Второй иерусалимский храм

Содержание статьи

Или о Храмовой горе, на которой располагаются различные культовые сооружения разных религий. На горе, согласно библейским источникам, имело место жертвоприношение Авраамом Исаака (The BindingofIsaac)Остаток наследия строительства Ирода Великого (40-4 гг до н.э)Одним из самых значимых открытий Чарльза Уильсона стала арка в северной части Западной Стены. Пролет арки высотой около 13 метров держал над собой дорогу длиной 23 метраСейчас ворота Уоррена находятся в тоннеле вдоль Западной стены на расстоянии 46 метров от входаВ Мусульманский период этот вход был назван в честь пророка, а внутреннее помещение превращено в мечеть. Сейчас ворота можно найти по крупному камню в кладке рядом со Стеной Плача

Иерусалим связал в причудливый узел истории трех религий и многих государств. На небольшом участке земли умещаются тысячи легенд, стоят многие святыни, а под ними пролегают древние и новейшие тоннели, ведущие к многовековой истории самого желанного для завоевателей города мира. Современное подземное строительство позволяет соединить фрагменты истории – тоннель вдоль Западной стены открывает доступ к результатам раскопок XIX века, которые, в свою очередь, рассказывают о методах и масштабах строительства в наиболее интересные исторические периоды.

Используемые термины и определения

2.1. Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно  определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

2.2. Оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

2.3. Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий(операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.4. Предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

2.5. Уничтожение персональных данных — действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

2.6. Блокирование персональных данных — временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

За храмовую гору воевали, пока мусульмане не возвели там религиозный комплекс

После разрушения храма за гору неоднократно воевали. Она стала спорной территорий. В 130 году римляне взялись за строительство храма Юпитера, но уже 132 евреи вернули гору и возвели своё святилище. В 135 их снова изгнали.

В 361 году к власти пришёл император Юлиан. Он объявил свободу вероисповедания и вознамерился возвести на месте храма новый. Дело помешал пожар на горе, а затем — смерть императора.

Храмовую гору захватили мусульмане, а евреям осталась только стена плача.

В 638 эти земли завоевали арабы. Они возвели на предполагаемом месте храма свой религиозный комплекс — Куббат ас-Сахра (Купол Скалы (как называется это по-русски), и мечеть Аль Акса). Сегодня эти постройки остаются действующим и вторым по значимости религиозным центром мусульманского мира.

Есть немало идей о том, как компромиссно распределить пространство священной горы между иудеями и мусульманами, но стороны не согласны.

Ряд евреев настаивает, чтобы им вернули место, которое находится под куполом скалы и никакое иное. Стену плача они не считают святым местом и называют пристройкой Ирода.

Решить споры из-за геополитической ситуации сегодня не удаётся. Усложняет ситуацию и то, что достоверно не установлено, где именно находился храм.

На фото Храмовая гора сегодня: в центре мечеть Купол скалы, а стена на переднем плане — это руины второго храма

Иерусалимская Церковь, как и весь христианский мир, будь то хоть католики, хоть православные, не особо беспокоятся о судьбе храмовой горы.

Главное святое место христиан находится в другом месте, это храм Гроба Господня, построенный, как считается, на горе, где распят и погребён Иисус Христос.

Иерусалимский Храм в еврейской истории

После завоевания Ханаана Палатку неоднократно перевозили с места на место в Еврейском Государстве. Центральным святилищем Израиля в эпоху Судей стала Скиния в Хирбет-Селуме (Шило), где в то время хранился Ковчег Завета. Силом в этот период служил местом собрания еврейских родов. Судя по всему, со временем, строение Скинии в Шило становится более постоянным — её стены становятся каменными, хотя, по-прежнему, Скиния была покрыта сверху завесами. Поэтому Палатка в Силоме названа Домом Бога или Дворцом Бога.

Храм Соломона

Создание центрального Храма в древнем Израиле олицетворяло объединение Еврейского народа и могло произойти лишь во время упрочения этого единства. И действительно, согласно Библии, Храм был воздвигнут в период самого высшего проявления национального единства еврейского народа, в царствование Экклезиаста. Соломону удалось осуществить план постройки грандиозного Храма, к которому устремлялись бы на поклонение евреи со всех концов Израиля.

Царь Давуд завоевал столицу иевусеев Иерусалим и торжественно перенёс Короб Бога туда, где поместил его в специально предназначенную для него скинию и лично принёс в ней жертвы Богу. Иерусалим находился на территории между наделами колена Иуды (Иехуды) (к которому принадлежал Давуд) и колена Вениамина (Биньямина) (к которому принадлежал первый царь Израиля Шауль). Перенеся Ковчег Завета — символ присутствия Бога — в город, не принадлежавший ни одному из колен и бывший в личном владении царя, Давуд, тем самым, превратил свою столицу в святой город, вокруг которого концентрировалась религиозная жизнь всех двенадцати колен Израиля.

Строительство Храма Соломона

Строительство самого Храма длилось 7 лет: с 957 по 949 годы до нашей эры (по другим данным, с 1014 по 1006). Работа была завершена в восьмом месяце 11-го года царствования Соломона (1 Цар. 6:37,38). Празднование освящения Храма было произведено на следующий год, в седьмом месяце, перед праздником Шалашей (Кущей), и было отпраздновано с величайшей торжественностью, при участии старейшин Израиля, глав колен и родов (1 Цар. 8:1-66). Ковчег Завета был торжественно установлен в Божественной комнате, и Соломон вознёс публичную молитву. Празднование освящения Храма длилось 14 дней (2 Лет

7:8) и его описание свидетельствует о том, что строительство Храма было делом величайшей важности для всего народа

История Храма Соломона

Великолепное здание Храма сделало его с самого начала центральным святилищем для всего Израиля, хотя наряду с ним продолжали существовать и местные святилища — бамот. Вошло в обычай восходить три раза в год в Иерусалимский храм, как раньше в Палатку, которая располагалась в Силоме (Шило). Однако, ухудшение политической ситуации в конце правления Экклезиаста и в дни его преемников отразилось на судьбе Храма. Чтобы подорвать статус Салима как духовно-политического центра всех израильских колен, основатель Израильского (Северного) царства Йеровоам Первый (930 год до н. э.) восстановил святилища в Лузе (Бет-Эле) и Дане и превратил их в подобие Иерусалимского храма. В обоих храмах Иеровоам установил золотых тельцов.

Падение Северного царства и разрушение ассирийцами израильских храмов в Лаише и в Вефиле (Бет Эле) в семьсот тридцать втором и 721 гг. до н. э. укрепило положение Иерусалимского храма в качестве центрального святилища всех еврейских родов. В результате, паломники из бывшего Израильского царства прибывали на Пасху в Иерусалим. С восшествием же на престол благочестивого царя Йосии (Иошияу) в 622 году до н. э. были ликвидированы все языческие культы, разрушены алтари в культовых центрах северных колен, и Иерусалимский храм был окончательно превращён в национально-религиозный центр. С тех пор в Иудее было одно единственное Святилище, куда паломничали даже палестинцы.

Со времени пророка Михея (начало VIII в. до н. э.) пророки не переставали предостерегать, что в наказание за моральные и религиозные прегрешения Израиля Храм будет разрушен. Разрушение Храма и последовавшее за ним халдейское рабство стало подтверждением этих пророчеств и, в результате, вызвало стремление к неукоснительному соблюдению Закона и надежду, в духе пророческих видений Иезекииля (Иехезкеля), на возвращение из изгнания и восстановление Храма. В память о разрушении Храма и сопровождавших его событиях было установлено четыре обета, среди которых пост 9 Ава знаменовал день, когда был сожжён Храм.

КРУШЕНИЕ СИМВОЛА НАЦИОНАЛЬНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ

Иерусалимские храмы были разрушены, но многие века остаются в памяти евреев не только символом веры, но и символом независимости.

Через полвека по указу Кира Великого евреям было разрешено вернуться в Иерусалим после Вавилонского пленения (598-539 гг. до н. э.) и отстроить заново свой храм. Но он не шел ни в какое сравнение с первым. Не этот «промежуточный» храм Зоровавеля, а храм Ирода Великого вошел в историю как Второй Иерусалимский храм. После реконструкции, произведенной царем Иродом, храмовый комплекс стал огромным сооружением на платформе (частично сохранилась) из белых мраморных плит размером 14 гектаров. Для размещения этой платформы Ирод расширил вершину Храмовой горы, возведя по краям искусственные террасы. Южный край платформы, укрепленный гигантскими плитами белого мрамора, отвесно поднимался над землей почти на 40 метров. Все сооружение вдвое превосходило по площади знаменитый форум Траяна в Риме. Реставрацией храма нелюбимый в народе Ирод хотел улучшить свою репутацию. Работы начались примерно в середине его царствования в 19 или 22 г. и продолжались еще очень долго. Согласно Евангелиям, когда в храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет. И фактически уже через 6 лет после окончания масштабных строительных работ в 64 г. Второй храм был разрушен римлянами при подавлении антиримского восстания (Первая Иудейская война 63-70 гг.). Разрушение Иерусалима и сожжение храма положило начало рассеянию евреев по всему миру.

Храм Ирода тех времен, когда здесь проповедовал Иисус Христос (реконструкция конца XIX в.).

Город долгое время находился в руинах и запустении, пока в 130 г. император Адриан не повелел построить на развалинах Иерусалима римскую колонию Элия Капитолина по образцу римского военного лагеря. На месте храма Адриан приказал воздвигнуть святилище, посвященное Юпитеру, а там, где была Святая святых, воздвигли конную статую Адриана. Такого святотатства евреи не выдержали, и вспыхнула свирепая и затяжная война — новое еврейское восстание против Рима (Восстание Бар-Кохбы или Вторая Иудейская война, 132-136 гг.). Повстанцы удерживали город почти три года. Соорудили Скинию — временный храм, и возобновили жертвоприношения Единому Богу. После подавления восстания Скиния вновь была разрушена, а все иудеи изгнаны из города по указу Адриана.

План Храма Ирода.

Известно, что византийский император Юлиан Отступник (361-363 гг.), воцарившись в Константинополе, начал проводить политику веротерпимости, объявил о свободе отправления культа на подвластной ему территории и о возврате конфискованного имущества языческих храмов. Среди прочего Юлиан обнародовал свой план о восстановлении еврейского храма в Иерусалиме. Однако спустя месяце небольшим Юлиан погиб, и храм не был восстановлен. Тем не менее тема эта не закрыта: по иудейскому преданию, Иерусалимский храм когда-нибудь будет восстановлен и станет главным религиозным центром иудеев и всего мира.

Арка Уильсона

В 1864 британский инженер и археолог генерал-майор Сэр Чарльз Уильсон приехал в Иерусалим с целью его картографирования. Одним из самых значимых открытий Чарльза Уильсона стала арка в северной части Западной Стены. Пролет арки высотой около 13 метров держал над собой дорогу длиной 23 метра. Под дорогой располагался старый квартал, который в мусульманский период истории города был засыпан, и на его месте выросли новые постройки.

Датировка отличается по разным оценкам: некоторые ученые считают, что построили арку при царе Ироде, некоторые, что намного позже – в VII или VIII веке. Ведущий археолог Управления древностей Израиля Дэн Бат в своей книге «Под Иерусалимом: Прокладка тоннеля вдоль стены Храма Ирода» утверждает, что, несмотря на предыдущие гипотезы о строительстве арки при царе Ироде, корректна более поздняя датировка. Сейчас арку можно увидеть как часть тоннеля вдоль Западной стены.

Иерусалим до храма

После того, как евреи ушли из Египта, временным храмом им служила Скиния собрания — своеобразная палатка из ковров и кож, которая переносилась с места на место. Считалось, что Бог сам должен выбрать место, где ему будут поклоняться. До строительства храма в Иерусалиме в Скинии приносились жертвы и хранился Ковчег Завета — тот самый, в котором были спрятаны Скрижали Завета с Десятью заповедями.

До евреев Иерусалим был населен иевусеями. Их покорил Давид, захватил город и провозгласил себя царем. В новую столицу Давид перенес Скинию и задумал построить грандиозный храм, место для поклонения евреев со всего Израиля. Но, согласно одному преданию, он не получил от Бога позволения строить храм — кровопролитные войны и прелюбодеяние запятнали его. По другой версии, царь последовал совету пророка Натана и оставил великую миссию своему сыну Соломону. Однако место для строительства будущего храма выбрал Давид. Он купил гору Мориа, где сперва воздвиг жертвенник Богу, чтобы остановить разразившуюся эпидемию. Вместе с Верховным Судом Давид составил и план будущего храма.

Стены Второго Храма

Известняковая платформа в старом городе, поднимающаяся на 740 метров над уровнем моря, известна как Храмовая гора, иначе Гора Мория. Здесь располагаются различные культовые сооружения разных религий. На горе, согласно библейским источникам, имело место жертвоприношение Авраамом Исаака (The BindingofIsaac). Это один из самых известных библейских сюжетов, отраженный на сотнях полотен итальянских и голландских мастеров, значимый посыл и для христианства, и для ислама. Хотя в исламе место жертвоприношения указывается иное, а имя Авраама читается как Ибрагим (праздник Курбан-Байрам посвящен именно этому событию).

В Храмовой горе сохранился камень, являющийся третьей по значимости святыней ислама – краеугольный камень или камень основания, над которым воздвигнут Купол Скалы. Он же – святыня для других конфессий. Этот участок земли по легенде принадлежал царю Давиду. Гора обнесена древними стенами, высота которых доходит до 45 метров – это то, что осталось от знаменитого Иерусалимского Храма. При этом общий объем каменной кладки сравним с объемом материалов, затраченных на строительство египетских пирамид.

Время частично скрыло руины. Сейчас Северная стена Иерусалимского Храма практически не видна за новыми постройками, Восточная и Южная части стен открыты полностью, Западная стена выступает над поверхностью нынешнего уровня земли только на несколько десятков метров. Это знаменитая Стена Плача. Но вдоль невидимого куска Западной стены сооружен тоннель, позволяющий верующим и туристам увидеть продолжение стены под наземными постройками. Благодаря тоннелю можно посетить систему подземных помещений религиозного предназначения и артефакты, напоминающие о древней истории и легендах этого места.

Здесь стояли главные сооружения Иудаизма: Первый Иудейский Храм, построенный Соломоном, сыном царя Давида, и разрушенный Навуходоносором, Второй Храм, восстановленный царем Иродом, который продолжил дело персидского царя Кира Великого, разрешившего строительство. Второй Храм Ирода был разрушен римским императором Титом в Первую Иудейскую войну. Согласно легендам, будет на этой горе стоять и Третий храм.

Навуходоносор II: падение Иудеи

В 597 году до н. э. Навуходоносор сделал царем Иудеи Седекию, последнего сына Иосии. Первые годы новый царь был верен правителю Вавилона, но через несколько лет рискнул восстать.

Можно понять, что не все в Иудее хотели войны. Книга пророка Иеремии описывает спор между пророками в Храме Иерусалима, в четвертый год правления Седекии (за несколько лет до восстания). Пророк Анания говорил, что ярмо Вавилона скоро падет. С ним спорил Иеремия, который отговаривал от восстания. Иеремия пришел в Храм с ярмом, символизировавшим власть Вавилона, и Анания снял его с шеи Иеремии. Иеремия говорил, что из-за восстания деревянное ярмо будет заменено на железное.

Иеремия поддерживал контакты с сородичами, переселенными в Вавилонию. Он знал, что среди них тоже были волнения, и Навуходоносор казнил нескольких лидеров общины. Восстание не началось. Навуходоносор вызвал Седекию к себе, когда был в Сирии. Царь Иудеи, вероятно, подтвердил, что верен Навуходоносору.

Иудея не могла бороться с Навуходоносором в одиночку, поэтому ее союзниками стали другие малые царства Леванта — Эдом, Моав, Аммон, финикийские города Тир и Сидон. Восставшие надеялись на помощь египетского фараона Априя.

Статуя фараона Априя. (Wikimedia.Commons)

Навуходоносор ответил карательным походом. Сначала он взял все крепости Иудеи, а в начале 587 года до н. э. осадил сам Иерусалим. Остальные союзники либо вообще не выступили против вавилонян, либо были легко разбиты. Сопротивлялись только Тир и Сидон, но в итоге тоже сдались вавилонянам.

Согласно Второй книге царств, перед вторжением в стране оставались три крепости — Иерусалим, Лахиш и Азека. Сохранилось письмо иудейского военачальника с наблюдательного поста, который сообщал, что он видит сигналы из Лахиша, но сигналов из Азеки больше нет (город уже взят).
Осада Иерусалима продолжалась с небольшим перерывом 18 месяцев. Ее красочные описания сохранились во Второй книге царств и «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. Навуходоносор привел армию к стенам города, а затем удалился в свою ставку в Рибле.

Седекия ждал помощи от Египта. Армия фараона вступила в Иудею, но, по мнению исследователей, это была демонстрация силы. Фараон Априй показывал, что он достаточно силен, чтобы Навуходоносор не пытался атаковать его страну, но не хотел больше бороться за контроль над Ближним Востоком. Вавилоняне ненадолго сняли осаду Иерусалима и выступили навстречу египтянам. До битвы не дошло, и фараон увел армию в Египет.

Армия вавилонян держала блокаду вокруг города, а ее осадные машины разрушали стены. Наконец, в августе 586 года до н. э. они пробили стену тараном и начали штурм.

Осада Иерусалима, средневековая миниатюра к «Иудейским древностям». (Wikimedia.Commons)

Царь Седекия с семьей и частью войска прорвался из гибнущего города, но на Иерихонской равнине его взяли в плен. Воины разбежались после того как покинули город. Пленного царя привели в Ривлу в лагерь Навуходоносора, который приказал убить сыновей Седекии у него на глазах. Казнили ряд аристократов поверженной страны, а Седекию ослепили и отправили в ссылку.

Пожар в Иерусалиме шел несколько дней. Были разрушены стены города и уничтожены большие дома. Часть жителей столицы Иудеи сразу же отправили в Вавилонию. Некоторых бедняков победители оставили на родине «работниками в виноградниках и землепашцами».
Навуходоносор оставил править бывшим царством иудея по имени Годолия. Впрочем, через несколько месяцев он был убит другим иудеем, родственником Седекии. После этого часть иудеев ушла в Египет, а оставшиеся через несколько лет были переселены в Междуречье.
День взятия Иерусалима и день убийства Годолии вошли в иудейский календарь как дни поста.

Иерусалим перед римской осадой

В подготавливаемый к римской осаде Иерусалим собрались массы бежавших от римских войск иудеев; страсти бушевали. Единодушие, произведенное в начале восстания общею опасностью и национальным энтузиазмом, скоро было разрушено фанатизмом крайних ревнителей закона Моисея – «зелотов». Партия умеренных была заподозрена в расположении к римлянам и лишилась всякого влияния; иродианцы, примкнувшие к национальному делу, но не желавшие мер, которые уничтожали возможность примирения с римлянами, были брошены в темницы и убиты. Зелоты убили первосвященника Анну и другого вождя умеренной партии, хотевших остановить их буйство; овладели Храмом, призвали в Иерусалим идумеян, грубых, физически сильных поселян, и произвели на улицах истребление главных людей противной партии. Один из зелотских вождей, Иоанн Гискальский, вошедший в Иерусалим с отрядом буйных галилеян и кинжальщиков, захватил власть в городе и владычествовал террористическими мерами. Но в партии, одолевшей умеренных, скоро начался раздор. Идумеяне поссорились с галилеянами и впустили в Иерусалим предводителя ещё более крайних зелотов, Симона, сына Гиоры, который до этого бродил с отрядом отчаянных людей по соседним с Иорданом местностям, где было много ущелий и пещер, вел партизанскую войну, грабил. Прямо перед осадой в Иерусалиме начались непрерывные драки между воинами Иоанна Гискальского и этого нового вождя; а римляне между тем подступали все ближе. К довершению смут, возникла в Иерусалиме третья партия, зелотов, имевшая своим вождем Элеазара. Она заняла верхнюю часть пространства, обведенного укреплениями храма; Иоанн со своими приверженцами занимал нижнюю часть этого пространства и некоторые укрепления снаружи иерусалимских стен, а Симон занимал город. В различие друг от друга, зелоты Симона назывались партиею простого народа, зелоты Иоанна партиею образованного класса, а зелоты Элеазара священническою партией.

Карта древнего Иерусалима

Иерусалим в то время состоял из нескольких частей, обведенных каждая особыми стенами с башнями. 1) Южную часть Иерусалима образовал Старый или Верхний город; в состав его входили: южный отрог горы храма, называвшийся Офелом, и ущелье Сыроваров. В нем были Силоамский источник и пруд Соломонов. 2) Нижний город, где находилась гора Акра, или Барис, на которой царь Ирод Великий построил цитадель,названную Антониевой (или Антонией), был тоже обведен особою стеною, юго-западная часть которой, примыкавшая к дворцу Ирода, имела три высокие и крепкие башни; две из них назывались именами Мариамны и Фазаила, третья Гиппиком. Подле цитадели находился римский преторий. Дворец Ирода образовал тоже цитадель. От него к горе храма вела прекрасная колоннада, называвшаяся Ксистом; она отделяла верхний город Иерусалима от нижнего. 3) Новый город Иерусалима, состоявший из холма Безефы и примыкавшей к нему, с юго-востока террасы, тоже был обведен чрезвычайно крепкою стеною, которая шла от башни Гиппика на север через широкую возвышенность и подходила на востоке к горе храма. На северо-западном углу её стояла восьмиугольная башня Псефин, имевшая 70 футов вышины. 4) В середине этих трех частей Иерусалима, обведенных стенами со множеством башен, стоял храм; он с своими постройками и колоннадами, образовал еще особую крепость прикрываемую с северо-запада Антониевой цитаделью, а на юге соединенную с старым городом Иерусалима мостом, построенным через ущелье сыроваров.

Храм Ирода в Иерусалиме — главная иудейская святыня

По направлению снизу вверх, первую террасу образовал обширный «внешний двор» храма, на который могли входить и язычники. Красивая стена отделяла это «первое святилище» от «двора Израиля», на который могли входить только иудеи; это «второе святилище» было тоже обведено крепкою стеной. На него вела очень широкая лестница, имевшая семь великолепных ворот. Были особенно хороши восточные ворота, которые вели во «двор женщин»; они были сделаны из коринфской меди. Между воротами шли здания с колоннадами сокровищницы. За этими зданиями был второй отдел лестницы, имевший 12 ступеней; он вел в «третье святилище», или «святилище священников»; это была тоже обширная терраса; на ней стоял храм и перед храмом жертвенник.

Вход на Храмовую гору в древнем Иерусалиме

Автор изображения — Водник

Разрушение и восстановление Иродом

Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. В Евангелие от Иоанна значится, что именно в этом храме проповедовал сам Иисус Христос. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами.

Макет-реконструкция храма Ирода. (wikipedia.org)

Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Кроме Нового Завета упоминания он восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.

Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены.

В более позднем искусстве

‘Осада и разрушение Иерусалима’, La Passion de Nostre Seigneur c.1504

Война в Иудее, особенно осада и разрушение Иерусалима, на протяжении веков вдохновляли писателей и художников. Барельеф в арке Тита был влиятельным в создании меноры как наиболее драматический символ разграбления Второго Храма.

  • Осада Иерусалима Среднеанглийское стихотворение четырнадцатого века.
  • Франки ларец . На обратной стороне шкатулки изображена осада.
  • Разрушение Храма в Иерусалиме от Пуссена (1637). Холст, масло. 147 × 198,5. Художественно-исторический музей, Вена. Изображает разрушение и разграбление Второго Храма римской армией во главе с Титом.
  • Разрушение Иерусалима Титом от Каульбах (1846). Холст, масло, 585 × 705 см. Neue Pinakothek, Мюнхен . Аллегорическое изображение разрушения Иерусалима с драматическим акцентом на фигуре Первосвященника с Титом, входящим справа.
  • Осада и разрушение Иерусалима римлянами под командованием Тита, 70 , Дэвид Робертс (1850). Холст, масло, 136 × 197 см. Частная коллекция. Изображает сожжение и разграбление Иерусалима римской армией при Тите.
  • Разрушение Иерусалимского храма по Айец (1867). Холст, масло.183 × 252 см. Галерея Академии , Венеция . Изображает разрушение и разграбление Второго Храма римской армией.

Камень Иакова

Согласно Библии, Бог, единый для иудеев, христиан и мусульман, не сразу привел людей к мысли построить Ему храм. Первым указанием можно считать сон Иакова, сына Исаака и внука Авраама, того самого, который за чечевичную похлебку купил у брата Исава право первородства. Отправившись в путь, чтобы избежать гнева обманутого брата, Иаков заночевал в дороге и устроился спать прямо на земле, подложив вместо подушки камень:

Так пастух Иаков, еще не умея построить настоящий храм, обозначил главные принципы храмового строительства. Во-первых, он отметил место присутствия высших сил, установив памятный знак. Во-вторых, освятил его, совершив специальный ритуал с помазанием камня елеем (оливковым маслом). В‑третьих, назвал это место домом Божьим. Наконец, он дал этому месту еще одно определение — «врата небесные», то есть место, откуда открывался путь в иной мир. С тех пор всякое сакральное сооружение авраамической религии может быть признано таковым по наличию этих признаков.

Пейзаж со сном Иакова. Картина Михаэля Лукаса Леопольда Вилльмана. Около 1691 года

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector