Три раздела польши при екатерине ii великой

История

Образование Речи Посполитой

Сближение этих двух стран началось в 1385 году, когда Польша и Литва заключили Кревскую унию. Великий литовский князь Владислав Ягайло женился на польской королеве Ядвиге. Таким образом, получилось, что один монарх (Владислав Ягайло) правил обоими государствами — Великим княжеством Литовским и королевством Польша.

Многими годами позже, в 1569, в результате Люблинской унии уже была создана единая страна: польско-литовское федеративное государство знакомое, под названием Речь Посполитая.

Правление

Формой правления была демократическая монархия. Политическим режимом в этой стране была шляхетская демократия. Т.е. король избирался шляхтой (дворянством) на всю жизнь и не мог передать трон по наследству, он обладал верховной властью, но не мог устанавливать законы без согласия шляхты.

Это был один из первых мультикультурных союзов в европейской истории, где правительство защищало права меньшинств. Речь Посполитая также считалась одним из самых влиятельных союзов в политическом и культурном плане.

Это была многонациональная страна, где жили:

  • поляки,
  • литовцы,
  • латыши,
  • русские,
  • русины (украинцы и белорусы),
  • немцы,
  • евреи,
  • татары,
  • армяне,
  • шотландцы.
  • караимы, и др.

Речь Посполитая также была и многоконфессиональной страной, в которой уживались:

  • протестанты (меннониты, лютеране, кальвинисты),
  • православные (старообрядцы),
  • христиане (католики, ариане),
  • евреи,
  • мусульмане.

Как раскололась Речь Посполитая

В середине XVII начался спад Речи Посполитой. Внутри государства чувствовалась нестабильность из-за множества конфликтов между шляхтой, и это сделало страну более уязвимой. Одновременно началась борьба украинских казаков за свободу и независимость. Также причиной считается упрочнение положения Российской империи, Королевств Пруссии и Швеции. Как результат, и территории, и политическая значимость Речи Посполитой начали убывать.

Раздел

  1. Первый раздел 1772 г. — Пруссия, Российская и Австрийская империи — захватывают пограничные регионы.
  2. Второй раздел 1793 г. — Екатерина II, с поддержкой некоторых представителей польско-литовской знати, вводит войска, и происходит второй раздел.
  3. Третий раздел 1795 г. — начинается восстание под предводительством ветерана Тадеуша Костюшко, однако силы государств-противников превосходили в разы, восстание было подавлено, а остатки земель поделены. Тогда Польша прекратила своё существование на 123 года.

Разделы Речи Посполитой

В XVIII веке в Речи Посполитой стала нарастать внутренняя нестабильность.

«Неудачные войны, хаотичное государственное устройство, этническая и религиозная неоднородность привели к тому, что государство практически не вылезало из смут и ослабело», — говорит Володихин.

По словам историков, в польском сейме часто использовалось право отдельных шляхтичей накладывать вето на общие решения, что усугубляло политическую нестабильность. Ослабленная в военном и экономическом плане Речь Посполитая всё больше подпадала под влияние могущественных соседних держав, таких как Россия, Австрия и Пруссия.

Также по теме


«Расколотый народ»: как присоединение Правобережной Украины повлияло на историю России

225 лет назад императрица Екатерина II издала манифест о присоединении к России земель Правобережья Днепра. До этого на протяжении…

Как отметил Герман Артамонов, потеря земель на левобережье Днепра негативно сказалась на экономическом положении Речи Посполитой, однако польские элиты ничего не желали менять в стране. Православное крестьянство жестоко эксплуатировалось и не имело никаких прав, эффективные экономические реформы не проводились.

Российские власти, в свою очередь, выступали защитниками интересов православного населения Речи Посполитой. Как отметил старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Кирилл Кочегаров, международные амбиции официального Санкт-Петербурга росли, он стремился играть ведущую роль в делах Центральной и Восточной Европы.

«Одним из проявлений этого процесса стал Варшавский договор 1768 года о гарантии политического строя шляхетской республики в Речи Посполитой, а также прав представителей некатолических вероисповеданий, включая православных», — отметил эксперт.

По словам Кочегарова, рост российского влияния в Речи Посполитой привёл к серьёзному кризису. Россия вступила в войну с Турцией, недовольной укреплением позиций Санкт-Петербурга в Восточной Европе, а в самой Польше началось восстание барских конфедератов, возмущённых предоставлением гражданских прав некатоликам. Соседние Австрия и Пруссия опасались чрезмерного влияния Санкт-Петербурга во всей Речи Посполитой.

«Под давлением берлинского и прусского дворов Петербург, руки которого были связаны военными действиями против османов, вынужден был согласиться на первый раздел Польши — 1772 года», — подчеркнул Кочегаров.

Пруссии отошли земли на севере и западе Польши, Австрии — на юге, а России — районы на территории современной Белоруссии и Прибалтики. Раздел был оформлен специальным международным соглашением. Однако польская шляхта в 1792 году спровоцировала новую войну с Россией, завершившуюся разгромом Польши. И в 1793 году Россия и Пруссия договорились о втором разделе Речи Посполитой, по которому Санкт-Петербургу отошли восточнославянские земли на правобережье Днепра и в Белоруссии, а Берлину — Данциг, Торн, Великая Польша, Куявия и Мазовия.

В 1794 году из-за недовольства польской шляхты уступками властей Речи Посполитой соседним державам началось восстание под руководством Тадеуша Костюшко. Оно было подавлено русскими войсками. После этого Россия и Австрия договорились о третьем, окончательном разделе Речи Посполитой. Это решение объяснялось тем, что польское восстание угрожало спокойствию соседних государств.

24 октября 1795 года в Санкт-Петербурге была подписана русско-прусско-австрийская конвенция. Согласно её условиям, Россия получала остававшиеся до этого времени в составе Речи Посполитой восточнославянские и литовские территории, а Австрия с Пруссией делили земли, заселённые этническими поляками. Речь Посполитая прекратила своё существование.

Во время Наполеоновских войн на части польских земель, отошедших ранее германцам, при поддержке Парижа было образовано Варшавское герцогство, ставшее опорной базой Франции при нападении на Россию в 1812 году. На Венском конгрессе его также разделили между собой Россия, Австрия и Пруссия.

По словам Кирилла Кочегарова, разделы Речи Посполитой воспринимались польским обществом как национальная трагедия. При этом Герман Артамонов подчёркивает, что на польских территориях, оказавшихся под властью Российской империи, были созданы благоприятные социально-экономические условия: сохранились политическое самоуправление, религиозная свобода, существовали возможности для экономического развития.

Первый раздел Речи Посполитой

Дата: 19 февраля 1772 года

Причины первого раздела:

В дополнение к выше озвученным – Австрия и Пруссия опасались успехов России в русско-турецкой войне, начавшейся в 1768, и предложили разделить Польское Королевство в обмен на окончание боевых действий. В случае отказа – австрийский и прусский монархи угрожали объединиться и объявить Екатерине II войну.

Еще до того, как была подписана секретная конвенция в Вене и произошел первый раздел, Россия и Пруссия договорились об условиях раздела на встрече в Петербурге 6 февраля 1772 года.

Карта после первого раздела
К 5 августа, на момент оглашения манифеста о разделе Польского Королевства, военные силы Пруссии, России и Австрии уже заняли распределенные между ними территории. Екатерина II получила в своё распоряжение восточную Белоруссию и часть прибалтийских земель. Прусский король смог выполнить задуманное объединение своих земель – находящиеся между ними области Польши отошли к Пруссии. Австрия присоединила несколько южных областей Речи Посполитой, с богатыми соляными шахтами.

Англия и Франция, на поддержку которой надеялись Барские конфедераты, не проявили активной позиции.

Результат первого раздела:

  • Российская Империя присоединила к своей территории примерно 92 тыс. км² с численностью населения около 1,3 млн. человек
  • Пруссия объединила свои территории, получив около 36 тыс. км² и полумиллиона человек, а также получила контроль над большей частью внешней торговли Речи Посполитой.
  • Австрийские приобретения оценивались в 83 тыс. км² территорий (плодородные земли + шахты), и 2,6 млн человек.

Отношения между Русью и Польшей

Формирование государственности на Руси и в Польше в Средние века началось практически синхронно. Но в момент принятия христианства цивилизационные пути двух могущественных славянских государств начали расходиться. Если польский князь Мешко I крестился по западному, римскому обряду, то княгиня Ольга с князем Владимиром — по восточному, отказавшись от цивилизационной общности с Западной Европой.

Отношения между Русью и Польшей в Средние века были достаточно нестабильными. Рюриковичи заключали с Пястами (первая династия польских правителей) династические браки и оказывали родственникам помощь, однако параллельно вели с ними войны.

Причины ослабления Речи Посполитой

Историки полагают, что падение Речи Посполитой и её дальнейшее расчленение соседними державами связано с комплексным политическим кризисом.

Люблинская уния

Корни раздиравших страну противоречий следует искать в самой ранней истории государства. Речь Посполитая была образована в результате подписания Люблинской унии (1569) между Польским королевством и Великим Княжеством Литовским, которые отныне становились единой державой. Решение об объединении было вызвано не столько культурной схожестью двух стран, сколько внешнеполитическими трудностями, связанными с ведением Ливонской войны. Подписание унии вызвало волну протестов среди литовских помещиков. Отношения между державами накануне оформления этого документа также были натянутыми.

В новом государстве ключевую роль играла польская шляхта, решавшая почти все важные вопросы, но литовская знать не желала мириться с таким положением дел и периодически организовывала оппозиционные выступления.

Религиозная политика

Помимо культурных различий и политических противоречий между поляками и литвинами, ситуацию усугубляло ещё и то, что почти половину территории Литвы составляли бывшие русские княжества: например, Минское и Турово-Пинское. Население на этих землях было преимущественно православным и русскоязычным. Со временем на территории Речи Посполитой также стали селиться протестанты из Германии и Чехии.

Король и сейм, опасавшиеся раскола страны, проводили политику насильственного окатоличивания. Но в результате эта политика только усугубила внутренние противоречия.

Столкновения шляхетских кланов

В наибольшем выигрыше после подписания Люблинской унии оказалось польское дворянство. Центральная власть теперь должна была держать в подчинении огромные территории. Поэтому часть своих полномочий король был вынужден передать шляхтичам, заседавшим на сеймах. Каждый знатный шляхтич представлял на сейме свою область, на которой он был практически единоличным правителем. Непомерные амбиции шляхты постоянно приводили к междоусобицам и беспорядкам.

В конце XVI века свет увидел закон Liberum Veto, согласно которому, все решения сейма должны были приниматься единогласно

Таким образом, любой присутствующий на сейме шляхтич мог препятствовать изданию важного государственного закона, просто проголосовав против. Шляхта быстро осознала, какая власть оказалась у неё в руках

Вплоть до первого раздела Речи Посполитой заседания сейма регулярно срывались по прихоти отдельных дворян.

Liberum Veto медленно подтачивало основы государства и разрушало авторитет королевской власти. В стране начиналась анархия. Речь Посполитая из централизованного государства постепенно превращалась в конгломерат разрозненных воеводств и княжеств. В свои конфликты шляхтичи и магнаты нередко втягивали правителей соседних держав, что приводило к ещё большей дестабилизации.

Социальная обстановка

Крестьянство Речи Посполитой страдало от феодального гнёта и непомерно больших повинностей. Часто экономические и социальные конфликты переплетались с национальными раздорами, что приводило к массовым выступлениям. К числу таких волнений относилось, к примеру, восстание гетмана Богдана Хмельницкого, окончившееся для Речи Посполитой потерей Левобережной Украины.

К концу XVIII века внутренние противоречия достигли своего апогея и привели к национальной катастрофе.

Примечания

  1.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 2 октября 2017.
  2. С. Захаркевич. // Художественная культура армянских общин на землях Речи Посполитой: Материалы Международной научной конференции / Сост. и отв. ред. И. Н. Скворцова. — Минск: Арт. Дизайн, 2013. — С. 23.
  3. Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 18. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4.
  4. Дмитрук, Е. П. Название польского государства и особенности его политико-государственного устройства в XX в. согласно конституционным актам: историко-юридический анализ // Право.by. — 2014. — 1 (27). — c. 13-18.
  5. Грыцкевіч А. Дзяржаны і палітычны лад // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 43—44. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4.
  6. Радаман А. Соймік // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: БелЭн, 2005. — Т. 2: Кадэцкі корпус — Яцкевіч. — С. 617. — 788 с. — ISBN 985-11-0378-0.
  7. Нарысы гісторыі Беларусі. — Мн.: Беларусь, 1994. — Т. 1. — С. 177. — 528 с.
  8. Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т. — Мн.: Беларуская Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2005. — Т. 1: Абаленскі — Кадэнцыя. — С. 114—116. — 684 с. — ISBN 985-11-0314-4
  9.  (недоступная ссылка). Сайт города Ветка и Ветковского района Гомельской области. Дата обращения: 24 марта 2018.
  10. Kuklo C. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej. — Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. — P. 211. — 518 p.
  11. Cezary Kuklo. Demografia Rzeczypospolitej Przedrozbiorowej. — Warsawa: Wydawnictwo DiG, 2009. — P. 211. — 518 p. — ISBN 978-83-7181-590-4.
  12. Administration // Encyclopedia Lituanica / Simas Sužiedėlis, Juozas Kapočius. — Boston, Massachusetts, 1970—1978. — Т. I. — С. 17—21.
  13. Stasys Vaitiekūnas. Lietuvos gyventojai: Per du tūkstantmečius. — Vilnius: Mokslo ir enciklopedijų leidybos institutas, 2006. — P. 53. — ISBN 5-420-01585-4.
  14. Рябцевич В. Н. Нумизматика Беларуси. — Мн.: Полымя, 1995.

Первые унии

В 1384-м на польский престол взошла Ядвига — дочь венгерского короля, избранная польской знатью. Но женщина не могла править королевством, да и Польша нуждалась в новой династии, которая бы принесла стране стабильность. Тогда для Ядвиги нашли мужа — литовского князя Ягайло. Четырнадцатого августа 1385 года в Кревском замке был заключён межгосударственный союз — уния. Согласно этому документу, Ягайло женился на Ядвиге, основывал новую династию, принимал католицизм и становился королём Польши, сохраняя титул и власть великого князя Литовского. Государства обязывались действовать сообща на международной арене, помогать друг другу в войнах. При этом прежними оставались законы, монета и армии государств.

Свадьба Ядвиги и Ягайло. Художник — Ян Матейко

В 1413 году объединение Польши и Литвы чуть продвинулось вперёд. Поляки и литвины подписали Городельскую унию. С этого момента любой литвинский дворянин, если он принимал католичество, оказывался в рядах польской шляхты. Его род приписывался к одному из польских гербов, объединявшему несколько знатных фамилий. Этот акт получил названиеадопция» и стал одним из главнейших способов полонизации русского боярства Литвы.

Следующую унию утвердили незадолго до смерти Ягайло, в 1432 году в Гродно. Литва стала наследственным владением польского короля и его потомков. В Литве сохранялся отдельный правитель — великий князь, которого избирала местная знать, — но польский король получал особый титул верховного князя Литовского. Благодаря этим условиям уже в 1447 году власть над Польшей и Литвой снова объединилась в руках одного правителя — Казимира IV.

Демография и религия

Население Содружества Речь Посполитая обоих народов никогда не было в подавляющем большинстве ни католиком, ни поляком. Это обстоятельство возникло в результате владения Польшей Украиной и конфедерации с Литвой, в обеих странах этнические поляки составляли явное меньшинство. Содружество состояло в основном из четырех наций: литовцы, поляки, белорусы (обычно называемые русинами) и украинцы (последние обычно назывались русинами). Иногда жителей Великого княжества Литовского называли литвинами, славянским термином для литовцев, несмотря на различное этническое происхождение.

Вскоре после Люблинского союза население Содружества составляло около 7 миллионов человек, с грубым разбивкой на 4,5 миллиона поляков, 0,75 миллиона литовцев, 0,7 миллиона евреев и 2 миллиона русинов. В 1618 г. после Деулинского перемирия население Содружества увеличилось вместе со своей территорией, достигнув 11,5 млн. Человек, которые состояли примерно из 4,5 млн. Поляков, 3,5 млн. Украинцев, 1,5 млн. Белорусов, 750 000 литовцев и пруссаков, по полмиллиона каждого. евреев и ливонцев. В то время дворянство составляло десять процентов населения, а бюргеры — 15 процентов.

В период с 1648 по 1657 годы потери населения оцениваются в четыре миллиона. В сочетании с дальнейшими потерями населения и территории в 1717 году население Содружества Речь Посполитая сократилось до 9 миллионов человек: примерно 4,5 миллиона поляков, 1,5 миллиона украинцев, 1,2 миллиона белорусов, 0,8 миллиона литовцев, 0,5 миллиона евреев и 0,5 миллиона других.

Быть польским в непольских землях Содружества было тогда гораздо меньшим показателем этнической принадлежности, чем религии и ранга; это было обозначение, в значительной степени зарезервированное для землевладельческого дворянства (шляхты), в которое входили поляки, а также многие представители непольского происхождения, которые с каждым следующим поколением переходили в католицизм во все большем количестве. Для непольского дворянина такое обращение означало последний шаг полонизации, который последовал за принятием польского языка и культуры.

Польша, как наиболее культурно развитая часть Содружества Речь Посполитая, с королевским двором, столицей, крупнейшими городами, вторым старейшим университетом в Центральной Европе (после Праги) и более либеральными и демократическими социальными институтами, оказалась непреодолимым магнитом. для непольского дворянства в Содружестве.

В результате на восточных территориях польская (или полонизированная) аристократия доминировала над крестьянством, подавляющее большинство которого не было ни польским, ни римско-католическим. Более того, десятилетия мира привели к огромным усилиям по колонизации в Украине, усилив напряженность среди знати, евреев, казаков (традиционно православных), польских и русианских крестьян.

Последние, лишенные своих местных защитников среди русинского дворянства, обратились за защитой к казакам, которые способствовали насилию, которое в итоге разрушило Содружество Речь Посполитая. Напряженность усугублялась конфликтами между Восточным Православием и Греко-Католической Церковью после Брестского Союза, общей дискриминацией православных религий доминирующим католицизмом и несколькими казацкими восстаниями. На западе и севере во многих городах было немало немецких меньшинств, часто принадлежавших реформатским церквям.Содружество также имело одну из крупнейших еврейских диаспор в мире.

До Реформации шляхты были в основном католиками или православными. Однако многие семьи быстро приняли реформатскую религию. После контрреформации, когда Римско-католическая церковь восстановила власть в Польше, шляхта стала почти исключительно католической, несмотря на то, что римский католицизм не был религией большинства (римско-католическая и православная церкви составляли примерно 40 процентов населения каждая в то время как оставшиеся 20 процентов были евреями и членами различных протестантских церквей). Следует отметить, что контрреформация в Польше, на которую повлияла традиция религиозной терпимости Содружества, основывалась главным образом на пропаганде иезуитов и была очень мирной по сравнению с эксцессами, такими как Тридцатилетняя война в других странах Европы.

Первый раздел

Первый раздел Польши состоялся в феврале 1772 года, 19 числа. Если говорить кратко, все случилось так. Пруссия и Австрия с неодобрением относились к усилению России. В этот период продолжалась русско-турецкая война, и если бы Российская империя добилась в ней крупных успехов, ее положение на политической арене могло очень укрепиться.

Стремясь не допустить этого, Австрия и Пруссия предложили Екатерине вариант, который не мог ее не заинтересовать: разделить Речь Посполитую с выделением России значительных по размеру территорий. В ответ на это императрице следовало отказаться от дальнейшего ведения военных действий с Турцией.

Предварительная договоренность между странами была достигнута еще до подписания документа о разделе.

Стороны поладили между собой следующим образом:

  • к России отошли земли Белоруссии и части Прибалтики — всего 92 тыс. кв. км с населением 1,3 млн чел.;
  • Пруссия получила те районы Польши, которые позволили ей объединить свои земли, с населением до 500 тыс. чел, по размеру 36 тыс. кв. км;
  • Австрии отошли 83 кв. км территорий, включавших прекрасные соляные шахты и плодородные земли.

Люблинская уния

Дискуссии об окончательном объединении Литвы и Польши в единое государство велись достаточно долго. Литовская шляхта и магнаты опасались того, что окажутся в новом объединении на вторых ролях, однако из-за угрозы поражения в Ливонской войне знать стала более сговорчивой. 

В 1569 году в Люблине начал работать польско-литовский сейм, призванный решить вопрос полного слияния двух стран. Литовцы добивались объединения на условиях полного равенства обеих частей будущего государства, однако польские аристократы были с этим несогласны. Сторону поляков занял Сигизмунд II Август, носивший титул одновременно короля польского и великого князя литовского. Своими универсалами он присоединил к Польше Подляское и Волынское воеводства, Подолье и Киев. Литовской знати за несговорчивость король пригрозил конфискацией земель. В итоге уния была официально подписана 28 июня 1569 года.

  • Сигизмунд II Август

В результате было образовано новое государство — Речь Посполитая, формально считавшаяся республикой двух народов (на практике — польской и литовской шляхты), избиравших себе пожизненных королей. Законодательная власть в Речи Посполитой принадлежала двухпалатному сейму. В сенат входили высшие сановники и представители католического духовенства, в посольскую избу — депутаты, избранные на собраниях местной шляхты.

Номинально Литва и Польша в составе федеративной Речи Посполитой были равны. Однако благодаря передаче королём территории большей части современной Украины Польше и другим законодательным ухищрениям соотношение польских и литовских представителей в общем сейме стало три к одному. Разработка законодательства и внешняя политика были подчинены интересам польской знати. Начался процесс тотальной полонизации и окатоличивания привилегированных слоёв общества.

Язык и религия

Страна была населена различными этническими группами, говорящими на разных языках и с разными вероучениями. В Речи Посполитой было три официальных языка: латинский, польский и русинский (протоукраинский и белорусский).

Что касается религии, то эта страна была многоконфессиональным государством. Католики во второй половине шестнадцатого века составляли менее половины его населения. Его территория была разделена между Римской и Византийской церквями.

В юго-восточной части Польского королевства и в восточной части Великого княжества Литовского доминирующей была православная вера. У армян тоже были свои отдельные епархии, они пользовались широкой свободой вероисповедания. В 16-м веке влияние Реформации достигло Польши и Литвы. Лютеранство было принято в основном в городах с немецким населением на севере и в западной части Польского королевства, в то время как кальвинизм распространился среди дворян Малой Польши и Литвы.

Чешские братья и антитринитарии, которых преследовали в их метрополиях, также нашли убежище в Польше и Литве. Варшавская Конфедерация (1573) гарантировала мирное сосуществование среди христианских конфессий, в том числе католиков, православных и протестантов. В 17-м веке за религиозную терпимость Речь Посполитую называли «убежищем еретиков». Здесь также проживали представители не христианских конфессий. В 18-м веке евреи составляли около 10 процентов населения. Были также мусульмане (татары).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector