Сборник законов русская правда: дата принятия и содержание

Содержание

«Древнейшая Правда» содержит 18 статей. Ими предусматривалось право кровной мести, наказание за убийство в виде штрафа, наказание за побои, езду на чужом коне, порчу имущества и др.; имеется ряд процессуальных норм.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

В первой статье предусматривалось право родственников на кровную месть за убийство. Мстить могли брат за брата, сын за отца, отец за сына, племянник за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан был уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен. В той же статье названы некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство: «аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь». Данный список толкуется исследователями следующим образом:

  • русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
    • гридин — представитель боевой дружины;
    • купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
    • ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
    • мечник — сборщик штрафов;
  • изгой — человек, потерявший связь с общиной;
  • словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли (Древнейшую Правду Ярослав даровал новогородцам), в данном контексте — рядовой житель.

Согласно ст. 2, человеку избитому до крови или синяков не нужно было представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок был необходим. Если пострадавший не мог за себя мстить, нарушитель платил «за обиду» 3 гривны и оплачивал услуги лекаря. По ст. 3 за удар кулаком или тупым предметом взималась плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью. По ст. 4 за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»). Согласно ст. 5, нанесение травмы, приведшей к лишению руки, каралось платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека. Ст. 6 запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной. Ст. 7 и 8 устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца и 12 гривен — за повреждение усов и бороды. Ст. 9 определяла плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем. Если один муж толкнёт другого, согласно ст. 10, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг, ему не нужно было предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.

Согласно ст. 11, если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, платил последнему 3 гривны «за обиду». По ст. 12 езда на чужом коне без спроса наказывалась платой в 3 гривны. Пользование чужим конём, оружием или одеждой по ст. 13 наказывалось платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).

Согласно ст. 14, человек, опознавший похищенную у него вещь, не мог сразу вернуть её себе, но сначала должен был отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней. По ст. 15 дело об отказе должника в уплате долга решалось на перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду». По ст. 16 человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен был по своду идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.

Согласно ст. 17, если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдавал его, то платил истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец был вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать. Последняя ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копьё, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл.

Краткая характеристика и содержание Правды

Дата создания такого закона – 1016 год. К сожалению, в первоначальном виде он не дошел до наших дней. Но сохранились более поздние списки документа.

Новый закон полностью отменял существующую до этого негласную традицию смертельного поединка. Решение споров методом острого меча (у кого острее, тот и прав) стало неприемлемым для правового культурного государства.

Существуют три основных редакции закона:

  1. Краткая – это самый древний вариант документа.
  2. Пространная – более расширенная и более поздняя версия.
  3. Сокращенная – самый поздний вариант, который совмещал в себе основные положения и выдержки из Краткой и Пространной.

Краткая Правда

Этот древний документ состоит из 2 частей:

  1. Правда Ярослава: содержит 10 прописных нормативных текстов, написал которые сам лично Ярослав Владимирович.
  2. Правда Ярославичей: документ, дополненный сыновьями великого князя.

Самый древний документ этого закона, который дошел до наших дней, датируется 1280 годом. Это самая древняя копия свода законодательной базы Киевской Руси. Впервые такую книгу исследовал и напечатал историк Татищев Василий Никитич. Текст этого документа посвящен в основном кровной мести, убийствам и ответственности за них, а также штрафам, порядкам их изымания и уплаты. Отдельные статьи в своде посвящались также охранным мероприятиям частной собственности и защите всех слоев населения.

Документ состоит из двух частей

Пространная Правда

Это второе переиздание первоисточника. Документ состоит также из двух частей:

  1. Устав князя Ярослава Мудрого.
  2. Устав князя Владимира Мономаха.

Эти уставы входили и в Краткую версию закона. Но в этом издании они претерпели видоизменения и разнообразные дополнения. Датируется устав 12 веком. Состоит документ из 121 статьи. В этих статьях четко прописывается разделение населения на социальные слои, обязанности и преимущества владельцев земельных участков, права и обязанности холопов, наследственное право на собственность и т. д.

Школы при Ярославе Мудром

Сокращенная Правда

Это самый поздний документ, который датируется 15 веком. В основе устава лежат Краткая и Пространная Правда. Создавался этот вариант свода в Московском княжестве, а прописан был в Великой Перми. Документ включает в себя 50 статей.

Это уже более усовершенствованный документ, который уже содержит много тонкостей и нюансов. Так, в нем уже четко прописываются различия между убийствами: умышленным (кровавая расправа «в разбое») и неумышленным. Нанесенный ущерб также уже различается по степени: тяжкий и слабый. Мера наказания уже также полностью зависит от тяжкости преступления. Под наказанием подразумевалась в основном система штрафов, или изгнание виновного из семьи. Понятие «кровная месть» было заменено на штрафные санкции.

В определении наказания все еще огромную роль играл социальный статус. Так, холопы наказывались намного жестче, чем приближенные князя.

Генезис и эволюция

Правовые нормы Русской Правды отражали эволюцию общественных отношений на Руси XI-XIII веков. Общее право, княжеское законодательство и судопроизводство составляли основу «РП». Он также отражал общественные отношения, которые были характерны для других близкородственных славянских народов, таких как хорваты и белые хорваты , и примерно в тот же период в Хорватии появился Статут Полжица , который по содержанию очень похож на « Правду Русскую».

Краткое издание Руси юстиции содержит два явно отдельные части, называемых исследователями Правды Ярославы ( Закон Ярослава , ca. 1017), иначе известных как Drevneyshaya Правды (Старейший судьи) Ярослава Мудрого , и правду Yaroslavichey ( Закон от Ярослава сыновья , ок. 1054). Некоторые указывают на другие отдельные компоненты текста, возможно, добавленные позже.

Закон Ярослава включал в себя правовые нормы феодального права наряду с архаическими положениями, восходящими к первобытнообщинному строю. Согласно популярной теории, он был принят для того , чтобы урегулировать конфликт между Константином Dobrynich , с посадником в Новгороде , и варяжской населения города.

Дальнейшее развитие и совершенствование Русского Правосудия происходило во времена сыновей Ярослава и его внука Владимира Мономаха . Новые положения , как полагают, были добавлены в Правде Rus’skaya после восстаний в Киеве , Новгороде и Ростове — Суздаль область в 1068-1071.

В зарождающемся Российском государстве « Правда Русская» была заменена в 1497 году Судебником , Сводом законов. Несколькими веками ранее новые правовые кодексы были обнародованы в Пскове и Новгороде .

Основные положения «Правды Ярославичей»

Новая редакция законов содержала следующие позиции:

  • защиту элитарной верхушки общества;
  • защиту жизни каждого человека, а также его имущества. Даже за нанесение оскорбления предусматривался штраф, и уплачивал его зачинщик скандала. Если оскорбление наносилось холопом, ответственность нес его хозяин;
  • закрепление неравноправного положения людей. За насильственную смерть привилегированного княжеского слуги или управляющего княжеским хозяйством предусматривалось наказание в виде уплаты 80 гривен, в то время как за убийство княжеского старосты налагался штраф всего в 12 гривен. Однако, по сравнению с кодексом законов Ярослава Мудрого размер виры, то есть денежного возмещения, значительно возрос;
  • отмену кровной мести, которая признавалась пережитком язычества. Это положение считалось главным нововведением данного кодекса;
  • определение противоправных действий, относящихся к преступлениям. Основными нарушениями закона считались убийство, надругательство над женщиной, воровство, повреждение имущества.
  • «Правда Ярославичей» пересмотрела требования к судебному разбирательству дел. Отныне для установления истины требовались показания свидетелей. Если таковых людей у пострадавшей стороны не было, и истец не мог предъявить следы телесных повреждений, судебный процесс прекращался из-за отсутствия улик.

Кроме того, новый сборник законов устанавливал порядок выплаты жалованья княжеской прислуге.

Кратко: Русская правда — памятник русского права

«Русская правда» является первым славянским нормативно-правовым документом государства Киевская Русь, объединивший в себе большинство существующих на тот исторический момент указов и законов. Данный свод не только сформировал определённое подобие общей нормативно-законодательной системы, но и стал важным литературным памятником славянской культуры, ведь сам документ представляет блестящий образец письменной культуры одного из самых ранних этапов становления государства.

Русская правда содержит в себе номы процессуального, торгового, наследственного и уголовного законодательства, являясь основным источником экономических, социальных и правовых отношений Древней Руси.

Появление данного свода историки связывают с именем великого киевского князя Ярослава Мудрого. На сегодняшний день, к сожалению, нет оригинала документа, и учёным приходится довольствоваться более поздними копиями. При этом, большинство из них утверждают, что «Русская правда» была создана именно в период правления Ярослава Мудрого и при его непосредственном участии.

«Русская правда» представлена в пространном и кратком вариантах. В последний входят такие документы:

  • Урок мостникам;
  • Покон вирный;
  • Правда Ярославичей;
  • Правда Ярослава.

Краткое содержание «Русской правды»

Краткая редакция содержит сорок три статьи, описывая обновлённые традиции развивающегося государства и сохраняя некоторые былые обычаи (к примеру, кровная месть). Вторая часть описывает некоторые типы нарушений и правила взимания штрафов. И в первой и во второй части правосудие строится на так называемом сословном понятии. То есть, тяжесть совершённого преступления фактически зависит от сословия человека его совершившего.

Пространный вариант «Русской правды» содержит устав Мономаха и устав Ярослава Владимировича, включая более ста двадцати статей. Данная версия документа в основном использовалась в церковном и гражданском суде для определения наказаний и регулировки определённой группы товарно-денежных отношений.

Рассматриваемый документ являлся первым нормативно-правовым сборником указов и имел огромное значение для государства. Разрозненные указы, законы, которые были приняты в различных областях не могли обеспечить необходимого правового сопровождения судопроизводства и общественной жизни. Однако, именно «Русская правда» смогла исправить полностью данный недостаток, выполняя роль единого судебника и закрепив сословное деление государства.

«Русская правда»
Право на имущество
Принципы наследия
Наказания за нарушения межи
Порядок возмещения долгов
Денежная система
Мостовая повинность
Возмещение за увечье и убийство
Сословное деление: «княжие люди», «люди», «холопы».

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Лимит времени:

из 4 заданий окончено

Вопросы:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4

Информация

Тест по теме: «Русская правда — памятник русского права»

Вы уже проходили тест ранее. Вы не можете запустить его снова.

Тест загружается…

Вы должны войти или зарегистрироваться для того, чтобы начать тест.

Вы должны закончить следующие тесты, чтобы начать этот:

Правильных ответов: из 4

Ваше время:

Время вышло

Вы набрали из баллов ()

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  1. С ответом

  2. С отметкой о просмотре

  1. Задание 1 из 4

    1.

    При каком князе была составлена «Русская правда»?

    • князь Ярослав Великий

    • князь Ярослав Мудрый

    • князь Владимир Мономах

    • Иван III

    Правильно

    Неправильно

  2. Задание 2 из 4

    В каком году вышла первая редакция «Русской правды»?

    • 1054 год

    • 1070 год

    • 1016 год

    • 1014 год

    Правильно

    Неправильно

  3. Задание 3 из 4

    3.

    В какой денежной единице начислялись штрафы согласно положениям «Русской правды»:

    • Гривна

    • Киевский рубль

    • Московский рубль

    • Копейка

    Правильно

    Неправильно

  4. Задание 4 из 4

    4.

    Какое наказания согласно положениям «Русской правды» назначалось за грабеж?

    • Поток и разграбление

    • Штраф

    • Отсечение руки

    • Порка хлыстом

    Правильно

    Неправильно

Учреждения

«Правда Ярославичей» повысила ответственность данной общины за убийство князей , воинов, тиунов (« тиун », привилегированный слуга князей или бояр ), староста (« староста », представителя низовой администрации князя) , отрокс (« отрок », низший воин в армии князя) и другие слуги на своей территории. «Правда Ярославичей» предусматривала суровое наказание за поджоги , умышленное калечение скота и коллективное посягательство на имущество богатых людей . После бунта 1113 года в Киеве был введен закон о непомерных процентах , ограничивающий финансовые операции ростовщиков .

Отправление правосудия в Киевской Руси — Иван Билибин

«Правда» стабилизировала систему феодальных отношений и социального неравенства. В XI-XIII вв. Он издал новые законы для смердов («смерд» — феодально-зависимый крестьянин), закупов (« закуп » — феодально-зависимого крестьянина, который мог стать свободным после уплаты своего « закупа », феодального крестьянина. ссуды ), холопов (« холоп » — феодально-зависимый крестьянин, которого можно было убить или продать как раба) и т. д. В «Обширном издании Правды» есть особые положения о статусе закупов и холопов . Он также отражает роль княжеского двора, увеличивая и устанавливая различные виды наказаний и наказаний. Он наложил штрафы, которые пошли на пользу князю или его администрации с уменьшенной компенсацией потерпевшим.

Пытаясь отменить кровную месть (что было довольно распространено в то время), «Правда» сузила ее «использование» и ограничила число мстителей ближайшими родственниками погибших. Если на стороне жертвы не было мстителей, убийца должен был выплатить штраф (так называемый «выра») в пользу князя и частичную компенсацию родственникам жертвы (сообщество убийцы должно было помочь ему оплатить штраф). . Если убивали женщину, приходилось платить половину обычного штрафа (так называемое «полувирьье», половина «выра»). «Правда» также защищала здоровье и честь свободных членов феодального общества и обеспечивала денежную компенсацию за нанесение увечий или оскорбление словом или делом. «Правда» имела комплексную систему наказаний и наказаний за кражи в городе или сельской местности, умышленное повреждение лесов, охотничьих угодий или земель, незаконное проникновение и т. Д. Она также регулировала задолженность между физическими лицами и содержала статьи об ответственности и наследственном праве. «Правда» использовала свидетелей , клятвы и « ордалий » (лат. Ordalium , или «испытание» на английском языке ), своего рода крайний критерий, используемый для доказательства невиновности или виновности подсудимого в ходе судебного разбирательства. Судебный процесс также включал показания свидетелей, доказательства , сбор или преследование по горячим следам . Следователям также пришлось проверить ложные обвинения. Это были первые шаги к судебной медицине .

Русская правда – история изучения

Русская Правда привлекала пристальное внимание исследователей с самых первых моментов научного осмысления отечественной истории. Уже В.Н. Татищев, обнаруживший «Русскую Правду» (ее Краткую редакцию), описал данный памятник как древнейший русский правовой кодекс и подготовил его к изданию

Обращался к Русской Правде и Н.М. Карамзин. Основной движущей силой в изучении Русской Правды в науке XIX  в. стали представители историко-юридического направления дореволюционной науки (И.Ф. Г. Эверс, Л.К. Гетц, Н. В. Калачов, В. И. Сергеевич, М. Ф. Владимирский-Буданов и др.). Как издания, так и исследования, и комментарии к законодательным памятникам, выполненные ими, характеризуются, прежде всего, вниманием к внутренним связям и отношениям между правовыми нормами.

Уже во второй половине XIX в. обозначается тенденция к все более органичному рассмотрению правовых норм в общеисторическом контексте, благодаря чему история права становилась средством изучения истории общественных отношений. Одной из характерных черт развития исторической науки становится обращение к проблематике истории государственных институтов в связи с развитием общественных отношений. Данная тенденция ярко проявилась, в частности, в творчестве В.О. Ключевского, посвятившего отдельный курс лекций рассмотрению социальных реалий Русской Правды. Тем не менее, в дореволюционной науке так и не были осуществлены полноценные критические издания основных правовых памятников.

Подъем интереса к истории России в 1930-х гг., связанный в первую очередь с интересом к развитию ее социально-экономического строя, вызвал настоятельную потребность в появлении критических изданий памятников права, в раскрытии их социально-экономического подтекста и социально-политического значения. В авангарде этого процесса стоял целый ряд учебных изданий, в том числе снабженных постатейными комментариями таких специалистов, как Б.А. Романов, Г.Е. Кочин, М.Н. Тихомиров, С.В. Юшков. Важнейшим событием в изучении Русской Правды стало ее Академическое издание, подготовленное под редакцией акад. Б.Д. Грекова при участии таких исследователей, как В.П. Любимов, Н.Ф. Лавров, Г.Л. Гейерманс, Б.А. Романов, М.Н.  Тихомиров, В.Г. Гейман, Г.Е. Кочин, Б.В. Александров и др. В дальнейшем Русская Правда была также опубликована в составе серий «Памятники Русского Права» и «Российское законодательство X – XX  вв.».  К изучению Русской Правды так или иначе обращались многие исследователи допетровской Руси — А.А. Зимин, Л.В. Черепнин, М.Б. Свердлов, И.Я. Фроянов, Л.В. Милов.

Основные источники «Русской Правды»

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

Значение для истории

Первый письменный законодательный сборник стал основой для многих нормативно-правовых актов современности. Это можно проверить, полистав любой используемый сегодня кодекс. Свод позволил упорядочить категории проживавших на территории Руси людей и определить правила взаимоотношений между ними. В нём впервые упоминалась мера наказания за совершённое преступление. В соответствии с понятиями и статьями Русской правды государство впервые с даты её принятия возлагало на себя право вмешиваться в урегулирование конфликтов, возникающих в части имущественных отношений.

Отдельно стоит отметить и положительное воздействие на религиозную сферу жизни общества. Недаром историки считают, что документ отчасти связан с крещением Руси. Сборник составлен и регламентирован с соблюдением христианских традиций и обычаев. Это послужило толчком к сплочению славян в одно государство. Найденные древние конспекты Ярослава Мудрого, на основании которых впоследствии был составлен полный документ, свидетельствует о намерении князя направить Русь на развитие по пути цивилизации.

ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ

  ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ — доработанная версия «Русской правды» Ярослава Мудрого, которую разработали и в 1072 году приняли его сыновья (Изяслав, Святослав и Всеволод).

  Ярослав Мудрый принял в 1016 году «Русскую правду» — первый свод законов Руси.

  В период с 1068 по 1072 год три его сына (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили и переработали законы Руси. Новый сборник стал называться Русская правда Ярославичей.

  Новый свод законов также продолжал Русскую Правду Ярослава Мудрого, и, в первую, очередь был направлен на защиту состоятельных людей. Однако этот источник права защищал жизнь и имущество любого жителя Руси. Русская правда Ярославичей – источник права на Руси, главной особенностью в котором была отмена кровной мести. Так за убийство княжеского тиуна или огнищанина был назначен штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты – 12 гривен.

  Рабыня-кормилица была приравнена к старосте, и за неё платилась та же вира. А вот убийство холопа убийце приходилось платить 5 гривен, при этом за увод чужого раба назначался штраф в 12 гривен. То есть чужая собственность приравнивалась к жизни княжеского старосты, и в почти два раза выше жизни простого холопа. Как не странно, жизнь вора Русская правда Ярославичей защищала тоже, самооборона, вплоть до его смерти разрешалась, а вот за смерть при свидетелях уже связанного вора, приходилось платить.

  В одной из любопытных статей правды Ярославичей говориться об изнасиловании свободной женщины. Которое приравнивалось к её убийству, и оплачивалась в размере 40 гривен. Жизнь старшего дружинника ценилась в размере 120 гривен, и для одного человека это была огромная сумма, которую можно сравнить с нынешними ценами на недвижимость в центре Москвы. Любое убийство княжьего мужа считалось разбойным, нельзя было убивать его в обиду, даже вышестоящим лицам. Это была одна из уступок княжьей власти.

  За оскорбления и ранения так же были положены штрафы. Всегда наказывали того, кто первый начинал драку. Любопытно, то, что за холопа отвечал сам хозяин. Начал действовать институт свидетелей, стали браться свидетельские показания, переработан порядок судопроизводства. Одним словом, кровная месть прекратила свое существование. И окончательно сложилось раннефеодальное общество.

  За убийство или порчу имущества феодала полагалось более строгое наказание, чем за простого общинника. Впрочем, в отличие от наших законов, правовой кодекс Древней Руси имел силу, и если сейчас губернатор может совершенно спокойно протаранить чужую машину и ему ничего за это не будет, то в Древней Руси за порчу имущества платил штраф даже княжий дружинник.

  Необходимо отметить, что в целостном виде Русская правда Ярославичей не сохранилась, и впоследствии не раз подвергалась редактированию. Древнейшая Правда Ярослава Мирового составляла основу нового уголовного кодекса Руси.

Закон Русский

С именем первых русских князей связывается и так называемый «Закон Русский». Именно эти слова встречаются в договорах Руси с Византией, заключённых в результате военных походов X века. «…Да вдаст литр 5 серебра по закону Русскому,» — так в документе 944 года устанавливается ответственность за причинение телесных повреждений. На этот «закон» Олег и Игорь ссылались чаще всего при определении наказаний за имущественные и уголовные преступления.

Современные исследователи пришли к выводу, что «Закон Русский» — ни что иное, как не зафиксированный документально сборник правил. Однако его источник — вопрос дискуссионный и по сей день. Советский исследователь М. Б. Свердлов в качестве источника этого свода правил указывал правовые нормы, принятые у славянских племён Среднего Поднепровья, позаимствованные позднее киевскими князьями.

В современной исторической науке звучат другие версии происхождения «Закона Русского». Московский историк С. Никольский утверждает, что правовые нормы, которыми руководствовались русские князья при подписании договоров с Византией, ни что иное, как сборник норм межличностных контактов княжеской дружины, хоть и имевший корни в общинном праве. До сих пор ведутся споры о том, можно ли считать «Закон Русский» настоящим общерусским законодательным актом, потеснив, таким образом, с места самого раннего «Русскую Правду» Ярослава Мудрого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector