Газета «вестник» №14

Боровский монастырь – расписание богослужений

Важно! Богослужения в монастыре происходят ежедневно

  • 5:30 – братский молебен у мощей преп. Пафнутия (в будние дни), полуношница, часы;
  • 6:45-7:15 – Божественная Литургия;
  • 12:00 – Акафист преп. Пафнутию (по понедельникам, вторникам, четвергам), Рождеству пресвятой Богородицы (по средам и пятницам), иконе Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» (по субботам).
  • 17:00 – вечернее богослужение.

В воскресные дни, а также в Дни Двунадесятых и Великих церковных праздников происходят 2 Литургии:

  • 6:30 – Божественная Литургия и часы (в храме Илии Пророка или в храме св. Митрофания);
  • 9:30 – Божественная Литургия и часы (в соборе Рождества Пресвятой Богородицы);
  • 14:00 – Акафист преп. Пафнутию (только по воскресеньям).

Боровский монастырь в советский период

В послереволюционный период множество церквей и монастырей начали использовать не по их первоначальному назначению. Часто помещения отдавались под склады и хозяйственные постройки, иногда под больницы и школы. Часто банально разрушали.

Боровскому монастырю не удалось сохранить свой изначальный статус. В 1923 году из его помещений вытащили весь церковный скарб и передали в музеи.

Из фундамента монастыря вытащили 194 белокаменных блока, на 29 из них осталась роспись шестнадцатого века.

Постройки самого монастыря не стали разрушать. Из-за наличия высоких стен из него сделали колонию для преступников, где они трудились и перевоспитывались.

Позже здания отдали под более приличное применение — там стал размещаться сельскохозяйственный техникум.

В 1960-х годах монастырский комплекс подвергся реставрационным работам. Полностью обновили стены и внутреннюю отделку. После реставрации обитель передали местному краеведческому музею. В этом статусе он и простоял до распада СССР.

Интересные факты

  • В Боровском монастыре отец Власий бывал еще до передачи его Православной церкви. В лунные ночи здесь слышались стоны, а местные жители утверждали, что видели призрак монаха. Все это связывали с военным историческим прошлым монастыря, а дух принадлежал якобы святому Пафнутию, который охранял обитель. Тогда отец Власий стал читать Псалтырь, и все странности прекратились.
  • Немного позже на празднование дня Пафнутия Боровского (14 мая) неожиданно обвалился купол в храме Рождества Богородицы. Всем открылись фрески, которые еще в 15 веке создал иконописец Дионисий. Так началось восстановление собора. А возглавил работы и сам монастырь отец Власий.
  • Еще известно, что схиму он принял от архимандрита Серафима (Тяпочкина) неслучайно. Отец Власий обратился к тому самому духовнику, что брал икону у «каменной» Зои в Куйбышеве. Известен случай, когда молодежь еще в советское время собралась у кого-то в доме. Начали танцевать по парам, а девушке Зое не достался партнер. Тогда она взяла икону Николая Чудотворца и стала танцевать с ней. Так она и застыла. Ни врачи, ни родные не могли сдвинуть ее с места. Лишь отцу Серафиму удалось освободить девушку из оцепенения. Вот к нему и обратился иеромонах Власий для пострига в схиму.
  • Буквально с первых дней его появления в Боровске местные жители стали говорить, что новый игумен видит людей насквозь. Стоило ему только посмотреть на человека, и он уже знал, с каким вопросом и проблемой к нему обращаются. Паломники вспоминают, что не успевали произнести и слова, а уже получали совет.
  • В первые годы пребывания в обители отец Власий выходил за ее пределы, чтобы погулять в лесу и порыбачить. Однажды его избили хулиганы. После этого игумен стал хромать.
  • По словам все тех же паломников, к старцу приезжают известные люди, имена которых не разглашаются. Однако известно точно, что в свое время к отцу Власию в Боровский монастырь приезжал известный танцор балета Андрис Лиепа. Он даже крестил дочь у него. Некогда сюда приезжал и писатель А. Солженицын с женою. Правда, поездка эта происходила в сопровождении милицейского эскорта. Отца Власия на тот момент не было в монастыре, он пребывал на Афоне. А писатель просто собирал материал о России.
  • Сам отец Власий скромно отзывается о своем даре. Прихожане прозвали его чуть ли не экстрасенсом, так как он видит и прошлое, и будущее людей. А настоятель говорит, что в свое время хорошо изучил иридодиагностику (определение заболеваний по радужной оболочке глаза). По его мнению, прежде необходимо лечить душу человека. Именно через нее все хвори и появляются.

Биография

Родился 8 марта 1932 года в селе Становой Колодезь Орловского района (ныне — Орловской области) в крестьянской семье. При крещении в церкви соседнего села Лукина был наречён в честь Алексия, человека Божия. По собственному признанию, молиться начал с трёх лет.

В 1949 году окончил среднюю школу в родном селе. Служил в армии, где старшина уговорил его вступить в комсомол. По возвращении домой он глубоко раскаивался в этом, видя в этом грех против Бога, и тотчас сжёг свой комсомольский билет.

С 1955 по 1958 год обучался в машиностроительном техникуме в Серпухове, а после окончания распределён на работу в город Камышин Волгоградской области. Посещал единственную в городе действующую церковь в честь святителя Николая, где его первым духовником стал священник Иоанн Букоткин, который рекомендовал молодому человеку поступить в Саратовскую духовную семинарию. После закрытия Саратовской семинарии был переведён в Ленинградскую духовную семинарию, а позднее окончил Ленинградскую духовную академию.

В Духовной академии познакомился с будущим патриархом Кириллом: «Я поступил в семинарию, а он в том году кончал академию. И мы его все любили. Он был еще мирянином, просто Алёшей Ноздриным, но отличался удивительным характером и замечательным стилем отношений с людьми».

13 марта 1966 года митрополитом Никодимом пострижен в монашество с именем Илиан в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Позднее митрополитом Никодимом был последовательно рукоположён в сан иеродиакона и иеромонаха. Нёс своё служение в разных храмах Ленинградской епархии.

С 1966 по 1976 год провёл в Псково-Печерском монастыре, а под влиянием прочтения книги о Силуане Афонском принял решение о поступлении в Пантелеимонов монастырь на Афоне.

3 марта 1976 года определением Священного синода был направлен нести иноческое послушание на Афоне. Проживал в Старом Русике, исполнял обязанности духовника Пантелеимонова монастыря.

В 1989 году был призван в Россию и направлен в качестве духовника в восстанавливаемую Оптину пустынь. Настоятелем обители архимандритом Евлогием (Смирновым) был пострижен в великую схиму с именем Илий (в честь одного из мучеников Севастийских).

После Поместного собора 2009 года был избран духовником своего сокурсника по Ленинградской духовной академии — новоизбранного патриарха Кирилла.

4 апреля 2010 года на Пасху в кафедральном храме Христа Спасителя в Москве патриархом Кириллом был возведён в сан схиархимандрита.

Проживает в Переделкине на территории Патриаршего подворья.

Архитектура

Территория Свято-Пафнутьева монастырского комплекса ухожена, паломников и насельников вдохновляет окружение пестрых цветов, умиротворяющей зелени и могучих, спокойных деревьев. Пустынь обнесена крепостной стеной с несколькими башнями, каждой из которых присвоено индивидуальное имя, за этой оградой течет река и стоит небольшой пруд.

Надвратная икона-фреска «Оранта» при входе в монастырь

  • Центральным зданием является церковь, освященная в честь Рождества Пречистой Богоматери. За 4 века существования собор неоднократно переделывался. Внутренне убранство расписано в византийском стиле. В стене на северной стороне располагается потайная комната, где устроено помещение для хранения монастырских денег и прочих ценностей.
  • В 1670 г. в обители заложили первый камень одноэтажного небольшого храма в честь Илии пророка. В качестве строительного материала использовался тяжелый кирпич. К зданию примыкают два притвора, которые ранее использовались в качестве госпиталя и трапезной. В память о трагичных событиях Смутного времени неподалеку возведен поклонный крест.
  • Церковь в честь святителя Митрофана была сооружена в середине XVIII в., она считается одной из самых поздних построек на территории Пафнутьева монастыря. Храм стоит на высоком основании, имеет один этаж и главку. В подклете (нижнем ярусе) располагается две палаты. В 1992 г. собор освятили, а в престол положили чудотворные останки великомучеников Хозевитских.
  • К трапезной пристроена высокая колокольня, являющаяся самостоятельным зданием. Её высота от основания до кончика креста составляет 55 метров. Издревле на первом ярусе располагалась лестница, ведущая в собор и внешнюю пристройку. На втором этаже колокольни находилась библиотека и ризница, а на третьем были установлены часы с колокольным механизмом. Верхние ярусы изначально предназначались для звона, который усиливался за счет полых сосудов в стене.
  • В XVII столетии воздвигли трехэтажное здание, которое назвали палатами архимандрита. Корпус многократно перестраивался и сегодня напоминает казарму николаевских времен. На первом ярусе расположены кельи для гостей, на втором — покои настоятеля, выше — братские палаты.

Пророчества старца Илия

Наиболее известными стали слова старца о будущем России. Старец свидетельствует, что вера в России начинает понемногу возрождаться, несмотря на то, что достижения в нашей духовной сфере были отброшены на два столетия назад.

Теперь русскому народу придется приложить немалые усилия в борьбе за свои идеалы. Только тогда вера и истинное благочестие соединятся с любовью к труду и множеством национальных традиций. Вера поднимется с колен и начнется новый этап ее возрождения.

Говоря о том, что должно быть поставлено во главе государственной идеологии России, старец называл христианскую веру, крепость духа и патриотическое начало. Только в сплочении и единстве старец видит спасение русского народа.

Отец Власий

Отец Власий — просветленный человек. Его называют старцем, так как его духовный жизненный путь лежит через православие.

Отец Власий прошел нелегкий жизненный путь и до сих пор продолжает активно служить людям, ведя ежедневный приём всех, кто в состоянии до него добраться в .

Люди, общавшиеся с ним, говорят, что возникает ощущение, будто старец «в сердце читает». По мнению тех, кто его знает, отец Власий наделен даром духовного рассуждения, утешения, провидения. Его называют «прозорливым старцем». На языке религии это означает, что он обладает истинным ясновидением, когда информация человеку приходит свыше, а не благодаря развитой чувствительности. Через это он помогает людям поставить акценты в жизни, увидеть, что нужно поменять и к чему стремиться.

Биография Отца Власия.

Православный старец, схиархимандрит Власий (Перегонцев) родился 8 февраля 1934 году в верующей семье. Его бабушка, будучи схимонахиней, с раннего детства воспитывала мальчика в вере и благочестии. Однако в те времена приходилось это скрывать. Окончив школу, он поступил учиться в Смоленский медицинский институт. Обучаясь в институте, Перегонцев тайно ходил молиться и прислуживать в Успенский собор. Об этом донесли в ректорат института, после чего начались гонения и травля верующего студента. Тогда Перегонцев решил оставить учебу и уехать из Смоленска. Он поехал в Тамбовскую область, в город Козлов, где встретился с отцом Иларионом (Рыбарем), и по его предложению уехал вместе с ним в Закарпатье, в монастырь Флора и Лавра. Там ему пришлось поменять имя, поскольку пропавшего студента объявили во всесоюзный розыск. Через пять лет послушания отец Власий был пострижен в иноки и одиннадцать лет был келейником у своего духовного наставника отца Илариона. Во время хрущевских гонений монастырь закрыли, поэтому пришлось возвращаться в Смоленск и идти выправлять настоящие документы. Ему предлагали бросить монашество и восстановиться в институте, однако отец Власий отказался, сказав, что изменить уже ничего нельзя.

Он пошел к епископу смоленскому Гедеону, и тот взял его в собор. Начинал свое служение с уборки алтаря, потом стал псаломщиком, регентом, диаконом, священником, затем келейником отца Гедеона. Когда в 1972 году епископа Гедеона перевели в Новосибирскую епархию, поехал вместе с ним в Сибирь. Некоторое время спустя, по его благословению уехал служить в Тобольск, в храм Святителя Иоанна Тобольского. Однако разногласия с местным архиереем привели к тому, что отца Власия хотели даже лишить сана, но добились у Патриарха Пимена только запрещения в служении. В тяжелом состоянии духа, в одном подряснике и скуфейке он уехал сначала в Тюмень, а затем отправился в Белгородскую область к известному подвижнику архимандриту Серафиму (Тяпочкину). Отец Серафим утешил его, сказав, что и сам через подобное прошел, но все равно — прежде всего должно быть послушание, а настоящая правда рано или поздно откроется. Отец Власий попросил у подвижника постричь его в тайную схиму, поскольку не знал — придется ли еще служить или нет. Архимандрит Серафим, видя душевную скорбь просителя, согласился. Так отец Власий стал схимником с тем же именем, в мантии он в честь Власия Севастийского, а в схиме в честь Власия Кесарийского.

С 1979 года по благословению Митрополита Калужского и Боровского Климента схиархимандрит Власий является духовником Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Поначалу приходилось жить в здании сельскохозяйственного техникума, построенного при советской власти на территории монастыря, поскольку сам монастырь только начинали восстанавливать. Постепенно монастырь восстановили, и люди стали обращаться к отцу Власию за советом. В 1998, мучимый онкологической болезнью, он уехал в монастырь святого Пантелеймона на Афоне, где и пробыл в затворе среди монахов шесть лет. Затем вернулся в Боровский монастырь, куда и по сей день, прослышав о чудотворной силе его советов, приезжают тысячи прихожан из многих российских городов

К отцу Власию люди приходят по разным причинам: кто-то хочет избавиться от неизлечимого заболевания, кому-то нужен житейский совет по важному для него мирскому делу, а кто-то ищет духовной поддержки на своем жизненном пути. Каждому старец находит ответ, говорит очень просто и доходчиво

О том, как можно попасть на приём к Отцу Власию, читайте .

Старец. Русское чудо

Я не чудотворец

Боровский монастырь в настоящее время

После развала Советского союза Боровский монастырь почти сразу возвращается Русской православной церкви. Это происходит в 1991 году.

И буквально через пару месяцев монастырь начинает службы для прихожан.

1991
в этом году Бобровский монастырь был возвращен Русской православной церкви

В начале этого же года монастырю возвращается церковь святого Илии, здесь проходят первые службы.

После некоторого времени в обитель возвращают мощи преподобного Пафнутия Боровского, частица которых хранилась в Псковско-Печерском монастыре. Место их хранения – Рождественский собор.

Начиная с 1995 года в храме, прославляющем Рождество пресвятой Богородицы в Боровске официально стартовали богослужения. В нем разместили новый иконостас и устроили алтарь.

Рядом с храмом построен придел святого Пафнутия, а в 1996 году на колокольню установили колокола. В 1997 году монастырский ансамбль дополнила церковь мученицы Ирины.

Как добраться

Узнать, где находится Боровский монастырь, как доехать к нему достаточно просто, на пути будет встречаться множество указателей.

Возле монастыря есть бесплатная парковка. Но стоит учесть, что в выходные и праздничные дни здесь очень много машин и экскурсионных автобусов. Так что не всегда можно рассчитывать, что получится припарковаться близко ко входу в монастырь.

Координаты: 55.21391, 36.53263.

Из Москвы можно добраться общественным транспортом. С Киевского вокзала ходят электрички на Малоярославец или Калугу. Доезжаем до станции Балабаново (чуть менее 2-х часов). Далее на автостанции пересаживаемся на автобус или маршрутку до Боровска. Выходить нужно на остановке «Рябушки» или «Роща», далее пешком.

А далее наш путь лежал в город Малоярославец, где расположен еще один старинный монастырь с необычным названием: Свято-Никольский Черноостровский.

Если захотите задержаться в этих местах подольше, то легко можете снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать любой отель в близлежащих городах: Обнинске, Балабаново, Боровске, Малоярославце или рядом с ними.

Эта поездка состоялась 21 августа 2015 года. О других монастырях и храмах, в которых мне удалось побывать, читайте тут. О других достопримечательностях Калужской области можно прочитать здесь. Они все отмечены на этой карте.

Отец Власий из Боровского монастыря

Как уже говорилось ранее Власию выпала нелегкая судьба, он вынужден был покинуть медицинский университет из-за искренней любви к Богу и желанию развиваться в сфере религии. Его родная бабушка привила ему эту любовь. Несмотря на все сложности, когда он стал заниматься своим любимым делом, он ощутил сильный поток жизненной энергии, силы и бодрости.

Несколько лет он был вынужден скрываться от правоохранительных органов, потому что считался злостным нарушителем закона. Потихоньку жизнь стала налаживаться и случилось несчастье: грабители напали на монастырь, избили так, что врачи очень долго боролись за его жизнь, но все-таки их усилия были оценены и дали положительный результат.

Через некоторое время, он пережил еще несколько операций и был вынужден уехать из России. Ни на минутку не переставая молиться, и верить во Всевышнего, он долгих 6 лет был очень далеко от дома. Его молитвы были услышаны, и болезнь отступила, он полностью исцелился и смог со спокойной душой вернуться в Пафнутьев-Боровский монастырь, где служит и сейчас.

Его позитива, жизненной энергии, силы и жизнерадостности хватает на всех, он никогда не жалуется, а смиренно принимает все, что ему дает Всевышний. Один раз, взглянув на совершенно незнакомого ему человека, он с точностью может сказать, что его беспокоит и подсказать мудрым советом, как жить дальше.

Обязательно к прочтению: Как стать батюшкой в православной церкви

Главное, прислушиваться к его словам и верить в то, что все обязательно будет хорошо, жизненные трудности для того и дается, чтобы постоянно бороться и получать бесценный опыт. Многие люди задаются вопросом, как попасть к отцу Власию, в какие дни он принимает?

Полезные статьи:

6 ЕЖЕГОДНЫХ ЧУДЕС ПРАВОСЛАВИЯ. 1. Схождение благодатного огня происходит ежегодно в Великую Субботу (канун празднования Светлого Христова Воскресения) в Иерусалимском Храме Гроба Господня. Множество людей почувствовали на себе Благодатный Огонь. Первые 5 — 10 минут он совершенно не жжет.2. Накануне дня … Читайте далее

Список архангелов Архангелы: Михаил — Евр. «кто как Бог»; Архистратиг (военачальник); на иконе попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Поставлен Богом над всеми д… Читайте далее

Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать Если болеют дети, надо читать 90-й псалом и «Отче наш» по семь раз. Если что-то серьезное, читать надо по двенадцать раз… Если несчастье случилось с человеком, надо читать 90-й псалом… Если неспокойные дети, болезненные, то над спящими надо почитать сорок раз молитву «Богородиц… Читайте далее

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЙТЕ!!! ДО СЛЁЗ, ДО ГЛУБИНЫ ДУШИ! Жил в старой деревне отшельник-горбун, Его опасались, его не любили. Шли слухи о нём, будто он — злой колдун, И люди его стороной обходили.Бродил он с картофельным ветхим мешком, В пальто многолетнем, изъеденном молью. И если его провожали смешком, Он тихо вздыхал, без о… Читайте далее

Попасть к нему можно предварительно позвонив в монастырь и записавшись.Он принимает каждый день (исключением являются религиозные праздники) с 04:00 до 21:00.Если Вам необходимо исповедоваться, то приходите заранее до открытия храма, чтобы занять очередь.

Территория и храмы

Территория обители ухожена, кругом зелень, цветы и деревья.

Совсем рядом, за стеной журчит река и раскинулся пруд, который когда-то служил источником питьевой воды.

Крепостная стена

Что впечатляет с первого взгляда: все подворье обнесено высокой крепостной стеной,

в которую встроено несколько разнокалиберных башен.

Каждой присвоено собственное имя: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Строилась стена на протяжении XVI и XVII веков, ее толщина не везде одинакова, средний показатель 4 м, длина 673 м.

Это не просто декоративный элемент. Стена должна была выполнять заградительную функцию и с этой целью оснащалась амбразурами для пушечного и ружейного боя. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай!

А с внутренней стороны по крепостной стене можно прогуляться по длинному коридору.

Правда. в настоящее время проход для посетителей закрыт.

Главный храм Боровского монастыря

К настоящему времени на территории Свято Пафнутьевского монастыря сохранились не все храмы. Например, разрушена Церковь Всех Святых, простоявшая с 1838 г по 1930 г. Зато прекрасно сохранился белокаменный Собор Рождества Богородицы, который был заложен еще при царе Федоре Иоанновиче в 1586 г.

Желто-белый храм с величественными куполами-луковками с двух сторон окружен приделами имени Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Здание намеренно вынесено на открытое место, что подчеркивает его строгую красоту.

Интересный факт: в основание фундамента легли блоки с фресками XV века, что позволило во время реставрационных работ нескольким краеведческим музеям обзавестись фрагментами росписи работы самого иконника Митрофана и его помощника Дионисия.

Существует легенда, что из Рождественского храма ранее существовали подземные ходы, по которым можно было добраться до Калуги и Москвы. А сделано это было для того, чтобы монахи могли в уединении преодолеть этот неблизкий путь, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.

Главной святыней Рождественского храма, конечно же, является рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. Она находится возле алтаря, справа. В главном приделе в золоченных киотах расположены чудотворные иконы Божьей Матери. Возле них всегда множество живых цветов. А под стеклом — самые разнообразные украшения и драгоценности, которые верующие приносят в дар Богородице за скорое услышание молитв.

Также в храме есть несколько ларцов, в котором находятся частицы мощей множества православных святых.

Больничный храм пророка Илии

Маленькое здание храма Пророка Илии примыкает к помещению, в котором ранее располагались больничная палата, трапезная и кухня.

Разделяющая их решетка позволяла находящимся на излечении больным присутствовать на церковной службе. Рядом располагается кладбище где были похоронены воины, погибшие во время войны 1610 года.

Митрофановский храм

Не менее интересен Митрофановский храм. Одноэтажное здание церкви было возведено в 1760 г и является одним из самых поздних архитектурных сооружений Пафнутьево-Боровского монастыря. Его маковка с крестом возносится на высоту 30,5 м, радуя взоры чистотой линий.

Церковь святого Митрофана соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу.

Ранее храм был окружен папертью с трех сторон, ныне об этом напоминает только крылечко с южной стороны.

В подклети находится место успокоения всех настоятелей обители. В помещение склепа ведет арка, расположенная сбоку церкви.

Колокольня

Настоящим чудом русского зодчества можно назвать колокольню.

Воздушное, белоснежное здание высотой 55 м, украшенное полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде серафимов и фруктов.

Здесь же установлены башенные часы, старинный механизм которых давно заменен на современный, электронный, но снаружи все выглядит по-прежнему, сохраняя дух старины.

В подклете расположился Музей русской иконы, в одном из его помещений можно увидеть уникальные средневековые фрески. Это наследие, бережно сохраняемое для наших потомков.

А с другой стороны колокольни, если зайти с улицы под арку и подняться на 2-й этаж, есть огромная иконная лавка, где представлен огромный выбор икон, православной литературы, аудио и видео записей и прочей атрибутики.

А еще рядом с колокольней расположен продуктовый киоск. Вот где можно приобрести монастырский хлеб, аромат которого разлит в воздухе.

Несмотря на то, что все здания храмов и подсобных помещений строились в разное время, в общем они создают удивительно гармоничное впечатление.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector