Полоцк

Странные странности

Всеслава часто сопоставляют с былинным богатырём Вольгой Святославичем(он же Вольга Всеславьевич, он же Волх Всеславьевич). Который тоже считался колдуном, способным обращаться в волка и сокола и понимавшим язык зверей и птиц. Рождён он был от связи змея и некой княжны, совершал всяческие подвиги и даже завоевал… Индию. Ну или иную какуюТмутаракань».

Волх Всеславьевич. Художник Б. Ольшанский

И ещё странная деталь. В Полоцке с середины XI века возвышался третий по величине собор в русских землях, величественная София Полоцкая. Княжество обширно и могущественно. А вот епископ в Полоцке появился только в 1096 году — незадолго до смерти князя Всеслава в 1101 году. Уже после нашествиянавий».

О жене или жёнах Всеслава упоминаний в летописях нет. Хотя сыновей у него было то ли шестеро, то ли семеро. Между которыми он и разделил княжество. Оно больше никогда не достигло и тени могущества времён князя-оборотня и в итоге было поглощено державой былых данников-литовцев.

Достоверных сведений о поздних потомках Всеслава нет. Зато есть многочисленные шляхетские семейства Волки общего с Радзивиллами герба Трубы. Этигоспода славные и храбрые Волки», имевшие поместья от Ковно до Могилёва, возводят свою родословную именно к полоцкому князю Всеславу.

От шляхтича Григория Волка, в начале XVI века ушедшего служить московским государям, и его сородичей пошли столь же многочисленные русские дворяне Волковы. По крайней мере, часть дворянских родов с этой фамилией.

Бесчисленные шляхтичи Волки и дворяне Волковы, а также их современные потомки вроде бы не проявляли повышенных склонностей к оборотничеству и колдовству. Но тень Полоцкого Волка по-прежнему то и дело мелькает по всей бескрайней Восточной Европе. Она живёт в его возможных потомках, в строках летописей и былин, будоражит души писателей и поэтов. Порой Всеслав Полоцкий предстаёт романтичным и благородным волшебником и воином, а порой — мрачным и злобным колдуном‑интриганом.

Мистический Волк Полоцка так и не сумел сделать своё княжество великой державой — но волчий след навеки впечатался в эту землю.

Военные походы в киевско-полоцкой борьбе

  • 872 год — поход Аскольда на полочан.
  • 977 год — поход Владимира Святославича на Полоцк.
  • 1021 год — нападение Брячислава на Новгород, поражение Брячислава на Судоме.
  • 1065 год — нападение Всеслава на Псков.
  • 1066 год — нападение Всеслава на Новгород, захват и разорение Новгорода.
  • 1067 год — сражение на Немиге.
  • 1069 год — нападение Всеслава на Новгород.
  • 1071 год — поражение Всеслава у Голотичска.
  • 1077 год, весна — поход Всеслава на Новгород.
  • 1077 год, лето — поход Всеволода на Полоцк.
  • 1077/78, зима — поход Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и половцев на Полоцк.
  • между 1078 и 1084 годами — поход Всеслава на Смоленск, походы Владимира Мономаха до Лукомля и Логойска и на Друцк.
  • между 1084 и 1086 годами — поход Владимира Мономаха с половцами на Минск.
  • 1104 год — походы Владимира Мономаха на Глеба Всеславича минского.
  • 1116 год — поход Глеба Всеславича минского на Слуцк.
  • 1117 год — поход Владимира Мономаха на Глеба Всеславича минского.
  • 1127 год — полоцкий поход Мстислава Великого.

Примечания

  1. // ПСРЛ. — 1989. т. 38.
  2. Самсонова М. Н. Рогволод и Рогнеда: скандинавские корни полоцкой княжеской династии // Alba Ruscia: белорусские земли на перекрестке культур и цивилизаций (X—XVI вв.) (Серия «Исторические исследования».) — М.: Квадрига, 2015. /Отв. ред. А. В. Мартынюк. — 256 с. — С. 25—26.
  3. ПСРЛ, т. VII, стр. 328
  4. Татищев, В. Н. История Российская: в 3 т. — М.-Л.,, 1963.. — С. Т. 2. С. 109..
  5. Данилевич В. Е. Очерк истории Полоцкой земли до конца XIV столетия. Киев, 1896. С. 85.
  6. Джон Хейвуд (John Haywood). Люди Севера: История викингов. 793-1241 = NORTHMEN. THE VIKING SAGA / научный редактор Денис Сухино-Хоменко. — Москва: Алпина Паблишер, 2016, 2019. — С. 391—406. — 452 с. — ISBN 978-5-00139-000-8. — ISBN 978-17818-552-3.
  7.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 1 октября 2010.
  8. Татищев называл его Борисом Давыдовичем и относил к смоленской династии. Впрочем, к сведениям Татищева современная историография относится критично.
  9. Грамота полоцкого князя Изяслава жителям Риги о свободной торговле от имени Полоцка и Витебска.
  10. Согласно Никоновской летописи

Военные походы в киевско-полоцкой борьбе

  • 872 год — поход Аскольда на полочан.
  • 977 год — поход Владимира Святославича на Полоцк.
  • 1021 год — нападение Брячислава на Новгород, поражение Брячислава на Судоме.
  • 1065 год — нападение Всеслава на Псков.
  • 1066 год — нападение Всеслава на Новгород, захват и разорение Новгорода.
  • 1067 год — сражение на Немиге.
  • 1069 год — нападение Всеслава на Новгород.
  • 1071 год — поражение Всеслава у Голотичска.
  • 1077 год, весна — поход Всеслава на Новгород.
  • 1077 год, лето — поход Всеволода на Полоцк.
  • 1077/78, зима — поход Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и половцев на Полоцк.
  • между 1078 и 1084 годами — поход Всеслава на Смоленск, походы Владимира Мономаха до Лукомля и Логойска и на Друцк.
  • между 1084 и 1086 годами — поход Владимира Мономаха с половцами на Минск.
  • 1104 год — походы Владимира Мономаха на Глеба Всеславича минского.
  • 1116 год — поход Глеба Всеславича минского на Слуцк.
  • 1117 год — поход Владимира Мономаха на Глеба Всеславича минского.
  • 1127 год — полоцкий поход Мстислава Великого.

Примечания

  1. Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина) // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. — СПб., 1904. — Т. IX, Кн. 4 — С. 284—365.
  2. Полоцк: Полоцк и Полоцкое княжество (земля) в IX—XIII вв., летопись древних слоёв, Полоцк и его округа в XIV—XVIII вв., ремесло, денежное обращение и торговые связи Полоцка в средневековье (по данным археологии, нумизматики и письменных источников), культура и просвещение в средневековом Полоцке. Минск. 2012. с. 66-80.
  3. Еремеев И. И. «Полоцкая земля» // «Русь в ІХ—X веках: археологическая панорама» (под редакцией Н. А. Макарова). М.; Вологда. 2012.
  4. Самонова М. Н. Белорусские земли на путях «из варяг в греки» и «из варяг в арабы» // Учёные записки УО ВГУ им. П. М. Машерова. — 2012. — Т. 13. — С. 66
  5. Сапунов, А. П. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX в. — Витебск, 1889.
  6. Памяць : Гіст.-дакум. хроніка Полацка / Пад рэд. Г. П. Пашкова. — Мн.: БелЭн, 2002. — С. 90.
  7. Рукавишников А. В. Почему Полоцкие князья были сосланы в Византию : свидетельства источников // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. — № 2(12). — С. 99—111.
  8. — статья из
  9. Ерошевич, А. В. Полоцк во время войны 1812 года / А. В. Ерошевич // Сражения при Полоцке. 1812 год. — Полоцк : Полоцк. кн. изд-во, 2010. — С. 7—8
  10. Апісанне Віцебскай губерні Пятра Катлоўскага 1808 г. / Публ. Я. Анішчанкі // Віцебскі сшытак. — 1997. — № 3. — С. 7—8
  11. Чепко, В. В. Города Белоруссии в первой половине XIX века (экономическое развитие) / В. В. Чепко. — Мн.: Изд-во БГУ, 1981. — С. 119
  12. Полоцк // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 25 мая 2012.

Развлечения и достопримечательности Полоцка

В древнейшем городе Киевской Руси сохранилось множество памятников архитектуры и объектов культурного наследия. Одна из главных достопримечательностей Полоцка — Софийский собор, возведенный в 1044—1066 гг., позже его разрушили, а затем восстановили уже в стиле барокко. Собор считается одним из самых ранних храмов Древней Руси и самой древней каменной постройкой Белоруссии.

На территории Полоцка сохранились постройки мужского Свято-Богоявленского монастыря и бывшего женского православного Спасо-Ефросиньевского монастыря, основанного княгиней Евфросинией Полоцкой в 1125 г. На его территории примечательны Спасо-Преображенская церковь 12 в., Евфросиниевская трапезная церковь и Крестовоздвиженский собор 19 в

На территории Свято-Богоявленского монастыря нельзя не обратить внимание на белоснежный, нарядный Свято-Богоявленский собор 18 в. в стиле барокко

Кроме того, в Полоцке сохранились руины и других старинных монастырей — бернардинцев и францисканцев (18 в.).

Одной из достопримечательностей Полоцка также считается Красный мост, проложенный через реку Полота. Свое название он получил в память о кровопролитном сражении между русскими и французами в ходе Отечественной войны 1812 г.

Немалый исторический интерес представляют огромные валуны с выбитыми на них крестами, обнаруженные по течению Западной Двины и на суше. Они получили название Борисовы камни по имени полоцкого князя Бориса Всеславича. По одной версии, эти валуны отмечали маршруты торговых путей, по другой — камни были священными и устанавливались на капищах у язычников, а крест и надписи были вытесаны уже после принятия христианства. Сохранились только четыре камня, один из которых, найденный в 5 км от Полоцка, установлен у Софийского собора.

Социальная дифференциация древности или такое разное крестьянство

Во времена Полоцкого княжества крестьянство не было однородным социальным слоем. В зависимости от степени свободы среди сельских жителей выделялись особые категории. Свободные общинники или «люди» первоначально являлись наиболее массовой категорией крестьян, однако по мере феодализации экономики их численность начинает неуклонно сокращаться. Многие свободные «люди» становились зависимыми от князя и переходили в категорию «закупов».  Людей, которые работали непосредственно на княжеских землях и принадлежали князю, называли «смердами». Ещё более низкое место в социальной иерархии по сравнению со «смердами» занимала «челядь», которая выполняла функцию домашней прислуги. Людей, которые были лишены даже личной свободы, называли «холопами».  По своему положению они мало чем отличались от рабов.

Итак, по мере развития феодальных отношений происходит усложнение социальной структуры населения. Крестьяне становятся всё более зависимым от князя и его бояр, постепенно утрачивая не только экономическую, но и личную свободу.

Правление Всеслава: расширение земель

Древнерусское государство в XI веке

Макет Полоцкого Софийского собора XI в.

Наибольший расцвет Полоцкого княжества приходится на правление Всеслава Брячиславича (1044—1101).

Свое правление Всеслав начал с расширения территории своего княжества. В Прибалтике Полоцку были подчинены языческие племена ливов, земгалов, куршей, латгалов, селов и литовцев. На юге от полоцких границ были захвачены земли северной группы дреговичей.

Борьба с Киевом

В начале княжения Всеслав жил в согласии с Ярославичами и в 1060 году участвовал вместе с ними в походе на торков. Но позже он стал успешно продолжать политику своих предшественников, ведя активную борьбу с Киевом за гегемонию в Северо-Западной Руси. В 1065 году Всеслав неожиданно напал на Псков. Потерпев неудачу, он в 1066 или 1067 год совершил опустошительный набег на Новгород, но после возвращения был разбит в битве на реке Немига под Минском Изяславом Ярославичем. Ему удалось избежать пленения, и киевские князья предложили Всеславу мирные переговоры, гарантируя безопасность присягой на кресте. Он отправился под Оршу на переговоры вместе с двумя сыновьями, однако, нарушив клятву, Ярославовичи его пленили, отвезли в Киев и заточили в поруб.

В 1068 году началось нашествие половцев во главе с ханом Шаруканом. Проиграв битву на реке Альте Изяслав с братьями бежал, оставив Киев без защиты. 15 сентября 1068 года киевляне, разгромив дом и подворье Изяслава, освободили Всеслава и провозгласили его великим князем.

Когда Изяслав вернулся с польской помощью, Всеслав бежал в Полоцк (апрель 1069 года). Изяслав, овладев Киевом, изгнал Всеслава из Полоцка и посадил там своего сына Мстислава (вскоре умершего и заменённого братом Святополком). Всеслав бежал, по-видимому, к вожанам, набрал из них войско и 23 октября того же года появился у Новгорода, но был разбит.

В 1071 году он овладел Полоцком и удержался там, даже проиграв Изяславичам сражение у Голотическа. К 1073 году стало заметно сближение между Изяславом и Всеславом. Братья Изяслава, Святослав и Всеволод, сочли себя в опасности и изгнали Изяслава из Киева. К 1077—1078 годам относится упорная борьба Всеслава с Всеволодом Ярославичем. Владимир Мономах совершил в 1083 году новый опустошительный поход на Полоцк.

Внутренняя политика Всеслава Брячиславича была направлена на строительство новых и приведение в порядок старых городов, а также пограничных крепостей, он поддерживал православие в своем княжестве.

Распад княжества на уделы

Ещё при жизни Всеслав разделил «отчину» между сыновьями, которые, в свою очередь, начали дальнейшее перекраивание территории, что неизбежно привело к раздроблению дотоле единого и мощного княжества. В результате Полоцкое княжество раздробилось сначала на 6, а затем и больше уделов (Минское, Витебское, Друцкое, Изяславское, Логойское, Стрежевское и Городцовское княжества). Собственно Полоцк получил старший из сыновей, Давыд.

Включение Полоцка в Великое княжество Литовское

По булле папы Климента V от 19 июля 1310 года, не имея наследников, Константин оставил княжество рижскому архиепископу. Однако в 1307 году войско великого князя Витеня, по просьбе полочан, вытеснило из города рыцарей. Спустя некоторое время, чтобы не ухудшать отношений с епископом, великий князь литовский выкупил у него право на Полоцк. С этого времени в Полоцке сидел брат Витеня Воин, а затем сын Воина — Любарт, погибший в одной из стычек с рыцарями.

После гибели Любарта Полоцк получил старший сын Ольгерда — Андрей. Андрей участвовал в нескольких походах против Ордена, но после смерти отца в августе 1377 года был вынужден бежать в Псков. Новый великий князь Литовский Ягайло отдал Полоцк своему родному брату, Скиргайло, принявшему в православии имя Иван. В 1386 году Скиргайло был назначен наместником Ягайло (ставшего королём Польши под именем Владислав II) в Литве, а в Полоцке опять сел Андрей Ольгердович. Позже Андрей выступил против Кревской унии в союзе с Орденом и Смоленским княжеством, но был разбит Скиргайло и попал в плен.

Скиргайло Ольгердович — последний формально самостоятельный полоцкий князь. С 1392 года Полоцкое княжество стало административной единицей в составе Великого княжества Литовского, управлявшейся наместниками. В 1504 году княжество преобразовано в Полоцкое воеводство.

↑ Образование и отмежевание княжества

В русских летописях Полоцк упоминается в 862 году. В середине X века у Полоцка появляется собственный владыка – Рогволод Полоцкий, которого, в конце X века Владимир Святославович убивает, а его дочь берет в жены. Что позволяет присоединить эту землю к новгородским владениям. В 987 году князь Владимир назначил князем Полоцка наследника Изяслава, а столицей стал город Изяславль.

Будучи уже взрослым князь Изяслав заново отстроил Полоцк, передвинув столицу княжества на левый берег реки Полоты, в самое непреступное и высокое место. При нем же и затеялось обособление княжества от владычества Киева. Необходимо заметить, что в начале XI века, Полоцкая земля занимала огромную территорию Северо-Западной Руси. Большие выгоды княжеству давало расположение Полоцка на пересечении водных путей Западной Двины и Верхнего Днепра. Не малую роль в самостоятельности княжество сыграло железодеятельное производство.

Ярославичи наносят ответный удар

Тем временем явно очень довольный Всеслав снова бросился на запад и, по некоторым сообщениям, занял Новогрудок у границы с литовскими племенами. Чтобы более недвусмысленно намекнуть аукшайтам, чтонабегать и грабить корованы» нехорошо.

Возможно, Всеслав уже видел будущее Полоцкого княжества как великой европейской державы, сидящей на важнейших торговых путях и радующейся процветанию на фоне захиревших Киева и Новгорода. На тот момент княжество Всеслава уже включало изрядную часть будущей Беларуси и установило гегемонию над будущими Латвией и Литвой.

Ярославичи ударили с юга. Был взят и показательно предан огню и мечу Менск.

Всеслав бросился к Менску. На берегах Немиги он дал бой Ярославичам — и проиграл. Князь-оборотень был вынужден отступить в свою столицу, а победители по тогдашнему обыкновению разграбили южные земли его княжества.

Битва у реки Немиги. Ярославичи одерживают верх. Миниатюра Радзивилловской летописи

Ярославичи даже после победы были не особенно уверены в своём превосходстве. И предложили провести переговоры. Встречу назначили на Днепре у Орши. И три князя торжественно целовали крест, что не станут пытаться вести себя нечестно.

Естественно, обманули.

Всеслава и его сыновей схватили, отвезли в Киев и посадили в поруб — быстровозводимую вокруг важного пленника избу без дверей, откуда почти невозможно было сбежать: небольшое окошко было предназначено только для передачи еды и питья

Исландский след

В X веке в далекой Исландии появилась первая христианская церковь. Ее, как считается, основал Торвальд Кодранссон, который после знакомства с христианской верой превратился из обычного королевского служивого в миссионера. Из «Саги о крещении» мы узнаем, что он прибыл в Полоцк, где некоторое время спустя умер и был похоронен у церкви Иоанна Крестителя, которую, возможно, сам и основал. Точной даты его прибытия мы не знаем, однако есть версия, что это 986 год. То есть как минимум за два года до крещения Владимиром Руси в Полоцке уже действовала христианская церковь.

При отсутствии иных сведений именно Торвальд должен быть назван крестителем Полоцка. Эту версию могли бы подтвердить раскопки на острове, что напротив полоцкой Софии. Однако, по словам Сергея Тарасова, пока их провести невозможно – на этом месте располагается станция юннатов. Почему ее нельзя перенести ради раскопок такого значения, понять нелегко.

Но даже если существование церкви Иоанна Крестителя будет доказано, к полоцкой епископии Торвальд, скорее всего, отношения не имеет. Основать ее мог только епископ, рукоположенный патриархом.

Включение Полоцка в Великое княжество Литовское

По булле папы Климента V от 19 июля 1310 года, не имея наследников, Константин оставил княжество рижскому архиепископу. Однако в 1307 году войско великого князя Витеня, по просьбе полочан, вытеснило из города рыцарей. Спустя некоторое время, чтобы не ухудшать отношений с епископом, великий князь литовский выкупил у него право на Полоцк. С этого времени в Полоцке сидел брат Витеня Воин, а затем сын Воина — Любарт, погибший в одной из стычек с рыцарями.

После гибели Любарта Полоцк получил старший сын Ольгерда — Андрей. Андрей участвовал в нескольких походах против Ордена, но после смерти отца в августе 1377 года был вынужден бежать в Псков. Новый великий князь Литовский Ягайло отдал Полоцк своему родному брату, Скиргайло, принявшему в православии имя Иван. В 1386 году Скиргайло был назначен наместником Ягайло (ставшего королём Польши под именем Владислав II) в Литве, а в Полоцке опять сел Андрей Ольгердович. Позже Андрей выступил против Кревской унии в союзе с Орденом и Смоленским княжеством, но был разбит Скиргайло и попал в плен.

Скиргайло Ольгердович — последний формально самостоятельный полоцкий князь. С 1392 года Полоцкое княжество стало административной единицей в составе Великого княжества Литовского, управлявшейся наместниками. В 1504 году княжество преобразовано в Полоцкое воеводство.

Литература

  • Александров Д. Н., Володихин Д. М. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI веках. — М.: Аванта, 1994. — 133 с. — ISBN 5-86529-013-4
  • Алексеев Л. В. Полоцкая земля // Древнерусские княжества X—XIII вв. / Отв. ред. Л. Г. Бескровный. — М.: Наука, 1975. — С. 202—239.
  • Беляев И. Д. Рассказы по русской истории. Кн. 4. История Полоцка или Северо-Западной Руси от древнейших времён до Люблинской унии. — М.: Унив. тип., 1872. — 455 с.
  • Довнар-Запольский М. В. Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель до конца XII столетия. — Киев: Типо-лит. И. Н. Кушнерев и К°, 1891. — 170 с.
  • Дук Д. У. Полацк і палачане (IX—XVIII стст.) — Наваполацк: ПДУ, 2010. — 180 с.
  • Рукавишников А. В. Почему полоцкие князья были сосланы в Византию: свидетельства источников. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. — № 2(12). — С. 99—111.
  • Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия: в 2 т. / Автор-составитель В. В. Богуславский. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 5000 экз. — ISBN 5-224-02249-5.
  • Штыхов Г. В. Древний Полоцк IX—XIII стст. — Минск: Наука и техника, 1975. — 134 с.

Бросок волка на север

Мрачные знамения начались за два года до начала неприятностей у северных городов. В 1063 году в Новгороде Волхов несколько дней тёк в обратном направлении. Говорят, это редкое явление тоже имеет сугубо материалистические объяснения и вызывают его особенности гидрографии реки. Но намёк мироздания был вполне прозрачным.

Затем в 1065 году над Псковом и Новгородом случилось полное солнечное затмение. Которое традиция часто описывает как пожирание Солнца чудовищным волком. И волк пришёл.

Дружина Всеслава появилась под стенами Пскова и старательно разорила все ближние и дальние окрестности города.

Спустя год небеса снова дали знак.Было знамение на западе, звезда превелика, лучи имела кровавые, восходила с вечера по заходу Солнца и пребывала 7 дней».

Опять же — никакой мистики. Банальная комета Галлея. Строго по графику: весна 1066 года. Но новгородцы были уверены: это тоже мрачный намёк мироздания, а то и происки полоцкого князя‑чернокнижника.

Потому что спустя год Всеслав появился уже под стенами Новгорода. И не просто появился, но и неким загадочным образом взял второй по величине и могуществу город Руси. Методично его разграбил и сжёг, часть жителей пленил и отправил в Полоцк. А затем снял с новгородского Софийского собора колокола и церковные светильники и забрал их в собственный Софийский собор. Дескать, там нужнее.

Эдакого нахальства основная ветвь Рюриковичей терпеть уже не собиралась. Ведь они кормились от того самого путииз варяг в греки», который пыталсяотжать» полоцкий князь. Три сына Ярослава Мудрого — Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславский — решили: пора устроить большую охоту на волков.

Тем более, что в стольном граде тоже полезла всякая жуть и хтонь. А ведь до Чернобыля была ещё почти тысяча лет. В речке Сетомле на Оболони в 1066 году выловили нечто человекообразное самого неприличного вида:на лице его срамные уды, иного нельзя сказать срама ради». В итоге впечатлившиеся рыбаки от греха подальше выкинули непристойное чудище с тентаклями обратно в реку.

Дата из учебника

Начнем с ключевой даты – 992 год. Согласно белорусским учебникам, по которым выучилось не одно поколение школьников, в 988 году князь Владимир крестил Русь, после чего начал учреждать епископии в своих землях. В частности, Полоцкая епархия ведет свою историю от 992 года. Однако, вот закавыка: летописного и иного документального подтверждения того, что Полоцк принял христианство от Владимира Святославича и по его же инициативе получил епископскую кафедру, не существует. Откуда же дата?

В 1988 году Русская православная церковь отмечала свое тысячелетие. Не захотела остаться в стороне и Минско-Белорусская епархия. Но поскольку было не совсем понятно, что праздновать, митрополит Филарет организовал коллоквиум «Христианизация Руси и белорусская культура». По словам Сергея Тарасова, который присутствовал на конференции, ее цель сформулировали так: выяснить и уточнить, возможно ли основание Полоцкой епархии в 992 году. Согласно резюме конференции – да, возможно.

Из Лаврентьевской летописи мы узнаем, что в 1105 году святителя Мину возвели в сан Полоцкого епископа. Но к тому моменту Софийский собор стоял в городе уже как минимум 45 лет. Без епископа он не мог не только функционировать, но даже быть построенным. Ведь то место, где будет располагаться алтарь, необходимо освятить.  

Однако не будем забывать, что в 80-ые (по иным сведениям – в 70-ые) годы X века князь Владимир захватил Полоцк. Это история известная, но я на всякий случай вкратце напомню: Владимир Святославич, князь новгородский, посватался к Рогнеде, дочери полоцкого правителя Рогволода. Она отвергла князя, не преминув пройтись по его происхождению – Владимир был сыном князя Святослава Игоревича и его наложницы. Если верить летописям, после унизительного отказа Рогнеда добавила, что хотела бы выйти за Ярополка – киевского князя и брата Владимира. Неизвестно, что разъярило князя больше: личное оскорбление или политический выбор Рогволода – но он напал на Полоцк, изнасиловал Рогнеду на глазах отца, а потом убил Рогволода и его сыновей. Княжна, которую силой выдали замуж за Владимира, была взята вместе с Полоцком. Ведь город попал в вассальную зависимость.

Логичен вопрос: почему же Владимир, учреждая в своих городах епископские кафедры, обошел Полоцк? Сергей Тарасов полагает, что князь, возможно, попросту не мог установить в городе епископию – она там уже была.

Сельское хозяйство – основа экономики Полоцкого княжества

Основным занятием людей того времени было сельское хозяйство, а основная масса населения проживала в неукреплённых селищах. На выбор места поселения решающее влияние оказывали природные факторы: наличие рек, озёр, пастбищ, а также удобный для обороны и хозяйственной деятельности ландшафт. Как видим, к выбору места для будущего поселения люди подходили крайне тщательно.

Крестьяне постепенно отходят от подсечно-огневого земледелия, заменяя его пашенным. Об этом свидетельствуют многочисленные находки сельскохозяйственных инструментов: сохи и рала. До выращивания картофеля на белорусских землях было ещё далеко, однако уже тогда наши предки могли побаловать себя большим разнообразием культур: от зерновых (рожь, пшеница, ячмень) до  бобовых (горох, фасоль) и репы.


Пашенное земледелие пришло на смену подсечно-огневому

Переход к пашенному земледелию имел крайне важное значение в развитии социальной структуры общества. Обрабатывать землю стало гораздо проще: для этого уже не требовалось большого количества людей

Таким образом, происходит индивидуализация сельского хозяйства, что значительно ускорило процесс разложения родовой общины. Люди покидают род и начинают жить отдельными семьями. Именно в эпоху Полоцкого княжества семейная жизнь наших предков начинает приобретать современный вид.

Среди крестьян были свои ремесленники, которые обеспечивали потребности местного населения в ремесленных изделиях. Ремесло на селе имело подсобное значение. Крестьяне самостоятельно делали пряжу, шили одежду и обувь, изготавливали предметы быта, посуду, строили жильё. Как видим, хозяйство имело ярко выраженный натуральный характер, поскольку сельские жители самостоятельно удовлетворяли свои потребности в еде и предметах быта.

Язычник на троне?

Всеслав-князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал: из Киева до петухов дорыскивал до Тмуторокани, великому Хорсу волком путь перерыскивал. Ему в Полоцке позвонили к заутрени рано у святой Софии в колокола, а он в Киеве звон тот слышал», — гласитСлово о полку Игореве».

К моменту рождения Всеслава Русь была уже полвека как крещена. Ну каккрещена»… В крупных городах построили христианские храмы, языческие капища большей частью разрушили. Упорных и активно сопротивлявшихся язычников постарались перебить.

Христиане и язычники. Художник С. Иванов

Формально князь дома Рюриковичей к тому времени никак не мог быть язычником. Да и отец Всеслава, князь Брячислав Полоцкий, начал возводить величественный Софийский собор. Третий после киевского и новгородского в русских землях.

Что уже как-то не очень по-христиански. Ибо отличался князь свирепостью и суровостью. Умел оборачиваться волком, птицей, летучей мышью. Окутываться загадочнойсиней мглой» и чуть ли не телепортироваться по всей Русской равнине.

Жизнь его была очень долгой. Князь правил 57 лет. Подобным дивным долголетием могли похвастаться литовские языческие князья — и тоже строго до принятия христианства. Естественно, это лишь совпадение. Наука отрицает влияние вероисповедания на долголетие. Но статистика в этом плане довольно забавна.

Но мы отвлеклись. Занимался князь Всеслав в свою долгую жизнь развитием княжества и практической геополитикой. Которая тоже совершенно случайно сопровождалась всяческими знамениями, колдунствами и странностями.

X век

Полоцкое княжество быстро отпало от предполагаемого «древнерусского государства».

920-978 Рогволод. Первым известным князем Полоцка, о котором упоминают летописные источники, был Рогволод (ум. ок. 978).
Прямых наследников по мужской линии он не оставил — киевский князь Владимир («Красно Солнышко», креститель Руси) убил его и его сыновей,
и насильно взял в жены дочь Рогнеду.

987 Изяслав и Рогнеда. Рогнеда пыталась отомстить и убить Владимира, но попытка была неудачной. На ее защиту с мечом стал старший сын — малолетний Изяслав.
По совету бояр: «Не убивай её ради дитяти сего, но воздвигни отчину отца её, и отдай ей с сыном твоим»,
Изяслав и Рогнеда были отправлены в Полоцкую землю,
город Заславль (Изяславль).

«И с тех пор взимают меч Рогволожи внуки против Ярославовых внуков.»
Дети от брака Владимира и Рогнеды положили начало родам Изяславичей («Рогволожи внуки» — князья Полоцкие) от старшего Изяслава и Ярославичей
(«Рюриковичи» — князья Киевские, Новгородские, Ростовские) от Ярослава Мудрого, младшего сына.

«В вековой распре Ярославичей и Изяславичей есть что-то расовое» — отмечал Веселовский.

В летописях и литературе князей Полоцких именуют Рогволодовыми внуками, Рогволодовичами, Изяславичами, Брячеславовичами (от сына Изяслава),
Всеславичами (от внука Изяслава), но не Рюриковичами или Владимировичами.

986 Торвальд Кодранссон. Крещение Полоцка, в отличие от остальной Руси, связывают с именем Торвальда Кодранссона (Торвальда Вандроўніка) — легендарного христианскиого миссионера и путешественника.
В Полоцке он основал монастырь святого Иоанна Крестителя и в Полоцке же похоронен.
Согласно исландской саге «Прядь о Торвальде Путешественнике» Торвальд похоронен «в горе у церкви Иоанна и почитается как святой».

Путь из варяг в греки

Полоцкое княжество X-XI вв

Изяслав, Рогнеда
г. Заславль 987

Сага о крещении

↑ Присоединение Полоцка к ВКЛ

Имея в семье множество сыновей, Всеслав Чародей разделил Полоцкую землю на 6 уделов, которые в дальнейшем дробились все больше и больше. В 1127 году Киев захватил Полоцкие земли, опустошил их и выслал Полоцких князей в Византию. Впрочем, через три года власть попала к одному из полоцких князей, а после его смерти наступила борьба за трон между тремя династиями потомком Всеслава, что окончательно подорвало боеспособность Полоцка, и в 1216 году земли в низовьях Западной Двины захватил Ливонский орден.

Через столетие княжество подчинилось Великому княжеству Литовскому (ВКЛ). Окончательно княжество перестало существовать через 76 лет, когда Литва отменила автономию Полоцка.

Культурная жизнь Полоцкого княжества

Как известно, Полоцк является одним из древнейших центров христианства на белорусских землях. В момент наивысшего расцвета в городе насчитывалось не менее 10 культовых сооружений, а также 3 монастыря. Несмотря на успехи христианизации примечательным явлением того времени было двоеверие – переплетение язычества и христианства. Язычество не спешило уступать место христианской вере. Славянское многобожие имело в Полоцком княжестве глубокие исторические корни по причине давнего соседства с язычниками балтами. Люди по-прежнему почитали языческий пантеон, соблюдали обрядность, отмечали старые праздники, которые лишь гораздо позже стали приобретать христианское содержание. Долгое время языческие жрецы пользовались огромным авторитетом даже среди членов княжеской династии. Не случайно известнейший полоцкий князь Всеслав Брячиславович вошёл в историю под прозвищем «Чародей».


Древний языческий обряд тризна

Итак, христианизация Полоцкого княжества происходила неспешно, а церковь к язычеству относилась довольно терпимо. Она стремилась адаптировать языческие ритуалы к христианским, а не искоренять их насильственно.

Принятие христианства оказало благоприятное воздействие на моральный облик кривичей. Это выразилось в исчезновении таких пережитков древности, как жертвоприношение, многожёнство, кровная месть

Киевские тайны

И кто знает, как сложилась бы судьба полоцкого князя дальше, но на Киевскую землю обрушилась половецкая орда хана Шарукана.

Ярославичи были биты. Киевляне вознегодовали. Они собрались на вече, потребовали у князя Изяслава освободить Всеслава и некуюдружину нашу», которая зачем-то тоже сидела в заточении. И выдать горожанамиз закромов» коней и оружие: с половцами биться. В те времена воевали профессиональные дружины, и выход простых киевлян на битву с половцами даже в лучшем снаряжении был бы извращённой попыткой суицида.

Не добившись у Изяслава выполнения своих требований, киевляне отправились к порубу, освободили из него Всеслава и провозгласили своим князем. Изяслав от греха подальше бежал в Польшу.

Киевляне с топорами освобождают Всеслава из поруба. Миниатюра Радзивилловской летописи

Дальнейшее не очень понятно. Всеслав правил Киевом семь месяцев, хотя этого, скорее всего, не хотел. В это самое время были разбиты половцы.

Летопись утверждает, что это сделал Святослав Черниговский. С другой стороны,Слово о полку Игореве» упоминает некий стремительный поход Всеслава от Киева до самой Тмутаракани(нынешняя Тамань) у Чёрного моря, о котором летописи решительно молчат. Уж не разбили ли половцев князь Всеслав и та самаядружина наша», которую киевляне требовали выпустить на волю? Ведь историю пишут победители, а летописцы не скрывали, что симпатизируют Ярославичам. А не всяким там полоцким оборотням сомнительного вероисповедания.

Затем из Польши вернулся Изяслав с ограниченным контингентом польского короля Болеслава II. Согласно летописям, Всеслав выступил навстречу ему с киевским войском, из которого ночью сбежал и помчался возвращать себе Полоцк. А Изяслав вернул себе Киев и устроил массовые репрессии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector