Михаил лермонтов

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» является одним из последних произведений поэта перед своей трагической гибелью. Многие талантливые люди заранее предчувствовали смерть, что отражалось в их творчестве. Рассматриваемый стих удивительно напоминает предсмертное завещание поэта.

В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – стихотворение «И скучно, и грустно», которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.

Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.

Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».

Лермонтов понимает, что единственный выход – физическая смерть, но она пугает поэта, так как означает и духовную смерть. Мрачная неизвестность, поджидающая каждого человека в конце жизни, связана с потерей личности. Лирический герой хотел бы сохраниться в бесплотном образе, существующем вечно под сенью зеленеющего дуба.

Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.

Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.

Анализ содержания

Пейзажная зарисовка занимает значительную часть произведения. Строки в стихотворении создают ощущение радости и лёгкости: «Ландыш серебристый приветливо кивает», «Студёный ключ играет». Это на первый взгляд. Если вдуматься то, можно заметить нотки трагизма.

Поэт одинок и его чувственная душа ищет умиротворения, надеясь найти его в мироздании, где царствует гармония. Беспокойство чувств Лермонтов выражает не существующими картинами в природе: «желтеющая нива» и «малиновая слива» соседствуют с «ландышем». Осень смешалась с весной. Такой всеобъемлющий образ природы становится для поэта эталоном красоты.

Взаимодействие с окружающей природой с каждой новой строфой происходит последовательно:

  • Первая строфа — взгляд человека устремлён на открывающийся пейзаж.
  • Вторая строфа — душа открывается для красоты природы.
  • Третья строфа — человек ощущает гармонию окружающего мира, спокойствие в душе.

Соединяясь с природой и наслаждаясь истинным покоем и счастьем, чувствуя присутствие Бога во всём, в людском мире поэт — одинок и покинут. Тщетность и горечь одиночества перестают терзать душу на недолгие мгновения, когда божественная красота занимает мысли поэта.

Изменение внутреннего мира, происходящее от взаимодействия с естественной красотой мироздания, автор принимает за просветление и благость, и видит мир божественным взглядом: «и счастье я могу постигнуть на земле». Лермонтов подчёркивает влияние природы на духовность человека, что становится темой для написания. Он восторгается красотой божьего мира, чувствуя от этого прилив радости.

Анализ стихотворения «Валерик» Лермонтова

Во время первой ссылки на Кавказ Лермонтов так и не смог принять участия в боевых действиях, к чему очень стремился. Романтическая натура Лермонтова жаждала подвига. Эта возможность была ему предоставлена во второй ссылке. Поэт попал под командование генерал-лейтенанта Галафеева и даже вел официальный «Журнал военных действий». В июле 1840 г. Лермонтов участвовал в боевых операциях возле р. Валерик (в пер. «речка смерти») и проявил незаурядную храбрость. За один из боев поэт был приставлен к ордену Станислава 3-й ст., но уже после его смерти пришел отказ Николая I. Свои впечатления о войне Лермонтов выразил в произведении «Я к вам пишу случайно; право…» (1840). Название «Валерик» было дано издателями.

Стихотворение начинается с обращения Лермонтова к неизвестной собеседнице, оставшейся в России. Оно отражает философские размышления поэта о своей прошлой жизни и объясняет мотивы, которыми он руководствовался, отправляясь на войну. Лермонтов признается женщине в любви, которую ничто не может изгладить из его памяти. Невыносимые страдания приучили поэта к терпению. Он уже давно привык ко всему и не испытывает ни злобы, ни благодарности к судьбе.

Лермонтов постепенно от общих рассуждений переходит к описанию настоящего положения. Он находится среди русского военного лагеря. Удивительная природа Кавказа вызывает в его душе умиротворение. За будничными трудами некогда предаваться тоске. Поэта окружает непривычная восточная культура, которая невольно привлекает его. Жизнь спокойна только на первый взгляд. В любой момент может произойти внезапная стычка с неприятелем. Но короткая перестрелка давно стала привычным явлением, «безделкой». Она даже не вызывает чувства опасности. Лермонтов сравнивает такие «сшибки удалые» с «трагическим балетом».

Центральная сцена стихотворения – кровопролитное сражение на реке Валерик. Поэт очень подробно описывает эту битву, ее достоверность подтверждается «Журналом военных действий». При этом он умалчивает о собственных подвигах, но с чувством уважения отзывается о военных товарищах.

После битвы автор с сожалением оглядывает место кровавой резни. Огромные жертвы с обеих сторон наводят его на печальные размышления о смысле войны. Благородная жажда подвига сменяется скорбью по погибшим. Причем если русские солдаты будут поименно учтены и похоронены, то убитых горцев даже никто не считает. Очень символично звучит перевод названия р. Валерик – «речка смерти».

В финале автор вновь обращается к любимой. Он уверен, что его «безыскусственный рассказ» будет неинтересен светской женщине. «Тревоги дикие войны» скучны для человека, проводящего жизнь в праздности и веселье. В этом звучит обвинительный приговор Лермонтова всему высшему обществу. В скрытой форме поэт также предъявляет обвинение захватнической войне России на Кавказе. Потери местного населения вообще не учитываются, а судьба и победы русских солдат и офицеров никого не интересуют.

Тематика и проблематика

В своем стихотворении Михаил Юрьевич затрагивает сразу несколько тем и проблем. Краткое описание каждой позволит читателям понять основную мысль и глубже проникнуться в суть произведения:

  1. Пейзаж. Последовательно в стихотворении Лермонтова прорабатывается природная тематика. В каждой строфе окружающий мир представляется по-особенному. Примечательно, что меняется время дня и года, место действия. В результате все вокруг постоянно движется и обновляется.
  2. Вечный поиск гармонии. Наблюдение за окружающим миром и общение с ним насыщает персонажа энергией и жизненными силами, дарит чувство счастья и истинной свободы. Все изменения в полной мере описаны в последней строфе. Примечательно, что меняется внутренний мир и внешний вид персонажа. У него появляется возможность возвыситься до понимания основ мироздания.
  3. Настроение произведения передает умиротворение писателя, его просветление. Окружающий мир продемонстрировал ему суть мироздания и помог рассмотреть божественный промысел.

Технические характеристики Lada 4×4 2018-2019 года

Уже совсем не новость, что в карданной передаче вместо старых крестовин применяются ШРУСы, что значительно сказалось на надежности и тишине. В планы автовазовских технологов входит внедрение электропривода блокировки межосевого дифференциала, переработать фронтальную подвеску и оснастить новую Ниву 4х4 усовершенствованной тормозной системой.

Но самым важным обновлением в новом авто 2018-2019 года окажется усовершенствованный двигатель. Речь идет о бензиновом силовом агрегате, емкость которого составляет 1.7 литр, скорее всего, он увеличит свои мощностные показатели на несколько десятков лошадиных сил. Не исключается возможность появления шестнадцати клапанов вместо привычных восьми. Многие источники уверяют, что это будет двигатель от Priora.

Как бы не случилось, силовой агрегат станет намного динамичней и, что очень важно, будет потреблять меньше топлива. Сегодня на предприятии уже проходит отладка всех важных узлов, также выполняются комплексные тесты на стенде

Исходя из того, что новая Нива получит реечное управление, в подкапотное пространство установят новый подрамник и картер.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным ямбом, в основном шестистопным, с пиррихиями. Лермонтов пользуется в стихотворении длинными словами, из-за чего часть ударений ямба выпадает, получается неровный ритм, напоминающий танго. Всё стихотворение наполнено движением: в первой строфе лирический герой проносится по знакомым местам, во второй – наклоняется, в третьей — уносится вместе с ключом в далёкий мирный край, а в последней его горизонтальное движение по земле прекращается и начинается вертикальное – в небеса. Последняя укороченная строка четырёхстопного ямба останавливает движение, потому что мысль доведена до логического конца.

Последняя строфа отличается и по рифмовке. Первые три имеют перекрёстную рифмовку, а четвёртая – кольцевую. Во всём стихотворении чередуются женская и мужская рифмы.

Темы и проблемы

Отдельное место в данном стихотворении занимает описание пейзажа

Автор описывает природу до мелочей, ничего не обделяя своим вниманием. В каждой строфе мы видим что-то новое, то изменение времени суток, то меняется место, то время года

Мы переживаем вместе с лирическим героем различные периоды жизни. Но, именно благодаря этому, мы способны самостоятельно заметить, что природа прекрасна независимо от чего либо.

Второй темой произведения можно выделить гармонию, который автор находит в окружающей среде. Пока он наблюдает за природными явлениями, ведет диалог с ручьем – он оживает, наполняется энергией и желанием жить и творить. В эти моменты он чувствует себя по-настоящему счастливым. То, насколько изменился лирический герой, мы можем четко увидеть в заключительной строфе, где автор подводит итог.

Образы и символы

Главным образом в стихотворении выступает лирический герой, который отличается чувственностью и добротой. Его душу задевают природные явления. Он искренне любуется и восхищается окружающим его миром

Он общается с природой, не обходя своим вниманием никого. Он отмечает красоту ландыша, разговаривает с ручьем, который ему рассказывает историю о том, с каких краев он бежит

Природу автор так же представляет в роли одушевленного предмета. У неё есть душа, которая испытывает эмоции. Так же автор наделяет природу умением думать и размышлять. Михаил Юрьевич видит в природе все то, что хотел бы видеть в окружающих его людях. Она совершенна и не требует никаких изменений. Автор преподносит все природные явления как идеал.

Образы и символы

Лирический герой поэзии появляется перед читателем спокойным человеком, он не испытывает страха или тревоги, способен глубоко чувствовать природу, поэтому замечает не только очевидные простому обывателю вещи, но и видит ее тайные стороны и вступает в диалог с окружающим миром. Герой приветствует ландыш и слышит в журчании ручья нечто большее, чем просто как шумит вода.

Однако главное место в стихе занимает природа. Поэт олицетворяет ее, она живая, способна чувствовать и мыслить. К примеру, нива в стихотворении может волноваться.

Привычные рисунки природы — нива и скромные полевые цветы для Лермонтова становятся настоящим идеалом прекрасного на земле. В первой строфе она обобщена, поэт рассказывает о лесах и садах. Во второй появляется конкретный предмет — ландыш. В третьей строфе природа успокаивает лирического персонажа и он начинает думать о жизни. При наблюдении за умиротворенной природой у человека исчезает чувство тревоги и он обретает счастье.

Образ природы объемен, он символизирует идеальный замысел Бога, все отдельные крупинки которого складываются в одну картину мира.

Темы и проблематика

Основная тема стихотворения — многогранность природы. Автор последовательно рисует 3 картинки, подводя читателя к своему внутреннему миру. Поэт описывает разные пейзажи, причём меняются не только образы, но и время суток. В первой строфе присутствует слово «тень», поэтому можно предположить, что описывается полдень. Во втором четверостишии упоминаются вечер и утро, а в третьем нет прямого указания на время суток, но из контекста следует, что это день.

Динамичность достигается и путём смены времён года. Одни картины присущи весне, другие — лету, третьи — осени. Автор кратко показывает, что природа не статична, а изменчива. Многообразие ликов стихии приводит душу в спокойное состояние.

Вторая тема, раскрытая автором, — поиск гармонии и счастья. Наблюдая за природой и общаясь с ней, он понимает, что прекрасен каждый миг. Всё, созданное творцом, и есть идеал, которого невозможно достичь, но к нему стоит стремиться. Настоящую свободу дарит единение с природой, и оно же наполняет душу гармонией, настраивая на философский лад. Понять сущность мироздания и увидеть его совершенство можно только через веру, и недаром в стихотворении упоминается бог как создатель земного мира.

История создания

Данное стихотворение было написано автором в 1837 году. В тот момент поэт переживал не лучшие моменты своей жизни, поскольку находился под арестом. В заключение он попал после выхода его бессмертного произведения «Смерть поэта», которое всколыхнуло общество и систему в целом. В стихотворении автор прямо выражает свои политические взгляды и не боится критиковать строй, который привел к смерти великого Александра Сергеевича Пушкина. И пока правительство разбиралось в данном вопросе, было принято решение Лермонтова оградить от общественности путем заключения.

Главным оружием в руках творца были бумага и чернила, поэтому именно их он был и лишен. Но автор не отчаивался и использовал для написания произведения все подручные средства. Как и многие другие заключенные, находясь за решеткой, поэт начал очень сильно скучать по свободе. Он придается воспоминаниям, когда имел возможность наслаждаться природой и величием окружающей среды. По тексту стихотворения это не сложно понять, потому что каждая строка пронизана любовью к родной природе.

Стихотворение опубликовали лишь в 1840 году, добавив его в сборник других произведений творца.

Тема

Связь природы и духовного мира человека. Сочное, яркое описание природы подытожено философским выводом и душевными переживаниями лирического персонажа. Проблематика – без связи с природой, которая даёт человеку энергию и силы для жизни, невозможно полноценно существовать. В этом стихотворении мир природы является своеобразной дорогой к духовному становлению, к пониманию и единению с Богом. Идея – человек может пережить минуты счастья в единстве с природой, она – проводник человека, его связь с божественной силой.

Именно это хотел показать автор, он осознал эту истину, когда простое любование родной природой было для него недоступно. Воспоминания из беззаботного детства, лучшие пейзажи, запечатлённые в памяти автора передаёт лирический герой в стихотворении. Лирический герой наиболее ярко раскрывает своё присутствие в последней строфе, когда признаёт своё утешение и осознание счастья в единении с природой. Для него она невидимый мостик к Богу, к душевному покою и утешению от тревог.

«Весна, весна» анализ стихотворения Баратынского по плану кратко – главный герой, история создания, тема, год

Комплектации и цены

1.7 л 8 кл. (83 л.с.), 5МТ / >0)

• Крепления для детских сидений ISOFIX • Дневные ходовые огни • Антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил (ABS, EBD) • Система вспомогательного торможения (BAS)

• Новая комбинация приборов • Розетка 12V

• Гидроусилитель рулевого управления • Легкая тонировка стекол • Электростеклоподъемники передних дверей • Аудиоподготовка

• 16» стальные диски с шинами Pirelli • Запасное полноразмерное стальное колесо 16»

1.7 л 8 кл. (83 л.с.), 5МТ / Luxe0)

• Крепления для детских сидений ISOFIX • Дневные ходовые огни • Антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил (ABS, EBD) • Система вспомогательного торможения (BAS)

• Новая комбинация приборов • Розетка 12V • Розетка 12V в багажном отделении

• Гидроусилитель рулевого управления • Легкая тонировка стекол • Электростеклоподъемники передних дверей • Подогрев передних сидений • Электропривод и обогрев наружных зеркал • Аудиоподготовка

• 16» легкосплавные диски Niagara с шинами Pirelli • Запасное стальное колесо временного использования 16»

1.7 л 8 кл. (83 л.с.), 5МТ / Luxe / Кондиционер (21214-51-010)

• Крепления для детских сидений ISOFIX • Дневные ходовые огни • Антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил (ABS, EBD) • Система вспомогательного торможения (BAS)

• Новая комбинация приборов • Розетка 12V • Розетка 12V в багажном отделении

• Гидроусилитель рулевого управления • Легкая тонировка стекол • Электростеклоподъемники передних дверей • Подогрев передних сидений • Электропривод и обогрев наружных зеркал • Кондиционер • Аудиоподготовка

• 16» легкосплавные диски Niagara с шинами Pirelli • Запасное стальное колесо временного использования 16»

1.7 л 8 кл. (83 л.с.), 5МТ / Black Edition (21214-51-B00)

• Крепления для детских сидений ISOFIX • Дневные ходовые огни • Антиблокировочная система с электронным распределением тормозных сил (ABS, EBD) • Система вспомогательного торможения (BAS)

• Новая комбинация приборов • Розетка 12V • Розетка 12V в багажном отделении

• Дополнительная виброизоляция • Гидроусилитель рулевого управления • Легкая тонировка стекол • Электростеклоподъемники передних дверей • Подогрев передних сидений • Электропривод и обогрев наружных зеркал • Кондиционер • Аудиоподготовка

• 16» легкосплавные диски Niagara черные с шинами Pirelli • Запасное стальное колесо временного использования 16» • Окраска кузова цвета Пантера

Средства выразительности

Для придания стихотворению яркости и неповторимости Михаил Юрьевич использовал множество художественных приемов. Разбор средств выразительности:

  1. Лермонтов использовал большое количество эпитетов — «свежий лес», «сладостная тень», «малиновая слива», «смутный сон», «таинственная сага», «студёный ключ», «душистая роса», «румяный вечер», «серебристый ландыш», «златой час», «мирный край». За счет этого стихотворение значительно выделяется на фоне других его произведений того времени.
  2. Поэт не скупится на олицетворения — «когда желтеет волнующая нива», «слива прячется», «ландыш кивает», «ключ играет и лепечет».
  3. Метафоры делают стихотворение более объемным и своеобразным — «тревога смиряется», «морщины на челе расходятся». С их помощью можно наглядно представить, какие изменения происходят с героем, как меняется его внешний и внутренний мир.

Лермонтов очень точно подбирал слова, делая произведение мелодичным, в нем через звуки передаются эмоции и настроение лирического героя. Поэт использовал ассонанс, аллитерацию, что добавило музыкальности и воздушности.

В последнем четверостишии Лермонтов провел синтаксический параллелизм между первой и второй строкой.

Написанное Михаилом Юрьевичем стихотворение — уникальная работа с яркими, неповторимыми образами и глубокой философской мыслью. Оно создано в лучших традициях русской пейзажной и философской лирики.

Композиция

Данное стихотворение состоит из четырех строф. И, что самое интересное, состоит из одного предложения.

В первых трех строфах автор придается раздумьям и восхищается природой, обращая внимания даже на мелкие детали. Он получает удовольствие от природы, она питает его и придает силы.

Он наслаждается красотой ручья, который спешит поведать нам историю своего странствия.

В последней же строфе мы видим некое подведение итогов, мы переходим от созерцания природных явлений к душевным переживаниям героя. Но целительное влияние природы разглаживает морщины лирического героя, и забирает все его тревоги.

Средства художественной выразительности и стихосложения

Стихотворение состоит из 16 строк, разбитых на строфы-катрены. Оно написано шестистопным ямбом с пиррихиями. Рифма перекрестная, женские слоги чередуют нечетные строки женские, четные – мужские. В последней строфе рифма кольцевая.

В этом произведении автор применил следующие средства художественной выразительности, которые помогают ему передать очарование природы:

  • Лексическая анафора, или повторение какого либо слова (фразы). В данном случае вначале каждого четверостишия повторяется слово «Когда»;
  • Архаизм – чело;
  • Эпитеты – желтеющая, малиновая, обрызганный, душистой серебристый, зеленый, студеный
  • Олицетворения – свежий (лес), златой (час), сладостная (тень);
  • Метафора – лепечет таинственную сагу.

С помощью этих средств художественной выразительности природа в строках Лермонтова оживает.

В заключение анализа стихотворения «Нива» вспомним о том, что известный русский публицист Глеб Успенский в своей статье «Поэзия земледельческого труда» раскритиковал Лермонтова, заявив, что

Однако Успенский подходит к поэзии как публицист, а не как поэт, требуя от автора стиха публицистической достоверности. Цель поэзии – создать настроение, передать основную мысль произведения через образы. Этого Лермонтов добился в полной мере.

Анализ стихотворения «К* (Я не унижусь пред тобою)» Лермонтова

Стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)» посвящено одному из первых любовных разочарований Лермонтова. Современники не догадывались, кому оно было в действительности посвящено. Лишь значительно позднее исследователи установили, что таинственная возлюбленная – Н. Иванова. Молодой поэт познакомился с ней в 1830 г. и быстро влюбился. Неизвестно, как девушка ответила на его чувства, но Лермонтов, вероятно, считал, что может надеяться на взаимность. Встречаясь с Ивановой только на балах, поэт постепенно понял, что был одним из многочисленных поклонников ветреной красавицы. Между молодыми людьми произошел решительный разговор, после чего всякие отношения прекратились. В 1832 г. Лермонтов сумел беспристрастно взглянуть на неудавшийся роман. Свои впечатления он выразил в стихотворении «К* (Я не унижусь пред тобою…)».

Произведение очень эмоционально. Заметно, что автор искренне любил девушку и глубоко переживал эту душевную травму. Ему нелегко далось утверждение: «мы чужие с этих пор». Лермонтов с раннего возраста считал главным идеалом свободу, но преступил через нее ради любви. Поддавшись внезапной страсти, он совершил большую ошибку в жизни. Девушка стала в его глазах новым божеством, для которого он ничего не жалел. Конечно, в заявлениях юного романтика еще много преувеличений. Недолгие отношения он считает пожертвованными годами, когда он «целый мир возненавидел», отдав все чувства любимой.

С другой стороны, Лермонтов достаточно здраво судит о потраченном зря времени, которое он мог использовать для развития своего поэтического дара. В более зрелом возрасте поэт вообще почувствует презрение к балам и маскарадам. Возможно, истоки этого презрения лежат в неудавшейся любви.

Судя по стихотворению, девушка давала поэту какие-то обещания. С ее стороны это была просто кокетливая игра. Но возвышенная душа Лермонтова воспринимала эти слова за чистую монету. Поэт слишком поздно понял, что был для Ивановой очередной забавой.

Только теперь автор прозрел, он заявляет: «я горд!». Совершенная ошибка стала огромным уроком на будущее. Поэт утверждает, что больше никогда не станет унижаться перед кем-либо. Намек на удаление «под небо юга» — традиционная для XIX века угроза уехать на Кавказ. Лермонтов заявляет, что отныне будет тверд душой и сердцем. Коварная измена девушки, которую он считал ангелом, заставила его навсегда потерять уважение к женщинам. С этого времени он сам будет приносить ложные клятвы и разбивать сердца.

Торжественность и пафос произведения постепенно нарастают. В финале автор заявляет, что возлюбленная понимала, на что он был способен ради нее. Но сам он находился в любовном тумане и не знал, что в действительности представляет собой мнимая «богиня».

Основная идея

Основная идея заключается в том, что человек, созерцающий явления природы, преображается внутренне. Настоящие сокровища открываются перед тем, кто умеет вглядываться в детали, отыскивая в них прекрасное. Общаясь с миром растений, герой внемлет шёпоту листьев, слушает журчание ключа, наблюдает за плодами и цветами. От созерцания человек переходит к диалогу. Мысленно он беседует с ручьём, нивой и ландышем, а они, в свою очередь, тоже общаются с автором.

Все образы, которые есть в тексте, не списаны с натуры, а созданы воображением поэта. Таким образом, идея произведения ещё и в том, что любоваться природой можно и в отдалении от неё. Живой мир тем и прекрасен, что в нём можно черпать силы и вдохновение, не имея возможности видеть, слышать и осязать листья, траву и цветы.

Тропы и образы

Картины природы в каждой строфе рисуют эпитеты. В первой строфе образы летней природы создаются с помощью ярких цветовых эпитетов: желтеющая нива, малиновая слива, зелёный листок. Звуки в этой строфе тоже громкие и реальные: шум свежего леса.

Во второй строфе краски поздней весны становятся мягче и глуше: румяный вечер, золотой час утра, ландыш серебристый. Появляются запахи: душистая роса.

Эпитеты третьей строфы касаются внутреннего мира, ощущений лирического героя: смутный сон, таинственная сага, мирный край. Только эпитет студёный ключ соотносится с природой. Она уходит на второй план, автору не важна детализация, не указано ни время года, ни время суток, природа становится условной.

В каждой строфе олицетворения оживляют природу: слива прячется в саду, ландыш кивает головой, ключ лепечет таинственную сагу, играет по оврагу.

В последней строфе внутренний мир рисуют метафоры: смиряется тревога, расходятся морщины на челе.

В последней строфе поэт использует синтаксический параллелизм (первая и вторая строка). Создаётся образ гармоничной личности, которая черпает из природы силы для восстановления душевного равновесия.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

Природа средней полосы России волнует поэтов и писателей на протяжении многих веков. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» относится к самобытным поэтическим произведениям, посвященным природным красотам родного края.

В первых трех четверостишиях стихотворения описывается тот момент, при котором происходит очищение души лирического героя. Тревоги, волнения уходят, «когда волнуется желтеющая нива и свежий лес шумит при звуке ветерка», «когда… ландыш серебристый приветливо качает головой», «когда студеный ключ играет по оврагу».

Лирический герой внутренне спокоен, когда находится на лоне природы, наслаждается ее красотой и чувствует себя частью вселенной. Только такая сопричастность с природным миром позволяет «счастье… постигнуть на земле», а в небесах увидеть Бога.

Лирическое стихотворение богато художественно-выразительными средствами, изображающими сущность настоящей красоты. Поэтические эпитеты создают атмосферу тихой таинственности: «под тенью сладостной», «румяным вечером», «в какой-то смутный сон», «таинственную сагу». Художественные олицетворения позволяют сделать описываемую картину живой: «волнуется желтеющая нива», «свежий лес шумит при звуке ветерка», «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый приветливо качает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу про мирный край, откуда мчится он». Природа как бы играет с лирическим героем, открывая ему свои неведомые грани. Лермонтовское стихотворение наполнено ощущением покоя, безмятежного счастья, которое разлито в природе. И только, осознав это, лирический герой говорит:

И в небесах я вижу Бога…

Это стихотворение – внутренний монолог лирического героя. По своему настроению оно оптимистично и позволяет увидеть нам высшую истину.

(2 вариант)

Считается, что это стихотворение было написано в феврале 1837 года, когда М.Ю. Лермонтов находился под арестом в здании Главного штаба. У стихотворения нет названия, но первая строчка заставляет нас заинтересоваться тем, что же «тогда» происходит. Стихотворение состоит из одного предложения. Первая, вторая и третья строфы – придаточные времени, причины и условия («когда»), раскрывающие значение главного предложения, последней строфы («тогда»).

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Поэт успокаивается, молодеет, забывает о своих невзгодах, радуется, обретает счастье на земле и верит в существование Бога, то есть обретает внутреннюю гармонию, только при определенных условиях. Что же может помочь человеку обрести гармонию? М.Ю. Лермонтов считает, что такой властью над сознанием и душой человека обладает природа.

Только природа способна дать поэту ощущение гармоничности мира, примирить его с ним.

  1. История создания
  2. Структура стихотворения
  3. Анализ содержания

Формирование изображения природы посредством символов в русской поэзии неразрывно связано с именем великого классика – М.Ю. Лермонтова. Его произведения поражают глубиной мысли и прелестью формы. Изучая стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» анализ следует начинать со знакомства с историей создания произведения.

Средства выразительности

Использование огромного количества эпитетов дает возможность автору передать как можно ярче красоту окружающих его пейзажей. С их помощью Михаилу Юрьевичу удалось «оживить» природу, и перенести читателя в то место, где находится лирический герой.

Использование олицетворений помогает передать общение лирического героя с ручьем и остальной природой. Природа оживает и заигрывает с ним. Это так же придает особую «изюминку» произведению.

Метафоры же наглядно показывают нам то, как меняется лирический герой за это время. Меняется его настроение и взгляды.

Совокупность всего этого придает тексту особую легкость, певучесть и музыкальность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector