«победа. 1941

Катюша

Еще до войны, в 1938 году, уже известный поэт Михаил Исаковский, автор Вдоль деревни и Зелеными просторами, сочинил два четверостишия, ставших в дальнейшем частью русской культуры:

Расцветали яблони и груши,Поплыли туманы над рекой.Выходила на берег Катюша,На высокий берег на крутой.Выходила, песню заводилаПро степного сизого орла,Про того, которого любила,Про того, чьи письма берегла…

Вскоре после написания этих строк у поэта состоялось знакомство с композитором Матвеем Исааковичем Блантером. Стихотворение настолько поразило Блантера, что он сам загорелся невероятным желанием создать песню.
В 1938 году Красная армия вынуждена была вести тяжелые бои с японскими войсками у озера Хасан

Как говорил сам поэт: «По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне». Именно благодаря стараниям этих людей, сегодня мы можем услышать Катюшу

Михаил Исаковский получил даже за текст песни Сталинскую премию.

Премьера Катюши состоялась в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 года её исполнила Валентина Батищева. По воспоминаниям Блантера: «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов».

Катюшу знал не только усталый русский народ, но и весь мир. Приехав из Италии, известный поэт Александр Прокофьев сказал, что почти всё население не только наслышаны об этой песне, но и готовы в любой момент её спеть. Она побывала также и в США. Украинский поэт Андрей Малышко, вернувшись оттуда вскоре после войны, писал в одном из своих стихотворений:

И напев отогревал им душу,Белым цветом яблонь осыпал.Негры пели славную «Катюшу»,Ту, что Исаковский написал.

А в Японии, например, есть кафе Kachusha, в котором каждый вечер не проходит без этой песни. Но невероятно интересным фактом для Михаила Исаковского стало то, что некоторые немцы тоже знают Катюшу. С его слов: «Весьма любопытную историю рассказал мне еще в дни войны поэт Илья Сельвинский, который участвовал в боях на Керченском полуострове. Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, больно знакомую песню. Немцы прокрутили ее раз, потом поставили второй раз, потом третий… Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут играть нашу Катюшу?! Не бывать этому! Надо отобрать у них её!»

Сегодня же можно сказать, что Катюша — это бесхитростные строчки, которые идут прямо из человеческой души. Эта песня стала гимном всего хорошего, светлого и доброго, что пытался разрушить агрессивный фашистский механизм.

День Победы

Стоит отметить главную «победную» песню, без которой рассказ о военной музыке был бы неполным. Песня День Победы появилась только через 30 лет после завершения войны, она  была написана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым.

После выхода песни поэт говорил: 

«Меня поймут ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва-едва переступили школьный возраст! Как часто грезилось нам — измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком — по траве, по лужам…».

Здравствуй, мама, возвратились мы не все…Босиком бы пробежаться по росе!..

Композиция была принята в штыки.«Так исполнять песню о Победе — кощунство», — говорил Союз композиторов. Для них Давид Тухманов был «юным» эстрадником, несерьезным музыкантом. Они считали, что он не имеет право прикасаться к святому. Тем не менее, День Победывсё-таки зазвучала и не где-нибудь, а на официальных торжествах. Впервые её исполнили 8 мая 1975 года  в Краснознамённом ансамбле песни и пляски имени Александрова и 9 мая — на праздничном Голубом огоньке в исполнении Леонида Сметанникова.

Песня звучала недолго — жалобы Союза композиторов привели к тому, что на пол года она исчезла из эфиров. Но в композицию искренне влюбился набирающий популярность певец Лев Лещенко. Именно ему удалось возродить песню 10 ноября на концерте в праздник Дня милиции. Это был самый настоящий триумф: СМИ почти без перерывов транслировала выступление Лещенко, а через какое-то время композиция стала лауреатом Песни года.

Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ О ВОЗВРАЩЕНИИ

Советский плакат «Красной Армии — слава!».
Художник Голованов Л. 1946 год

В центре послевоенных песен стоит образ фронтовика, возвратившегося в родные
края с полей во­енных сражений. Чувства воинов, чей путь лежит домой из-за
рубежа, передают «Ходили мы походами» Листова — Жарова,
Дунаевского — Ошанина. Каждая из них
по-своему преломляет типичные для походных маршей интона­ции в лирическом ключе. И вместе
с тем и в той и другой при­сутствуют упругость и удаль плясовых
ритмов. О долгожданной встрече с отчим краем рассказывает песня
(Фрадкин — Матусовский).
Написанная в вальсовом ритме, она отличается широчайшим мелодическим размахом.

Чистотой сокровенного чувства овеяны песни о ждущих и дождавшихся, об
ожидании встречи с любимой или о самой встрече, такие, как «Ласковая песня»
Фрадкина — Долматовского, «Где ж ты, мой сад»
Соловьева-Седого — Фатьянова.

Немало песен о возвращении с войны написано в стиле му­зыки для
джаз-оркестра. Лучшие из них встречали теплый от­клик слушателей и
надолго сохранили популярность, несмотря на резкую, часто несправедливую
критику, исходившую от противников всяческого намека на «зарубежность».
Таковы уже упоминавшиеся «Ласковая песня» Фрадкина,
его же «Здрав­ствуй, здравствуй» (стихи В. Винникова),
«Днем и ночью» Богословского — Дыховичного.

Нетрудно заметить, что даже самые светлые и энергичные «песни возвращений»
нередко подернуты дымкой грусти. Ведь они повествуют о тех или от имени тех
людей, у кого за плечами нелегкий путь войны, горечь многих потерь.
Об этом с большой силой, страстностью и прямотой напоминают песенные
образы композитора Блантера. К ним относятся и скорбный сказ
(стихи Исаковского), и медленный вальс-баллада
«Грустные ивы» (стихи Жарова), и стилизованная под старинные духовые
марши России лирико-патриотическая песня

(стихи Исаковского), и напол­ненный лирическим волнением походный
марш «Солнце скры­лось за горою» (стихи А. Коваленкова).
Все они, разные по ха­рактеру и содержанию, предельно «наэлектризованы»
энергией. Свойственная им целеустремленность идет от твердой опоры
на упругие ритмоформулы бытовых жанров. На фоне строго разме­ренных
ритмических контуров с особенной яркостью вырисовываются моменты
острых ладовых тяготений. Например, интервал малой ноны, возникающий
на кульминационной точке маршево-танцевального движения в песне
«Летят перелетные птицы». Или выразительно подчеркнутое синкопой
острое вводнотоновое сочетание VI и V ступеней в песне «Солнце
скрылось за горою».

Сердца людей, пришедших с войны, еще полнились воспо­минаниями о
фронтовом содружестве, о боевых спутниках, с которыми пройдены были все
испытания и тяготы военной жизни. Вот почему так естественно входит
в послевоенные пес­ни элегическое начало, всегда сопутствующее
настроению свет­лой грусти. Элегична песня Соловьева-Седого «Где же
вы те­перь, друзья-однополчане?» (стихи Фатьянова) с ее мягкими,
вопрошающе-мечтательными интонациями. Властвует это на­строение и в
мужественной, романтической песне Молчанова «Вот солдаты идут»
(стихи М. Львовского).

А

«Дороги» Новикова — Ошанина — первая песня-вос­поминание о войне
— это не только взгляд в недавнее прошлое, но и осмысление
пережитого. Линия музыкального развития выдержана в точном
драматургическом соответствии со стихо­творным содержанием.

Медленный запев ведет повествовательную линию — в нем оживают эпизоды войны.
Более подвижен припев, собственно он и знаменует собою движение от одной
картины-воспоминания к другой. Мелодия близка старинным лирическим
пес­ням, но в отличие от них по-военному собранна, сурова и
сдер­жанна. В неспешной пульсации трехдольного ритма, в спол­зающих
басах есть нечто от старинного жанра пассакальи. И вместе с тем это
безусловно российская солдатская песня, в раз­машистые, широкие
фразы которой четко впечатана тяжелая поступь походного шага.

Диапазон песенного искусства А. Новикова представлен са­мыми разными жанрами
— от торжественного гимна, воинской песни до эстрадной бытовой лирики.

То же самое следует отнести к творчеству его постоянного соавтора, поэта

Л. Ошанина, Оба они — создатели
«Гимна демократической молодежи мира»
— открывают одну из значительных страниц советской песенной культуры.

Вечер на Рейде

Во время Великой Отечественной войны было написано множество чутких и душевных лирических песен. Одну из них написали Ленинградские защитники — композитор Василий Павлович Соловьев-Седой и поэт Александр Дмитриевич Чуркин.

Композитор вспоминает, как написал эту песню:

Изначально её не принимал Союз музыкантов, на их взгляд, песня была слишком грустной, упаднической и даже без дольки героики. В начале войны приходилось отступать и покидать родные земли. Людям требовался громкий марш, триумфальный гимн, который бы повёл народ к победе, поэтому Вечер на Рейде не находил признания. И только зимой 1942 года Соловьев-Седой лично спел её в солдатской землянке под Ржевом и песня раскрылась. Ход войны изменился — теперь наши солдаты шли вперёд и день за днём давили врага с собственной земли. Больше эта песня не ассоциировалась с отступлением, ведь мы возвращались домой. Документы свидетельствуют, что песня играла и чуть раньше — во второй половине 1941-го, но мало, поэтому автор мог об этом и не знать.

Начальник ансамбля песни и пляски ЦДКЖ Вайнер говорил об этой песне:

«Хорошо помню тот памятный визит к нам Василия Павловича. Был он взволнован и возбужден. А потом до меня донеслись звуки рояля и негромкое пение. Незнакомый напев, задушевный, волнующий, заставил отложить все дела. Это был «Вечер на рейде».

Прощай, любимый город!Уходим завтра в море.И ранней поройМелькнет за кормойЗнакомый платок голубой.

Презентация на тему: » Песни военных лет…».» — Транскрипт:

1

Песни военных лет…»

2

Война и песня, что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен. И, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою ОНИ вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники А сколько было создано песен о войне! Порой только песня, с ее жизненным текстом и музыкой спасала, поддерживала, придавала боевой дух и просто сплачивала…

3

22 июня 1941 года… Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье- все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.

4

Советские люди прощались с родными местами, чтобы, победив, вновь вернуться на отвоеванную и отомщенную землю. Отправлялись эшелоны с защитниками Родины на кровавое поле битвы под марш «Прощание славянки», которую написали В. Лазарев (стихи) и В. Агапкин (музыка).

5

24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: – Будем разучивать новую песню – «Священная война». Музыка А.Александрова; Слова В.Лебедева — Кумача

7

сл. М. Исаковского, муз. М.Блантера Все мы любим душеньку Катюшу, Любим слушать как она поет, Из врага вытряхивает душу, А друзьям отвагу придает Если пуля вдруг шальная Настигнет на дальней стороне Не грусти тогда, моя родная Расскажи всю правду

8

Одна из самых лирических песен военных лет, «В землянке», «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни. 25 марта 1942 года песня «В землянке» была опубликована в «Комсомольской правде». К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. муз. К.Листова, сл. А.Суркова

9

муз. Е. Петерсбурского, сл. Я.Галицкого Двадцать второго июня Ровно в четыре часа Киев бомбили, нам объявили Что началася война

10

Одна из самых популярных песен военных лет, «Темная ночь», была написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Фильм рассказывал о фронтовой дружбе двух солдат, роли которых исполняли Борис Андреев и Марк Бернес. Идея «оживить» эпизод в землянке лирической песней возникла спонтанно. Мелодия была написана композитором буквально за один вечер. Но не было текста. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Обратились к нему. Прослушав мелодию, он тут же набросал слова. В таком виде, без всяких изменений песня и вошла в фильм. По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года «Темная ночь» «была на устах буквально у каждого фронтовика», потому что «вместила в себя мысли и чувства миллионов людей». слова В. Агатова, музыка Н. Богословского

11

музыка Анатолия Новикова слова — Якова Шведова

12

Война шла пять лет, и каждый год рождал все новые и новые песни. Они воспитывали ненависть к врагу, воспевали Родину, мужество, отвагу, боевую дружбу — все то, что помогало преодолеть военные трудности, которым не было числа… И вот она долгожданная ПОБЕДА!!!

13

Этот день мы приближали как могли… слова В. Харитонова музыка Д. Тухманова

14

Как сказал писатель Илья Эренбург, «не мы хотели этой войны». Но, несмотря на все трудности, долгожданный День Победы настал. Сегодня мы хотим еще раз поблагодарить всех тех, кто даровал нам право на жизнь.

Советская песня в послевоенный период. ПЕСНИ БОРЬБЫ ЗА МИР

Советский плакат «Не балуй!».
Художник Говорков В. 1948 год

Песни борьбы за мир — молодежные политические песни. Их история неотъемлема
от международного движения против новой военной угрозы. Поэтическое
выражение нашли в них важнейшие идеи и лозунги сторонников мира.
Большое влияние на развитие этой новой разновидности массовой песни
оказали международные фестивали молодежи.

1947 год. I Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Праге. Песню
Новикова и Ошанина, распечатанную на тысячах листовок, мгновенно
приняли, подхватили и разнесли по свету участники форума юности. С тех пор
звучит на
множестве языков как символ соли­дарности всех мирных сил планеты.

Новаторскую интерпретацию получили в нем выразительные средства
боевого гимнического мелоса — те самые, что на про­тяжении десятилетий
формировались в европейских (в том чис­ле и русских) революционных
песнях, а затем в советских молодежных маршах 30-х годов,
антифашистских песнях Г. Эйслера, демократических
мелодиях разных стран.

Суров и сосредоточен запев — призыв к единению против поджигателей войны.
Многократная повторность звуков, пре­дельные рельефность и лаконизм
мелодических звеньев непо­средственно отражают особенности скандированной
речи. Именно так — отчетливо и раздельно чеканит слоговые рельефы лозунгов
и призывов тысячеголосное единство современных фестивальных колонн.
Характерное свойство этого гимна заключено и в крутой смене
ритмических рисунков, ведущей к об­особленности и контрастности
интонационных звеньев мелодии. Такой «многосоставный» строй
интонаций напоминает о много­красочности плакатов и лозунгов,
скандируемых на разных языках в интернациональных молодежных
колоннах. Отсюда же — эхообразные повторы слов («молодежь», «не
убьешь» — в припеве), словно подхваченных разными группами
демонстран­тов.

«Гимн демократической молодежи» послужил образцом для многих песен
борьбы за мир. В конце 40-х — начале 50-х годов на международных молодежных форумах
зазвучали «Мы за мир» (Туликов — Жаров), «Гимн международного
союза студентов» (В. Мурадели — Ошанин), «В защиту мира»
(Белый — Жаров), «Дай руку, товарищ далекий» (Кац — Софронов).
Общей чер­той этих песен является сопоставление контрастных начал — тревога, гнев,
протест и светлый жизнеутверждающий призыв к единению. Широко и
быстро распространившийся тип маршево-гимнических песен вскоре
привел к закреплению стереотип­ных приемов и довольно ощутимому
однообразию. Впрочем, творческий поиск шел разными путями. Появилась
первая ли­рическая песня о мире — «Летите, голуби»
(Дунаевский — М. Матусовский) для смешанного хора. Спокойно-величавая,
с напевной, мягкой мелодией, плывущей в волнах прозрачной хоровой фактуры.

Широкую известность завоевал торжественный эпический гимн Шостаковича на стихи
Долматовского «Песня мира». Это произведение высоко ценил и включал
в свои концертные программы выдающийся американский певец Поль Робсон.

Заветный Камень

В 1943 году в газете Красный флот композитор Борис Мокроусов, который и сам был защитником Севастополя, прочитал поразительный рассказ боцмана: «Обычный моряк оказался зажат во вражеском кулаке вдали от Севастопольских берегов. В шлюпке посреди огромного синего моря он медленно умирал. Лишь частичка его родной земли — гранитный осколок, не давал ему навечно сомкнуть глаза. Последним желанием усталого моряка было вернуть этот камень на свою Родину. Ему, к великому сожалению, не удалось сделать это лично, поэтому его дорогие товарищи поклялись довести дело до конца. Они дали обещание очистить Севастополь от врага и вернуть осколок домой. До самого последнего метра они передавали друг другу эту частичку русской земли, словно самую дорогую вещь. Они вернулись, они выгнали фашистов из своего дома — они победили…»Этот рассказ тронул композитора до глубины души и вместе со своим боевым товарищем, поэтом Александром Жаровым, они решили написать песню, основой для которой и стала эта история.

Он камень сжимал посиневшей рукоюИ тихо сказал умирая:«Когда покидал я родимый утес,С собою кусочек гранита унес…Затем, чтоб вдалиОт крымской землиО ней мы забыть не могли.

В памяти русского народа навсегда сохранилась эта песня. Ведь она рассказала нам о той вечной любви наших людей к русской земле, о той железной верности своему Отечеству, а главное — самому себе.

Советская песня в послевоенный период. ГИМНИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Удельный вес гимнических песен в пе­сенном творчестве послевоенных лет
весьма велик. Яркие об­разцы этого жанра представлены упомянутыми выше
песнями борьбы за мир. Однако ведущей в области гимнов остается
тра­диция песен-славлений, посвященных широкоохватным обще­ственным
темам.
К ним принадлежат песни о коммунисти­ческой партии, такие, как
«Партия — наш рулевой» (Мурадели — Михалков),
«Мы — коммунисты» (Туликов — П. Градов).

К концу первого послевоенного десятилетия гимническая песня претерпела
известные изменения. В нее чаще проникают певучие лирические интонации, и
одновременно она обретает концертный размах. Таковы посвященные теме
Родины гимны Новикова
(слова Ошанина), «Россия» (слова
Алымова), отличающиеся подчеркнутым народно-песенным ха­рактером.

Середина 50-х годов
открывает песенную Лениниану. К лучшим принадлежат «Песня о Ленине»
(А. Холминов — Ю. Каменецкий),

«Ленин всегда с тобой»
(Туликов — Оша­нин) — выразительные примеры концертного гимна.

Пример светлой
лирической гимничности — песня Шоста­ковича на стихи Долматовского
«Родина слышит». Как это свойственно песенному стилю Шостаковича, ее
отличает лучис­тый диатонический колорит, афористичная отточенность фразы. Не случайно
первая фраза мелодии использована советским ра­диовещанием в качестве позывных.

Ехал я из Берлина

Это поистине великое творение Льва Ивановича Ошанина стало одной из первых «победных» песен. Автор лирики рассказывал, как родилась идея о создании композиции: «Однажды утром, я услышал, что наши находятся на подступах к Берлину. И ощущение долгожданной Победы стало зримым, вошло в душу, отодвинуло все беды и печали войны. И я представил себе нашего парня, еще почти мальчишку, но уже зрелого солдата, человека, спасшего родную землю, и человека, у которого ещё всё впереди. И я увидел этого парня в его счастливом, звонком полёте домой. И сама собой пришла ёмкая и гордая строчка – Ехал я из Берлина». Но о своей затее написать стихотворение Ошанин никому не рассказывал до тех пор, пока победа не стала очевидна для всех, чтобы не сглазить.

Ехал я из БерлинаПо дороге прямой,На попутных машинахЕхал с фронта домой.Ехал мимо Варшавы,Ехал мимо Орла —Там, где русская славаВсе тропинки прошла.

Фронтовые бригады

Словно под аккомпанемент веры и надежды всего своего народа солдаты шли под выступления фронтовых исполнителей. За годы войны артисты провели для советских военных 1 миллион и 350 тысяч спектаклей, концертов и творческих встреч – не было ни одной военной части, где бы не побывали «бродячие» театры и творческие бригады. Вместе с Красной Армией они прошли весь путь войны. Из самых знаменитых артистов Вахтанговского, Малого, Ленинградского театра драмы им А.С. Пушкина, Ленинградского Большого драматического театра им. М.Горького и др. были созданы фронтовые филиалы. К работе таких бригад предъявлялись требования в духе военного времени: мобильность, готовность и способность выступать в непосредственной близости к передовой, играть везде – на палубах военных кораблей, под открытым небом, на аэродромах, в землянках, в блиндажах, на вокзалах, в агитпунктах, в медсанбатах, на лесных полянах, в оврагах. Всего работало около 4 тысяч фронтовых объединений, в которых приняли участие 42 тысячи актёров и музыкантов, многие из них выступали по 300 раз. Мы считаем важным упомянуть хоть нескольких из них:

Владимир Петрович Баталов — советский режиссёр театра и кино, актёр и защитник отечества. Во время Великой Отечественной войны он возглавлял фронтовые бригады. А остаток жизни руководил народным театром при заводе имени Лихачёва.

Евгений Прокопьевич Бусыгин — казанский этнограф и профессор Казанского университета. В ноябре 1940 года был призван в армию, где отслужил в музыкальном взводе. Во время военных выступлений Евгений Прокопьевич играл на трубе. В 1941 году его 93-я дивизия участвовала в Битве за Москву. Вскоре под Малоярославцем он был ранен в голову, но чудом остался жив. После выздоровления музыкант был прикреплён к Ансамблю песни и пляски 20-й Армии. Коллектив обслуживал фронтовые бригады артистов и много гастролировал. Стараниями этого ансамбля в солдатах нашей армии никогда не гас огонёк надежды вернутся домой.

Клавдия Шульженко — выдающаяся советская певица и актриса. С детства она с упоением и высокими мечтами слушала игру своего отца на духовых инструментах. Она влюбилась в музыку и театр, поэтому посвятила им всю свою жизнь. В первый год ленинградской блокады героиня дала 500 концертов и сотни раз выезжала на фронт вместе со своим джаз-оркестром, выступая перед бойцами. В 1942 году была награждена медалью За оборону Ленинграда, а 9 мая 1945 года – орденом Красной Звезды.

Со скрипкой в руках и нежным звоном своих голосов эти герои помогали своему народу не меньше, чем солдаты клинка и пороха.

Песни о войне послевоенного периода

  1. «Алеша». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
  2. «Баллада о матери». Слова А.Дементьева, музыка, Е.Мартынова.
  3. «А мы с тобой, брат, из пехоты» («Бери шинель…»). Слова Б.Окуджавы, музыка В.Левашова.
  4. «Баллада о солдате». Слова М.Исаковского, музыка В.Соловьева-Седого.
  5. «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина.
  6. «Враги сожгли родную хату». Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
  7. «День Победы». Слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова.
  8. «Довоенный вальс». Слова Ф.Лаубе, музыка П.Аедоницкого.
  9. «Если б не было войны». Слова И.Шаферана, музыка М.Минкова.
  10. «Журавли». Слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля.
  11. «За того парня». Слова Р.Рождественского, музыка М.Фрадкина.
  12. «Майский вальс». Слова М. Ясеня, музыка И. Лученка.
  13. «Махнем не глядя». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
  14. «Москвичи». Слова Е.Винокурова, музыка А.Эшпая.
  15. «Не стареют душой ветераны». Слова Я.Белинского, музыка, С.Туликова.
  16. «На кургане». Слова Ю.Друниной, музыка А.Петрова.
  17. «Наш город». (Над заставами ленинградскими). Слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьева-Седого.
  18. «Не могу забыть». Слова В.Харитонова, музыка В.Шаинского.
  19. «Память сердца». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
  20. «Песня артиллеристов». Слова В.Гусева, музыка Т.Хренникова.
  21. «Песня десятого десантного». Слова и музыка Б.Окуджавы.
  22. «Поклонимся великим тем годам». Слова М.Львова, музыка, А.Пахмутовой.
  23. «Пора в путь дорогу». Слова С.Фогельсона, м узыка В.Соловьева-Седого.
  24. «Письмо из сорок пятого». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
  25. «Растет в Волгограде березка». Слова М.Агашиной, музыка, Г.Пономаренко.
  26. «Рязанская мадонна». Слова А. Поперечного, музыка А.Долоуханяна.
  27. «Снег седины». Слова В.Бокова, музыка Г.Пономаренко.
  28. «На безымянной высоте». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
  29. «Легендарный Севастополь». Слова П.Градова, музыка В.Мурадели.
  30. «Мы армия страны — мы армия народа». Слова И.Резника, музыка, Э.Ханка.
  31. «Я люблю тебя, жизнь». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
  32. «Песня о тревожной молодости». Слова Л.Ошанина, музыка, А.Пахмутовой.
  33. «Надежда». Слова Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой.
  34. «В путь». Слова М.Дудина, музыка В.Соловьева-Седого.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector