Петр оссовский: я всегда оставался просто русским художником…

Живопись, скульптура, графика

Характерная особенность творческого метода Оссовского — работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал.Его работы можно отнести к направлению, которое характеризуется созданием своего рода живописных мемуаров. Таковы серии его произведений, созданные на основе впечатлений от многочисленных путешествий по России и за рубежом: «Земля древнего Пскова», «Болгария», «Словакия», «Чехия», «Польша», «Славянские портреты», «Образы Мексики и Кубы», «Сказ о Байкале».Особое место в творчестве Оссовского занимают исторические композиции, связанные с прошлым Псковщины: «Пушкинская элегия» (триптих, 1980-84), «Дорога к храму» (1989), оформление «Красной палаты» в Изборске (2000). В поздний период творчества художник обратился к стилистике псковской школы иконописи.Пётр Павлович Оссовский родился 18 мая 1925 года в селе Малая Виска Кировоградской области Украины.В 1950 году окончил Московский государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (мастерская С.В.Герасимова).С 1954 года принимает участие в художественных выставках.С 1956 года — член Союза художников СССР.Персональные выставки, в том числе: Москва (1964, 1978, 1983, 1985, 1996, 2010, 2015), Санкт-Петербург (2006), Польша (1965), Италия (1966), Чехословакия (1975), Финляндия (1984), Германия (1987), Испания (1992) и другие.1988 г. удостоен звания Народный художник СССР.1995 г. — действительный член Российской академии художеств.В 2007 году были открыты постоянные экспозиции картин Оссовского: «Мир и Отчизна» — Художественный музей, Кировоград, «Псковские мотивы» — Псковский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, «Пушкин и земля Псковская» — Пушкинский заповедник «Михайловское».В 2012 году художник осуществил уникальный замысел к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска — «Росписи Изборской Палаты».В 2013 году мастер создал «Русскую Палату», — росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.

П.П.Оссовский ушёл из жизни 1 августа 2015 года, похоронен в Изборске (Псковская область).вернуться в галерею вернуться в анонсы

Мария Оссовская

Мария Петровна Оссовская. Родилась 26 апреля 1960 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино, педагог. Заслуженный работник культуры России.

Мария Оссовская родилась 26 апреля 1960 года в Москве.

Отец — Петр Павлович Оссовский, народный художник СССР.

Мать — Вера Степановна Оссовская.

В 1982 году окончила ВТУ им. Щукина, курс Л.В. Ставской.

В 1982-1995 годах была актрисой в различных театрах России.

С 1996 года работала в институте им. Щукина преподавателем по сценической речи.

С 1996 года ведёт курс «Техника речи» на кафедре «Основа риторики и дикторского мастерства» в Институте повышения квалификации работников ТВ и РВ. С 2005 по 2008 год работала на телеканале РЕН-ТВ педагогом по технике речи.

В 1997 году окончила ассистентуру-стажировку ВТУ им.Б.В. Щукина на кафедре «Сценическая речь».

В 2003 году защитила кандидатскую диссертацию по теме «Проблемы орфоэпии в современной речи на телевидении и радио». В том же году её ученик Вячеслав Манучаров стал лауреатом конкурса им. Я.М. Смоленского.

С 2004 года работает на кафедре сценической речи на должности профессора в институте им. Б. Щукина. До 2016 года Оссовская являлась деканом актёрского факультета, а с 2008 г по 2016 г — проректором по учебной работе Театрального института имени Бориса Щукина.

В 2007 году избрана членом-корреспондентом Академии Акмеологических наук и в том же году защитила докторскую диссертацию в Международном Университете фундаментального обучения (Оксфордская образовательная сеть), став доктором лингвоакмеологии.

В 2007 году при активном участии Оссовской была создана Российская общественная академия голоса, вице-президентом которой она является.

С 2009 по 2014 год Оссовская вела курс техники речи в Международном центре им. Ломоносова (Женева, Швейцария). В 2011-2012 годах читала курс по технике речи в МГУ им. Ломоносова на факультет «Высшая школа телевидения».

Является автором учебно-методических пособий «Практическая орфоэпия», «Уроки орфоэпии», «Как исправить говор», учебных программ и научных статей.

Постоянный участник семинаров по сценической речи в рамках фестиваля «Золотая маска».

Заслуженный работник культуры России.

Заслуженный деятель культуры Республики Южная Осетия (2013).

Заслуженный деятель искусств Кабардино-Балкарской Республики (2015).

Почётная грамота Министерства культуры Республики Дагестан (2019).

Исполнила несколько ролей в кино, начиная с 1979 года.

Мария Оссовская в фильме «Смотрины»

Личная жизнь Марии Оссовской:

Замужем.

Дети: Вера Леонидовна Оссовская и Иван Андреевич Оссовский.

Фильмография Марии Оссовской:

1979 — Смотрины — Светлана Грунько
1983 — Прости меня, Алёша — эпизод
1988 — Утреннее шоссе — эпизод
2011 — Срочно в номер-3 — Елена Витальевна, бухгалтер
2017 — Со дна вершины — директор школы

последнее обновление информации: 03.11.2020

Ссылки

  • Алексей Бобриков. Суровый стиль: мобилизация и культурная революция
  • Андрей Ковалёв. Введение в художественную политэкономию эпохи застоя
Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Добавить иллюстрации.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.

Пренебрежительное отношение к советскому искусству – признак хорошего тона для современной российской интеллигенции. «Совок», «тоталитарное искусство», «идеологическая заказуха» — штампов для советской культуры заготовлено не мало. Хотя к реальности они, конечно, имеют слабое отношение.

Такой подход является скорее признаком ограниченности и нежелания выйти за установленные либеральными догмами рамки. Искусство в Советской России отнюдь не ограничивалось воспеваниями успехов партии. Оно развивалось, с одной стороны, отдавая дань великой культурной традиции, а с другой, следуя актуальным современным тенденциям.

Да, у него были принципиальные отличия от западного или современного российского искусства. Но эти различия совсем не похожи на недостатки. Во-первых, советское искусство старалось не отрываться от масс, быть им понятным и полезным

А, во-вторых, не отказывалось оно и от важной общественной роли, стараясь помочь в преобразовании окружающего мира

Яркий пример – «Суровый стиль» советской живописи. Это течение возникло в конце 1950-х — начале 60-х годов. Его вдохновителями стали другие прогрессивные направления в искусстве: революционная советская живопись 20-х годов, итальянский неореализм в живописи и кино, а также мексиканский монументализм.

Ключевые фигуры стиля: Николай Андронов, Гелий Коржев, Павел Никонов, Виктор Попков, Таир Салахов, Александр и Петр Смолины и другие художники.

Сюжеты работ «Сурового стиля», как правило, брались из трудовой жизни простых людей. «Здесь преобладали строители, геологи и нефтяники – герои тайги, гор и морей, плотин и буровых вышек. Чаще всего в основе подобного сюжета лежит именно героическое противостояние человека и дикой природы», — пишет критик Алексей Бобриков.

Ему же принадлежит интересное определение «Сурового стиля» – это «этика долга, ответственности и внутреннего принуждения». Картины художников демонстрируют особый тип советского героя – взрослого и ответственного, обладающего собственным опытом, личной убежденностью и развитой внутренней мотивацией, действующего в рамках общего преобразовательного проекта. Главная тема «Сурового стиля» – это труд, который понимается как призвание, как светское подвижничество и аскеза.

При всем при этом художественное течение следовало логике культурной революции и провозглашало борьбу с пошлостью, мещанством и вещизмом в советской культуре и обществе того времени

Именно эта искренность и «правда жизни», свежий, но в то же время реалистический, подход к изобразительному искусству привлекают внимание к «Суровому стилю» и сегодня. Предлагаем познакомиться с некоторыми картинами этого направления, а также обещаем в будущем рассказать о некоторых художниках «Сурового стиля» подробнее

Таир Салахов «С вахты», 1957 год

Таир Салахов «Тебе, Человечество», 1961 год

Гелий Коржев «Поднимающий знамя», 1957 год

Виктор Попков «Строители Братска», 1960-61 годы

Братья Смолины «Полярники»

Иван Помидоров

Суровый стиль Петра Оссовского

1 августа в Пскове скончался народный художник СССР Петр Оссовский – один из основоположников так называемого «сурового стиля» в советской живописи, ставшего важной вехой в искусстве 60-х годов

Роль этого направления в официальном искусстве времен «оттепели» довольно противоречива

С одной стороны — внимание к «людям труда» и романтике больших строек, с другой – отход от канонов официального соцреализма, открытая опора на опыт советских художников досталинского периода. В этом не было политического протеста и тем более антисоветского пафоса, но было стремление к искренности, творчеству без оглядки на идеологические установки, а, значит, и к поиску высшей истины

Петр Оссовский “Три поколения”

Одной из ключевых работ, определивших развитие стиля стала картина Петра Оссовского «Три поколения», написанная им в 1959 году. Позже Петр Павлович писал солнечную Гавану и блеклую итальянскую зиму, но особое место в его творчестве всегда занимала русская тема: пейзажи, портреты и просто зарисовки из жизни.

Большое внимание Оссовский уделял теме Православия. В последние годы его особенно волновала история раскола XVII века, как кровавой трагедии на пути к истине, поразившей русское общество

И в тоже время в своем триптихе «Русская словесность и Православная вера» именно веру и литературу Оссовский аллегорически изобразил в качестве тех основ, которые оберегают страну — каждая со своей стороны.

Тесно связан был Петр Павлович с Псковской землей, его работы о псковских рыбаках на Псковском озере он получил Государственную премию, множество его работ находится в комплексе Изборского музея (включая Палату православия и русской словесности), им подарены Псковскому музею-заповеднику около пятидесяти своих работ. На этой земле он и обрел покой…

Петр Оссовский «Возвращение домой»

Петр Оссовский «Изборск»

Петр Оссовский «У ларька»

Петр Оссовский “На городской окраине. Велосипедист”

Петр Оссовский «Панорама Гаваны»

Петр Оссовский «Набатный колокол России»

Петр Оссовский «Пути-дороги»

Петр Оссовский «Дорога к храму»

Петр Оссовский “В районном центре”.

Творчество

Особую роль в формировании П. Оссовского как художника сыграл живописец и талантливый педагог С. В. Герасимов, в мастерской которого он занимался. Не одно поколение молодых художников было поощрено Герасимовым в стремлении изображать жизнь без прикрас, фальшивого блеска и слащавой сентиментальности. «Земля и люди, на ней живущие» — так художник определил основную направленность своих творческих поисков. Характерная особенность творческого метода художника — работа над большими сериями, циклами. В этом проявилось его постоянное желание как можно шире и глубже «осмыслить» материал. Серийность позволяла художнику «высказаться», донести свою мысль о связи поколений, о преемственности ценных духовных, моральных качеств народа.

Всю свою жизнь художник создавал одно эпическое повествование, посвященное знаменательным датам в истории России, её героическим и трагическим страницам, русским людям и родной земле, которую он открыл для себя на древней Псковщине, напоённой глубокой истинной красотой и суровым былинным величием.

Основные произведения

  • «В районном центре» (1956)
  • «На городской окраине» (1957)
  • «Велосипедист» (1959)
  • «Три поколения» (1960)
  • «Салют Победы» (1985)
  • Серия «Куба» и «Мексика»(1961)
  • Цикл «На земле древнего Пскова»
  • Цикл «Баллада о России»
  • Цикл «Болгарские новеллы»
  • Цикл «Московский Кремль» (Госпремия СССР):
    • «Золотой Кремлёвский холм»
    • «Века проходят над Кремлем»
    • «Солнце над Красной площадью»
    • «Дворцовая площадь»
  • Серия «Славянские портреты» (1978)
  • Серия «Люди Сибири»
  • Триптих «Пушкинская элегия»
  • Триптих «Баллада о революции»
  • Триптих «Подвижники старого обряда»
  • Триптих «Страсти по вере»
  • Триптих «Моя Родина — степная Эллада»
  • Триптих «Памятник поэту»
  • Триптих «Мексика» (1961)
  • Триптих «Белые храмы Пскова» (1987)
  • Триптих «Августовские грозы» (2005)
  • Триптих «История Красной державы» (2006)
  • «Радужный триптих» (2006)
  • Триптих «Аввакум» (2013)
  • Полиптих «Матери» (2006)
  • Полиптих «Грозы ушедшего века»
  • Цикл «Рубежи жизни Родины» (1970-е)
  • Триптих «Баллада о Революции» (1986)
  • «История Красной Державы» (2006)
  • Псковская Трилогия («Рыбаки» (1966—1975), «Сыновья» (1969—1975), «Кузнецы» (1967—1975))
  • Триптих «Озаренные светом Победы» (1980)
  • Серия «Виды Московского Кремля» (1980-е)
  • Триптих «Озерные Грозы»
  • Полиптих «Грозы ушедшего века» (2015).

В 2012 году к 1150-летию со дня первого упоминания в летописи древнего русского города Изборска, художник осуществил уникальный замысел — «Росписи Изборской Палаты — Русской словесности и православной веры», являющийся живописным памятником могучим духовным твердыням, на которых всегда стояла Россия.

В 2013 году, продолжая и развивая тему целостности и единства идеи и исполнения, мастер создал «Русскую Палату», — росписи одного из залов Егорьевского историко-художественного музея.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector