Традиционная патриархальная семья

Примеры матриархата в современном обществе

Некоторые народы и народности сохранили матриархальные черты до сегодняшних дней. По мнению ученых, матриархальный строй, если он и существовал когда-либо, со временем уступил место патриархальному обществу как более развитому и совершенному. Переход от матриархата к патриархату, таким образом, произошел естественным образом в ходе прогресса. Безусловно, существуют и патриархальные племена, ведущие образ жизни, весьма далекий от того, к которому привыкли жители крупных городов. Однако ни одно из обществ (или объединений) матрицентричных не достигло высокого уровня развития.

В феминизме[править | править код]

В большинстве феминистских теорий патриархат воспринимается не только как философское понятие, но носит ещё и черты этических ориентиров — рассматривается как несправедливая социальная система, подавляющая женщин и ограничивающая их социальные роли под набор определённых критериев. Согласно феминизму, происходящее в патриархате — это конструирование различий между маскулинностью и фемининностью является политическим различием между свободой и подчинением. Как правило, феминизм описывает патриархат как социальный конструкт, который можно преодолеть при помощи критического анализа его проявлений. И поскольку понятие патриархата остаётся философским, то идеология пытается осмыслить его в разных выгодных целях, преследуемых объединёнными в движение людьми. Так провозглашается, что одной из ключевых проблем патриархата является то, что он стирает личностные качества как женщин, так и мужчин, вгоняя их в рамки «женственного» и «мужественного» поведения. При этом гегемонная маскулинность основывается на насилии и признании, выступая в патриархальном обществе желаемым «нормативным» образцом и идеалом маскулинности. К токсичной маскулинности относятся формы мужского поведения, причиняющие вред обществу (например, мизогиния, гомофобия и т. п.). В результате такой трактовки ключевых проблем патриархата возникают множественные к ней дополнения, позволяющие конструировать философские воззрения, декларирующие существование в обществе систем, ориентированных на дискриминацию людей на основе пола.

Гетеропатриархатом в феминистской теории называется социально-политическая система, при которой цисгендерные гетеросексуальные мужчины имеют преимущество над другими гендерами и сексуальными ориентациями.

Альтернативные семьи

В современных западных странах отмечаются процессы видоизменения брака как социально-официального института. Метаморфозы наблюдаются в общепринятых аспектах функционирования семьи и в перераспределении ролей внутри нее. Снижение интегрированности семей наблюдается также в России и в странах СНГ — традиционная ячейка общества переживает изменения в организации досуга и в социализации индивидов. Возникают так называемые альтернативные браки. Отношения и связи в них допускаются общественным мнением, но не признаются государственными институтами либо церковью.
Под семьей альтернативного типа следует принимать:

  • Однополые браки. Супруги принадлежат к одной гендерной группе.
  • Гостевой брак. Подразумевает раздельное проживание и отсутствие совместного быта.
  • Открытый брак. Супруги признают право на независимость друг друга, что также касается и половой жизни.
  • Пробный брак. Совместное проживания без официальной регистрации.

У каждого человека слово “семья” ассоциируется с домом и каждый хочет, чтобы дом был чистым и надежным. Близкие и родные люди всегда придут на помощь и приумножат радость. Решив создать семью, человек берет на себя ответственность за благополучие всех ее членов и свое собственное счастье.Для закрепления материала посмотрите предложенное ниже видео, в котором вы также найдете еще больше примеров по каждому типу семьи.

Предстоятели

  • свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)

Московские и всея Руси митрополиты

  • свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
  • свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
  • свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
  • Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
  • свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
  • Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
  • Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
  • свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
  • свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
  • Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
  • ? Герман (1566)
  • свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
  • Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
  • Антоний (май 1572 — нач. 1581)
  • Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
  • свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)

Патриархи Московские и всея Руси

  • свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
  • Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606)
  • сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
  • Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
    • Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
    • Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
  • Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)

    свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
  • Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
    • Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
    • Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
  • Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)

    Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
  • Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
    • Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
    • 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
  • свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
    • сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
    • сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
      • Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
      • Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
      • сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
      • Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
    • Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
  • Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)

    Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский

  • Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)

    Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий

  • Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)

    Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский

  • Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)

    Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский

  • Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
  • патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
  • патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
  • архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
  • патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
  • патриарх Московский и всея Руси (с 1943)

Минусы патриархальной семьи

Патриархальный семейный уклад имеет не только положительные, но и отрицательные стороны. Причем зачастую минусы такого уклада являются прямым продолжением его положительных сторон:

  • Авторитаризм. Самый очевидный из таких минусов. Принимая единолично важные решения, глава патриархальной семьи взваливает на свои плечи и единоличную ответственность за их последствия. Но ноша эта тяжелая, и далеко не всем она оказывается по плечу.
  • Зависимость. Патриархальный уклад подразумевает полную (прежде всего — финансовую) зависимость других ее членов от главы семьи. Дети из таких союзов, не принимая никакого участия в планировании семейного бюджета, имеют весьма поверхностное понимание, что это такое и как его нужно вести. Вырастая и становясь самостоятельными, они не могут правильно определиться, что необходимо приобрести в первую очередь, что — во вторую, а от чего лучше отказаться. Зачастую это непонимание трансформируется или в чрезмерную скупость, или же в чрезмерное транжирство.
  • Конфликт поколений. Момент, когда дети подрастают и хотят самостоятельно решать те вопросы быта, что касаются их лично, присущ любому семейному укладу, но в патриархальном варианте он может проявиться крайне остро. Это происходит потому, что в своем желании вершить собственную судьбу дети «замахиваются» на саму основу существования патриархального уклада — непререкаемый авторитет его главы.
  • Трудности саморазвития и самовыражения. В семьях с патриархальным укладом трудностей с самовыражением нет только у их главы. Остальные члены семьи, ограниченные жесткими рамками семейных обязанностей, почти не имеют на это ни времени, ни возможностей. У жены, постоянно занятой уборкой, готовкой, воспитанием детей и другими семейными заботами, почти не остается сил и времени не только на работу, но зачастую и на должный уход за собой. А в случае, если жена хочет пойти на работу, глава семьи, пользуясь правом решающего голоса, нередко попросту запрещает ей, добавляя, в качестве наказания, 2-3 новые домашние обязанности. Дети тоже нередко ограничены в своем выборе, за них все решают родители. В патриархальных семьях нередки случаи, когда родители, не считаясь с желанием детей, решают за них практически все — вплоть до выбора профессии и даже выбора супруга.

Матриархальная семья. Патриархальная и матриархальная семья

Особое значение имеет типология семей, сконцентрировавшая в себе информацию о структуре власти в семье, о преимущественных семейных функциях мужчины и женщины, о специфике внутрисемейного лидерства. В соответствии с данными критериями выделяются следующие типы семей: традиционная патриархальная, традиционная матриархальная, неопатриархалъная, неоматриархальная и эгалитарная. Первые четыре типа семьи можно именовать асимметричными, последний тип — симметричным.

В традиционной патриархальной семье муж является ее бесспорной главой, ярко выражена зависимость жены от мужа, а детей от родителей.

За мужчиной закреплена роль «хозяина», «добытчика», «кормильца». Мужской авторитет признается без всяких вопросов или принимается под давлением. Господство отцовской власти является неограниченным. Авторитет других членов семьи зависит от их пола и возраста: наиболее почитаемы пожилые люди, мужчины обладают большими правами, чем женщины. Клановые интересы превалируют над индивидуальными. Поэтому такую семью называют авторитарно-патриархальной.

Мужчина вносит принципиальный вклад в материальное обеспечение семьи, распоряжается ее финансово-экономическими ресурсами, определяет ее статус и круг общения, принимает ответственные решения по важнейшим проблемам. Он разбирает внутрисемейные споры и представляет семью вовне. Мужской сексуальности отводится активная роль, эта установка концентрируется в понятии «потенция». Супруг освобождается от выполнения домашних обязанностей. Жена либо является домохозяйкой, либо зарабатывает очень мало. На ее плечи ложится организация нормального быта и потребления, причем от нее требуется образцово вести хозяйство, создавать уютную и комфортную обстановку в доме. В ее обязанности входит также присмотр за детьми и их воспитание.

В традиционной матриархальной семье персональное главенство принадлежит женщине. Матриархат, как и патриархат, существовал не у всех народов. Но многие народы имели материнское родоисчисление, ибо достоверность матери является объективной. Во все времена мать играла исключительную роль в поддержании родственных связей. Способность женщины к урегулированию межличностных отношений и использованию косвенных методов влияния на окружающих помогает одерживать победу в борьбе за власть. В отдельных семьях при формальном лидерстве мужчины в действительности главенствующую позицию занимает женщина.

Если вести разговор о русской семье, то в ней сильнее выражено женское, материнское начало. И.С. Кон напоминает, что русские жены и матери и в дореволюционную эпоху часто были сильными, доминантными, уверенными в себе личностями. Это отражено в русской классической литературе: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».

При советской власти «синдром сильной женщины» сохранился и даже усилился. Женщины несут главную ответственность за семейный бюджет и решение первостепенных вопросов домашней жизни. Типичен для советских времен образ мужичка с рублем или трешкой в кармане, ежедневно выдаваемыми сердобольной, но власть предержащей женой. Не вина это, а беда женщины, чей супруг приносил домой зарплату, на размер которой мало мог повлиять. Жене нужно было изловчиться и эту сумму «растянуть» до следующей зарплаты. Ей приходилось брать бразды правления в свои руки. Такова была цена стабильности существования социалистической семьи.

Притязания русской женщины на главенство в семье можно понять, исходя из общей тенденции в истории советского общества — тенденции демаскулинизации мужчин. Авторитетнейший специалист в области тендерной психологии и социологии, И.С. Кон говорит о том, что ни в профессиональной деятельности, ни в общественно-политической жизни средний советский мужчина не мог проявить традиционно мужских черт. Стереотипный образ мужчины включает в себя такие качества, как энергичность, инициатива, смелость, независимость, самоуправление. Социальная и сексуальная несвобода усугублялась феминизацией всех институтов и персонифицировалась в доминантных женских образах: матери, учительницы и т. д. В таких условиях стратегия передачи семейной ответственности жене была психологически оправдана. От деформации мужского характера женщина вряд ли что-то выиграла. Там, где муж восставал против власти жены, она либо терпела грубость и унижения, либо жертвовала своими способностями и профессиональными достижениями. В семье, где муж принимал свое подчиненное положение, жена лишалась необходимой поддержки.

Определение, история и использование понятия

Этимология слова

Термин « патриархат» буквально означает «повеление отца» и происходит от греческого πατριάρχης ( патриархес ), которое является противопоставлением πατριά ( patria ), «происхождение, отцовская линия» (происходящее от πατήρ patēr , «отец») и от ἄρχω ( arkhō ), «командовать, быть лидером, править».

Определение

Патриархия может быть определена как «политико-правовой система , в которой власть и права на собственность и лиц повиноваться так называемым патрилинейным правило филиации  »  : эта власть , и эти права находятся в руках » человек. Занимая позицию основания отец » , особенно в западных обществах . Однако, по словам Элизабет Рудинеско и Мишеля Плона , во многих обществах патриархат сосуществует с материнской дочерью, «которая определяет членство индивида с учетом генеалогических связей, проходящих через женщин  » .

Патриархат и матриархат

Roudinesco Plon и проследить дебаты между патриархатом и матриархатом к эволюционным предположениям в XIX — го  века (том Льюис Генри Морган , Бахофна , Энгельс ). В то время патриархат рассматривался как поздняя форма социальной организации, пришедшая на смену более примитивной стадии матриархата. Для Энгельса приход патриархата означал «великое поражение женского пола  » . Мысли Бахофена особенно повлияли на венских писателей на рубеже веков, «преследуемых упадком отца» . Бахофен действительно предсказал «необратимый упадок патриархата, символа западного сознания» , в то время как в его глазах матриархат олицетворял «иррациональное всемогущество сил природы» . Однако, согласно Рудинеско и Плону, этот тезис остается одним из основополагающих мифов современной мысли: либо матриархат, рассматриваемый как источник хаоса, анархии и беспорядка, противопоставляется патриархату, «синониму разума и культуры» , либо он наоборот, и господство матриархата представлено «как естественный рай, который патриархат разрушил бы своим авторитарным деспотизмом» .

Использование термина феминисток с конца XX — го века

Хотя термин патриархат когда-то использовался для описания тотального господства, осуществляемого главой семьи-мужчиной (патриархом) над остальной частью семьи (женщинами, детьми и возможными рабами), он также использовался с конца XX века. века для обозначения компаний, в которых власть в основном принадлежит взрослым мужчинам. Именно в этом смысле его использовали феминистки второй волны , такие как Кейт Миллетт в Соединенных Штатах и Кристин Дельфи во Франции, которые стремились понять патриархальные социальные отношения, чтобы освободить женщин от мужского доминирования. Концепция патриархата была разработана для объяснения мужского доминирования как социального, а не биологического явления.

«Слабая» женщина: инструкция по применению

Всем важно признание. Мужчинам в особенности

Такова их природа – хлебом не корми, но дай почувствовать себя королём. А женщина, в свою очередь, хочет быть королевой. Но, королевой можно быть именно рядом с королём, а не с его подобием.

Поэтому, ты можешь выгодно сохранить иллюзию патриархата, если это так принципиально важно для самого близкого тебе его представителя. Image by Ryan McGuire from Pixabay


Image by Ryan McGuire from Pixabay

Хвали его.

Не только наедине, но и обязательно при других. Он сделал, договорился, решил, он такой молодец. Научись звучать искренне и подмечать то, за что женщины, обычно, не привыкли хвалить, поскольку принимают поступки как должное. Твой мужчина и все окружающие быстро поймут, что ты сильно им гордишься. А в данное эмансипированное время уважение женщины очень ценится и помогает поддержать мужской авторитет.

Откажись от контроля.

Существует распределение обязанностей в семье.  Например, женщина готовит, а мужчина занимается мелким ремонтом. Оставь его в покое, если он не умеет чинить стиральную машину. Пусть найдёт того, кто умеет. Это его зона ответственности. Если продолжишь контролировать, то будь готова, что в будущем всё будешь делать сама.

Проси его о помощи.

Ты можешь всё, сомнений нет. Но партнёр нужен для того, чтобы жизнь упрощать, а не усложнять. Позволь своему мужчине принять за тебя ответственность и почувствовать свою значимость, попросив донести тяжёлые сумки или встретить с остановки.

Советуйся с ним.

Чтобы твоя половина понимала, что его мнение очень важно, нужно советоваться во всех сферах вашей семейной жизни. Начиная от приготовления ужина, заканчивая планированием отдыха или совершением крупной покупки


Image by ErikaWittlieb from Pixabay

Приобщай к воспитанию детей.

Детей вы «делали» вместе, так и воспитывать должны вместе. Да, на мужчину сейчас легло бремя обеспечивания увеличившейся семьи, а ты проводишь с ребёнком больше времени. Ты его лучше знаешь и более приспособлена. Но, доверять небольшие дела по типу «искупать перед сном» или «почитать сказку на ночь» нужно, чтобы мужчина не забывал, что он – твоя главная опора.

Не будь слишком требовательной пилой.

Да, ты уже всем доказала, насколько важен и значим твой мужчина, и как сильно ты его уважаешь. Но, не надо снимать маску, как только дверь за наблюдателями закроется. Не нужно начинать сразу тыкать «главу семьи» в его промахи, как нашкодившего котёнка в лужу. Будь снисходительнее, если он о чём-то забыл или купил не тот сорт картофеля. У тебя тоже бывают промахи.

Итак, в современном обществе из патриархального гнёта можно выйти очень аккуратно и элегантно. Так, что мужчины и не заметят. Если хочется сохранить гармонию в своей семье и обществе, необязательно ломать себя и своё мировоззрения, можно лишь немного проявить гибкость, и тогда выгода будет в несколько раз выше.

Появление теории матриархальной формы общества

Теория о матриархате как форме правления женщин обязана своим появлением Л. Г. Моргану, И. Я. Бахофену, Ж.-Ф. Лафито. Эти европейские ученые, жившие в разное время, внесли весомый вклад в науку, и прежде всего – в борьбу с представлением о доминировании в истории патриархальных обществ.

В чем суть матриархата? Для матриархального общества в теории характерны такие черты, как:

  • матрилинейность – отслеживание родовых связей, происхождение и наследование по материнской линии (например, братьями и сестрами считаются только единоутробные, и т.д.); со сменой матриархальных устоев на патриархальные сменяется патрилинейностью;
  • матрилокальность – супруг приходит в род матери жены; мужчины живут в доме матери, так же как их сестры по матери и их дети;
  • материнское право на детей – в случае развода они остаются с матерью;
  • авункулизм – во главе рода становится дядя по материнской линии.

Понятие «нуклеарная семья»

Нуклеарная семья относится к типу современных семей, так как в условиях нуклиарной семьи родители и дети проживают вместе, без постоянного участия в своей жизни старшего поколения. Подобная форма брачных отношений считается результатом с древности продолжающегося процесса распада патриархальной семейной общины и далее — большой семьи. Статистические и этнографические данные убеждают, что уже с конца XVIII в. малая семья была основной на всей этнической территории Росийской империи, ей были присущи определенные региональные особенности, в частности, относительно обычно-правовые установы, традиции внутрисемейного быта. Но основные определяющие ее черты — общие. Она выступает как самостоятельная и неделимая хозяйственная единица, является преимущественно двухпоколенной — состоит из супругов и их неженатых детей, ведет отдельное хозяйство, обладает определенными собственными производственными средствами (землей, инвентарем), имеет собственное жилье, хозяйственные помещения и тому подобное.

Средний численный состав малой семьи в прошлом — семь-восемь человек. Однако ее эволюции свойственна тенденция к уменьшению состава. Так, по материалам Черниговской губернии, количество членов крестьянских семей составляла в среднем 1879 пять-шесть человек. По данным Всероссийской переписи населения 1897 p., средние показатели количества лиц семей:

  • Харьковской губернии — 6,2;
  • Таврической и Екатеринославской — 6,1;
  • Полтавской, Черниговской, Волынской и Киевской — 5,7;
  • Подольской — 5,2;
  • Бессарабской — 5,1.

Нуклеарная семья разделялась на:

  1. полную (супруги и неженатые дети), неполную (только один из супругов и неженатые дети)
  2. элементарную (только супругов).

Самой распространенной в в XIX — начале XX в. была полная малая семья. Неполные семьи возникали в основном из-за смерти одного из родителей и очень редко — из-за супружеской неверности и развода. Бездетные супруги чаще усыновляли ребенка из семьи родственников, где было много детей.

Во внутренней жизни нуклеарных семей сохранились пережитки большой патриархальной семьи. В частности, это касается исключительного распорядительного права хозяина, санкционированного традиции его главенства, кроме случаев, когда этой функции он просто не мог выполнять. Однако сама организация жизни малой семьи в Украине значительно большей степени, чем в большой семье, требовала совместных усилий мужчины и женщины.

Семья патриархальная (традиционная)

Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает основные решения.

Внутрисемейные роли строго распределены, в патриархальной семье господствует абсолютная родительская власть и авторитарная система воспитания. Какими людьми чаще всего вырастают дети в этих семьях? В первую очередь, с преобладанием низкой самооценки: они неуверенными в себе, в своих способностях. Если родители игнорируют интересы и желания ребенка, лишают его права голоса, у него не развивается интерес к проявлению собственного мнения, уничтожается чувство собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы:

  1. «Я недостаточно хорош» — и в результате могут проявиться застенчивость, стеснительность, хамелеонство.
  2. «Я беспомощен» — у ребенка отсутствует поисковая активность, он безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на того, кто сильнее, удачливее.
  3. «Я чужой» — это позиция эмоционально отверженного ребенка, который очень рано потерял контакт с родителями, и прежде всего с матерью. Такие дети не находят контакта и со сверстниками, они необщительны, не делятся ни с кем своими проблемами, отказываются от помощи в их разрешении, не доверяют людям, часто испытывают различного рода сексуальные проблемы, проявляют жестокость и агрессию.
  4. «Я сверхответственный» — в эту группу попадают дети, которые часто испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они боятся наказания и поэтому совершают порой немотивированные поступки. Такие детские проблемы нередко возникают в семьях современных состоятельных людей, которые считают, что степень их богатства определяет уровень интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей. Они требуют подчинения не только на работе, но и дома. Рамочная конструкция, в которую они пытаются загнать своего ребенка, оборачивается порой страданиями не только для самих детей, но и для взрослых.

Дети и родители в таких семьях существуют под одной крышей, но как будто в параллельных измерениях: каждый живет своей жизнью, но подчиняется силе старшего и главного.

Подобная ячейка общества, которой присуще сохранение крепких родственных связей с другими поколениями – это группа людей, состоящая из мужа, жены и детей.

В таких союзах главную роль играет мужчина: он принимает решения, обеспечивает жену и детей всем необходимым и имеет право последнего слова .

Рассмотрим, чем был обусловлен патриархат в прошлом и почему в некоторых браках он остается до сих пор.

Во-первых, долгое время в равных условиях больше пропитания для мог достать мужчина. В силу своих повседневных занятий женщина вряд ли могла ходить на охоту или же трудиться на рудниках. Раз муж приносит домой еду и обеспечивает детей – то ему и достанется право голоса при всех важных решениях.

Во-вторых, одной из причин является переход от традиционного к индустриальному обществу. Кто мог больше работать на производстве? Правильно, мужчины. Специфика отношения к женщине не могла ей позволить главенствовать. В то время даже образование для «слабого» пола было практически невозможным. Только дамы высших сословий могли пройти обучение, если имели на это желание.

Вначале 20 века женщины открыто начали бороться за свои права. Не зря мы отмечаем Международный женский день именно 8 марта – в этот день в 1908 году в Нью-Йорке состоялся первый митинг о равноправии.

На сегодняшний день в России, по данным статистики, превалирует традиционный тип семьи над партнерским – многие считают, что уважать мужчину, давать ему главенствующую роль в браке – это значит уважать историю прошлых поколений.

Семья после принятия христианства

Принятие единой религии внесло свои коррективы и в брачно-семейные отношения, христианство кардинально меняло представление славян о браке и семье и её роли в жизни человека.

Браки в большинстве случаев заключались по договорённости родителей новобрачных, что во много определялось из-за юного брачного возраста – для девушек 12 лет, для мужчин 14 лет, однако в то же время если имелось сильное принуждение жениха или невесты к браку, приведшее к попытке самоубийства то родители отвечали за это перед митрополитом.

Патриархальные устои семьи предусматривали не только права отца на своих детей, но и обязанности перед ними – он должен был обеспечить будущее своим детям, если дочери не выданы замуж, то они платили штраф митрополиту, и после смерти родителей поступали на иждивение старших братьев.

Патриархальная семья предполагала огромную ответственность супруга друг перед другом. Так если один из них заболевал, другой был обязан ухаживать за ним до самой смерти. Но в то же время муж имел право наказывать свою жену, в том числе и физически, более того это был его долг – воспитывать жену. Наказать женщину мог только её муж или отец, ни сельская община ни князь не имели право наказывать женщин, так как они считались собственностью мужа. Единственное исключение – церковь, которая могла вмешиваться в семейные отношения в вопросах заключения и расторжения брака.

Ведение хозяйства

Патриархат древнерусской семьи во многом был обусловлен тем, что мужчина являлся основным источником благосостояния семьи. Женщине отводилось роль помощницы в ведении хозяйства и продолжении рода – регулирования деторождения в то время не существовало.

Всё имущество имеющее у семьи считалось собственностью мужа, жена не получала никаких прав на совместно нажитое имущество. Единственное что оставалось в её собственности это полученное нею приданое – одежда, предметы быта, в том случае если муж умирал, а женщина выходила замуж вновь, то приданое она забирала с собой. Наследовали приданое только её дети.

Своей земли простые крестьянки в условиях патриархата не имели в отличии от привилегированных сословий – так у княгинь в собственности могли быть целые города.

Развод

Патриархальная зависимость женщин прослеживается даже в вопросах развода. Так церковный развод допускался при измене жены, а вот если изменял муж, то на него накладывалась временная епитимия, но о разводе разговор даже не шёл. Кроме того муж мог оставить жену если узнал о её общении с другими мужчинами вне дома без его разрешения.

Интересным является тот факт, если жена уходила к другому мужчине, то новый муж должен был заплатить штраф митрополиту.

Особенности патриархальной семьи

Для традиционного типа семейно-бытовых отношений характерно наличие нескольких отличительных признаков. Чтобы понять, что представляет собой патриархальная семья, нужно знать ее особенности и характер взаимодействия между супругами и детьми. Самым главным отличительным признаком является лидирующая позиция мужчины во всех вопросах, касающихся дома и быта. Характеристика патриархальной семьи включает в себя еще несколько особенностей, которые определяют ее устройство.

Признаки патриархальной семьи

Главными отличительными характеристиками являются:

  1. Патрилинейность. Передача всего имущества, званий, титулов происходит только по мужской линии.
  2. Абсолютная власть и ответственность отца. Глава патриархальной семьи не только распоряжается всем имуществом, но и отвечает за жизнь и здоровье супруги, детей и других родственников.
  3. Многодетность. Черты патриархальной семьи обязательно включают в себя наличие у супругов более одного ребенка. Женщина целиком посвящает себя рождению и воспитанию детей. Патриархат в семье способствует тому, что ребенок рано становится самостоятельным и приучается к домашнему труду.
  4. Еще одним признаком является проживание нескольких поколений людей под одной крышей. При этом отец – глава семьи и самый старший мужчина в роду.
  5. Жена, дети и другие младшие члены семьи должны беспрекословно подчиняться главе и выполнять все его требования. Власть старшего мужчины не обсуждается и принимается безоговорочно.
  6. Для патриархальной семьи характерна религиозность и строгое следование канонам.
  7. Глава семьи должен полностью обеспечивать всех членов едой, одеждой и другими необходимыми благами.
  8. Все имущество принадлежит мужчине. У женщины не может быть права собственности на дом или землю.

Патриархальная семья – плюсы и минусы

Традиционный уклад имеет несколько преимуществ перед другими типами отношений:

  1. Стабильность и защищенность . Глава в патриархальной семье не только решает все вопросы, но и несет ответственность за здоровье и состояние жены и детей.
  2. Четкое разделение обязанностей . У каждого члена патриархальной семьи есть своя зона ответственности.
  3. Устойчивость семьи . Для патриархального уклада характерны длительные отношения без разводов.
  4. Забота о детях и стариках . В патриархальной семье очень велика роль старшего поколения, которое пользуется уважением и привилегиями.

Длительное время патриархальная семья была единственным способом выжить в условиях непростой обстановки. У такого уклада есть существенные минусы, которые делают его почти не актуальным в настоящее время:

  1. Зависимость . Все члены семьи должны подчиняться решениям старшего мужчины. Жена и дети не имеют права самостоятельно распоряжаться имуществом и финансами, выбирать сферу деятельности и способы проведения досуга.
  2. Сложности с самореализацией . Поскольку все решения принимает глава семьи, у жены и детей нет никакой возможности выбрать образование, карьеру и занятие по душе.
  3. Конфликт поколений . В патриархальной семье часто возникает несоответствие между желаниями отца и детей.

Проблемы патриархальной семьи

Традиционный уклад отношений благополучно существовал не одну сотню лет. Среди того, что характерно для патриархальной семьи, можно выделить ряд проблем, которые стали особенно актуальными сегодня:

  1. Дискриминация младших членов семьи . В связи с тем, что старший мужчина играет главную роль, у женщин и детей нет права голоса и возможности самостоятельно распоряжаться своей жизнью.
  2. Высокие требования к мужчине . Он должен быть и кормильцем, и добытчиком, и защитником всех членов семьи. Патриархальная модель требует от мужчины соблюдения определенных правил и накладывает множество обязанностей.
  3. Несоответствие современным условиям . Развитие техники и урбанизация обеспечили женщинам возможность меньше времени тратить на домашние дела и уход за детьми. Одновременно с этим снизились способности мужчин в одиночку содержать и обеспечивать большую семью. Из-за этого классическая патриархальная модель отношений все чаще становится нежизнеспособной.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector