«возникновение русского мира»: как было учреждено патриаршество в россии

Филарет (1619–1634)

С момента смерти Гермогена (1612) в течение семи лет Русская церковь оставалась без патриарха. В 1619 из польского плена возвратился митрополит Филарет, отец вновь избранного царя Михаила Романова. Михаил возвел своего отца в сан патриарха. Находившийся тогда в столице Иерусалимский патриарх Феофан IV возвел его в сан патриарха Московского. Воцарение Михаила Романова и интронизация патриарха знаменовали восстановление русской государственности. Могущество патриарха при Михаиле Романове достигло небывалой ранее высоты, но именно в этот период согласные действия царя и патриарха, связанных кровными узами, в наиболее полной мере отвечали идеальным представлениям о «симфонии» царства и священства. Как отец царя и фактический его соправитель Филарет именовался «великим государем» и принимал самое деятельное участие в государственных делах. Из польского плена Филарет вынес твердое убеждение о недопустимости унии для Русской церкви и в годы своего патриаршества приложил немало сил для того, чтобы оградить Россию от западных религиозных влияний. Вместе с тем Филарет внимательно следил за развитием богословской литературы в соседних странах и вынашивал планы создания в Москве греко-латинского училища и типографии. Тревожась за то, что приобретенная им неограниченная власть в дальнейшем может быть отождествлена с патриаршим саном и это внесет осложнения во взаимоотношения преемников трона и первосвятительского престола, он сам избрал себе в преемники псковского архиепископа Иоасафа, главной добродетелью которого была «недерзновенная» лояльность по отношению к царю. См

. ФИЛАРЕТ.

Патриарх Кирилл: биография, его семья и дети

Святейший Патриарх всея Руси Кирилл родился 20 ноября в 1946 году в городе Санкт-Петербурге. Патриарх Кирилл при рождении получил имя Владимир. Семья Патриарха Кирилла состоит из матери, отца и брата.

Его отец был священником, а мать работала преподавателем немецкого языка в школе. У него есть брат Николай – профессор Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель собора в г. Санкт–Петербург.

Религиозная жизнь Патриарха Кирилла

После того, как Владимир окончил 8 классов, он работал в комплексной геологической экспедиции Северо-Западного геологического управления. Свою работу он совмещал с обучением в средней школе, после окончания которой, он поступил в духовную академию.

  • После окончания академии в 1969 году митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом Святейший Патриарх Кирилл был пострижен в монашество с наречием имени не Владимир, а Кирилл.
  • Через год он с отличием закончил академию и был возведен в сан архимандрит. Самым большим его достижением стало назначение представителем Московского Патриарха в Женеве. Именно там проходит Всемирный совет всех церквей.
  • С момента назначения, карьера Кирилла начинает стремительно подниматься вверх. За более чем двадцать лет своей службы он прошел путь до митрополита. И даже ввел преподавательскую деятельность в Московской Духовной Академии.
  • В 1976 года отец Кирилл получил посвящение в сан епископа. В этом же году он был зачислен в члены комиссии по вопросам христианского единства в Синоде. Спустя двенадцать лет стал его постоянным членом Синода.
  • С 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начинает все больше углубляться в общественность.
  • Спустя четыре года на экранах телевидения начинает выходить телевизионная передача с его участием.

Лучшая статья для Вас, переходите: Икона Божией Матери «Взыграние младенца» в чем помогает, значение

Результатом проведенных им общественных работ стают Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, которые приняли в 2000 году.

Личная жизнь

Как представителю черного духовенства (монаху), Кириллу запрещено заводить семью. Инсайдеры утверждают, что таковая существует. Скандал, получивший в прессе название «Пыльное дело», начался в марте 2012 г.

Некая Лидия Леонова, проживающая по адресу: Москва, ул. Серафимовича, 2, подала заявление в суд на соседа снизу, который делал ремонт. В иске значилось, что жилец запылил книги и мебель в квартире, отчего те пришли в негодность. Леонова отсудила у соседа 20 миллионов рублей – неслыханная сумма, не знающая прецедентов! – за нанесенный ущерб.

Не пыль заинтересовала СМИ, а личность Лидии Леоновой. Квартира по документам принадлежит… патриарху Кириллу. Как потом оправдывался святейший, жилплощадь иерарху подарил Ю. Лужков, но он не жил там и недели, а перевез туда «дорогую сердцу библиотеку отца». В квартире якобы проживают две троюродные сестры патриарха.

Как удалось выяснить, Лидия Леонова является дочерью личного повара главы Ленинградского обкома КПСС. Заинтересовало прессу и фото, сделанное в 1988 г., где Гундяев стоит вместе с Лидией Леоновым и мальчиком лет 10. Снимок дал основания прессе назвать патриарха «примерным семьянином», проживающим с женой.

Фото предполагаемой гражданской жены патриарха Кирилла и их сына

Вторая «троюродная сестра», жившая в доме по ул. Серафимовича, 2 — родная сестра Лидии Леоновой — личность очень известная. Это Елена Холодова, зам. председателя совета директоров банка РПЦ «Пересвет», деятельность которого стала темой расследования телеканала «Дождь» в 2021 г.

На заметку: О семье сам патриарх Кирилл высказывается, что вся паства – это его дети.

Исторические редакции титула и богослужебного поминовения

Пять первых патриархов русской церкви (лубок второй половины XIX века)

В дониконовское время наименование страны в титуле выглядело как Русия; в конце XVII века — Россия (на греческий манер). Полная титулатура допетровских патриархов содержала титул и всех северных стран Патриарх. В Уложенной грамоте 1589 года (написанной на русском языке московскими писцами) первый патриарх московский Иев (Иов) именовался различно: «святейший Патриарх царствующаго града Москвы и Великаго Росийскаго царствия» и «Патриарх царствующаго града Москвы и всеа Русии».

Патриарх Никон полностью подписывался как Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго града Москвы и всеа великия и малыя и белыя Росии и всеа северныя страны и помориа и многих государств Патриарх. На гробнице последнего досинодального патриарха Адриана в Успенском соборе Московского Кремля титул его выглядит как Архиепископ Московский и всея России и всех северных стран Патриарх.

Патриарх Тихон (Беллавин) (1917—1925) носил титул Московский и всея России.

Современная редакция титула — Святейший Патриарх Московский и всея Руси — использовалась в древности и была при избрании на патриарший престол митрополита Сергия (Страгородского) в 1943 году выбрана самим Сергием и одобрена Председателем Совета народных комиссаров И. В. Сталиным..

По мнению Владислава Цыпина, причиной перемены титула с «Патриарх Московский и всея России» на «Патриарх Московский и всея Руси» был факт, что «Россией» в СССР называлась только часть страны; а слово «Русь» несло ассоциацию с Киевской Русью, в которой предки православных русских, украинцев и белорусов были единым народом; слово «Русь» поэтому обозначало бо́льшую территорию, чем «Россия».

Портреты московских патриархов в резиденции Патриарха московского и всея Руси в Переделкине

Титулование московского патриарха святейший отмечено уже начиная с Иова; в XVII веке между этим эпитетом и именем нередко вставлялось слово кир (греч. κύριος — господин): например, «Святейший кир Иоаким». Титул святейший не признаётся за московскими патриархами древними восточными патриархатами и прежде всего — Вселенским (Константинопольским) патриархатом, который в своих сношениях с Московским патриархатом использует применительно к московскому патриарху титул блаженнейший (греч. Μακαριότης) — как и в отношении прочих патриархов.

В допетровское время титул патриарха обычно содержал также слова «Божиею милостию»; в XX веке эти слова используются только в особых категориях документов: томосах, посланиях восточным патриархам и некоторых других.

Особый интерес представляют почётные именования патриарха великий господин и великий государь: первое в составе богослужебного поминовения патриарха было введено всероссийским поместным собором 17 ноября 1917 года и вызвало протесты и недоумения некоторых в церковной среде; второе возникло из-за того, что патриарх Филарет приходился отцом царю Михаилу Фёдоровичу и был фактическим соправителем. У его преемника патриарха Никона титулование великий государь стало одним из предметов распри между ним и царём Алексеем Михайловичем и было упразднено. Положение об управлении РПЦ от 31 января 1945 года: «Имя патриарха возносится за богослужениями во всех храмах РПЦ <…> по следующей формуле: „О святейшем отце нашем (имя), Патриархе московском и всея Руси“». До того слова «отец» не было.

Кандидат в Патриархи должен быть, согласно «Уставу» 1988 года, архиереем Русской Православной Церкви, иметь богословское образование, достаточный опыт в области церковного управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку, пользоваться доброй репутацией и доверием со стороны епископата, духовенства и мирян, «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7), быть не моложе 40 лет, а также являться гражданином СССР.

Пётр I отменял патриаршество в России постепенно

Отмена патриаршества в России происходила постепенно. Связанно это с тем, что Пётр Великий взял курс на построение в стране абсолютной монархии.

При таком способе управления вся полнота власти, в том числе и в духовной сфере, сосредотачивается в руках монарха. Естественно, что иметь в качестве конкурента сильного патриарха монарху не хотелось.

Пётр Великий. Портрет работы сэра Годфри Неллера (1648 — 1723) 1697 год

Из своего путешествия по странам Западной Европы Пётр Первый получил прагматическое отношение к религии характерное для протестантских стран. В них патриарха нет и поэтому Пётр Первый, по их примеру, решил отменить патриаршество в России.

Сам император считался не слишком набожным. Он присутствовал на богослужениях, пел на клиросе, но религиозным назвать его нельзя.

Кроме того, на Петра большое влияние оказало предпринятое им большое путешествие по странам Западной Европы. Это в основном протестантские страны. Таким образом, перед глазами императора прошли примеры прагматического отношения к религии.

Начало петровской церковной реформы относиться к 1397 году.

Свои первые преобразования в церковной сфере Пётр Первый провёл ещё при Патриархе Адриане.

В 1397 году он издал указ, позволивший взять под контроль государства монастырское хозяйство или же «тунегибельные вотчины», а также архиерейские дома. При этом монастырям запретили самостоятельно вести строительства.

Неврев Николай Васильевич (1830-1904) «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». 1903 год. Царь Пётр не считался религиозным человеком, хотя на богослужениях присутствовал и даже пел на клиросе

Через год Пётр прекратил выплату казённой руги (денежного и хлебного содержания) тем церквям, которые имели при себе приходные дворы и угодья. Если же церкви не имели их, им содержание не отменялось, но уменьшалось наполовину.

Кроме того, государевым указом все церковные угодья объявлены оброчными статьями государственной казны. Таким образом, Православная Церковь в России стала платить налоги.

Хронологический список московских патриархов

Первый Патриарший период (1589—1721)

Первый Патриарший период (1589—1721)
Патриарх Мирское имя Период патриаршества Изображение
Иов Иван 23 января 1589 — июнь 1605
Игнатий (в Московском патриархате не включается в список Патриархов) 30 июня 1605 — май 1606
Гермоген Ермолай 3 июня 1606 — 17 февраля 1612
Филарет Фёдор Никитич Романов 24 июня 1619 — 1 октября 1633
Иоасаф I 6 февраля 1634 — 28 ноября 1640
Иосиф Дьяков 27 мая 1642 — 15 апреля 1652
Никон Никита Минин (Минов) 25 июля 1652 — 12 декабря 1666
Иоасаф II 10 февраля 1667 — 17 февраля 1672
Питирим 7 июля 1672 — 19 апреля 1673
Иоаким Иван Петрович Савёлов 26 июля 1674 — 17 марта 1690
Адриан Андрей 24 августа 1690 — 16 октября 1700

Второй Патриарший период (1917 — наст. время)

Патриарх Мирское имя Период патриаршества Изображение
Тихон Василий Иванович Беллавин 21 ноября (4 декабря) 7 апреля
Сергий Иван Николаевич Страгородский 8 сентября 15 мая
Алексий I Сергей Владимирович Симанский 2 февраля 17 апреля
Пимен Сергей Михайлович Извеков 2 июня 3 мая
Алексий II Алексей Михайлович Ридигер 10 июня 5 декабря
Кирилл Владимир Михайлович Гундяев 1 февраля настоящее время

Религиозная культура на Руси

Вскоре после крещения создается структура церковных митрополий, во главе которых стоял архиерей, присланный из Константинополя. В самых крупных городах Руси организовали епископии.

В течение целого столетия духовная жизнь Руси находилась под начальством греческих митрополий. Этот факт играл положительную роль, потому что исключал конкуренцию между церковными структурами внутри государства. Однако в 1051 г. Ярослав сделал митрополитом знаменитого русского мыслителя и писателя Иллариона. Этот выдающийся пастырь в своих очерках отмечал религиозный подъем в сердце населения.

В традиционных летописях виднелось стремление осознать происходящее через обращение к прошлым событиям. Авторы этих памятников литературы прославляли не только великих подвижников, но и интересовались биографиями языческих князей.

Летописи основывались на исторической документации, устных преданиях и национальном фольклоре. Авторы использовали прямую речь, а также пословицы и своеобразные поговорки. В XII столетии монах по имени Нестор собрал все летописи в одно целое и озаглавил его «Повестью временных лет». Эта книга является главным источником нахождения информации по истории Древней Руси.


Автор «Повести временных лет» видел Русь с большой высоты

В быстро распространяющихся монастырских комплексах наблюдался прирост ученых, архитекторов, писателей и иконописцев. Из Византии приезжали профессионалы своего дела и делились знанием с русским народом. Отечественные мастера вскоре самостоятельно строили храмы, украшали стены, изумляя своих константинопольских учителей.

Ярослав, решив возвеличить столицу, построил в Киеве великолепный храм в честь святой Софии и Золотые ворота. Эти произведения искусства создавались русскими мастерами, переосмыслившими византийскую традицию на собственный манер.

На заметку! Первое празднование Крещения на Руси состоялось в 1888 г. Мероприятия, идея которых принадлежала К. Победоносцеву, проходили в Киеве. Перед торжествами заложили основание Владимирского собора.

Принятие христианства на Руси — важнейший шаг, коренным образом изменивший внутренний уклад и нравственную сторону жизни нашего отечества. Церковное видение позволило народу сплотиться вокруг единого Бога и получить знание о Его могуществе. Мудрые правители видели в крещении возможность улучшить положение государства, научиться создавать красивейшие храмы и иконы.

Документальный фильм о крещении Руси

Нетрадиционные патриархаты

Кроме патриархатов, сложившихся исторически, существует ряд церквей и религиозных течений, которые используют титул патриарха в своей религиозной иерархии. В большинстве своём это церкви, возникшие на протяжении последнего столетия и нередко не разделяющие ряд традиционных консервативных христианских позиций. К таковым относятся: Чешский гуситский патриарх Томаш Бутта

  • Американская православная католическая церковь
  • Апостольская католическая церковь
  • Ассамблея Иерусалима
  • Католическая Апостольская Национальная церковь Бразилии
  • Католическая Апостольская церковь Антиохии
  • Международное объединение харизматической епископальной церкви
  • Чехословацкая гуситская церковь

Восстановление патриаршества в России.

Новая эпоха в истории русского патриаршества началась в 1917. После Февральской революции Св. Синод обратился к архипастырям и пастырям России с посланием, в котором говорилось, что при изменившемся государственном строе «Российская православная Церковь не может уже оставаться при тех порядках, которые отжили свое время». В намеченной реорганизации главным был вопрос о восстановлении древней формы управления церковью. Решением Синода был созван Поместный собор 1917–1918, восстановивший патриаршество. Собор открылся в праздник Успения Богородицы и был наиболее продолжительным в истории Русской церкви.

Христианство на Руси

Русская церковь долгое время являлась одной из митрополий Константинопольского патриархата. После того как на Руси начался период феодальной раздробленности, а население Среднего Поднепровья стало массово мигрировать на территорию современной России, князь Андрей Боголюбский обратился к Константинополю с просьбой учредить для Северо-Восточной Руси отдельную митрополию. Однако патриарх Лука Хрисоверг данную просьбу отверг, а киевский митрополит стал именоваться с этого момента митрополитом всея Руси. Первым митрополитом Киевским славянского происхождения стал Иларион в 1051 году.

  • И. Акимов. Крещение княгини Ольги в Константинополе

В XII—XIII веках экономический, политический и военный центр русских земель сместился на северо-восток, а позиции Киева ослабли. Решающим ударом по бывшей столице Руси стало монгольское нашествие 1240 года. В результате полного упадка Киева митрополит Максим в 1299 году перенёс свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме. А с 1325-го местопребыванием митрополитов Киевских и всея Руси стала Москва, превратившаяся в мощный политико-экономический центр восточнославянских земель.

Последним митрополитом Киевским и всея Руси с резиденцией в Москве, назначенным из Константинополя, стал в 1437 году Исидор. По мнению историков, данное назначение должно было обеспечить поддержку со стороны митрополии проведению Флорентийского собора. Надежды Константинополя и Рима Исидор оправдал, подписав в 1439 году Соборное определение об унии, согласно которому православная церковь должна была принять все догматы церкви римской.

Однако уния потерпела крах — как в Константинополе, так и в Москве — ввиду полного отторжения со стороны населения. И если в находящемся на грани полного упадка Константинополе уния некоторое время формально соблюдалась из-за позиции императора и патриарха, то в Москве она не была воспринята ни народом, ни властью.

Епископальное служение

Архимандрит

12 сентября 1971 года Кирилл был возведен в сан архимандрита и назначен представителем Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ) в Женеве . 26 декабря 1974 г. он был назначен ректором Ленинградской академии и семинарии. С декабря 1975 г. — член ЦК и Исполкома ВСЦ.

В 1971 году он был назначен представителем Московского Патриархата во Всемирном Совете Церквей и с тех пор принимает активное участие в экуменической деятельности Русской Православной Церкви .

Архиепископ

Кирилл I на конференции по ядерному оружию и разоружению в Амстердаме, 1981 г.

Владимир Путин , митрополит Кирилл и Ксения Шереметевы- Юсуповы , октябрь 2001 г.

  • 14 марта 1976 года архимандрит Кирилл был рукоположен во епископа Выборгского, викария Ленинградской епархии.
  • 2 сентября 1977 г. возведен в сан архиепископа.
  • С 26 декабря 1984 г. — архиепископ Смоленский и Вяземский.
  • С 1986 г. — администратор приходов в Калининградской области.
  • С 1988 г. он стал архиепископом Смоленским и Калининградским.
  • 13 ноября 1989 г. он был назначен председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода.
  • 25 февраля 1991 года архиепископ Кирилл был возведен в сан митрополита.

Высшая власть Церкви возложила на Кирилла следующие функции:

  • с 1975 по 1982 год — председатель Ленинградского епархиального совета;
  • с 1975 по 1998 год — член Центрального и Исполнительного комитетов Всемирного Совета Церквей;
  • с 1976 по 1978 год — заместитель Патриаршего экзарха Западной Европы;
  • с 1976 по 1984 гг. — член комиссии Священного Синода по единству христиан;
  • с 1978 по 1984 гг. — управляющий Патриаршими приходами в Финляндии;
  • с 1978 по 1988 гг. — член подготовительной комиссии «Тысячелетие Крещения Руси»;
  • в 1990 г. — член подготовительной комиссии Поместного Собора Русской Православной Церкви;
  • в 1990 г. — член комиссии по содействию преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
  • с 1989 по 1996 год — администратор Венгерского православного благочиния;
  • с 1990 по 1991 год — временный администратор Гаагской и Нидерландской епархии;
  • с 1990 по 1993 годы — временный администратор Корсунской епархии;
  • с 1990 по 1993 — председатель комиссии Священного Синода по возрождению религиозно-нравственного.

Образование и благотворительность

  • с 1990 по 2000 год — председатель комиссии Священного Синода по внесению изменений в Устав Русской Православной Церкви. Статут был принят Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году.
  • с 1994 по 2002 год — член общественного совета по восстановлению Храма Христа Спасителя.
  • с 1994 по 1996 год — член Совета по внешней политике МИД России, крупный импортер алкогольной и табачной продукции в Россию;
  • с 1995 по 2000 год — председатель Синодальной рабочей группы по разработке Концепции Русской Православной Церкви по церковно-государственным отношениям и проблемам современного общества в целом.
  • с 1995 по 1999 гг. — член Российского оргкомитета мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне 1941–1945 годов;
  • с 1996 по 2000 год — член наблюдательного совета фонда «50 лет Победы»;
  • с 2006 по 2008 год — руководитель рабочей группы по разработке Основного Учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека.
  • с 2008 г. — председатель экспертного совета по экономике и этике Департамента внешних церковных связей (ныне Экспертный совет по экономике и этике при Патриархе Московском и всея Руси).
  • С 27 января 2006 года, Кирилл получил орден Святого Александра Невского на Великой Княгини Марии Владимировны России .

В Католической церкви

В католицизме сан патриарха, в основном, имеют иерархи, возглавляющие Восточные католические церкви со статусом патриархата. На Западе титул употребляется редко, исключением являются главы Венецианской и Лиссабонской митрополий, которые исторически носят титул патриарха, иерусалимский патриарх латинского обряда, а также титулярные Патриархи Восточной и Западной Индий (последний вакантен с 1963 года).

Патриархи — главы восточнокатолических церквей — избираются синодом епископов данной Церкви. После избрания Патриарх немедленно интронизируется, после чего испрашивает сопричастия (церковного общения) у Папы римского (в этом единственное отличие патриарха от верховного архиепископа, кандидатура которого Папой утверждается). В иерархии Католической церкви патриархи Восточных церквей приравнены к кардиналам-епископам.

По состоянию на 2021 год в католицизме титул патриарха носят пять епископов латинского обряда (два из них — титулярные) и шесть предстоятелей восточных церквей.

Патриархия Литургический обряд Титул Страна Предстоятель
Коптская католическая церковь Коптский Патриарх Александрии Египет Ибрагим Исаак Сидрак
Маронитская католическая церковь Западно-сирийский Патриарх Антиохии Ливан Бешар Бутрос Раи
Сирийская католическая церковь Западно-сирийский Патриарх Антиохии Ливан Игнатий Иосиф III
Мелькитская католическая церковь Византийский Патриарх Антиохии Сирия Иосиф I Абси
Халдейская католическая церковь Восточно-сирийский Патриарх Вавилона Ирак Луис Рафаэль I Сако
Армянская католическая церковь Армянский Патриарх Киликии Ливан, Турция Григор Бедрос XX Габроян
Иерусалимский латинский патриархат Латинский Патриарх Иерусалима Израиль вакантно
Лиссабонский патриархат Латинский Патриарх Лиссабона Португалия Мануэл Жозе Макариу ду Нашсименту Клементи
Венецианский патриархат Латинский Патриарх Венеции Италия Франческо Моралья
Титулярный патриархат Восточной Индии Латинский Титулярный патриарх Восточной Индии Индия Филиппе Нери Антониу Себастьян ду Розарио Ферран
Титулярный патриархат Западной Индии Латинский Титулярный патриарх Западной Индии Испания вакантно с 1963 года

Православие в наши дни

Православная вера породила в нашей стране немало святых (мучеников, преподобных, праведных и т.д.). Русь славилась всегда своими блаженными, это святые, которые приняли юродство ради Христа и оставили этот грешный мир. Всегда в нашей стране были такие юродивые, которые предсказывали будущее, предостерегали, призывали к покаянию. Их уважал народ, почитали даже цари. Ксения Петербуржская, Матрона Московская, Василий Блаженный…Они были и остаются народными любимцами.

С давних пор и доныне народ стремится к святым местам, где покоятся мощи святых. Ласково православные называют любимых святых: «Матронушка», «Ксенюшка», «Серафимушка» и т.д.

После возрождения страны от Советской власти многие мощи святых были заново обретены. Они были спрятаны от осквернителей в музеях, больницах и т.д. Мощи преподобного Серафима были возращены в Серафимо-Дивеевскую обитель. Многие помнят этот знаменательный крестный ход в 90-е года. Русский народ любит своих святых. До сих пор жива с ними молитвенная связь. Пока она есть, пока жива вера русского народа, будет жить и наша страна.

И, несмотря на многочисленные достижения современной техники, нововеяния модных лжеучений, попытки внушить гибельные мысли и чувства нашему народу, православная вера крепко стоит в нашей земле.

Русь была и останется «святой», пока в ней будет жить хоть один православный верующий. За это борется наш народ, правящие церковные власти и каждый верующий человек в частности. А что будет впереди с нашей страной – только Господь знает.

Фильм митрополита Илариона (Алфеева) о православии на Руси

Православие в годы Советской власти

В 1917 году в нашей стране произошел огромный переворот – после Октябрьской революции монархия пала, власть перешла к большевикам. Начались нелегкие времена для Православной церкви на Руси. Кровавые вожди (Ленин и Сталин) гнали верующих, ссылали в лагеря, где те погибали, отдавали приказ расстреливать священнослужителей. Разрушались храмы, сжигались иконы.

Но, благодаря этим гонениям, было значительно пополнено число ангельское мучениками за веру. Тогда именно и стало понятно, кто же на самом деле истинно верит во Христа. Гонения, как лакмусовая бумажка, показали, чья вера истинная. Верующие без страха, мужественно исповедовали в эти тяжелые времена свою веру, радостно шли в заточения и на смерть.

Революция дала нашей церкви колоссальное число новомучеников, священномучеников (архиереев, священников, пострадавших за веру). В те трудные времена некоторые церкви не закрывались, там шли службы, которые иногда заканчивались расстрелом прихожан и священнослужителей.

Видимо, такое кровавое время нужно было нашему народу для
очищения, прозрения.

В годы Великой Отечественной русский народ от порабощения немецких захватчиков спасла только вера и молитва. Сталин, доселе гнавший церковь, отдал приказ открыть храмы, вернуть священников с поля битвы. Народ воскрес, с верой все молились о победе, ходили крестным ходом с чудотворными иконами. И произошло чудо: несмотря на превосходство вооруженных сил захватчиков, русская армия одержала победу.

Многие приписывают это чудо заступничеству Царицы Небесной, к Которой в то время возносились горячие молитвы. Русь вспомнила о том, что она звалась «святой», и показала свое возрождение.

Однако, после победы в войне не произошло стабильного расцвета православной веры на Руси. Народ как бы расслабился снова, храмов было очень мало, разрушенные храмы не восстанавливались. Люди очень мало ходили в церковь, а участвовали в Таинствах еще меньше. В годы правления Хрущева люди боялись крестить ребенка в храме, опасаясь огласки и увольнения с работы.

Верующих во времена оттепели считали сумасшедшими. А во
времена Брежневского «застоя» отношение к верующим было ни чем не лучше. Над
ними часто смеялись, стыдили. По всей стране, в школах и на производствах
производилась активная атеистическая пропаганда. А накануне больших церковных
праздников верующих уговаривали не посещать храм, завлекали молодежь
популярными концертами по телевидению на Пасху.

Но после того как Советская власть рухнула в нашей стране, вместе с ней пал и атеизм. Россия снова возродилась, начали строиться и реставрироваться храмы, открываться монастыри, которые были часто музеями. Церкви стали отдаваться обратно храмы и монастыри, превратившиеся за годы Советской власти в кинотеатры, клубы, автозаправки, магазины, книгохранилища, овощехранилища и даже жилые дома. Русский народ повалил в церковь толпами. Словно наша страна проснулась от тяжелого сна. И этот расцвет длится, и по сей день.

В 1721 году в России учреждён Священный Синод, заменивший фигуру Патриарха

В 1718 году Пётр провёл работу по учреждению коллегиальной формы управлении учредив коллегии. Для высшего управления церковной жизнью он решил создать Духовную Коллегию.

Такое решение император принял, потому что относился к Церкви не как учреждению духовному, а как к государственному.

По его поручению Феофан (Прокопович) написал «Духовный регламент».

«Регламент духовный» 1721 года. В 1721 году Пётр Великий утвердил «Духовный регламент». Он фактически отменил в России патриаршество и учредил Священный синод

В Регламенте указывались следующие причины, побудившие царя заменить единоличное управление церкви коллегиальным:

  • в собрании, где много членов, легче может быть отыскана истина;
  • решение собора получает в глазах общества больше силы и значения, чем решение одного лица;
  • при коллегиальном управлении не могут быть остановки в делах вследствие болезни или смерти правительственного лица;
  • при коллегиальном управлении не может быть стремления у духовного правительства сравняться с особою монарха, как это могло быть при патриархах;
  • соборное учреждение может быть хорошей школой для архиереев.

Введение «Духовного регламента» в России упразднило патриаршество.

Духовная коллегия состояла из 12 человек, и она стала органом высшего церковного управления.

При этом трое из них должны были быть епископами, а остальные — неподведомственными им клириками, при этом Президент Коллегии в епископском сане не обладал никакими особыми правами.

С февраля 1720 по февраль 1721 года в стране шёл сбор подписей под «Духовным регламентом». Русские архиереи и настоятелей крупнейших монастырей ставили свои подписи под документом боясь царского гнева.

«Пётр Великий и Святейший Синод». И. Ф. Тупылев. 1801 год. Правомерность Святейшего Синода признали Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года

С принятием «Духовного регламента» институт патриаршества в России упразднялся.

Получив формальное одобрение церковных иерархов, Пётр в 1721 году обратился Константинопольскому Патриарху Иеремии III с ходатайством о признании Восточными Православными Патриархами Святейшего Синода (Духовной коллегии).

В феврале 1722 года Патриарх Иеремия III дал императору положительный ответ.

Константинопольский и Антиохийский Патриархи в сентябре 1723 года издали особую грамоту, в которой признали проведенную Петром I реформу Высшего Церковного Управления, назвав Святейший Синод своим «во Христе братом», имеющим право совершать то же, что и Патриаршие престолы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector