Собор рождества пресвятой богородицы, ростов-на-дону: описание, история

Архитектура

Аристотель Фиораванти довольно точно повторил образец — Успенский собор во Владимире, — древний крестово-купольный храм, но создал принципиально новое по своей архитектуре сооружение. Трехнефный пятиглавый собор выложен из небольших блоков белого камня. Он отличается особой монолитностью: все членения равны по размерам, алтарные апсиды уплощены и скрыты массивными лопатками, крупные главы сближены. Гладь стен лишь подчеркивают узкие щелевидные окна и небольшой аркатурный фриз. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень».

С несколько суровым обликом фасадов контрастирует просторный интерьер. Там сильнее ощущается своеобразие его архитектуры: применение новых технических средств позволило увеличить все членения храма, тонкие круглые столпы не затесняют пространство, создавая впечатление огромного дворцового зала. Собор поразил современников «величеством и высотою, и светлостью и пространством». Успенский собор до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси.

Колокольня собора

В 1875 году на западе от храма было начато строительство еще одной достопримечательности города. По проекту войскового архитектор-инженера А. А. Кампиони и на средства меценатов С. Н. Кошкина, П. Р. Максимова, В. И. Асмолова и И. С. Панченко в 1887 году была возведена колокольня.

Она имела высоту 75 м, и в ее архитектуре сочетались элементы русского ренессанса и классицизма. Главка купола колокольни была выполнена в синем цвете и украшена золочеными звездочками. На ее верхнем ярусе находились часы с четвертным боем и четырьмя циферблатами. Они были видны из большей части города и многие ростовчане долгое время сверяли часы именно по ним.

В средних ярусах размещались колокола. Главный из них отлили в Москве на средства И. Панченко. Он весил 1 032 пуда. Колокол украшали изображения святых, Богоматери и Иоанна Богослова. Сохранились свидетельства, что его переливистый звон был слышен за 4 десятка верст.

В 1882 году на первом ярусе колокольни устроили малый храм-крестильню во имя Святителя Николая.

Как уже было сказано, в начале войны уничтожили два верхних яруса сооружения, а спустя 7 лет оно практически перестало существовать, так как была разобрана его нижняя часть.

Колокольню восстановили в 1999 году, и сегодня многие обзорные экскурсии по Ростову-на-Дону начинаются у ее подножия.

История

Рождественский собор и центральный рынок. 1906 год В связи с быстрым ростом населения города в 1854 году был высочайше утверждён проект новой каменной церкви вместо пришедшей в ветхость каменной с деревянными куполами соборной церкви.

Собор был построен в 1854—1860 годах по типовому проекту архитектора Константина Тона и внешне схож с другими храмами, построенным по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве, несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Непосредственную «посадку» храма на местности выполнил архитектор А. С. Кутепов.

Главным попечителем строительства являлся церковный староста Константин Михайлов-Нефёдов. На средства потомственного почётного гражданина Ростова И. С. Панченко были расписаны стены собора, приобретены иконы, изготовлена дорогая церковная ограда и установлены ценные кресты на купола.

В 1887 году построена четырёхъярусная колокольня.

После захвата Дона большевиками в начале 1920 года начались гонения на православную церковь. Вскоре здания собора и колокольни обнесли кирпичной стеной, южную паперть, выходившую на торговые ряды, разобрали. В 1929 году с куполов были сбиты кресты. В 1937 году собор был закрыт и на его территории разместился зоопарк. Затем здание храма использовалось под склады и зернохранилища. Во время войны в 1942 году, при наступлении немецких войск, было принято решение о взрыве колокольни. Но успели взорвать только два верхних яруса.

Собор в период немецкой оккупации. 1942 год

Снова собор открыт в 1942 году, в условиях немецкой оккупации; прихожане сами принесли всё необходимое для богослужения: церковную утварь, иконы.

В 1947—1949 годах в соборе служил игумен Пимен (Извеков), будущий патриарх Московский и всея Руси.

В конце 1940-х годов шли восстановительные работы, к которым был привлечён ростовский архитектор Л. Ф. Эберг. В 1948 году он разработал по заказу епархии проект восстановления колокольни «в объеме сохранившейся части». Однако проект был отвергнут городскими властями, и в 1949 году уцелевший ярус колокольни разобрали. В 1950-х годах на основании разрушенной западной паперти возвели притвор, увенчанный главкой. В 1950 году в соборе был произведён ремонт и восстановлены росписи, в 1988 году проведена реконструкция внутреннего убранства храма.

В 1999 году, к 250-летию города Ростова, восстановлена колокольня в её первоначальном виде.

Самая грандиозная реставрация собора была начата в 2011 году. В результате масштабных работ, продолжавшихся семь лет, на основе архивных материалов воссозданы в мельчайших деталях соборные росписи, кресты, 15 колоколов. В собор вернулись его основные святыни: икона Божьей Матери Донская, часть пояса Пресвятой Богородицы и ковчег со святыми мощами. Новая реликвия собора — таганрогский мощевик.

27 октября 2020 года, в день памяти святых отцов VII Вселенского собора, патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения собора и возглавил служение Божественной литургии в обновлённом храме.

Судьба Ростовского собора

Судьба Ростовского собора

   Ростовский кафедральный собор является не только достопримечательностью Ленинского района, в котором он расположен, но и символом нашего города. Не буду говорить о том, как важен этот храм для каждого верующего человека, скажу лишь, что, помимо огромной духовной ценности, это один из главных исторических и архитектурных памятников Ростова.

     В следующем году Ростовскому кафедральному собору Рождества Пресвятой Богородицы исполнится 145 лет. А в этом году свой 175-летний юбилей отмечает ростовское епархиальное управление. Накануне этих праздников мы решили познакомить читателей с историей строительства главного храма Ростова.

   С началом сооружения  крепости Димитрия Ростовского на территории слободы Полуденка (в районе нынешнего парка Революции) началось строительство часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1766 году ей было присвоено положение церкви, а через 12 лет на месте ветхого здания было отстроено новое.

    Спустя год после этого, в 1779 году, армяне, переселившись из Крыма на донскую землю, заняли слободу Полуденку и учредили на её месте свой город Нахичеван. Большинство жителей Полуденки при этом были переселены во вновь организованную Солдатскую слободу, которая заняла территорию между нынешними Будённовским и Ворошиловским проспектами. Деревянную церковь перенесли на торговую площадь в центре слободы — место нынешнего собора.

    После пожара в 1791 году на месте деревянной церкви за четыре года была построена новая церковь с каменными стенами и деревянным куполом. Лишь в 1822 году указом Святого Синода она получила права «соборной», но официально как собор Рождества Пресвятой Богородицы церковь значится с 20 апреля 1847 года.

       С ростом населения в городе и увеличением числа прихожан вместимость церкви становится недостаточной. Здание нынешнего кафедрального собора было построено в 1860 году (строительство велось 6 лет) на средства двух купцов Семёна Кошкина и Фёдора Михайлова.

      Автором проекта собора был известный в то время академик архитектуры Константин Тон, основатель русско-византийского стиля и автор таких проектов, как Большой Кремлёвский дворец на Красной площади, храм Христа Спасителя в Москве, Оружейная палата в Кремле, набережных и ряда церквей в Санкт-Петербурге, первых вокзалов в Питере и Москве.

    29 июня 1875 года было заложено здание четырёхярусной колокольни по проекту архитектора-художника Дмитрия Васильевича Лебедева. Колокольня строилась на средства купца Петра Максимова. Строительство было закончено через два года. Освящение состоялось 22 октября 1887 года. Тогда же был поднят на колокольню главный колокол весом 17 тонн и заведены четырёхсторонние часы с четвертным боем. Звук этого колокола был слышен в радиусе 30 километров. Колокольня была самым высоким строением в городе (75 м). Во время Великой Отечественной войны демонтировали два её верхних яруса, чтобы высокое строение не служило ориентиром для фашистских лётчиков. Судьба главного колокола не известна, скорее всего, его переплавили на нужды Советской армии.

      Что же касается собора, в 1929 году он был закрыт, кресты с куполов сняты, а здание использовалось под склад зерна. В 1934-1935 гг. на подворье собора разместился городской зверинец.

       В конце 1942 года верующие ростовчане сами открыли собор и стали трудиться над его восстановлением. В конце 80-х началось восстановление колокольни.

       Второй раз кафедральный собор был открыт в 1943 году. В 1951-м была произведена капитальная реставрация собора. А к 1000-летию Крещения Руси, в 1988 году, были позолочены купола Ростовского кафедрального собора, произведена вторая его реставрация.

      В 1989 году подворье собора была расширено, отстроено здание малого храма во имя Иоанна Предтечи, здание воскресной школы, трапезной и административное здание.

   28 марта 1996 года решением мэра г. Ростова-на-Дону создан попечительский совет по восстановлению исторического облика подворья Ростовского кафедрального собора. Управление муниципального строительства города стало генеральным заказчиком строительства колокольни, памятника Святителю Димитрию Ростовскому и Соборной площади. Восстановление колокольни было закончено в 1999 году. В тот год Ростов отмечал свой 250-й день рождения, а епархиальное управление 170-й. На празднование приехал Святейший Патриарх всея Руси Алексий II. Он освятил здание колокольни и установленный на площади перед храмом памятник Святителю Димитрию Ростовскому, покровителю Ростова.

      Как и в 19-м веке, переулок, на котором расположен храм, называется Соборным. А само здание собора взято на учёт как памятник архитектуры 19-го столетия.

28 июля 2004г., РО.

Армянские церкви

В Ростове-на-Дону около 5% населения являются этническими армянами, поэтому в городе существуют несколько армянских церквей, которые обязательно стоит посетить. Среди них выделяются особо три следующих храма:

  1. Святого Карапета — он располагается на территории армянского кладбища, и был освящен в 1881 г. Строение сочетает в себе уникальные черты базиликальной и крестово-купольной традиции. Армянское зодчество тут особенно ярко проявляется в резных каменных элементах и лаконичности внутреннего убранства.
  2. Сурб Арутюн (Святого Воскресения) — это новое строение 2011 г., возведенное на месте разрушенного большевиками старого армянского кафедрального собора. Внутреннее и внешнее убранство соответствует строгим армянским традициям: мраморный резной алтарь, отсутствие фресок, темные тона.
  3. Сурб Хач (Святого Креста) — это уцелевшее здание ранее большого монастыря, который построили переселенцы-армяне, бежавшие с Крыма в 18 веке. Здание построено в классическом стиле, в нем преобладают светлые тона. Главной реликвией считается священный крест-камень, вывезенный древней столицы Армении — города Ани.

Армянские приходы отличаются небольшим количеством прихожан, но их соборы существенно отличаются от традиционных русских, поэтому заслуживают внимания.

Дорогие братья и сестры!

«У тебя есть на сердце построить храм имене Моему;
хорошо, что это на сердце у тебя» (3 Цар.8:18).

Такие слова Господь наш обращает к царю Давиду. Бог приветствует намерение воздвигнуть Ему храм и благословляет каждого, кто в этом участвует, обещая Давиду и сынам его крепкую защиту и благословение: «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки» (3 Цар. 27:4-16). Строительство храма есть жертва Богу и жертвы наши во имя Божие принимает Сам Бог. Строя храм на земле, мы тем самым созидаем себе вечные обители на Небе. Благо тому, кто приготовил для души своей обитель в чертогах небесных, ибо их имена будут записаны на Небесах.

Сегодня, к сожалению, еще не каждый православный человек, в силу разных обстоятельств, нашел свою дорогу к Храму. Порой что-то останавливает, что-то мешает открыть эту дверь. Однако в самые трудные минуты мы все же приходим в Дом Божий, подходим к святым образам, ставим свечи, молимся за ушедших, просим Господа о помощи. Как говорил наш соотечественник св. прав. Иоанн Кронштадский: «Если на Вашу долю выпала честь строить дом Божий, примите это как великий дар Творца, ибо десница Господня касается того, кто строит храмы, и многие грехи простит тому Господь».

Божией милостью на подворье начинается строительство храма Архистратига Михаила. Архитектурно-художественный облик проектируемого Храма обусловлен канонической традицией и решен с помощью стилизации композиционных приемов и декора, характерных для Православного Храмового зодчества Северо-Западной Руси (Псков, Новгород) Х-ХI вв. Декоративное оформление фасада исполнено в так называемом «Кирпичном стиле». Храм типа «корабль», сложной конфигурации, в которой угадывается четырехконечный крест, бесстолпный, центрально-купольный, трехапсидный, однопрестольный, одноглавый, с подвалом, из кирпича красного керамического полнотелого на известково-цементном растворе, с лаконично выразительным кирпичным декором по фасадам, окрашенный фасадными составами.

Что уже сделано для строительства храма:

  • 09.04.2016 г. при содействии комитета охраны окружающей среды Администрации г. Ростова-на-Дону была расчищена территория подворья и высажены молодые саженцы березы, липы, клена, ивы, каштана и сосны.
  • 15.04.2016 г. митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий утвердил и благословил эскизный проект храма Архистратига Михаила.
  • 15.02.2017 г. подписан договор энергоснабжения.
  • 15.08.2017 г. заключен договор о подключении храма Святителя Спиридона и приходской Воскресной школы к газораспределительной сети.
  • 01.10.2018 г. на территории подворья проведены инженерно-геологические работы для разработки рабочего проекта храма Архистратига Михаила.
  • 13.06.2018 г. для строительства храма Архистратига Михаила получен градостроительный план земельного участка. Получены технические условия на подключение к системам водоснабжения, энергоснабжения и газораспределения.
  • В 2019 году в соответствии с эскизным проектом и вышеуказанными документами, разработана проектная документация храмового комплекса Прихода храма Архистратига Михаила.
  • В мае 2019 г. было получено разрешение на строительство храма.
  • В августе 2019 г. заключен договор с кирпичным заводом о приобретении строительного материала.
  • 19 сентября 2019 года на подворье привезена первая партия кирпичей в количестве 5 400 штук (всего необходимо 500 000 штук кирпичей).

Обращаясь ко всем людям доброй воли,
прошу Вас оказать посильную помощь в Богоугодном деле
строительства храма Архистратига Михаила!

Каждый человек, желающий принять участие в строительстве храма Архистратига Михаила, может внести свою лепту в виде покупки в церковной лавке именного кирпичика (500 рублей), именного вклада в строительство храма (3 000, 5 000, 10 000 или 100 000 рублей) или перечислить пожертвование на счет прихода. Любая сумма, строительный материал, трудовая или иная помощь будет бесценным вкладом в это благое дело.

С любовью о Господе, настоятель прихода храма Архистратига Михаила иерей Андрей Горячков

Храм Архангела Михаила

Храм Святителя Спиридона

Просмотры (10796)

История каменного храма

Жители слободы – как и всего Ростова – настаивали на возрождении сгоревшей церкви. Городом в то время управлял представитель купеческого сословия М. Наумов, добившийся от митрополита епархии разрешения на строительство нового храма. В середине 1790-х гг. на месте уничтоженной церквушки появился каменный собор, которому был присвоен купеческий статус. Назван он был – как и деревянная церковь – по имени Пресвятой Богородицы. Рядом с ним возвели небольшой теплый храм во имя Трех святителей.
Через 20 лет имперский Синод присвоил церкви Богородицы новый статус, сделав ее соборной. Данное обстоятельство коренным образом повлияло на увеличение количества прихожан в приходе, в результате чего все желающие перестали помещаться во время богослужений. Как следствие, купцы Ростова – С. Кошкин и Ф. Нефедов – в середине 1850-х гг. добились от архиерея и Синода разрешения перестроить церковь в собор кафедрального значения. Они готовы были покрыть все финансовые траты, связанные со строительством. Вскоре Синод прислал в Ростов проект будущего кафедрального собора, разработанный московским архитектором К. Тоном.Собор строили шесть лет: все основные работы завершились в 1860 г. Возле нового храма также возвели очень высокую (75 метров) колокольню, имевшую четыре яруса. Средства на это здание выделил другой ростовский купец – П. Максимов, а И. Панченко профинансировал все декоративные работы. В частности, были расписаны стены сакрального сооружения, куплены иконы и кресты, которые стоят на куполах. Кроме того, Панченко настоял на том, чтобы вокруг здания появилась кованая ограда.
На площади перед собором в 1890 г. установлен монумент, посвященный императору Александру II, который покровительствовал храму и Ростову. Памятник имел высоту 10 метров, весил 4 тонны и был отлит из бронзы. С наступлением советской власти памятник снесли.
Участь кафедрального собора оказалась не лучшей. Сначала его и прилегающую территорию оградили кирпичным забором и разобрали все паперти из мрамора, оставив только один вход в храм. В течение 1930-х гг. его использовался как зоопарк и как территорию для складов. Во время Второй мировой войны с него сняли все кресты, вывезли утварь, иконостас и иконы

Верхние ярусы колокольни были разрушены, поскольку они могли привлечь внимание немецкой авиации.Но в начале лета 1942 г. прихожане самостоятельно возобновили работу храма

Постепенное восстановление началось только в 1950-х гг. – когда из столицы привезен красивый иконостас, имевший четыре яруса. Он имел форму часовни, на вершине которой возвышался крест. Аналогичные иконостасы появились через несколько лет и в других пределах собора. Тогда же были обновлены росписи и иконы.
Ремонт куполов произошел только через 30 лет – когда по решению митрополита пять куполов храма были заново позолочены. К концу ХХ века завершилось восстановление колокольни, которым руководил архитектор Ю. Солнышкин. Он также следил за установлением новых колоколов, изготовленных в Воронеже и имевших гораздо меньшую форму. Полная реконструкция колокольни закончилась только в 2011 г.

Собор в Старочеркасске

Рекомендовать место

5

Собор в Старочеркасске, расположенный в Ростовской области, является знаменитой городской достопримечательностью. Первоначально он был построен в 1650 году из дерева, однако из-за частых пожаров дважды перестраивался. В связи с этим было принято решение о строительстве каменного собора. Его возведение проходило с 1706 по 1719 годы.

В те времена царь разрешал строительство каменных зданий только в Петербурге. Однако, возникла политическая необходимость и Пётр I помогал строительству материально. Также есть подтвержденная информация о том, что для строительства выбрали место, где располагалось болото.

Высота девятиглавого собора — 49 метров, его архитектор до сих пор неизвестен. Оформлен храм в стиле барокко. Рядом с ним была построена колокольня, высота которой достигает 45,8 метров. С трех сторон собора была пристроена двухъярусная галерея. Несмотря на скромное оформление храма снаружи, внутри он поражает своим убранством. В соборе есть библиотека, в которой хранятся библейские и старинные светские книги.

Народные традиции праздника Собор Пресвятой Богородицы

В народе праздник Собора Пресвятой Богородицы называли «Бабьи каши». В этот день было принято почитать рожениц и повивальных баб. В деревнях 8 января пекли пироги и угощали ими рожениц. В крестьянских семьях с детьми в этот день родители готовили яства и отправлялись с поклоном в гости к повитухе, которая принимала роды. По древнерусским традициям в день Собора Пресвятой Богородицы женщины ощущали свое особенное единство с Богородицей, вот почему они оставляли Ей в дар хлеб. Женщины пекли хлеб и приносили его в церковь: часть угощений они оставляли у алтаря, а часть после освящения несли домой. Также в этот день полагалось варить кашу. Считается, что эти традиции имею языческое происхождение, поскольку языческие верования долгое время бытовали после Крещения Руси. Известно, что до Крещения на Руси было многобожие. Среди богов почитали покровительницу всех женщин — Макошь, культ которой после Крещения Руси изменился и смешался с христианским праздником Собора Богородицы.

Соборная площадь

Статуя святителя Димитрия на Соборной площади Основная статья: Соборная площадь (Ростов-на-Дону)

Перед собором, между улицам им. Станиславского и Московской, расположена Соборная площадь, история которой неразрывно связана с историей храма.

17 апреля 1890 года там был установлен памятник Александру II с написью на пьедестале: «Император Александр II. Благодарные граждане Ростова-на-Дону». Памятник был возведён по проекту М. О. Микешина. Высота памятника составляла 10 м, а вес бронзовой скульптуры — 250 пудов (4 тонны). В 1920 году памятник закрыли фанерным ящиком с красной звездой, а в 1924 снесли.

В 1999 году, примерно на месте снесённого памятника императору, был возведён памятник Святителю Димитрию Ростовскому. Авторы: скульптор В. Г. Беляков и архитектор Н. Ф. Гмыря. Памятник, по настоянию администрации Ростова-на-Дону, был поспешно установлен в дни празднования 250-летия города. Эта акция вызвала неоднозначную оценку. Памятник критиковали за низкий художественный уровень, неудачное расположение, надписи на нём, облачение Святителя. Многие ростовчане — историки, искусствоведы, архитекторы, художники, журналисты, краеведы, писатели и часть прихожан — считают, что памятник Святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому нужно было установить на территории бывшей крепости, к примеру, в Первомайском парке, либо в районе улицы имени С. Шаумяна, ранее носившей название Димитриевской, по имени святителя.

Церковь Иакова Ростовского

В 1725 году к Троицкому собору Зачатьевского монастыря был пристроен придел, который спустя сто лет разобрали и на его месте возвели самостоятельный храм, который получил название Церковь Иакова Ростовского. Церковь строилась с благословения и под чутким руководством архимандрита Иннокентия и была завершена в 1836 году. Деньги на строительство храма пожертвовала графиня Орлова, близкая знакомая императрицы Екатерины II. Анна Алексеевна Орлова-Чесменская после смерти отца стала обладательницей многомиллионного состояния и как-то так получилось, что одновременно с этим почувствовала тягу к духовной жизни, много общалась со своим духовным отцом архимандритом Фотием и жертвовала немалые деньги монастырям. Спасо-Яковлевский монастырь стал первой обителью, куда богатая графиня направила свои средства, а позднее очень много денег было направлено в Юрьев монастырь Новгородской области.

Церковь Иакова Ростовского

Церковь Иакова Ростовского вплотную пристроена к Зачатьевскому собору и многим даже кажется, что это один храм, но это не так. Яковлевская церковь считалась теплой и, в отличие от других монастырских храмов, отапливалась круглый год.

Яковлевская церковь

Слева церковь Святого Иакова, справа храм Зачатия святой Анны

Мы немного забежали вперед и из 1725 года сразу оказались в середине XIX века, когда закончилось строительство Яковлевского храма, что было довольно легкомысленно, потому что за эти сто лет произошло много знаменательного в жизни монастыря. В 1752 году во время ремонта пола в Троицком соборе были обретены мощи Дмитрия Ростовского, а в 1757 году он был канонизирован.

Практически сразу же число паломников в монастырь увеличилось, была заведена книга, в которую люди записывали исцеления, происходившие с ними после поклонов мощам святого. За 11 лет (1753-1764 года) в ней появилось 288 записей, и эту книгу можно увидеть и сейчас, если отправиться в архив Ростовского музея. В 1764 году приказом Екатерины Второй Спасо-Яковлевский монастырь получил высшее звание ставропигиального и стал подчиняться непосредственно Святейшему Синоду.

Вид на церкви Яковлевской обители с монастырской стены

Тогда же к монастырю были приписаны здания, относящиеся к Спасо-Песоцкому монастырю, в том числе и сохранившийся до наших дней Спасо-Преображенский собор, а сам монастырь Спаса-на-Песках упразднен. Предположительно каменный храм Спаса Преображения был построен в 1600 году, а сам монастырь начал свою историю еще в XIII веке.

Стена Яковлевского монастыря и церковь Спаса Преображения

Спасо-Преображенский собор

В XVIII веке монастырь продолжал строится и развиваться: деревянные стены были заменены каменными, над восточными воротами появилась колокольня, а образ крепости дополнили башни, которые были размещены в углах.

Каменная ограда Спасо-Яковлевского монастыря

Ажурные башни ограды

Башня на стене Яковлевского монастыря

Колокольня над восточным входом

Колокольня монастыря

Башни монастыря

История

Памятная доска на месте второго храма

В 1762—1763 годах для 1-го батальона военного гарнизона крепости Святого Димитрия Ростовского был возведён деревянный храм, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери.

В 1805 году на пересечении Казанской улицы и Казанского переулка построена новая каменная церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери, с приделами во имя святого пророка Илии и во имя святителя Митрофана Воронежского. В 1860—1861 годах при старосте Романе Андреевиче Максимове храм был расширен в западную сторону по проекту архитектора Седова. Таким образом, крестово-купольная церковь в стиле классицизма была дополнена трапезной и притвором с надстроенной звонницей в лаконичных классических формах.

На средства прихожан в 1872 году рядом с храмом была построена школа.

В 1908 году прихожанами храма были 1335 человек различных сословий — военные, статские, купцы, мещане, иногородние. В 1916 году — 1152 человека.

В 1931 году храм был разрушен советскими властями.

В 1996 году началось возрождение Казанского храма на новом месте — в Северном жилом массиве города, на пустыре бульвара Комарова. Средства на строительство церкви по традиции собирали всем миром. В акции «Вложи свой кирпич в будущий храм» приняли участие более 15 тысяч жителей Дона.

Первоначально на месте строительства был построен молитвенный дом, а в 2004 году началось сооружение каменного храма. Свято-Казанский храм был построен за 3,5 года и расписан изнутри. 9 ноября 2008 года состоялся чин освящения храма, который провёл архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеимон (Долганов).

«Ростовский кафедральный собор» в публикациях DK.RU

ЦБ повысил ключевую ставку до 7,5% годовых. Инфляция продолжает разгоняться
«Займемся этим». Путин высказался в поддержку пересмотра закона об «иноагентах»
Владимир Путин считает, что капитализм себя исчерпал
Власти Москвы и Подмосковья ввели «нерабочие дни» с 28 октября. По сути это локдаун
Профессор РГГУ «подарил» квартиру и дачу телефонным мошенникам. Как работает эта схема
Путин объявил введение «нерабочих дней» в России
Частный капитал готов зайти в проекты студенческих кампусов в России только в формате ГЧП
Бизнес без признаков дробления. Как отделаться от «номиналов» за десять шагов
Бизнес без признаков дробления. Как отыскать «деловую цель»
Как найти ассистента руководителя и чем он отличается от личного помощника
Как избежать обвинений в дроблении. Пошаговая инструкция от Ярослава Савина
Спецпроект. Как построить бизнес без признаков дробления
Быть в моменте: как IT-решения помогают бизнесу здесь и сейчас
«Сдавая квартиру, собственники не зарабатывают, а лишь делают вид, что зарабатывают»
Как собрать сильную команду на старте бизнеса. Понятная инструкция из трех пунктов
«Если вы совмещаете работу с собственным делом и скрываете его, будет огромный скандал»
«Проблем хватает, но оптимизм с нами». Как устроено уникальное производство манипуляторов
«Нужен не инвестор, а репутация». Как небольшому предприятию стать поставщиком «Газпрома»
«Когда франчайзи-партнер повзрослеет и захочет свой бизнес, надо постараться его удержать»
«Ценники уже никогда не будут прежними. В следующем году стройка станет еще дороже»
«Нельзя было встать в красивую позу и заявить: «Да, я все это предсказала» — Яна Вагнер
«Можно и в диснеевском мультфильме усмотреть крамолу» — писатель Дмитрий Захаров
Молодежь так и будет стремиться в Москву, а региональные центры зачахнут. Кроме некоторых
Анна Гороховская — о цене дизайнерского интерьера и заблуждениях заказчиков
Алкоголь на рабочем месте: простить или уволить? Как российский бизнес борется с пьянством
«Делай то, что хочешь. Играй по-своему». 10 правил жизни Жан-Поля Бельмондо
Почему мы страдаем от бессонницы, видим эротические и вещие сны — Михаил Полуэктов
«Сейчас лучший бизнес в России — сдать свое помещение в аренду федералам»
«Можно иметь красивые набережные, но если в городе плохие улицы, вы не придете к успеху»
Как «Игра в кальмара» влияет на бизнесменов: «Задумался и отложил заявление в полицию»
«Нельзя политикам заниматься энергетикой» — Сергей Пикин, Фонд энергетического развития
«Если бы у вас был миллион долларов». Ильдар Хусаинов против роскоши
«Мы входим в эпоху налогов на накопленное богатство. Консенсус смещается в эту сторону»
Преемник по плану: как передать состояние без судебных споров и сохранить дело жизни

Лайфхаки

Ненавистники в сети, на работе и улицах. Они будут всегда, но и они могут быть выгодны
Активный цифровой след в интернете губит карьеры топ-менеджеров. Как поправить репутацию?
Счастье в балансе, но как его достичь? Лабковский — про любовь к себе и принятие всего
Ученые научились создавать целые биосистемы. Чего ждать от синтетической биологии
«Правило №1: все успеть нельзя». Почему справляться с делами не помогает ничего
Сет Годин: «Единственная проблема удаленки — цифровые взаимодействия»
Избегайте сложных и ответственных шагов. Что не так с решением поменять работу и переехать

Внутреннее убранство

После строительства в 1860 году нового каменного храма ростовчанин И. Панченко, носивший потомственное звание почетного гражданина города, выделил немалую сумму на роспись стен, приобретение икон и купольных крестов, а также на установку дорогостоящей церковной ограды.

В процессе ремонта храма в середине прошлого века были восстановлены настенные росписи и внутреннее убранство. В 1951 году из Москвы прибыл четырехъярусный иконостас необычной формы. Он выполнен в виде часовни, накрытой шатром, увенчанным миниатюрной главкой с крестом. Через четыре года убранство собора пополнилось еще двумя подобными иконостасами. Один из них находится в Преображенском (левом) приделе, второй — украшает Петро-Павловский (правый) придел.

Четырехъярусный иконостас, StachBpl

Живописные росписи на стенах и сводах выполнены по библейским сюжетам. Они расположены в обрамлении ниш и орнаментальных рисунков. Окраска пилонов и пилястр имитирует срез мрамора, а свободные поверхности украшены фризами с растительным орнаментом.

Сегодня масляная роспись стен требует реставрации. На темнеющей от времени и загрязнений поверхности видны трещины, шелушения и отслоения.

Кресты для куполов, АЛЕКСАНДР

Святыни

В Кафедральном соборе Ростова-на Дону хранится точный список с чудотворной Донской иконы Божией Матери. Оригинал, датируемый концом XIV века, находится в Третьяковской галерее. В соборе имеются и другие списки — с почитаемых икон Казанской и Владимирской Божией Матери, а также Пресвятой Троицы с частицей Мамврийского дуба. Кроме того, здесь имеется несколько икон с частицами мощей великомучеников, святителей и преподобных, в том числе:

  • Сергия Радонежского;
  • Серафима Саровского;
  • Георгия Победоносца;
  • Николая Чудотворца.

Соборный ковчег хранит частицы мощей святых пророков и князей, апостолов, великомучеников, преподобных и святителей.

Колокольня

В 1875 году заложена западная сторона колокольни собора. Он построен по проекту архитектора-инженера Антона Кампиони и художника-архитектора Дмитрия Лебедева. Строительство велось на средства купцов П. Максимова и С. Кошкина, табачника и мецената В. Асмолова, а также И. Панченко, уже тогда ставшего церковным старостой. Колокольня была построена в 1887 году.

Колокольня имеет высоту 75 метров. В нем также есть черты классицизма и ренессанса . Верх купола голубой, украшенный золотыми звездами. В верхнем ярусе были установлены часы. В средних ярусах стояли колокола. Считается, что звон колокольни был слышен на расстоянии более 40 километров.

Во время Второй мировой войны были опасения, что колокольня может быть использована немцами как ориентир для артиллерии и бомбардировщиков. В июле 1942 года были взорваны два верхних яруса. В 1949 году был снесен и второй ярус.

Колокольня была отреставрирована в 1999 году. Автор проекта реставрации — архитектор Н. Солнышкин. Новые колокола отличаются от своих предшественников названиями и меньшими размерами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector