Православная психология

Православный психолог

Психолог в православии является профессиональным собеседником, сопровождающим человека в трудные моменты жизни. При этом психолог не решает духовных проблем человека, а остается в области обыденной жизни и психологических проблем. К ним относятся проблемы взаимоотношений в семье, вопросы по воспитанию детей, проблем с детьми, вопрос личных границ.

Если психологу удается помочь человеку решить его психологические проблемы, то на пути духовного возрастания человека становиться гораздо меньше препятствий. Следует учитывать, что психолог играет вспомогательную, сопровождающую роль для христианина на пути его духовного роста.

Православная психология ставит перед собой задачу не просто помочь индивиду обрести целостность, но они и помогают ему осознать необходимость в служении миру полнотой себя, полученной в результате терапии. Обретение человеком себя происходит только тогда, когда он преодолевает себя, перестает вращаться вокруг собственной оси и воспринимать себя как основную ценность своей жизни. Только при достижении этого результата можно говорить о истинном духовном и психологическом здоровье.

Цели православной психологии

Мнения о православной психологи расходятся. В основном этот термин отрицается как что-то, что не имеет места существовать. Но в то же время признается использование в психологических терапиях только те методики, которые не противоречат православному мировоззрению.

Священника можно сравнить с психологом: он тоже занимается врачеванием душ. Чаще всего они не осознают свою схожесть с психологами, вот почему их необходимо специально обучать психологии, дабы они не совершали непростых ошибок и не причиняли людям большего вреда.

Каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами душевного здоровья: как остаться спокойным в раздражительной ситуации, как перебороть свою лень и многие другие вопросы. Святоотеческая психология детально рассматривает такие вопросы, такой подход называется возрождением человека падшего.

Православная психология черпает знания их церковных богослужений, философии христианства, наследие святых отцов. Все используемые методики проходят через православное мировоззрение, процесс познания бога, в котором заключается истинное исцеление, и принятие воздействия на душу человека ангелов и Демонов.

Смысл человеческой жизни понимается как развитие в себе добродетели, как преодоление страстей. Человек не может существовать без тела, души и духа — они считаются одним целым. Нарушение этого единства ведет к болезни или к смерти — переходу человеческой души в другое состояние.

Человек никогда не должен забывать, что он — существо духовное, часть духовного мира, созданного богом.

Детская психология:

  • Психология подросткового возраста: проблема буллинга — Кирилл Хломов

  • Ни одна травля в школе не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые
    — Наталья Цимбаленко
  • Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? — Людмила Петрановская
  • Им нечего больше хотеть: как воспитать ребенка в условиях материального изобилия — Марина Мелия
  • Привет, Чучело. Что делать, если ваш ребенок – жертва травли или возглавляет ее? — Мария Новикова
  • Подросток попался в сеть — Наталья Крамаренко, Марина Тылкина
  • Не погружайте детей в болото претензий — Катерина Мурашова
  • Ребенок плохо учится – что делать? Нужно радоваться — Александр Лобок
  • Воровство в детском возрасте — Med o’key
  • Мама, купи мне монстра — коррекционный педагог Анастасия Дуброва
  • Когда вы разговариваете с ребенком — помолчите — Юлия Гиппенрейтер
  • Кого боятся подростки (рекомендуем к прочтению каждому родителю) — Катерина Мурашова
  • Пограничные психические состояния у детей — семинар психолога Ирины Медведевой
  • Больше доминант, хороших и разных. Детские зависимости и способы их преодоления — иерей Владимиром Сергачевым
  • Когда дети хамят — Анна Сапрыкина
  • Детские коллективы для ребенка вредны или Как пережить каникулы — Александр Колмановский
  • Как прогнать бабайку? — Оксана Головко
  • Травля в детском коллективе. Есть ли способы ее преодолеть? — Людмила Петрановская
  • Детская болезнь — Дмитрий Соколов-Митрич
  • Ябеда-карябеда — Инна Карпова
  • Гиперактивный ребенок — Галина Козловская
  • Почему не хочется хвалить ребенка? — Татьяна Шишова
  • Как стать моральным уродом? — интервью с ведущим руководителем Центра коммуникативных исследований ИСЭПН РАН, кандидатом социологических наук Наталией Марковой
  • Читая Спока — Владимир Ошеров
  • Я сердита, я сердита! — Ирина Лукьянова
  • Подросток: одиночество в сети? — Мария Руднева
  • Психофизиологические особенности десятиклассников — Наталия Суворова

Предмет и задачи направления

Предмет православной психологии — человек как личность. Наука рассматривает особенности развития, формирования сознания, изменение его свойств зависимо от укрепления или ослабления связей с духовно-нравственным состоянием.

Характеристики личности, которые рассматриваются православной психологией:

  1. Человек олицетворяет дух, духовность подразумевает под собой наличие иной природы.
  2. Человек никогда не сможет осознать свою значимость.
  3. Человеческую личность нельзя полностью свести к животной природе.
  4. Нельзя приравнивать личность к биологической, физиологической или химической системе.

Основы православной психологии:

Главный смысл человеческой жизни — преодоление слабостей, страстей, развитие добродетели.
Здоровый индивид рассматривается как единство духа, тела и души

Если связь между этими составляющими нарушается, появляются различные проблемы, заболевания.
Смерть — освобождение души от телесной оболочки, ее переход к другому этапу развития.
Невозможно полностью исцелиться, найти себя без познания Бога.
Важно признавать воздействие ангелов (положительное) и падших духов (отрицательное) на человеческую душу.
Любые психологические методики, применяемые православными психологами, преломляются о христианское мировоззрение.. Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:

К первым относится:

Задачи православной психологии можно разделить на теоретические, практические. К первым относится:

  1. Разработка современных концепций на основе христианских учений. Совмещение духовных методик воздействия на личность с инновационными подходами из психологии.
  2. Разработка методов, с помощью которых можно описать личность.

Практические задачи:

  1. Восстановление человеческой индивидуальности, повышение самооценки. Воссоединение воли, сердца, ума.
  2. Оказание психологической помощи любому человеку, который начал отходить от Бога. Приведение в веру новых служителей.
  3. Разработка методик для коррекции психологического состояния на основе православных учений.
  4. Построение у неверующих целостного христианского мировоззрения. Объяснение основ христианских учений, проведения таинств.
  5. Оказание психологической помощи в преодолении соблазнов людям, который готовятся к причастию.

Основной инструмент, которым может пользоваться православный психолог — собственная личность. Главная составляющая успеха — наличие практического и теоретического опыта в воцерковлении, проведении таинств.

Общая задача христианского направления психологической науки — оказание помощи в преодолении тяготения падшей натуры. Психолог должен помочь грешнику понять страстные механизмы жизни, которые приводят к появлению заболеваний или проблем. Так специалист исцеляет, указывает путь к внутренней свободе. С помощью полученных знаний индивид получает шанс проявить свой внутренний потенциал на максимальном уровне.

Частная задача православной психологии — помощь при решении конкретных жизненных проблем, спорных ситуаций со стороны веры. При этом могут применяться современные психологические науки, которые не противоречат христианским учениям.

На православного психотерапевта или консультанта нигде не учат

Следующая проблема православных психологов — обучение. Да, стараниями Бориса Сергеевича Братуся и его коллег появилась магистратура по христианской психологии при РПУ. В Санкт-Петербурге есть Русская христианская гуманитарная академия, также занимающаяся подготовкой психологов. Но выпускник магистратуры — это лишь заготовка специалиста, работающего с людьми. Теоретических знаний недостаточно. Нужно дополнительное обучение. Примерно, как в медицине, где после получения высшего образования еще требуется ординатура. Заполнить эту нишу был призван Институт христианской психологии, созданный священником Андреем Лоргусом вместе с коллегами. Но на текущий момент институт предлагает скорее отдельные курсы, нежели системную программу подготовки.

И сегодня выпускники христианских учебных заведений обычно
присоединяются к другим профессиональным сообществам. Есть Ассоциация понимающей
психотерапии, основанная Федором Ефимовичем Василюком. Есть различные варианты
экзистенциального анализа и логотерапии, развивающие идеи Виктора Франкла или
его ученика Альфреда Лэнгле. Эти школы не конфессиональны, и хотя набор их ценностей
близок к православию, все же он отличается. Он ориентируется или на
гуманистические ценности (понимающая психотерапия) или на индивидуальный поиск
человеком смысла (логотерапия). Приверженность православной традиции в данном
случае оказывает лишь одним из возможных вариантов.

Далеко не все христиане находят в православии необходимые ответы. И если они видят для себя ответы в психологии, то могут поставить перед собой вопрос об их дальнейшем месте в Церкви. Кто-то успешно разрешит этот кризис, а кто-то не сможет совместить одно с другим. За последние годы мы увидели, как многие известные своей активной миссионерской позицией священники оставили священнослужение. Андрей Федосов aka Киберпоп, Федор Людоговский, Алексий Агапов, Петр Боев — вот лишь небольшой список публично известных священников, по разным причинам оставивших служение, занявшись психологией или коучингом.

Получается, что есть два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, идеи психологии проникают в церковное сообщество. Читаются лекции, проходят семинары, работает школа «Психология для Церкви», созданная Мариной Филоник — ученицей Ф. Е. Василюка, и многие другие проекты. С другой стороны, многие активные православные, вдохновившись новыми идеями, отходят от православной традиции. И среди оставшихся психология начинает вызывать опасения. Время покажет, какой из этих процессов окажется сильнее.

Православная и светская психология

Определение 1

Православная психология одно из направлений психологии, которое ориентировано на взгляды и ценности, данные христианством.

Отличие светской психологии от христианской заключается в целях. Главной целью светской психологии является изучение и объяснение природы поведения человека и его психики. Основную цель православная психология видит в способствовании спасению человеческой души для вечной жизни посредством воспитания и развития.

Отличие православной от светской психологии также заключается в масштабе объекта исследования. Светская психология изучает человека в промежутке от рождения до смерти, то есть только в онтогенезе. Психология не решает вопросы происхождения человека и не ставит своей задачей объяснить смысл жизни и смерти. Для православной психологии основополагающими вопросами, определяющими цель, принципы, методы исследования, являются божественное происхождение человека, его воцерковление и обожение, спасение человеческой души.

Различаются эти направления психологии и способом получения знаний. Светская психология раскрывает существующие законы природы при помощи человеческого интеллекта и научно-технических средств. С этой целью она раскладывает, измеряет, анализирует объект исследования, то есть человека.
Православная психология берет знания о человеке из священного Предания, святоотеческих трудов, из священного Писания, православного богословия и опыта Православной Церкви.

Ясное желание помогать

«Психолог при храме», к которому попала Анна, — Михаил Хасьминский, руководитель кризисного центра при московском храме Воскресения Христова на Семеновской. Бывший майор московской милиции, Хасьминский получил второе, психологическое образование в Академии МВД России — на кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами. В 2002 году он създил в Троице-Сергиеву Лавру, приложился к мощам Сергия Радонежского и, как говорит, понял, что занимается не тем; у него «возникло ясное желание помогать больным раком». Так он стал работать психологом в Российском онкологическом научном центре имени Блохина, а спустя несколько лет возглавил Центр кризисной психологии, созданный по благословению патриарха Алексия II в 2006 году.

Хасьминский считает, что в особо тяжелые, кризисные моменты духовно ориентированная психология оказывается куда эффективнее, чем светская. «Я понял это, когда работал в онкологическом центре, — говорит Хасьминский

— Я видел: если мать теряет ребенка, то часто в этой жизни для нее уже ничего не важно, она не может найти ни утешения, ни объяснения тому, что происходит». Хасьминский утверждает, что в такой ситуации обычные психологические методы оказываются бессильны — а священник может дать человеку поддержку

Хасьминский не работает с органическими депрессиями или зависимостями, которые требуют длительной терапии. К нему приходят люди, которых нужно быстро «привести в себя» в критической ситуации. Обычно это тяжелые разводы или смерть близких. «Человеку, чтобы выйти из тяжелого состояния, нужен мощный внутренний ресурс, энергия, — говорит Хасьминский. — Но именно в кризисных ситуациях у людей нет такого ресурса. Христианский подход дает им его — акцент переключается с этой жизни, которая на данный момент утратила для человека смысл, на другую, вечную. При христианском подходе цель человека — не прожить жизнь весело и без проблем, а воспитать свою душу для царства божьего».

Впрочем, как считает Хасьминский, у методов христианской психологии есть научные объяснения. По его словам, таинство исповеди оказывает психотерапевтический эффект, потому что это интроспекция — человек внимательно изучает свой внутренний мир, разбирается в себе. А если мать, скорбящая об умершем ребенке, начинает заботиться о его душе — молиться за него, делать добрые дела — это помогает ей не замкнуться на себе, преодолеть фрустрацию и начать адаптироваться в новых условиях.

В то же время Хасьминский скептически относится к светским методам кризисной психологии и считает, что она всегда основывается на вере: «Я не знаю ни одного человека, профессионально работающего с горем, который был бы атеистом. Чтобы помочь человеку пережить трагедию, надо иметь свой прочный фундамент, который удержит самого психолога и даст ему возможность удержать другого. Иначе очень быстро произойдет выгорание».

В кризисном центре кроме него работают пятеро психологов. Попасть туда можно по предварительной записи, оплата — добровольные пожертвования. На сайте центра говорится, что их размер никак не влияет на качество оказываемой помощи. Приходить туда могут не только религиозные люди. «Я все-таки в первую очередь кризисный психолог, — говорит Хасьминский. — Моя цель — не обратить человека в веру, а помочь ему преодолеть кризис».

По его словам, главное отличие православного психолога от светского — в том, что православный относится к человеку не как к «набору неких химических процессов или привычек», а как к душе, уникальной и созданной Богом: «И эта душа будет свидетельствовать обо мне на страшном суде».

Направление используют

Организаторы

  Арт-терапевтический проект «Путь женщины»  (Москва),   Психологический центр «Содействие»  (Москва),   АНО по оказанию психологической помощи населению «Ступени восхождения»  (Москва),   Московская школа «Спас Руси»  (Москва),    Центр Новых Практик  (Москва),    Академия Классического Гипноза и Эpикcoнoвcкого Гипноза и Самогипноза  (Донецк),    Елизавета Панёвина  (Барнаул),    Многофункциональный центр психологии «Лик»  (Самара),    Центр Объективной Психологии «Царь в голове»  (Санкт-Петербург).

Тренеры

  Брат Федор  (Москва),    Дмитрий Олегович Науменко  (Москва),    Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл  (Москва),    Тамара Витенко  (Москва),    Эльвира Минкина-Бачинская  (Москва),    Ольга Goddess  (Москва),    Павел Владимирович Масычев  (Саратов),    Сергей Павлович Ратибор  (Барнаул),    Сергей Николаевич Гребенников  (Воронеж),   Александр Владимирович Иванов  (Волгоград),    Олег Борисович Яцевич  (Кемерово),    Александр Таирович Попов  (Калининград),    Мария Евгеньевна Василенко  (Санкт-Петербург),    Людмила Николаевна Пономаренко  (Сумы),    Екатерина Леонидовна Светлая  (Казань),    Евгения Леонидовна Купитман  (Санкт-Петербург),    Валентина Маркина  (Барнаул),    Наталья Романова  (Новосибирск).

Консультанты

  Брат Федор  (Москва),    Дмитрий Олегович Науменко  (Москва),    Елена Викторовна Панкратова  (Москва),    Игорь Андриянович Тимофеев  (Москва),    Тамара Витенко  (Москва),   Татьяна Владимировна Смирнова  (Москва),    Ольга Goddess  (Москва),    Наталья Романова  (Новосибирск),    Сергей Николаевич Гребенников  (Воронеж),    Роман Валерьевич Банкрашков  (Кавказские Минеральные Воды),    Павел Владимирович Масычев  (Саратов),    Олег Борисович Яцевич  (Кемерово),    Александр Таирович Попов  (Калининград),   Александр Владимирович Иванов  (Волгоград),    Людмила Николаевна Пономаренко  (Сумы),   Любовь Кондрашина  (Красноярск),    Екатерина Леонидовна Светлая  (Казань),    Евгения Леонидовна Купитман  (Санкт-Петербург),    Сергей Иванович Калюжный  (Саратов),    Валентина Маркина  (Барнаул).

Ещё консультанты 1

Психология православная или христианская?

Попытки очертить границы православной психологии в современной России предпринимались с начала 1990-х. Наиболее значительная работа была проделана московской школой христианской психологии. Школа была создана трудами верующих психологов, собравшихся на факультете психологии МГУ, а позже оформившихся в самостоятельное движение. Эта школа связана с именами Бориса Сергеевича Братуся, Виктора Ивановича Слободчикова, Федора Ефимовича Василюка и многих других профессионалов, в том числе и в священном сане. Членами школы была проведена большая работа и даже создана первая в России магистратура по христианской психологии. Основные идеи школы изложены в коллективной монографии «Христианская психология в контексте научного мировоззрения» (М.: Никея, 2017). Но, к сожалению, массового развития московская школа христианской психологии так и не получила.

Есть ли отличие между христианскими и православными
психологами? Это тоже непростой вопрос. Московская школа христианской
психологии предпочитает использовать не конфессиональное название, а восходящее
к общехристианским убеждениям и антропологии. Но на практике членами школы
являются православные, и вообще христианство понимается как синоним
православия. Все многообразие христианства сужается до православия, причем в
основном российского. Это видно и по работе школы, которая опирается на
оригинальные российские работы и практически не учитывает зарубежного опыта
христианской психологии.

В упомянутой выше монографии лишь эпизодически авторы пытаются
поставить движение в более широкий мировой контекст. И то это оказывается
контекстом светской психологии, а не христианской. Зарубежные христианские
течения в психологии в монографии даже не обсуждаются. Хотя такие подходы,
безусловно, существуют. Например, в США распространено движение христианского
консультирования (Christian counseling), которое ставит на первое место в
помощи человеку Библию и опыт Церкви. Но при этом движение активно адаптирует и
достижения светской психологии. В русскоязычном пространстве я не встречал
упоминаний об этом движении.

У меня сложилось впечатление, что даже отечественной
христианской психологии ближе более светские западные школы, чем собственно христианские.

У нас с уважением относятся к работам Виктора Франкла или Карла Роджерса. Но методологически они остаются светскими психологами, очень аккуратно обходящимися с религиозными вопросами. Возможно, это связано с секулярной культурой постсоветского пространства: нам вообще легче вести светскую беседу, не связанную с религией.

Иногда такое избегание упоминания Бога выглядит даже забавно. Так, на русском языке издано много книг американских христианских психологов Генри Клауда и Джона Таунсенда. В их мировоззрении психология естественно соединяется с верой, а упование на Бога — с тем, что свою помощь Он подает через людей.

Одна из их книг, посвященная выстраиванию жизненного пути, в оригинале была названа авторами «Бог проложит путь» (God Will Make A Way). Но, видимо, издатели сочли, что российская культура не заметит эту книгу под таким названием. Поэтому предпочли в названии использовать извечный русский вопрос. Книга вышла под заголовком «Что делать, когда не знаешь, чего делать?»

Статьи по теме свернуть ↑

О чём плачут мужчины в душе? 


Ирена Юрьевна Голикова

Все мы знаем, что продолжительность жизни мужчин короче, чем женщин. Подумаешь, короче! Вроде бы, ничего страшного. До тех пор не страшно, пока не столкнёшься с реальными статистическими цифрами. В 2015 году в России средняя продолжительность жизни — 71,4 года: для мужчин — 65,9 лет, для женщин —… Читать дальше

3

Женщине-владычице 


Иван Иванов

Это эссе продиктовано обилием упрёков в адрес женщин с так называемым «сильным характером», что они как мужчины, «много в таких мужских энергий». Я не адресую никому конкретно это эссе, это размышление вслух, которое несёт свой здравый смысл. Приглашаю узнать мою точку зрения на этот вопрос.

Часто… Читать дальше

4

Возвращение в реальность

«Прежде чем покончить с собой, я решила привести свои дела в порядок, — рассказывает Анна (имя изменено по просьбе героини). — Я представила, что вот я умру, родственники приедут заниматься похоронами и скажут: „Сдохла, а за квартиру не заплатила, кучу хлама оставила“. Я начала разбирать полки, экономить, чтобы заплатить за жилье на месяц вперед».

Все началось за несколько лет до этого, когда Анна вышла замуж. Брак длился три года, и все это время Анна с мужем постоянно ссорились и дрались. Он приходил домой «под кайфом», Анна выгоняла его из дома, но, когда он уходил на несколько дней, не спала ночами и пыталась до него дозвониться. «Когда я выходила замуж, знала, что он покуривает травку, — говорит женщина. — Но это ведь многие делают, и я не думала, что наркотики скоро окажутся для него на первом месте. Мне хотелось сделать ремонт, может, завести детей. Но в нашей жизни был сплошной хаос».

Однажды у них произошла серьезная драка — муж, по словам Анны, «прыгал у нее на голове». В травмпункте выяснилось, что у женщины сотрясение мозга и сломаны два ребра. Анна собрала вещи и позвонила друзьям, чтобы они ее забрали. «У меня есть собственная однокомнатная квартира, я поехала туда и две недели никуда не выходила. Просто лежала и смотрела в одну точку. Могла целый день не есть, а потом вспомнить, что голодна, и опустошить холодильник», — вспоминает Анна. Ей казалось, что она совершила предательство по отношению к самой себе — вышла замуж за человека, который ее бил, и позволила ситуации зайти так далеко. Она постоянно корила себя, напивалась и плакала.

Когда жить стало не на что, Анна устроилась работать в транспортную компанию. Но работа не отвлекала от проблем. Иногда посреди дня она осознавала, что уже час сидит и ничего не делает: «Я не могла понять, куда делся этот час, о чем я думала, что я делала. Он как бы съедался. Это стало меня пугать». Так прошло около трех месяцев. Периоды «зависания» становились все длиннее — теперь Анна не всегда могла вспомнить, как прошли последние три-четыре часа.

Все это время за Анну очень переживала ее сводная сестра: постоянно звонила, пыталась развлечь, вытащить из дома — и в какой-то момент уговорила женщину сходить к психологу при храме. «Я к тому моменту уже твердо решила, что уйду из жизни, и не хотела принимать никакую помощь. Но сестра так уговаривала, что я уступила. В конце концов, что мне было терять?», — вспоминает Анна. У нее было много предубеждений против психологов: она думала, что специалист будет «внедряться к ней в мозг», применять что-то вроде гипноза. Она была совершенно не настроена что-либо ему рассказывать — собиралась прийти, сказать, что у нее все в порядке, и вернуться домой.

«Когда я заявила, что у меня нет проблем и психолог все равно не сможет мне помочь, он сказал: „Все ясно“. И предложил прогуляться по парку, — говорит Анна. — Я все ждала, когда он уже начнет свои манипуляции с моим мозгом, но вместо этого он предложил мне съесть мороженого и начал беседовать на какие-то повседневные темы, как будто мы тысячу лет знакомы. Постепенно я расслабилась и втянулась в беседу. Он уже не вызывал такой настороженности». Анна решила, что придет в храм еще раз: на следующей встрече она рассказала психологу про расставание с мужем и побои.

«Он сказал: „Ну, мать, ты даешь. Ты же мазохистка!“ — вспоминает Анна. — Мы много говорили, он давал задания. Однажды попросил отвезти посылку в храм на другом конце Москвы и там заодно предложил исповедаться. Я приехала, встала перед батюшкой и разрыдалась на весь храм. Но потом мне стало легче».

Постепенно Анна перестала думать о смерти, она больше не «выпадала» из реальности. В итоге решила вернуться к мужу — ей казалось, что она все еще его любит. Когда женщина призналась в этом психологу, он сказал, что у нее созависимость и помог найти психотерапевта, который специализируется именно на этой проблеме. Именно с ним Анна и продолжила свою терапию. «Раньше я даже не знала, что такое созависимость, — говорит женщина. — А теперь поняла, что для меня такие отношения были зоной комфорта, потому что я выросла в пьющей семье. Я узнала про треугольник Карпмана и научилась останавливать себя прежде, чем в него попаду».

Вместо развития — топтание на месте

Профессиональные сообщества психологов, разные
психологические направления сегодня развиваются очень быстро. Сориентироваться
в этом мире можно только специалисту с определенной квалификацией. А
православные продолжают дискутировать о том, нужна ли психология вообще, и
какая она должна быть «по святым отцам».

Полгода назад в Российском православном университете прошла
конференция «Место психологии в духовном образовании», посвященная обсуждению роли
психологии при подготовке будущих священников. Скажем честно, особого интереса
к психологии со стороны священноначалия я не заметил.

В картине мира многих священников нет места психологии. Ведь
православная традиция уже содержит все необходимые ответы на вопросы прихожан, их
просто нужно найти в Предании. А вот если прихожанин ходит к психологу — очень
часто могут начаться проблемы. Интересная картина мира, если честно. С моей
реальностью она стыкуется плохо. Особенно когда опять видишь развод в семье
православных друзей, как в сане, так и без…

Дискуссии о православной психологии идут уже не первый
десяток лет. И, судя по конференции, священноначалие до сих пор не везде хочет
видеть психологию в стенах семинарий. В частности, опыт Хабаровской семинарии, где
по инициативе ректора много разных психологических курсов, был оценен крайне
негативно. Или недавно в Сретенской семинарии священник Павел Великанов
попытался запустить магистерскую программу по пастырской психологии, но его
инициативу резко остановили. Психология отдельно, пастырство отдельно.

Впрочем, на конференции согласились, что семинаристам стоит
изучать педагогику и психиатрию. Ну что же, может, хотя бы знакомство с
психическими заболеваниями уменьшит количество «старцев», не благословляющих
пить таблетки, выписанные психиатрами. Но это уже не про психологию.

Проблематика

Православная психология помогает:

  1. Наладить межличностные отношения между супругами, родителями и детьми, коллегами, начальником и сотрудниками.
  2. Совершать церковные таинства — крещение, причастие, исповеди.
  3. Избежать внутриличностных конфликтов — панических атак, неврозов, апатии, депрессии, нервных срывов, повышенная тревожности, детских страхов, фобий.
  4. Пережить серьезные психологические травмы — потерю родственников, детей, смертельные заболевания.
  5. Устранить смысловые и ценностные конфликты — навязчивые состояния, страх, зависимость.

Наука старается разрешить каждую из проблем. При этом человека медленно приобщают к вере, если он не противится этому.

Православная психология — отдельное направление психологической науки, которое возникло благодаря смешению учений, основ христианства с практическими и теоретическими методиками классической психологии. Она помогает людям очиститься, найти свое призвание, раскрыть потенциал, встать на путь просветления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector