О блудных помыслах. душеполезные наставления оптинских старцев

Другие молитвы Оптинских старцев

Молитвы преподобного Антония Оптинского

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Молитва преподобного Макария Оптинского

При плотской брани

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

Молитва преподобного Иосифа Оптинского 

При нашествии помыслов

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника 

При скорби

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

От антихриста

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Нектария Оптинского

От антихриста

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Льва Оптинского 

О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Отсечение своей воли

По желанию вашему молитвенно желаю, да поможет вам Господь возлюбить дело вопрошения и отсечения сво­ей воли: впрочем, настоятельнице, живущей далеко от стар­цев, кажется, неудобно о всем спрашивать, в особенности о мелочах. Это предоставляется ее благоразумию. Для того и настоятельницы поставляются. О серьезных же делах хо­рошо советоваться с опытными. Да поможет Господь быть поснисходительнее к сестрам (преп. Иосиф).

Разрушенное порохом здание Господь да поможет вам, Матушка, возобновлять. Думалось вам нынче пожить по­тише от забот. Но действительность почти никогда не сходится с нашими думами. Потому покойный наш, быв­ший оптинский настоятель, муж мудрый, о. архимандрит Моисей имел обыкновение повторять слова: «Да, уж нигде не делай так, как предполагаешь». И еще, относительно обстоятельств своей жизни, говаривал: «Хощу, якоже бу­дет». Так и вы вместе с своими думами обносите в уме своем слова Господа нашего Иисуса Христа: «Да будет воля Твоя!» (преп. Иосиф).

Высказывания о любви Оптинских старцев

Не ищи любви в других к себе, а ищи ее в себе, не только к ближним, но и к врагам (преподобный Макарий Оптинский)

Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (1 Ин. 3, 15)… Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению (преподобный Амвросий Оптинский)

Трудящемуся Бог посылает милость, а любящему утешение (преподобный Амвросий Оптинский). Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня. (а любить надо каждого, потому что каждый человек есть образ Божий, даже если он, т. е. образ Божий, в человеке загрязнен, он может отмыться и быть опять чистым). Прошу и желаю, чтобы между вами была любовь (преподобный Никон Оптинский). Желающий стяжать любовь должен отвергнуть всякое злобное и немирное помышление, не говоря уже о делах и словах, должен прощать всем обиды справедливые и несправедливые (преподобный Никон Оптинский). От ласки у людей бывают совсем иные глазки (преподобный Амвросий Оптинский). Первые христиане любили Бога, любили каждого человека, потому что если любишь Родившего, то любишь и от Него, и каждый христианин ведь рожден от него в Таинстве крещения. Святой апостол говорил: Чадца, любите друг друга (Ср.: 1 Ин. 3, 18—19), смиряйтесь, смиряйтесь. …Любовь не точию более нашей молитвы, но и выше всех жертвоприношений… (преподобный Антоний Оптинский). Надо любить всякого человека, видя в нем образ Божий, несмотря на его пороки. Нельзя холодностью отстранять от себя людей (преподобный Никон Оптинский). Любовь покрывает все. И если кто делает ближним добро по влечению сердца, а не движимый только долгом, то таковому дьявол мешать не может, а где — только по долгу, там он все-таки старается помешать тем или другим (преподобный Амвросий Оптинский). Если будешь принимать людей Бога ради, то, поверь, все будут к тебе хороши (преподобный Амвросий Оптинский). Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь. А главное, когда заметишь, что погрешила против любви, сейчас же исповедуй это старцу. Это может быть иногда от дурного сердца, а иногда и от врага. Сама ты не можешь этого разобрать, а когда исповедуешь, враг и отойдет (преподобный Амвросий Оптинский). Тебя не любят — ты люби их, то, что тебя не любят, не от тебя зависит, а их любить состоит в твоей воле и есть твоя обязанность, ибо Господь заповедал: любить не любящих нас, но врагов (Мф. 5, 44), а когда в нас этого нет, то и кольми паче должны мы смиряться и прогонять гордость и молиться о сем Господу. (преподобный Макарий Оптинский).

Помощь больным

Ты пишешь, что ходишь к одной близкой к тебе мо­нахине. Да ведь ходишь по благословению матушки Игу­меньи, значит — за послушание, чтобы не ходила по кель­ям без нужды. А больных старушек необходимо навещать и, чем можно, послужить им. Как можно больных бросать? Посещения больных Господь вменяет Себе: «Был болен, — говорит Он во Святом Евангелии, — и вы посетили Меня» (Мф.25, 36). — А если ходить по кельям без всякого дела, а только ради праздности — чаи распивать, да праздносло­вить, да людей осуждать, то это — грешно, и таких посеще­ний должно избегать (преп. Иосиф).

Записала ты, что запретил я тебе ходить по кельям, а ты все ходишь навещать больных старушек. — Но я го­ворил тебе, это ничего. Только старайся без нужды и без особенной причины к ней не ходить. Когда позовет, иди, или если увидишь, что она расстроена, также сходи, а без дела не ходи (преп. Иосиф).

Чем прославились Оптинские старцы

Время бежит активно, столетия сменяют друг друга, но, несмотря на это, верующие люди по-прежнему могут воспользоваться помощью оптинских старцев, которые при жизни были «проводниками» и позволяли каждому человеку найти правильный путь к Господу.

Монахи могли найти правильные слова поддержки для каждого, кто обращался за помощью, ведь они обладали мудростью, любовью к жизни и Господу, талантом пророчества.

В наши дни по-прежнему продолжает оставаться известным монастырь Пустынь Оптина, основанная в XIV столетии. Пустынь пережила падение и активный расцвет, но, несмотря на многочисленные проблемы, она сумела уцелеть.

Любовь

Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждою, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: «Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть» (Лк. 6, 36), и еще сказано в Евангелии: «Милости хощу, а не жертвы» (Мф. 12, 7). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его — выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5, 23—24) (преп. Амвросий).

Помощь святых

…Пишешь о затруднительном положении брата твое­го. Пусть он и невеста поусерднее и с верою прибегают ко святителю Спиридону, чтобы за его святые молитвы Господь помог им продать имение за настоящую цену. Были не так давно примеры, что прибегающие к святи­телю Спиридону по его молитвам выходили из затрудни­тельного положения, когда их прижимали и хотели купить <имение> за дешевую цену. Являлись неожиданные покупатели и покупали дома или имения за настоящую цену (преп. Амвросий).

Приветствую о Господе скорбного А. И. Ему полезно в болезни от душевного потрясения прибегать к целебнику Пантелеймону и преподобному Моисею Угрину, а в деле по фальшивым векселям на него полезно ему бегать к Святителю Николаю, священномученику Фоке Иоанну Воину (преп. Амвросий).

Как скажешь: «Вси святий, молите Бога о мне!» — так все святые воскликнут на небе: «Господи, помилуй!» — и будет тебе приобретение (преп. Нектарий).

Говорил <старец>: «Премудрость созда себе дом, а потом она сказала: кто неразумен, обратись сюда! И ску­доумных приглашала: идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, еже растворих вам, и просите разума ведения». — <Сест­ра Н.> сказала: «Батюшка! чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспом­ни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену Хананеянку, но Он не услышал их, а сама стала просить, упросила» (преп. Амвросий).

Окончательно ничего не предпринимайте, не отслужив молебна Спасителю, Матери Божией и всем святым. Если духом будете покойны, то намерение можете приводить в исполнение, если же страх и боязнь по болезни почувст­вуете, то не следует (преп. Анатолий).

Обращаться за помощью к покойным старцам и во­обще к непрославленным святым надо так: «Со святыми упокой, Господи, душу (имя рек) и его святыми молитвами помилуй нас» (преп. Никон).

Келья

Я удивляюсь тому, что вам лучше нравится быть в нашей обители, чем в своей, и вы бываете у нас и веселее, и покойнее, и здоровее, чем в своей обители. Это я считаю искушением вражиим, который от истинной пользы влечет человека к мнимой. Святой Иоанн Златоуст не одобряет, если кто, и в своей обители живя, часто и без нужды выхо­дит из кельи, говоря так: «курица, аще часто излазит из своего гнезда, рождает дохлецы; так и инок, часто исходя из своей кельи, делается бесплодным». А святой Исаак Сирин говорит: «если кто любит собеседование со Хрис­том, тот любит быть уединенным». К сему скажу вам и о себе самом, что я, хотя и многогрешный и рассеянный человек, но весьма люблю свою келью, и когда я остаюсь в ней один, тогда бывает у меня праздник на душе. А посе­му даруй, Господи, и вам усердие отыскивать внутри своей кельи Царствие Небесное, и если обрящете, тогда и вы можете сказать: «добро есть мне зде бытии» (Мф. 17, 4) (преп. Антоний).

Хорошо делаешь, что сидишь дома. Святой Арсений Великий учил: «Сиди в келье твоей, и та всему (хорошему) тебя научит». Сиди с Богом, и Сам Иисус придет к тебе. Только держи ту молитву: Г. И. X. С. Б., помилуй мя греш­ную (преп. Анатолий).

Письмо твое получил, в котором передаешь о своих скорбях и немирствии к известным тебе сестрам. Очень сочувствую тебе. Но о переводе из кельи не скорби. Знать, так нужно, чтобы ты это потерпела и смирилась перед Богом, что полезно будет для души твоей (преп. Анатолий).

Помни слово Божие: жительство наше на небесех. эти кельи много и часто отвлекают ум и сердце от горних обителей, много приносят забот и смущений, бесполезных для души. Что сказал Господь: «воззрите на птицы небес­ный, иже не собирают в житницы своя, и Отец Небес­ный питает их. Не вы ли лучши их есте» (Мф. 6, 26) (преп. Анатолий).

После всенощной к тебе придут в келью; то ты встань, зажги свечку и скажи: ну-ка, сестра Варвара, прочитай-ка вечерние молитвы, — и по очереди. Этим отучишь ходить в келью (преп. Амвросий).

Когда ударят к «Достойно» (если находишься в келье), нужно встать и положить три поклона Святой Троице: «Достойно и праведно поклонятися Отцу и Сыну и Святому Духу». Просить заступления Царицы Небесной и читать: «Достойно есть яко воистину…» А если кто чужой будет (в келье), то только перекреститься (преп. Амвросий).

В кельи не ходить и к себе гостей не водить. А если в келье делается тесно духом, то в чулан выйти прочахнуть (преп. Амвросий).

…Касательно кельи: иметь оную или не иметь, тревожа­щие тебя помыслы об этом считай лютым искушением вра­жеским, чтобы смущать тебя и отвлекать от настоящего дела. Будет воля Божия, и полезно будет иметь тебе свою келью, силен Господь устроить это, а неполезного добивать­ся не следует. Всеведущий Бог лучше нашего знает, что нам полезно, полезное и устрояет. Мы же с своей стороны должны твердо помнить Апостольское слово: «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8, 28). И стараться во всяком положении и месте и при всяких обстоятельствах держаться благого, и прежде всего благой надежды, веруя слову Лествичника, что иногда Бог и противными благо­детельствует человеку (преп. Амвросий).

Ежели очень уже неудобно будет жить в новопомещенной келье ради многолюдства живущих близ и шумящих, то повремени, помолясь Богу, можешь у матушки Игуменьи попросить келью более удобную. Даст — хорошо, а не даст — понуждайся потерпеть, смиряясь и считая себя недостойной лучшей кельи. При этом хорошо помнить, что Лот, когда в Содоме с многолюдством жил, праведным был, в Сигоре же, обеспечившись удалением от всех, тяжко со­грешил (преп. Амвросий).

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Поминание усопших

…О поминовении родных твоих на ектении, чтобы их именно поминали, — маменька твоя желает еще приба­вить вклад. Это напрасно, может быть, и будут при вас поминать, но после невозможно, ибо если всех на ектении поминать, то одна ектения продлится больше обедни, и сим наведут ропот слушающим; на ектении же больше поми­наются новопреставленные или значительные, строители оби­тели, и то не более, как одно или два имя

Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в Кровь Христову и очищаются грехи сею Великою Жертвою, а когда случается память кого из род­ных, то можешь подать записку и помянуть на ектении (преп. Макарий)

Мы будем поминать, как умеем, на земле, а отшедшие души будут поминать нас на небеси, и небесная молитва их об нас гораздо больше приносит нам душевной пользы, нежели наша — об них. И не только праведники, коих души в руце Божией, молятся ко Господу о нашем спасении, но и души грешных тоже заботятся о нас, чтобы мы не попали туда же, где они, и, по евангельской притче, просят святого Авраама послать к нам в дом какого-нибудь праведного Лазаря, чтобы он вразумлял нас, что нам подобает творити, да избегнем мучений вечных (преп. Антоний).

Нарушение поста

Вы находитесь в недоумении относительно поста; быв­ши у родных, надобно обедать и кушать скоромное, а требовать, чтобы для вас готовили постное, боитесь подать по­вод, что вы ставите себя выше других и себя превозносите. Спрашиваете — что в таком случае делать? Не налагаю на вас уз, но даю такой совет: по моему мнению, просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы ис­полняете долг и послушание Церкви, — чем же возвы­шаться? Глядя на вас, найдутся и другие подражатели вам. А если вы будете кушать скоромное, то и другие примером вашим увлекутся и не поболят о том, что погрешают, а вы будете в этом виновны сугубо — за себя и за других. Что вам до того, что будут о вас говорить, — не внимайте тому и будьте покойны. Если родные ваши кушают по болезни, то сие извинительнее, но, конечно, и они должны в этом каяться. А если так употреблять, только опасаясь пе­реговоров, то это неловко. Вы знаете, что Господь определил за преслушание Церкви (преп. Макарий).

Пишете, что вследствие немощей телесных по нужде приходилось вам изредка в Святую Четыредесятницу нару­шать несколько строгость поста. Что делать? Говорят, что по нужде и <пременение> закона бывает. Итак, бывшее от немощи Всеблагий Господь да простит вам и в добром да укрепит (преп. Иосиф).

Пишете, что для двух тяжко больных сестер купили по коробке килек, и спрашиваете, как о сем каяться. Так и скажите духовнику, как было дело, т. е. что купили для тяжко больных сестер килек и разрешили в Великий пост покушать (преп. Иосиф).

…Пишешь, что на основании слов Самого Спасителя — «не то оскверняет человека, что входит в уста, а что выходит из уст (Мф.15, 11), — дала себе твердое намерение очиститься прежде от внутренних пороков, а потом заняться воздержанием в пище, теперь же пока кроме Успенского и Великого поста, других не соблюдать. Но слова Спасителя, приведенные тобою, вовсе не к тому сказаны, чтобы они могли служить основанием к нару­шению постов… Некоторые фарисеи и книжники укоряли Господа за то, что ученики Его ели хлеб не омовенными руками. Тогда Господь, в обличение их неправильного по­нятия о чистоте человеческой, и сказал: «ничто входящее в человека не может осквернить его, но что исходит от него, то оскверняет человека» (Ср.: Мф.15, 11). То есть как бы так сказал Господь: как бы ни бывали нечисты твои руки, но если ты, не омывши их, будешь браться ими за хлеб и есть, то это не может осквернить тебя. Пища же скором­ная вовсе не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело «Человека. А святой апостол Павел говорит: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2Кор. 4, 16). — Внешним человеком он назвал тело, а внутренним — душу. Если, говорит, внешний наш человек, то есть тело, тлеет, истлевает, угнетается и истончевается постом и другими подвигами, то внутренний обновляется. И наоборот, если тело питается и утолстевается, то душа истлевает, или приходит в забвение Бога и высокого своего назначения, как и в псалмах сказано: «утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его» (Ср.: Втор. 32, 15). О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии, и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося сорок дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих: почему не могли изгнать беса от челове­ка, Господь отвечал: «по неверию вашему» (Мф.17, 20), а потом прибавил: «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк.9, 29). Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. Во 2-й главе Марка, когда спро­сили Господа: «почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни (Мк.2, 18—20). Женихом здесь Господь назвал Себя, а сынами брачны­ми — Своих учеников, а в лице их и всех верующих. От­нят же Жених от сынов брачных в среду и пяток, то есть в среду Господь предан был на распятие, а в пятницу распят. Поэтому Святая Церковь и установила освящать сии дни постом (преп. Амвросий).

<<предыдущая  оглавление  следующая>>

Евангелие

Чтобы исполнять заповеди Христовы, надо знать их. Они изложены в Евангелии. Читайте Святое Евангелие, проникнитесь духом его, сделайте его правилом жизни сво­ей, настольной книгой. Во всяком поступке и жизненном вопросе поступайте согласно с учением Евангелия. Это — единственный свет жизни нашей (преп. Никон).

Когда я был еще иеродиаконом, я очень любил читать Евангелие. В восторг приходил от каждого слова!.. Какие дивные слова в Евангелии… Какую бы ни взять другую книгу, даже самого лучшего писателя, но если ее много раз читать, она может надоесть. А Евангелие — чем больше его читаешь, тем больше получаешь утешения и всяких благих чувств (преп. Никон).

Всякое евангельское повествование имеет всегда два значения, два смысла: одно внешнее, всем понятное, а дру­гое — внутреннее, глубокое, таинственное, не для всех по­нятное (преп. Никон).

Меня очень огорчило твое самосмыслие безрассудное касательно Евангелия, что будто бы в евангельском учении смогло быть что-нибудь сказано и не так. Причину выставляешь, что твое желание и прошение давнишнее не испол­няется, вопреки будто бы сказанного в Евангелии: просите и дастся вам. Поэтому дура ты из дур, и безрассудное твое мнение есть не что иное, как прелесть из прелестей вражиих, началом которой была твоя же горделивость, которая хотя и прикрывалась до времени личиною внешнего смире­ния, но, наконец, показала великий свой рожон. Подумай сама. Как велика гордость: если прошение наше не испол­няется, то выходит, что в евангельском учении, может быть, что-нибудь не так. Это меня тем более огорчает, что, по­мнится мне, я уже писал тебе о сем слово святого Лествичника, Степень 26, отделение 60, где он говорит: «все чего-либо у Бога просящие и не приемлющие, конечно, по которой нибудь из сих причин того не получают: или что прежде времени просят, или не по достоинству и с тщесла­вием; или потому, что, получивши просимое, возгордились бы, или потому, что по исполнении их желания впали бы в нерадение»… смирись, оставь безумие свое, — и за грех этот в продолжение 40 дней клади по 15 поклонов с мо­литвою: «Господи, прости безумие и прегрешение мое!» (преп. Амвросий).

Советую тебе почаще и подолгу читать Евангелие, осо­бенно от Иоанна. Читать так, чтобы только твои уши слы­шали: понимаешь — не понимаешь, читай. Благодатное слово евангельское сильно прогонять скуку и уныние и успокоит тебя, только читай побольше и подольше, при­знавая такое искушение попущением Божиим к испытанию тебя и к обнаружению внутреннего затаенного залога, что­бы постараться об исцелении затаившейся болезни душевной евангельским средством, указанным Самим Господом, глаголющим: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»

(Мф. 11, 29). Господь и чрез Апостола глаголет: «Мне отмщение, воздам» (Рим. 12, 19); то есть предоставь все Господу, и Господь воздаст так, как ты и не сильна воздать, хотя бы и хотела (преп. Амвросий).

Плоды послушания

…Помысл… который внушает тебе, якобы чрез менее суетное послушание ты бы скорее приблизился к молитве, есть не что иное, как сеть вражия, закликающая нас в высокоумие и погибель. Безропотным исполнением твоего настоящего послушания ты отсекаешь свою волю, а встре­чающиеся при оном скорби доставляют тебе случаи к познанию себя, и если будешь от случающихся падений научаться смирению и самоукорению, то получишь несом­ненную пользу, а если послушаешь помысла, научающего тебя просить о перемене послушания, то сим самым и отпа­дешь от послушания, исполнив свою волю (преп. Макарий).

Кто, проходя истинный путь послушания, стяжавает помалу от всего смирение, видя недостаток свой, тот не может и помыслить, что чрез борение будет искусен, а другим будет полезен <для наставления>, а только видя себя скверна и последнейша всех. В таком разуме искушения и падения уцеломудряют, смиряют и приводят к по­каянию и в истинный разум. А в противном случае надымают <возносят> и отворяют путь к вящим падениям… (преп. Макарий).

Кому бы не хотелось почить от дел? Я вот уже 20 лет ношу тяготу своего служения на пользу ближнего, а в настоящее время и слаб здоровьем, страдаю одышкою и бессонницею, но кто может самолично снять с себя то послушание, которое Всеблагий Господь возложил на пользу души нашей и других? Хотя мы не должны видеть и, может быть, мало пользы доставляем себе и другим, но Господь Един ведает все, не лишит мзды Своей и доброго произво­ления и расположения сердца (преп. Анатолий).

Общее послушание есть великое ограждение от многих искушений иноку (преп. Анатолий).

Послушания нельзя не нести. Да оно тебе особенно полезно, потому что трудами и заботами охраняет от блуд­ных помыслов (преп. Анатолий).

Давно еще, когда я был в скиту, мне пришла мысль — вот, у меня ничего нет, ни внутреннего монашества нет, ни наружного, ибо никаких телесных подвигов я не несу. И душевными очами не вижу я в себе монаха. Тогда, чтобы не погибнуть, я решил идти путем послушания. После такого решения я делал только то, что мне скажут, и обрел спокойствие. Мне сказали: из скита переходи в монастырь. Я перешел, хотя мне и не хотелось. И вооб­ще, во всем и всегда я старался исполнять не свою волю, а волю начальства своего монастырского и своего духовного отца. Старец Нектарий однажды сказал мне по этому поводу замечательные слова: «Нет ничего пагубнее для монаха, как устраивать свою жизнь по своему смышлению». А старец Нектарий отличался особой наблюдатель­ностью и обладал даром прозорливости

Послушание — это самое важное для монаха. У послушливого монаха всегда хорошее настроение, всегда легкость, радость и беспечалие на душе

Хотел бы я всегда иметь такое настро­ение (преп. Никон).

Я прежде писал тебе и теперь повторяю то же, что все спасение твое состоит в твоем послушании, когда бу­дешь проходить его по совести и благодушно. И это также писал, что послушание есть паче жертвоприношения и паче поста и молитвы, потому оно и спасительно, что с трудом и скорбью сопрягается, а ропот твой прогневляет Бога, за что и попускается тебе испытывать твои немощи, это самое и есть наказание Божие. А если бы проходила послушание твое с радостным предложением, то оно не было бы для тебя отяготительно, и сестры были бы к тебе лучше, и все дела шли успешнее, помощь Божия посылалась бы тебе за твое тщание. Итак, призови в помощь Бога и положи начало не тяготиться послушанием, а с любовью и ревностью по Бозе проходить его, чего сердечно тебе желаю (преп. Иларион).

Почитывай у Аввы Дорофея главки, которые я тебе советовал, да у Иоанна Лествичника Степень 4-ю о послу­шании, в конце оной один страдалец и подвижник под именем Антиоха видел во сне истязаема себя во ста лит­рах долгу, после чего, проведя некоторое время во обще­житии в терпении, и оскорблении, и укорении, увидел во сне, что заплачено только десять литер, почему и более себя отдал на терпение и увидел совершенное оставление… (преп. Лев).

Пишешь, что столкновение и сообращение с людьми при твоем послушании обтесывают твое устроение, благодари Бога, что Он так печется о твоем спасении, а при срав­нении ты можешь видеть, насколько настоящее послушание полезнее твоей келейной прежней жизни; ты там была, как святая, не знала всех своих немощей, а теперь они у тебя пред глазами и на каждом шагу представляются. Познавая их и смиряя свое мудрование, при помощи Божией полагай исправление (преп. Иларион).

Польза поста

…А угостила вас постными щами, — показались не­вкусны, а если вспомним, какую трапезу имели святые от­цы скудную, то и будем довольны. Скудная пища огорчает плоть, но оживляет дух; что ж делать, когда мы далеко удалились от того пути? только терпением и смирением должны иметь надежду на человеколюбие Божие и про­сить, да имиже весть судьбами спасет наше убожество (преп. Макарий).

…От невоздержания всякое зло происходит… Пост возбуждает к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет и на исповедь, между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста: не хочу, не могу и прочее. Враг возбуждает, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты… (преп. Варсонофий).

Благодарю тебя за приветствие постное и тебе взаим­но желаю сие веселое время поста провести в мире и с пользою для души. «Пост есть мати целомудрия» (преп. Анатолий).

Хотя свободно рассуждающие и думают, что мало раз­личия, пить ли чай или настой мяты, а на самом деле это имеет немалое значение. Всякое лишение и всякое по­нуждение ценится пред Богом, по сказанному во Еванге­лии: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11,12). И дерзновенно и самовольно нарушаю­щие правило поста называются «как враги креста Христова: их бог-чрево, и слава их — в сраме» (Флп.3, 18—19). И в псалмах сказано: «от утробы заблуждаются» (Пс.57, 4). Разу­меется, — иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются (преп. Амвросий).

Поминовение

О поминовении на проскомидии справедливо вам го­ворит духовная особа, что не должно поминать явно грешников, пребывающих в нераскаянии, в заблуждении и рас­колах; по толкованию учителей церковных — через соеди­нение частиц, вынутых за их имена, с Божественною Кровию, — не очищение, но <высшее> осуждение для них бывает. О грешниках же, но кающихся и полагающих на­чало, можно и молиться, и подавать на проскомидию, также поминать на молитве и обращении их можно, как и Церковь молит о соединении всех, однако ж, дабы с такою раз­борчивостью не подпасть бы вам фарисейскому мудрова­нию, подавайте на проскомидию о ближних ваших, известных вам; а о прочих молися вообще, и в мысли стараясь считать всех святыми (впрочем, не подражая делам их худым), <окажите> любовь свою каждому делами при случающихся обстоятельствах. Это будет надежнее, а то и в том и в другом случае опасно, избежать фарисейского мудрования и о себе мнения (преп. Лев).

Благоприятное ваше писаньице я, ничтожный, от Ев­докии во всякой исправности получил, и при оном десять ассигнаций для поминовения новопреставленной ин. Анны, которую я и просил отца Антония, где принадлежит, и по­минать — в чем просим быть уверены, и да утвердится <твоя> любовь, что поминовение, чинимое в церкви при священнослужении, полезнее, нежели чтение Псалтири… (преп. Лев).

Истина

Слава Богу, что познал ты или познаешь истину, а где оная находится? Господь сказал: «Аз есмь путь, истина и живот» (Ин. 14, 6), так как Он и уполномочил Церковь, и Сам оной основание и глава, и потому святой Апостол пи­шет: «Церковь есть столп и утверждение истины» (1Тим. 3,15). Вот где надобно искать истины: в учении Святой Сборной и Апостольской Православной Христовой Церкви, свято чтить и повиноваться ее уставам и чиноположениям, ибо Господь утвердительно заповедал: «аще кто преслушает Церковь, буди тебе яко язычник и мытарь» (Мф.18, 17), учение же Церкви все основано на слове Божием, в Священном Писании находящемся, и Сам Дух Святый действовал в святых отцах, постановивших правила, законы и уставы Церкви (преп. Макарий).

…Лучше пострадать за истину радуясь, нежели мироволить и кривить душою своею из человекоугодия (преп. Антоний).

Испытания

…Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т. е. если плюнешь — потушишь. Если же эту ма­лейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия, например: «сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монаше­ская: все сердце изорвалось»… (преп. Антоний).

Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотвор­ность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в расте­ниях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения (беспокойства) стра­стей, если продолжительно и постоянно с нами пребыва­ют, — то опасно, что можем прийти в высокоумие и ли­шиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому Бог искушает нас противными, к познанию нашей немощи, к терпению и смирению (преп. Макарий).

…Желающие спастись всегда должны содержать в па­мяти слова преп. Петра Дамаскина, что спасение соверша­ется между страхом и надеждою. А желать видеть свое спасение ясно как на ладони, — желание и мнение оши­бочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает пе­ремена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, — то кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается разными переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, т. е. мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь (преп. Амвросий).

Назидания со всех сторон на нас так и сыплются, толь­ко остается не отвергать, а принимать великодушно, или хоть терпеливо переносить. — Нездоровится нам телесно, ободряет нас святой апостол Павел, глаголя: «елика вне­шний наш человек тлеет, толико внутренний обновля­ется по вся дни» (2 Кор. 4, 16). Поносят нас и обвиняют на стороне, в это время да вспоминаем Евангельские сло­ва Самого Господа: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах», и мзда вечная (Ср.: Мф. 5, 11—12). На земле же все временно и кратковременно и скоропре­ходяще. Скоро все проходит, как приятное и отрадное, так и прискорбное и болезненное. Ежели мы избрали для себя путь благочестия, то долж­ны помнить и не забывать Апостольское слово: «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12) (преп. Амвросий).

Старайся настоящие твои обстоятельства не очень при­нимать к сердцу, а жить, подражая, — как по нужде или по своей воле по лесу ходят некоторые: попадается коря­вое дерево — подогнутся или обойдут, а какая-нибудь на­зойливая ветвь хлестнет в затылок, — не очень на это смотрят (преп. Амвросий).

Пишешь, что доселе у тебя в руках нет еще ничего верного. Но не беспокойся о сем и не сомневайся, а возла­гай надежду на всеблагий Промысл Божий, веруя, что силен Господь привести все к благому и полезному концу, только понуждайся во время настоящей зимы переносить благо­душно имеющие быть неудобства и неприятности, в под­крепление свое всегда вспоминая Евангельское слово: «те­сен и прискорбен путь, вводящий в жизнь вечную» (Ср.: Мф. 7, 14). Если будешь разумно рассуждать и терпеть, то настоящая зима мало-помалу, как бы незаметно, и пройдет. Когда пройдут неприятное время и неприятные неудоб­ства, человек не помнит этих неприятностей. Впрочем, вся жизнь человека, где бы он ни жил, есть не что иное, как искушение. Посмотри на свои обстоятельства и на обстоя­тельства окружающих тебя, и тогда это тебе ясно откроется. Всем желающим спастись коротко сказано: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19). А мало ли скор­бей переносят и те, которые не ищут спасения, и едва ли не более первых? Умудряйся во спасение! (преп. Амвросий).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector