Заповеди великих защитников

Святые чудотворцы Православной Церкви

Прославляя праведников, Церковь в своих молебельных песнопения воздаем им различные величания, которые даются по образу их земного жития, сану, званию, каким-либо свершенным подвигам и наконец, роду их жизненного исхода, почему в Православном календаре, а также в богослужебных писаниях святые Русской Православной Церкви проходят разделение на чины и сонмы, а именно:

  • Пророками именуются святые Ветхозаветного писания, которые были избраны Всевышним для подготовки христианского народа к принятию Господа Бога и те, которые были наделены даром предвидения будущего.
  • Апостолы – это лучшие последователи Царя Небесного, одни из которых относятся к числу 12 приближенных, а остальные к числу 70 его воспитанников.
  • Праотцы – это благочестивые мужи Ветхого Завета, которые по плоти являлись предками Спасителя Нашего.
  • Преподобные (жены и мужья) – праведники из монашеского (иноческого) сана.
  • Великомучениками или же мучениками называют тех богоугодников что приняли смерть Мученическую за свою веру в Спасителя. Те, что были замучены будучи в чине священнослужителя или епископа, называют священномучениками, а постигшие в монашестве (иночестве) страданья – преподобномучениками.
  • Блаженные – благочестивые, которые по Божьему сказанью были безумными Христа ради и путниками, не обладавшими постоянным пристанищем. Такие люди за свою покорность получили Божью милость.
  • Просветители и равноапостольные называются праведники, которые по прошествии апостольских времен своими наставлениями привели народы и даже целые государства к Всевышнему.
  • Праведными и бессребренниками именуются богоугодники, которые живя мирской жизнью и не снимая с себя как общественных, так и семейных обязательств ублажили Царя Небесного.
  • Страстотерпцы и исповедники – благочестивые, претерпевшие за свое верование в Спасителя муки, гонения и заточение, однако постигшие смерть свою в миру.

Лучшая статья для Вас, переходите: Ладанка, что это, как носить и что она даёт?

Русь издавна была славна ратным духом своих воинов и пламенной молитвой. И очень часто подвиг на поле брани и подвиг во славу Божию переплетались, соединяясь в единое целое.

Былинный богатырь Илья Муромец

Вспомним великого легендарного богатыря Илью Муромца, о котором создано множество былин. А ведь это был реальный человек. После обретения здравия он вступил на путь воинского служения с дружиной князя, много лет охраняя границы Руси, прославился воинскими подвигами и невиданной силой. После тяжёлого ранения удалился в монастырь, где продолжил подвиги, но уже молитвенные. В 1643 году был официально канонизирован как святой, его мощи почивают сейчас в Киево-Печерской лавре. Русское воинство считает святого богатыря своим покровителем.

В молитве к св. Илье Муромцу просим: «ниспосли нам силу духовную и крепость телесную, от нечестивых избавление, на врагов одоление, воинам русским в ратех (битвах) победу, дабы Русь Святую возродити и в Царство Небесное из нея прейти».

Эти великие принципы лежат и в основе действующего при Ильинском храме спортивного клуба «Илья Муромец». Все многочисленные победы на соревнованиях завоёваны упорным трудом и, несомненно, по молитвенному предстательству своего могучего святого покровителя.
А святой благоверный князь Димитрий Донской? Он положил начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. Великая Куликовская битва – великий рубеж. Предвидя это, преподобный Сергий Радонежский благословил и укрепил князя-воителя, дав ему в помощь двух иноков – Пересвета и Ослябю, что было исключением, т.к. по монашеским установлениям не дозволялось монахам участвовать в битвах. Но в данном случае прозорливый игумен Земли Русской знал, что такова воля Господа. Оба схимника до принятия монашества были воинами в княжеских дружинах и, по мысли прп. Сергия, должны были воодушевить русскую рать. Выходя на единоборство с татарином Челубеем, который, по преданию, владел оккультной магией, мог вселить страх в любого противника и был практически непобедим, православный монах Александр Пересвет даже не надел доспехов, оставаясь в схимническом облачении. Оба после удара копьём пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла и упал на сторону ордынцев, а Пересвет, имея смертельную рану, остался в седле и сумел доехать до русских войск, что считалось несомненной победой. Прп. Андрей Ослябя пал в бою, но защитил князя Димитрия от вражеских сабель.
Святого благоверного Александра Невского знаем с детства. Эта великая историческая личность сыграла огромную роль в Русской истории. На его счету две грандиозные победы – в 1240 году в Невской битве и в 1242-м на Чудском озере. Великий полководец, не проигравший ни одной битвы. Талантливый дипломат. Перед кончиной принявший монашество. Перед каждым сражением горячо молившийся, прося помощи у Бога. Но ведь святой Александр Невский спас и защитил Отечество и в духовном плане, оградив Святое Православие на Руси от посягательств иноземных еретиков.
Вспомним сегодня и адмирала Феодора Ушакова, одного из создателей Черноморского флота. Великий и талантливый православный флотоводец не потерял ни одного из 47 кораблей, не потерпел ни одного поражения. Будучи глубоко верующим, уже в отставке, проживая в своём имении в Тамбовской губернии, в период Отечественной войны 1812 года он пожертвовал всё своё состояние на госпиталь и формирование Тамбовского пехотного полка. В 2001 году Русской Православной Церковью причислен к лику святых как праведный воин и входит в Собор Тамбовских святых.

А сколько поистине святых русских воинов, пусть и не причисленных к лику святых, ограждало нашу землю во все времена.

Имена их ведает Гос-подь, а Православная Церковь поминает всех защитников, на поле брани убиенных, положивших жизнь за Отечество наше. Все они воевали с именем Божиим на устах и молитвой в сердце. И стоит Земля Русская, и будет стоять, доколе у молодёжи, у всех нынешних защитников Отчизны не иссякнет доблесть, любовь к нашему великому Отечеству, сохранится истинная вера и верность, как у наших предыдущих поколений. Да будет так!

Издания районов Тамбовской области
Тамбовская областьБондарский районГавриловский районЖердевский районЗнаменский районИнжавинский районКирсановский районМордовский районМоршанский районМучкапский районНикифоровский районПервомайский районПетровский районПичаевский районРассказовский районРжаксинский районСампурский районСосновский районСтароюрьевский районТамбовский районТокаревский районУваровский районУметский районг. Котовск

Ратные подвиги полководцев

История Руси хранит
немало таких подвигов. В боях с теми же монголо-татарами сложили свои головы
великий князь Георгий Всеволодович Владимирский, сыновья его Владимир, Всеволод
и Мстислав, Ростовской князь Василько, воин Меркурий Смоленский. Последствия
того нашествия были страшны. Двести сорок лет потребовалось Руси, чтобы
победить в решающей схватке на поле Куликовом. И ещё сто лет, чтобы освободиться
от тяжёлого ига татарского.

Митрополит Геронтий решительно поддержал великого князя Ивана Васильевича III в его намерении сорвать басурманское иго с народной выи. Он назидал князя, 

Их личные отношения складывались не просто, но в судьбоносный час митрополит Геронтий укрепил князя Ивана своим духовным авторитетом. Он участвовал в княжеских советах и благословил московское войско, выступившее в поход против хана Ахмата. Позже Геронтий, чувствуя колебания князя, посылал грамоты в походный лагерь. В 1480 году на реке Угре русская рать остановила татарское войско. Четыре дня продолжалось вооружённое противостояние. Ахмат так и не смог преодолеть этот рубеж, и был вынужден оставить русские пределы.

Русь победила!
Русский народ завоевал долгожданную независимость.

Во время Первой мировой войны, называемой у нас Второй Отечественной,
военный священник 3 гренадерского Перновского 
полка иеромонах Амвросий (Матвеев), совершил свой подвиг во имя спасения
Родины. Во время ожесточённого боя, когда воины полка дрогнули и начали без
приказа отступать, пред ними предстал отец Амвросий. Он устыдил малодушных и
призвал вспомнить о воинском долге. Воодушевлённые своим пастырем, гренадеры не
только вернулись на позиции, но и бросились в штыковую контратаку против врага.
Бесстрашный иеромонах шёл с поднятым крестом в руке в рядах атакующих и погиб в
бою. Мужественный пастырь посмертно был удостоен ордена святого Георгия.

Православным часто бросают
упрёк в том, что они прибегают к молитве вместо решительных действий.
Приведённые примеры наглядно свидетельствуют о том, что в решающие моменты
миролюбивое воинство Христово действует смело, забывая об опасности, и готово
жертвовать собой ради спасения беззащитных людей, родной земли и Веры.

Ковалева Клавдия Васильевна

В годы войны была медсестрой в 596-м полевом госпитале. Участница обороны Москвы, освобождения Праги, взятия Берлина.

Награды: ордена Отечественной Войны и Красной Звезды; медали “За боевые заслуги”, “За оборону Москвы”, “За взятие Берлина”, “За освобождение Праги”, “За победу над Германией”.

После войны с 1946 года жила в Новосибирске. В 1951-м переехала в Томск, где работала в бибколлекторе книжного издательства. В Томск-7 попала в 1952 году. Трудилась паспортистом в ОВД. В 1965-м уехала в Брянск. Там работала председателем объединенного комитета профсоюзов, а также старшим бухгалтером завода дорожных машин. В 1984 году вернулась в Томск-7. В начале 90-х годов стала настоящей подвижницей и вдохновителем строительства храма в городе, дважды ездила в Москву за разрешением на строительство и спонсорством.

Икона святого Иоанна Воина

Вы можете выбрать одну из нескольких молитв для обращения к святому, дополнив ею утреннее правило или просто прочитав в любое время суток. Молиться можно и своими словами.

Икону Иоанна Воина может оказаться непросто найти в обычных храмах: поищите ее в главном, кафедральном соборе вашего города или приобретите в церковной лавке.

Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому. Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи

Можно зажечь церковную тонкую свечу перед образом во время молитвы, держа ее в руке или поставив на подсвечник.

Ниже приведены тексты молитв Иоанну Воину на разные случаи, которые можно читать онлайн на русском языке.

Молитвы Иоанну Воину о находке потерянных вещей и возвращении занятых в долг денег:

О, славный угодник Христов Иоанн, Воевода и воин, мужественный в сражениях, избавитель от врагов и заступник обижаемых, всем православным христианам великий защитник и угодник Христов! Вспомни о нас, грешных и недостойных рабах Божиих, в разных злых напастях и скорбях, бедах и печалях находящихся, и от всех злых и обижающих нас людей защити нас: ведь тебе дана благодать от Господа молиться за нас, грешных, страдающих тяжело в житейских обстоятельствах. Избавь нас от обидчиков наших, будь нам защитник перед врагами нашими видимыми — людьми злыми и невидимыми — духами злобы, чтобы твоей помощью и сильной защитой были посрамлены все делающие нам зло! О, великий соратник и защитник наш, Иоанн Воин! Не забудь про нас, грешных, молящихся тебе и просящих твоей помощи и милости, и дай нам, грешным и недостойным рабам, получить от Господа невыразимую благодать Его, которые приготовлены для любящих его на Небесах, чтобы вечно прославляли, и чествовали, и поклонялись мы Ему во Святой Троице: Отцу, Сыну и Духу Святому, и тебя благодарили за предстательство вечно. Аминь.

Молитва Иоанну Воину о помощи в восстановлении справедливости, против врагов:

О великий Христов мученик Иоанн, православных христиан защитник и соратник, врагов изгонитель, обидимых заступник! Услышь нас, среди скорбей и бед молящихся тебе, ведь тебе дана от Господа Христа благодать утешать печальных, помогать больным, невинных от несправедливой смерти избавлять и обо всех тяжело страдающих молиться. Будь же и нам защитник сильный перед врагами нашими видимыми — людьми злыми и невидимыми — духами злобы, чтобы твоей помощью и под твоим оружием были посрамлены все нападающие на нас и творящие зло нам. Помолись ко Господу нашему, чтобы подал и нам, нищим, грешным и недостойным рабам Своим (имена), получить от Него блага все, необходимые для жизни нашей земной и спасения на Небесах, которое приготовлено всем любящим Господа, прославляющим Его во Пресвятой Троице. Аминь.

Краткие молитвы Иоанну Воину — тропарь и кондак, которые читаются в опасности и в день празднования памяти святого:

Тропарь Иоанну Воину Благого Господа Бога и Царя рабом верным и воином показал себя, о Иоанн чудотворец, мужественно ты пострадал за веру, а жизни окончил течение блаженно и мирно, теперь же на небесах видишь Творца всех Господа Светлейшего, от Которого ты принял чудес дар: страдающим во всех опасностях помогаешь, военнослужащим в боях помощь подаешь, от плена вражеского, ранений и гибели, и от страшных бед спасаешь. Потому молись ко Господу Иисусу Христу, о великий Иоанн Воин, чтобы во всех трудностях подавал Он нам Свою милость и не вводил нас в искушения, но спас души наша, как Любящий всех людей. Ты, богомудрый Иоанн, полюбил Евангельскую жизнь, чистоту сердца подкрепил чистотой девственной тела. Ты суетой мира этого пренебрег и стремился только Господа видеть, Который и прославил тебя чудесами исцелений всех страдающих и молящихся к тебе. Потому и молимся тебе: попроси нам у Господа Иисуса Христа избавления нас от всех скорбей и обретения Царствия Небесного.

Кондак Иоанну Воину

Благочестивого воина Христова, победившего врагов невидимых — бесов и телесных — язычников, Иоанна Мученика и Воина, достойно прославим песнями и восхвалим! Он, чудотворец, подает многие исцеления страдающим людям и молится ко Господу Богу, чтобы спас Он от всех несчастий православных людей.

Молитвами святого мученика Иоанна Воина да хранит вас Господь от всех опасностей!

Также вы можете читать онлайн акафист святому Иоанну Воину по тексту ниже. Церковь не запрещает чтения с экрана гаджета или монитора.

Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Всем известно, что мы обязаны князю Владимиру верой во Христа и нашей великой русской культурой.

В молодости же князь Владимир был язычником и часто его поступки были жестокими и неблагородными. Но, познав истинную веру, князь прошёл через глубочайшие внутренние духовные изменения, стал постоянно молиться, заниматься благотворительностью, строить храмы и княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению Руси в Православие, святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством того времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому князю Владимиру и на воинской стезе: князь основательно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство русское, присоединил земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

А также, святой Владимир утихомирил беспокойных соседей с востока из Великой степи, которые докучали постоянными грабительскими набегами: кроме того он в нескольких походах разбил волжских булгар и хазар и заключил с ними выгодный мир, при этом обложил кочевников данью.

За его апостольскую деятельность и благочестивую жизнь после принятия крещения, а также заботу о благе и безопасности своего народа Православная Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

Протоиерей Борис Бартов

(1926 г.р.)

Призван в армию с третьего курса Машиностроительного техникума в 1942. Прошел Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт техником. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. “Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…”.

После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона. Ныне – почетный настоятель Спасо-Преображенского храма города Кунгура.

Протоиерей Александр Смолкин

(1926-2002)

Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье.

В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью.

После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три – во священники.

Протодиакон Маркиан Пасторов

Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году.

В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил меня во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где я служил в разных местах ; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским.

По окончании войны вместе со многими был репатриирован в Россию, выслан в город Прокопьевск Кемеровской области. В первые годы моего пребывания там я был лишен права выезда, поэтому нигде не мог служить в приходе». Лишь в 1956 году отец Маркиан стал протодиаконом храма в Прокопьевске. О годах своей ссылки он не без юмора говорил так: «Десять лет находился на “сибирских курсах”». В начале семидесятых по возрасту вышел за штат, и в конце своей жизни жил у дочери в городе Калач Волгоградской области.

Монахиня Елисавета (в миру Вера Дмитриева)

(1923-2011)

Родилась в Ставрополе.

Прошла Великую Отечественную войну медсестрой, вынесла множество раненых бойцов с поля боя. “Я читала молитву, и страх как-то током в землю уходит. И слышно, как сердце бьется. И не боишься уже”. Укрывала раненых солдат от фашистов.
Одна из первых монахинь Хабаровска.

Из службы святому благоверному великому князю Димитрию Донскому

Тропарь, глас 3:

Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, / языки побеждающа. / Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню, / на подвиг сей прияв благословение Преподобнаго Сергия, / тако, княже Димитрие, / Христу Богу молися, / даровати нам велию милость.

Канон. Песнь 9

О, како пострадала земля Российская в битве велицей, / яко множество людей за Отечество души своя положиша, / ты же, святе Димитрие, с молитвой и любовию / во днех мнозех телеса их земли предавал еси.

О, како прославися имя Божие в подвизе твоем, княже Димитрие пречудне, в славней победе сей, / еюже люди российстии ига страшнаго свободил еси / и, наречение Донскаго прияв, молитвенник присный о нас являешися.

О, како велик бысть подвиг сей в людех твоих, пречудне княже наш Димитрие, / яко и на грядущия времена простреся слава победы / христолюбиваго воинства российскаго на поле Куликове.

На хвалитех стихирыСлава, глас 8:

Да помянуты будут купно со святым Димитрием князем / вси людие российстии, / души своя о спасении ближних положившии. / Тако воспомянем достойно преподобнаго первоборца битвы Куликовския / схимонаха Александра Пересвета / и пострадавшия во брани князя Михаила Бренка / и схимонаха Андрея Ослябю. / Да почтутся любовию купно сподвижницы Димитриевы, / князь Владимир Храбрый и воевода нарочит Димитрий Волынский, / еще же и Андрей князь, / с ними же и прочии вои, / за землю Русскую не пощадившии живота своего.

Приложение IV.

Преподобный Илия Муромец

Святой Илия Муромец жил в 12 веке. Он происходил из простой крестьянской семьи и, как повествует предание, в детстве и юности Илия страдал параличом, однако был чудесным образом исцелен молитвами странников.

Обретя здравие он принял решение встать на путь защитника отечества — воинского служения, он вступил в дружину киевского князя и многие годы охранял границы великой Руси, где и смог прославиться воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных данных о его ратной жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонном возрасте богатырь Илия Муромец поступил в Киево — Печерский монастырь, где принял постриг монаха и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, предположительно в конце восьмидесятых годов 12 века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован Православной Церковью в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря Илию своим покровителем.

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории Русского государства, чем крещение Руси — освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига. Великий князь Московский перешёл от междуусобной борьбы с другими русскими князьями к общим интересам всего Отечества

Великий князь Димитрий Донской сумел объединить русские княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси

Великий князь Московский перешёл от междуусобной борьбы с другими русскими князьями к общим интересам всего Отечества. Великий князь Димитрий Донской сумел объединить русские княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это решение для князя было тяжёлым, так как крупных побед над татаро — монголами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Дмитрий в связи с этим ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил князя в своей молитвенной поддержке и даже дал в помощь Дмитрию двух иноков своего монастыря.

В результате русская армия под руководством князя Димитрия на Куликовом поле смогла разбить орду Мамая и тем самым положил начало освобождения от татаро — монгольской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу на Куликовом поле князь получил прозвище «Донской».

4. Преподобный Александр Пересвет

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которым дал свое благословение игумен преподобный Сергий Радонежский в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Эти два схимника до принятия монашества были ратниками и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле брани по мысли преподобного Сергия Радонежского должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения с татаро — монголами Александр Пересвет вступил в единоборство с Челубеем, по преданию он владел оккультными магическими навыками, с помощью которых он мог вселить страх в любого противника.

Но в поединке с православным монахом, у которого не было даже доспехов, оставаясь в схиме, Челубею это не помогло. После столкновения в схватке оба поединщика пали мёртвыми, а сам Челубей был выбит из седла в сторону противника, а это в те времена считалось победой Пересвета.

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга

Святая равноапостольная великая княгиня Ольга в 903 году стала супругой великого князя Киевского Игоря. После его убийства в 945 году восставшими древлянами она, не пожелав снова выйти замуж, возложила на себя бремя государственного служения при трехлетнем сыне Святославе. В 954 году княгиня Ольга с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Царьград, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным. Величие христианских храмов и собранных в них святынь поразило княгиню настолько, что она решила принять крещение, которое совершено было над нею Патриархом Константинопольским Феофилактом, причем восприемником ее стал сам император. Имя русской княгине нарекли в честь святой царицы Елены. По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святого Николая над могилой первого киевского князя-христианина Аскольда и Святой Софии в Киеве над могилой князя Дира. Преставилась святая княгиня Ольга в 969 году, завещав открыто совершить погребение ее по-христиански. Нетленные мощи княгини покоились в Десятинной церкви в Киеве.

Однако повсеместному распространению христианства на Руси суждено было начаться только при внуке святой равноапостольной княгини Ольги – равноапостольном князе Владимире.

Миролюбие и меч

Христианское учение миролюбиво. Не допускается не только убийство живой твари, но и насилие. Причём не только физическое, но и нравственное. «Вложи меч свой в ножны» (Ин. 18:11) – говорит Иисус своему ученику Петру, когда он попытался защитить своего Учителя. К миру призывает Господь. К миру на земле и к миру в душе. В этом есть путь спасения.

Но мир во зле лежит
со дня грехопадения. И вся история человечества наполнена войнами и
смертоубийствами. Перед христианином часто встаёт жестокий и неизбежный вопрос
убивать или не убивать своего соперника? Не убивать – взывает его совесть. И он
милует противника.

Но если твоей жизни угрожает смертельная опасность, то твоя обязанность
защитить тот дар, который тебе вручил Господь – живую душу.

Христос пожертвовал своей жизнью ради спасения всех людей. Многие святые следовали его примеру. Но распятие и предшествующее этому пленение в Гефсиманском саду были не первой угрозой Его жизни. В праздник Обновления в притворе Соломоновом Он прошёл сквозь толпу, желавшую побить Его камнями (Ин. X,). Значит, есть причины, по которым христианин обязан сохранять свою жизнь ради указанной Христом цели.

Более того, есть исключительные случаи, когда меч из ножен доставали монахи, да ещё по благословению смиреннейшего миролюбивого игумена Сергия. Какой же это исключительный случай, когда монах становится воином?

Ответ в самой нашей истории. Преподобные Пересвет и Ослябя вышли на поле Куликово, чтобы защитить тех, кому грозила смертельная опасность. Тысячи убитых невинных людей, тысячи пленённых, тысячи надругательств над жёнами, несчётное число сирот, сожженные города и веси, поруганные храмы – вот что неизбежно грозило Русской земле, не встань на пути мамаевых полчищ христолюбивое воинство князя Димитрия.

Многие тогда отдали жизнь «за други своя» (Ин. 15:13). Их подвиг священен.
И память о них священна. Этим героям обязана Русь своим спасением.

Иконография

Его церковные изображения практически неизвестны в византийском искусстве, несмотря на константинопольское рождение. На Руси XI столетия лики Иоанна Воина также встречаются очень редко.

Русская иконография угодника получила распространение только в XVII веке и отличалась типологическим различием.

  • Мученика часто изображали в одеждах правящего класса (патриция) или в доспехах. Первая версия более ранняя, она показывала святого в плаще, который одевался поверх хитона. Во второй — Иоанн представал как юноша.
  • На иконах Иоанн изображался с волнистыми и короткими волосами русого оттенка.
  • Лоб его — высокий, а борода — короткая и раздваивающаяся на конце.
  • Атрибутика главного персонажа иконы отражает мученический и воинственный направления почитания: крест находится в правой деснице, а левой Воин опирается на щит.
  • В некоторых местах святого Иоанна представляли вместе с преподобным Мартирием, который делает благословляющее движение в сторону мученика.
  • Крест угодника символизирует веру, пронесшую многочисленные земные испытания, копье — это сила, обретенная через Господа ради победы над греховностью и атеизмом. Щит ассоциируется с божественным покровительством от всевозможных несчастий.
  • Нередко его изображение путали с ликом Иоанна Нового — купца, представленного в доспехах. Поэтому существует большая сложность в определении настоящих икон святого мученика.

Матушка София (Екатерина Михайловна Ошарина)

Ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград).

Существует множество воспоминаний о молебне русских священников у стен Кенигсберга во время его штурма в апреле 1945 года. Видела его и матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина), ныне цветовод-озеленитель Раифского монастыря. От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю.

… Помню Кенигсберг. Мы относились ко 2-му Белорусскому фронту, которым командовал маршал Константин Константинович Рокоссовский. Но наше подразделение — 13-й РАБ (район авиационного базирования) — находилось вместе с войсками Прибалтийского фронта, недалеко от места боев за Кенигсберг.

Очень трудно он давался. Мощные укрепления, связанные подземкой, большие силы немцев, каждый дом — крепость. Сколько наших солдат погибло!…

Взяли Кенигсберг с Божией помощью. Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли икону Казанской Божией Матери… А вокруг бой идет, солдаты посмеиваются: «Ну, батюшки пошли, теперь дело будет!»

И только монахи запели — стихло все. Стрельбу как отрезало.

Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: «Оружие отказало».

Один знакомый офицер сказал мне тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю».

Архимандрит Кирилл (Павлов)

(1919 г. р.)

Духовник Троице-Сергиевой лавры, духовный отец трёх русских Патриархов.

Участник Великой Отечественной войны в звании лейтенанта, участвовал в обороне Сталинграда (командовал взводом), в боях возле озера Балатон вВенгрии, закончил войну в Австрии. Демобилизовался в 1946 году.

Во время войны Иван Павлов обратился к вере. Он вспоминал, что, неся караульную службу в разрушенном Сталинграде в апреле 1943 года, среди развалин дома нашёл Евангелие. Иногда архимандрита Кирилла отождествляют со знаменитым сержантом Я. Ф. Павловым, также участвовавшим в Сталинградской битве и оборонявшим знаменитый «дом Павлова». Однако речь идет об однофамильце — гвардии старший сержант Яков Павлов после войны находился на партийной работе и в монахи не постригался.

После демобилизации Иван Павлов поступил в Московскую духовную семинарию, а по её окончании — в Московскую духовную академию, которую окончил в 1954 году. 25 августа 1954 года был пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре. Вначале был пономарём. В 1970 году стал казначеем, а с 1965 года — духовником монашеской братии. Был возведён в сан архимандрита.

Протоиерей Василий Ермаков

(1927-2007)

Родился в городе Болхове Орловской губернии в крестьянской семье. Первые наставления в церковной вере получил в семье от отца, поскольку все 28 церквей небольшого города к 30-м годам были закрыты. Пошел в школу в 1933 году, к 1941 году окончил семь классов средней школы.
В октябре 1941 года немцы с боями захватили город Болхов. Молодёжь от четырнадцати лет и старше отправлялась на принудительные работы: чистить дороги, рыть окопы, засыпать воронки, строить мост. Во время оккупации, с 16 октября 1941 года в городе была открыта церковь ХVII века во имя святителя Алексия, митрополита Московского, расположенная на территории бывшего женского монастыря Рождества Христова. Служил в церкви священник Василий Верёвкин. В этом храме Василий Ермаков впервые посетил службу, с Рождества Христова 1942 года стал ходить на службы регулярно, с 30 марта 1942 года стал прислуживать в алтаре.

16 июля 1943 года вместе с сестрой попал в облаву и 1 сентября был пригнан в лагерь Палдиский в Эстонии. Таллиннское православное духовенство совершали в лагере богослужения, и в числе прочих в лагерь приезжал протоиерей Михаил Ридигер, с которым Василий Ермаков тогда же познакомился и подружился. В лагере Василий Ермаков пробыл до 14 октября 1943 года: священник Василий Верёвкин, находившийся там же в лагере, причислил его к своей семье, когда вышел приказ освободить из лагеря священников и их семьи.

До конца войны вместе с Алексеем Ридигером, сыном протоиерея Михаила, служил иподьяконом у епископа Нарвского Павла и одновременно работал на частной фабрике. 22 сентября 1944 года город Таллин был освобождён советскими войсками.

После освобождения Василий Ермаков был мобилизован и направлен в штаб Балтийского флота, в свободное время выполняя обязанности звонаря, иподьякона, алтарника в соборе Александра Невского в Таллине.

Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров)

(1921-2005)

Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт.

В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.

С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector