Семь поучений преподобного серафима саровского

Подвижничество

В 17 лет Прохор совершил путешествие в Киево-Печерскую лавру как паломник. Там путник встретил старицу Досифею, которая благословила парня на постриг и наказала отправляться в Саров. Мать не противилась выбору сына, понимая, что тот действительно каким-то образом связан с Богом. Спустя 2 года юноша уже готовился к монашеству в Саровской пустыни.

В 1786 году молодого человека наделили именем Серафим и посвятили в иеродиаконы, а спустя 6 лет — в иеромонахи. Попечение над местной сестринской общиной, называвшейся Казанской, священник взял в 1789-м. Позднее по благословлению отца Серафима и при его содействии рядом появилась Мельничная община. Земли объединились в одну территорию уже после смерти преподобного.

Серафиму был близок аскетичный образ жизни, как и большинству тех, кто избрал служение. Для единения с самим собой инок поселился в келье, которая находилась в лесу. Чтобы добраться до монастыря, Серафим преодолевал пешком расстояние около 5 км.

Серафим Саровский с медведем

Из жития известно, что иеромонах носил в зимнее и летнее время одинаковые одежды, самостоятельно находил еду в лесу. Серафим Саровский непродолжительно спал, держал строжайший пост, перечитывал святое писание и часто предавался молитвам.

Годами Серафим ел лишь траву сныть. Кроме того, старец избрал особый вид подвига — столпничество, при котором 1000 дней и ночей непрерывно молился на валуне. Так Серафим стал именоваться преподобным, то есть схожим поведением с Иисусом Христом. Однако эта информация подвергается сомнению как светскими авторами, так и представителями Церкви.

В житии Саровского описан случай, как однажды разбойники, разузнав, что у Серафима бывают обеспеченные гости, посчитали, что инок успел разбогатеть. Пока иеромонах молился, грабители напали и избили его. Серафим не оказал никакого сопротивления, несмотря на силу, мощь и молодость. Но в келье аскета преступники никаких богатств не обнаружили. Преподобный выжил, но после произошедшего так и остался сгорбленным. Преступников поймали, но отец Серафим подарил виноватым прощение.

Памятник Серафима Саровского в Орле

С 1807 года Серафим Саровский старался как можно меньше встречаться и говорить с людьми, начав новый подвиг — молчание. Через 3 года старец вернулся в монастырь, но на 15 лет ушел в затворничество, по окончании которого возобновил приемы. Серафим встречался не только с мирянами, но и с духовенством, обретя, как можно узнать из книг о его жизни, дар пророчества и целительства.

Стоит отметить, что, хотя детство и юность иеромонаха прошли в достатке, Серафим хорошо понимал, что простым людям приходится регулярно сталкиваться с тяжелым трудом. Возможно, поэтому преподобный рекомендовал мирянам придерживаться краткого молитвенного правила, дабы сильно не отвлекаться от земных хлопот.

Серафим Саровский скончался в 1833 году в своей келье. Событие произошло, когда старец совершал обряд коленопреклоненной молитвы. День памяти чудотворца — 2 января.

Иконография Божьего угодника

Первую икону святого писали с его прижизненного портрета. Позже появились списки, изображающие Серафима как молящегося или благословляющего старца (см. фото ниже):

К самым известным изображениям, сделанным во время жизни богоугодника, принадлежат:

  • портреты, заказанные людьми в знак глубокого почтения к старцу;
  • картина из Саровской обители, помещенная над могилой чудотворца после его кончины (представляет собой братскую живопись монастырских мастеров);
  • работа художника Арзамасской школы В. Е. Раева, выполненная карандашом;
  • Серебряковский портрет, написанный с натуры в 1828 г. (автор картины Семен Серебряков после бесед с Серафимом Саровским тоже принял монашество);
  • образ, принадлежащий кисти художника Д. Евстафьева (на сегодняшний день сохранился только в списках).

Те мастера, которым удалось повстречаться с Серафимом Саровским при его жизни, в деталях описывали, как выглядел праведник. Они запомнили его как невысокого согбенного старца с опущенными плечами и неизменными четками в руке. Молитвенник имел недлинную аккуратную бороду, носил старенький балахон с поясом и ветхую камилавку (церковный головной убор). На его бледном лице особенно выделялись глаза – кроткие, но внимательные, изливающие на окружающих теплый свет, идущий из глубины души.

Использованные материалы

  • Страница сайта Русское Православие :
  • «Общежительная Саровская Пустынь и достопамятные иноки в ней подвизавшиеся» М.: Сретенский монастырь, 1996, 241 с. С. 64, 85, 91.
  • Страница месяцеслова Журнала Московской Патриархии
  • Преподобный Серафим Саровский // Страница сайта «Азбука веры»
  • Минея-июль, ч. 2, изд. Московской Патриархии, с. 36-37, 44:
  • и — тропари
  • — кондак

Широко распространен ошибочный вариант даты рождения Серафима Саровского — в 1759 году. И даже на могильной плите преподобного была высечена эта дата. Однако многочисленные документы свидетельствуют в пользу 54-го года рождения. См. и

дальнейшее чтение

  • Дмитрий Мерещковский и др. Der letzte Heilige — Seraphim von Sarow und die russische Religiosität . Штутгарт 1994
  • Архимандрит Лазарь Мур: Преподобный Серафим Саровский — духовная биография. Бланко (Техас) 1994.
  • Микаэла-Хосефа Хатт: Der heilige Seraphim von Sarow , Jestetten 2002, Miriam-Verlag, ISBN  978-3-87449-312-3
  • Игорь Смолич: Leben und Lehre der Starzen . Фрайбург 2004
  • Митрополит Серафим: Die Ostkirche. Штутгарт 1950, стр. 282 и сл.
  • Павел Евдокимов: «Святой Серафим Саровский», в: The Ecumenical Review , апрель 1963 г.
  • Иван Четвериков: «Das Starzentum», в: Ev. Jahresbriefe ; 1951/52, стр. 190 и сл.
  • Клэр Луиза Клаус: «Die russischen Frauenklöster um die Wende des 18. Jahrhunderts», в: Kirche im Osten , Band IV, 1961.
  • Bezirksrichter Николай Александрович Motowilow: Die Unterweisungen des Seraphim von Sarow. Сергиев Посад 1914 (на русском языке)
  • Епископ Александр (Милеант), «Святой Серафим Саровский» , Православие и мир, декабрь 2007 г.

О пророчествах подлинных и мнимых

Много сегодня говорят о пророчествах преподобного Серафима. Даже если бы он не оставил никаких словесных пророчеств — в буквальном, обыденном смысле слова, сам его подвиг, его служение для России оказались пророческими. Россия увидела в нем новый путь, возможность жизни в Духе Святом.

Что касается непосредственно слов и текстов, которые с большей или меньшей достоверностью приписываются преподобному Серафиму, позволю себе сначала общее методическое замечание. Как святость — всегда на грани с прелестью, точно также и вера православная почти всегда на грани с суеверием. Потому отношение к пророчествам и к каким-либо текстам, приписываемым тому или иному лицу, не только преподобному Серафиму, — это каждый раз очень тонкий и серьезный вопрос. Здесь уже мы сами легко впадаем в некоторую прелесть, ища и желая во что бы то ни стало каких-то пророчеств.

Я уже сказал, что существует автограф преподобного Серафима: он рекомендует всем читать «Добротолюбие».

Каких-либо других автографов преподобного Серафима, например, с текстами пророчеств, о которых часто говорят, не существует. Все основные тексты, которые связаны с так называемыми пророчествами, появились откуда-то из каких-то бабушкиных сундуков, каких-то архивов.

Появилось все это в начале двадцатого века. С одной стороны, ярко вспыхнуло сияние личности и значения преподобного Серафима. И сразу вокруг него заклубились, как обычно бывает, земные сияния, отсветы, всполохи, тоже огневые по-своему, с апокалиптикой, пророчествами. Не всегда эти пророчества, во всяком случае те, которые мне приходилось читать, похожи на преподобного Серафима. Для пророчеств, для настоящих пророчеств как для типа духовного видения, не характерны конкретные указания — о «дворянских заговорах», «революциях», — тем более о будущем монархии. В пророчествах, которые приписаны преподобному Серафиму, слишком явственна иная эпоха.

Все они прошли через руки и цензуру Николая Александровича Мотовилова, Сергея Александровича Нилуса и Павла Александровича Флоренского. Все ссылаются на то, что это якобы из архивов Мотовилова, все ссылаются на то, что первым их нашел и переписал Нилус, и очень многие ссылаются на то, что они существуют, переписаны же рукой Павла Флоренского. При всем моем уважении к тому, и к другому, и к третьему, — они все — люди более позднего времени.

Оставьте мне преподобного Серафима с его «Добротолюбием» в котомке, с его ближней и дальней пустынькой, с его травой сниткой, с его настоящим пророчественным служением. Потому что он указал путь — как жить и как совершать духовное делание. А никаких путей к революции или контрреволюции, или осмысления того, что будет потом — раскол обновленчества, отступление иерархии и проч. — ничего этого не указал.

…Допустим, что я не прав и среди этих пророчеств есть несколько, которые происходят прямо от преподобного Серафима. А много ли они прибавляют к его величию? Давайте такой простой вопрос зададим, церковно-литургический. Ничего не прибавляют, только муть какую-то вносят. К совершенно цельному образу преподобного Серафима вдруг примешиваются какие-то рассуждения о французской революции, о нашей русской революции и о судьбах монархии, и о судьбах иерархии, о великом отступлении и потом о возвращении России в лоно православия. Не нужно этого преподобному Серафиму.

Вид Саровской пустыни с юго-западной стороны. Литография. Офорт. 1853

Святой родился в купеческой семье

20 июля 1754 День рождения Старца Серафима Саровского. При рождении ему дали имя Прохор.

В ночь с 19 на 20 июля 1754 г. в семье курского купца Исидора Мошнина родился третий ребенок. При крещении он получил имя Прохор.

Исидор Мошнин был богатым и уважаемым в городе, и при этом набожным человеком. Он брал подряды на строительство домов, занимался торговлей, имел кирпичные заводы.

1759 ‒ Родился основатель Дивеевской обители

Купец рано умер, оставив жену Агафью с тремя детьми. Вдова взяла на себя заботу о детях и делах умершего супруга.

Перед смертью Исидор начал строить собор в Курске. Однажды Агафья Мошнина пошла проверить ход строительства, взяв с собой маленького Прохора.

Наверху колокольни Прохор перевалился за перила и упал с большой высоты. Бог спас будущего святого: когда мать сбежала вниз, увидела сына целым и невредимым.

Бог спас мальчика, когда тот упал с колокольни строящегося тогда Сергиево-Казанского собора

Когда Прохору было 10 лет, он тяжело заболел. В то нелегкое время о его выздоровлении даже не подумали. Однако Господь спас мальчика и в этот раз.

Во сне Прохор увидел Божью Матерью. Она пообещала прийти к нему исцелить его.

Вскоре по городу пронесли Курскую Коренную икону Божьей матери. Внезапно хлынул ливень. Путь решили сократить, и икону понесли мимо двора Мошниных. Мать мальчика, увидев, вынесла ребенка на улицу. Он приложился к чудотворному образу. Господь сотворил чудо: мальчик пошел на поправку.

Больной Прохор приложился к Курской Коренной иконе Божьей матери и вскоре поправился

Служение людям и кончина старца

Затвор длился почти пять лет. А в 1815 году Господь, батюшке явилась Богородица и повелела ему выйти из затвора и принимать людей. С этих пор двери кельи были открыты для всех: монастырская братия могла прийти к старцу во всякое время, мирские люди – после ранней обедни до 8 ч. вечера.

Людей батюшка принимал с радостью. В любое время встречал всех приходящих к нему пасхальным приветствием: «Христос Воскресе, радость моя!». Если у человека была особая нужда – помогал советом, если же такой нужды не было – давал общехристианское наставление.

Сердце батюшки Серафима было столь любвеобильным, что люди всегда уходили от него утешенным. А еще удивлялись, какой у батюшки был острый ум и крепкая память, и как он по-доброму со всеми разговаривал, так что у вопрошавших совета оставалось светлое впечатление от беседы с ним. Поражал многих и дар прозорливости, который Господь даровал старцу Серафиму для помощи людям.

Этот период жизни старца был очень важным для людей. Именно здесь происходили исцеления по молитве батюшки, и наставления, которые он давал людям, часто меняли жизнь и самих вопрошавших и их близких. С некоторыми духовными чадами он делился сокровенными тайнами, которые лишь после его смерти становились общим наставлением в духовной жизни для всех желающих спасти свою душу. Но время жизни батюшки Серафима подходило к концу.

1-го января 1833 года (по старому стилю) о. Серафим пришёл в больничную церковь во имя свв. Зосимы и Савватия. Братья отметили, что старец помолился у каждой иконы и везде. После причастился Св. Христовых Таин, после литургии, он простился со всеми находившимися братьями. Благословив и поцеловав всех, утешил словами: “Спасайтесь, не унывайте, бодрствуйте: нынешний день нам венцы готовятся”.

Старец Серафим, когда уходил из кельи своей в пустынь, часто оставлял горящие перед иконами свечи. Брат Павел, иногда опасаясь пожара, говорил об этом батюшке, и услышал как-то в ответ: “Пока я жив, пожара не будет; а когда я умру, кончина моя откроется пожаром”. Так и случилось.

Второго января в шестом часу утра брат Павел, выйдя из своей келии к ранней литургии, почувствовал близ келии о. Серафима запах дыма. Прочитав молитву, брат постучался в дверь о. Серафима, но ответа на молитву не последовало. Тогда он позвал других братьев, вопрошая их, не случилось ли где пожара. Тогда один послушник, поднажав на дверь кельи, сорвал её с внутреннего крючка. У входа тлели книги и некоторые холщовые вещи, которыми старались одарить старца боголюбивые христиане.

В самой же кельи было темно. Монаху Петру пришлось на ощупь продвигаться внутри. Так он и нашел стоящего на коленях, со сложенными крестообразно руками уже неживого старца.

После литургии о. Серафима положили в гроб. Могилу вырыли там, где задолго наметил ее для себя сам старец. Тело блаженного старца стояло открытым в Успенском соборе восемь суток. Люди вереницей шли попрощаться с любимым батюшкой. Все плакали.

В то время в Глинской обители иеромонаху Филарету было видение, о котором впоследствии и сообщил его ученик. 2-го января, выходя из храма после утрени, отец Филарет увидел на небе необыкновенный свет и сказал: “Вот, так-то души праведных возносятся на небо! Это душа отца Серафима возносится!”

Было чудо и при самом погребении. Когда духовник хотел положить разрешительную молитву в руку о. Серафима, то рука сама разжалась. Игумен, казначей и другие видели это и долго оставались в недоумении, поражённые случившимся.

Погребение о. Серафима совершено было о. игуменом Нифонтом. Тело его предали земле недалеко от могилы Марка-затворника.

Так закончилась жизнь Великого Светильника земли Русской!

Татьяна Страхова

Следующая статья >

Молитва Серафиму Саровскому

Молитва

О пречудный отче Серафиме, великий Саровский чудотворче, всем прибегающим к тебе скоропослушный помощниче! Во дни земнаго жития твоего никтоже от тебе тощ и неутешен отъиде, но всем в сладость бысть видение лика твоего и благоуветливый глас словес твоих. К сим же и дар исцелений, дар прозрения, дар немощных душ врачевания обилен в тебе явися. Егда же призва тя Бог от земных трудов к небесному упокоению, николиже любовь твоя преста от нас, и невозможно есть исчислити чудеса твоя умножившаяся, яко звезды небесныя: се бо по всем концем земли нашея людем Божиим являешися и даруеши им исцеления. Темже и мы вопием ти: о претихий и кроткий угодниче Божий, дерзновенный к Нему молитвенниче, николиже призывающия тя отреваяй, вознеси о нас благомощную твою молитву ко Господу сил, да укрепит державу нашу, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу до скончания века. Аминь.

Молитва

О преподобне отче Серафиме! Вознеси о нас, рабех Божиих (имена), благомощную твою молитву ко Господу сил, да дарует нам вся благопотребная в жизни сей и вся к душевному спасению полезная, да оградит нас от падений греховных и истинному покаянию да научит нас, во еже безпреткновенно внити нам в вечное Небесное Царство, идеже ты ныне в незаходимей сияеши славе, и тамо воспевати со всеми святыми Живоначальную Троицу во веки веков.

Молитва

О великий угодниче Божий, преподобне и Богоносне отче наш Серафиме! призри от горния славы на нас смиренных и немощных, обремененных грехми многими, твоея помощи и утешения просящих. Приникни к нам благосердием твоим и помози нам заповеди Господни непорочно сохранити, веру православную крепко содержати, покаяние во гресех наших усердно Богу приносити, во благочестии христианстем благодатно преуспевати и достойны быти твоего о нас молитвеннаго к Богу предстательства. Ей, святче Божий, услыши нас молящихся тебе с верою и любовию и не презри нас, требующих твоего заступления: ныне и в час кончины нашея помози нам, и заступи нас молитвами твоими от злобных наветов диавольских, да не обладает нами тех сила, но да сподобимся помощию твоею наследовати блаженство обители райския. На тя бо упование наше ныне возлагаем, отче благосердый: буди нам воистинну ко спасению путевождь и приведи нас к невечернему Свету жизни вечныя Богоприятным предстательством твоим у Престола Пресвятыя Троицы, да славим и поем со всеми святыми достопокланяемое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Люди приходят к святому с разными просьбами. Он помогает укрепить дух, устоять перед искушением, победить болезнь. Вместе с молитвой принято также читать тропарь и кондак.

Преподобный Серафим Саровский даровал этому миру свою мудрость в виде наставлений и поучений. Своими словами святой Подвижник через столетия несет нам главную мысль – стяжание Божьего Духа.

Посмертная история Святого старца

  • В 1903 году Серафим Саровский был причислен к лику святых Русской православной церкви. Обретение мощей, которое предшествовало этому решению Синода, было инициировано царём Николаем II и его супругой Александрой Фёдоровной. После канонизации великого старца в царской семье родился долгожданный наследник, что стало подтверждением того, что св. Серафим действительно чудотворец.
  • В годы революционных гонений Саровская пустынь была закрыта, а мощи её святого покровителя вывезены в Москву и утрачены. В 1990 году, во времена политических перемен в государстве, они были повторно обретены в Ленинградском музее атеизма и религии и доставлены в Богоявленский собор Москвы при участии Патриарха Алексия II.
  • 28 июля – 1 августа 1991 года состоялся крестный ход из Москвы в Саровскую пустынь по перенесению мощей Святителя русского православия. Они были положены в раку Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря. 1 августа стал Днём памяти преподобного Серафима Саровского.

Моление на камне

Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье. Молитвенный подвиг Серафима Саровского на камне не был документально подтвержден игуменом Саровской обители Нифонтом.

Это может быть связано с тем, что в православной традиции коленопреклонение, скорее, исключение, чем правило (на колени опускаются во время перенесения святынь, во время коленопреклоненной молитвы в День Святой Троицы, во время призыва священника «Преклоньше колена, помолимся»). Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.

Существует версия, что подвиг Саровского хотели использовать обновленцы, пытающиеся обрести в лице «братьев-католиков» союзников в деле реформирования «устаревшего православия». Сам же Саровский говорил, что не ведает, будут ли спасены католики, только самому ему без Православия не спастись.

По преданию, о своем деянии преподобный сообщил в назидание только немногим в конце своей жизни, а когда кто-то из слушателей засомневался в возможности столь длительной молитвы, да еще и на камне, старец вспомнил о Святом Симеоне Столпнике, который провел на столпе в молитве 30 лет. Но: Симеон Столпник стоял, а не был коленопреклонен. Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.

Владимир Крупин. Молитвенник за Россию

Мы даже не представляем, насколько глубоко вошел образ преподобного Серафима Саровского в наши сердца и умы. Даже и не верующие, но просто любящие Россию люди непременно знают два выражения старца: «Господь помилует Россию и приведет ее путем великих страданий к великой славе» и «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». В этих словах руководство к личному спасению каждого и вместе с тем ощущение единения людей, собираемых Духом Святым. В России никогда не бывало спокойных времен. Читаешь книги по истории Отечества: войны, смуты, революции… Особенно тяжелыми кажутся последние два века. XIX – век подготовки революции, покушения на царский трон и XX – весь залитый кровью мучеников российских. Но именно в эти два века рядом был и перешел вместе с нами в век XXI преподобный наш батюшка старец Серафим, Саровский чудотворец.

Он показал, что в любое время можно сохранить и спасти свою душу. Условие одно: душа, данная Богом, должна служить Богу, а свою волю человеческую надо растворить в воле Божией.

Его называют Ангелом всея Руси, небесным посланником, но он самый простой земной человек. Появился на свет в семье курских жителей Мошниных, Исидора и Агафьи. Любящие батюшку Серафима знают его биографию, в ней нет ничего скрытого. Его уединенная жизнь прошла в саровских лесах тогдашнего Арзамасского уезда, и все в ней для нас на виду – и ближняя пустынька, и дальняя… Знаем, что он окормлял сестер Дивеевской обители и предсказывал, что мощи его будут лежать в Дивеево, что и сбылось. Предсказывал и тяжелую участь мощей – мы помним, как их обрели в 91-м. Также помним предсказание старца: «Как в Дивеево, матушки, я приду посреди лета – запоют Пасху». И еще: «Когда меня не будет, вы ко мне на гробик ходите. Все, что есть у вас на душе, чтобы ни случилось с вами, придите ко мне, да все горе с собой и принесите на гробик. Как живому все расскажите. Я услышу вас, и вся скорбь ваша отляжет и пройдет. Как вы с живым со мной говорили, так и тут. Для вас я живой есть и буду вовеки». И вот это ощущение, что он живой и вместе с нами, я испытал в то время, когда был на торжествах, посвященных дате обретения мощей преподобного Серафима. Впечатление от этого могу выразить очень кратко: теперь я знаю, что такое Святая Русь, я неделю жил в ней. Вспоминается очень характерный случай из жизни старца. Однажды к о. Серафиму приехал генерал, весь увешанный орденами и медалями, и вошел в келлию. Вышел оттуда военачальник через полчаса, залитый слезами, без орденов, и сказал, что все награды осыпались с него в келлии, как старая листва с дерева. Старец вынес их и отдал ему… Кстати, о наградах. Серафим Саровский имел лишь одну – лично от царя. На медали была вычеканена надпись «За победу над Наполеоном». Это была заслуженная награда, и в то же время великое решение царя Николая Первого, наградившего ею преподобного. Старец вымолил победу русского оружия над Наполеоном… Преподобный при жизни многократно предупреждал о грядущих испытаниях России и называл их причины – богоотступничество и вольнодумство. Известен случай, когда он, кроткий и тихий, прогнал от себя офицера, будущего декабриста. Менее известен другой случай. Студент Андрей Леопольдов, как и многие, был заражен западными идеями и пришел в пустыньку, дабы посмеяться над старичком, коего увидел сидевшим у родника. Потом Леопольдов написал: «Вот, подумал я, почитают его святым, а он бездельничает. Осудил я тогда народ русский за его темную, казалось мне, веру. А старец сказал: “Посмотри на дно. Видишь, вода бьет ключом и вместе с ней поднимаются песчинки? Поднимаются и падают, поднимаются и опять падают, а вода остается чистой, незамутненной. Эти песчинки не могут возмутить воды, так и вы, вольнодумцы, стараетесь возмутить чистое учение Православной Церкви, но всегда, подобно этим песчинкам, будете падать вниз. А учение Святой Церкви будет стоять чистым вовеки”. Когда старец Серафим говорил это, у меня по телу пробежал мороз, волосы зашевелились. Пораженный прозорливостью старца, я пал на колени, исповедался в своем грехе неверия и глумления над Православием и просил его молитв и благословения. Ни слова укора я не услышал, только сердечную теплоту и любовь, которыми были согреты его наставления. И с тех пор я переродился».

Господь вразумляет нас, грешных, когда всякие мутные, грязные воды начинают подниматься со дна чистого родника российского…

Подвиг пустынножительства

В возрасте 39 лет преподобный был возведен в сан иеромонаха и был благословлен на проведение божественной литургии. Когда игумен обители отошел ко Господу, Серафим принял на себя подвиг пустынножительства (покойный отец Пахомий перед смертью благословил инока). Получив еще одно благословение у нового игумена, он удалился в глухой лес.

Но окончательно монастырь он не бросил, каждый субботний день к вечеру, перед началом всенощной, он возвращался в обитель и причащался Святых Христовых Таин.

Подвиги Серафима, которые он совершал во Имя Христово, были суровыми:

  • его молитвенное правило совершалось по Уставу древних пустынножителей;
  • он постоянно изучал Святое Евангелие, Новый Завет, усердно изучал богослужебную литературу;
  • инок знал наизусть множество песнопений, а когда работал в лесу, то любил их напевать;
  • он сам для себя добывал пропитание, работал на огороде;
  • держал строгий пост, питался всего раз в сутки, в постные дни недели голодал.

Его скудный пищевой рацион в течение первых трех лет отшельничества составляли травы. Изредка его навещали такие же пустынники.

Слух о уединенном житии батюшки распространился за пределы монастыря и его стали часто навещать монахи и миряне. Каждому человеку требовались мудрые советы, ответы на вопросы и благословение на труды. Вскоре Серафим запретил посещение своей келии женщинам, а затем и всем остальным, потому что в очередном видении инок узрел, что Господу угодно полное безмолвие инока.

Круг общения святого сузился, теперь его могли посещать только дикие звери и птицы. Серафим любил подкармливать хлебом, который ему доставляли из монастырской хлебопекарни, диких медведей.

Икона Серафима Саровского

Искушения диавола

Высокие подвиги монаха вызвали неодобрение диавола. Он вздумал устрашить святого, дабы тот оставил безмолвие. Инок не поддавался нападкам темных сил, но сатана упорно продолжал искушение. Но Серафим, дабы отразить натиск вражий, принял на 1000 дней подвиг столпничества.

Но посрамленный верой преподобного, диавол надумал умертвить святого и наслал к нему грабителей, которые стали требовать от него деньги. Естественно, денег у него не было, за что разбойники жестоко избили инока и проломили ему голову топором. В безжизненном состоянии святой пролежал до утра, а очнувшись, из последних сил добрел до обители. Братия ужаснулась виду израненного подвижника. Восемь дней монастырские врачи вытаскивали Серафима «с того света», ведь полученные раны были несовместимы с жизнью.

Но исцеление было получено не от лекарей. Во сне ему явилась Царица Небесная и, коснувшись израненного чела, даровала здравие. Но спина преподобного осталась сгорбленной, поэтому ему приходилось ходить, опираясь на посох.

Около полугода монах провел в обители, и набравшись сил, вновь вернулся в лесную келью. В безмолвии он провел три года. Серафиму было предложено настоятелем и братией обители: посещать богослужения и причащаться, или вернуться в обитель. Серафим выбрал второе, потому что из-за увечья и преклонных лет ему было тяжело ходить из леса, в котором он совершал подвиг пустынножительства 15 лет, в монастырь.

Окончание земного пути

Вернувшись, к подвигу молчания он прибавил еще и затвор. Из своей келии монах никуда не выходил и никого не принимал.

За свои труды он сподобился от Господа дара чудотворения и был поставлен на служение людям в подвиге старчества. Сама Матерь Божия явилась во сне к Серафиму и повелела выйти из затвора, дабы принимать у себя просителей, молящих о наставлении, утешении, исцелении.

Теперь дверь келии старца была открыта для всех! Чудотворец созерцал человеческие сердца, исцелял прихожан молитвой, утешал ласковым словом.

В последние годы жизни Серафим особенно заботился о Дивеевской обители, которая являлась его детищем. Он был добрым отцом для сестер монастыря, окормлял обитель, а сестры обращались к старцу во всех трудностях.

За год до смерти отец Серафим сильно ослаб и для себя изготовил гроб. Он указал монахам место, где следует похоронить его тело. 1 января 1833 года старец в последний раз принял причастие, после чего благословил братию и каждому иноку раздал добрые пожелания, а на следующий день преставился ко Господу.

Его тело нашли бездыханным пред Ликом Богоматери.

Во время болезни в отрочестве

Житие Чудотворца Серафима Саровского

Житие преподобного Серафима Саровского заслужило всенародное почитание и любовь православного люда: он всегда близок нашим душам и незримо пребывает с нами в страданиях, горестях, испытаниях.

Поэтому не встретить на Руси храма, где бы на иконостасе не пребывал лик Серафима.

Житие других православных святых:

  • Житие и биография Александра Невского
  • Жизнь и биография Стефана Пермского
  • Житие святого преподобного Кукши Одесского

Икона Серафима Саровского

Младенчество

Младенец Прохор явился на Свет Божий в 1754 году. Его отец служил купцом и занимался возведением зданий. В конце жизни он принял решение построить собор, но не дожил до завершения строительства. Мальчик остался со своей матушкой, она воспитала его и привила ребенку глубокую веру во Христа.

По кончине супруга, вдова продолжила строительство собора. Однажды она взяла с собой на стройку Прохора. Но он неожиданно оступился и упал с высокой колокольни. Мать бросилась вниз и нашла своего ребенка целым и невредимым. Таким образом Сам Творец сохранил жизнь и здоровье своему будущему светильнику.

Прохор обладал отличной памятью, ему легко давались науки. Подросток любил присутствовать на богослужениях, читал друзьям Жития и Евангелие. Как-то раз мальчик тяжело заболел, врачи не могли найти лекарства для его исцеления. Но в сонном видении Богородица пообещала излечить тяжкий недуг. Вскоре к семейной усадьбе прошел крестный ход с иконой «Знамение».

Мать вынесла болящего и приложила его к Лику Богородицы, после чего мальчик быстро пошел на поправку.

Начало служения Господу

С юных лет Прохор мечтал посвятить жизнь Спасителю и уйти в монастырь. Мать не препятствовала сыновьей воле и благословила на иночество распятием. Этот крест святой носил на груди всю свою жизнь.

Однажды Прохор в составе паломников отправился пешком из Курска в Киев на поклонение Печерским угодникам. Там он принял решение спасаться в Саровской пустыни. Вернувшись в отчий дом, Прохор навсегда попрощался со своей матушкой и отправился в Саров. Настоятель ласково принял боголюбивого юношу и назначил ему духовника, под чьим руководством будущий святой исполнял послушания.

Юноша был келейником, трудился в хлебопекарне, просфорне, работал столяром, пономарил. Любой вид работ он исполнял с особым усердием.

Через пару лет Прохор заболел водянкой, его тело сильно распухло, ему было очень больно и тяжело. За ним ухаживал как его наставник, так и те монахи, которые любили доброго и трудолюбивого юношу. Недуг одолевал его тело около трех лет, но никто из окружающих не услышал от Прохора ни капли ропота. Старцы хотели вызвать к нему врача. Но Прохор строжайше запретил им это делать, он желал лишь одного — скорейшего Причастия.

Тогда же случилось видение: Пресвятая Богоматерь явилась в Божественном Свете и жезлом прикоснулась к боку больного — тотчас жидкость, находящаяся в избытке в теле Прохора, стала вытекать через образовавшееся отверстие. Юноша быстро выздоровел.

Павел Рыженко «Серафим Саровский»

Постриг

Прохор прожил как послушник в монастыре 8 лет, после чего сподобился принять иночество. В постриге ему было дано имя Серафим. Через год, наблюдая пламенную любовь юного инока ко Господу, игумен принял решение о возведении Серафима в сан иеродиакона.

Монах ежедневно служил в храме, а после службы непрестанно молился.

Ревностное служение инока было вознаграждено Всевышним: Серафим сподобился благодатных видений во время богослужений. Он неоднократно созерцал небесных Ангелов, которые сослужили монастырской братии.

А однажды во время службы, когда игумен навел орарь на молитвенников, его осенил золотистый луч. Серафим поднял взгляд и увидел Самого Спасителя, Он шествовал от храмовых дверей в сопровождении Небесных Сил Бесплотных. Преподобный замер от восхищения и восторга, он даже не смог сдвинуться с места.

После чудесного видения Серафим более ревностно стал относиться к служению: днем он что есть сил трудился в монастыре, а на ночь покидал родные стены и уходил в лес для моления.

Чудеса

Множество чудотворений связано с именем великого старца. По молитвам к блаженному Серафиму немые обретали голос, у слепых прозревали очи, калеки избавлялись от хромоты, парализованные могли двигать конечностями.

  • 19-летняя девушка имела сведенные конечности, ее руки были плотно сжаты на груди. После посещения могилки Серафима и купания в источнике, освященном во имя богоносца, больная самостоятельно встала, ее руки и ноги расправились, она стала самостоятельно передвигаться.
  • Крестьянку разбил 6 лет назад паралич. Ее, обездвиженную, привезли к роднику и трижды окунули в нем. Женщина полностью исцелилась.
  • В Крестном ходе участвовали мать и ее глухонемая дочь. Впереди процессии хоругвеносцы несли Лик Богородицы и большую икону Серафима Саровского. Женщина приложила ребенка к образу святого и малышка тут же окликнула своим голоском мать.
  • У могилки чудотворца прозрела молодая женщина, несколько лет назад полностью потерявшая зрение.

Известны случаи, когда люди исцелялись от сумасшествия, паралича, онкологии и прочих серьезных недугов. Все факты исцелений записаны в Летописи монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector