Учение платона о душе

Научные и философские интересы Аристотеля

Античная философия зародилась в Древней Греции как попытка открыть фундаментальные принципы мира (космоса). Расцвет философии в Греции имел множество причин и факторов. Слабое развитие сельского хозяйства, свободное отношение к своим богам (что освободило греческую мысль от консерватизма), символическая форма царской власти, выборные формы власти — все это способствовало возникновению философии. Полисная структура греческих государств позволяла различным культурам взаимодействовать и обогащать друг друга. Это общество было одаренным от природы и проявляло не меньший талант в науке, чем в поэзии, скульптуре или военном искусстве. Греческое мировоззрение фокусировалось в основном на внешнем мире (космосе), который удивлял греков своей упорядоченностью и организованностью. Аристотель (384-322) был древнегреческим философом. Он был учеником Платона. Он был воспитателем Александра Македонского. Он был сыном Никомаха и Фестиды из Стагира. Аристотель был самым выдающимся учеником Платона. Беседовал со своими учениками о философии, прогуливаясь взад и вперед, за что их называли «перипатетиками». Он оказал сильное влияние на дальнейшую европейскую научно-философскую мысль. Основные труды Аристотеля — «Метафизика», «Никомахова этика», «Политика» и «Риторика». Аристотель разделил всю философию на практическую и теоретическую. Практическая философия включала в себя этику и политику, а теоретическая философия — физику и логику. Во всем этом он исходил из двух целей: Вероятность и истина. Для каждого конца исследования он использовал два средства — диалектику и риторику для вероятности, аналитику и философию для истины.

В данной работе я рассматриваю основные взгляды и научно-философские интересы Аристотеля, категории, с помощью которых он мыслил и учил, а также рассматриваю метафизику как учение о четырех причинах вещей, уделяя внимание этике и политике по Аристотелю. Аристотель (384-322 гг

до н.э.) родился в Стагире, греческой колонии на фракийском побережье. Его родной город находился в Македонии, которая считалась провинцией по отношению к Афинам, признанному культурному центру. Правда, на глазах Аристотеля статус Македонии сильно изменился, связанный с победоносными завоеваниями Александра Македонского

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) родился в Стагире, греческой колонии на фракийском побережье. Его родной город находился в Македонии, которая считалась провинцией по отношению к Афинам, признанному культурному центру. Правда, на глазах Аристотеля статус Македонии сильно изменился, связанный с победоносными завоеваниями Александра Македонского.

Как истинный представитель греческой культуры, Аристотель высоко ценил мудрость, которую он понимал как умение, способность и мастерство. Такое понимание мудрости также связывает его с его предшественниками в античной философии — «любовь к мудрости».

В 367 году Аристотель отправился в Афины и, после возвращения Платона из поездки на Сицилию, стал его учеником. На протяжении многих лет выясняется, что жизнь Аристотеля связана с Академией, наполнена общением с ее основателем и внимательным изучением платоновской философии. Здесь Аристотель приобретает самый широкий научный кругозор и разрабатывает собственные философские и научные подходы.

Сравнение учений Платона и Аристотеля: кратко

Если сравнить учения обоих философов, то можно заметить, что их взгляды во многом расходились. Несовпадения позиций Платона и Аристотеля наблюдаются в следующих аспектах философии:

В вопросе о познании. По мнению Платона познание существует отдельно от бытия и независимо от него. Аристотель считал, что познание и бытие неразрывно связаны. Источник бытия – вечный и «неподвижный» ум.

В вопросе о душе. Платон говорил о том, что душа может существовать отдельно от тела и до его рождения пребывает в царстве красоты и чистой мысли. Аристотель доказывал, что душа неотделима от тела. Все живые существа обладают душой, но только человеческая душа способна размышлять.

В вопросе о том, что есть благо. Что означает благо по мнению Платона? На взгляд этого философа благо — это единство добродетели и счастья. Он противопоставляет духовность чувственным влечениям человека. По мнению Аристотеля благо для каждого человека выражается в разных понятиях. Грубые люди видят благо в наслаждениях, благородные в — почестях, мудрые — в сознании. Это то, к чему человек стремится. Высшее благо — это деятельность сообразная с высшей добродетельностью.

В вопросе об этике. Платон видел добродетель как норму души, лежащей вне реальности человека. Основная добродетель — это мудрость. Человек у Платона — это несовершенный бог. Аристотель считал, что добродетель нужно воспитывать с раннего возраста. Основным мерилом добродетели, по его мнению, являются стыд и совесть. Одновременно философ выделил 11 добродетелей

Среди которых самой важной считал справедливость. У Аристотеля совершенный человек — и есть бог

Взгляды двух античных учёных на такие важные философские понятия как бытие и сознание, этика и мораль, государство и человек, вызывали немало споров среди последователей и противников их учений. И даже сегодня эти споры полностью не утихли, потому что нельзя однозначно и полностью принять выводы и умозаключения ни Платона, ни Аристотеля.

Аристотель был настоящим энциклопедистом.

Труды Аристотеля делятся на две группы: «экзотерические» и «эзотерические». Первые были написаны в форме диалога и предназначались для широкой аудитории. Последние не были предназначены для широкой публики, а только для учеников школы. История распорядилась так, что до нас дошли произведения, относящиеся ко второй группе. Следовательно, у нас есть возможность судить о тех взглядах Аристотеля, которые он сам считал «сокровенными» и наиболее полно выражающими истину. Точное количество работ, произведенных Стагиритом, неизвестно, но совершенно ясно, что они огромны. Более поздние авторы приписывают ему от ста сорока до четырехсот произведений.

Аристотель был настоящим энциклопедистом, чьи знания были удивительно разнообразны и поистине универсальны. Наиболее известные из его сохранившихся работ включены в Corpus Aristotelicum — свод сочинений, считающихся каноническими. Его первой работой является «Органон», содержащий трактаты по логике (Категории, Об истолковании, Первая аналитика, Вторая аналитика, Топика, О софистических опровержениях). Далее следуют «Физика», «О небесах» и «О душе». Наиболее известным его трудом является «Метафизика», состоящая из 14 книг. Работы по этике (моральному учению): «Никомахова этика», «Большая этика», «Политика». За ними следуют «Риторика» и «Поэтика». Наконец, биологические труды: «История животных», «О происхождении животных», «О частях животных» и др.

Обширность и тематическое разнообразие трудов Аристотеля затрудняют определение точки, с которой лучше всего начать изложение его системы

В учебниках по истории философии, написанных в советский период, страдавший от подавления обязательной идеологии, внимание обычно уделялось критике Аристотелем платоновского учения об идеях. Аристотель критикует платоновское учение об идеях не с позиции «мнения» (то, что Платон называл «докса»), а с позиции демонстративного, то есть эпистемического, знания

Поэтому аристотелевский подход согласуется с восхищением Платона доказательствами и логической убедительностью и исключением личных и других посторонних мотивов в научных и философских рассуждениях. В свете этой точки зрения знаменитое высказывание Аристотеля «Платон — мой друг, но истина мне дороже», которым, согласно традиции, он ответил на обвинения в отклонении от теории своего учителя, становится понятным и ясным.

В трудах Аристотеля ярко отражены его подходы к изучению философской мысли, а также четко прослеживаются подходы, привнесенные непосредственно самим Аристотелем в методологию этой науки.

Исторический подход. Аристотель сознательно отстаивал принцип, согласно которому, прежде чем сформулировать собственное мнение, необходимо тщательно изучить взгляды своих предшественников, то есть тех мыслителей, которые уже занимались данной проблемой. В современном языке этот подход известен как изучение истории и литературы предмета. Аристотель считал своим долгом тщательно изучить и бесстрастно изложить достижения своих предшественников, и только потом подвергнуть сомнению то, что было известно, или добавить что-то новое.

Систематически и методично. Хорошо известно, что аристотелевские сочинения зрелого периода отличаются систематичностью и последовательностью изложения. При самом поверхностном взгляде видно, что труды Аристотеля являются подлинно научными трактатами, и в этом они разительно отличаются от диалогов Платона, сходство которых с мифопоэтическим творчеством подчеркивается обильным присутствием в них мифологических действий и образов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector