотреть на китов.

Мыс Белужий — единственное место в мире, где белых китов можно наблюдать с берега. Увидеть их можно только с 15 июня по 15 августа при спокойном море и только во время отлива. Мы успевали только на утренний отлив, поэтому пешком дойти никак не получалось — выходить из дома надо было бы в полночь. Договорились с владельцем катера: за 1000 рублей с человека он обещал привезти нас прямо к белухам. Не все хотели вставать в 3 утра ради китов, поэтому на лодке нас было всего четверо.

Через час пути мы увидели белые спинки в рассветных лучах и запищали от восторга. Зоозащитники строго следят, чтобы катера не пугали животных, поэтому близко подойти мы не смогли и очень расстроились. Заметив это, капитан тяжело вздохнул, скинул за борт резиновую лодку и скомандовал «Залезайте!». Он доставил нас к самому Белужьему мысу, где стоит вышка биологов из МГУ — они наблюдают за популяцией белух. Следующие полчаса мы, почти не дыша, сидели и смотрели, как в 10–15 метрах от нас выпрыгивают из воды белые киты. Серые хвосты китов-подростков блестят на солнце. Для меня эти полчаса наедине с китами стали самым ярким впечатлением от посещения Соловков.

Чтобы подробнее изучить лагерный период острова, мы поехали на пазиках к Секирной горе. Здесь находятся бывший мужской штрафной изолятор СЛОН и кладбище с братскими могилами заключенных. Со смотровой площадки открывается невероятный вид: лес, река, море на горизонте, километры тайги во все стороны.

Экскурсию с полным погружением нам проводил историк Юрий Бродский. Он фотографирует Соловецкие острова, собирает свидетельства и свидетелей лагерных лет архипелага, думает и пишет о Соловках почти полвека.

Чтобы прочувствовать Соловки по максимуму, до следующего «лагерного» места — Свято-Сергиевского скита на острове Большая Муксалма — мы пошли пешком через лес, 30 километров в обе стороны. В сухую погоду туда можно доехать на велосипеде, но нам пришлось идти пешком через болота, лужи, жидкие мхи и грязь — последние недели выдались дождливыми. По пути исследовали здание тюрьмы, камень Лихачева и биосад, а еще собирали морошку. Перейти на соседний остров можно по валунной дамбе, которая соединяет главный остров архипелага с Большой Муксалмой. Это мост из камней, который в XIX веке вручную построили монахи.

В дороге к группе прибился Вова, он работает в Соловецком монастыре трудником. Трудники — это люди, которые приезжают на монастырские подворья, чтобы потрудиться во славу божию, а взамен получают жилье, еду и духовное наставничество. Нужен паспорт, полис, благословение монастыря и дисциплина. Трудникам нельзя курить и пить алкоголь, нужно соблюдать режим и посещать службы. Женщины живут за пределами мужского монастыря, работают в основном на кухне и по быту. Внутри монастыря кипит жизнь: волонтеры скоблят камень от красного лишайника, косят траву, строители ставят леса, рабочие носят стройматериалы: реставрация мирового памятника культуры идет постоянно. По госпрограмме «Развитие культуры и туризма» реконструкцию монастыря нужно завершить в 2020 году, на что выделили 6 млрд рублей. Часть денег не дошла, и этим с 2015 года занимаются Следственный комитет и прокуратура. Обсуждать «дело реставраторов» местные не любят.

Природа и человек здесь невероятно близки. На территории монастыря живет молодой лис-подросток. Чахлый, одинокий, он прибился к монахам: они его выходили, и лисенок остался жить в монастыре.

Основание Соловецкого монастыря

Первыми монахами, поселившимися на Соловецком острове (Архангельская область), были Савватий и Герман. Сохранившиеся письменные свидетельства говорят, что Савватий пришел сюда из Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область). Он искал уединенные места, где можно было спокойно молиться Богу. Пробыв некоторое время в Валаамской обители (Республика Карелия), Савватий двинулся дальше на север. Карельские жители поведали ему о безлюдном острове, где только в летнее время бывают рыбаки.

В селении Сорока (современный город Беломорск, Карелия) Савватий познакомился с Германом, с которым и отправился жить на безлюдный остров в 1429 году. Постоянно пребывая в труде и молитвах, они пробыли там 6 лет. В сентябре 1435 года Герман направился Поморье за продовольственными запасами. Савватий в это время почувствовал приближение завершения своей земной жизни. Чтобы принять Святые Тела и Кровь Христовы, он отправился в близлежащее селение, где скончался.

В поморских землях Зосима встретил старца Германа, поведавшего ему про жизнь на острове Соловки. На следующий год они вдвоем стали жить в этих местах. Однажды Зосима сподобился чудесного видения: он увидел прекрасный храм. В указанном месте монахи построили деревянную Спасо-Преображенскую церковь.

Постепенно к отшельникам стали стекаться другие монахи. 

Весной 1478 года святой Зосима умер. В следующим году, отправившись в Новгород для решения монастырских дел, старец Герман почувствовал близость смерти. В Антониевой обители он отошел ко Господу. Только через пять лет его мощи перенесли в родную обитель.

Дети в соловецких лагерях

Среди заключенных было много детей, в основном из беспризорников. В одном из бараков располагалось «Детское отделение СЛОНа». Построен барак был, вероятно, в 1925–1928 годы. Сюда помещали несовершеннолетних заключенных Трудовой колонии, которая существовала на Соловках в 1928–1929 годах. Инициатива по созданию Трудовой колонии принадлежала заключенному, юристу Александру Колосову. «Шпанята» или «вшивники» жили по воровским правилам, никто не собирался их перевоспитывать. «Политические» подростки, чтобы выжить, перенимали у беспризорников законы преступного мира и переставали в глазах начальства быть «политически опасными».

Каждому подростку давали топчан и белье. Формально детям полагалось «усиленное питание» — стакан молока или даже мясо, но пайка до заключенных, как правило, не доходила. Подростки учились в спецшколе, но в бараках власть была у воров-малолеток, и даже тем, кто хотел учиться и как-то выкарабкиваться из тьмы, тут же подрезали крылья. Тем не менее детская трудовая колония, как ни странно, спасла подросткам жизнь — на лесозаготовках они бы долго не протянули.

Что представлял собой соловецкий лагерный барак (а барак подростков ничем не отличался от взрослых), можно понять из воспоминаний Сергея Щеголькова, человека, который в одном из них отбывал заключение.

«Теперь — барак, наспех сколоченное из досок обширное (метров 50 в длину) помещение с двумя стенками с засыпкой опилками, а иногда и без засыпки. Внутри в 2 ряда двух или трех-этажные нары. Матрац тот же: набитая сеном наволочка и подушка такая же. Натопить такое помещение невозможно. Стоят две «буржуйки», нагретые докрасна. Около них жарко, а далее в двух метрах тот же мороз, что и на улице. На верхних нарах можно проснуться и около головы и лица обнаружить горку снега, что надуло в щели барака. Из так называемых “вещей” у тебя котелок или алюминевая миска и деревянная ложка. Не всегда нож (обычно его отбирают при очередном обыске, если не успеешь спрятать). Человек изрядно наработавшись, иногда мокрый от снега или дождя, кто работает не в помещении (лесоповал, заготовка водорослей и т. д.), получив свою порцию баланды и съев ее (скорее всего, сглотнув), стремится лечь отдохнуть, иногда не обсушившись — негде! Здесь тебя начинают съедать заживо клопы. Это страшно мучительно, человек хочет спать, а все тело в страшном зуде. Он ворочается, раздирает во сне укушенные клопами места, на лице, шее, ногах. Странно подумать, как такая “козявка” может усугублять и так нелегкую жизнь заключенного, но, к сожалению, это так. Эти “звери” не уничтожались. Может быть, даже с умыслом, чтобы больше принести переживаний для узников. “Враги народа” должны быть наказаны, а каким способом, это для “правосудия” безразлично.

Здесь уже не до духовной жизни. И это постоянное изматывание человека приводит к его полному уничтожению. (Всегда недоедание, усугубляемое климатом). Любоваться природой, а она на Соловках удивительно фантастически красива в любое время года, не было ни у кого ни желания, ни силы. Передвижение по территории ограничено, человек знает работу и барак. Да когда еще ждешь, что тебе добавят срок или поведут на Секирную гору, тут не до духовной пищи. Вот и весь быт».

Отдельная категория «соловецких» детей — младенцы, которые рождались у женщин-заключенных, так называемых «мамочек». Немногие из них выжили. Вот воспоминания одного из бывших узников, Андрея Зинковщука:

«В 1929 году на Соловецком острове работал я на сельхозлагпункте. И вот однажды гнали мимо нас “мамок”. В пути одна из них занемогла; а так как время было к вечеру, конвой решил заночевать на нашем лагпункте. Поместили этих “мамок” в бане. Постели никакой не дали. На этих женщин и их детей страшно было смотреть: худые, в изодранной грязной одежде, по всему видать, голодные. Я и говорю одному уголовнику, который работал там скотником:

— Слушай, Гриша, ты же работаешь рядом с доярками. Поди, разживись у них молоком, а я попрошу у ребят, что у кого есть из продуктов.

Пока я обходил барак, Григорий принес молока. Женщины стали поить им своих малышей… После они нас сердечно благодарили за молоко и хлеб. Конвоиру мы отдали две пачки махорки за то, что позволил нам сделать доброе дело… Потом мы узнали, что все эти женщины и их дети, которых увезли на остров Анзер, погибли там от голода…»

4

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector