Собор рождества иоанна предтечи,подворье иоанно-богословского крыпецкого монастыря подворье епархиального женского монастыря

История монастыря

В запустевших и заброшенных великокняжеских усадьбах обосновался в конце XV века женский монастырь. Возникновение его в основном связывают с появлением на свет царского первенца и наследника престола, когда Великая княгиня Елена Глинская родила 25 августа будущего царя Иоанна Грозного, нареченного в честь святого Предтечи Крестителя Господня.

Монастырь Иоанна Предтечи был возведен в честь рождения Ивана Грозного

Близость к царскому дому наложила определенный отпечаток на всю историю обители. Праздничные службы и торжественные крестные ходы с представителями правящей династии привлекали щедрые милостыни из государственной казны и от знаменитых боярских родов, что позволяло строить новые и богатые церкви.

Монастырь Иоанна Предтечи в Москве несколько раз был на грани полного исчезновения:

  • В начале XVII века пережил разграбление польскими интервентами.
  • Во второй половине XVIII случились пережить два опустошительных пожарища.

Но каждый раз усердием и щедротами благочестивых прихожан и боголюбивых особ царского рода обитель восстанавливалась. Особенной близостью и щедрыми дарами прославилась многочадная супруга родоначальника династии Романовых Царица Евдокия, которая с большим почитанием относилась к блаженной схимонахине Марфе, часто наведываясь и прося ее святых молитв.

Нередко ее использовали как тюрьму для содержания государственных преступников и заточения царских особ.

Фото и описание

Иоанновский храм был построен в 1778 году в Петербурге при Каменноостровском дворце архитектором Ю.М. Фельтеном в необычном для православного храма архитектурном стиле псевдоготики. Трудясь над созданием архитектурного стиля храма, Ю.М. Фельтен последовал царившей в то время модной тенденции на английские пейзажные парки и неоготику. Когда Павел I возглавил Мальтийский Орден, церковь была передана Ордену, в ней кавалеры принимали присягу, их хоронили на кладбище при церкви. После восхождения на престол Александра I кладбище закрыли.

Сохранились исторические свидетельства о том, что в 1834-1836 годах А.С. Пушкин в Иоанновской церкви крестил своих детей — Григория и Наталью. По преданию, поэт посетил именно эту церковь перед роковой дуэлью.

В 1923-1924 годах церковь передали обновленческой церкви, но с 1925 по 1938 год был возвращён Православной общине. Во времена СССР храм закрыли в 1937 году. Вся церковная утварь бесследно пропала. Пока храм не действовал, в нем размещались различные организации (мастерская скульптора, РЖУ, военный санаторий, спортзал). Часть церковного имущества изъяли и передали в Москву в 1917 году, другая часть была расхищена и безвозвратно потеряна. При одном из пожаров были уничтожены настенные фрески.

Иоанновская церковь была возвращена приходу в 1989 г. и тогда же включена в состав Петроградского благочиния. В 1990 году возобновились богослужения. Престольный праздник в храме — 7 июля (Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна). Настоятелем храма является протоиерей Вадим Николаевич Буренин. Не так давно на территории Городского клинического онкодиспансера отрыли молельную комнату. Духовенство церкви Рождества Иоанна Предтечи во главе с о. Вадимом будет окормлять пациентов и сотрудников этого учреждения.

Учитывая необычный архитектурный стиль церкви, издалека ее можно принять за костел – те же типичные для католических храмов уносящиеся вверх остроконечные стены из красного кирпича, стрельчатые серые купола, колокольня со звонницей, колонны и зарешеченные стрельчатые окна. В плане церковь, как и все костелы, крестообразная. Внутри – классические своды готического стиля. Даже деревянный иконостас несколько стилизован под готику.

Неподалеку от храма находится часовня иконы Богоматери «Всецарица», изначально это была вахта Ушаковского моста, перестроенная в псевдоготическом стиле, создающая с церковью единый ансамбль. Часовня представляет собой круглое здание, построенное из красного кирпича на ступенчатом основании, с готическими окнами. Вместо купола у часовни – плоская серая крыша, увенчанная маковкой с крестом.

При храме действует воскресная школа (для детей и взрослых), проводятся катехизаторские курсы, силами прихожан проводятся разнообразные мероприятия просветительского и социального направления. Работает приходская библиотека духовной литературы, составленная из книг, пожертвованных прихожанами и многими дарителями. В библиотеке прихожане могут получить книги и другие носители по основному богословию, катехизису, истории Церкви, аскетике, догматике, агиографии, церковному искусству, педагогике.

Правовое положение

Памятник (расположенный по адресу: г. Псков, ул. Горького, д. 1-а) находится в государственной собственности. Памятник «Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря» передан в пользование приходу храма Рождества Иоанна Предтечи Псковской Епархии Русской православной церкви на основании договора безвозмездного пользования № 11 от 14 февраля 2008 года. Охранное обязательство № 1062 от 25 января 2008 года. Предмет охраны утверждён приказом Министерства культуры России от 20 августа 2012 года № 910.

Решением 43-й сессии комитета всемирного наследия ЮНЕСКО 7 июля 2019 года внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО (в списке храмов псковской архитектурной школы).

Примечания

  1. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 56.
  2.  (недоступная ссылка). // old.kulturnoe-nasledie.ru. Дата обращения: 30 августа 2016.
  3. ↑ . // opskove.ru. Дата обращения: 30 августа 2016.
  4. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 41.
  5. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 43.
  6. Раппопорт, П. А. Русская архитектура X—XIII вв.: каталог памятников. — Л.: Наука, 1982. — С. 80.
  7.  // Мир музея : журнал. — 2005. — № 214. — С. 37.
  8. . // pskov-eparhia.ellink.ru. Дата обращения: 2 сентября 2016.
  9. . // opskove.ru. Дата обращения: 1 сентября 2016.
  10. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 58, 60.
  11. Максимов, П. Н. Творческие методы древнерусских зодчих. — М.: Стройиздат, 1975. — С. 87.
  12. Комеч, А. И. Каменная летопись Пскова XII — начала XVI в.. — М.: Наука, 1993. — С. 64.
  13. См. стр. 14, 16 . // mkrf.ru/ (28 сентября 2015). Дата обращения: 2 сентября 2016.
  14. . ИА Regnum (7 июля 2019). Дата обращения: 7 июля 2019.

Архитектура

Декор собора: аркатурный пояс под главами, двухступенчатые ниши в закомарах западного фасада и раскреповки в закомарных арках

Для очертания плана постройки характерна грубость и нерегулярность. Имеет место кривизна линий и поверхностей. Здание имеет приземистые пропорции. Неодинаковая ширина прясел и закомар делает ритм этих элементов менее строгим. Простота постройки подчёркнута почти полным отсутствием декора фасадов. Культурный слой вокруг здания составляет 1,5 метра (Комеч, 1993). Пол внутри собора находится на отметке ниже современной дневной поверхности на 0,7 м.

Ивановский собор представляет собой шестистолпный трехапсидный храм длиной 19,5 м, шириной 12,8 м. Толщина стен составляет 1,1—1,2 м. Фундаменты храма ленточные, глубиной около 40—50 см. Основание фундаментов опирается на грунт скальной породы. Фундаменты состоят из валунов и битых плинф, залитых раствором с цемянкой. Над фундаментами располагается вымостка, состоящая из плинф на растворе. Прежний пол здания лежит на 95 см ниже уровня земли. Он состоял из раствора с цемянкой и был покрыт известняковыми плитами. Стены храма выстроены из плит серого известняка с прослойками кирпичей, выложенных на растворе с цемянкой. В арках и перемычках окон чередуются камни и кирпичи. Кирпичи имеют размер 4,5—5,5 × 22—25 × 34,5—36 см, в отдельных местах длина кирпичей достигает 39 см. В кладке апсид и малых барабанов размер кирпичей составляет 3,5—5 × 15—17 × 22—23 см.

«Никола» XIV века из собора. Ныне хранится в Третьяковской галерее

В более толстой западной стене расположена лестница, ведущая на хоры. Восточные столбы здания имеют Т-образное сечение, соединяются с междуапсидными стенками. Западные столбы под куполом в нижней части восьмигранные, а в верхней — прямоугольные. Крайние западные столбы ниже хор круглые, а на верху прямоугольные. Хоры, опиравшиеся на деревянные балки, размещались в западном членении здания. Подкупольное пространство имеет размеры 4,2 м вдоль храма и 3,9 м поперёк. Своды цилиндрические. На наружных стенах имеются плоские лопатки. В северном членении западной стены, где расположена лестница, имеется одна лопатка в интерьере. Лестница внутри храма перекрыта уступами плитами. В алтаре имеется горнее место. Найдены следы алтарной преграды (брус тябла). В здании имеются три аркосольные ниши. Храм венчает три главы — одна большая и две малые. Барабан центральной главы имеет восемь окон, барабаны западных глав — по четыре окна. В верхней части барабанов проходит аркатурный пояс. В XVI веке к западной стороне пристроен притвор (по другим данным — в начале XVIII века), сохранившийся до наших дней. Тогда же над карнизом закомары нартекса южного фасада была надстроена двухпролётная звонница.

Собор имеет три портала. Окна устроены в два яруса. На первом ярусе окна фасадов и апсид узкие, имеют полуциркульное завершение. Окна второго яруса на южном и северном фасадах в центральной и крайнем западном членениях тоже узкие с полуциркульным завершением, в двух других членениях и на апсидах расположены окна круглой формы (ныне заложены). На западном фасаде второго яруса боковых членений имеются двухуступчатые ниши. Кроме них и двухуступчатого профиля закомар, фасады здания лишены декоративных элементов. Размещение входа на хоры в толще западной стены — абсолютно новое явление в зодчестве новгородской школы. Круглые окна собора были уникальны для русского зодчества.

В храме сохранились остатки фресок. В одном из окон круглой формы сохранилась древняя оконница. По строительной технике и формам архитектуры, постройка относится к первой половине XII века, скорее всего к 1130—1140-м годам. Здание уцелело во всех основных частях. Более поздние пристройки мало изменили первоначальный облик. Реставрирован в 1949—1950 годах. Исследовался в 1978—1979 годах.

Популярное за 7 дней

Псалом, который нужно читать для принятия верного решения
18.10.21 10:13

Три евангельские заповеди, необходимые для спасения, прп. Амвросия Оптинского
23.10.21 10:54

Григорий Хандзтийский: 3 совета о том, как жить по воле Божьей
19.10.21 12:24

Красота Святогорской Лавры
21.10.21 14:50

Зачем ставить свечи перед иконами?
22.10.21 17:35

Что есть рай Христов и как возлюбить ближнего
18.10.21 17:27

Обязательна ли для православных многодетность?
20.10.21 15:14

Грешно ли тратить на себя деньги, когда в мире столько бедных?
18.10.21 15:14

Какой самый главный вызов для священников сегодня?
19.10.21 21:10

Митрополит Антоний (Паканич) о душе, жизни и смерти: 5 мыслей
20.10.21 19:40

Деятельность прихода

Современная жизнь прихода женского монастыря Иоанна Предтечи очень разнообразна и развивается в следующих направлениях:

  1. В 2008 году открылся монастырский музей с уникальными историческими экспонатами, сбор которых от населения продолжается и сегодня.
  2. С 2012 года начали работу богословские курсы дополнительного образования для сестер в рамках образовательной системы РПЦ.
  3. Для всех желающих проходят еженедельные занятия в воскресной школе, где идет изучение основ Закона Божия.
  4. По воскресеньям после Божественной литургии в домашней обстановке библиотеки проводятся катехизаторские беседы с прихожанами.
  5. Регулярно проводятся конференции, семинары и лекции.
  6. Подмосковное село Остров стало местом создания Богадельни или как ее называют сами сестры «Дома утешения» для престарелых женщин.

XX век (1917-1925 годы)

Революция не пощадила обитель. Новая власть не намерена была мириться с существованием Иоанно-Предтеченского монастыря (в Пскове). Насельницам оставляют всего лишь два маленьких домика. Остальные территории занимают красные войска.

У монахинь забрали все, что могли. Еду, керосин, имущество. Все, заготовленное с большим трудом, теперь потребляли войска. А монастырю не оставили никаких средств к существованию, фактически поставив его на грань голода и смерти. Даже ходатайство Псковской духовной консистории не помогло.

В 1919 году в монастыре разместили детский дом. А спустя три года обитель поставили перед фактом: нужно отдать все драгоценности в пользу голодающих. Ризы с икон, серебряные лампады, кадила, лжицы, блюдца, чаши. В общем, все ценности изъяли.

В 1923 году обитель закрыли. В 1925 — сравняли с землей кладбище. Теперь в бывшем монастыре находился поселок, детская площадка и клуб.

История

По благословению архиепископе Пражского и всея Чехословакии Савватия (Врабец) игумен Боголеп (Церковник), после возвращения из российского плена, основал в 1925 году мужской скит в урочище «Вишний Дубовец» возле села Дубового.

Когда игумен Боголеп вернулся из России после Первой Мировой войны в сане иеромонаха и его было назначено настоятелем в село Бедевля, то крестьяне села Дубового во главе с настоятелем храма иеромонахом Николаем (Мадар) решили построить в своем селе мужской монастырь. Игумен Боголеп поднялся духом этой идеей и в 1925 году получил благословение от архиепископа Савватия на строительство.

Местный житель Феодор Цубера пожертвовал под строительство монастыря свой земельный участок и частный дом, в котором поселился игумен Боголеп с шестью послушниками.

В 1925 году послушниками была построена небольшая церковь в честь святого пророка Иоанна Предтечи, которую освятил на следующий год архиепископ Савватий (Врабец) и постриг в мантию послушников скита.

В 1927 году иноки скита построили общежительный деревянный корпус на 14 келий и подсобное здание для хозяйства.

Скит в Дубовом просуществовал до 1929 года, когда чехословацкое правительство утвердило юрисдикцию Сербской Православной Церкви в Закарпатье, куда прибыл епископ Дамаскин (Грданичка), который своим указом перенес скит в село Бедевля.

Отец Боголеп стал искать в Бедевле место под строительство монастыря и нашел его в двух километрах на северо-западе от села в урочище «Горби». Как в Дубовом, так и в Бедевле нашлись благочестивые люди, которые всячески помогали монастырю. Так, местный житель села Иван Тиводар подарил под строительство церкви участок земли, затем иноки своими силами докупили еще дополнительный участок земли и в 1930 году построили небольшой жилой корпус и домовую церковь, после чего они перешли с Дубового в Бедевлю.

В 1940 году по благословению Преосвященного Владимира (Раича), епископа Мукачевского и Пряшевского,архимандрит Боголеп «(Церковник) вместе с иеромонахом Иннокентием (Чопиком) перевез из села Дубового монастырский храм святого пророка Иоанна Предтечи в Бедевлю. Там же были построены еще один жилой корпус для иноков. На тот час проживало в ските 12 иноков, которые занимались монастырским хозяйством и своим трудом благоустраивали красоту обители.

В советский период монастырь был закрыт. Храм частично был разрушен и разобран на строительные материалы.

В 1992 году обитель стала возрождаться. Ей вернули восемь гектаров исторической земли.

В 1993 году на средства православных прихожан был построен новый храм в честь «Почаевской» иконы Божией Матери, а также началось строительство большого каменного собора во имя святого пророка Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, по проекту архитектора В.А.Цуберы, который был построен в 1999 году. Главным строителем строительства был назначен архидиакон Артемий (Пацкан), который в 1955 году строил храм в Городиловском Свято-Пантелеимоновском мужском монастыре. Также много труда приложили игумен Митрофан (Шимон) и эконом обители Силуан, которые вместе с схимонахом Афанасием построили в 1998 году колокольню. Трехярусный деревянный иконостас сделал житель села Дубового Петр Брай, а иконы написал Михаил Ковач из села Копашнева.

Придел в честь Рождества святого Иоанна Предтечи

Древний придел, разрушенный в советское время, восстановили. В его иконостас собрали только старинные иконы. Это братский придел, где молится братия монастыря и служатся ночные Литургии.

Вступление

Рождество святого Иоанна Предтечи

Наш пятиглавый каменный Владимирский собор был построен в 1679 году на месте деревянной церкви попечением царя Феодора Алексеевича. В 1706 году к нему пристроили южный придел в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

Рождество святого Иоанна Предтечи

Рождество святого Иоанна Предтечи (24 июня / 7 июля) – праздник в честь рождения Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, покровителя монашествующих. Родителями его были уже престарелые праведные Захария и Елисавета. Это один из трех православных праздников, когда вспоминают рождение прославляемого лица, два других – Рождество Христово и Рождество Пресвятой Богородицы. Из этого можно понять, как почитают христиане великого святого Иоанна Предтечу.

Воссоздание придела

В советское время придел был уничтожен. Когда монастырь начал возрождаться, братия обители стали восстанавливать древний Владимирский собор, а в декабре 1996 года начались реставрационные работы по воссозданию придела в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Деревянный резной иконостас придела и утварь для его интерьера были заказаны архитекторам Д.П. Журавлеву, А.Б. Котову, В.М. Чемерису и Л. Керовой.

Тогда в монастыре находилось некоторое количество старинных икон, подаренных Псково-Печерской обителью, сохранились также замечательные царские врата начала XVII века. Так что в иконостас придела собрали только старинные образа. Заново написали лишь сень и столбики царских врат, на которых среди других святителей был написан и священномученик Иларион (Троицкий), тогда еще не прославленный Церковью в лике святых.

Для декоративных элементов иконостаса специально разработали резьбу, которая бы не спорила с древней живописью старинных икон. Также специально для придела была выполнена разная церковная утварь.

Службы в приделе

Первая Литургия в приделе Рождества Иоанна Предтечи состоялась 11 сентября 1997 года. 20 января 1998 года, на праздник Собора Иоанна Предтечи, интерьер придела был полностью завершен.

В первые годы возрожденной монастырской жизни, когда в обитель приезжало еще не так много прихожан, как сейчас, в приделе совершались ранние воскресные службы.

Сейчас это братский придел, где молится братия монастыря и служатся ночные Литургии.

Святой Иоанн Предтеча

Храм Рождества Иоанна Предтечи

Согласно монастырскому преданию Иоанно-Предтеченский княжеский монастырь был основан в первой половине XIII века дочерью полоцкого князя Рогволда Борисовича, теткою князя Довмонта Псковского и супругой псковского князя Ярослава Владимировича Евфросинией Рогволдовной (в иночестве – Евпраксией). В 1243 году Ярослав пригласил ее на свидание в ливонский городок Одемпе (Медвежья Голова), где она была убита своим пасынком, сыном Ярослава от первой жены (8 мая). Тело Евпраксии было привезено во Псков и погребено в основанной ею обители.

В XIII веке Иоанно-Предтеченский монастырь находился под покровительством княжеской семьи Довмонта. Это был монастырь псковских княгинь. Жена Довмонта Марфа приняла монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском монастыре, где и умерла в 1300 году. В 1487 году в монастыре была погребена супруга псковского князя Ярослава, умершая во время моровой язвы.

XIX век

Он явился самым насыщенным на события и последним для Иоанно-Предтеченского монастыря в Пскове.

Все началось с того, что число насельниц в обители стало постепенно увеличиваться. В самом начале века монастырю отдали некоторые вотчины. В частности, это были земли в Ново-Уситовской, Полонской волостях и озера для ловли рыбы. Правда, богатство отобрали спустя 25 лет и за них положили денежные дотации.

В 1845 году на территории обители была построена одноэтажная каменная теплая церковь.

Пожертвование к гробнице первой настоятельницы сделала в 1859 году императрица. Мария Александровна подарила обители ковер.

Хозяйство разрасталось. Все новые и новые постройки включал в себя женский монастырь. Так, в 1864 году были построены баня и прачечная. Чуть позднее — амбар для зерна. В 1865 возвели сарай для дров и ледник.

В XIX веке у обители было достаточно много земельных угодий. Все они записывались в монастырские книги. Также в приходно — расходные талмуды заносили данные о доходах, полученных с этих земель.

Кроме угодий, приносивших копеечку обители, было здесь и кладбище. На нем погребали монахинь, а за отдельную плату в пользу монастыря и обычных людей.

Монашествующих в обители на 1874 год насчитывалось 18 человек.

В 1882 была построена колокольня на щедрое пожертвование благодетелей. Сумма, потраченная на строительство, составляла более 4000 рублей. Кроме денег, на возведение были пожертвованы колокола. А через два года купеческая вдова Екатерина пожертвовала башенные часы. Стоили они 1000 рублей.

Прошло еще 10 лет. При Иоанно-Предтеченском монастыре (Псков) начала действовать больница и богодельня. В ней тогда жило 5 человек.

В 1896 году сделан ремонт в Андреевском теплом храме. Служили в нем только зимой. А в 1897 году провели ремонт Иоанно-Предтеченского.

К 1900 году завершились работы по постройке особого дома. Он предназначался для церковной ризницы, под просфорную и рукодельную комнаты.

Монастырь расцветал. XIX век стал самым ярким в его истории после основания обители.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Иоанно-Предтеченский девичий монастырь был основан в первой половине 13 века
дочерью полоцкого князя и супругой псковского князя Ярослава Ефросиньей
Рогволодовной, которая стала первой игуменьей монастыря. Древнейший памятник
монастыря – собор Иоанна Предтечи был построен еще в 12 веке. На южной стороне
собора находилась двухпролётная звонница. Богослужения в храме совершались в
летнее время. Храм возведен новгородскими мастерами из местной известняковой
плиты и кирпича — плинфы. До наших дней сохранился только собор.

В древности около Иоанно-Предтеченского монастыря располагался Немецкий
гостиный двор. Из-за своего пограничного положения на окраине Пскова обитель
часто подвергалась разорениям. Особенно сильно монастырь был разорен в 1615
году, когда он находился в пределах расположения армии Густава-Адольфа и
использовался под склад. С древним Псковским монастырем связаны различные
исторические события. В 1603 году епископ Геннадий и весь собор встречали
крестный ход с чудотворными иконами из Псково-Печерского монастыря у стен
Иоанно-Предтеченского монастыря. В 1718 году монастырь посещала будущая
государыня Анна Иоановна и епископ Феофан.

После смерти первой настоятельницы монастыря Евпраксии ее тело было
погребено в основанной ей обители, в соборе Иоанна Предтечи. С этого времени
собор стал усыпальницей для псковских княгинь. Здесь покоились жена князя
Довмонта-Тимофея княгиня Мария Дмитриевна  внучка Александра Невского,
невестка Довмонта княгиня Наталья  жена его сына Давыда. В 1487 году здесь
погребены умершие от голода жена и сын князя Ярослава Стриги-Оболенского,
основавшего Псково-Печерский монастырь.

Во второй половине 18 века Иоанно-Предтеченская обитель называлась
«первенствующей, первостатейной, знатнейшей из числа женских монастырей
Псковской земли». В монастыре проживало 50 монахинь. В 1882 году над входными
монастырскими воротами была построена каменная колокольня. В 1910 году здесь
останавливалась Великая княгиня Елизавета Федоровна. Монастырь окружало
небольшое кладбище для погребения монахинь. Кроме них на кладбище хоронили
мирян. В 1957 году были разобраны колокольня и ограда, а площадь у собора
заасфальтировали. В 1925 году храм закрыли. В 1944 году, во время боев за
освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков часть собора была
разрушена снарядами и пожаром.

После войны был восстановлен только Иоанно-Предтеченский собор. В
архитектурном отношении он уникален: это единственный базиликальный,
трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, по мнению многих
специалистов, к древним домонгольским временам. Позакомарное покрытие, три
главы шлемовидной формы, шесть столпов в интерьере указывают на новгородскую
домонгольскую школу. В интерьере – также редкие для псковской традиции  6
столпов и пониженные подпружные арки. В декоре использованы аркатурный пояс на
барабане и загадочные круглые окна в восточной части четверика. При храме
работает иконописная мастерская. Проводятся экскурсии по истории монастыря,
храма и древнерусской живописи.

Во время реставрации храма в 1978 году был найден самый настоящий древний
клад: несколько десятков древних предметов и иконы. В настоящее время собор
бывшего Иоанно-Предтеченского (Ивановского) монастыря является приходской
церковью. В монастыре находилась чудотворная икона Спасителя (Мироточивого).
Она располагалась на северной стене собора Иоанна Предтечи над гробницей
благоверной княгини, монахини Евпраксии. Теперь эта икона перенесена в
псковский Троицкий кафедральный собор.

Адрес: г. Псков, район Завеличье, улица Максима Горького,
5−А

Социальные комментарии Cackle

Фото и описание

Знаменитый собор Иоанна Предтечи выстроен с небольшим отступом от берегов реки Великой. Согласно преданию, собор принадлежал Ивановскому монастырю, который основала примерно в 1240 году местная княгиня Ефросинья, она была дочерью полоцкого князя по имени Рогволд Борисович, а также тетей князя Довмонта. В свое время Ефросинья была отвергнута своим супругом – авантюристом Ярославом Владимировичем. После этого ее жизнь была трагической, по причине чего она приняла решение подстричься в монахини. В Пскове Ефросинья построила Ивановскую обитель, став ее первой настоятельницей.

Спустя время, князь Ярослав позвал Ефросинью на свидание в город Одемпе, в котором она была убита руками своего пасынка. Погребение настоятельницы состоялось в Пскове, а именно в соборе Ивановского монастыря, после чего он стал усыпальницей псковских княгинь. В этом месте были погребены княгиня Наталья, княгиня Мария, жена и сын Ярослава Стриги-Оболенского.

Здание собора Рождества Иоанна Предтечи имеет вытянутую форму с запада на восток. Фасады церкви вертикально расчленены и имеют завершение в виде округлых закомаров, соответствующих всем внутренним формам церкви и определяющих свойственный характер покрытия. Глава храма, имеющая объемный световой барабан, немного смещена от центральной его части к востоку, а остальные две главы расположены ближе к притвору с западной стороны и отлично уравновешивают всю верхнюю часть церкви. Три главы аккуратно украшены закомарными подкарнизными поясами, сильно выступающими за основную часть барабанов. Со стороны алтаря к фасаду относятся три правильно расположенные полукруглые апсиды, имеющие плавные наружные поверхности. Небольшое число украшений делает внешний вид собора немного скудным, но все же общая композиция церковного сооружения, например, вспомогательные световые главы, округленные элементы завершений, а также апсидные выступы определяют общий живописный силуэт Ивановского собора. Небольшого размера двухпролетная звонница, расположенная в южной части стены, поставлена еще в 16 столетии. В 17 веке была возведена пристройка с западной стороны, которая вытянута вдоль всего фасада и является остатком пристроек, которыми буквально обрастали многие древние церкви Пскова с течением времени. Собор Иоанна Предтечи имеет достаточно приземистый вид и смотрится будто вросшим в землю, ведь он окружен глобальным культурным слоем, который столь плотно накопился за восемь веков его существования.

До 19 века собор Рождества Иоанна Предтечи был покрыт тесом, а его главы были просто обиты чешуей и покрашены. По правую сторону алтарной колонны была расположена железная дверь, ведущая через узкий проход к каменному крыльцу, которое позже обрушилось от ветхости. Иконостас выполнен четырехпоясным с тумбами и карнизами. Верхний пояс имеет крест, а на нем – изображение в разных местах, которое позолочено червонным золотом.

Под церковью имеется большой каменный погреб с подземным ходом и сводами. В притвор ведут деревянные двери, расписанные и обложенные железными широкими полосами с висячими замками и внутренними личинами. Если входить в собор с западной стороны, то можно увидеть деревянные двери, обложенные железными полосами, а с южной стороны имеется двойная дверь. В западной части собора находятся выполненные из дерева певческие хоры. Освещение собора осуществлено при помощи пяти больших окон, имеющих железные решетки, и четырьмя маленькими окнами в куполе.

Неподалеку от колокольни Рождества Иоанна Предтечи ранее существовала придельная теплая церковь, имеющая одну главу и освященная во имя святого апостола Андрея. В 1805 году была построена каменная ограда, а в 1882 году на ней появилась каменная колокольня. В 1845 году был разобран состарившийся Андреевский придел, а на его месте был выстроен новый. На протяжении 1885 года были построены настоятельские двухэтажные палаты, но уже в 1899 году на их месте было возведено здание просфорни.

Сейчас собор Иоанна Предтечи – действующий приходской храм. При нем функционирует иконописная мастерская. В 2007 году собор был передан Иоанно-Богословской обители в качестве монастырского подворья.

Культовые сооружения

Свияжск с XVI в. считается духовным центром региона, на острове было 12 храмов. Однако в советские годы многие религиозные объекты были уничтожены, осталось только 7 церквей. Сейчас памятные таблички обозначают места, где находились разрушенные храмы.

Богородице-Успенский мужской монастырь

Монастырь является главной достопримечательностью острова. Храм был возведен во время строительства крепости и быстро стал важным религиозным центром в Поволжье. В монастыре обитало свыше 100 монахов, по доходам храм входил в число 20 богатейших в России.

Свияжск остров-град имеет главную достопримечательность — Богородице-Успенский мужской монастырь.

Но в XIX в. храм приходит в упадок, а в советские годы его закрывают. Настоятель монастыря епископ Амвросий был расстрелян, монастырские постройки использовались под тюрьму, психиатрическую лечебницу и детскую колонию. Восстановление церкви началось в 90-е годы, и в 1997 г. храм принял первых прихожан.

На небольшой территории, которую занимает монастырь, разместились следующие здания, образующие уникальные архитектурный ансамбль:

  1. Успенский собор. Возведен в 1561 г. Собор построен в псковско-новгородском стиле и считается шедевром отечественного зодчества. Предполагается, что его автором мог быть Постник Яковлев. В XVIII в. на соборе появился новый купол стиля барокко и 12 узорных кокошников. Уникальны фрески, украшающие внутренние интерьеры церкви – это единственный образец настенной живописи времен Бориса Годунова. Фрески занимают почти 1000 кв. м.
  2. Никольская трапезная церковь. Построена в 1556 г. псковскими мастерами, является уникальным образцом храма-колокольни. В здании высотой 43 м были установлены башенные часы, подаренные Иваном IV. Подземный ход вел из нижнего яруса к берегу озера. Стены здания покрывали фрески, до наших дней на восточном фасаде сохранился фрагмент росписи. Самое почитаемое место – келья св. Германа.
  3. Корпус архимандрита. Дом XVII в. принял учеников духовного училища.
  4. Надвратный Вознесенский храм (XVII в.).
  5. В Братский корпус включены здания XVII- XVIII в. ранее в них находились больница, кельи, казначейство.
  6. Храм св. Митрофана Воронежского и Германа Казанского. Постройка в барочном стиле появилась в XIX в.

В монастыре каждый день совершаются богослужения, вечерняя служба начинается в 17 ч., богослужения в 6 ч., литургия в 7.45 ч. Вход на территорию бесплатный.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Женская обитель на острове посередине реки была основана в XVI в., сейчас здание относится к комплексу Успенского монастыря. В обители к XX в. насчитывалось свыше 400 монахинь, в Казанской епархии он являлся крупнейшим объединением монашек.

На территории храма интерес для туристов представляют:

  1. Собор, посвященный иконе «Всех скорбящих радость». Храм возведен в начале XX в. из кирпича в византийском стиле, высота здания 32 м.
  2. Церковь Троицы Живоначальной. Является самым древним деревянным храмом в Поволжье и одним из немногих уцелевших в России. Дата строительства – 1551 г.
  3. Трапезная церковь, носит имя св. Сергия Радонежского. К зданию 1604 г. впоследствии пристроена колокольня.

К монастырю относится и часовня мучеников Николая и Александры.

Церковь Константина и Елены

Храм относят к 1650 г., он выполнен в стиле нарышкинского барокко. Престолы освящены в память Георгия Победоносца, Владимирской иконы Божией Матери и св. Константина и Елены. Храм действующий.

Утраченные объекты

В Свияжске помнят и чтят разрушенные в советские годы религиозные объекты. К ним относят церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь Николая Чудотворца, Рождественский собор, церковь Премудрости Божией.

Датировка

Рождественский собор Антониева монастыря (1127) — предполагаемый образец Ивановского собора

Вопрос о датировке собора породил много споров. Исследователи XIX — начала XX века полагали, что основательницей каменной церкви во имя Рождества Иоанна Предтечи в Пскове была похороненная там псковская княгиня Евфросинья (в иночестве — Евпраксия). Впоследствии исследовали опровергли эту версию и отнесли время строительства храма к 1120—1130 годам. Возможным основателем монастыря была названа вдова псковского князя Всеволода (Гавриила). Г. В. Алферова (1958) показала большую архитектурную близость Ивановского собора с другим псковским храмом — Спасо-Преображенским собором Мирожского монастыря, и отнесла оба строения к одному периоды, датировав собор Мирожского монастыря 1137—1138 годами. Ю. П. Спегальский считал выдвигаемые датировки несостоятельными, указывая на неизученность интерьера собора. После проведения археологического шурфования храма в 1964 году В. Д. Белецкий предположил, что по аналогии с псковской церковью Дмитрия Солунского памятник был построен в 1119—1139 году. П. Н. Максимов относил возведение собора к концу XII века, указывая на его приземистость, меньшее количество окон, не расположенных ритмическими рядами. А. И. Комеч (ум. 2007) относил время возникновения собора к 1137—1142 годам.

С. П. Михайлов допускал, что образцом для постройки Ивановского собора мог служить новгородский Рождественский собор Антониева монастыря, который имел аналогичное образное решение, фасад, плановую разбивку и интерьер. Эти два собора также имеют близкие основные размеры. Так, длина от западных дверей до «горнего места» в соборе Иоанна Предтечи составляет 16,4 м, а в Рождественском — 16,5 м, ширина внутреннего пространства — по 10,3 м, одинакова и ширина боковых нефов. О Рождественском соборе Антониева монастыря как о возможном непосредственном образце Ивановского собора говорил и А. И. Комеч.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector