Оптина пустынь — одно из самых намоленных мест, куда приезжали за советом достоевский и толстой

Удивительные судьбы старцев

Собор Оптинских святых

В монастырь попадают люди совершенно разного достатка, положения, рода занятий и жизненного опыта. И это не мешает им встретить Бога и достигнуть святости. Так было и с преподобными отцами Оптиной. Старец Варсонофий делал блестящую военную карьеру и принял постриг в чине полковника. Преподобные Моисей и Антоний вышли из купеческого сословия. Схиигумен Антоний до иночества успел побывать в плену у французов в 1812 году.

Святые Лев, Анатолий и Нектарий Оптинские начинали трудовую деятельность приказчиками у купцов. Будущий старец Лев однажды в дороге подвергся нападению волка и, получив кусаную рану, задушил зверя голыми руками. В иночестве же этот богатырь всех и каждого принимал с особой любовью и лаской и был столь смирен, что из многих страждущих изгнал бесов. Святой Иосиф до пострига содержал трактир, а преподобный Иларион работал портным.

Преподобный Макарий происходил из дворян и служил аудитором счетной палаты Курска. Преподобный Амвросий Оптинский закончил семинарию и до монашества был домашним учителем. К Богу его обратила болезнь, он и до конца жизни страдал от многих недугов. При этом сам преподобный совершал обильные исцеления болящих. Похожая судьба и у преподобного Антония (Зерцалова). Сын священника и чиновник, он также обратился к Богу после тяжкой болезни.

Трагедия 1993 года

На Пасху в Оптиной пустыни у звонницы были убито три священнослужителя. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт стали жертвами ритуального преступления. Убийца подкрался сзади и нанес им удары в спину. Его быстро задержали, во время следствия признали невменяемым и поместили в лечебницу закрытого типа.

Убитые монахи стали новомучениками. В 2004 году вышла книга «Пасха Красная» Нины Павловой, посвященная жертвам сумасшедшего сектанта-сатаниста (на кинжале, которым он наносил удары, было нацарапано три шестерки).

Для матерей отцов Оптиной пустыни причисление их сыновей к мученикам не стало утешением. Две из них приняли постриг после этой трагедии. Мать отца Василия перед пострижением сказала: «Хочу после смерти встретиться с сыном». Похоронены монахи на территории обители. На их могилах позже была построена колокольня. Говорят, что это место обладает необыкновенной исцеляющей силой.

Святые врата

Рекомендовать место

40

3

Святые ворота находятся на южной части ограды Введенского ставропигиального мужского монастыря. Это одно из самых прекрасных сооружений Оптиной Пустыни. Они представляют собой два небольших пролета с металлическими дверными полотнами, ведущими внутрь обители. Столбы, разделяющие полотна, украшены прекрасной лепниной, выполненной в виде изящных цветов. Верх Святых ворот украшает великолепный карниз из разноцветных изразцов. Архитектурный шедевр завершают два шатра, которые установлены на низеньких бронзовых восьмигранниках.

Святые ворота были основаны в 1688 суздальскими зодчими Грезновым, Маминым и Шмаковым. Одновременно с ними была возведена монастырская сторожка — восьмигранная башенка, окрашенная в ярко красный цвет с белой отделкой внешнего декора. С изменением направления старой улицы и расширением монастыря утратилось градостроительное значение ворот, которые некогда являлись центральным входом в Оптину Пустынь. Ежегодно это место посещают тысячи туристов и прихожан, чтобы насладиться прекрасным памятником архитектуры и ощутить его таинственную энергетику.

Дом» в котором жил святой Амвросий

Рекомендовать место

43

3

Оптина пустынь — это уникальный монастырь Русской православной церкви, который расположен вблизи города Козельска Калужской области. С ним связаны эпизоды из жизни некоторых выдающихся российских писателей и мыслителей. Здесь находятся действующие и восстанавливающиеся соборы, а также много памятники архитектуры.

Одним из таких памятников является дом, в котором некогда жил святой Амвросий Оптинский. Он расположен у северного крыла Веденского собора, неподалеку от колокольни. Это небольшое одноэтажное здание, огражденное низким деревянным забором. Снаружи оно подштукатурено и побелено, а внутри — расположены две небольшие комнаты и кухня. Здесь нет ничего лишнего, все довольно просто и аккуратно. Дом очень светлый из-за множества окон, расположенных по его периметру, этим он характеризует своего хозяина.

Около дома растут несколько высоких широколистных деревьев. В наше время здесь открыт музей, в котором зрители могут ознакомиться с бытом святого Амвросия. Это место ежегодно собирает тысячи паломников.

Координаты: 54.05273400,35.83215500

Оптина пустынь Монастырь и история

Фото: Оптина пустынь Монастырь

Касательно того когда появились первые поселения существуют разные версии. Точнее, трудно точно сказать, когда именно тут появились первые подвижники, ведь согласно преданию под завершение 14 века сюда пришел разбойник по имени Опт, который раскаялся и постригся в монахи, став Макарием. При этом письменные свидетельства об общине относятся к 15 веку и также есть версия об основании общины князем Владимиром Храбрым.

Под завершение 17 века начинается строительство первой каменной церкви, а спустя небольшое количество времени Петр Первый сначала облагает пустынь тяжелым налогом и далее община упраздняется для того чтобы стать частью Белевского монастыря. Тем не менее, Екатерина Первая практически сразу восстановила статус пустыни. Потребовалось около ста лет для того чтобы из небольшого поселения территория превратилась в процветающий духовный центр, которым стала в двадцатых годах 19 века.

Хотя практически всегда на территории было относительно малое количество монашествующих (часто буквально от двух до десяти человек) был настоятель Оптиной пустыни – старец, обладающий святыми дарами и наставляющий других. По сути, именно с развития института старчества и настоятельства в пустыни и возможно вести отсчет современной истории этой обители.

Первым старцем считается , который родился в 1768 году, а самым крайним на данный период – , который почил в 1938 году. Всего на данный период старцев 14, но сама традиция старчества не угасла, существуют также так называемые оптинские новомученики, но эти старцы до сих пор не канонизированы (процесс весьма длительный и требующий соблюдения множества формальностей) хотя и имеется множество зафиксированных свидетельств чудотворения. Вообще отличительной особенностью всех оптинских старцев и является какое-либо чудодейственное умение (так называемые дары святого духа) кто-то обладал прозорливостью, другие умели исцелять.

Конечно, все эти чудеса имеют большое воздействие на верующих и являются внешним проявлением подвижнического подвига, но не всегда следует акцентировать внимание именно на этой стороне. Ведь ценность также заключается и в самой строгой вере и сохранению чистоты помыслов

На протяжении веков монахи Оптиной пустыни молятся за всю страну и весь род людской, поэтому приезжающие туда паломники сразу ощущают присутствие благодати, об этом говорили и многие известные люди.

Интересные факты

В завершение предлагаем ряд фактов об Оптиной пустыни:

  • скит, где обитают монахи, поддерживает непрестанные богослужения, при этом службы там идут и по ночам, простые люди сюда допускаются только на престольные праздники;
  • после начала Второй мировой на территории пустыни были в заключении около пяти тысяч польских офицеров;
  • всего на территории сейчас 11 храмов из которых 8 действующих.

Пустынь нередко упоминается и в современной культуре, к примеру, в романе писателя Пелевина t главный герой является своеобразным образом идеализированного графа Толстого, который стремится именно в Оптину пустынь, которая в свою очередь становится чем-то наподобие образа Шамбалы или Внутренней Монголии. Как известно из указанных ранее фактов, частично этот роман действительно основан на биографии самого Толстого, но также является и метафорой духовного поиска.

Интересные факты

В завершение предлагаем ряд фактов об Оптиной пустыни:

  • скит, где обитают монахи, поддерживает непрестанные богослужения, при этом службы там идут и по ночам, простые люди сюда допускаются только на престольные праздники;
  • после начала Второй мировой на территории пустыни были в заключении около пяти тысяч польских офицеров;
  • всего на территории сейчас 11 храмов из которых 8 действующих.

Пустынь нередко упоминается и в современной культуре, к примеру, в романе писателя Пелевина t главный герой является своеобразным образом идеализированного графа Толстого, который стремится именно в Оптину пустынь, которая в свою очередь становится чем-то наподобие образа Шамбалы или Внутренней Монголии. Как известно из указанных ранее фактов, частично этот роман действительно основан на биографии самого Толстого, но также является и метафорой духовного поиска.

Как добраться до Оптиной Пустыни

Помимо организованных экскурсий, до Оптиной пустыни можно добраться и другими путями.

На электричке

Вариант не самый удачный, но с пересадкой в деревне Сухиничи до Козельска из Калуги можно доехать на электричке. Пересаживаться придется на другую электричку, которая ходит всего дважды в сутки (утром и вечером), а автобусы между пунктами не курсируют.

Маргарита Кушниренко

На автобусе

Из Калуги в Козельск часто ездят местные автобусы, дорога занимает 1,5–2 часа. Узнать точное время и цену поездки можно на ресурсе Яндекс. Расписания. Когда окажетесь в Козельске — трудности не кончатся, общественный транспорт до Оптиной пустыни не идет. Можно воспользоваться услугами такси. Такси-сервис Rush единственный в Козельске.

На машине из Калуги

Путь из Калуги до Оптиной пустыни на машине составляет чуть больше часа — около 75 км. Ехать следует по Центральной улице, всегда прямо. В середине пути будет село Перемышль, далее, минув еще 4 деревни, вы окажетесь около Козельска. Не заезжая в него, нужно проехать по кольцу и через реку Жиздра, свернув затем на Оптинское шоссе.

Маршрут из Калуги в деревню Оптина Пустынь — Яндекс. Карты

Схиархимандрит Илий

Оптинские старцы – кто они, почему люди с разных уголков страны пытались попасть к ним «на прием»? Это люди, которые обладают неким духовным зрением.

Таким зрением, как утверждают монахи Оптиной пустыни, обладает Схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин). Сейчас он проживает в Переделкине, является личным духовником патриарха Московского Кирилла. Когда же старец находился в Оптиной пустыни, к нему непрерывно шли люди. Он не всех принимал. Но если человеку посчастливилось переговорить со старцем Илием, он мог получить у него совсем неожиданный совет. Например, оставить бизнес, усыновить ребенка из детдома или даже уйти в монастырь.

Алексей Афанасьевич Ноздрин — так звали его в миру. Он родился в 1932 году в крестьянской семье. В 1949-м окончил школу. Во время службы в армии вступил в комсомол, но вернувшись домой, раскаялся в своем поступке, и сжег комсомольский билет.

В 1958 году Ноздрин окончил техникум в Подмосковье. Затем работал на заводе в городе Камышине. Здесь был всего один храм, который и посещал будущий священнослужитель. Ноздрин, по совету своего духовника, окончил Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество. В конце восьмидесятых его направили в Оптину Пустынь, где в то время начиналось восстановление обители.

Другие молитвы Оптинских старцев

Молитвы преподобного Антония Оптинского

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Молитва преподобного Макария Оптинского

При плотской брани

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

Молитва преподобного Иосифа Оптинского 

При нашествии помыслов

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника 

При скорби

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

От антихриста

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Нектария Оптинского

От антихриста

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Льва Оптинского 

О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

В Оптину Пустынь можно пойти трудником

В монастырь в Оптинской Пустыни многие едут, чтобы стать трудниками. Это люди, которые исполняют функции послушников и получают за это питание с проживанием. При этом трудники не обязаны в будущем стать монахами.

Оптинские старцы обычно на иконах изображаются вместе и возле монастыря. Фото: xn——7kcgdpwcjhbuvfbbomigdng8c1q.xn--p1ai

Всем, кто желает пойти трудником Оптину Пустынь, нужно:

  • не иметь вредных привычек;
  • взять собой паспорт.

Психически больные и бездомные трудниками быть не могут. Также стоит соизмерять свои силы, ведь придётся соблюдать режим и заниматься изнурительной работой. Лучше согласовать всё заранее по телефону, так как свободные места не всегда есть.

Рассвет монастыря

Золотая эпоха Оптиной пустыни наступила в девятнадцатом веке. Тогда настоятелем монастыря был назначен отец Авраамий. При этом мудром руководителе в обитель часто приезжал патриарх московский и всея Руси Филарет. В стенах лавры владыка находил духовный отдых и благоприятную для молитвы и христианской жизни обстановку. Именно эти два церковных деятеля по взаимному согласию решили принять в ряды монахов обители нескольких отшельников, которые жили в окружающих лесах. Эти люди активно занимались старчеством. То есть, они были духовными наставниками для множества православных верующих.

Оптина пустынь Монастырь и известные личности

В числе паломников этой святой земли всегда были, есть и, вероятнее всего, будут известные люди и личности крупного масштаба. Поток таких людей не иссякает и они регулярно приезжают за советом. Поэтому, любопытно посмотреть на примеры самых ярких личностей, которые сюда наведывались.

  • Гоголь – известный писатель оставил путевые заметки о том, как приезжал в Оптину пустынь, ему особенно нравилась удивительная атмосфера и кротость людей обитавших близ пустыни и в самой пустыни, как отмечал сам писатель: чем ближе к пустыни, тем приветливее и добродушнее становятся люди, а сама она светится каким-то неописуемым образом.
  • Император Александр Первый – его духовником был старец Геннадий. Император чутко прислушивался к советам старца и требовал к себе отношения такого же как ко всем остальным, без учета его императорского статуса.
  • Достоевский – после того как погиб его сын Алеша, писатель поселился в скиту в 1878 году, где провел некоторое количество времени, в том числе общаясь со старцем Амвросием, Федора Михайловича, туда привел другой известный литератор – Толстой.
  • Толстой – был частым посетителем пустыни, но в отличие от многих других не проникался раболепием и почитанием, он часто проводил много времени в общении (вероятнее всего, споры на духовные темы) со старцами в том числе и с Амвросием, которые характеризовали его как неуемно гордого человека, согласно некоторым свидетельствам, практически перед кончиной писатель снова приехал в пустынь, немного побыл там, но не решился войти к старцу, также не смог войти к нему и игумен Варсонофий, который приехал к болеющему князю в Астапово, но его туда не пустили;
  • Константин Леонтьев – философ и дипломат, который приехал туда в 1891 году для того чтобы принять тайный постриг и стать монахом под именем Климент;
  • Надежда Павлович – не многим имя этой поэтессы известно, но именно она смогла вывезти в период советской власти архивы монастыря в библиотеку и таким образом сохранить немало ценных книг;
  • Сергей Нилус – весьма известный автор книг религиозной тематики, в частности создатель труда под названием Протоколы сионских мудрецов, прожил на территории пустыни около пяти лет, благодаря чему сумел зафиксировать и банальные детали быта обители и множество вариаций чуда, которые описываются в его работах;
  • Жуков и Маленков – военноначальники советской армии приезжали в 1928 году, тогда там проживали старцы.

Конечно, этот список возможно продолжать и далее, ведь практически каждый представитель на русской интеллигенции на тот или иной период приезжал на подворье Оптиной пустыни для того чтобы получить духовный совет, ощутить благость этой святой земли. В числе таковых были, Жуковский, Тютчев, Чижевский, Соловьев, Чайковский, Аксаков.

Детство и юность

Родился Николай Беляев 26 сентября / 9 октября 1888 года в московской купеческой семье Митрофана Николаевича и Веры Лаврентьевны Беляевых. Всего у них было восемь детей — две дочери и шесть сыновей, Николай был четвертым ребенком. Дом Беляевых был богатым, по воспоминаниям старца детство его прошло почти в роскоши, ни в чем они не знали нужды. По традиции семья была благочестивой, но отец в большей степени стремился к исполнению обрядов, любил внешнюю красоту церковной службы, не вникая в глубину христианского вероучения. Такое внешнее благочестие было характерно для многих русских семей в то время, хотя даже оно уже становилось редкостью, сменяясь полным равнодушием к вере и Церкви.

Глубокой верой и истинным благочестием отличался дед Николая по матери, Лаврентий Иванович Швецов. Он был круглым сиротой, еще мальчиком его подобрал зажиточный купец и определил работать в своей лавке. Не имевший наследников купец так полюбил за религиозность, добросовестность в службе и порядочность Лаврентия, что со временем передал ему свое дело. Лаврентий Иванович разбогател, всю жизнь он занимался торговлей, главным принципом его при ведении дел была кристальная честность, он часто повторял: «Чужая копейка, внесенная в дом, как пожар, сожжет его». Лаврентий Иванович отвергал любое лукавство в делах, принцип «не обманешь — не продашь», он свидетельствовал: «Я за всю мою жизнь никогда никого не обманул ни разу, а дело мое шло всегда лучше, чем у других». Лаврентий Иванович любил богослужение, сам иногда пел на клиросе. В течение тридцати трех лет он был старостой церкви святых равноапостольных Константина и Елены в Кремле, в которой находилась чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». Его религиозность передалась и дочери. Все вспоминали, что Вера Лаврентьевна отличалась молитвенностью, добротой, ровным, терпеливым характером. Митрофан Николаевич после женитьбы на Вере Лаврентьевне стал служить у ее отца, а со временем вся семья переехала в дом Шевцовых на Большой Ордынке. Старец Никон вспоминал, что был любимцем деда и бабушки и сам был очень привязан к ним. Смерть деда, а затем бабушки Марии Степановны явились первым потрясением в его жизни.

С детства Николая сопровождали знаменательные события. В год его рождения Беляевых посетил отец Иоанн Кронштадтский, он беседовал с Верой Лаврентьевной и подарил ей свою фотографию с памятной надписью, которая хранилась в семье как реликвия. Когда Николаю исполнилось пять лет, он тяжело заболел, врачи говорили, что он не поправится. Но мать не теряла надежды, она горячо молилась святителю Николаю Чудотворцу о выздоровлении сына. И совершилось чудо: болезнь оставила ребенка. Впоследствии старец Варсонофий так сказал об этом событии Николаю: «Конечно, это из ряда вон выходящий случай. Собственно, не случай, ибо все происходит с нами целесообразно… Вам была дарована жизнь. Ваша мама молилась, и святитель Николай Чудотворец молился за вас, а Господь как Всеведущий знал, что вы поступите в монастырь, и дал вам жизнь. И верьте, что до конца жизни пребудете монахом…»

Николай выделялся среди детей веселостью и бойкостью, был заводилой в играх, но с этим сочетались такие свойства характера, как выдержка и терпение. Достаток и благополучие, царившие в доме, не сделали его сердце равнодушным к чужой боли. Старец позже вспоминал на страницах дневника: «Помню, устраивалась у нас елка на Рождество: детское веселье, конфеты, блеск украшений — все это радовало меня. Но помню хорошо один вечер. Я один около елки. В комнате полумрак, горит лампа, и тень от елки падает на большую половину комнаты. И вот какая мысль у меня в голове: я сыт, одет, родители утешили меня прекрасной елкой, я ем конфеты, в комнате тепло… Но есть, я знаю, такие дети, у которых нет даже необходимого. Об елке и речи быть не может: они полураздеты, просят милостыню на морозе или голодные сидят в холодных подвалах…»

Монастырь в духовной жизни России

Оценить огромную значимость в жизни России можно на примере влияния посещения обители на мировоззрение и творчество трех великих писателей – Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского:

  • Н.В. Гоголь трижды посещал монастырь. Время первого визита совпало с глубоким духовным кризисом, усугубленным болезнью. Писателя, уже написавшего свои лучшие произведения, мучают сомнения в правильности выбранного поприща. Гоголь чувствовал в себе призвание монаха, мечтал жить в Оптиной Пустыне, молиться за грехи людей. Гениальный дар писателя противоречил его религиозным убеждениям. В этом заключалась его трагедия. Но старцы, многие из которых были людьми очень образованными, и, конечно, читали его произведения, сделали все возможное, чтобы литературный мир не потерял писателя. Долгие беседы с о. Макарием, о. Порфирием и монахами монастыря благотворно повлияли на Николая Васильевича. Отец Порфирий впоследствии вёл продолжительную переписку с писателем, был его другом и наставником;
  • Лев Толстой посещал обитель несколько раз. Однажды он со спутниками пришел сюда пешком. Взаимоотношения великого писателя с церковью были сложными. Даже неоднократные беседы со старцем Амвросием не вернули его в лоно православия. Но вот странность: не соглашаясь со старцами в религиозных вопросах, писатель считал посещение обители очень важным событием своей жизни;
  • В 1878 году здесь проживал некоторое время великий Фёдор Михайлович Достоевский. У писателя от эпилепсии умер младший, горячо любимый отцом, сын Алёша. В монастыре писатель познакомился и пообщался с о. Амвросием, ставший прототипом старца Зосимы в последнем романе писателя «Братья Карамазовы».

Зов Божий

В феврале 1907 года Николай впервые решил сознательно исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин. Для этого он обратился к иеромонаху Чудова монастыря Серафиму. «Я все более и более чувствовал необходимость переменить жизнь, начать жизнь иную и молился об этом, конечно, своими словами. Господь услышал мою грешную молитву и непостижимыми судьбами направил меня в Оптину на иноческий путь», — вспоминал позднее старец. Эти его устремления разделял и брат Иван, они вместе посещали богослужения, оба почувствовали желание принять монашество, при том что имели об иноческом пути весьма смутные представления. Старец вспоминал, что если Иван вскоре горячо проникся этим намерением и был преисполнен энтузиазма, то его самого постоянно одолевали сомнения и неуверенность. Поскольку братья никогда не бывали в монастырях, выбрать конкретную обитель им было сложно. Тогда Иван нарезал отдельными полосками названия крупных русских монастырей из списка, напечатанного в одной из старых книг, они разложили эти листочки и наугад вынули один — на нем было написано «Оптина Пустынь», туда и собрались отправиться молодые люди.

Николай решил посоветоваться о своем намерении поступить в монастырь с законоучителем гимназии священником Петром Сахаровым. Тот не готов был решить такой важный вопрос и направил его к своему товарищу по Духовной академии епископу Трифону (Туркестанову, ныне прославлен во святых как новомученик). Это было накануне Великого поста 1907 года, в Неделю о блудном сыне. При встрече присутствовала Вера Лаврентьевна, Владыка утешил ее, сказав: «Не беспокойтесь, они увидят там только хорошее, и это останется у них на всю жизнь».

До конца 1907 года Николай и Иван прожили в миру, по благословению епископа Трифона окормляясь у игумена Богоявленского монастыря Ионы. Бывали они и в Оптиной. В декабре они вновь отправились в монастырь в надежде получить благословение остаться в обители. 7 декабря, в день памяти святителя Амвросия Медиоланского, когда именинником бывал старец Амвросий, скитоначальник игумен Варсонофий благословил их переезжать в Оптину Пустынь. 9 декабря, в день празднования иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», они выехали из Оптиной в Москву для окончательного устроения дел в миру. Николай не мог не отметить, что эта икона была особо почитаема в семье, дед молился перед чудотворной иконой «Нечаянная Радость» в храме, где долго прослужил старостой. 22 декабря, в день Анастасии Узорешительницы, порвав мирские узы, Николай и Иван выехали в Оптину, 23-го они были уже в монастыре, а 24-го поселились в келье в скиту.

Вот так, буквально за год, мысль о монашестве, до этого совершенно чуждая Николаю, действием благодати Божией созрела, укрепилась и в итоге была осуществлена. Он сам удивлялся столь быстрому развитию событий: «Я прежде совсем не давал отчета, что такое монашество, потом осуждал всех монахов вообще; потом, за несколько месяцев до приезда в Оптину в первый раз, я начал сомневаться в монашестве — богоугодно ли оно? И сомневался до последнего времени, до самого поступления в скит, и, вероятно, даже по поступлении были сомнения. Теперь, слава Богу, все затихло, и истина доказывается моим собственным опытом, чтением книг и тем, что вижу и слышу. Как благодарить мне Господа? Какого блага сподобил меня Господь! Чем я мог заслужить это? Да, здесь исключительно милость Божия, презревшая всю мою мерзость. Действительно, как я сам мог придти в скит, не веря в идеал монашества, не имея положительно никакого о нем понятия, осуждая монахов, живя самой самоугодливой жизнью, не желая подчинять свою волю никому из смертных, не молясь ни утром, ни вечером (правда, ходя довольно часто в церковь), читая исключительно светские книги (исключая книгу епископа Феофана перед самым отъездом в Оптину), думая даже о браке? Один ответ: Господь привел…»

XIX век

В отечественной истории Оптина пустынь имеет немалое значение. Эта обитель – яркий пример процесса духовного возрождения, произошедшего в конце XVIII столетия. Она расположена у опушки соснового бора, отрезана от мира Жиздрой. Это превосходное место для созерцательной отшельнической жизни, духовных оазис. Говорят, старцы Оптины пустыни обладают даром исцеления.

В начале столетия началось строительство трехъярусной колокольни. С обеих сторон к ней пристроили флигели для келий. В 1804-м строительство закончилось. Спустя три года началось возведение Казанского храма, чуть позже – больничной церкви с шестью кельями. На материал для строительства выделил средства советник Камынин.

Храмы были освящены в 1811 году. Спустя десять лет здесь устроили скит. В нем проживали пустынники, то есть люди, проведшие много лет в абсолютном уединении. Духовной жизнью обители ведал старец. Со всех уголков России в Оптину пустынь потянулись люди, которые стремились к жизни в согласии с Богом. Монастырь стал духовным центром страны. После того как начали поступать пожертвования, здесь появились угодья, мельница, каменные здания.

Оптина Пустынь — чем известна?

До революции, — в XIX и начале XX веков, — Оптинский монастырь был оазисом старчества. Преподобный Амвросий Оптинский — самый известный святой из этой обители: к нему стекались со всей страны — от млада до велика, от бедна до богата. Но не только к нему. На сегодняшний день кроме него канонизированы еще тринадцать Оптинских святых — к ним тоже собирались паломники, да и не к ним одним, а и ко многим другим иеромонахам на исповедь — чтобы получить хотя бы каплю иноческой радости и мудрости.

Потом был СССР, монастырь закрыли. Вернули его Церкви в конце 80-х годов прошлого века. В обители возобновилась монашеская жизнь, которая ведется здесь по самым строгим правилам.

Поэтому, в сущности, с XIX века ничего не изменилось. Люди также приезжают в Оптину к великому старцу Амвросию (его мощам), мощам других старцев и с целью поближе соприкоснуться с монашеской жизнью — хотя бы просто немного побыв на долгих монастырских службах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector