Как добраться из москвы до новоиерусалимского монастыря

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

worldpics.pro

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

taiellor.ru

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа — небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия — небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

  • Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители
  • Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.

Краткая история монастыря

Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

Монастырь с высоты птичьего полёта

В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

Вид на главный вход в монастырь

Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

Цены на экскурсии в «Новый Иерусалим» в Подмосковье

В здании проводятся экскурсии по нескольким направлениям, интерактивные лекции, научно-развлекательные музейные квесты.

На выставке «Новый Иерусалим — памятник истории и культуры XVII–XX веков» посетителей познакомят с историей Ново-Иерусалимского монастыря и расскажут патриархе Никоне. Двухчасовая экскурсия обойдется в 3 000 ₽, плюс 300 ₽ за каждого дополнительного посетителя, если в группе набирается более 10 человек.

Трехчасовая обзорная экскурсия по музею, для организованной группы от 1 до 10 человек, обойдется в 5 000 ₽. Для групп больше 10 человек предусмотрена доплата в размере 500 ₽ за каждого последующего посетителя.

Посмотреть актуальные цены на экскурсии в 2021 году можно на официальном сайте музея

Мария Чахнашвили

Музей и парк

Новоиерусалимский монастырь в Московской области имеет краеведческий музей, который был открыт в 1920 г. В нем были собраны художественные, археологические, исторические и религиозные экспонаты, связанные со строительством монастыря и его историей. Их число на сегодняшний день превышает 180 тыс. артефактов.

Находящиеся в музее экспонаты рассказывают посетителям об этапах возведения монастыря и его основателе патриархе Никоне. Здесь собраны репродукции и предметы в момент основания святой обители и в период Великой Отечественной войны, когда он был разрушен. Среди предметов, рассказывающих о жизни Никона, сохранилась карета, на которой он передвигался, и предметы его деятельности.

Рядом с музеем расположен Гефсиманский сад и парк, в котором находится конная школа и Музей деревянного зодчества. Это хорошее место для активного отдыха, где можно покататься на лошадях и устроить летом пикник. В Музее деревянного зодчества можно ознакомиться с бытом и жизнью крестьян на примере расположенной рядом деревенской избы с ее утварью и ветряной мельницей.

НОВАЯ ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Начиная с 1950-х гг. в Новоиерусалимском монастыре велись активные реставрационные работы, в результате которых архитектурный комплекс монастыря был поднят из руин.

Монастырь, который называют городом-храмом, расположен на холме, получившем название Сион.

Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор, который и возводился по образу романского храма Гроба Господня в Иерусалиме. При строительстве зодчие использовали чертежи иерусалимского храма, данные о его размерах, приведенные в старинных рукописях, и даже деревянную модель, в 1649 г. привезенную в Россию патриархом Александрийским Паисием.

Храм — четырехстопный однокупольный, с южной стороны к нему примыкает колокольня, с западной — ротонда, увенчанная шатром, прорезанным тремя ярусами больших люкарн — оконных проемов в скате крыши.

Главный вход в Воскресенский собор, так же как и в храме Воскресения Христова в Иерусалиме, находится с южной стороны. На месте западного входа на Святую Голгофу установлены белокаменные плиты с резной стихотворной «Летописью» архимандрита Никанора, в которой рассказано о строительстве Воскресенского собора от его закладки до освящения, а также названы его святыни.

В соборе воспроизведены священные подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, места трехдневного погребения и Живоносного Воскресения Спасителя.

Главная святыня Нового Иерусалима именуется Живоносный Гроб Господень. Как и его иерусалимский оригинал, он находится внутри белокаменной часовни, расположенной к западу от Святой Голгофы. Рядом лежит округлый камень — подобие того, что был отвален от Гроба Господня ангелом в ночь Воскресения Христова. Камень небольшой, потому что повторяет тот, что остался в Иерусалиме после того, как от него в течение веков откалывали части, чтобы перенести в другие храмы.

Справа от входа — придел архистратига Божия Михаила, где сохранился изразцовый иконостас XVII в.

В XVIII—XIX вв. в Воскресенском соборе было полтора десятка придельных церквей, устроенных благотворителями Нового Иерусалима, в том числе — из царствовавшей династии Романовых.

Сохранился только один — придел святой равноапостольной Марии Магдалины в северной галерее ротонды, там, где стояла в Иерусалиме Мария Магдалина при погребении Христа. Придел был создан в 1801 г. императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, в честь своей небесной покровительницы. Это прекрасное сооружение оформлено по проекту великого архитектора М. Ф. Казакова в стиле классицизма.

С востока к собору примыкает подземная церковь Константина и Елены. В самом Иерусалиме такая церковь вырезана прямо в теле скалы. В северной части церкви погребены Варвара Суворова-Рымникская и Аркадий Суворов — жена и сын великого русского полководца Александра Васильевича Суворова (1730-1800 гг.), при жизни сделавшие немалые пожертвования Новоиерусалимскому монастырю.

Монастырь обнесен по периметру самой настоящей высокой крепостной стеной длиной в целый километр и со стенами трехметровой толщины. Такие толстые стены понадобились ещё и для того, чтобы по их верхней части пустить так называемый «боевой ход» — крытую галерею с двумя рядами бойниц. Верхний ряд предназначался для дальнего боя, нижний представлял собой навесные бойницы-машикули для обороны основания стены. Восемь башен крепостной стены получили каждая особое «палестинское» название: Гефсиманская, Сионская и т. п.

Современный архитектурный комплекс

Новоиерусалимский монастырь окружён толстыми крепостными стенами с несколькими воротами. Он расположен на возвышенности. Центр всего комплекса — Храм Воскресения Господня. Он соединён с подземной церковью преподобных  Константина и Елены.

Воскресенский собор

Этот собор является главной достопримечательностью обители.

Рисунок 1. Храм Воскресения Господня

Он создан по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Поэтому в нём есть копии многих святынь, находящихся в Святой Земле. Паломники могут увидеть здесь и Церковь Гроба Господня и Камень Миропомазания, и другие места, напоминающие о жизни Христа, Его распятии и воскресении. Главные ворота в эту церковь находятся с южной стороны, недалеко от входа расположена белокаменная плита.

Надпись на ней в стихах повествует об истории создания Нового Иерусалима.

Она украшает начало одного из входов на Голгофу.

Подземная церковь Константина и Елены

Из Собора Воскресения Господня в этот храм можно спуститься по лестнице, состоящей из тридцати трёх ступеней — по количеству лет, прожитых Иисусом Христом.

Церковь посвящена константинопольскому правителю Константину и его матери Елене, по приказу которых был найден крест, на котором был распят Спаситель.

В храме находится точная его копия. Она была реставрирована в 1980-е годы.

Главный алтарь сделан по образу того, что находится в подобной церкви в Иерусалиме. Здесь, в том числе, есть место, откуда преподобная Елена наблюдала за поисками Креста Господня.

Крепостная ограда

Монастырь окружён каменной стеной с несколькими воротами.

Рисунок 2. Крепостная ограда

Над одними из них располагается Храм Входа Господня в Иерусалим. Эта церковь была построена уже после смерти патриарха Никона. Во время Великой Отечественной войны храм был полностью уничтожен. Спустя тридцать лет его восстановили. Сейчас в его стенах расположен музей монастыря.

Рядом с другими воротами находится церковь Рождества Христова. Одинаковое положение этих храмов (рядом с входом) символизирует, что и Рождество, и Вход Спасителя в Иерусалим, где Он принял смерть ради человечества, являются значимыми событиями для православной церкви.

Некрополь

Захоронения на территории монастыря находятся как в церквях, так и вокруг них. В одном из пределов храма Воскресения Господня покоились останки патриарха Никона. Святейший завещал похоронить себя именно здесь. В годы советской власти его останки были вывезены из церкви.

Сегодня их местонахождение неизвестно. В подземном соборе находятся могилы жены и сына великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он сам и его семья содействовали реставрации зданий монастыря.  Возле храма было обнаружено более ста старинных могил.

Рисунок 3. Некрополь

В прошлые века здесь хоронили помещиков, которым принадлежали окрестные земли.

Постройки, расположенные за крепостной стеной

В годы, когда патриарх Никон подвергся гонениям, он жил в Новом Иерусалиме. Для него была построена келья на берегу реки Истры (она расположена за белокаменными стенами обители).

Рисунок 4. Скит патриарха Никона

Рядом с этим местом на реке есть купель.

В этом живописном месте на берегу реки есть музей деревянного зодчества. Он был создан в семидесятые годы двадцатого века. В то время сюда были доставлены деревянные постройки и их копии из разных уголков России.

Среди экспонатов музея можно увидеть крестьянские дома, деревянные усадьбы, церкви. Во многих из них расположены экспозиции, посвящённые быту людей 15-19 веков.

Истринская сыроварня Олега Сироты

  • GPS координаты:55.915040,36.862412

Недалеко от Истры в лесном массиве притаилась ферма на 130 коров, а ещё чуть дальше сыроварня с погребами, магазином и кафе. Задумывался этот популярный ныне объект эко-туризма больше как медийный проект, нежели крупное хозяйство. Олег Сирота заполонил всю Сеть видеороликами о производстве сыра, в котором фасадная часть помещений выполнена из стекла, чтобы было удобно проводить экскурсии для туристов. Кстати говоря, ценник на сыр и молочку совсем не сиротский – дороже многих зарубежных сортов. Но состоятельные люди не скупятся на покупку натуральных продуктов, поэтому дело процветает. Из минусов: просёлочная подъездная дорога и тропинки без плитки, а также проблемы с парковкой, особенно по выходным дням. В дождливую погоду сюда лучше не ездить.

Адрес: Московская область, Истринский район, д. Дубровское

Святыни

В монастыре находится много икон и святых предметов, но основными святынями являются:

  • икона «Господь Вседержитель с припадающими Филиппом и Никоном» (Она создавалась по случаю перевоза в Москву в 1657 г. мощей Святого Филиппа. Их перевоз происходил под присмотром самого Никона. В данное время икона находится в выставочном зале Новоиерусалимского музея.);
  • фрагмент омофора Никона (он был сделан в 1597 г. из атласной ткани, расшитой золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Омофор служит одеянием для епископа при совершении богослужения. На нем был изображен Иисус Христос, благословляющий верующих на благие дела и окруженный ангелами.);
  • разборная модель Иерусалимского храма (Ее доставил в Москву в 1649 г. из Иерусалима патриарх Паисий. Она была сделана из слоновой кости, кипариса с ручной резьбой и токарной работой и использовалась Никоном в качестве образца при сооружении Новоиерусалимского монастыря.);
  • антиминс XVII в. (Эта святыня выглядит в виде небольшого плата из льняной ткани с вшитой в него частицей мощей, на котором изображается погребение Христа. Он был подписан и освящен самим Никоном для совершения таинства Божественной Литургии.);
  • дарохранительница святой Марии Магдалины (Ее сделали по наброскам Казакова в конце XVIII в. из золоченого серебра. Она выглядит в виде святого сосуда с кровью и телом Иисуса. В православии она называется кивотом и находится в алтаре.)

Иконы и святыни Новоиерусалимской обители

В самой общине православные христиане могут увидеть такие святыни, как:

  • образец Собора Господнего Гроба (разборной) – эта модель была ввезена в Москву в 1649 г. и использовалась Патр. Никоном во время строительства обители;
  • Дарохранительница из придела равноапостольной Св. Марии Магдалины – являет собой божественный сосуд, в котором хранится Кровь и Тело Христа;
  • Антиминс 17 века – это плат, на котором изображено размещение во гробу Вседержителя;
  • Недавним приобретением стала икона, подаренная Новоиерусалимскому монастырю от президента, на которой изображается Господь Всевышний на Престоле (датируемый 18 веком).

Защитные постройки

У Нового Иерусалима в Истре есть и оборонительные постройки, экскурсионная программа которых позволит отвлечься от обилия информации, связанной с религиозными сооружениями.

worldpics.pro

Оборона Нового Иерусалима в Истре включает в себя:

  1. 9 башен.
  2. Стены с толщиной 3-4 метра и высотой 9,6 метров.
  3. Бойницы в 3 ряда, позволяющие вести подошвенный, навесной (машикули), ружейный бой.
  4. Внутренний парапет и «боевые» ходы.

Это очень серьезно и даже прогрессивно для военного искусства 17-18 веков и характеризует истринский монастырский комплекс, как практически неприступную крепость.

Каждая из башен увенчана «шатром» со световым барабаном, а названия свои они получили, разумеется, в соответствии с наименованиями ворот Старого Города в Израиле. Рядом с башнями есть постаменты с пушками, бывшими на вооружении монастырского подворья от 17 до 19 веков.

taiellor.ru

Выйти из комплекса Нового Иерусалима лучше всего через Елизаветинские ворота, так как они выходят сразу же в Гефсиманский сад, через который можно пройти к скитам, постоять над Истрой и продолжить прогулку уже за пределами стен, окружающих монастырские храмы.

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Экскурсия по Новоиерусалимскому монастырю

Если стоять лицом к монастырю, то по левую руку будет небольшое здание с вывеской «Экскурсионное бюро». Уточнив, есть ли свободные экскурсоводы, мы решили заказать индивидуальную экскурсию (стоимость1500 при осмотре полной экспозиции, 900 рублей – при осмотре только территории монастыря и Вознесенского собора). Вход на территорию самого монастыря бесплатный. Плата взимается только за возможность прохода по стенам, когда они открыты. В нашем случае проход был закрыт из-за реставрации.

Помимо заказа экскурсий, здесь можно было приобрести билеты на посещение музея деревянного зодчества, который находится за монастырем. Точнее сказать, посещение самой территории бесплатное, оплачивается только вход непосредственно в Избу, где представлены предметы крестьянского быта (50 рублей вход, 150 рублей фотосъемка). Билет мы все же купили, хотя даже заранее было понятно, что здесь кроется подвох.

Здесь же у экскурсионного бюро мы изучили карту монастыря и территории вокруг него.

Итак, через 5 минут вышла наша экскурсовод и повела на территорию Воскресенского Новоиерусалимского ставропигеального мужского монастыря.

Войдя в ворота, мы замерли от открывшегося нам вида на главный собор монастыря — Воскресенский собор и колокольню. Зрелище действительно было потрясающим: на фоне грозового неба величественно сверкали позолоченные купола.

Воскресенский собор

Здесь гид начала свой рассказ.

Инфраструктура

Построенный по проекту архитектора Валерия Лукомского, музейный комплекс представляет собой слияние современных архитектурных форм с местной природой и ландшафтом. Новое здание деликатно вписалось в окружение, сохранив доминирующее положение Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Музей включает в себя большой выставочный корпус, детский центр, сувенирные магазины, зал для конференций, а также фуд-корт и ресторан. На крыше комплекса есть смотровая площадка с чудесным видом на монастырь и окрестности. Рядом бесплатная парковка.

В парковой зоне монастырского комплекса находится архитектурно-этнографический музей. На его территории находятся деревянная часовня, крестьянская изба, усадьба Кокориных, ветряная мельница XIX века и другие экспонаты.

Мария Чахнашвили

Храмы и постройки монастыря

  1. Воскресенский собор.
  2. Церковь Рождества Христова.
  3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.
  4. Церковь Константина и Елены.
  5. Палаты царевны Татьяны Михайловны.
  6. Братские корпуса.
  7. Настоятельские покои.
  8. Башни и стены ограды.
  9. Келейный корпус.
  10. Святой источник.
  11. Скит патриарха Никона.
  12. Церковь Богоявления Господня.

Новая церковь Рождества Христова возведена в два этажа в стиле барокко. Внизу – храм для богослужений, вверху – светлое помещение с окнами в 2 яруса.

Надвратная церковь построена в виде восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами, каждый из которых именуют по-своему: Красные ворота, Вход Иисуса в Иерусалим, Въездные ворота.

Над Красными воротами – изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами, украшенными зубчатым орнаментом. В позолоченном резном иконостасе – иконы «Воскрешение Лазаря» и «Иисус с учениками в доме Лазаря».

Церковь Константина и Елены – подземная церковь, уходящая в землю на 6 метров, прообраз того места, где был найден Животворящий Крест Господень. Римский император Константин объявил христианство официальной религией, его мать Елена, распространяла христианство и организовала раскопки в иерусалимской пещере, где был погребен Иисус Христос.

Там нашли крест, на котором распяли Спасителя, на месте пещеры Елена повелела устроить церковь. В церкви Подмосковья – большой иконостас чеканной работы с образами Иисуса Христа и Богородицы. Выше – Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.

Из истории

В середине XVII века патриарх Руси Никон и царь Алексей Михайлович решили построить на реке Истре монастырь, подобный находящемуся на Святой земле в Иерусалиме. В те времена на земле Палестины господствовала Османская империя и посещение Иерусалима христианами было связано с опасностью.

Земли на берегу Истры как нельзя лучше подходили для строительства аналога Голгофы: роль реки Иордан играла Истра, возвышенность на востоке территории напоминала гору Елеон, а холм на северо-западе — гору Фавор, парк рядом с обителью мог бы стать аналогом местности Гефсимании — сада у подножия Елеонской горы.

В 1649 году патриарх Иерусалима Пасий привез в Москву модель Храма Гроба Господня, в соответствии с которой и началось возведение Вознесенского монастыря, ставшего аналогом Иерусалимской Голгофы.

Строительство проходило в два этапа: первоначально, в 1658–1666 годах храм был построен до кровли, вырыто место для подземной церкви Константина и Елены и была возведена колокольня. Для нее было отлито 15 колоколов, один из них сохранился до наших дней. Для украшения использовались наличники и керамические пояса, установили иконостасы.

После конфликта Никона с царем патриарх попал в опалу, а в конце 1666 года решением Московского собора его лишили духовного сана, он стал простым монахом и был сослан в Ферапонтов монастырь.

Никон так и не увидел основанную им обитель, скончавшись в 1681 году. А достраивал Новоиерусалимский монастырь его настоятель архимандрит Никонор.

Строительство собора возобновилось лишь в 1679 году: была возведена глава над центральной частью храма, над ротондой для гроба Господня установили шатер диаметром 22 метра, была завершена подземная церковь Константина и Елены, освященная в 1690 году.

Несмотря на то, что в плане построенный собор является копией Храма гроба Господня, его отделка и оформление выполнены с использованием элементов древнерусского искусства.

Собор напоминает русский терем, снаружи украшенный наличниками и карнизами, фризами и балюстрадами. Самый красивый узор — павлиний глаз украсил многие используемые изразцы. Этот известный рисунок напоминает цветок граната, на который похожи глазки на павлиньем хвосте.

Внутри храм украшен резьбой и лепниной, выполненными в стиле барокко.

При Советской власти, в 1919 году обитель была закрыта и на ее территории разместился музей.

В декабре 1941 года немецкие войска заняли Истру и оккупировали Новоиерусалим. Перед тем, как уйти, немцы разрушили собор — были взорваны центральная глава, колокольня и купол ротонды.

Восстановление обители началось уже в 1942 году, но только в 1985 была восстановлена центральная глава, а в 1993 году — купол ротонды. И вот совсем недавно, в 2014 году, была воссоздана колокольня. В настоящее время, при поддержке государства, идут работы по восстановлению внутреннего и наружного декора, а также других монастырских построек.

В 1995 году обитель была передана Русской Православной церкви и в настоящее время на ее территории находится Новоиерусалимский монастырь и один из самых больших музеев Подмосковья — Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector