Картина виктора васнецова «поединок пересвета с челубеем»

Челубей тибетский монах. Тот самый Челубей и посох Пересвета

Иноки-воины

Согласно легендам, Александра Пересвета и Родиона Ослябю в войско Дмитрия Донского с крестом и мечом послал сам духовный лидер Руси Сергий Радонежский.

Богатыри, принявшие монашеский обет происходили предположительно из Брянска, были боярского рода, а в прошлом своем были опытными воинами. И, согласно официальной версии, оба инока пали на поле Куликовом, хотя на счет Родиона Осляби это — спорный вопрос.

Пересвет погиб, как говорит летописец, поминальный синодик и знаменитое «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15-м веке.

А смерть его произошла на виду всего войска в поединке с богатырем, выставленном противной стороной.

Тот самый Челубей

Имя Челубея появилось через 3 века после событий на поле Куликовом, а в других источниках богатырь фигурирует под иными именами: Чалабай, Челибей, Темир-Мирза и Таврул.

В 3-м издании «Синопсиса», своеобразном «желтом» альманахе 1680-го года, а уж оттуда оно уверенно вошло во все сказания, учебники и исторические труды, совершенно вытеснив и своих предшественников и возможное подлинное имя ордынского поединщика.

А само слово Челубей родом из тюркского языка, это некий культурный термин, обозначавший уважаемого, образованного человека, только в тюркском языке оно звучит, как «челеби».

Возможно Таврула-Челубея-Челобая просто уважали за смелость и силу?

Тактика Челубея

Ордынский богатырь не только отличался необыкновенной физической силой и громадными пропорциями тела, но и владел особой техникой копьевого боя.

Челубей использовал в бою необыкновенно длинное копье. Он ударял своим копьем противника, одетого в доспехи и вышибал последнего из седла, так что шансов приблизиться и попытаться сразить самого Челубея, уже не было.

Александр Пересвет знал об этом. И он намеренно и осознанно шел на смертный бой. Доспехи инок снял, его тело покрывал лишь черный плащ схимника с крестом. Зачем?

А затем, что исполинское копье Челубея, не встретив на пути доспеха, пройдет сквозь тело и позволит Пересвету приблизиться к противнику со своим копьем.

Так и произошло. Смертельно раненый Пересвет не вылетел из седла, а последним усилием воли и веры (!) нанес Челубею столь же сокрушительную рану. Только доехав до русского войска, Пересвет упал с седла.

Легенды Куликова поля

  • Впрочем, «Задонщина» описывает нам живого Пересвета в разгар боя, а может быть это было написано по ошибке?
  • Родион Ослябя упоминается в источниках под 1389-м годом, значит он не погиб на поле Куликовом, а был захоронен рядом с телом друга позже.
  • На Рязанщине, в Скопинском районе есть село Вослебово, по местным сказаниям, название села происходит от имени Родиона Осляби, который лечился здесь от ран, либо делал передышку на пути к Москве.

Сосна Дмитрия Донского и посох Пересвета

В том же Скопинском районе есть Дмитриева гора, а на ней Дмитриево-Ряжский монастырь, по преданию, здесь останавливалось войско Дмитрия Донского, возвращавшееся в битвы на Дону.

На горе князь хоронил умерших от ран воинов, а на месте их последнего упокоения он посадил сосну. Старожилы рассказывали, что огромная в диаметре старая сосна была спилена во время Великой Отечественной войны на дрова местной старенькой учительнице.

Дмитриево-Ряжский монастырь, Скопинский район, Рязанская область

А еще в монастыре долгое время хранился посох Пересвета, сделанный из дерева яблони. Его навершие было искусанным сотнями зубов. Зачем? По легенде, посох богатыря помогал избавлять страждущих от зубной боли.

Ныне посох передан на хранение в музей Рязанского Кремля. А на Дмитриевой горе живет и действует святая обитель.

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет.

Поединок Пересвета и челубея кратко. Картина Авилова «Поединок на Куликовом поле» описание

« Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле » — картина советского художника Михаила Ивановича Авилова (1882-1954). Картина была написана в 1943 году. Холст, масло. Размеры: 327 × 557 см. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург.

Михаил Иванович Авилов изобразил на своей картине, которая, надо сказать, стала самой известной среди всех его произведений, битву русского и татарского богатырей. Перед самой Куликовской битвой, которая состоялась 8 сентября 1380 года, в смертельном сражении сошлись русский богатырь Пересвет и татарский воин Челубей. Согласно источникам, которые донесли до нас историю той битвы, оба воина погибли, пронзив друг друга копьями, однако победа засчиталась Пересвету, так как конь смог довезти его тело до русских войск, тогда как Челубей был выбит из седла и остался на земле.

На картине мы можем увидеть решающий момент схватки. Кажется, что в поединке сошлись не только богатыри, но и кони, которые с оскаленными мордами встали на дыбы. Авилов разместил воинов так, чтобы мы видели лицо Пересвета, который свирепо смотрит на своего врага. Его копьё разбивает щит татарского воина и выбивает того из седла. Головной убор слетает с головы татарского воина, но тот также оказался мастером военного дела и смертельно ранил своего соперника — Пересвета.

По бокам сражающихся находятся два войска. С левой стороны — русское войско под предводительством великого князя Дмитрия Ивановича Донского (1350-1389), который стоит впереди на белом коне. Русское войско выражает ощущение спокойствия, мужества и стойкости. В правой части картины находится татарское войско беклярбека Золотой Орды Мамая. Нестройностью рядов татарских воинов Авилов выразил их сомнение в поединке и неуверенность в исходе боя.

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» была написана в годы Великой Отечественной войны, что делает её ещё и примером для советских воинов, которые вышли на бой против новой «орды»

В те годы было крайне важно поддержать дух русского воина, показав яркие примеры из истории Руси, когда воины бились до последней капли крови против любого врага, кто посягнёт на их Родину

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» М.И. Авилов

Любите рисовать и хотите попробовать что-то новое? В этом случае вам стоит попробовать технологию онлайн рисования шёлком на сайте http://risunki.online/ . Уникальный способ создания красивых изображений, который понравится и детям и взрослым.

Описание картины Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем»

Картина М.И. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем» — самая известная из всех работ художника. Она была написана в 1943 году, трудное для страны время: Сталинградская и Курская битвы, их решающее значение в войне, огромные потери. Авилов ещё в 1917 году создал картину на тему поединка на Куликовом поле, но остался недоволен своей работой.

В свете новых исторических событий художник возвращается к этой теме. Советским людям в годину испытаний нужна память о победах предков Древней Руси. С большим вдохновением в течение полугода создавалось это монументальное полотно (327 × 557).

Картина была написана по холсту маслом.

Жанр «Поединка Пересвета с Челубеем» — исторический. По преданию, перед Куликовской битвой состоялся поединок русского богатыря (монаха) Пересвета и татарского батыра Челубея. Кто из них победит, определяло исход битвы. Погибли оба, но Пересвет мёртвым остался в седле и вернулся в расположение русских войск на коне. Челубей же не удержался в седле.

В линейной композиции картины всё довольно просто. В центре полотна изображены два всадника на вздыбленных конях. Слева — Пересвет, справа — Челубей. Они занимают большую часть картины, смотрятся масштабно и остальное изображение теряется на полотне, выглядит размытым. Кони всадников с развевающимися гривами, храпящие — страшны и не менее воинственны, чем всадники. Фигуры воинов и животных напряжены до предела, исполнены могучей силы. Уже трещат под копьями щиты, островерхая татарская шапка, подбитая мехом, сваливается с бритой головы Челубея. Взгляд Пересвета на противника суров и полон решимости.

На переднем плане только густая полевая трава, слегка пожухлая ранней осенью. Задний план картины занимают вытянувшиеся в уходящей перспективе войска. Справа — русичи, слева — монголо-татары. Русское войско стоит спокойно и уверенно, с хоругвью, на которой изображён образ Христа Спасителя. Впереди князь Дмитрий Донской на белом коне. Со стороны ордынцев заметно напряжение и волнение. Поединок изображён на фоне затянутого облаками неба.

Цветовая палитра произведения подчёркивает идею картины и передаёт напряжение поединка. Притягивает взгляд развевающаяся золотисто-красная попона каурого коня Челубея, такая же шапка, спадающая с головы. Ярок и узорчатый щит Челубея, и сбруя коня. В татарском войске видны красные одежды. Эта яркость передаёт беспокойное состояние монгольских воинов, в них нет уверенности в благополучном для них исходе поединка. Краски в изображении Пересвета и русского войска, напротив, сдержанны. Стальной цвет шлема и серая кольчуга Пересвета, общий сероватый тон русского войска передают спокойствие. Конь же под русским богатырём вороной, визуально он более яростен, чем конь противника.

Свет в картине мягкий, неяркий. Солнце пробивается сквозь осенние облака. Самое яркое пятно света — отблеск на шлеме Пересвета.

Идея картины — неизбежность победы тех, на чьей стороне правда. Правда — в защите родной земли.

В картине есть некоторое нарушение исторической правды. Пересвет вышел на бой не в доспехах, а в монашеском одеянии. Понятно, что художник не мог в свете атеистической идеологии государства изобразить богатыря схимником. Тем не менее, это произведение послужило поднятию духа русских людей в Великой Отечественной войне.

Описание картины Авилова «Царевич Иван Иванович на прогулке»

Святые витязи

А. С. Хорошев, долгое время единственный наш специалист по истории канонизации русских православных святых, пишет, что местное церковное почитание преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби было установлено вскоре после преставления монахов-воинов в конце XIV века.

Между тем частенько люди недоумевают, отчего монахи, сражавшиеся в битве как простые воины, что кажется теперь, мягко говоря, непривычным, отмечены святостью. Современный отечественный археолог и богослов А. Е. Мусин специально рассмотрел вопрос об участии древнерусского духовенства в битвах. Оказалось, что духовные лица ходили в военные походы ещё со времён св. князя Бориса (первая четверть XI века), а ко временам Пересвета, к XIV в., это стало делом обычным и повсеместным: «… очевидно, что духовенство в средневековой Руси принимало участие не только в боевых походах в качестве пастырей, но и в боевых действиях в качестве воев».

Показательна в связи с этим редактура, внесённая древнерусскими переписчиками в текст ответов Константинопольского патриаршего собора на вопрос сарайского (т. е. ордынского) православного епископа Феогноста (12 августа 1276 г.): «Аще поп на рати человека убиет, лзе ли ему потом служити?» Однозначный ответ, что священнику-воину запрещено святыми канонами совершать церковную службу, древнерусские книжники исправили на прямо противоположный: «Не удержано есть святыми канонами…»

Однако, и в самой Византии в 1453 г., когда турки штурмовали Константинополь, часть городских стен обороняли православные монахи, которым удалось даже отбить турецкий десант со стороны Мраморного моря. Что касается Руси, то и в последующие века монашествующие принимали непосредственное участие в ратных трудах. Так, среди награждённых царём Борисом Фёдоровичем Годуновым за оборону в 1604—1605 гг. Новгорода-Северского от войск Лжедмитрия I есть «Новагородка Северскаго Спасскаго монастыря» чернец Ферапонт, который «из пушок» стрелял, и старец Васка слепой, «который ходил к литовским людем в полки», т. е. на разведку…

Как бы историки и судьба не разводили жизненные пути духовных витязей Куликова поля, тела Пересвета и Осляби упокоились друг подле друга в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

Симонов монастырь был основан в 1370 г. на юговосток от Москвы племянником преподобного Сергия Радонежского св. Феодором, духовником великого московского князя Дмитрия Ивановича Донского, а с 1388 г. Ростовским архиепископом (вспомним ростовское предание о пострижении Пересвета). Около 1379 г. монастырь перенесли на новое место, неподалёку от прежнего. Это последнее стали с тех пор называть Старым Симоновым. Интересно, что первым, известным историкам, имущественным вкладом в Симонов монастырь стало само Куликово поле и стоящее на нём село Рожествено, пожалованные обители Дмитрием Донским на помин душ иноков Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби.

Первый, деревянный, храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы выстроил в Старом Симонове по преданию сам преподобный Сергий Радонежский. На кладбище этого храма и были похоронены монахи-воины. В 1509 г. деревянный храм в Старом Симонове разобрали и выстроили на его месте каменный, дошедший до наших времён. В 1660 г. царь Алексей Михайлович повелел «над благоверными великими отцы над иноком Александром да над иноком Иродионом построить над их гробы палату каменную».

По сообщению любителя древнерусских древностей профессора И. М. Снегирёва (1793—1868), «в царствование Анны Иоанновны, при разобрании старой колокольни (храма Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове. — Прим. авт.) и при копании рвов для новой каменной трапезы открыт был кирпичный склеп, покрытый надгробными камнями без надписей, длиной 1 ар<шин> 14 вер<шков>. Когда сняты были сии камни, тогда увидели через отверстие гробы духовных витязей».

В 1794 году над находившимися теперь внутри храма могилами Александра Пересвета и Андрея-Родиона Осляби установили плиту белого камня с надписью. 22 апреля 1900 года храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове посетили Государь Император Николай Александрович, Государыня Императрица Александра Феодоровна, великий князь Сергий Александрович и великая княгиня Елизавета Феодоровна. Мученики новых времён пришли к преподобномученикам времён прежних…

Александр Пересвет

     Дата рождения Александра Пересвета доподлинно неизвестна. Ряд источников свидетельствует о его боярском происхождении, то есть принадлежности к высшему сословию. Бояре занимали руководящие посты и владели землями. А вот место рождения известно — это Брянск. Предположительно, Александр Пересвет не раз участвовал в походах и войнах.

Правда, проблема в том, что древние писатели часто прибегали к аллегориям и возвышениям, приписывая знаменитым личностям подвиги и качества, которыми те в действительности не обладали. Известно, что в 1380 году Пересвет постригся в монахи, став иноком Троице-Сергиевского монастыря. Сражался он вместе с другим монахом-схимником Родионом (в монашестве Андреем) Ослябей, который как и он был учеником и постриженником Преподобного Сергия Радонежского.

В летописях говорится, что по велению Сергия Радонежского, в поход с князем Дмитрием Ивановичем отправились двое иноков — Пересвет и Ослябя. Им было приказано «вместо золочёных шлемов возлагать на себя схиму с нашитым крестом». Считается, что братьям предстояла нератная служба — молитвой и праведным словом воодушевлять русское войско.

Но поскольку авторитетных источников, которые могли бы достоверно сообщить о тех или иных событиях практически нет, историки по сей день ведут дискуссию относительно биографии Пересвета.

Кочубей и пересвет история. Поединок Пересвета с Челубеем

Поединок перед Куликовской битвой

О поединке богатырей Пересвета и Челубея перед началом Куликовской битвы (1380 г.) мы хорошо знаем, благодаря картине советского художника М.И.Авилова

Мастер написал её в трагический для страны, переломный 1943 год, когда важно было поддержать дух советской армии и направить её на достижение победы в освободительной святой войне. Ведь в свое время поединок богатырей решил исход Куликовской битвы в пользу русичей

В том историческом бою оба воина погибли, но победа была признана за Пересветом, сумевшем доехать на коне до русских полков, а выбитый из седла Челубей остался лежать на поле.

Значение Куликовской битвы для судьбы Русского государства очень велико, поскольку господство Орды тогда основательно пошатнулось.Уже сам исход Куликовской битвы, по мнению историков, был предрешен результатом поединка русского и татарского богатырей.

Оказывается, по сложившимся ещё в древности законам, поединки сильнейших воинов перед боем назначались только при возникновении сложной или неопределённой ситуации.

Это был своего рода жребий для выбора атакующей стороны. Хорошо известно, что войско, первым начинающее бой, всегда несёт большие потери. Поэтому поединок мог иметь решающее значение для исхода боя. Тот из участников, который оказывался проигравшей стороной, обрекал своё войско на большие потери. Что за ситуация в соотношении противоборствующих сил имела место перед Куликовским сражением?

Оказывается, русское и татарское войска были на то время примерно равными по силе, имели примерно одинаковое количество воинов. Это ни у одной из армий не вызывало желания атаковать первыми, так как потерять значительную часть своего войска никому не хотелось. Поэтому боевые полки стояли друг против друга, ожидая действия от противоположной стороны.

У татар была ещё одна причина для затягивания начала сражения – они ждали спешащее к ним на подмогу войско литовского князя Ягайло. Русские по этой же причине были заинтересованы в скорейшем начале боя, пока не произошло объединения сил татар с литовцами.

Вот для разрешения этой ситуации противостояния и был начат поединок. От татарского войска выехал великан-печенег Мурза Челубей, воин огромной силы, владеющий приёмами древней борьбы «Бонч-бо».

Он уже более 300 раз побеждал своих соперников в поединках на копьях, используя хитрый приём: благодаря неимоверной силе он брал копьё на 1 метр длиннее копья соперника, чтобы иметь возможность первым поражать противника.

От русичей вызвался могучий воин Александр Пересвет – монах из Троицко-Сергиевского монастыря. Понимая что защита не спасет от удара противника-гиганта, Пересвет не надел на поединок кольчугу, чтобы быть посвободнее в движениях. Именно это и помогло ему поразить Челубея.

Когда всадники сблизились в смертельном ударе, более длинное копьё печенега проткнуло не защищенное кольчугой тело Пересвета насквозь, но не выбило того из седла из за низкого сопротивления живой плоти железу. А копьё Александра, за счёт сокращения расстояния между противниками, смогло поразить противника насмерть и выбить его из седла.

Русский богатырь ещё некоторое время оставался живым и нашел в себе силы на коне доехал до русского войска. Мамай видел, что победа принадлежит русскому воину, поэтому сразу бросил своих передовых конников в атаку.

Куликовская битва закончилась разгромом Мамаева войска, остатки которого русичи преследовали ещё много вёрст от поля Куликова.

За ратный подвиг во имя Руси Пересвет был причислен к лику святых, его память празднуется в соборе Тульских святых 22 сентября по юлианскому календарю. Могила героя до сих пор так и не найдена.

Что хотел сказать автор

Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» символизирует прежде всего победу света над тьмой, освободительного движения над захватчиками. В то время, когда создавалось полотно, в 1943 г., народ отчаянно нуждался в таких сюжетах. Картина была завершена в момент битвы за Сталинград – напряжение от этого непростого периода и молчаливую надежду на благополучный исход Авилов перенес в свой «Поединок Пересвета с Челубеем».

Остроту борьбы со злом картина передает через один символический жест – богатырь своим копьем пробивает изображение змеи на щите противника. Змея — олицетворение злого начала. Еще один важный момент, на который указывает картина «Поединок Пересвета с Челубеем» – разница в строю и позах воинов на заднем плане. Русские стоят спокойно, строго держа строй, подняв над головой знамена. Впереди Авилов изобразил Дмитрия Донского. У татаро-монгол же строй нарушен, их позы выражают растерянность и неуверенность. Все это заранее предвещает исход сражения – «Поединок Пересвета с Челубеем» закончится поражением захватчика, после чего с игом будет покончено навсегда.

История создания

«Поединок Пересвета с Челубеем» был написан почти шесть столетий после иллюстрируемого события – в 1943 г. Учитывая год, в который была создана картина, можно с уверенностью говорить о параллелях между противостоянием с татаро-монголами и борьбой с фашизмом, происходившей во время создания работы «Поединок Пересвета с Челубеем». Общей темой битвы против захватчиков и угнетателей картина объединяет эпохи и поколения, разделенные многими веками.

Однако, Авилов всерьез задумался над художественным воплощением этого сюжета его в 1917 г. Тогда же была представлена картина «Выезд татарина Чели-Бея». Настоящая работа над произведением «Поединок Пересвета с Челубеем» началась после того, как Авилов вернулся в Москву из эвакуации – в 1942 г. Картина предварялась четырьмя масштабными эскизами. Наконец, в декабре того же года, Авилов окончательно определился с композицией и закончил полотно всего за полгода.

Жанр произведения «Поединок Пересвета с Челубеем» можно определить как исторический реализм. Авилов написал ее на холсте масляными красками. Картина достоверно отражает детали исторического костюма, упряжи и вооружения – Авилов был особенно внимателен к этим деталям. На данный момент «Поединок Пересвета с Челубеем» хранится в Санкт-Петербурге, в галерее Государственного Русского музея.

Историческое значение Куликовской битвы

Историческое значение куликовской битвы переоценить невозможно. Впервые был сломлен миф о непобедимости армии Орды. Если раньше удавалось различным армиям в незначительных сражениях добиваться успеха, то главные силы Орды еще никому не удавалось победить.

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва, кратко описанная нами, позволила им почувствовать веру в себя. Более ста лет монголы заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Эти события нашли выражения буквально во всем. И именно с этим во многом связаны те культурные преобразования, затронувшие все аспекты жизни Руси.

Значение Куликовской битвы заключается так же и в том, что эта победа была воспринята всеми, как знак того, что Москва должна стать центром новой страны. Ведь только после того, как Дмитрий Донской начал собирать земли вокруг Москвы, случилась крупная победа над монголами.

Для самой орды значение поражения на поле Куликовом было также крайне важным. Мамай потерял большую часть своего войска, а вскоре и вовсе был разгромлен ханом Тахтомышем. Это позволило Орде вновь объединить силы и почувствовать собственную силу и значимость на тех просторах, которые раньше и не думали ей сопротивляться.

История создания картины Васнецова поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова «Поединок Пересвета с Челубеем»

Когда мы стояли перед этой картиной, один из насельников Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю.

В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев.

И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские.

Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии Бон-по.

В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым.

Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы. Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.

На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил.

Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира. И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector