История собора

История строительства Морского Никольского собора

Кронштадт — город морской. Когда-то здесь существовала небольшая морская церковь Богоявления Господня. Однако она не могла вместить всех желающих, и потому многократно высказывалась идея строительства нового, большого собора.

В 1896 году вице-адмирал Николай Иванович Казнаков (1834-1906, с 1901 года — адмирал), занимавший в то время должность главного командира Кронштадтского порта, подал прошение на строительство в Кронштадте нового собора:

В 1897 году начался сбор пожертвований на строительство Морского собора. Основная сумма была собрана моряками, которые вплоть до 1913 года отчисляли четверть процента своего жалования на Морской собор. В 1900 году был учрежден комитет по постройке собора, который возглавил главный командир Кронштадтского порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров (1848-1904).

Первоначально Николай II утвердил проект архитектора А.И.Томишко, который, однако, был подвергнут критике со стороны комитета по постройке собора. Затем разработка проекта была поручена знаменитому архитектору Василию Антоновичу Косякову (1862-1921), автора ряда гражданских и культовых сооружений, в том числе и для военного ведомства: храма во имя Милующей Божией Матери в Галерной гавани (Санкт-Петербург), храма Богоявления в порту на Гутуевском острове (Санкт-Петербург), церкви святителя Николая Чудотворца в Морском госпитале (Кронштадт), Морского собора в порту императора Александра III (Либава, ныне Лиепая, Латвия) и других.

Новый храм должен был стать не просто морским собором, но, прежде всего, памятникам всем погибшим при исполнении своего долга морякам. Так, в «Краткой записке о сооружении собора» говорилось:

27 октября 1901 года началась расчистка места под строительство — на Якорной площади, где прежде хранились старые якоря. 1 (14) сентября 1902 года после торжественного молебна, совершенного Иоанном Кронштадтским и в присутствии вице-адмирала С.О.Макарова, началось строительство. 8 (21) мая 1903 года состоялась церемония торжественной закладки стен, на которой присутствовал император Николай II и члены императорской фамилии.

10 (23) июня 1913 года Морской собор был освящен во имя святителя Николая Чудотворца, покровителя моряков и всех путешествующих. Церемонию освящения собора проводил протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский в сослужении настоятеля петербургского Адмиралтейского собора митрофорного протоиерея Алексия Ставровского и кронштадтского духовенства.

За Морским собором в 1911-1914 годах садовым мастером Э.Г.Гильбихом был разбит Соборный сквер.

В 1913 году на Якорной площади был воздвигнут памятник выдающемуся русскому флотоводцу, океанографу, полярному исследователю, кораблестроителю, вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову, который погиб 31 марта (13 апреля) 1904 года неподалеку от Порт-Артура, во время русско-японской войны.

Памятник Степану Осиповичу Макарову

Собор для моряков

Вопрос о том, чтобы в Кронштадте появился величественный «храм для моряков» поднимался в России еще с 1830-х. Высочайшее разрешение на сбор средств для возведения собора было принято только к концу XIX века, когда ходатайство подал вице-адмирал Николай Казнаков.


Авторский эскиз./Фото:foma.ru

Авторский эскиз./Фото:foma.ru

В качестве места для возведения храма выбрали Якорную площадь.

Купол было решено делать настолько высоким, чтобы на него и венчающий его крест могли ориентироваться приближавшиеся к Кронштадту морские суда.Первоначальный проект, выполненный архитектором А.Томишко, морякам не понравился, хотя его и одобрил император. Тогда проект было поручено сделать Василию Косякову, работавшему над созданием храма совместно с инженером Александром Викселем.
Именно по этому проекту и возведен собор.Было решено, что храм будет построен по образу и подобию собора св. Софии в Константинополе. Перед проектированием Косяков специально ездил в Турцию делать замеры Софийского храма.

Собор святой Софии. / Фото:Arild Vаgen


 Собор св. Николая и Собор св. Софии /Фото: foma.ru

Перед постройкой Морского собора был отслужен молебен, который совершил лично Иоанн Кронштадтский.

На состоявшейся в мае 1903-го торжественной закладке собора присутствовала царская семья. После молебна прогремел салют. Затем император Николай II вместе со своим окружением высадил вокруг будущего храма молоденькие дубы.

Строительные работы. /Фото:kronshtadtsobor.ru

О важности возведения этого собора для моряков говорят суммы, которые люди давали на его постройку. Так, 280 тысяч рублей пожертвовали моряки разных чинов (от матросов до адмиралов) со всех российских флотов, 2 тысячи собрал экипаж канонерской лодки «Храбрый» на запрестольный крест, 2800 тысяч – портные портовой швальни на мозаичную икону, 700 рублей пожертвовал Иоанн Кронштадтский

Офицерские жены на свои деньги купили и вручную вышили для ступеней храма серебром и жемчугом ковры. Из госказны было выделено 1, 7 млн. рублей и еще 1450 рублей поступило из бюджета Кронштадта на хоругви.

Храм в Кронштадте. /Фото:excursspb.ru/

Некоторые ответы, на возникающие вопросы

Адрес, время работы и другое

Кронштадтский морской собор, главный храм Российского флота расположен по адресу: Якорная площадь, дом № 1. Координаты: 59.99186, 29.77714.

Время работы собора: с 10 до 19 часов. Режим работы очень удобный: храм открыт ежедневно. Приходите! Вход абсолютно бесплатный.

Службы в главном морском соборе Кронштадта проходят, согласно расписанию Богослужений, ежедневно. Утренняя литургия начинается в 10 часов, а вечернее богослужение — в 18 часов.

Здесь проводятся все православные обряды: крещение, венчание, соборование и другие Таинства. Об этом можно узнать поточнее, позвонив по телефону +7(921)3792993. Это свечная лавка собора. Здесь можно и заранее записаться.

Как и в любой церкви, здесь можно подать записки о здравии и упокоении, заказать сорокусты и панихиды, купить свечи и иконы. Вот цены на некоторые церковные требы.

Удивило и порадовало, что при входе стоят бесплатные камеры хранения. Можно свободно оставить там вещи и уже не беспокоиться об этом. Очень удобно!

Также можно воспользоваться бесплатными юбками и платками для женщин.

Желающие могут вместе с экскурсией подняться на колокольню. Также с экскурсоводом можно пройтись по храму, узнать его историю, про святыни, которые есть здесь. Мы не стали её дожидаться. Она начиналась после службы (после 12 часов). У нас было не так много времени. Да и мы решили, что в пасмурный зимний день вид с колокольни будет не сильно впечатляющий. Поэтому решили, что непременно сделаем это, когда приедем в Кронштадт в следующий раз летом.

Ведь по отзывам тех, кто был наверху, впечатлений — море. На колокольню ведут около 200 ступеней, а там вид должен быть… завораживающий!

Ну и от возвышенного к земному. Проделав долгий путь из Питера, прогулявшись по огромному собору, возник естественный вопрос: а где здесь туалет. Подойдя к иконной лавке, я поняла, что он также популярен, как и прочие церковные вопросы

Поэтому на столе лежит инструкция с указанием этого важного места для приезжих

На самом деле, рядом с собором, есть много разных кафе, где можно воспользоваться дополнительным удобством в виде туалета. Например, мы получили несколько «удовольствий», посетив кафе «Бриош», которое расположено совсем рядом с храмом. Кроме тепла и туалета, оно запомнилось нам горячим глинтвейном со вкуснейшей выпечкой и отличным интернетом.

Как сюда попасть

Добраться до Морского собора святителя Николая Чудотворца в Кронштадте удобней и интересней всего на собственном автомобиле. Воспользовавшись картой или навигатором вы без труда доберётесь до нужного вам места.

Дорога до собора из Питера занимает всего минут 50, проходит и по мосту над водой, и по туннелю под водой, так что и в пути смотрите по сторонам. Там действительно есть, на что посмотреть!

Мы решили приехать в Кронштадт на такси. Это тоже неплохой вариант, особенно, если путешествуете компанией. Есть способы, как можно добраться до города на общественном транспорте.

Для этого от станции метро Старая деревня на рейсовом автобусе номер 101 доезжаете до остановки Гражданская улица. Либо, второй вариант, на станции метро Чёрная речка садитесь в маршрутку и доезжаете до остановки Площадь Рошаля.

В Кронштадтский собор ещё можно попасть, доехав до города Ломоносов. А там на автобусе до остановки Гражданская улица. Об этом подробнее читайте в отдельной статье.

Собирайте впечатления

И ещё, очень вам советую — не торопитесь! Даже если ваша цель — военно-морской собор святого Николая в Кронштадте, а вы по дороге увидели ещё что-то интересное, ОСТАНОВИТЕСЬ! Хотя бы на полчаса.

Ведь может получиться так, что вы пропустите что-то интересное и важное, и, как это частенько бывает, никогда и нигде больше этого не увидите. Тем более, что это Санкт-Петербург, Ленинград, Питер, как хотите называйте, но этот город сам по себе просто дышит нашей историей

Воспользуйтесь случаем! Ведь маленькие чудеса могут случиться в любой момент.

Когда мы подошли к собору, то на ступеньки, наверное, поприветствовать нас, прилетела огромная чайка.

Она позволяла нам фотографировать себя со всех сторон

Немного устав от фотосессии, она важно села на мраморный постамент

И улетела только тогда, когда мы зашли внутрь храма. Здесь рады гостям даже морские чайки!

Непростой 20 век

Власть поменялась…

Пришла новая Советская власть, и в 2018 году собор был национализирован. Всё его имущество было передано государству. Но службы продолжалась до 1929 года. После этого все богослужения запретили, а сам храм закрыли.

Через несколько месяцев в 1930-м году на Якорной улице была проведена демонстрация, в ходе которой с храма грубо сбросили тяжёлые колокола и позолоченные кресты.

А в опустевшем, бывшем церковном здании, оборудовали кинотеатр, который местные жители тут же прозвали Максимкой, ведь он носил имя Максима Горького.

Чтобы ничто не напоминало о царившем здесь раньше великолепии, с куполов счистили позолоту, разломали иконы, разобрали по частям мраморный иконостас. Мозаичные иконы и изумительно прекрасные росписи на стенах тщательно заштукатурили, а всё имущество разнесли кто куда, а точнее разворовали.

Внутри храма также находились доски памяти из чисто чёрного и из белого мрамора. На чёрных поимённо были отмечены военные моряки, которые отдали свою жизнь Отечеству при несении службы. А на белых — отмечены священнослужители, верой и правдой несшие свою службу на военных судах и геройски погибших. И эти мемориальные доски тоже забрали, чтобы после использовать в хозяйстве – вместо электрощитов, ступенек и так далее.

Следующее испытание — война

В военные годы под самым куполом высокого здания был создан наблюдательный и координирующий артиллерийский пост.

Это привлекло к нему внимание фашистов, и в ходе обстрелов в него, конечно же, попадали снаряды, что существенно повредило морской Никольский собор Кронштадта. Намного позже, во время восстановления собора решили специально оставить некоторые разрушения

В послевоенные, 50-е годы в частично разрушенной церкви разместился вместительный концертный зал с балконом и большой сценой, которая была кое-как оборудована на месте когда-то великолепного иконостаса. Подкупольное пространство при этом отделили потолком.

Сам зал был очень большим, одновременно он мог принять 1250 зрителей. Здесь также организовали клуб, посвящённый городской крепости.

Так продолжалось более двух десятков лет. К 1974 году храм более-менее восстановили и открыли в нём филиал Военно-морского музея. Прошло ещё 30 лет, и ситуация стала меняться.

Внутреннее убранство

Морской собор в Кронштадте имеет три яруса. Гигантский купол (диаметр 27 м) представляет собой символический компас. Под ним 32 небольших окна (по числу румбов морского прибора). Второй предназначался для хора и парадной ризницы, где хранили облачения священнослужителей и церковную утварь.

Здесь размещалась и своеобразная мемориальная коллекция: по задумке архитектора тут должен был находиться своеобразный музей боевой славы. Сюда в начале XX века свозили иконы и штандарты со списанных кораблей. Ризница и библиотека размещались на первом этаже.

Живопись иконостаса представлена уникальной коллекцией Аполлона Троицкого, выполненной в стиле модерн. Иконописцами были заново написаны 96 икон, которые исчезли в 30-е годы. Все кропотливо восстанавливалось по черно-белым фотографиям 1914 г.

Потерянный безвозвратно оригинальный иконостас из белого мрамора с мозаичными и бронзовыми акцентами и тонкой ажурной резьбой работы Попова Н. А. также восстановлен по имеющимся архивным документам. Не меньше сложностей возникало у мастеров, восстанавливавших витражи. Они располагаются по всему периметру храма.

Их высота от 4 до 9 м. В мире немного храмов, которые могли бы сравниться с Морским собором по площади витражей. Например, два самых больших декоративных окна имеют площадь по 52 кв. м. Вдоль стен установлены черные мемориальные доски. Историком Еленой Исаковой восстановлены не только внешний вид досок, но и имена.

Сохраняя традиции Морского храма, также увековечены и имена погибших морских офицеров и низших чинов времен Советского Союза. В алтаре размещены белые мраморные плиты. На них высечены имена священнослужителей, которые погибли, исполняя свой долг на морских судах.

Если верхняя часть собора символизирует небо, то нижняя была отведена морю. Пол украшен мозаичными фигурами морских жителей, выполненными из мелкого мрамора и обрамленными тонкой медной оправой. На стенах – аллегории из жизни моряков и рыбаков.

История рождения шедевра

А всё началось при Петре 1

Первая небольшая церковь для прихожан-моряков была построена здесь из дерева ещё по указу Петра 1, основавшего в городе базу русского флота. Со временем она обветшала, и её разобрали, заменив новой, но такой же деревянной.

Город расширялся, численность населения росла. В основном, это происходило из-за увеличения мощи русского флота и постоянного вливания в него молодых людей разных сословий.

В 1830 году стал подниматься вопрос о том, что городу нужен более просторный храм, основными прихожанами которого стали бы моряки. Эта задача решалась на протяжении почти 70 лет!!!

Высочайше одобрен новый проект

Прошение вице-адмирала Казнакова было одобрено только в самом конце 19 века. Это дало возможность начать подписную компанию по сбору посильных пожертвований, которые пошли бы на строительство большого морского собора в Кронштадте.

Возглавлял этот масштабный проект представитель морского духовенства А. Желобовский, который являлся инициатором постройки сотен войсковых церквей по всей России. Место для грандиозного строительства долго искать не пришлось.

Им стала огромная площадь с подходящим названием — Якорная. На её обширной территории издавна лежали как небольшие памятники старые, уже местами покрытые ржавчиной якоря.

Территория была такой большой, что даже после появления здесь храма моряков вокруг него можно было устроить парк, а также необходимую площадку для парадов и крестных ходов, обязательных в таких случаях.

Храм, памятник и маяк — такие условия

По задумке проектировщиков в будущем храм должен был соответствовать нескольким условиям. Предполагалось, что он будет достаточно высоким, чтобы возвышающийся на нём крест стал бы своеобразным маяком — путеводителем для мореплавателей.

Ну и конечно, кроме того, что храм будет местом молитвы для живущих здесь военных и всех жителей города, он ещё должен был, по идее, стать каменным хранителем памяти об отважных моряках, героически погибших.

Четыре долгих года под руководством В.А.Косякова разрабатывался проект

В работе над ним приняли немаловажное участие ещё два инженера, гражданские люди Виксель и Шаверновский

Начало строительства

В первой половине 1901 года долгосрочный проект был, наконец-то, утверждён. А в сентябре 1902 был заложен первый камень для постройки новой церкви, ставший впоследствии самым крупным собором служащих Военно-морского флота России.

Перед началом строительства был отслужен молебен, совершенный священником православной церкви Иоанном Кронштадтским. Сразу после молебна прозвучал салют состоящий из 31 выстрела. Его произвели с орудий, находящихся на крепости города и на кораблях, стоящих в заливе.

После этого присутствовавший на церемонии Николай 2 вместе с семьёй и при участии ближайшего окружения посадили в уже намечавшемся скверике 32 саженца дуба.

Цена вопроса

В 1907 году внешнее строительство огромного собора было завершено. Пора было начинать оформление его интерьера. По существующим документам строительство обошлось почти в 2 миллиона рублей!

Много денег собрал Иоанн Кронштадтский. Есть исторические сведения, что его общий взнос составил 700 руб. А это были огромные деньги по тем временам!

Жизнь святого отца Иоанна была наполнена благими делами. Люди уважали священника и, прослышав про чудеса, которые он творил жертвовали на храм большие суммы. После обязательного освящения храма в 1913 году в нём стали проводиться Богослужения.

Архитектура

Фасад, выходящий на Якорную площадь

Один из порталов

Иконостас. Современный вид

Интерьер. Современный вид

Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.

Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра; диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.

Фасад собора облицован кирпичом и терракотой и украшен гранитными цоколем и колоннами порталов, а также, в небольшом количестве, майоликой и мозаикой. Иконы на фасадах были исполнены в мозаичной мастерской В. А. Фролова:

  • Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
  • Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы: слева — святых апостолов Петра и Павла;
  • справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.

Над северным порталом — образ Божией матери;
Над южным порталом — святителя Митрофания.

Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану.

В восточной части находятся ещё два входа, предназначавшиеся для духовенства, с богато декорированными бронзовым орнаментом дверями.

Над главным внутренним пространством господствует центральный купол диаметром около 27 метров. Подкупольное пространство окружено двухъярусными галереями-хорами.

Роспись была только в алтаре, парусах и на сводах северных и южных хор работы художника М. М. Васильева. Рисунок был выполнен частично под мозаику, частично под фрески.

Остальные части храма были окрашены ровным колером. Хоры поддерживаются колоннами, которые увенчаны капителями и, как и наличники внутренних дверных проёмов, покрыты искусственным мрамором. Карнизы покрыты лепными орнаментами. Стены в нижней части были обнесены высокой панелью из цветного мрамора, где на черных досках предполагалось высекать имена погибших чинов флота.

Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова по проекту В.А. и Г.А. Косяковых был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя. Иконостас был уничтожен в 1929 году и был полностью воссоздан по эскизам, архивным фотографиям и материалам.

Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.

В восточной части хор находились парадная ризница и место для хора. Там же хранились иконы с упраздненных судов. На первом этаже размещались ризница и библиотека.

Огромные круглые окна храма, напоминающие иллюминаторы, были украшены витражами. Все стекольные работы в храме выполнило Северное Стекольно-промышленное общество, а значит, витражи созданы знаменитой мастерской, принадлежащей братьям Франк. Пока не установлено, кто тогда, сто лет назад проектировал и собирал гигантские стеклянные полотна. Всего витражей в соборе было пять, два имели невероятные размеры — площадью по 52 квадратных метра каждое, и были сомасштабны всему грандиозному интерьеру. Эти круглые окна на момент их установки в 1913 году были, несомненно, самыми большими витражами в дореволюционной России.

Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала ХХ века.

Воссозданием этих огромных стеклянных полотен в 2011—2012 годах занималась петербургская мастерская Алексея Яковлева.

Морской собор является памятником всем чинам Российского флота, база которого в Кронштадте создана Петром I.

История

Возведение собора было посвящено 200-летнему юбилею Российского флота. Постройка осуществлялась на пожертвования. Проект был разработан с таким условием, чтобы высота собора была достаточной для того, чтобы купол был ориентиром для моряков.

На церемонии освящения собора, состоявшейся в 1913 году, побывала императорская семья. Службы проводились в соборе до 1927 года, а в 1929 он был закрыт и началось его разорение. Позолоту с куполов смыли, мозаичные иконы были замазаны, мраморный иконостас разобрали. В советское время здание использовали как кинотеатр, концертный зал со сценой на месте иконостаса.

В годы Великой Отечественной войны собор пострадал от артобстрелов. Здесь установлена памятная плита на месте неразорвавшегося вражеского снаряда. Состояние здания сильно ухудшилось, пока оно не использовалось для церковных целей.

В 2002 году началось возрождение собора. Первая Божественная литургия состоялась в 2005 году. Восстановительные работы велись до 2013 года, но регулярные богослужения начались уже в 2012 году.

строительство

Оригинальные интерьеры 1914 года. Алтарь возвышается на платформе высотой 4 м (13 футов). Основание главного купола установлено на высоте 52 м (171 фут).

Мраморный экран с иконками

27 октября 1901 года 14-тысячный гарнизон Кронштадта был вызван для закладки фундамента на Якорной площади. Земляные работы и работы на бетонном и гранитном фундаменте продолжались до 1902 года; стены были заложены в массовом порядке 8 мая 1903 г. с участием императора.

Несмотря на общественные беспорядки, кульминацией которых стала революция 1905 года в России, в 1907 году собор был полностью завершен. отопление и вентиляция работали в 1908 году, что позволило круглогодично работать над отделкой. В 1907 году братья Косяковы перешли на изготовление подробных чертежей и инструкций для мастеров и поставщиков внутренней отделки. 19 августа 1908 года они подарили Романовым переработанный альбом этих рисунков. Николай и Александра ответили многочисленными поправками и изменениями, которые были внесены к весне 1909 года.

Летом 1909 г. была завершена внешняя отделка и сняты леса. Здание было облицовано черным гранитом (основание и колонны) и желтым кирпичом (стены) с терракотовыми вставками. Внутри иконостас выполнен из уральского мрамора . Четыре портала были украшены мозаичными изображениями Богородицы , Святителя Николая, Петра, Павла, Иоанна Рильского и Митрофана Воронежского работы Фомы Райляна . Большинство интерьерных картин выполнено школой Михаила Васильева; иконы написал Апполон Троицкий. Прилегающий парк спроектировал Е.Г. Гильбих.

Собор был оборудован автономным центральным отоплением и центральной системой вакуумной очистки , в которой использовалась сложная сеть коллекторов и клапанов под давлением . В электрическом освещении задействовано 5 тысяч лампочек.

Освящение собора состоялось 10 июня 1913 года в ходе публичной церемонии, на которой присутствовали Николай II и его семья. Общая стоимость достигла беспрецедентной суммы в 1 955 000 рублей, не считая натуральных пожертвований и неоплачиваемого труда моряков и мирных жителей.

Внешний облик и внутреннее убранство Кронштадтского Морского собора

Морской Никольский собор — реплика константинопольского храма Святой Софии, но с несколько уменьшенными и измененными пропорциями. Для обмеров Святой Софии архитектор Косяков специально ездил в Константинополь. Длина Никольского Морского собора составляет 83,2 м, ширина — 64 м, диаметр купола — 26,7 м, высота до основания главного купола — 52 м, высота от земли до высшей точки креста — 75 м. Центральная часть под куполом могла вместить 3000 молящихся.

Морской Никольский собор

Огромный, сверкающий на солнце купол и крест над ним видны издалека, служа ориентиром морякам. В этом чувствуется своеобразная перекличка с так и неосуществленным проектом Петра I построить в центре Кронштадта 213-метровую башню-маяк.

Купол Морского Никольского собора

Цоколь Морского собора облицован светлым гранитом, стены — серо-желтым кирпичом и терракотой. Над входами сделаны мозаичные вставки, созданные в мастерской В.А.Фролова: образ Божией Матери над северными вратами, святителя Митрофания — над южными. Западный фасад украшают мозаичные панно с изображениями святых Апостолов Петра и Павла (слева), святителя Николая Чудотворца и святого Иоанна Рыльского (справа). В нише главного входа со стороны Якорной площади находится часовня Спаса Нерукотворного.

Западный фасад Морского Никольского собора

Внутреннее убранство Морского собора поражает своей роскошью. Здесь использована мозаика с преобладанием золотого, синего и светло-серого цветов и фрески. Благодаря переходу от темного гранита в оформлении нижнего яруса к золотым и небесно-синим мозаикам под куполом, достигается эффект устремленности собора ввысь, к небесам. В ясный солнечный день внутри собора создается особенно сильное ощущение сияния.

Алтарь приподнят на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н.А.Попова по проекту В.А. и Г.А.Косяковых изготовлен из натурального белого и цветного уральского мрамора. Его украшают мозаичные вставки и бронзовые детали. Двухъярусные галереи поддерживаются колоннами искусственного мрамора. Алтарь, паруса и своды северных и южных хор украшены росписями художника М.М.Васильева, выполненными под мозаику и фрески.

Главный престол Морского собора освящен во имя святителя Николая Чудотворца, правый — во имя Святых Апостолов Петра и Павла, левый — во имя святого Иоанна Рыльского и в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Внутреннее убранство Морского Никольского собораВнутреннее убранство Морского Никольского собораБоковые галереиВнутреннее убранство Морского Никольского собораГалерея второго ярусаВнутреннее убранство Морского Никольского собора, западное окно-витраж с изображением «Деисуса»Иконостас Морского Никольского собораКупола Морского Никольского собора

Необычайно красив гранитный мозаичный пол в тонкой медной оправе, с изображениями различных животных, птиц и морских чудовищ.

Мозаичный пол

Морской собор не только храм, но и музей. В нем хранятся судовые иконы, знамёна, макеты кораблей, погибших в морских боях и другие экспонаты, посвященные славной истории русского флота.

Модель Морского Никольского собораМодель эскадренного броненосца «Бородино», отличившегося в Цусимском сражении. Погиб 14 (27) мая 1905 года, затонув почти со всем экипажем (865 человек). Спасся только один человек

А вот, пожалуй, то главное, ради чего нужно, в первую очередь, идти в Морской Никольский собор: памятные доски из черного мрамора, где золотыми буквами высечены имена погибших моряков. На досках из белого мрамора высечены имена погибших священнослужителей. Здесь перед глазами проходит вся история русского флота.

Всего досок — 130, часть из них — пустая. Сюда будут вписаны имена будущих героев. Сейчас здесь высечено около 1000 имен моряков, погибших в период с 1695 по 1910 годы, которые поминаются во время службы.

Памятные доски, посвященные Обороне Севастополя 1854-1855 годовНадпись, посвященная адмиралу Нахимову

Есть здесь и надписи, посвященные кампаниям за рубежом, например, подавление Боксерского восстания в Китае (1898-1901).

Потери русских моряков во время Боксерского восстания в Китае

Морской Никольский собор в советские годы и в наши дни

Трудно себе представить, какая трагическая судьба ждала Морской Никольский собор в советские годы. 1 июня 1929 года в Морском соборе состоялась последняя служба, после чего храм закрыли и разграбили. Был уничтожен прекрасный иконостас. На куполе вместо креста предлагали установить звезду или статую Ленина. Так, газета «Красный балтийский флот» писала:

В 1932 году часть помещений собора занял клуб «Максим Горький», который в народе называли «Максимка», а другая была отдана под склады. В годы Великой Отечественной войны под куполом разместился наблюдательный и корректировочный пост корабельной и береговой артиллерии Кронштадта. В северной части собора на полу сохранился след от неразорвавшейся немецкой бомбы, пробившей купол в 1943 году.

В 1950-е годы был сооружен навесной потолок, который отделил зрительный зал от подкупольной части. 22 февраля 1955 года в бывшем Морском соборе открылся клуб Кронштадтской крепости.

Клуб в бывшем Морском соборе Кронштадта

В 1976 году здание бывшего собора было взято на охрану как памятник архитектуры. В 1978 году здесь открылся «Матросский клуб», который просуществовал до 1989 года. Также с 1980-х годах здесь функционировал музей «Кронштадтская крепость».

К началу 2000-х годов бывший Морской Никольский собор являл собой печальное зрелище. Хотя его владелец — Морская инженерная служба, старалась поддерживать сохранность здания, денег на содержание, особенно после кризиса 1990-х годов, катастрофически не хватало. Нередки были потопы на первом этаже, вызванные разрывом старых, дореволюционных труб.

Неоднократно поднимался вопрос о передаче храма Русской Православной Церкви, но с сохранением собора в качестве флотского. Однако у Церкви денег на содержание и реставрацию этого уникального храма в то время не нашлось.

Тем не менее, 2 ноября 2005 года в Морском Никольском соборе отслужили первую Литургию. В 2007 году он был передан на баланс Центрального военно-морского музея. Однако проведенные в то время ремонтные работы были фрагментарными, разрушение продолжалось. В 2009 году, после того, как значительно увеличились трещины в стенах и куполе, здание собора было признано аварийным и требующим срочной реставрации.

Как и сто лет назад, на восстановление Морского собора собирали средства всем миром. И снова наибольший финансовый вклад внесли моряки, однако пожертвования шли также и от простых граждан, и от крупных корпораций. Деньги аккумулировал международный благотворительный фонд «Кронштадтский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Был создан Общественно-попечительский совет.

Чтобы сохранить здание, в 2009 году его одели в специальный защитный саркофаг из армированной пленки. Реставрационные работы шли быстрыми темпами. Утраченные детали внутреннего убранства, мозаики, витражи восстанавливали по старинным фотографиям и чертежам. Особо стоит отметить многолетний труд Елены Исаковой, которая кропотливо восстанавливала памятные доски с именами погибших моряков.

Защитный саркофаг Морского собора в Кронштадте (фото из интернета)

24 апреля 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в присутствии Президента России Д.А.Медведева совершил чин Малого освящения собора. 28 мая 2013 года, в столетие освящения Морского Никольского собора, Патриарх Иерусалимский Феофил и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили чин Великого освящения и Божественную Литургию.

Морской собор, южный фасад

В наши дни Морской собор в Кронштадте выполняет двойную функцию. Он — главный храм Военно-морского флота России. Также он является ставропигиальным, то есть напрямую подчинен Патриарху. Одновременно это филиал Центрального военно-исторического музея. Но, прежде всего Морской Никольский собор — памятник всем морякам, которые погибли, защищая свое отечество — Россию.

Мозаичное панно «Триумф Российского флота» около Морского Никольского собора

Как и прежде, на Якорной площади высится величественный памятник адмиралу Макарову. Неподалеку от него — памятник борцам за советскую власть, в виде пирамиды, в центре которой горит вечный огонь. Якорную площадь украшает огромный якорь с вписанным в него крестом и силуэтом храма вокруг, который напоминает древнерусский боевой шлем.

Морской собор в Кронштадте, фото Николая Иванова, Санкт-Петербург

Достопримечательности рядом

Каждый приезжающий сюда первым делом оказывается на Якорной площади. Это огромное пространство перед храмом. Мы были в Кронштадте после Нового года, поэтому главным объектом на площади была новогодняя елка.

Рядом находится мемориал «Вечный огонь».

А чуть далее расположены старинные кирпичные корпуса. Рядом с ними лежат якоря с линкора Гангута и установлено орудие Ивана Тамбасова.

Около Никольского храма разбиты два уютных скверика: Овражий парк (справа) и Сад Морского собора. Через Овражий парк перекинут очень красивый подвесной мост.

Он называется Макаровский мост. Происхождение названия очевидно: рядом с ним на Якорной площади установлен памятник адмиралу С.О. Макарову.

Под снегом трудно разглядеть все его детали. Да и подойти поближе по сугробам непросто. Но некоторые элементы монумента удалось «откопать».

А слева от храма, в саду Морского собора установлен памятник адмиралу Ушакову.

Оба этих великих флотоводца какое-то время проживали в Кронштадте.

Рядом есть множество других достопримечательностей. Они указаны на подробной карте Кронштадта, а также есть ниже в статье на Яндекс.Картах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector