Инок

Содержание:

Ложное и правильное представление о монашестве

Невоцерковленные люди часто поддаются влиянию сложившихся ложных стереотипов о монашестве. 

Издавна существовало мнение, что постриг в монахи сам по себе спасителен. То есть для человека будет достаточно лишь произнести монашеские обеты и облачиться в монашеское одеяние, чтобы сразу выделиться из среды обычных мирских христиан и встать на верный путь спасения. В этом некоторые видят объяснение стремлению русских князей на смертном одре принять монашество. Пусть даже за час до смерти — чтобы это «засчиталось» им в особую заслугу для спасения души. Это ложное представление опровергал преподобный Максим Грек (1475-1556), говоря, что

Многие полагают, что, раз монахи часто творят молитву, постоянно посещают церковные службы, читают разные каноны, постятся, то этим одним они непременно спасут свои души. На самом деле

В православии есть шесть степеней монашества

Практически все, поступившие в монастырь, кроме трудника (трудницы), послушника (послушницы) и рясофорного послушника (послушницы) принимают монашеский постриг. Под монашеским постригом понимается обет отречения от мира, так как монашество — это особый образ христианского жительства, заключающийся во всецелом посвящении себя на служение Бог.

Кроме того, монах или монахиня также приносят следующие обеты ради любви ко Христу: послушания, девства, или целомудрия, и нестяжания. Во время обряда пострижения в монахи у человека символически постригаются волосы. Кроме того, ему также дается новое имя, избираемое в память того святого, который становиться покровителем постригаемого.

Постриг
обет отречения от мира

В некоторых монастырях разработано шесть степеней подготовки к монашеству:

  1. трудник (трудница).
  2. послушник (послушница).
  3. рясофорный послушник (рясофорная послушница).
  4. инок (инокиня).
  5. малая схима (монах/монахиня.
  6. схима или великая схима (схимник, схимонах/схимница, схимонахиня).

Необходимо отметить, что в любом случае монах обязан исполнять своё основное служение в Церкви — непрестанное пребывание в богообщении и молитве за весь мир. Монахи благовествуют о Христе своим живым примером деятельного покаяния, любви к Богу и служения Ему.

Монашество основано на словах Господа Иисуса Христа:

Мф. 19, 21

Таким образом, это не продукт человеческой мысли, но Воли Божией.

Монашеский постриг

Чин пострижения в монашество содержится в Великом Требнике. Для каждой степени монашества совершается определенный чин. Отдельно имеется Последование во одеяние рясы и камилавки. Есть Последование малой схимы и Последование Великой схимы (высшая степень монашества). 

В русском монашестве посвящение в рясофор служит как бы подготовительной стадией для перехода собственно в монашество (схиму). При пострижении в малую схиму монах даёт обеты послушания, нестяжания и девства. При пострижении в великую схиму монахом даются те же обеты, но для совершенного отчуждения от мира ради единения со Христом он обещает их более строгое исполнение.

Разница между сестрой и монахиней

Термин «монахиня» и «сестра» часто используются как взаимозаменяемые, однако в католичестве, есть разница между ними.

Католическая монахиня — это женщина, которая живет в созерцательной жизни в монастыре, который, как правило, заточенный (закрытый) или полу-уединенный. Ее служение и жизнь сосредоточены внутри и вокруг монастыря. Она исповедует торжественные обеты жить жизнью в соответствии с евангельскими советами бедности, безбрачия и послушания.

Католическая сестра — это женщина, которая живет и молится в мире. Ее жизнь часто называют «активная» или «апостольская», так как она занимается делами милосердия там где она находится. Сестра исповедует вечные простые обеты жить жизнью в соответствии с евангельским советом бедности, безбрачия и послушания.

И монахини и сестры относятся к форме церковной религиозной жизни. Разница между ними заключается в типе обетов, торжественный против простого. Данные различия объясняются Кодексом канонического права. Старшие религиозные ордена имеют вечный торжественный обет, а более поздние апостольские общины имеют бессрочные простые обеты. И их главная юридическая разница в том, что религиозные ордена, исповедующие торжественный обет, отказываются от собственности, в то время как исповедующие простой обет, сохраняют право на собственность, но отказываются от ее использования и получения с нее любой прибыли.

Alexander McQueen pre-fall 2013

В популярной культуре, термин «монахиня» часто широко используется, при этом сразу понятно, что речь идет о женщине, исповедующей обеты бедности, целомудрия и послушания.

Жизнь монахинь скрыта от посторонних глаз. Стать монахиней довольно просто, необходимо только большое желание.

Проходит достаточно много времени между принятием этого решения и монашеским постригом.

Зачастую женщина посещает разные монастыри и знакомится с их уставами, которые могут незначительно отличатся. Определившись с монастырем, женщина обращается к матери — настоятельнице с прошением о принятии. Ей предлагается пожить в обители в качестве паломницы, которая не имеет права ходить на сестринские богослужения и принимать участие в общих трапезах. На этом этапе она просто знакомится с бытом монастыря. Сестры и начальствующие, особо не скрывая, присматриваются к новенькой. Если они убеждаются в чистоте ее намерений и усердие в трудах и молитвах, они принимают решение о ее принятии. Но это еще далеко не зачисление. Женщину называют трудницей и выдают юбку с блузой и черный платочек — первую одежду. Теперь ей разрешается трапезничать вместе со всеми, участвовать в сестринских богослужениях и помогать в послушаниях. Такой испытательный срок длится около года.

Ознакомившись с монастырской жизнью и бытом и приняв решение дальше двигаться дорогой монашества, женщина проходит все испытания и получает благословение. Теперь она послушница. Постриг и зачисление в обитель совершается только с благословения правящего архиерея. Поэтому настоятельницей и самой сестрой пишутся специальные прошения к архиерею о зачислении в монастырь. Теперь ей выдают одежду для монахинь называющуюся: полуапостольник — это головной убор, который закрывает лоб; подрясник — это длинное платье; кожаный пояс. Более трех лет послушница живет и трудится в монастыре, после чего вновь подается прошение на постриг.

Первый этап пострига — это иночество, при этом послушницей пока не произносятся монашеские обеты. Иноку выдается ряса с длинным рукавом, апостольник и клобук — это головной убор с черной фатой. Во время иноческого пострига символически постригают волосы и нарекают послушницу новым именем, символизирующем новое рождение человека в духовной жизни. Следующий постриг — монашеский или малая схима. Это и есть само монашество. Здесь даются обеты послушания, отречение от собственного имущества (нестяжание) и целомудрия (безбрачие). Новоиспеченную монахиню облачают в мантию с множеством складок, означающую покровительствующую силу Бога.

Существует заблуждение, что в монастырь может прийти каждый желающий. Но это не так, есть некоторые правила и ограничения. Например, запрещено принимать женщин в браке и женщин с несовершеннолетними детьми. Если дети и есть, то они должны быть взрослыми и крепко стоять на ногах. А брак расторгнут, так как монахиня — это невеста Бога. Есть возрастные ограничения: женщины старше восемнадцати лет, но не после сорока.

Порой происходят ситуации, в которых женщины пришедшие в возрасте становятся для сестер примером в послушании, смирении и молитвах.

Особенности пострига в монахи

Особым образом жизни ради служения Богу является монашество. У монахов очень много отличий от белых священнослужителей. Постриг можно назвать вторым крещением, потому что через него душа человека обновляется и перерождается. После обряда человек считается отреченным от мира и отныне облаченным в образ ангела.

Но стать монахом не так просто. Недостаточно просто принять это решение, необходимо его оправдать и пройти через своеобразный испытательный срок. В течение него кандидат проходит через так называемое «монашеское делание», которое включает три ступени:

  1. жизнь трудника;
  2. звание кандидата в послушники;
  3. послушничество.

При поступлении в монастырь человек получает звание кандидата в послушники. С этого момента он должен начать разбираться, насколько монастырская жизнь ему подходит. Духовник, а также настоятель монастыря и старшие братья самостоятельно определяют, как долго он будет пребывать в монастыре в таком качестве.

Послушником становится тот, кто успешно прошел испытательный срок, по-прежнему изъявляет желание жить в обители и которого не сдерживают никакие внешние препятствия. Для этого необходимо написать прошение к правящему архиерею, которое сопровождает письмо от имени настоятеля. Епархиальное начальство должно дать свое благословение, после чего брат может стать насельником обители.

Типы пострига в монашестве

Существует три типа монашеского пострига, принятые в православии. В соответствии с ними монахи становятся:

  1. рясофорами;
  2. прошедшими малую схиму;
  3. прошедшими великую схиму.

Рясофоры обязуются в течение как минимум трех лет жить в монастыре. Только в случае смертельной болезни кандидат может написать ходатайство о том, чтобы его постригли в монахи до того, как пройдет три года.

Некоторые монастыри пропускают этап рясофорства и сразу проводят таинство малой схимы. Есть свидетельства о верующих, которые и вовсе сразу приняли великую схиму. Это означает сохранение индивидуального подхода к каждому верующему в православной традиции. Именно во время малой и великой схим постригающиеся в монахи люди дают Богу обеты и отрекаются от мирской жизни. С этого момента у них не только новое имя и облачение, но и новая жизнь.

Несмотря на перечисленные различия, у священнослужителей обоих видов духовенства есть общая задача: учить детей и взрослых православию и правильной жизни, просвещать и нести благо. И белое, и черное духовенство ― очень важная часть служения Богу, и эту систему имеет не только православие, но и католичество.

Тайное монашество актуально?

Думаю, что священники высказывают официальную точку зрения Русской православной церкви на тайное монашество. Для неё, как для организации, важна упорядоченность, когда все монахи находятся по монастырям. Но, думаю, тайное монашество не потеряло актуальности.

  • Во-первых, есть пожилые люди, которые хотели бы постричься в монахи. Будучи моложе, они были связаны обязательствами с близкими. Например, не могли оставить родителей-стариков или кого-то из родственников без поддержки. А теперь их в монастыри не примут – там нужны работники. Разве что в богадельню. Хотя они готовы к большему, чем просто быть верующими мирянами. Они мечтают о монашеском подвиге.
  • Во-вторых, современный монастырь не всегда безупречен. Сейчас это, скорее, трудовая артель. Все мы читали откровения тех, кто в монастыре столкнулся с негативной обстановкой. Например, с диктатом игуменьи, которая без меры унижает монахинь и поощряет в их среде доносы, выбирает себе фавориток, нагружает работой, так что невозможно помолиться и почитать душеполезную литературу. Измождённые задёрганные монашки думают не о спасении души, а как бы не попасться под горячую руку своей «наставницы». И человек, стремящийся к монашеству, боится потерять веру, угодив в такую обитель. Он не идеализирует мир, с этим всё ясно. Но не хочет разочароваться в монастыре.

Фото: монах Онуфрий (Поречный), сайт Соловецкого монастыря

В наше время в России рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом

В наше время в мужских монастырях РПЦ монастырях рясофорных монахов часто называют иноками, а постриг в рясофор — иноческим постригом. В результате исконно русское слово инок, обозначавшее ранее всех монахов, сейчас стало обозначать принадлежащих к первой степени монашества.

Ранее же понятие иночество применялось ко всем монашествующим. Эта традиция сохраняется до сих пор в старообрядческих монастырях.

Видеоролик: Иноческий постриг — начало пути монаха. На 40 минуте автор говорит, что иноческий постриг — это только начало на пути монашеского подвига.

https://youtube.com/watch?v=wSytev7n240

Рясофорный монах отличается от рясофорного послушника тем, что ему дается новое имя. Кроме того, иерей, пребывающий в рясофорном чине, называется иеромонах, при этом дозволенно использовать слово священноинок. Кроме того, в существующей церковной практике иеромонаха называют иереем, постриженным в монахи.

В РПЦ рукополагают во епископа безбрачных священников, принявших монашеский чин. Таким образом, в том случае, когда перед рукоположением во священники человек принял целибат, дал обет безбрачия, ему вполне достаточно принять только первую степень монашества — рясофор.

Почему среда считается постным днем наравне с пятницей?

Вопрос:Почему среда считается постным днем наравне с пятницей? Ведь события распятия Спасителя и предательства Иуды несопоставимы по масштабам. На Голгофе состоялась наше спасение, а иудины сребренники скорее случай более частного характера. Неужели не был бы найден другой способ арестовать Христа, не предай его Иуда?Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Предательство Божественного Учителя одним из учеников является тяжким грехом. Поэтому пост в среду не только напоминает об этом страшном падении, но и обличает и нас: своими грехами мы вновь предаем Спасителя мира, Который пострадал за нас. Среда и пятница были постными днями уже в первенствующей Церкви. В Апостольских правилах записано (правило 69): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится в святую четырехдесятницу /сорок дней/ перед Пасхой, или в среду, или в пятницу, кроме препятствия от немощи телесной: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен». Святитель Петр Александрийский (принял св. мученичество в 311 г.) в Слове на Пасху говорит: «Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые благословно заповедано нам поститься по Преданию. В среду, по причине составленного иудеями совета о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас»

Обратим внимание на слова по Преданию, т.е. от начала Церкви

Послушник и рясофор — это те степени монашества, которые предшествуют иночеству

Перед тем, как стать иноком, а затем монахом, лица, поступающие в монастырь обязаны пройти две ступени: послушник и рясофор. Послушник или же послушница — это лицо, готовящееся к тому, чтобы стать монахом.

Несмотря на то чтоб послушник и послушницы не дают монашеских обетов, они уже принадлежат к монашескому братству. При этом они не носят рясу — монашескую одежду, им разрешено носить только подрясник.

Послушник

человек, который готовится стать монахом

Основная задача послушника или послушницы — готовиться к принятию монашества, а также исполнять различные послушания при монастыре. Живя в обители, они привыкают к распорядку дня и монастырским правилам, к монашеской жизни.

В Российской империи существовало правило, согласно которому послушник должен был жить не менее 6-ти лет в статусе послушника при монастыре, прежде чем он мог постричься в монахи и стать рясофором.

Под рясофором (рясофорной послушницей), понимают человека, которому дозволенно носить рясу. В Греции эта степень называется «рясофорный послушник» («рясофорная послушница»), при этом сами греки считают эту степень ступенью послушничества (подготовке к монашеству). Рясофору дозволенно носить рясу, камилавку (скуфью) и чётки.

Кто такой иеромонах

В православии долгое время монахи не могли одновременно являться священнослужителями. Они жили уединенно, часто уходили в пустыню или лес, селились в пещерах. Только в позапрошлом веке, когда стали строить монастыри рядом с городами, некоторые из них получили сан и право вести службу. Монах-священник называется иеромонах.

Внешне, по одежде, сложно отличить монаха от священника. Они носят одинаковую черную одежду и ничем не выделяются. На практике, священник и иеромонах могут вести богослужение, исповедовать и причащать, крестить и отпевать. Они не имеют права только рукопологать. Монах не может всего этого делать. В монастыри для проведения служб раньше приходили священнослужители со стороны.

Происхождение термина

Иеромонах это устаревшее слово, имеющее свои корни в Древней Греции. Дословный  перевод корня «иерос» означает «один священный». Буквальное значение слова переводится как конструкция «священный одиночка». Значение слова «монос» – путник, отшельник. На территории России закрепилось как «монах».

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Богородице.

Святой Праведный Иоанн Кронштадтский

Значение слова иеромонах

Многие верующие не стремятся вникнуть во все тонкости церковной иерархии и узнать, что такое иеромонах. Сан означает насельника монастыря, который может проводить службу и другие обряды. Приставка «иеро» есть и у других санов, например иеродиакон. Своих приходов они не имеют, службу и другие обряды проводят в храмах по месту своего проживания.

Монахи — это люди, которые полностью посвятили себя служению Богу

Монах — это человек, который полностью посвятил себя религиозной жизни, для чего поселился в общине единомышленников. Такие люди есть в разных религиях и культурах: христиане, буддисты, индуисты, даосы и т.д.

Монах — член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь в соответствии с церковными правилами

Где-то монашество формировалось как отдельная каста людей, где-то оно было неразрывно связано со священничеством, но в целом общие черты этого явления можно выделить:

  • Существование общиной;
  • Строгая регламентация жизни;
  • Религиозная направленность деятельности;
  • Суровые ограничения;
  • Особое, уважительное отношение мирян к монахам.

Становление православного монаха проходит в 2–3 этапа: послушничество, монашество, великая схима

Монашество делится на три этапа:

Этап 1. Послушничество. Человек на этом этапе ещё ничего не обязан монастырю. Он сам только присматривается, а монахи присматриваются к нему. Будущему монаху дают поручения, которые тот должен исполнять. Это своего рода испытание, чтобы избежать ошибок. Ведь дороги назад не будет. Суть послушничества — исполнение различных работ в монастыре. Обычно оно идёт пару лет, но может продлиться дольше или меньше, по ситуации.

2 года
примерно столько длится послушание перед монашеством

Бывают ещё и трудники. Это несколько иное явление. Трудник работает при монастыре, но не имеет цели стать монахом.

Встречаются рясофорные послушники — это те, которые имеют некоторые монашеские привилегии (например, ношение рясы)

Этап 2. Монашество или пострижение в мантию. Для многих это конец монашеского пути. Человек уже принят в монастырь на равных правах с другими. Он начинает вести обычную монашескую жизнь. Монаху дают новое имя, старое как бы умерло для материального мира.

Этап 3. Великая схима — то самое уподобление ангелу. Схимник — это монах, который живёт в самых строгих ограничениях, постоянных молитвах, отшельничестве. Он будто бы уже находится одной ногой в духовном мире и далёк не только от мирян, но и от монахов. Ему опять дают новое имя.

На Руси

«Преподобные Антоний и Феодосий Печерские». Сайда Афонина. Фрагмент

Первая обитель Киевской Руси возникла при князе Ярославе Владимировиче, это Киево-Печерский   монастырь. Его появлением мы обязаны святомуАнтониюисвятомуФеодосиюПечерскому,  который  и  стал  первым  настоятелем  и основателем  монашества  на  Руси.

В период до монгольского нашествия на Руси   сложилось  несколько крупных   монастырских центров   в   Киеве, Новгороде, Чернигове, других городах. Монастыри были не только центрами благочестия и   духовности, отсюда распространялись грамотность и искусства, в том числе летописание, иконопись.

После монгольского нашествия центр духовной жизни переместился в северо-восточную Русь. Здесь,   в   глухих   лесах, возникали монастыри, ставшие очагами  национального самосознания, хранившие   старинные книги, продолжавшие традиции летописания. Ярчайшим светочем монашеского   подвижничества этого периода стал преподобный Сергий Радонежский, основавший Троице-Сергиеву   Лавру, и по сей день остающуюся главным духовным центром современной России.

Вплоть до эпохи Петра I и его преобразований, монастыри в России оставались местом напряженной   духовной, интеллектуальной и политической жизни. Здесь возникали школы, создавались книги, здесь    писали иконы. Здесь же разыгрывались полемики между представителями разных направлений    религиозной мысли – между    «иосифлянами»    и «нестяжателями»,   между сторонниками реформ    Никона и теми, кто придерживался старого обряда.

В период, который в церковной истории носит название «синодального», значение монастырей особенно   возросло. В ситуации, когда приходские священники были едва ли не приравнены к прочим   государственным чиновникам, люди потянулись к монахам, видя в них хранителей древнего благочестия.   В  это  время  возникло  и расцвело  старчество, особенно славилась этим Оптина пустынь.

После Октябрьского переворота 1917 года подавляющее большинство монастырей были уничтожены,    многие монахи брошены за решетку или расстреляны, остальным пришлось скрываться. Однако,    после 1991 года  монастырская жизнь в России возродилась.

Степени монашества

Послушник

Монашеский подвиг начинается с послушничества. Послушник – это еще не монах, а мирянин, который желает стать монахом. Послушники не приносят обетов, не носят монашеской одежды, но живут в монастыре, постигая особенности распорядка, уклада монастырской жизни и выполняя «послушания» — различные работы. 

Рясофор

Когда духовный наставник послушника видит, что его чадо демонстрирует достаточную твердость своего намерения, он дает новоначальному благословение стать рясофором. Рясофор – это еще не монах в полном смысле слова, а послушник, носящий монашеские одежды. Рясофоров иногда называют иноками.  

Мантийный монах

Следующий этап – настоящий монашеский постриг. Человек произносит обеты, в которых полностью отрекается от мира, ему крестообразно постригают голову, и дают новое имя. С этого момента монах становится как бы другим человеком. Он отказывается от собственной воли, вверяя себя  духовному наставнику, и от всех искушений мира. Эту ступень называют «мантийным монашеством», потому что частью облачения бывает мантия. Иногда такое монашество носит так же наименование «малой схимы», в отличии от «великой схимы», которая является высшей степенью монашеского подвига. 

Схимник

Великая схима – это полное отречение от всего мира, даже от монастырского общежития. Монах, принявший схиму, вновь получает другое имя. Он не живет с другими монахами, его келия находится в стороне от других, если есть возможность – в скиту, расположенном в уединенном месте. Схимников не занимают работами, общими для всего монастыря. Отныне их дело – непрестанная молитва. Схимники в старину брали на себя обеты затвора или полного молчания. В этом смысле схимничество –подражание древним пустынникам. 

Монахи — это люди, которые полностью посвятили себя служению Богу

Монах — это человек, который полностью посвятил себя религиозной жизни, для чего поселился в общине единомышленников. Такие люди есть в разных религиях и культурах: христиане, буддисты, индуисты, даосы и т.д.

Монах — член религиозной общины, давший обет вести аскетическую жизнь в соответствии с церковными правилами

Где-то монашество формировалось как отдельная каста людей, где-то оно было неразрывно связано со священничеством, но в целом общие черты этого явления можно выделить:

  • Существование общиной;
  • Строгая регламентация жизни;
  • Религиозная направленность деятельности;
  • Суровые ограничения;
  • Особое, уважительное отношение мирян к монахам.

Церковная иерархия

В православии существует три степени священства. На первой ступени находятся диаконы. Они помогают проводить богослужения и обряды в храмах, но сами не могут вести службы и совершать таинства. Служители церкви, относящиеся к белому духовенству, называются просто диаконами, а рукоположенные в этот сан монахи — иеродиаконами.

Среди диаконов наиболее достойные могут получить чин протодиакона, а среди иеродиаконов старшими являются архидиаконы. Особое место в этой иерархии занимает патриарший архидиакон, служащий при патриархе. Он принадлежит к белому духовенству, а не к чёрному, как другие архидиаконы.

Вторая степень священства — это священники. Они могут самостоятельно вести службы, а также совершать большинство таинств, кроме таинства рукоположения в священный сан. Если священник относится к белому духовенству, его называют иереем или пресвитером, а если он принадлежит к чёрному духовенству — иеромонахом.

Иерей может быть возведён в чин протоиерея, т. е. старшего иерея, а иеромонах — в чин игумена. Нередко протоиереи являются настоятелями храмов, а игумены — настоятелями монастырей.

Керамическая мастерская приглашает художников и скульпторов

В Николо-Сольбинском монастыре есть своя керамическая мастерская. Здесь производят посуду, сувениры, статуэтки по технологии шликерного литья. Эта технология зародилась XVIII веке в Европе, а потом пришла в Россию. Керамическая мастерская состоит из трех цехов. Для того, чтобы изготовить одно изделие, нужно как минимум две недели и пять работников. «Чтобы сделать чашку, художник рисует на бумаге эскиз, потом из гипса на специальном станке вытачивает полную болванку, с которой снимает гипсовую форму. В нее заливается жидкая глина, которая находится там до тех пор, пока гипс ее не впитает. Каждое изделие в литье – сборное. Мы не приклеиваем, а именно приставляем, поэтому если хоть немного деформировать форму, например, при приставлении ручки, то глина запомнит эти деформации и после обжига в печи снова скривится», – рассказывает инокиня Тамара. После того, как изделия залили и они подсохли, начинается процесс оправки. Если оправщица неровно уберет швы или замажет края, то изделие сохранит деформацию. Когда оправка закончилась, изделие ставят в сушильный шкаф.

Процент брака при такой технологии очень низкий. Да и возникает он чаще всего по причине человеческого фактора или сбоя техники, но последнее встречается крайне редко. Если заливать изделие неаккуратно, небрежно, то образуются трещины. Если неправильно подготовить печку, то изделие может прилипнуть или склеиться. Для настоятельницы монастыря ключевой задачей было создать свой собственный стиль. Именно поэтому все изделия выполнены в красно-коричневых тонах с рисунком. Эскизы разрабатывает творческая группа. Монастырь постоянно нуждается в художниках и скульпторах с образованием. Работают в керамической мастерской не только монахини, но и обычные специалисты. 

По словам самих монахинь, поначалу их никто не воспринимал всерьез. Керамическому мастерству, как и любому другому, нужно учиться в специализированном заведении – так считает большинство. «Мы как-то ездили на производство и нам сказали: «Да что вы сможете, ведь этому надо учиться». Но у нас же получается, просто здесь другие законы работают. Людям надо вот это дать понять. У монашествующих стоит другая задача. К нам приехал как-то немец и говорит: «Кто же вам дал начальный капитал?» Я сказала, что никто нам не давал его. То есть образ мысли уже такой, что человек не может ничего сделать без начального капитала», – сказала сестра Тамара. Оказалось, что монастырь полностью живет на пожертвования. «Часто по послушанию приходится выполнять работу, с которой раньше никогда не сталкивался. Но мы молимся и просим у Господа вразумления. И Господь помогает», – добавляет мать Евпраксия. Керамическое производство существует в Николо-Сольбинском монастыре с 2011 года, но только в 2015 выработался собственный стиль. Совсем недавно со своей продукцией монастырь принял участие в фестивале российской керамики и занял там первое место.

Буддийские монахи отличаются от православных, хотя так же не имеют имущества и ведут духовную жизнь

Когда мы думаем о монахах, помимо христиан, первыми на ум приходят буддисты. Этакие бритоголовые жители Востока, одетые в яркие платья и демонстрирующие сверхъестественные способности.

Отчасти это так. Но говорить о буддизме в целом неправильно. Он — совокупность разных течений, и в каждом — своя форма монашества.

Буддийское монашество — одна из самых ранних форм организованного религиозного монашества, сохранившихся до наших дней. На фото — буддийские монахи

Но можно выделить некоторые общие черты между христианскими и буддийскими монахами:

  • Период послушания;
  • Стремление к духовному;
  • Нет своего имущества;
  • Жёсткие ограничения.

Но различий не меньше:

  • Ограничения у буддистов строже;
  • Буддисты не делают акцент на вере в Бога, часто не рассматривают этот вопрос;
  • У буддистов нет строгой иерархии;
  • У буддистов нет централизованного управления;
  • Буддисты не сторонятся мира, а охотно общаются с мирянами и получают от них дары;
  • Многие монахи-буддисты занимаются мистическими практиками и боевыми искусствами.

Тайные монашеские общины

В 20-30-е годы прошлого века, когда Советская власть в нашей стране преследовала всех, кто не разделял её идеологию, большинство монастырей закрылись. Десятки тысяч монахов и священников были репрессированы, многие расстреляны, остальные оказались в ГУЛАГе. Здания обителей распределили под разные учреждения – от складов до тюрем. Оставшиеся на свободе насельники рассеялись по просторам России.

Дом в Печатниковском переулке

Но сдаваться эти люди не собирались. Любовь к Богу оказалась сильнее страха. Монахи создавали тайные общины, собирались вместе в урочные часы для богослужений, находили сторонников среди верующих мирян.

В Москве одна из таких общин приютилась на чердаке жилого дома №3 в Печатниковском переулке. Под крышей гуляли сквозняки, отопления не было.

Тем не менее, здесь поселилась монахиня Евфросиния. Затем к ней присоединились несколько сестёр. В такой обстановке руководителями общин становились те, кто был сильнее духом.

Евфросиния прежде жила в Рождественском монастыре, а теперь она была вынуждена вступить в артель портных, чтобы новая власть не сочла её тунеядцем. Вместе с игуменьей монахини молились и шили на чердаке, а часть заработка жертвовали на нужды репрессированных православных людей.

Преподобномученица Анна (Благовещенская), монахиня

В деревне Захарьино Ярославской области монахиня Анна Благовещенская объединила вокруг себя нескольких духовных сестёр, и в 1922 году там появился тайный монастырь.

Монахини зарегистрировали его как коммуну им.Н.Крупской, чтобы замаскировать от большевиков. «Женщины могут жить и работать и без мужчин», так, вполне революционно, трактовалась их деятельность.

Коммуна оказалась успешной, она даже закупала иностранное оборудование. Вскоре к ним присоединились ещё немало монахинь. А газеты расхваливали успехи «коммуны».

16 лет Советская власть пребывала в заблуждении, но потом монахини были разоблачены. Анну Благовещенскую расстреляли в 1938 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector