Сказка о рыбаке и рыбке — пушкин а.с

Содержание:

Сказка о рыбаке и рыбке — краткое содержание сказки Пушкина

 
Около синего моря живут старик и старуха, в землянке. Старик ловит неводом рыбу, тем и живут. Один раз пошёл старик ловить рыбу. Несколько раз закидывал невод и ничего не словил. В третий раз закинул, попалась ему рыбка золотая. Заговорила на человеческом языке и попросила старика отпустить её назад в синее море, а взамен даст три желания. Стало жалко старику золотую рыбку, отпустил её и отказался от желаний.
Прийдя домой, старик, рассказывает старухе всю историю. Как начала бабка ругать деда, говорит, нужно было новое корыто попросить. Пошёл к синему морю, стал звать рыбку. Рыбка выплыла из пучины морской и спросила сто ему нужно, он отвечает, что старуха хочет новое корыто. Рыбка сказала деду спокойно идти домой. Когда дед пришёл домой, увидел, что бабка стирает в новом корыте.
Старуха на этом не остановилась, начала кричать на старика, говорить, что он простофиля. Сказала бабка деду, иди опять к морю и проси у рыбки избу. Расстроился дед, голову опустил и пошёл к морю. Когда пришёл, смотрит море волнуется, начал звать рыбку.Она выплыла и интересуется, что ему нужно. Старик просит рыбку не гневаться, и говорит, что бабка, хочет новую избу. Рыбка просит деда не расстраиваться и идти домой. Старик приходит к дому, а на его месте стоит новая красивая изба, а бабка сидит под окном. Увидев деда начала его ругать. Назвала его дураком и простофилей и заявила, что желает быть дворянкой. Отправила деда обратно к золотой рыбке.
Старик расстроился ещё больше. Подходит к синему морю, смотрит, что оно разбушевалось более прежнего. Начал звать золотую рыбку. Рыбка приплыла, дед ей низко поклонился и просит не злится. Говорит, что бабка совсем с ума сошла, требует сделать её дворянкой. Рыбка говорит, чтоб дед не печалился и отправлялся домой. Приходит домой, видит на месте избы стоит резной терем. Стоит старуха на крыльце, с жемчугами на шее, в красных сапогах, разодета в дорогие одежды, бранит слуг. Отправила старика за конями смотреть.
Проходит немного времени, старуха зовёт деда и опять отправляет его к золотой рыбке. Говорит, что хочет быть царицей. Старик идёт к синему морю, зовёт золотую рыбку, низко кланяется и говорит, что старуха опять бунтует, хочет быть царицей. Рыбка просит старика не расстраиваться и спокойно идти домой. Приходит старик и видит перед собой царские палаты, вокруг бабки дворяне и стража, спрашивает у бабки, довольна ли она теперь. В ответ старуха прогнала деда.
Проходит ещё пару недель. Нашла старуха деда и говорит, что теперь хочет быть царицей морской, чтоб рыбка золотая была у неё на службе. И отправила опять к синему морю. Приходит дед, видит море почернело и бушует, зовёт рыбку. Рассказал рыбке о новом желании бабки, но рыбка ничего не ответила, махнула хвостом и уплыла. Не дождавшись ответа ушёл домой. Приходит и видит старую землянку и старуху у разбитого корыта.
Жадность ни к чему хорошему не приведёт
 
Возможно использование данного текста для читательского дневника
 


Читать краткое содержание других сказок ПушкинаЧитать полные версии сказок Пушкина

Ответы к стр. 28 — 31

1. Из каких сказок А.С. Пушкина эти строки? Правильно соедини их линиями с названиями сказок.

«Сказка о рыбаке и рыбке». ⇒ Раз он в море закинул невод, —
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод, —
Пришёл невод с травой морскою.
«Сказка о царе Салтане» ⇒ Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые…
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». ⇒ «Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?»

2. Допиши название ещё одной сказки А.С. Пушкина. Картинка поможет тебе вспомнить это название.

«Сказка о золотом петушке«.

3. Прочитай  последние строки «Сказки о золотом петушке». Как ты их понимаешь?

Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.

Сказка — это вымысел, но в ней содержится назидание читателю.

4. Обсуди со взрослыми и отметь, какие пословицы особенно подходят к тому, чем заканчиваются сказки А.С. Пушкина.

Сказка о золотом петушке

А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.

V Какую дружбу заведёшь, такую и жизнь проведёшь.

Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях

Тут её тоска взяла,И царица умерла.

V Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

Сказка о царе Салтане

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались.
Царь для радости такой
Отпустил всех трёх домой.

V Повинную голову и меч не сечёт.

Сказка о рыбаке и рыбке

На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.

V Много желать — добра не видать.

Сказка о попе и о работнике его Балде

А Балда приговаривал с укоризной:
«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».

V Не жалей алтына: отдашь полтину.

5. Как ты понимаешь выражение «остаться у разбитого корыта»? 

Остаться ни с чем, с носом, потерпеть крах.

6. Сочини и запиши рассказ, в конце которого используй это выражение. Придумай интересный заголовок.

Не утрать отличное положение 

Был в одном классе ученик-отличник. Один раз он заигрался с ребятами во дворе и не выучил уроки. На следующий день он получил свою первую в жизни четвёрку. Дома его не сильно поругали, потому что четвёрка, если хорошо подумать, не пятёрка, конечно, но всё же… Не такая уж и плохая это оценка. Всё бы ничего, можно четвёрку пережить. Но на следующий день невыученных уроков стало гораздо больше. И в дневнике уже стояла красная тройка. Наш отличник покраснел, но стал сам себя успокаивать, что есть дети, которые учатся гора-а-аздо хуже.
И вот однажды на контрольной он получил жирную двойку, а все дети занимались и получили четвёрки и пятёрки. Понял тогда наш отличник, что нужно много заниматься, учить уроки, делать дополнительные задания, чтобы не остаться у разбитого корыта на следующей контрольной.

Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик – робкий, трудолюбивый, добрый, скромный, простой, смирный.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Отпустил он рыбку золотую и сказал ей ласковое слово»,

«Не посмел я взять с неё выкуп; так пустил её в синее море»,

«Смилуйся, государыня рыбка»,

«Ей старик с поклоном отвечает»,

«Как увидел старик, испугался, в ноги он старухе поклонился»,

«Не осмелился перечить, не дерзнул поперёк слова молвить».

Старуха – скупая, злая, завистливая, жадная, жестокая.

Подтверждением этого являются следующие строки:

«Старика старуха забранила»,

«Ещё пуще старуха бранится»,

«Дурачина ты, простофиля»,

«На чём свет стоит мужа ругает»,

«На него прикрикнула старуха, на конюшне служить его послала»,

«На него старуха не взглянула, лишь с очей прогнать его велела»,

«Ещё пуще старуха вздурила»,

«Хочу быть владычицей морскою, чтоб служить мне рыбка золотая».

Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина

«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.

Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.

Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».

Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.

После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.

Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.

Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.

Ход СОД

Вводная часть

Воспитатель: — Ребята, сегодня к нам пришло смс- сообщение от Буратино. Давайте его прочтём?

«Здравствуйте, ребята группы «Рябинка». Совсем недавно у меня был День рождения. Мои друзья – Мальвина и Пьеро, подарили мне в подарок книгу. Она такая красивая, с красочными иллюстрациями. Мне так хочется узнать о чем она, но я еще выучил не все буквы. Что же мне делать?».

Воспитатель: — Ребята, а мы можем помочь Буратино? Как? (Мы можем прочитать ему эту книгу).

Воспитатель: — Давайте мы прочитаем Буратино эту книгу. Я буду читать и записывать всё на камеру, а затем мы отправим видео – сообщение Буратино, тогда он узнает, о чём же эта книга.

Основная часть

Воспитатель показывает детям обложку книги.

Воспитатель: — Ребята, если внимательно посмотреть на обложку книги, можно догадаться, какая сказка в ней спрятана? (Можно, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Воспитатель: — Вы верно угадали – это «Сказка о рыбаке и рыбке». А написал эту сказку русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. (Воспитатель размещает портрет А. С. Пушкина на магнитной доске)

Воспитатель: — Теперь я прочитаю вам эту сказку, а вы слушайте её внимательно. При прочтении сказкинам встретятся незнакомые слова:

землянка – жилище, углублённое в землю;

невод – сеть для ловли рыбы;

пряжа – нити;

тина – водоросли;

старче – старик;

простофиля – глупый, несообразительный человек;

дворянка – женщина из хорошей семьи;

крестьянка – бедная женщина, занимающаяся сельским хозяйством;

Воспитатель читает сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Физкультминутка «Рыбки»

Рыбки весело плескались «Плывём» как рыбы, выполняя волнообразные

В чистой свеженькой воде. движения

То согнутся, Наклоняем туловище вперёд

Разогнутся. Выпрямляемся

То зароются в песке. Приседаем, руки – «домиком»

Сколько рыбок здесь у нас, Прыжки на месте

Столько мы подпрыгнем раз.

Беседа по содержанию сказки.

— Кто герои этой сказки? (Старик, старуха, золотая рыбка)

— Где жили старик со старухой? (У самого синего моря)

— Что делал старик? (Закидывал невод и поймал золотую рыбку)

— Сколько раз закидывал невод старик? (Три раза)

— Что сказала рыбка старику? (Отпусти меня, старче)

— Что пообещала рыбка старику? (Исполнить его желание)

— Что сделал старик с рыбкой? (Отпустил её в море)

— Чего пожелала старуха? (Новое корыто, новую избу, быть столбовою дворянкой, быть владычицей морскою)

— Какое желание рыбка не исполнила? (Последнее, чтобы старуха стала владычицей морскою)

— А почему рыбка не исполнила последнее желание старухи? (Потому что старуха была жадной, ей всего было мало)

Воспитатель: — Да, ребята, потому что старуха пожадничала. Ей было всего мало. И она пожелала быть на месте самой золотой рыбки. Чему учит нас эта сказка? (Ответы детей)

Воспитатель: — Да, она учит нас не быть жадными, радоваться тому, что у нас есть сейчас.

— Чем закончилась сказка? (Старуха осталось у разбитого корыта)

Воспитатель: — Ребята, а сейчас давайте мы с вами попробуем перевоплотиться в героев это сказки. Кто – то из вас будет «стариком», а кто – то «золотой рыбкой». «Старик» будет закидывать невод в море, а «рыбка», обращаясь к «старику»,с мольбой в голосе произносит: «Отпус-ти ты, старче, меня в море!». «Старик» изображает глубокое удивление (широко открывает глаза, поднимает брови, приоткрывает рот, а руки разводит в стороны).

Инсценировка отрывка из сказки.

Упражнение «Исполнение любых желаний»

Воспитатель: — Представьте себе, что вы стали золотой рыбкой. Для вас нет ничего невозможного, вы можете осуществить любое желание. Подумайте, что бы вы сделали, если бы были золотой рыбкой? Кто ответит?

Воспитатель по очереди передает ребятам золотую рыбку из бумаги, и каждый начинает говорить. Рыбка переходит от одного к другому ребенку и т. д. Воспитатель благодарит детей за занятие и заканчивает его.

Рефлексия

— Что мы делали на занятии?

— Для кого читали сказку?

— Чему учит эта сказка?

Рассмотри иллюстрации. Определи последовательность событий. Поставь нужные номера.

Иллюстрация №1 — Закинул рыбак в море невод

Иллюстрация № 2 — Разговор старика с Золотой Рыбкой

Иллюстрация № 3 — Старуха стала царицей

Иллюстрация № 4 — На море чёрная буря

Каких эпизодов не хватает? Запиши всё в нужном порядке.

1 эпизод — Жил старик со своею старухой;

2 эпизод — Старик поймал Золотую Рыбку;

3 эпизод Старик отпустил рыбку в синее море;

4 эпизод Старик рассказал старухе о рыбке;

5 эпизод Старуха просит новое корыто;

6 эпизод — Старуха просит новую избу;

7 эпизод Старуха просит быть столбовою дворянкой;

8 эпизод — Старуха требует стать вольною царицей;

9 эпизод Старуха требует стать владычицей морскою;

10 эпизод — Старуха с разбитым корытом.

Краткий пересказ

«Сказка о рыбаке и рыбке» была написана Пушкиным в октябре 1833 года, а позднее издана в журнале «Библиотека для чтения». Сюжет произведения не нов и встречается в некоторых древних источниках, к примеру, в русской народной сказке «Жадная старуха».

План и содержание сказки:

  1. Автор представляет читательскому взору нищенский быт и знакомит с характеристиками главных героев, уже более 30 лет живущих в убогой землянке возле моря. Старик занимается рыбной ловлей, а старуха сидит дома, изготавливая пряжу.
  2. Затем описывается процесс рыбалки. Герой дважды безрезультатно забрасывает невод в море и лишь на третий раз в сети попадает Золотая Рыбка. Улов умеет разговаривать и просит о пощаде взамен на исполнение любых пожеланий. Удивлённый столь неординарным событием рыбак отпускает чудесное создание обратно в воду.
  3. Придя домой ни с чем, старик рассказывает жене о странном событии. Старуха бранит мужа за то, что он не попросил никакого откупа от рыбки, указывая на разбитое корыто.
  4. Получив взбучку, дед снова отправляется к морю и встречает там рыбку. Он рассказывает ей о гневе своей супруги и просит корыто.
  5. Вернувшись, он обнаруживает новое корыто и старуху в ещё большем гневе, вызванном столь глупой просьбой. Женщина возмущается тем, что они живут в покосившейся землянке и требует приличную деревянную избу.

https://youtube.com/watch?v=PuPw05IcxGQ

Последующие желания главной героини:

  1. Изменение статуса чёрной крестьянки на столбовую дворянку. После этого героиня ненадолго успокоилась, но через несколько недель вновь послала мужика к рыбке.
  2. Стремление к безграничной власти в образе вольной царицы.
  3. Последнее требование новоиспечённой царицы заключалось в том, чтобы стать владычицей морской, подчинив себе Золотую Рыбку. В противном случае она обещает жестоко наказать несчастного старика.

Любопытные факты

Считается, что за основу для своего сочинения Пушкин взял сказку братьев Гримм «О рыбаке и его жене» об этом говорит несомненное сходство сюжетных линий. А ещё Золотую рыбу можно встретить в древнем индийском фольклоре. Здесь она представляет собой воплощение всемогущего подводного духа.

В произведении немецких сказочников героиня становится главой католической церкви — римским папой, а затем желает быть самим богом. Интересный факт — в дневнике Александра Сергеевича была найдена черновая запись с описанием сидения старухи на вавилонской башне с папской тиарой на голове. Однако этот фрагмент не вошёл в окончательный вариант из-за того, что не вписывался в общую концепцию сочинения и портил общий русский колорит.

Сказка Пушкина буквальна пропитана символизмом и скрытым философским смыслом. В качестве примера можно привести тройное закидывание невода и великолепное изображение водной поверхности. Настроение моря, по мере развития событий и новых желаний старухи, угрожающе меняется:

  • Просьба о корыте — слегка разыгралось.
  • Изба — помутилось синее море.
  • Дворянка — неспокойно.
  • Царица — почернело.
  • Последнее желание — чёрная буря.

Все творения Пушкина, написанные в жанре сказки, — это настоящая головоломка для каждого, кто решится их анализировать. На первый взгляд, они переполнены простодушием, благодаря чему с успехом преподаются в младших классах. Но с другой стороны — это сложнейшие символические полотна, полные серьёзности и глубокомыслия, разгадка которых невероятным образом ускользает от самых искушённых исследователей.

Читательский дневник по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Пушкина

Название произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Число страниц: 4

Жанр: сказка

Главные герои: Старик, Старуха, Рыбка.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рыбак — старый и добрый мужчина.

Верный муж.

Милосердный.

Старуха — жадная и ненасытная.

Ей сложно угодить.

Неблагодарная и злая.

Не ценит то, что имеет.

Рыбка — добродушная и мудрая.

Исполнила все желания старика.

Справедливая и мудрая.

Краткое содержание «Сказка о рыбаке и рыбке»

Старик поймал в море Золотую Рыбку, которая умела исполнять желания.

Он отпустил её в море, а о происшедшем рассказал жене.

Старуха отправила старика обратно, просить новое корыто.

Потом она попросила новый дом, захотела стать дворянкой, а потом и царицей.

С каждым разом всё чернее становилось море.

Всё больше гневалась рыбка.

И когда старуха захотела быть морской владычицей, ничего не ответила рыбка.

А старик вернулся и увидел разбитое корыто.

План сказки:

  1. Будни стариков.
  2. Волшебный улов.
  3. Старик выполнил просьбу Золотой Рыбки.
  4. Первое желание — корыто.
  5. Второе желание — изба.
  6. Столбовая дворянка.
  7. Вольная царица.
  8. Желание стать морской владычицей.
  9. Разбитое корыто.

Основная мысль «Сказка о рыбаке и рыбке»

Главная мысль произведения в том, что жадность способна свести к нулю все достижения, испортить любое дело.

Основная идея сказки в том, что нельзя злоупотреблять чужой благодарностью.

Чему учит сказка

Произведение учит быть аккуратным со своими желаниями, знать меру и понимать, что даже благодарность за жизнь имеет пределы.

Учит не жадничать, ни завидовать чужому.

Краткий отзыв о «Сказка о рыбаке и рыбке» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что всегда важно уметь вовремя остановиться. Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море

Рыбка была благодарна старику за то, что тот отпустил её в море.

Но любая благодарность имеет границы.

Нельзя требовать от человека то, чего он не может дать.

Это интересная и поучительная сказка.

Автору удалось написать замечательную литературную сказку, используя традиционные приёмы народного фольклора.

Мне понравилась волшебная рыбка, единственный положительный герой этой сказки.

Она была доброй, благодарной, но справедливой.

Старуха была просто жадной.

А старик был слабым и бесхарактерным.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что требовать благодарности за доброе дело нельзя.

Спасённый сам должен поблагодарить, так как сочтёт нужным.

Пословицы к произведению:

  • За большим погонишься — малое потеряешь.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Жадность всякому горю начало.
  • Жадности богатого конца-краю нет.
  • Жадный глаз только сырой землёй насытится.

Словарь неизвестных слов:

  • Невод — рыбацкая сеть.
  • Простофиля — бесхитростный человек.
  • Пуще — сильнее.
  • Сварливая — злая, сердитая.
  • Светёлка — чистая комната в доме.

Ещё читательские дневники по произведениям Александра Пушкина:

  • «Сказка о царе Салтане…»
  • «Сказка о попе и его работнике Балде»
  • «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • «Руслан и Людмила»
  • «Песнь о Вещем Олеге»
  • Краткая биография Александра Пушкина и презентация на отличную оценку

Библиотека произведений автора пополняется.

Литературная игра викторина с ответами, 2 класс. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Игра I

Простые вопросы:

1) Назови сказку:

«Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю, он невод забросит,

Кого-то поймает и что-то попросит».    («Сказка о рыбаке и рыбке».)

2) Жил старик со своею старухой у какого моря: синего моря, Чёрного моря или Красного моря? (Синего моря.)

3) Как старик понимал рыбку? (Она голосом молвила человечьим.)

4) Что было на руках старухи — столбовой дворянки? («На руках золотые перстни».)

5) Старуха захотела стать владычицей морского, а где она собралась жить? (В океяне-море.)

Сложные вопросы:

1) Что поймал старик во второй раз? (Траву морскую.)

2) Что посулила рыбка старику, когда он её поймал? (Откуп.)

3) Какая труба была в новой избе старухи? (Кирпичная, белёная.)

4) Чем заедала старуха-царица заморские вина? (Пряником печатным.)

5) Сколько желаний исполнила рыбка? (4.)

Очень сложные вопросы:

1) Чем ловил старик рыбу? (Неводом.)

2) С какими словами обращается старик к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня-рыбка».)

3) Где стояла старуха — столбовая дворянка, когда воротился старик ко старухе? («На крыльце стоит его старуха».)

4) Какие желания старухи исполнила рыбка? (Дала корыто, избу, сделала старуху столбовой дворянкой, вольною царицей.)

5) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого почернело синее море? (Просил у рыбки, чтобы его старуха стала вольною царицей.)

Суперигра. Продолжи фразу:

«А народ над стариком насмеялся:

“Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука…”».

(«Не садися не в свои сани».)

Варианты ответов:

1. Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

2. Не садися не в свои сани.

3. Не всё коту масленица.

4. Лень и труд всё перетрут.

Игра II

Простые вопросы:

1) «Старик ловил неводом рыбу, старуха…» («Пряла свою пряжу».)

2) На какой раз старик поймал рыбку? (На третий.)

3) К кому обращены эти слова:

«Поделом тебе, старый невежа!

Впредь тебе, невежа, наука — Не садися не в свои сани!»? (К старику.)

4) Какого цвета были сапожки у старухи — столбовой дворянки? (На ногах красные сапожки.)

5) Какое желание не исполнила рыбка? (Не сделала старуху владычицей морскою.)

Сложные вопросы:

1) Назовите первоначальное место жительство старика и старухи в сказке. (Землянка.)

2) Что случилось с корытом старухи, зачем ей понадобилось новое? (Старое корыто раскололось.)

3) Как называла в гневе старуха старика? (Дурачина, простофиля.)

4) Старуха не хотела быть чёрной крестьянкой, а хотела быть… (Столбовою дворянкой.)

5) Что ответила золотая рыбка на последнюю просьбу старика? (Ничего не сказала рыбка.)

Очень сложные вопросы:

1) Сколько времени старик со старухой прожили в землянке? (33 года — 30 лет и 3 года.)

2) Продолжи фразу:

«За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она …» («…пряником печатным».)

3) Какого ядовитого растения объелась старуха, по мнению старика? (Белены.)

4) Сколько прошло времени с момента, как старуха стала столбовою дворянкой и новым желанием стать царицей? (Две недели: «…вот неделя, другая проходит».)

5) Как старик называл золотую рыбку? («Государыня рыбка».)

Суперигра. Из чего была сшита душегрейка старухи, ставшей 

Варианты ответов:

1. Горностая.                        3. Соболя.

2. Белки.                               4. Чернобурки.

Игра III

Простые вопросы:

1) Назови злого, сварливого героя сказки. (Старуха.)

2) Какую рыбку поймал старик? Не простую, а…? (Золотую.)

3) Назовите первое желание старухи. (Новое корыто.)

4) Что держала стража на своих плечах, охраняя старуху-цари- цу? (Топорики.)

5) За что таскала старуха своих слуг, когда стала столбовою дворянкой? (За чупрун.)

Сложные вопросы:

6) Старуха прикрикнула на старика. И куда послала его служить? (На конюшню.)

7) Какой приказ старухи выполнял старик и от этого море слегка разыгралось? (Новое корыто.)

3) «Не хочет она корыто, а хочет…», («..новую избу».)

4) Из какого дерева были тесовые ворота перед новой избой? (Из дуба. «Дубовые ворота».)

5) Какое желание не выполнила золотая рыбка? (Чтобы старуха стала владычицей морскою.)

Очень сложные вопросы:

1) Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жили-были старик со старухой…».)

2) Что поймал старик в первый раз? (Тину.)

3) Что сказала золотая рыбка, когда старик её поймал? («Отпусти ты, старче, меня в море».)

4) Когда старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» стала столбовой дворянкой, она была одета так: «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка…». А что такое кичка? (В старину — головной убор замужних женщин, шапочка с двумя выдающимися вперёд остриями.)

5) Какое украшение было на царице-старухе? (Жемчуг. «…Жемчуга огрузили шею».)

Суперигра. Сколько раз за всю сказку о золотой рыбке старик ходил на берег моря? (Шесть раз.)

Варианты ответов:

1. 3 раза.                     3. 5 раз.

2. 4 раза.                     4. 6 раз.

Вспомни, как обычно, заканчиваются народные сказки. Сравни их со сказками А. С. Пушкина. Сделай самостоятельно вывод, используя опорные слова.

Народные сказки всегда заканчиваются победой Добра, такой конец имеют и сказки Пушкина.

Очень часто в конце народных сказок говорится о пире, пышной свадьбе.

Писатель заимствовал такую особенность и для своих произведений.

Пример окончания русских народных сказок:

Сказка «Белая уточка» заканчивается словами: «стали жить-поживать да добра наживать»,

Сказка «Сивка-Бурка» имеет конец: «весёлым пирком да за свадебку»,

Сказка «Василиса Прекрасная»: «там и свадебку сыграли»,

Сказка «Царевна — лягушка»: «Жили вместе и долго и счастливо».

Пушкин заканчивает сказки подобным образом, говоря о шикарной свадьбе.

Например, в его сказках «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и «О царе Салтане» в конце говорится:

«Я там был, мёд, пиво пил, да усы лишь обмочил».

Подсказки:

  • Ответы в учебнике «Сказка о рыбаке и рыбке» стр. 100 — 101
  • Читательский дневник «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • Читательский дневник о сказке «Белая уточка»
  • Читательский дневник «Сивка-Бурка»
  • Читательский дневник «Василиса Прекрасная»
  • Читательский дневник «Царевна-лягушка»
  • Читательский дневник «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
  • Читательский дневник «Сказка о царе Салтане…»
  • Краткая биография Александра Сергеевича Пушкина для презентации

_______

Придумай рассказ на тему «Остаться у разбитого корыта»

Рассказ «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Оля и Катя дружили с первого класса.

Сидели за одной парной, делали вместе домашнее задание, ходили друг к другу в гости.

Как-то в класс пришла новая девочка.

Она была смущённой и тихой, боялась знакомиться, но глаза блестели добротой.

— Давай с ней подружимся, – сказала Оля – мне кажется, она хорошая.

— Давай, я тоже так считаю. – ответила Катя.

И девочки подружились.

Новая одноклассница, звали её Маша, оказалась очень весёлой и отзывчивой.

Ещё она была очень смышлёной, схватывала всё на лету, поэтому стала лучшей ученицей класса.

Как оказалось, жила девочка в 5 минутах от Оли.

И когда у Оли начались трудности с математикой, Маша вызвалась помочь.

Как-то Катя позвонила Оле и позвала гулять.

Оля сказала, что сейчас Маша помогает ей освоить новую тему.

Поэтому они смогут выйти примерно через час.

Катю взяла ревность.

Она не хотела больше ни с кем делить свою лучшую подругу.

— Нет, через час я уже не смогу. Тогда в другой раз. – сказала Катя и положила трубку.

На следующий день Катя сказала Оле, что узнала страшные вещи.

— Оказывается, Маша с нами дружит, а всем остальным рассказывает какие мы глупые и унылые.

Я тайком услышала, как она называла тебя плохими словами, потому что ты вообще не понимаешь математику, и дружить тоже не умеешь.

Ты только ей не рассказывай, что знаешь правду.

Давай просто перестанем с ней общаться.

Но Оле было очень обидно, и она спросила у Маши, зачем девочка такое говорит одноклассникам.

Маша сказала, что это неправда. И у любого можно спросить подтверждения, что такого не было на самом деле.

Оля поняла, что Катя просто наврала и решила, что ей такая подруга не нужна.

Оля и Маша перестали общаться с Катей.

И осталась маленькая врунья у разбитого корыта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector