В чем смысл жизни обломова? обломов: история жизни

Символика одежды

Главный герой не утруждал себя соблюдением чистоты, и наряды его выглядели соответствующе. Ходить он предпочитал в старой, но удобной домашней одежде, которая как нельзя лучше дополняла его спокойный внешний вид и мягкое изнеженное тело. На нем был поношенный бесформенный восточный халат из персидской материи, дизайн которого не был усложнен какими-либо декоративными элементами. Именно простота и удобство нравились обладателю этого предмета гардероба — он был гибким и мягким.

Халат носился Обломовым на протяжении долгого времени и от старости «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Любимый предмет гардероба явно требовал если не замены, то хотя бы чистки, но это не смущало героя.

Еще один обязательный элемент одежды Ильи Ильича — мягкие широкие туфли. Даже в этом случае подчеркивается нежелание персонажа совершать лишние, по его мнению, движения. Туфли эти пользовались любовью хозяина, потому что как только утром он вставал с постели, сразу в них попадал.

2 вариант

Известный роман Гончарова «Обломов» был написан в середине 19-го века. В произведении мы наблюдаем такие значимые явления, как дружба, любовь, родственные связи и размышления о жизненных ценностях.

Илья Ильич Обломов – так зовут главного героя – представляется нам мужчиной «лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами». По внешнему облику Обломов характеризуется как добрый человек с мягким характером. У него вполне реальные мечты: желание иметь семью, красавицу-жену, желание счастливо встретить свою старость. Но, как мы видим в романе, дальше мечтаний дело никогда не доходило. Всё потому, что молодой барин постоянно бездействует.

Детство барина прошло в деревне Обломовка, его родовом имении. Илья Ильич был единственным ребёнком в семье, и родители безумно его любили и баловали.  Илья рос в теплой и уютной семейной атмосфере, а все дела за него делали многочисленные слуги. В семье Обломовых большое значение отдавали привычке вкусно и много поесть, в результате чего Илюша рос очень полным мальчиком.

Родители барина были ленивыми людьми, не уделяли должного внимания хозяйству и вели аскетичный образ жизни, что также не послужило хорошим примером для подрастающего Ильи. Одной из важных семейных традиций Обломовых была привычка спать днём. Илья Ильич также отлично перенял эту привычку.

Таким образом, беспечность и безответственность родителей передались нашему барину «по наследству». Илья с большим трудом получил образование, однажды устроился на работу, но вскоре испугался обязанностей и уволился. Переехав в Петербург, он окончательно обрюзг, а главным в его жизни источником радости был его диван, на котором он проводил всё своё время и не удосуживался встать, даже когда приходили посетители. И даже женившись, Обломов остался прежним «Обломовым». Герой не работал над собой, не боролся с ленью и всё откладывал на потом. Он знал, что требуется улучшение положения дел в Обломовке, но ничего не предпринимал для этого, а лишь продолжал нежиться в своих сладких грёзах. От них он тоже сильно уставал и засыпал.

Многие привыкли считать Обломова отрицательным персонажем. Но это не так. Внутри героя живет мечтательный, добрый и сентиментальный человек. Воспитанный в атмосфере безграничной родительской любви, Илья и сам мог испытывать чувства.  Его встреча с Ольгой Ильинской была не случайна и ввела некоторые изменения в его жизнь. Также, он был очень наивен и слепо верил людям, что хорошо видно в ситуации с письмом от старосты.

Поэтому, можно сделать вывод о том, что образ Обломова не положительный, и не отрицательный. Обломов – жертва времени, жертва обстоятельств, поскольку существующая на тот момент крепостническая среда обитания взяла вверх над всеми хорошими чертами характера, что были у Ильи Ильича.

Ну вот, началось

Ну как, товарищ Обломов, началось? в смысле нытье? Мол «не могу», «не получится»? Сразу вспоминается замечательное наблюдение Фредерика Перлза: «Вырастая из детского: «я не могу с этим справиться», мы начинаем говорить: «я не могу с этим справиться, потому что». Давай, товарищ Обломов, по порядку раздолбаем твои основные «потому что».

Итак, отговорка первая: «Себя изменить невозможно». А ты философ, товарищ Обломов! Как тебе такое мое заявление: «Человек есть то, что он делает здесь и сейчас. То, что делает человек, есть его поведение. Изменяя настоящее явное или скрытое поведение человека, изменяется сам человек». Ну, думай, ф-фил-л-лософ.

Отговорка вторая: «Не судьба такой уродился». Купи книгу Ричарда Баха под названием «Чайка Джонатан Ливингстон» и прочитай. Ричард получше меня тебе мозги прочистит по этому вопросу. Краткое содержание этой книги: ты можешь научиться летать. А если прочитаешь оригинал, то поймешь, как это сделать без всяких дураков.

Отговорка третья: «Возраст, поздно». Никогда не поздно. Например, японцы не прекращают учиться и в глубокой старости. Одна японская бабулька лет так в 80 успешно осваивает латиноамериканские танцы, сам видел. Да что там говорить оглянись на улице по сторонам, на пожилых людей погляди. Одни старики под семьдесят как огурчики веселые с грядки, а другие это пятидесятилетние пни трухлявые с потускневшими от водки глазами и согнутыми спинами. Последние это они самые товарищи Обломовы в глубокой старости, а первые это люди, которые понимают, что никогда не поздно учиться.

Конечно, молодой организм более восприимчив к переменам, но взрослые люди обладают более развитыми рефлексивными навыками, что с лихвой компенсирует возрастные ограничения.

Отговорка четвертая: «Контролировать все время свое поведение неестественно». Ну ты сказал! Как раз наоборот. Навык контролировать свои действия, свое поведение неизбежно перерастает в способность себя осознавать в каждый момент времени, а это, пожалуй, самая главная и естественная полезная привычка в жизни. Ты, товарищ Обломов, потому и спишь всю свою жизнь, что не осознаешь себя, живешь как робот, а потом еще удивляешься, почему так быстро годы промчались.

Отговорка пятая: «Я вялый, у меня мало жизненной энергии». Ты вялый, потому что у тебя цели совсем никакой нет, а человек без цели живет, конечно, но с большим трудом. Оттого ты и вялый такой, что твой инстинкт самосохранения качественно работает, оберегает тебя от потрясений, выводит тебя на низкоуровневую энергетическую «орбиту». Так и болтаешься по жизни, как известное вторичное вещество в проруби. Поставь себе цель наработать нужные компетенции действуй и радуйся жизни. Твоя лень подобна приржавевшей гайке сначала туго идет, а потом пальцами крутить можно. Хочешь проверить? УПАЛ, ОТЖАЛСЯ!

Отговорка шестая: «Я уже пробовал работать над собой ничего не получается». Классно, что пробовал. Читай последний раздел.

Обошлись без штраф-стоянки

В Петербурге, сообщили «РГ» в комитете по благоустройству, работает целая система знаков. В спальных районах снег чистят по будням в рабочее время. В центре города — по ночам.

Еженедельно на различных участках улиц запрещают парковку на несколько часов для уборки дороги, в том числе и от снега. Об этом сообщают заранее. Если в это время на улице обнаруживают машину, то ее эвакуируют. Но бывает, снегопады, как в этом году, лавиной обрушиваются на город. Тогда используется практика перемещения. На улицу приезжает дорожная техника и эвакуатор. Но он увозит машины не на штраф-стоянку, а в соседние дворы. За это владельцы машин не платят.

Во дворах ситуация сложнее. Там дорожных знаков не поставить. Но управляющие компании как-то уговаривают владельцев авто подвинуться. В Петербурге это получается с большим успехом, чем в Ижевске. Поэтому и штрафы вводить никто не собирается.

Ничего не мешает и властям Нижнего Новгорода вводить временные запреты на парковку. В эту снежную зиму на шесть дней даже остановка машин стала «вне закона» на одиннадцати центральных улицах. Постановление об этом подписал глава Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев. И не понадобился 21 день, о которых говорил защитник прав автомобилистов из Екатеринбурга. В городе утвержден порядок введения временных ограничений или прекращения движения транспорта по автодорогам региона. Впрочем, есть и другие варианты, которые дают возможность очищать дороги от снега.

Смысл жизни и смерти Обломова

Единственной мечтой Ильи Ильича становится желание обрести покой. Ему не нужна кипучая энергия повседневной жизни. Тот мир, в котором он замкнут, с его маленьким пространством кажется ему гораздо приятнее и комфортнее. А та жизнь, которую ведет его друг Штольц, не привлекает его. Она требует суеты и движения, а это несвойственно характеру Обломова. Наконец вся кипучая энергия Андрея, которая постоянно наталкивается на равнодушие Ильи, иссякла.

Илья Ильич находит свое утешение в доме вдовы, фамилия которой Пшеницына. Женившись на ней, Обломов о жизни совершенно перестал беспокоиться и постепенно впал в моральную спячку. Теперь он снова облачен в свой любимый халат. Опять лежит на диване. Обломова приводит его к медленному угасанию. В последний раз Андрей навещает своего друга уже под неусыпным оком Пшеницыной. Он видит, как опустился его друг, и делает последнюю попытку, чтобы вытащить его из омута. Но смысла в этом нет.

Философия жизни Ильи Ильича

Герой романа олицетворяет сущность типичного русского человека. Да и не только русского, во всём мире живёт множество бездельников, похожих на него. Такие люди не желают ничего делать, ничем не интересуются, не увлекаются, стремясь к спокойной и линейной жизни, без забот и трудностей.

Цели Обломова очень просты: максимальный комфорт и минимальное участие в жизни общества, дабы не нарушать идиллию покоя. Он лишь наблюдал за тем, как живут другие. Любил уходить в свой выдуманный мир иллюзий, где всё работает так, как ему хочется. Бо́льшую часть его времяпрепровождения составляет лежание на диване.

Обломов с детства был приучен к безделью. Мальчику не позволяли шалить, всячески ограничивали его стремление изучать происходящее вокруг. Всегда рядом был верный слуга Захар, готовый помочь ленивому барину в любом деле.

Описание персонажей

Нужно отметить, что в произведении присутствуют говорящие фамилии. К примеру, они есть у всех второстепенных героев. Тарантьев обозначает «тарантул», журналист Пенкин происходит от слова «пенка», это символизирует дешевизну его работы.

Система образов в романе «Обломов» кратко описана в таблице:

Главный герой Характеристика
Илья Ильич Обломов Происходит из древнего помещичьего рода, чиновник в отставке, очень ленивый полноватый человек, склонен к размышлениям. Воспитывался в родовой усадьбе, окруженный всеобщей заботой, вследствие этого вырос совершенно неприспособленным к жизни. Попытался работать чиновником, но не выдержал давления, после уходит в отставку и снимает квартиру, в которой, философствуя, проводит всю жизнь. Попытка пробудить Обломова завершается полной неудачей, и он еще глубже погрузился в собственные мысли.
Андрей Штольц Худой, прагматичный и целеустремленный человек. Получил строгое воспитание, а затем его и вовсе выставили из дома. Сам добился дворянского статуса и стал богатым. С юных лет дружил с Ильей и участвовал в его судьбе. За счет Ольги Ильинской хотел вывести друга из апатии, но у него не вышло. Спас друга от мошенников, взяв контроль за имением на себя, после воспитывал его сына. Женился на Ильинской, но союз был несчастливым.
Агафья Пшеницына Добродушная, но недалекая девушка, работящая, вежливая и скромная домохозяйка. Единственное занятие — работа по хозяйству и походы на базар. Не читает и не интересуется происходящими событиями. Стала идеальной женой для Ильи Ильича.
Ольга Ильинская Привлекательная, жизнерадостная и умная женщина. Из интереса решила помочь Штольцу пробудить Обломова. Но через время их взаимоотношения переросли в любовь. Была помолвлена с Ильей Ильичом, но свадьбы не происходит. Разбитая горем из-за этой любви, выходит замуж за Штольца. Их союз получился благополучным, но отношения остаются прохладными.
Захар Слуга Ильи Ильича, зловредный, ленивый и грубоватый мужик. Плохой работник. Часто говорит гадости про Обломова, но при этом предан ему и не терпит хамства в сторону своего хозяина от остальных людей. После кончины главного персонажа стал попрошайкой и искренне скучает по нему.

Обломов: смысл и объяснение сюжета

В своем произведении И.А. Гончаров описал ничем не примечательную жизнь простого лентяя. Сюжет не отличается динамичностью, глубиной чувств, наоборот, его отличает однообразие, полная апатичность главного персонажа. Но историко-философский смысл романа «Обломов» в другом. Это желание показать, как лень и праздность могут привести к запущенности не только материальной, но и духовной.

Илье Ильичу любые действия давались с трудом, заставить действовать его смог только Штольц. Обломов не хотел меняться, он боялся перемен и мечтал о спокойной размеренной жизни в имении. Герой Гончарова — это отголосок прежних времен, когда дворяне зачастую не заботились о нравственном воспитании, а лишь предавались удовольствиям. Шульц — человек «новой эпохи», деятельный, желающий приносить пользу обществу.

В романе «Обломов», смысл которого был описан выше, показан нетипичный герой для русской литературы. Он не отличается глубиной и силой характера, его жизнь размеренна и ленива. Хоть причина смерти Ильи Ильича — апокалиптический удар, это не так. К такому состоянию его привела лень, эгоизм и нежелание двигаться вперед. Благодаря А.И. Гончарову появилось понятие «обломовщина» — состояние безволия, бездеятельность, лень. Словом, все то, что зовется сейчас модным словом «прокрастинация».

Применение антитезы

Формируя сюжетную основу романа «Обломов», писатель широко использует принцип антитезы — важное смыслообразующее средство сравнения образов. Пассивному и апатичному русскому барину Илье Ильичу противопоставляется энергичный немец Штольц.

Рисуя картины детских и юношеских лет, автор показывает, как и в какой атмосфере происходило становление героев. В детские годы Илюша был живым и избалованным мальчиком, но став взрослым, в душе он остается все тем же ребенком. Болото «обломовщины» постепенно затягивает Илью Ильича, который к 30 годам полностью разочаровывается:

  • в суете столичной жизни;
  • в службе;
  • в домашних хлопотах.

И напротив, предприимчивый и уверенный в себе Андрей Иванович Штольц, который всегда в движении. Его жизнь идет по точно намеченному плану, без потрясений и неожиданностей. Штольц уверенно смотрит вперед, упорно трудится и достигает поставленных целей. Две судьбы героев — 2 отдельные сюжетные линии, раскрывающие идею романа, основанную на двух антиподах. Это противопоставление разных восприятий мира, где одно — устаревшее, взращенное на традициях и приятных воспоминаниях из прошлого, другое — прогрессивное, деятельное, стремящееся вперед.

Гончаров «Обломов». Проблемы романа

Истоки мироощущения Ильи Ильича весьма примечательны, имеют свои корни. В главе «Сон Обломова» показаны причины той глубокой душевной дремы, от которой страдал главный герой. Имя тому – «обломовщина». Это страшное слово толкуется в произведении как подсознательное нежелание жить, развивать деятельность, стремиться к высоким результатам и достижениям.

Может быть, такой характер у героя сформировался в результате того, что в детстве его чрезмерно опекали, но забота эта оказалась пагубной для развития, постепенно ограничила ум и сердце. Если на дворе стояла ненастная погода, то маменька с батюшкой не только не отпускали его выйти во двор погулять, но и не отправляли в этот день учиться «к немцу». Такая излишняя опека постепенно сделала из мальчика изнеженное, ни к чему не приспособленное существо. Он боялся холода, любой болезни и много времени проводил дома.

История создания романа Гончарова «Обломов»

Сейчас Иван Гончаров ни то чтобы очень известен, но в свое время писатель был прорывным. Роман был задуман в 1847 года и писался в течение 12 лет. Как ты понял, работа над романом велась весьма долго. Одна из центральных глав под названием “Сон Обломова” была опубликована уже в 1849 в журнале ”Отечественные записки”. К моменту публикации главы в журнале автор определился с планом своего романа. В том же году Гончаров едет в Симбирск (Ульяновск), чтобы полностью погрузиться в тему патриархальной старины. Далее историю создания романа ждет длительный перерыв.

За это время успеет выйти в печать сборников его очерков «Фрегат Паллада». Иван Гончаров вернется к своей главной книге лишь в 1857 году, спустя 8 лет. Написав в этом году 3 части романа, Гончаров задумывается над финальной четвертой частью романа «Обломов». Заключительный главы 4 части были закончены в 1858 году, но готовя свой роман к печати, автор решил заново переписать роман.

Немаловажное влияние на историю создания романа Гончарова оказала критика первого варианта книги Белинским, который сказал, что Обломов – обыкновенная история. Полностью роман выходит в 1859 и становится главным предметом обсуждения среди писателей и читателей

Толстой писал: «Обломов-поистине великое произведение, подобного которому давно не видывали. Я в восторге от Обломова и перечитываю его.”

Смысл жизни Обломова в романе

Вся жизнь Обломова связана только с той далекой, тихой и гармоничной Обломовкой, однако мифичное поместье существует только в воспоминаниях и снах героя – картины из прошлого никогда не приходят ему в бодром состоянии, родная деревня предстает перед ним как некое далекое видение, по-своему недостижимое, как и любой мифический город. Илья Ильич всячески противится реальному восприятию родного Обломовки – он все никак не распланирует будущее поместье, долго тянет с ответом на письмо старосты, а во сне будто не замечает неблагоустроенности дома – покривившиеся ворота, осевшую кровлю, шатающееся крыльцо, запущенный сад. Да и ехать он на самом деле туда не хочет – Обломов боится, что увидев обветшалую, разоренную, не имеющую ничего общего с его мечтами и воспоминаниями Обломовку, он лишится последних иллюзий, за которые всеми силами хватается и ради которых живет.

Единственное, что у Обломова вызывает полное счастье – это мечты и иллюзии. Он боится реальной жизни, боится женитьбы, о котором множество раз мечтал, боится сломать себя и стать другим. Укутавшись в старый халат и продолжая лежать на постели, он «консервирует» себя в состоянии «обломовщины» – вообще халат в произведении является как бы частью того, мифического мира, возвращающего героя в состояние лени у угасания.

Смысл жизни героя в романе Обломов сводится к постепенному умиранию – как моральному и умственному, так и физическому, ради удерживания собственных иллюзий. Герой настолько не хочет прощаться с прошлым, что готов пожертвовать полноценную жизнь, возможность прочувствовать каждое мгновение и узнать каждое чувство ради мифических идеалов и мечтаний.

Композиция и смысл произведения

Интересно, что композиция произведения связана с природными циклами. Ее особенности:

  1. Действия начинают разворачиваться зимой, когда Обломов полностью погружен во внутренний мир и оторван от окружающей реальности.
  2. Пробуждение главного героя происходит весной, когда природа просыпается.
  3. Кульминация сюжета случается летом.
  4. Финал наступает в начале осени. Обломов возвращается в состояние замкнутости.

В романе повествуется обо многих конфликтах. Можно выделить следующие ключевые моменты:

Главный герой противопоставляет себя обществу и отказывается принимать свое окружение.
Он не может совладать со своей природой.
Холодный и равнодушный город противопоставлен теплой и добродушной деревне.
Важно также отметить любовный конфликт. Главному герою приходится выбирать между двумя женщинами с абсолютно разными характерами.. Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова

Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает

Экспозиция начинается с момента пробуждения помещика Ильи Ильича Обломова. Он узнает, что его родовое имение Обломовка пребывает в печальном состоянии, денег не хватает, но главный герой ничего не предпринимает.

Неожиданно к Обломову приходит его давний приятель — предприниматель Андрей Штольц. Он старается вернуть друга к жизни, представив ему привлекательную девушку — Ольгу Ильинскую. Молодые люди понравились друг другу и у них начался роман. Лень и апатия покидают главного героя, он по-настоящему влюбляется.

Однако через какое-то время чувства Обломова начинают остывать и он возвращается в прежнее состояние. Илья переезжает со своей старой квартиры и попадает в лапы к мошенникам, он чуть не потерял свои деньги, но на помощь приходит Штольц. Старый друг начинает присматривать за делами Обломова.

Тема дружбы

Несмотря на свою некоторую отстраненность и замкнутость у Обломова есть единственный близкий друг – Андрей Штольц. Они сблизились еще в детстве, когда вместе учились в гимназии. Однако, достигнув зрелого возраста, один стал важным влиятельным человеком, а другой так и остался наивным ребенком, который пытается всюду укрыться от жизни. Проблемы Обломова в романе «Обломов» открываются одна за другой, но постепенно, все больше интригуя и завораживая читателя.

Несмотря на явную противоположность взглядов Илья Ильич очень любит Андрея, искренне к нему привязан. Да и Штольц готов при любом случае помочь своему другу и не раз выручал его в сложных ситуациях. Характер одного дополняет индивидуальность другого. Они оба – личности, самодостаточные и искренние.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа «Обломов» тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением «обломовщина». Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово «обломов» происходит от слов «обломок», «обламывать», «ломать», обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Помимо того, существует версия о связи заглавия со старославянским корнем «обло» – «круглое», что соответствует описанию героя – его «округлой» внешностью и его тихим, спокойным характером «без острых углов». Однако, не зависимо от трактовки названия произведения, оно указывает на центральную сюжетную линию романа – жизнь Ильи Ильича Обломова.

История жизни Обломова

История жизни Ильи Обломова начинается, как выразился автор, “в глубине необъятной России”. Родился Илья Обломов в помещичьей семье, которая живет по традиционному патриархальному укладу. Детские года Обломова прошли в родовом поместье и деревни “Обломовка”. Жизнь там не отличалась разнообразием и насыщенностью.

Родители Илью любили. Ласковая няня радовала мальчика сказками каждый вечер. Сон и длительные восседания за трапезой были привычным делом для хозяев имения. Мальчик без проблем перенял наклонности своих родителей. Обломова всячески опекали от неприятностей и приучали, что труд – это занятие рабочих и вообще дело низкое.

Отношения с Захаром

Еще один персонаж, с которым автор знакомит читателя в первой главе произведения — это слуга Обломова. Так же, как и хозяин, он выступает идеологом архаичных ценностей. Захар — пожилой человек, носивший сюртук серого цвета, в подмышке которого была прореха, оттуда еще виднелся кусок рубашки, поверх всего этого — жилет с медными пуговицами.

Характеристика слуги полностью соответствует обломовским принципам существования: он так же ленив, неряшлив и прочно держится за старый уклад жизни, сопротивляясь всему новому. Ниточкой, связывающей этого мужчину в настоящем обновленном мире со спокойствием и стариной-обломовкой, является одежда, которая неизменно шьется по прошлой моде.

Отношения между Обломовым и Захаром нельзя назвать однозначными. На первый взгляд, они недолюбливают друг друга. Слуга негативно реагирует на капризы хозяина, ворчит на него как вслух, так и про себя. Обломов также по любому поводу критикует и упрекает Захара. Однако, с другой стороны, эти персонажи взаимозависимы и не могут существовать друг без друга.

Захар воспринимает себя исключительно в роли барского слуги, его жизнь сосредоточена вокруг Обломова и направлена на поддержание его комфорта и благополучия. Он не является самостоятельной личностью — это преданный слуга и часть обломовского дома. Илья Ильич также неспособен существовать без Захара — герой абсолютно непрактичен и беспомощен к самообслуживанию в быту.

Между этими персонажами можно провести параллель: в то время как хозяин ведет бурную мыслительную работу над планом, его слуга демонстративно намеревается провести генеральную уборку. Однако в обоих случаях это лишь имитация деятельности — на самом деле персонажи ленивы и безынициативны, и в этом проявляется их сходство.

Можно сказать, что Обломов и Захар являются дополнением друг друга и представляют собой основные ценности представителей обломовского общества в двух его проявлениях — мещанство и преданный слуга.

Вкратце о главном герое

Развиваясь в помещичьей семье, Илья мало-помалу усваивал идеалы и предпочтения матери и отца, что в полной мере отразилось на становлении его личности. Взаимоотношения с родителями у него были доверительными, он никогда не бунтовал.

Небольшое описание Обломова в одноименном произведении представлено Гончаровым на первых страницах книги: это бездеятельный и малообщительный человек с развитым воображением, которому нравится жить в фантазиях, витая в облаках, представляя и проживая придуманные истории настолько отчетливо, что иногда он даже способен по-настоящему веселиться или рыдать от образов, появляющихся в его голове. Возраст его составлял приблизительно 32−33 года. Нежность и чувствительность главного героя словно отобразилась на его внешности: все его действия, даже в минуты тревожности, отличались следующими качествами:

  • мягкостью;
  • изящностью;
  • грациозностью.

Такая портретная характеристика, безусловно, никак не соответствует образу настоящего мужчины. Илья отличался полнотой, более характерной для людей старшего поколения, имел покатые плечи и небольшие пухлые кисти, а расслабленный и однообразный образ жизни отражался в его сонном выражении глаз, в котором невозможно было заметить какой-либо цепкости или наполненности смыслом. Этими качествами в полной мере обладал Обломов. Характеристика героя может показаться неприятной, но самого помещика его личность вполне устраивала.

Что делать?

Мне всегда хотелось у тебя спросить: товарищ Обломов, а от того что ты все время мечтаешь и фигней всякой занимаешься, у тебя каким-то чудом деньги, интерес, цель в жизни или «дело всей жизни» появятся? Не появятся, и ты об этом уже прекрасно знаешь. Нехилый порочный круг, не так ли? Предлагаю тебе его разорвать. Махом.

Слабо угадать, что изображено на картинке?

На фотографии симпатичная корова на цветочном лугу, только ты ее не видишь целиком, потому что изображение обрезано. Справа вверху можно обнаружить ноги еще одной симпатичной коровы, но ты даже и не догадываешься, что на полной фотографии есть еще одна корова

Впрочем, не столь важно содержание этой картинки, сия цветная полоска это точная модель твоей картины мира, твоего сознания. Вот через такую узкую щелку ты взираешь и внимаешь окружающий мир и самого себя в нем

Как ты считаешь, много ли можно разглядеть своих будущих возможностей и перспектив через подобную щель?

Что делать? Идея первая и простая такова: оставь на время тщетные поиски своей Большой цели. Притормози и не верти головой по сторонам, потому что ни черта через свою «щель» не разглядишь. Идея вторая чуть похитрее: раздвинь свою картину мира, чтобы суметь разглядеть позже, в будущем свою долгожданную Большую цель. Как это сделать? Очень просто: увеличивай свои способности к реализации будущих возможностей. А вот об этом дальше и поговорим.

Жизненный идеал героя

Обломов видит во сне свою ушедшую в прошлое жизнь в родной деревне, где ничего необычного не происходит, и всё абсолютно спокойно и безмятежно. День ото дня ничем не отличается.

Интересы жителей можно кратко описать так:

  • Еда.
  • Сон.
  • Обсуждение новостей, приходящих в деревню сильно устаревшими.

Жизнь течёт, без каких-либо стрессовых событий, за исключением смены времён года никаких различий между разными периодами жизни не наблюдается.

Никакие земные дела не имеют значения для жителей Обломовки. Таким же, как и окружающие стал и Илья Ильич. Этот сон мог быть бесконечным, если бы не был прерван появлением Андрея Ивановича Штольца. Странно, что такие люди смогли стать друзьями. Ведь Штольц и Обломов противоположны по характеру.

Штольц пытался вытащить друга из пучины обломовщины, с этой целью он познакомил его с Ольгой Ильинской, которая, в свою очередь, тоже хотела изменить Обломова, сделать целеустремлённым, уничтожить в нём апатичность и лень, считала своим долгом сделать подобие своего идеала. Да и другие знакомые пытались расшевелить Илью Ильича, но он, даже завидуя им («Каков Судьбинский!» — говорит он не без зависти, узнав об успехе знакомого), ничего не пытается изменить.

Любовь к Ильинской, жизненные трудности, переезд в другой город, прибытие друзей, которые пытались его чем-то увлечь — ничто не могло надолго изменить жизнь Обломова. Потому что принципы, стремление к незыблемости которых перевешивает всё остальное, неизменны:

  • Максимальный комфорт.
  • Спокойствие.
  • Отсутствие забот и страданий стремление к их незыблемости перевешивает всё остальное.

Таким образом, жизнь героя представляла собой лишь череду бессмысленных событий, он не сделал ничего полезного. Сына его отдали на воспитание Штольцу.

2 вариант

Мотив «обломовщины» начал появляться в творчестве писателя несколько раньше самого творения. Все началось с юмористической повести «Лихая болесть», в которой автор указал читателю на типичные «вирусы» общества, попавшие в Петербург. К ним относятся:  напрасные надежды, «воздушные замки», апатия и.т.д.

Кстати, и сам писатель порой задумывается над тем, что же такое «обломовщина». Ему очень интересно, действительно ли ее можно назвать регрессом? Либо же это некая новая форма существования?

«Сны» изображают мотивы человеческой статичности. Тем не менее, Илья Ильич вызывает и симпатию автора. Если Гончаров и «подшучивает» над ним, то беззлобно, по-доброму. Соответственно, это не отрицание, а лишь попытка легкой иронии. Что же касается читателя, у него всегда есть выбор – быть таким как Обломов (апатичным, флегматичным и даже ленивым) либо же таким, как Штольц (действенным, активным по жизни, полным планов и идей). Однако писатель не берет на себя право говорить, что одна позиция откровенно хороша, а другая – плоха.

Сам творец неоднократно признавался, что идея «Обломова» возникла у него после «Обыкновенной истории». Мало того, достаточно быстро был готов черновой вариант первой части. Летом после подготовки «Сна», Гончаров побывал на Родине. К слову, в Симбирске он видел достаточно много проявлений «обломовщины». Возможно, именно это помогло писателю настроиться на «нужную» волну и дало позитивный толчок для творчества.

Однако впоследствии его ждала кругосветка на фрегате «Паллада».  Автор на время забросил роман. Позже, летом, на курорте Мариенбад, Гончаров закончил писать «Обломова». Точнее, три его части. В августе началась подготовка последней, четвертой части.

Сам литератор признавался другу, что достаточно странно выглядит тот факт, что человек, который корпел над романом годы, умудрился закончить его в один месяц. Тем не менее, себя он «оправдывал» тем, что за это время сюжет в голове сформировался по крупицам, до мельчайших сцен. Подсознанию уже были ведомы все нюансы. Оставалось только перенести мысли на бумагу.

Тем не менее, «Обломова» все же пришлось подкорректировать – в 1858-м году. Были как сокращения, так и новые сцены. После того, как произведение было окончательно готово, писатель сказал, что «написал свою жизнь и то, что к ней прирастает».

Еще Гончаров не скрывал того, что на него повлияли идеи Белинского – а конкретно, его выступление по поводу «Обыкновенной истории». Последний выдвинул образ «лишнего» человека, романтика из дворян, желающего почетного места в жизни, но совершенно к ней неприспособленного.

Впрочем, даже сам писатель порой считал себя таковым. Он признавался, что «Обломов» в некотором роде автобиографичен. Честно говоря, во время путешествия на «Палладе», Гончаров и сам целым днями возлегал в своей каюте, наслаждаясь покоем и тишиной. На кругосветное путешествие он еле решился. Неудивительно, ведь у Майковых его называли «принц де Лень».

Контекст

Михаил Пришвин: «Обломов». В этом романе внутренне прославляется русская лень и внешне она же порицается изображением мертводеятельных людей (Ольги и Штольца). Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя. Антипод Обломова не Штольц, а максималист, с которым Обломов действительно мог бы дружить, спорить по существу и как бы сливаться временами, как слито это в Илье Муромце: сидел, сидел и вдруг пошел, да как пошел! Вне обломовщины и максимализма не было морального существования в России»

— 1979 году, в двухмесячном перерыве между летними и зимними съемками «Обломова» Никита Михалков, чтобы не распускать группу, снял лирическую драму «Пять вечеров» (по мотивам одноименной пьесы Александра Володина).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector