Объяснение смысла фильма «остров проклятых»

Смысл фильма

Смысл фильма «Остров Проклятых» заключается в том, что все происходящее на экране – это ролевая игра, иллюзия, подстроенная специально врачами из больницы под названием Эшклифф. Она имеет цель пробуждения сознания пациента под номером 67 Эндрю Лэддиса, не прибегая к радикальным методам лечения и коррекции психики. Зритель не сразу понимает, что происходит на экране, так как действительность, разворачивающаяся на острове, несколько иная, чем указана в концовке. Сложно сказать, преимущество ли это, либо недостаток картины о проклятом месте, но не все зрители поняли, что произошло на самом деле. Для осмысления ситуации необходимо внимательно смотреть киноленту.

История психиатрии: от дурдома до деинституционализации

В начале статьи упоминалось, что действие фильма происходит в 1950-е годы, это было неспокойное время для психиатрии. Причина в том, что так называемая психиатрическая революция возникла в течение этого и следующего десятилетия после тяжелой «войны» (упомянутой непосредственно в фильме), в которой два противостоящих течения столкнулись друг с другом.

До сих пор люди с тяжелыми психическими расстройствами были заперты и изолированы в психиатрических учреждениях, также известных как приюты, где с ними обращались как с заключенными и изолировали от мира и от нормальной жизни. В них пациентов лечили с помощью противоречивых процедур, таких как инсулиновая кома, электросудорожные процедуры или удаление частей мозга, как в случае лоботомии.

Как реакция на этот тип лечения, а также на социальное исключение и отказ от лечения пациентов, родилась антипсихиатрия, которая выступала за более широкое использование психотерапии и отмену практик, подобных упомянутым.

Длительная конфронтация между обеими позициями закончится слиянием обеих в новой психиатрии., больше ориентированы на поиски нормализации жизни пациента. Следствием этого стало закрытие большинства психиатрических учреждений (процесс, известный как деинституционализация) и поиск другого типа подхода к лечению расстройств, например, фармакологического лечения, прекращение применения большинства спорных медицинских методов лечения того времени и ограничение их к случаям большой серьезности, которые не могли быть решены никаким другим способом.

Рэйчел Соландо

В финале выясняется, что личность Рэйчел Соландо является выдуманной и по сути представляет собой отражение личности жены главного героя Долорес Чэнэл. Последняя была не в себе — возможно, в этом есть и вина самого Эндрю. Известно, что он регулярно напивался и предпочитал не слушать, что рассказывают люди о Долорес. Она сама говорила ему, что внутри её головы сидит насекомое, которое управляет её действиями.

Мы видим Долорес в воспоминаниях и видениях Эндрю-Тедди. В одном из первых видений она появляется в локации, которая представляет собой смесь городской квартиры и загородного дома у озера, где жили супруги.

Кадр из фильма.

Исчезая, она произносит: «Освободи меня, дорогой». Именно эта фраза, как выясняется в итоге, означала просьбу Долорес убить себя после утопления детей. В самом разговоре и не раз после него девушка указывает на нахождение в лечебнице Эндрю (как будто это не её муж, а другой человек) и Рэйчел. Но нельзя забывать, что это происходит в воображении главного героя — в этом сомневаться не приходится.

Эта фраза звучит ещё в одном видении Тедди: девушка заходит в здание с улицы, где льёт дождь, чтобы снова сказать, что поджигатель Лэддис всё ещё на острове Проклятых. Спрашивать человека, который был под проливным дождём, почему он промок, довольно странно. Просто это ключевая фраза, которая была уместна во время травмирующего события. А для зрителя она служит одной из множества подсказок.

Воображаемая Рэйчел просто воспроизводит ужасные действия Долорес — она тоже появляется в видениях Тедди. Герой не может сбежать от факта убийства троих детей своей женой, поэтому маскирует это событие таким образом.

Доктор Коули же «материализует» для него Рэйчел — он просит медсестру сыграть эту роль. На допросе после «возвращения пациентки» в палату мы видим, что на её босых ногах ни единой царапины: если бы девушка действительно бродила по всему острову проклятых, они бы так не выглядели.

Кадр из фильма.

Рэйчел при разговоре с Тедди ориентируется на реакцию доктора — нам показали обмен взглядами. А вот вторая часть беседы, после упоминания об озере — это уже видение главного героя. В нём Рэйчел ведёт себя как Долорес. Вода и упоминания о воде — это всегда  триггер для появления галлюцинаций Тэдди, но об этом позже.

Мозг подсовывает для Эндрю-Тедди объяснение странного возвращения Рэйчел целой и невредимой. Оно состоит в том, что есть другая, «настоящая» Рэйчел — психиатр, которая пыталась рассказать миру о страшных экспериментах на острове проклятых, но в итоге была вынуждена прятаться без возможности сбежать на материк.

Расстройства психотического типа

Однако, поскольку невозможно диагностировать это расстройство, если кто-то другой лучше объяснит симптомы, и учитывая, что у пациента есть способ поведения, характеризующийся наличием галлюцинаций и бредовых идей (большая часть фильма, изображающего их), это значительно больше соответствует случаю, когда Эндрю Лаэддис страдает психотическим расстройством.

Бредовые идеи и галлюцинации в этом случае будут иметь преследующий характер (поскольку он чувствует себя преследуемым) и самореферентный (персонаж видит себя исследователем, который стремится помочь), и будет использоваться главным героем как бессознательный механизм для побега от реальность. Внутри психозов набор симптомов может указывать на параноидальную шизофрению, хотя высокая систематизация бреда также может указывать на возможность страдания бредовым расстройством.

Вход на зловещий остров: обзор его аргументов

История начинается с того, что на остров прибывают агенты Дэниелс и Ауле, куда они были отправлены для расследования исчезновения. По прибытии в Эшклифф, психиатрическую больницу острова, и после того, как персонал проинформировал их о мерах безопасности, офицеры встречаются с директором центра доктором Коули. Это говорит им, что пропавшим без вести является Рэйчел Солано, пациентка, которая вошла в центр после того, как утопила своих детей, убила своих детей и неожиданно исчезла, не оставив никаких следов.

Инспектор Дэниелс просит его разрешить им ознакомиться с записями специалистов, лечивших пациента., на что директор отказывается, несмотря на разрешение им допросить персонал. Исключение составляет психиатр, принимавший пациента, находящегося в то время в отпуске.

Оба агента продолжают расследование дела, осматривая остров и больницу, допросив психиатров и других пациентов. Однако на протяжении всего процесса агенты видят разные странные и тревожные подробности, такие как тот факт, что им не разрешено посещать маяк острова, или отношение психиатров, и даже то, что в определенный момент другой из жителей говорит главному герою бежать. место, где они заставляют поверить, что в ситуации есть что-то странное.

Кроме того, Эдвард Дэниелс представляет на протяжении всего расследования серию видений, а также воспоминания о своем участии в войне. Во сне ему является его жена, которая погибла вместе с детьми в пожаре, вызванном неким Эндрю Лэддисом, которого тоже поместили в санаторий, где они находятся, а затем пропали. Во сне она говорит ей, что ее убийца и Рэйчел все еще на острове.

Смысл фильма Остров проклятых

Смысл фильма «Остров проклятых» заключается главным образом в том, что человеку проще поверить в самую нелепую выдумку, чем принять горькую правду.

Разгадка шокирует и в первые минуты сбивает с толку. По словам доктора Коули маршала Тедди Дэниелса нет и никогда не было, а есть пациент Эшклиффской больницы Эндрю Лэддис. В прошлом он жил с женой Долорес и тремя детьми. Долорес была душевнобольной и однажды утопила всех своих детей. Вернувшись домой, Эндрю нашел их мертвыми. От отчаяния он убил жену, которую очень любил. Эндрю был не в силах принять реальность и справиться с чувством вины за гибель своей семьи, поэтому его мозг создал новую личность маршала и его путанную историю в попытках забыть невыносимую правду.

В больнице он провел несколько лет, но лечение не помогло. Лэддис был буйным пациентом, и его ждала лоботомия. Однако доктор Коули и врач Лестер Шин решаются дать Лэддису еще один шанс справиться с безумием. Ему позволяют почувствовать себя маршалом Тедди Дэниелсом и до конца сыграть придуманную им роль, чтобы самостоятельно докопаться до истины и осознать нелогичность своих идей.

Его вывозят из больницы на корабле, а потом он возвращается туда на нем же для своего расследования. Он вживается в роль маршала, проводит допросы, ищет улики. Весь персонал и пациенты психиатрической больницы принимают участие в эксперименте, подыгрывая тому, кто еще недавно был заперт в одной из палат. Некоторые настроены довольно скептически, но игра продолжается до финала.

На маяке доктор Коули объясняет мнимому маршалу все странности, с которыми тот столкнулся за последнее время. Кошмары и галлюцинации являются не следствием от приема веществ, подсыпанных недоброжелателями Тедди, а наоборот результатом отказа от лекарств, которые он принимал в период лечения. Исчезнувшей пациентки в больнице никогда не было, это всего лишь игры больного разума главного героя. Поверить в рассказ доктора Коули непросто, а принять эту истину слишком тяжело для Лэддиса, ведь безумие защищало его от жутких воспоминаний и чувства вины за смерть близких.

Эндрю знал о болезни жены, но не придал этому большого значения. В результате его дети погибли от рук безумной матери. Потеря семьи, которую он так любил, раздирает душу Лэддиса, а невыносимая боль от осознания собственной ответственности сводит его с ума. Он винит себя в том, что оставил детей с больной Долорес, что не помог ей справиться с тяжелым недугом. Но изменить прошлое ему не под силу, а настоящее становится невыносимой обузой. Сознание Эндрю кроит события реальности и шьет полотно хитрой выдумки, чтобы скрыть под ней чувство вины в произошедшем.

Эндрю Лэддис не может принять правду, а потому не хочет ее знать. Он до конца слепо верит в свою роль маршала, но все же ему приходится от нее отказаться.

Сюжет

Начало фильма не является оригинальным для детективного жанра. Для проведения расследования, связанного с исчезновением пациентки, в тюрьму, где содержатся самые страшные убийцы и маньяки, прибывают два федеральных маршала. Тюрьма, она же психиатрическая лечебница для душевнобольных преступников, расположена в море, недалеко от Бостона, на мрачном, скалистом острове Шаттер.

Один из маршалов Тедди Дэниелс (Леонардо Ди Каприо) страдает постоянными мигренями и галлюцинациями, связанными с тяжелым переживанием – гибелью при пожаре его горячо любимой жены Долорес (Мишель Уильямс).

Главный врач лечебницы, доктор Коули (Бен Кингсли) рассказывает маршалам при каких обстоятельствах пропала пациентка. Дэниелс и его напарник Чак Оул (Марк Руффало) считают, что побег при таких условиях содержания невозможен, и кто-то из персонала ведет двойную игру.

Глубокая депрессия Дэниелса усугубляется гнетущей атмосферой, царящей в заведении. Решетки и электричество, подведенное по периметру территории, погружают Тедди в гнетущие воспоминания о Второй мировой войне, участником которой он был. Аутентичный немец-доктор Джеремайя Нэринг (Макс фон Зюдов), очевидно, оказавшийся в Америке после катастрофы Третьего рейха, становится триггером для Дэниелса – человека с посттравматическим синдромом, вызванным лицезрением результатов работы немецких докторов в Дахау.

С этого момента зрителю становится понятно, что ничто уже не спасет главного героя от надвигающегося сумасшествия, он обречен.

Все остальные действия, предпринятые детективами, проходят на фоне бури, с поистине Шекспировскими масштабами разыгравшейся на острове. Паромное сообщение с материком прервано, электрические замки камер отключены и персонал остается один на один с сумасшедшими маньяками, прячущимися в темноте.

Тедди ищет в страшном средневековом форте – месте содержания наиболее жестоких преступников – своего альтер-эго – поджигателя Эндрю Лэддиса (Элиас Котеас) – виновника гибели Долорес, но находит избитого и подавленного Джорджа Нойса (Джеки Эрл Хейли). Тот посвящает маршала в свою фантазию, связанную со страшными экспериментами над человеческим мозгом, которые якобы проводятся в здании маяка на скалистом берегу. Тедди бежит к маяку, ведомый непреодолимым желанием вскрыть неприглядные делишки, происходящие в клинике. Напарник пытается его остановить. На фоне бушующего моря, на опасном утесе происходит выяснение отношений двух героев. В результате герой Ди Каприо покидает мизансцену в одиночестве. Поняв, что во время прилива добраться до маяка не представляется возможным, Дэниелс возвращается на утес. Чак исчез. Тедди мерещится труп напарника, лежащий на камнях под утесом. С риском для собственной жизни он спускается по камням вниз, не находит трупа, зато видит укромную пещеру, в которой видны отблески от костра, разведенного внутри. В пещере он встречает женщину, она представляется ему врачом-психиатром Рэйчел Соландо (Патриша Кларксон). Рэчел раскрывает Дэниелсу смысл экспериментов, проводящихся в тюрьме. Окончательно разбитый Тедди засыпает, чтобы утром вновь штурмовать маяк.

Смысл концовки фильма «Остров проклятых»

У многих зрителей после просмотра картины остается масса вопросов. Но самый главный из них – удалось ли Эндрю совладать со своим безумием?

Тот факт, что эксперимент оказался удачным, подтверждает финал картины. Пациенту действительно требуется лоботомия, потому что его разум все также болен. Хотя фраза, прозвучавшая из уст Эндрю, разрушает эту уверенность.

Как может психически нездоровый человек осознавать, что ему предстоит пройти, и перед этим задать такой вопрос: «Что лучше: жить монстром или умереть человеком?».

Эндрю все осознал, он спокойно отдается в руки эскулапам, готовящим его к лоботомии. Поняв правду, он все равно не может ее принять. Всей своей душой он чувствует вину за смерть детей и жены, но жить с такой неподъемной ношей он не хочет.

Доктор Коули тоже все понимает и, несмотря на это, не препятствует проведению операции. Он уважает выбор Эндрю, который хочет сбросить с себя тяжкий груз и умереть человеком.

В последних словах главного героя скрыта суть финала картины. Каждый человек вправе сам выбирать свой путь в жизни – умереть ли ему человеком или оставаться монстром. Для Лэддиса выбор очевиден. Жить чудовищем, из-за безответственности которого погибли самые близкие люди, он не в силах.

Посмотрите видео. Долгожданное объяснение концовки фильма «Остров проклятых»:

Сценарий

Оба сценария являются адаптациями произведений известных авторов. Различие лишь в том, что сценарий для «Обители проклятых» написан по произведению классика «готического мрака» Эдгала Аллана По, а «Острав проклятых» — по произведению нашего современника Денниса Лихейна, имеющего склонность к детективному жанру. Стоит отметить, что Джо Ганджеми, подаривший жизнь сценарию «Обитель проклятых», проделал неимоверную работу. Получив в распоряжение идею классика, он не только детально проработал сюжет, насытив его яркими линиями и неожиданными поворотами, но и смог подробно восстановить методики лечения психиатрических клиник позапрошлого века и отметить особенности поведения и быт больных в подобных лечебницах, что сильно облегчало работу всей съёмочной группы.

Лаэте Элизабет Калогридис удалось сохранить детективный дух книги «Закрытый остров», являющей прототипом к фильму «Остров проклятых». Многие детали произведения ей смог подсказать писатель и автор книги Деннис Лихейн, работавший над сценарием в качестве соавтора. Для сравнения фильмов следует отметить, что в сценарии «Острова проклятых» тоньше созданы личности персонажей, герои и история выглядят более реалистично, а в «Обители проклятых» история более кинематографичная и сказочная. Однако оба фильма в полной мере раскрывают поставленные вопросы и держат в напряжении до самого конца, а что же касается вопроса о реалистичности в кино, то это скорее дело вкуса. В конце концов, обе истории достаточно похожи и интересны, заставляют о многом задуматься. На уровне сценарной работы было бы несправедливо выделить в битве один из фильмов.

«Обитель проклятых» — 8 баллов

«Остров проклятых» — 8 баллов

Посттравматическое стрессовое расстройство

Из-за симптомов, которые отражаются на протяжении всей истории болезни, можно заподозрить наличие посттравматического стрессового расстройства или посттравматического стрессового расстройства. Факт того, что он подвергся травматическим событиям, вызвавшим глубокое эмоциональное воздействие, повторное переживание в виде воспоминаний и снов, диссоциация его личности и трудности со сном и концентрацией, которые наблюдаются на протяжении всего фильма, соответствуют этому типу. беспорядка. Точно так же тот факт, что психическое расстройство связано с конкретным событием, по-видимому, указывает на посттравматическое стрессовое расстройство как один из наиболее вероятных диагнозов.

Расшифровка: Эндрю Лэддис или Тедди Дэниелс?

Итак, главный вопрос, который остался у многих зрителей после просмотра «Острова проклятых»: какая из личностей главного героя всё-таки настоящая? Иными словами, стоит ли верить доктору Коули или он ловко обманул маршала?

Версия с обманом разбирается во многих рецензиях, посвящённых фильму. Эпизодов и деталей, которые бы её подтвердили, то есть весомых аргументов, можно найти множество (чего стоит само название «Остров-ловушка» и слоган «Некоторые места никогда тебя не отпустят» — может, и правда, героя загнали в капкан?).

Это сделать довольно легко, ведь нам наверняка известно, что часть показанного является галлюцинациями. Иначе всё вообще не имеет смысла, событиям нельзя дать чёткого объяснения и перед нами просто философский арт-хаус, что очень вряд ли.

И здесь не лишним будет прислушаться к словам самого Скорсезе. Он говорил, что в некотором роде снимал не один фильм, а два, и это нашло отражение почти в каждом эпизоде. То есть часть показанного — это одна реальность, а часть — другая. Далее мы убедимся, что речь как раз идёт о выдуманной реальности Тедди Дэниелса и настоящей Эндрю Лэддиса.

В чем же смысл?

Смысл истории фильма начинает раскрываться еще в самом его начале, когда врач клиники рассказывает о сбежавшей пациентке. Он говорит о том, что она убила троих своих детей, а после угодила в клинику. Ее психика в этот момент создала определенный защитный механизм, и пациентка, заложница своего безумия, была уверена, что персонал и другие пациентки клиники – это разносчики газет, молочники, словом, те люди, которые помогают ей в быту, а сама она у себя дома. Это – первая подсказка для зрителя, помогающая понять суть фильма.

Вторая подсказка – в личных целях Тедди, ищущего на острове убийцу своей умершей от угарного газа жены. По его мнению, в клинике заключен пироманьяк Эндрю Леддис, от лица которого и идет вторая сюжетная линия. В фильме этот персонаж изображается со шрамом, как будто искаженный восприятием Тедди.

Окончательная развязка в фильме происходит на маяке, где оканчивается расследование детектива и где он, ожидавший увидеть секретную лабораторию, встречается с доктором. Именно здесь Скорсезе дает зрителю понять, что все то, что мы видели, вся история о детективе – ложь и бред больного сознания Эндрю Леддиса, убившего свою психически нездоровую жену, Долорес после того, как та расправилась с их тремя детьми. Психика Эндрю не смогла адекватно воспринять этот факт, и он, как и мифическая пропавшая пациентка, оказался запертым в мире иллюзий, где он – детектив, и ему поручено расследование происходящего в лечебнице.

Все расследование, что мы видим на протяжении фильма – сфабриковано и сыграно персоналом больницы, которые прекрасно знакомы с пациентом Лэддисом, уже два года находящимся на лечении, и этот грамотно выстроенный врачом театр – лишь последняя перед лоботомией попытка врача дать больному выйти из своих иллюзий. И в конце фильма Эндрю, как мы видим, освобождается от своего бреда, но чувство вины и понимание того, что он натворил, не дают ему спокойствия, и он теперь сам притворяется, что он все еще придерживается иллюзии, лишь потому, что считает лучшим «умереть хорошим человеком», о чем и говорит напрямую доктору.

Другие детали-подсказки

Итак, вода и огонь — это, пожалуй, главные элементы, которые так или иначе вплетены в повествование и указывают на скрытый смысл происходящего.

Вода напрямую связана с трагическим событием, которое травмировало главного героя. Уже в самом начале фильма нам показывают, что Тедди очень тяжело находиться посреди воды: он испытывает морскую болезнь, хотя вокруг царит полный штиль.

Кадр из фильма.

Впрочем, эпизод на корабле — скорее всего, в воображении главного героя. Зачем доктору Коули садить его на судно, если Тедди и без того уверен, что он всё ещё маршал и занят расследованием преступления на острове проклятых? Корабль появляется из тумана — как бы из ниоткуда. Тедди только здесь знакомится с Чаком, что совсем неправдоподобно. Главного героя перевозят в каюте для опасных преступников (нам показывают кандалы и решётку, отделяющую эту часть корабля от остальной) — видимо, так и было, но два года назад, когда он впервые прибыл на остров.

Когда кто-то из персонажей упоминает о воде, у Тедди начинаются галлюцинации. Коули в одной из первых бесед несколько раз говорит об озере, в котором Рэйчел утопила детей, и герой видит вторую, несуществующую, фотографию пациентки. На допросе Рэйчел после её «возвращения» и слов о том же озере, начинает вести себя как Долорес.

Питер Брин становится гораздо более агрессивным при упоминании о стакане воды, внезапно переключаясь на преступление Рэйчел Соландо, которой не существует. Да и сам Тедди теряет самообладание, яростно чиркая карандашом в своём блокноте (ещё один образ вытеснения нежелательных событий из сознания).

Важный эпизод, изюминка которого ускользнула от многих зрителей: сцена допроса одной из пациенток — женщины, убившей своего мужа. При вопросе о Рэйчел Соландо она фактически дословно повторяет слова Коули, как будто заученные. Затем Тедди спрашивает о Лестере Шине, и пациентка приходит в замешательство, ведь тот, играющий роль Чака, находится здесь же.

Кадр из фильма.

Женщина просит стакан воды — и у Тедди закономерно начинаются галлюцинации. Слово «беги» в блокноте не было написано в реальности. Это сигнал для личности Тедди — вода грозит его уничтожить и вернуть личность Эндрю.

Самое интересное в поведении пациентки на этом допросе: видя принесённый стакан воды, она не пьёт, а просто подымает ко рту руку, в которой ничего нет. И это не киноляп — в фильме есть ещё одна подобная сцена.

Жена главного героя Долорес в его видении держит бутылку с алкоголем, но в следующем кадре её рука пуста.

Вода вытеснена в подсознание героя. Бушующий на острове шторм — символ бури в душе Эндрю-Тедди. Исходя из этого, можно предположить, что сцен на кладбище под проливным дождём и в блоке «С», куда проникает вода, не было в реальности. Разве что, эпизод, когда Тедди плывёт к маяку, может быть в действительности, ведь вскоре после этого решительного поступка он превратится обратно в Эндрю.

Здесь метафора очищения и восхождения: Тедди, оказавшийся в середине фильма в подвале, ныряет в стихию, которую избегает, и подымается на самую вершину. Впрочем, такой символизм мог иметь место и в воображении героя. Слишком многое говорит о том, что как минимум половина происходящего на маяке — тоже нереально: охранник с незаряженным ружьём, выстрел в доктора, присутствие жены и дочери героя и т. д. Скорее всего, это комбинация разговора, который был на самом деле, и игр разума Эндрю-Тедди.

Огонь спасает Тедди от воды. Герой придумал, что его жена погибла в пожаре. Кстати, вначале он подчёркивает, словно снимая с себя ответственность: девушка не сгорела, а задохнулась. Видения маршала, где появляется ненастоящий Эндрю и несуществующая Рэйчел, а мёртвая Долорес даёт мужу ложные подсказки, начинаются с огненной вспышки. В этих же видениях огонь — бушующая в полную силу стихия. Заметим ещё, что спичками в фильме пользуется только Тедди и выдуманный им пироманьяк Эндрю. У остальных персонажей зажигалки.

Кадр из фильма.

Все эпизоды, где действие происходит в концлагере Дахау — в воображении Эндрю-Тедди. Историческая правда состоит в том, что расстрел безоружных немецких охранников имел место, но всё происходило в мае — никакого снега и мороза не было. Чувство вины главного героя в гибели его детей и убийстве жены трансформировалось в чувство вины за расстрел эсэсовцев. Так что зима — тоже не сюжетный ляп, а продуманный художественный элемент, дающий ещё одну подсказку зрителям.

Немецкого офицера из того же лагеря Тедди также выдумал. Он очень похож на жёсткого начальника тюрьмы на острове. На пластинке в кабинете офицера (и в особняке на острове) звучит произведение композитора Густава Малера. Малер — еврей по национальности, а значит его вряд ли на самом деле слушали эсэсовцы в концлагере.

Разбор фильма «Остров проклятых»

Заранее прошу извинения, кто видит в фильме скрытые тайны или более глубокий смысл. Все теории заговора о том, что «Остров проклятых» является неким секретным правительственным учреждением, просто не соответствуют действительности.

Персонаж Ди Каприо, Эндрю Лэддис (он же пациент 67), психически больной заключенный «Острова проклятых», которого врачи пытаются реабилитировать. Тедди думает, что он исследует остров, но на самом деле он попал в запутанную ролевую игру, разработанную доктором Коули и партнером Тедди — Чаком, который на самом деле является основным психиатром Тедди, «пропавшим без вести» доктором Шиханом.

Коули и Шихан — более сочувствующие врачи, которые считают, что с помощью терапии и сострадания безумие Эндрю Лэддиса можно вылечить. С другой стороны, доктор Наринг и начальник тюрьмы считают, что такие ребята, как Эндрю, слишком нестабильны и жестоки для терапевтического решения.

Ролевая игра на острове была проведена, чтобы дать доктору Коули и доктору Шихану последний шанс доказать эффективность их методики. Они должны доказать, что Эндрю Леддис может быть выведен из его фантазии «Тедди Дэниелса» и сможет принять реальность: его жена Долорес была психически больна и убила их детей, и именно он, Эндрю, убил ее в отместку. Эндрю чувствует себя виноватым, потому что он знал о безумии своей жены долгое время. Но из-за собственных проблем с выпивкой и посттравматическим стрессом после Второй мировой войны, Эндрю не признавал масштаб ее проблем, и это стоило ему его детей.

Чувство вины и обиды заставило Эндрю изобрести второстепенную личность, в которой он все еще герой войны и федеральный маршал по имени Тедди Дэниелс. Поскольку он умен, он придумывает запутанное умственное повествование, в котором он не может (или не хочет) разгадать главную тайну: что он является тем самим пациентом 67.

Сюжет и смысл фильма «Остров проклятых»

«Остров проклятых» интересен тем, что почти всё происходящее на экране — это ролевая игра, придуманная врачами больницы Эшклифф, чтобы пробудить сознание в пациенте номер 67 — Эндрю Лэддисе. Истинное положение вещей раскрывается лишь в последние минуты экранного времени.

Итак, Эндрю, ветеран Второй Мировой войны, жил с душевнобольной женой Долорес и тремя детьми

Эндрю осознавал, что Долорес нездорова, он признаётся в этом врачам в одной из финальных сцен, признаёт себя виновным в том, что вовремя не обратил внимание на её душевное состояние

У самого Эндрю проблем было не меньше — посттравматическое стрессовое расстройство, пристрастие к спиртному — всё это не давало ему понять, насколько сильно на самом деле больна Долорес.

Долорес постоянно является Эндрю в его кошмарах и галлюцинациях

Страшная правда выяснилась лишь в тот день, когда, вернувшись домой, Эндрю обнаружил своих детей мёртвыми. Не в силах справиться со своим отчаянием, Эндрю убивает собственную жену, которую, по его словам, он так сильно любил (но, однако же, не смог помочь ей справиться с психическим расстройством).

Горе от потери семьи и тяжёлая вина настолько невыносимы для Эндрю, что он создаёт себе новую личность — маршала Тедди Дэниелса, а попав в больницу Эшклифф, выдумывает изощрённую теорию заговора, согласно которой его обманом заманили в это место под видом расследования.

В действительности же врачи Эшклиффа пытаются ему помочь. Главврач Коули и лечащий врач Лэддиса Лестер Шин полагают, что с помощью грамотной терапии можно вылечить безумие, не прибегая к оперативным методам. Есть, однако, и противники их теории — Уорден и доктор Нейринг, которые считают, что опасный пациент должен быть подвергнут лоботомии.

Лечение Лэддиса под присмотром Лестера Шина протекает с переменным успехом — он то возвращается к реальности, то вновь уходит в свои детективные фантазии. И тогда Коули и Шин решаются на последний шаг: устраивают ролевую игру с участием всего персонала больницы, цель которой — наглядно показать Лэддису нелогичность его детективной выдумки и заставить самого отвергнуть собственный бред.

Смысл концовки фильма Остров проклятых

После просмотра у многих зрителей остается вопрос: смог ли Эндрю победить безумие?

Концовка фильма не оставляет сомнений в успехе эксперимента. Да, Лэддиса уводят на лоботомию как бы в подтверждение победы недуга над его разумом. Но прощальная фраза Эндрю, сказанная своему доктору, свидетельствует об обратном: «Что лучше: жить монстром или умереть человеком?»

Он делает свой выбор и добровольно идет на лоботомию, продолжая играть роль маршала, хотя уже не верит в нее. Он понял правду, но ему не под силу принять ее. Для него вина в смерти жены и детей делает его монстром, а жить с этой ношей он отказывается.

Врач понимает, что означают слова пациента, но отпускает его на операцию. Он не может встать на пути его выбора умереть человеком. Слишком тяжелым грузом легла на плечи Эндрю истина, открытая в эксперименте.

Смысл концовки как раз и заключается в последнем вопросе главного героя «жить монстром или умереть человеком», но выбор каждый делает сам. И выбор Эндрю Лэддиса вполне понятен – умереть человеком, ибо нет сил жить монстром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector