Как и где снимали фильм «остров»

Создание своего авторского фильма

Дмитрий Соболев, сценарист фильма «Остров», до начала съёмок был непрофессиональным писателем. Одноимённая повесть — его дипломная работа, которая попалась на глаза Лунгину в тот момент, когда он увлёкся теизмом. Сам режиссёр, хоть и имел уже некоторую известность, ранее был скорее отмечен как «андеграундный» творец. Это говорит о том, что можно снять серьёзный популярный фильм даже не имея огромных бюджетов и суперзвезды в главной роли (Пётр Мамонов всё же был актёром-любителем). Всё, что вам понадобится — хорошая задумка, творческое рвение и качественная программа для монтажа видео.

Отличным вариантом станет ВидеоМОНТАЖ — мощный редактор, разработанный для неопытных пользователей. Программа максимально удобна и понятна — поэтому вам не придётся подолгу разбираться с инструкциями и осваивать инструменты. Благодаря нативному русскоязычному меню вы сразу же сможете приступить к работе и произвести редакцию своего первого ролика. Кто знает — может он и станет вашей «прорывной» работой.

Какие возможности предоставляет ВидеоМОНТАЖ:

  • Быстрая и точная нарезка видео с последующей склейкой
  • «Киношная» стилизация картинки с помощью фильтров
  • Наложение озвучки и музыки поверх ролика
  • Замена заднего фона благодаря хромакею

И это далеко не всё! Программа поможет полностью реализовать ваш творческий потенциал.

Главное меню ВидеоМОНТАЖА

Теперь вы знаете, как и где снимали фильм «Остров» Павла Лунгина, а также о первоисточнике картины и особенностях взаимоотношений актёров. Отличное кино создаётся не дорогими эффектами, а близкой зрителю атмосферой, прописанными героями, занимательным сценарием. Поэтому не бойтесь пробовать — скачайте программу для обработки видео и попытайте счастья со своим первым и, надеемся, не последним проектом.

Кратко о фильме Остров (2006):

Вторая мировая война. Баржу, на которой Анатолий и его старший товарищ Тихон перевозят уголь, захватывает немецкий сторожевой корабль. Вымаливая пощаду у немцев, Анатолий совершает предательство — расстреливает Тихона. Немцы оставляют труса на заминированной барже, но благодаря помощи монахов, проживающих в монастыре на острове, ему удается выжить. Проходят годы. Старца Анатолия почитают за праведную жизнь и поистине чудесную помощь, которую он оказывает приехавшим сюда людям. Однако страшный грех убийства, совершенный им во время войны, не дает ему покоя. Чувствуя приближение своей кончины, Анатолий готовится к смерти и пока не знает, что скоро будет прощен…

Актёры фильма «Остров»

Главную роль в картине исполнил Пётр Мамонов — известный российский музыкант, лидер группы «Звуки Му». Он известен как очень набожный человек, поэтому его не пришлось долго упрашивать на роль. Перед съёмкой Мамонов даже получил благословение от своего духовника.

Пётр Мамонов

Прототипом главного героя, по слухам, являлся Отец Николай Гурьянов — очень почитаемый настоятель храма Святого Николая на Псковском озере. Он был удостоен множества почестей в духовном сообществе. Как и к персонажу Мамонова, к Николаю приезжали верующие со всей страны — за советом и помощью. За ним была закреплена репутация мудрого старца и провидца. К сожалению, в 2002 году Николая Гурьянова не стало. На его похороны собрались более 3000 паломников. Также режиссёр выделял подвижников Феофила Печерского и Севастьяна Карагандинского как прообразы главного героя.

Отец Николай Гурьянов

Двух других монахов сыграли Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Для них обоих это стало отличным шансом проявить себя в максимально серьёзной роли. Сухоруков до этого в основном играл отрицательных, отталкивающих персонажей с нотками истеричности, а Дюжев — не шибко умных бандитов. Оба актёра отлично справились со своими персонажами и заявили свои новые, сильные и драматичные стороны.

По признаниям Виктора Сухорукова, он не являлся человеком глубоко религиозным и соблюдающим все предписанные православием правила. Поэтому основным консультантом на съёмочной площадке (помимо о. Косьмы — монаха Донского монастыря) выступал Пётр Мамонов. По уверениям очевидцев, он был очень озабочен тем, чтобы фильм оказался снят максимально правдиво и не вызвал нареканий у церкви. Поэтому главный актёр постоянно вносил правки в сценарий, а сперва даже отказывался играть героя с даром провидца — поскольку у грешника, коим отец Анатолий является по сюжету, такой способности быть не может.

Отец Анатолий (Пётр Мамонов) и Филарет (Виктор Сухоруков)

На помощь пришёл Сухоруков, который посоветовал актёру играть так, будто он сам удивляется своему дару. А в развязке — когда становится очевидно, что грех не был допущен — он приходит к миру с самим собой.

Дмитрий Дюжев также сумел отлично раскрыть своего персонажа, сыграв, по выражению Лунгина «человека, который служит Богу как офицер: честно, ждет повышения, новых звездочек, а они почему-то не приходят, и он не понимает в чем дело». Через всех трёх основных персонажей режиссёр раскрыл три пути прихода к Богу: страдальческий, как у отца Анатолия (героя Мамонова), радостно-детский, наивный, как у Филарета (Виктор Сухоруков) и строго-карьерный, как у Иова (Дмитрий Дюжев).

Филарет и Иов

Красная черепаха

  • Оценка
    7,3 / 7,5 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    фэнтези, мультфильм
  • Страна
    Франция, Бельгия, Япония, США
  • В главных ролях
    Эммануэль Гариджо, Барбара Беретта, Том Хадсон
  • Режиссёр
    Майкл Дадок де Уит
  • Длительность
    80 мин. / 01:20
  • Студия
    Studio Ghibli
  • Дата премьеры
    18 мая 2017
  • Сценарий
    Майкл Дадок де Уит, Паскаль Ферран

«Красная черепаха» стала первым проектом студии Ghibli после ухода Хаяо Миядзаки. Призер Каннского кинофестиваля снискал любовь и у критиков, и у широкой аудитории. Это удивительно, если учесть, сколько проблем было с постановкой картины.

В борьбе со штормом молодой мужчина лишается сил и оказывается на необитаемом острове. Вскоре мужчина начинает обживать берег и даже строит плот в надежде на спасение. Все попытки отплыть на сооружении в океан пресекает огромная красная черепаха. Но однажды герой находит злодейку выброшенной на берег кверху лапами. Обрадованный герой спешит покинуть остров, но внезапно черепаха превращается в прекрасную девушку. Вот теперь есть смысл задержаться.

Возможно, «Красная черепаха» – это не «Принцесса Мононоке», неоспоримый шедевр от студии Ghibli, но точно одно из самых чувственных произведений последних лет десяти. Дебютант Михаэль Дюдюка де Вита сделал очень лаконичную в своей красоте картину. Немой мультфильм не срывается в нескончаемый символизм, что делает киноязык автора очень личным и человеческим. Простому зрителю будет легко проникнуться историей, которая рассказывается только невероятно красивыми действиями.

Трейлер:

Фильм «Остров» и его духовные уроки

  1. Настоящие старцы скрывают свои духовные дарования, чтобы не впасть в гордыню.
  2. Бог всемилостив, он готов простить даже самые тяжелые грехи, если человек кается от всей души.
  3. Не стоит обличать брата, если он ведет себя непонятно. Только Богу известно, что у этого человека на душе.
  4. Молящийся с верою и дерзновением получает просимое.
  5. Если обидел брата, сразу же попроси у него прощение. Если нет возможности, моли Бога о прощении.
  6. Человек создан для вечной жизни, поэтому не стоит привязываться к материальному.
  7. Умирать не страшно. Страшно предстать пред Богом во смраде грехов.

Предлагаем вам посмотреть фильм «Остров» или хотя бы его самые яркие моменты:

Описание истории

Предлагаем кратко вспомнить сюжет фильма Остров. Действия переносятся в годы Великой Отечественной войны. Вся страна пребывает в упадке. Тихон и кочегар – два лучших друга. В столь непростое время мужчины служат на угольной барже. Но однажды их судно было замечено немцами. Тихона и кочегара берут в плен. И если Тихон не демонстрирует перед вражескими солдатами страха, то кочегар сразу же начинает умолять о пощаде. Немцы пользуются трусостью кочегара и предлагают ему спастись. Для этого кочегар должен собственноручно застрелить Тихона. Кочегар соглашается.

Проходит 35 лет. Кочегар постарел и взял имя Анатолий. В годы войны его спасли монахи. С тех пор Анатолий посвящает жизнь служению Богу. Никто не подозревает о его темном прошлом. Для местных он давно стал мудрым старцем, к которому всегда можно обратиться за помощью. Но если прихожане видят в Анатолии целителя, то монахи считают «коллегу» юродивым нарушителем церковного порядка. Анатолий не молится в храме, ведет себя вызывающе и нарушает общественный порядок. Между старцем и монахом Ивом образуется конфликт.

Где снимали фильм «Остров»

Удача улыбнулась команде только на пятый раз — когда они отправились в Карелию. На побережье Белого моря они нашли небольшой посёлок Рабочеостровск. Местные пейзажи впечатлили всех: потрясающей красоты море, старые полуразваленные строения на берегу. Там, где в итоге снимали фильм «Остров», витал русский дух.

Съёмочное место картины

Оставалось только соорудить декорации, что было легко, поскольку на небольшом полуострове (который в картине станет островом) располагалась заброшенная навигационная башня. Для фильма её превратили в колокольню, а стоявший неподалёку старый барак — непосредственно в церковь. Внутри и снаружи произвели реставрацию, восстановили крышу, надстроили купола. И, конечно, большой удачей оказалась баржа, которая играла значимую роль в сюжете. По словам режиссёра, её затопили специально для фильма.

Затонувшая баржа

https://youtube.com/watch?v=uOn5CIT20Ac

Человек — швейцарский нож

  • Оценка
    6,7 / 7,0 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    трагикомедия
  • Страна
    США, Швеция
  • В главных ролях
    Пол Дано, Дэниэл Рэдклифф
  • Режиссёр
    Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
  • Длительность
    97 мин.
  • Дата премьеры
    2016
  • Сценарий
    Дэниел Шайнерт, Дэниел Кван

Варварского великолепия фильма дебютантов Дэниела Шайнерта и Дэниел Квана многие не вынесли даже на фестивале Санденс. Идея фильма была настолько поехавшая, что такие актеры, как Пол Дано, Дэниел Рэдклифф и Мэри Элизабет Уинстед, не задумываясь, примкнули к проекту.

Хэнк (Пол Дано) каким-то образом оказался на необитаемом острове. Не зная что делать, герой решил повеситься, но в шаге от трагедии замечает труп человека, прибитый к пляжу. Интерес сильнее отчаяния, и Хэнк решает добраться до другого берега на трупе, как на аквабайке. Благо, труп производит невероятное количество газов. На утро Хэнк понимает, что труп адски полезен и много чего умеет. Например, он извергает питьевую воду, стреляет изо рта любыми предметами, высекает искры пальцами. А еще он умеет говорить, его зовут Мэнни и он не помнит ничего о своей жизни. Так начинается самое причудливое в истории кино партнерство, перерастающее в дружбу.

Несмотря на трэшовый замут, фильм страшно красивый и трогательный. Хэнк будто учится контактировать с человечеством с помощью этого несчастного мертвого парня. Ведь Мэни ничего не знает о базовых человеческих понятиях. Хэнку придется выразить словами, что такое дом, любовь, счастье, дружба, в конце концов. А для героя это серьезная работа над собой, ведь он даже не может заговорить с девушкой, которая ему очень нравится. При этом фильм дуэта Дэниэлов гомерически смешной. Пол Дано, усиленно играющий лицом, работает на контрасте с Рэдклиффом, на лице которого застыла посмертная маска.

Трейлер:

Шесть дней, семь ночей

  • Оценка
    7,2 / 5,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    приключения, боевик, комедия
  • Страна
    США
  • В главных ролях
    Харрисон Форд, Энн Хеч, Дэвид Швиммер
  • Режиссёр
    Айван Райтман
  • Длительность
    102 мин. / 01:42
  • Студия
    Touchstone Pictures
  • Дата премьеры
    12 июня 1998
  • Сценарий
    Майкл Браунинг

Айван Райтман, автор шедевра развлекательного кино «Охотники за привидениями», тоже не обошел такую благоприятную для веселья тему, как необитаемые острова на краю света.

Робин Монро (Энн Хеч), журналист в модном издании, вынуждена оставить своего жениха Фрэнка, а с ним и приятный отпуск на тропическом острове, и лететь на Таити решать срочные гламурные вопросы по работе. Жаль, что с острова есть только один путь – путешествие на четырехместном самолете с хамоватым пилотом Квинном Харрисом (Харрисон Форд). Мало того, что компания отвратительная, так еще во время перелета началась гроза. Квинн в экстренном порядке сажает самолет на необитаемом острове. В ходе посадки ломается шасси, и теперь новые робинзоны вынуждены искать общий язык, чтобы выжить. Благо, оба оказались теми еще упрямцами, и выяснение отношений растянулось на весь фильм.

Взаимоотношения героев Форда и Хеч едва ли не увлекательнее приключенческой составляющей фильма. Фирменный почерк Райтмана узнается мгновенно. В его картинах эффектный экшен и спецэффекты являются лишь фоном для раскрытия человеческих отношений. Меж тем в «Шести днях» нашлось место квестам по добыче пресной воды, встречам с ядовитыми насекомыми, бегству опасных контрабандистов. И все это на живописном необитаемом острове.

Трейлер:

Оценки и влияние

Как отметил епископ Игнатий (Депутатов): «после этого фильма большое количество людей пришли в Церковь и многое осознали. Когда я был священником, на исповеди многие говорили, что обратились к вере под влиянием фильма „Остров“. Знаю даже людей, которые приняли монашество после просмотра этого фильма».

Фильм повлиял на жизнь Петра Мамонова. После «Острова» его популярность резко возросла, его персоной заинтересовались многие люди, которые до этого вообще не знали о существовании такого артиста и его группы «Звуки Му». Когда фильм показали по федеральному каналу «Россия», зрительский рейтинг поднялся до 41 %, что сопоставимо с новогодними обращениями президента.

Возникшую в те годы эйфорию вокруг Мамонова хорошо описал приближенный к нему музыкальный критик Артемий Троицкий: «Пете не позавидуешь. Самое ужасное, что, когда фильм получил какое-то благословение от Русской православной церкви, в деревню, где он живёт, потянулись хромые, слепые, сирые и убогие — в искренней надежде, что он их вылечит. Так что Петя сейчас находится в лёгкой осаде. Может быть, это паломничество уже проходит, но ситуация тяжёлая. А с другой стороны, я не могу поставить Петру эту ситуацию в вину, потому что свою роль в фильме он сыграл честно, оттого такой иконой юродивой и стал».

На волне успеха режиссёр Павел Лунгин позвал артиста в следующий свой фильм «Царь» (2009) играть главную роль царя Ивана IV Грозного.

Смысл фильма

На самом деле, трудно найти двух людей, которые бы одинаково поняли и восприняли эту картину. «Остров» Лунгина – это история о преступлении, раскаянии и поиске прощения через веру и служение Господу. Главный герой даже через несколько десятилетий не может нормально жить из-за совершенного когда-то греха. Но это только один из смысловых пластов фильма.

В фильме показано несколько историй. Центральная – судьба отца Анатолия. Если сравнивать ее с житием традиционных святых, то она начинается не с мелодрамы, а, скорее, заканчивается ею. Начало его истории – настоящая трагедия или драма. Мелодраматический момент нарастает по мере развития сюжета, а апогея он достигает в момент появления в монастыре его бывшего товарища с дочерью.

Образ старца Анатолия – символ человека, проходящего сложную духовную эволюцию. От слабого человека, способного на предательство под давлением обстоятельств, к личности, которая своей верой исцеляет страждущих и может спасти себя самого.

Внутри центральной сюжетной линии зритель встречается с множеством мелких мелодрам. Это судьбы людей, которые приходят к старцу за советом или помощью.

Это история беременной девушки, матери больного сына, женщины, потерявшей мужа на войне, дочери Тихона. Они не рассказываются подробно, а лишь вырисовываются общими мазками. Мы узнаем лишь настоящее этих героев, а об их прошлом можем только догадываться. Возможно, что некоторые из этих эпизодов и кажутся «плоскими», но едва ли стоит к ним стоит подходить с точки зрения психологической или исторической достоверности. По сути, это притчи, в которых зрители должны узнать самих себя.

Многие зрители «покупаются» на церковный антураж «Острова», хотя религия и церковь в нем – скорее, площадка для сюжета. В фильме хорошо заметна ирония в отношении православной церкви. Можно сказать, что «Остров» – фильм духовный, религиозный, но не церковный.

Настоятель монастыря и его казначей, роли которых блестяще сыграли Дмитрий Дюжев и Виктор Сухоруков, предстают перед зрителем функционерами и управленцами, далекими от веры. В фильме показаны настоящие мотивы этих людей, тщеславие и зависть, которые лежат в основе их поступков. Все эксцентричные поступки Анатолия – попытки направить их на путь истинный. Сам главный герой далек от гордыни и тщеславия, он даже исцеляет людей не от своего имени.

Картина Павла Лунгина полна символизма. Ее центральные символы – это огонь и истопник, которым работает главный герой. Огонь очищает, несет надежду, а свет, порождающий им, разгоняет тьму.

История создания фильма «Остров»

Анатолия оставляют в живых, чтобы через несколько минут взорвать вместе с баржей, но он остается жив. На севере России, на пустынном острове в море, в маленькой православной обители он находит приют. Анатолий работает истопником монастырской котельной, целыми днями возит тачку с углем, спит на куче угля и даже похоронить себя завещает в угольном ящике. Собратьев-монахов смущают его странности — то он зачем-то бросает в печь чужие сапоги, то громко кричит петухом, то кидает обгорелой головней в игумена. Но в каждой такой дикой выходке есть смысл. На остров издалека приезжают люди, веря, что Анатолий способен дать мудрый совет, излечить болезнь, изгнать бесов. Он никому не отказывает в помощи, но страдает, тяготясь сознанием тяжести греха, совершенного тогда, на барже. Вымаливает прощение у убитого товарища. Но как узнать, что прощен, если ответа нет?

Сценарий принадлежит выпускнику ВГИКа, точнее, стал выпускной работой Дмитрия Соболева. Позже агент отправил сценарий Павлу Лунгину. «У меня в жизни был период, когда я читал теологическую литературу, пытаясь что-то понять для себя. В принципе это второй сценарий, связанный с православием. В первом сценарии был священник православный. Поэтому идея вынашивалась долго, пока не созрела эта схема искушения, покаяние и прощение. После этого все и случилось, — рассказал Дмитрий Соболев РИА Новости. — Я читал жития многих подвижников и в основу образов главного героя легли Феофил Печерский и Севастьян Карагандинский». Кроме того, сценарий вышел и как отдельная книга, в сборнике сценариев, который также называется «Остров».

Фильм «Остров» — это свидетельство того, что время остановилось, отмечает режиссер. Сравнивая современные ценности России и всего мира, Лунгин говорит: «В России нет никакой истории, нет даже кружек, из которых мы пили пиво в пивных автоматах. Мы не оставляем никаких материальных следов, только идеи». «Остров» — это как раз попытка поймать мгновение.

Съемки картины проходили в специально выстроенном монастыре в городе Кемь в Карелии, на берегу Белого моря. Вся декорация монастыря была привязана к затопленной деревянной барже. По рассказу режиссера, баржа, скорее всего, осталась от заключенных: «она старая, с коваными гвоздями — явно двадцатые годы».

Как отмечает режиссер, исполнитель главной роли Петр Мамонов «в большой степени играл самого себя». Перед началом работы в картине актер получил благословение у своего духовника. Кроме того, в выстроенном в Кеми монастыре со съемочной группой был отец Косьма, монах Донского монастыря, он провел молебен в первый день съемок.

«Процесс съемок запомнился мне гораздо больше радостями, чем сложностями, — вспоминает Павел Лунгин. — На съемках была совершенно особая теплая и творческая атмосфера. Мы жили там уединенно, в маленькой гостинице на берегу Белого моря. И даже Белое море само было к нам благосклонно, потому что не замерзало до середины декабря. Хотя по прогнозам лед должен был встать уже в октябре».

После завершения работы над фильмом построенную на время съемок церковь освятили, а один из работников съемочной группы, который был подсобным рабочим, остался в этом ските жить и, видимо, стал первым монахом нового монастыря.

«Перед съемками я объехал много знаменитых монастырей: был на Валааме, Селигере, Соловках, но понял, что ни один из них для нас не подходит. Нам нужен был маленький, заброшенный скит, а все современные монастыри — это огромные, обнесенные высокими стенами города. К тому же фильм-то не церковный, он не о монастыре, а о чувстве греха и стыда — главном, что отличает человека от животного».

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников

Изгой

  • Оценка
    8,2 / 7,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    приключения, драма
  • Страна
    США
  • В главных ролях
    Том Хэнкс, Джек Рапке, Стив Старски
  • Режиссёр
    Роберт Земекис
  • Длительность
    143 мин. / 02:23
  • Студия
    20th Century Fox
  • Дата премьеры
    7 декабря 2000
  • Сценарий
    Уильям Бройлес мл.

При одной только мысли о фильмах про необитаемые острова сразу приходит на ум картина Роберта Земекиса с самым приятным человеком в Голливуде Томом Хэнксом. История Робинзона нового времени до сих пор трогает зрителя и заставляет переживать за судьбу героя и его единственного друга. Даже «Марсианин» не смог побить «Изгоя» по духоподъемности.

Чак (Том Хэнкс), инспектор службы доставки FedEx, должен лететь в Малайзию по служебным делам. Чак получил утвердительный ответ от своей девушки Келли на предложение руки и сердца и со спокойной душой отправился в путь. Но над водами Тихого океана его самолет терпит крушение. Надувной плот, на котором спасся Чак, лишился аварийного маяка, и теперь бывший хозяин жизни оказывается один на один с дикой природой на необитаемом острове на долгие годы.

Отчаяние человека, у которого было все, можно почувствовать кожей. Только что ты контролировал ситуацию, организовывал работу тысяч людей, строил планы, а теперь ты не сильнее одной из миллиардов песчинок на пляже, с которого никак не выбраться. Фильм о безграничной силе духа человека подробно показывает, из чего сделаны люди, о которых рассказывают мотивационные книжки. Даже дойдя до края, эти люди не могут позволить себе поверить в то, что все потеряно.

Трейлер:

Интересные факты о фильме «Остров»

Фильм снимали в поселке Рабочеостровск на побережье Белого моря в Карелии. Специально для съемок один из домов перестроили под церковь и освятили.

Главные роли в киноленте сыграли Петр Мамонов (старец Анатолий), Виктор Сухоруков (отец Филарет), Дмитрий Дюжев (монах Иов).

Отец Анатолий — собирательный персонаж. Но некоторые его поступки позаимствованы из жития оптинских старцев, Севастьяна Карагандинского и даже Николая (Гурьянова), но более всего — от юродивого Феофила Киевского. Святой Феофил также страдал от придирок брата Иова за что и спросил его о ненависти Каина к Авелю. Диалог между старцем и отцом Филаретом списан с жития киевского юродивого. Кончина отца Анатолия в фильме «Остров» в точности напоминает житие юродивого Феофила.

Автором песни «Господи, помилуй, Господи, прости», которую под колокольный звон исполняет монах Анатолий, является старец Николай Гурьянов.

Режиссера и актеров консультировали настоящие монахи, чтобы не допустить каких-то фактических нелепостей.

Левиафан

  • Оценка
    6,1 / 5,8 (Кинопоиск/IMDb)
  • Жанр
    ужасы, триллер, фантастика, приключения
  • Страна
    США, Италия
  • В главных ролях
    Питер Уэллер, Ричард Кренна, Аманда Пэйс, Дэниел Стерн и др.
  • Режиссёр
    Джордж Пан Косматос
  • Длительность
    98 мин.
  • Студия
    Metro-Goldwyn-Mayer
  • Дата премьеры
    17 марта 1989
  • Сценарий
    Дэвид Уэбб Пиплз, Джеб Стюарт

Папа Паноса Косматоса, поразившего мир своей «Мэнди», славен не только фильмом «Кобра», где была самая эффектная сцена заточки ножа от Брайана Томпсона, но и постоянными попытками переосмысления жанров. Но зрители и критики положительно оценивали эксперименты режисссера. «Левиафан» не стал исключением, рецензенты разглядели в картине только плагиат с «Чужого», «Нечто», и даже с «Бездны» Кэмерона, даром, что вышли фильмы в один год. Наверное, к 1989 кинематографисты решили, что история о выживании под водой явно актуальна.

Начинается фильм, кстати, вовсе не похоже на перечисленные выше картины. Исследовательская группа, занятая добычей серебра на дне океана, сталкивается с трудностями – у одного из подводников случилась неполадка в скафандре (иначе эти штуки не назовешь), группа вынуждена срочно возвращаться на борт, пока шахтера не разорвало от давления. Конечно, до конца трехмесячной смены осталось три дня, команда в явном напряжении, отношения не в лучшем состоянии, так еще начались проблемы с техникой.

Будто этого было недостаточно, команда обнаруживает затонувший советский корабль «Левиафан». Удивительно, но корабль затоплен намеренно. Ребята берут с собой сейф, в котором личные вещи членов экипажа. Однако, самый придурочный шахтер в исполнении Дэниела Стерна (тогда он еще не прославился участием в дуэте Мокрых бандитов) прихватывает бутылку водки. И проигрывает, собственно, как и вся команда.

Косматос прорабатывает мир героев и детально показывает быт, чтобы зритель понимал правила игры. Режиссер берет все клише фильмов о выживании в замкнутом пространстве и как бы чинит те моменты, на которые обычно жалуются зрители. То же самое сделал режиссер с «Коброй», показав ультимативно крутого героя боевика.

Трейлер:

Остров

Во время Великой Отечественной войны немцы захватывают угольную баржу где-то у берегов Белого моря. Матрос Анатолий под угрозой смерти предает и убивает своего командира, капитана корабля Тихона. Несмотря на это, немцы взрывают баржу и оставляют Анатолия умирать в море. Выжившего Анатолия мы находим через четверть века иноком при монастыре. Постаревший до неузнаваемости Анатолий трудится истопником. Он спит на углях в котельной, молится отдельно от всех и распевает во все горло песни.

Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

Кадр из фильма. Фотография: kino-teatr.ru

Отец Иов не принимает и не понимает подход Анатолия к вере и жизни. Будучи человеком строгих нравов, он постоянно жалуется на старца кроткому и покладистому отцу Филарету – настоятелю монастыря. Анатолий обладает даром предвидеть будущее и исцелять людей. Они приезжают к нему издалека, выстраиваются в очередь у дверей котельной, на самом берегу острова. Он хоть и ведет себя с ними грубо, но помогает и наставляет на верный путь.

Под маской баламута и грубияна старец Анатолий прячет свои глубокие переживания об ошибках прошлого. В одиночестве он кается, взывая к небу, умоляя о прощении.

До «Острова» Павел Лунгин снял несколько неоднозначных работ, вызвавших смешанные чувства как у зрителей, так и у кинокритиков. Его обращение к религиозной тематике было встречено с настороженностью. Несмотря на это, картина заслужила похвалы в первую очередь за стилистику съемки и удивительную работу актеров. Прозрачный сюжет картины только укрепляет эстетическую целостность. Вопросы религии в фильме подняты с точки зрения основных постулатов христианства, таких как всепрощение, любовь и смирение, а не частных канонических надстроек.

Как признается Лунгин, сценарий фильма попал к нему в руки случайно. Его автор Дмитрий Соболев, на тот момент еще не окончивший ВГИК, сумел создать продуманный и многослойный сюжет, который сразу заинтересовал мастера.

За роль старца Анатолия Петр Мамонов получил премии «Золотой орел» и «Ника». Образ отстраненного, не понятого окружающими юродивого не раз встречается в творчестве Мамонова. Таким он предстает еще совсем молодым со сцены в составе группы «Звуки Му». Таким позже появится в «Царе» того же Лунгина и «Шапито-шоу» Сергея Лобана.

На вопрос о конфессиональной направленности фильма Мамонов ответил: «Нет такого понятия – православное кино. Есть кино и некино».

«Остров» получил шесть «Золотых орлов» и шесть премий Национальной академии кинематографических искусств. Среди них награды в номинациях «Лучший фильм», «Лучшая мужская роль первого плана» (Петр Мамонов), «Лучшая мужская роль второго плана» (Виктор Сухоруков) и «Лучшая операторская работа» (Андрей Жегалов, посмертно). В 2006 году картина закрывала 63-й Венецианский фестиваль.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector