Настоятель монастыря

Содержание:

Огорчения и утешения

Если начальник требовательный, немощные подчиненные ропщут на него за требовательность. Если он нетребовательный, то немощные подчиненные ропщут за нетребовательность. Но, поскольку требовать от подчиненных исполнения ими своих обязанностей – это долг начальника, то лучше пусть на нас ропщут за исполнение долга, чем за неисполнение.

Для полноценной жизни прихода очень важно, чтобы не только настоятель был благочестивым – но чтобы в его благочестии не сомневался народ, чтобы не только настоятель любил братию и прихожан и заботился о них – но чтобы и они видели его любовь и заботу. Конечно, если Бог попустит случиться такому искушению, что люди усомнятся в добром настоятеле или даже восстанут против него, то он должен будет потерпеть это смиренно и без ропота, даже с благодарностью к Богу

Конечно, если Бог попустит случиться такому искушению, что люди усомнятся в добром настоятеле или даже восстанут против него, то он должен будет потерпеть это смиренно и без ропота, даже с благодарностью к Богу.

Но сам настоятель не должен вводить ближних в искушение, он должен всячески стараться хранить мир на приходе и ради этого, а не из человекоугодия поддерживать в прихожанах и сотрудниках веру в то, что он печется об их благе, в первую очередь – духовном, а по возможности – и житейском.

Именно поэтому причиной принятия решений, утешительных для сотрудников, должна не только быть, но и объявляться настоятельская забота о них, а причиной принятия огорчительных решений – неблагоприятные внешние обстоятельства.

Иногда бывает необходимо причинить огорчение сотрудникам храма (например, снизить зарплату, если на нее хронически не хватает денег). Для того чтобы люди меньше смущались, лучше проводить такие меры одним разом и быстро.

Чтобы предупредить или хотя бы смягчить вероятное возмущение сотрудников, следует объяснять им вынужденность неприятной перемены; хорошо не скрывать от них своего огорчения, что приходится доставить им неприятность.

Хорошо, по необходимости опечалив людей в чем-то одном, в то же время доставить им утешение в чем-то другом.

Если я по своему долгу вынужден кого-то огорчить, пусть он знает, что я действую именно по долгу, а не по нелюбви к нему.

Наказывать провинившегося сотрудника деньгами допустимо только тогда, когда это совершается согласно общепринятому порядку. Иначе, если даже начальник вполне и очевидно прав, наказанный будет обижаться.

Если я не намерен уволить нерадивого сотрудника, лучше буду поддерживать с ним добрые отношения.

Если опора гнется и ломается под ста килограммами, есть ли смысл нагружать на нее двести? И если человек обижается на спокойное замечание, сделанное наедине, есть ли смысл ругать его при людях? Так поступая, только грешим и наживаем себе врагов.

Вообще, нужно стараться, по возможности, действовать мягко. Малые, но своевременные действия часто приводят к благим результатам, а о применении силы нередко приходится жалеть.

Из писем святителя Филарета Московского:

Только спокойные и кроткие обличения вразумляют людей, жестокие более раздражают, нежели пользуют. (349)

Надобно обуздывать невежество безумных человек, только с правдой и с умеренностью, а не с гневом, ибо гнев мужа правды Божией не соделывает. (350)

Сделав строгое замечание, хорошо после этого сказать что-нибудь приветливым тоном, чтобы человек почувствовал, что на него уже не сердятся.

Конечно, мужественно терпеть суровость начальника очень полезно для души. Но, во-первых, много ли людей готово к мужественному терпению? А, во-вторых, не надо забывать и о своем малодушии, нетерпеливости и гордости. Мне самому полезно ли быть суровым с подчиненными? Ведь Спаситель сказал: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6:31). А сам я пока далек от такой духовной меры, чтобы искренне желать огорчений от начальства.

Новый настоятель на старом приходе

Все мы – люди немощные, плотские, и, если чего-то не ощущаем, то этого для нас как будто и нет. Ум знает, что есть, а сердце не чувствует. Поэтому настоятелю нужно стараться или поселиться на приходе, или хотя бы как можно чаще там бывать, чтобы сослужители, сотрудники и прихожане не только знали, что у них есть отец, но и видели и слышали его. Это, конечно, относится ко всем настоятелям, но особенно – к недавно назначенным.

Став настоятелем уже действующего прихода, нужно осторожно, до времени не раскрывая людям своих мыслей и впечатлений и, тем более, не торопясь с выводами, понять и изучить обстановку

Следует со вниманием относиться к разным сообществам. Например, воскресные школы, благотворительные братства и тому подобное, да и просто дружеские компании глубоко верующих православных людей – могут оказаться вполне церковными по духу и заслуживающими всяческой поддержки

Соборность это не цивилизованное отстаивание своих интересов или интересов своей группы, а единство в Духе Святом, согласие в истине и жертвенное служение ближним.

Бывает, что предыдущий настоятель был удален, потому что не справился с обстановкой на приходе, а нового настоятеля люди знали и просили поставить именно его. Такая ситуация при всей своей видимой благоприятности – очень небезопасна, потому что ожидания этих людей обязательно будут завышенными, и за первоначальной эйфорией у них вскоре последует разочарование.

Даже если они являются многолетними духовными чадами нового настоятеля, все же для разочарования будет множество поводов, хотя бы потому, что любимый батюшка как духовник только совершал таинства, советовал и утешал, а как настоятель нередко будет обязан настаивать, требовать, а то и наказывать.

Нужно еще учесть, что люди миролюбивые, послушные и почитающие духовенство, как правило, неохотно вступают в борьбу с настоятелем, даже если эта борьба справедлива и необходима. А люди своевольные и не имеющие глубокого благоговения перед священным саном легко и даже с удовольствием включаются в борьбу хотя бы и с благочестивым настоятелем, потому что в глубине души им нравится сама борьба.

Поэтому новому настоятелю следует ожидать, что многие из тех, кто встретят его с энтузиазмом, будут радоваться только лишь потому, что увидят в его назначении знак своей победы, а потом они же, разочаровавшись, начнут с ним бороться, потому что, как сказано, им вообще по душе борьба с духовенством.

И наоборот, многие из тех, кто были на стороне смещенного настоятеля, со временем, весьма вероятно, будут поддерживать и нового.

Из писем святителя Филарета Московского:

Боюсь человека, который замечен немирным к начальнику. Хотя причина сего иногда может быть и в начальнике, но сыны мира и с немирным начальником умеют охранять свой мир в терпении. (350)

Существует три степени священства: епископы (митрополиты, архиепископы), иереи, диаконы.

Епископы, Архиепископы

Епископ — высший чин в Церкви, они получают высшую степень Благодати, они называются еще архиереями (наиболее заслуженные) или митрополитами (которые являются главой митрополии, т.е. главные в области). Епископы могут совершать все семь из семи таинств Церкви и все Церковные службы и чинопоследования. Это значит, что только епископам принадлежит право не только совершать обычные богослужения, но и посвящать (рукополагать) в священнослужители, а равно освящать миро, антиминсы, храмы и престолы. Епископы управляют священниками. А подчиняются епископы Патриарху.

Иереи, Протоиереи

Иерей — это священнослужитель, второй священный чин после епископа, который имеет право совершать самостоятельно шесть таинств Церкви из семи возможных, т.е. иерей может совершать с благословения епископа таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу. Более достойным и заслуженным иереям присваивается звание протоиерея, т.е. старшего иерея, а главному между протоиереями дают звание протопресвитер. Если священник является монахом, то его называет иеромонах, т.е. священномонах, за выслугу лет могут их наградить званием игумена, а далее еще более высокое звание архимандрита. Особо достойные архимандриты могут стать епископами.

Диаконы, Протодиаконы

Диакон — это священнослужитель третьего, низшего священнического чина, который помогает священнику или епископу при богослужении или совершении таинств. Он служит при совершении таинств, но самостоятельно таинства совершать не может., соответственно участие диакона в богослужении не обязательно. Помимо помощи священнику, задача диакона — призывать молящихся к молитве. Его отличительная особенность в облачении: Одевается он в стихарь, на руках поручи, на плече длинная лента (орарь), если у диакона лента широкая и сшитая перехлестно, значит диакон имеет награду или является протодиаконом (старшим диаконом). Если диакон монах, то его называют иеродиаконом (а старший иеродиакон будет называться архидиакон).

«Чем я могу помочь?» — вопрос, который открывает двери в общину

— Но что мне делать, если я живу в маленьком городе или поселке, где один храм и один священник? Даже если там есть община, вдруг я почему-то в нее не вписываюсь?

— Да, это беда, и, к сожалению, Вам придется с ней смириться. Конечно, сегодня средства коммуникации позволяют людям поддерживать отношения даже на расстоянии. Но община — это роскошь, это драгоценность. Можно войти в Царство Божие и без нее, но ведь хочется уже здесь попробовать, что это такое. И в общине это возможно.

Понимаете, после долгих лет воцерковления, после наведения некоторого порядка в своем духовном мире человек зачастую сталкивается с некой исчерпанностью этой жизни. Ему чего-то не хватает. И надо двигаться дальше. А община — это люди, объединенные верой, которая, по слову апостола Павла, действует любовью.

В общине каждому есть чем заняться. Кому-то обед приготовить, квартиру убрать, кому-то детей раз в неделю в бассейн отвезти. Один может провести какую-то лекцию. Другой — организовать летний лагерь или поход. Третий — поговорить о Евангелии. Просто нужно создавать на приходах центры, куда стекаются предложения и просьбы, и соединять людей друг с другом. И каждый должен что-то делать. Потому что пока ты только получаешь, ты — еще не член общины, ты — пользователь. Ты не ощутил в полной мере правоту слов Христа: «Блаженней отдавать, чем принимать».

А частью общины ты становишься, когда засучишь рукава и будешь трудиться.

— То есть, только молиться и трудиться? И этого достаточно?

— Нет, еще нужно обязательно изучать Священное Писание, святых отцов, историю Церкви — узнавая учение, возрастая в нем, люди очень сильно объединяются. Мы сейчас каждое воскресенье изучаем с прихожанами книгу «Деяний святых Апостолов»

И это так здорово! Это такой разговор вообще о Церкви! Приходят десятки людей, им это интересно, им это важно. И это их объединяет

Ну, и, конечно, воскресная школа. Это очень сильная точка сбора общины. Все, у кого есть дети, там друг с другом знакомятся, кто-то готовит, кто-то убирает посуду, кто-то дежурит в классе. Потом все вместе едут на экскурсию. Или в летний лагерь. Мы 15 лет по месяцу жили в палатках при каком-нибудь монастыре. Там между поколениями устанавливались действительно дружеские связи. И, я надеюсь, если Бог благословит, когда я стану старым и немощным, эти люди останутся костяком общины в храме, где я служил.

Священнослужители

Таким образом, священнослужители — это люди, которые посвящены особым образом главой митрополии или епархии, с возложением на них рук (рукоположением) и принятием священного духовного сана. Это люди, принявшие присягу, а также имеющие духовное образование.

Тщательный отбор кандидатов перед рукоположением (посвящением)

Как правило, кандидатов рукополагают в священнослужители после длительной проверки и подготовки (зачастую 5 — 10 лет). Предварительно этот человек проходил послушание в алтаре и имеет характеристику от священника, у которого в храме он послушался, далее он проходит ставленническую исповедь у духовника епархии, после чего митрополит или епископ принимает решение о том, достоин ли конкретный кандидат принятия сана.

Женатый или Монах…Но венчаный на Церкви!

Перед рукоположением ставленник определяется, будет он женатым служителем или монахом. Если будет женатым, то он должен заранее жениться и после проверки отношений на крепость совершается рукоположение (второженцами священникам быть запрещено).

Итак, священнослужители получили благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой, а именно: совершать богослужения, учить людей христианской вере, доброй жизни, благочестию, управлять церковными делами.

Епископы

Фото: Aif.ru Это наивысший священный чин. В прямом переводе с греческого данное понятие переводится как «архиерей» или «надзирающий». Священнослужитель становится епископом после Таинства Хиротонии, по-другому Рукоположение. Его проводит собор епископов, то есть несколько священнослужителей этого ранга, собравшиеся вместе.

В православной традиции епископы наделены теми же полномочиями, что и апостолы. Они возглавляют приходы, а также являются непосредственными руководителями священнослужителей. Имеет право проводить все без исключения Таинства.

Епископы считаются равными по благодати, однако, ради получения помощи в трудных ситуациях часть епископов наделяется дополнительными правами.

Патриарх

Это епископ, руководящий православной церковью в целом государстве. Данный титул дословно переводится с греческого как «семья» и «начальствующий».

При этом в отдельных православных странах церковью руководит архиепископ, например, в Польше или Греции. В Грузии и Албании во главе стоит католикос, а Александрийской и Римской церквями управляет папа.

Митрополит

Это словно с греческого переводится как «столичный». Митрополитом называют руководителя значительной по территории церковной области. В православии ее именуют епархией.

В своей структуре епархии подразделяются на благочиния, еще более мелкая территориальная единица – приход. Митрополит – это почетный священнический титул, являющийся также своеобразной наградой за многолетнее служение церкви или особые заслуги.

Архиепископ

В раннем христианстве сан архиепископа в церковной иерархии стоял выше митрополита. В его непосредственном ведении значилось несколько митрополий, находившиеся в подчинении ему.

В настоящее время в РПЦ архиепископ – почетный сан, предшествующий митрополиту.

Епископ

Священник в сане епископа руководит относительно небольшой по площади территорией. В некоторых случаях у него есть в управлении самостоятельная область или он может являться помощником старшего по рангу архиерея. В таком случае его называют викарным. То есть он сам не имеет собственной епархии в управлении, а обязан помогать в руководстве местному архиерею.

Архимандрит — это настоятель православного монастыря

Начнём с ответа на первый вопрос. Никакого «мандрита» в православной иерархии действительно нет.

Слово «архимандрит» образовано другим способом. На греческом оно пишется так: ἀρχιμανδρίτης — и состоит из двух частей:

Сразу стоит поосторожничать и избежать дословного перевода.

«Вождь хлевов» — это, конечно, издержки разницы в языках. Подразумевается, что архимандрит — это человек, который главный в месте, где обитают заблудшие овцы. Это явный намёк на слова Иисуса Христа:

Овцы — символ по нынешним меркам для русского обидный, но для своей эпохи это была прекрасная иллюстрация. Итак, верующие — это овцы, которые держатся в стаде.

Его хозяин — Бог, ну а представители духовенства — своего рода сменные пастыри, которые заботятся о христианах и представляют Всевышнего на земле.

Архимандрит — это управляющей группой таких овец, общиной монахов. Нам сегодня понятно слово «монастырь», но в своё время уместнее было говорить именно об общинах.

Так что архимандрит — это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря.

У католиков есть аналогичный титул — аббат, то есть руководитель аббатства. А ещё есть аббатиса, то есть настоятельница, а по-нашему — игуменья.

Архимандрит Тихон (Секретарёв)

Настоятель монастыря в Киевской Руси

Для Киевской Руси 988 год стал великим – именно тогда князь Владимир крестил свой народ. Спустя несколько лет появились первые монастыри, послужившие приютом для всех, кто хотел посвятить всего себя Богу.

Чем же отличался настоятель монастыря в Киевской Руси от своего коллеги из католической церкви? Прежде всего заметим: православный устрой, позаимствованный из Византии, не предусматривал наличия системы орденов и святых воинов. Русские монахи были простыми верующими, ведущими аскетический образ жизни.

Поэтому главной задачей настоятеля такого монастыря было поддержание морального и материального состояния обители. То есть в духовном плане он следил за тем, как монахи выполняют свои обязанности (соблюдают ли они пост или таинство молитвы) и так далее. Что касается материальной стороны вопроса, то настоятель монастыря должен был вести учет расходов, следить за состоянием зданий, запасаться припасами, а при необходимости договариваться о помощи с синодом или местным князем.

Клирик храма – это кто такой? | Христианство на 4-women.ru

Тех, кто только начинает воцерковляться и ходить на службы в храм, со временем начинают одолевать разного рода вопросы. Человек любознательный обязательно найдет все ответы на них. И вот пример одного из многочисленных вопросов: «Клирик храма — это кто такой?» Попробуем подробно с ним разобраться.

Итак, что значит клирик храма? В переводе с греческого языка слово «клир» обозначает «жребий» — доля или удел, доставшийся по жребию. В Священном Писании (Деян.

1:17-25) можно найти церковное служение жребием, это означает, что уже тогда существовали особые разделения членов Церкви на священнослужителей и церковнослужителей.

Клирики имеют церковные степени — высшие и низшие. Первые делятся на иерархические разряды и имеют право совершать церковные таинства. Священнослужители – это высшие клирики, которые получают благодать священства в алтаре через хиротонию – рукоположение (посвящение в степень священства), и они образуют священноначалие. К ним относятся иерархические степени епископа, пресвитера и диакона.

Низшие клирики – это чтецы, звонари, пономари, певцы и т.д., они назначены на свое служение через хиротесию – возложение епископской руки в храме вне алтаря. Во время богослужения эти люди прислуживают в храме.

Назначение на служение происходит с благословения архиерея и не принадлежит к числу таинств.

Церковные чины

Надо еще отметить очень важную деталь. Это позволит получить полный ответ на вопрос: клирик храма — это кто? Священнослужительских чинов три: первый – епископский (архиерейский), второй – пресвитерский (иерейский) и третий – дьяконский.

И вот тут надо сказать, что в широком понимании под словом «клирик» подразумевается любое духовное лицо, которое по правилам Церкви посвящено на служение ей. То есть всех тех, кто совершает и помогает совершать богослужение.

При этом, какие бы кто ни занималцерковные чины, вхождение в Царство Небесное для каждого остается равным в своих возможностях. Однако Церковь есть Тело, и, как в любом живом организме, каждый член его выполняет свое назначение.

Чтобы не было колеблющихся и увлекающихся всякими ложными вероучениями от лукавых и хитрых людей и чтобы по своей истинной любви они приняли в свою душу того, кто есть глава всему – Бога Иисуса Христа.

Члены Церкви

Члены Церкви делятся на два разряда, первый из которых состоит из призванных Святым Духом совершать богослужение: преподавать Таинства, проповедовать, заботиться о внешнем устройстве обителей и храмов.

Это и есть клирики. К другому разряду относятся миряне.

По благословению священнослужителей они участвуют в церковной жизни вне храма, своими молитвами в богослужении, в избрании священнослужителей в церковном управлении и т.д.

В продолжение темы «Клирик храма – это кто?» стоит добавить, что еще Восточные Патриархи 6 мая 1848 года в Окружном послании написали, что стражами благочестия есть само Тело Церкви, которое и есть сам народ, тем самым выразив одну из основных истин православного учения, в отличие от католической веры, у которой Тело Церкви имеет не принятые Православием разделения на две церкви: учащую и учащуюся.

Назначение на церковно-общественное служение и принятие человека в клир проходит через посвящение. Это лицо наделяется определенными полномочиями в полученной должности и особой благодатью в помощь.

Обязанности клириков

На клириков, кроме обязанностей, накладывается и высокая степень нравственности и достойного поведения. Им нельзя заниматься торговлей, играть в азартные игры и пьянствовать.

Им также недопустимо нести службу в армии и занимать государственные должности. В случае вдовства запрещено жениться во второй раз.

Не поощряется и любая предпринимательская деятельность и занятия, связанные с пролитием животной или человеческой крови — это охота и медицинская практика (в частности, хирургия).

Заключение

В Византии за добровольное сложение сана человек лишался многих гражданских прав, а по правилам Халкидонского Собора мог даже подвергнуться анафеме.

В России в XIX веке это разрешалось только тогда, когда священник становился молодым вдовцом.

В этом случае он мог пойти работать на государственную службу, правда, через определенное время – 6 лет в чине дьякона и через 10 лет в чине пресвитера.

Источник

Архимандрит — настоятель большого монастыря, а игумен — маленького

Подкованные в церковных вопросах читатели вправе спросить: а какая разница между игуменом и архимандритом?

Очень хороший вопрос. Действительно, и тот и другой — настоятели православных монастырей.

Дело в том, что в 1764 году произошла секуляризационная реформа. В результате русские православные монастыри разделили на три класса.

Чем больше и монастырь, чем выше его содержание, чем больше у него влияния, тем выше класс. Например, Троицесергиевева лавра — это монастырь первого класса.

Архимандрит

это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря

Архимандрит был настоятелем монастырей первого и второго классов. Также он на богослужениях носил соответствующие атрибуты:

  • мантия со «скрижалями»;
  • наперсный крест;
  • палица;
  • митра.

В современной иерархии Русской православной Церкви игумен стоит на ступеньку ниже архимандрита. Сам архимандрит — это высший сан, которого достигают священники второй степени. Дальше начинаются уже архиерейские звания.

Православный храм. Игумен

Настоятель православного монастыря, в отличие от своего коллеги, должен был вести аскетичный образ жизни. Он не имел права владеть каким-либо имуществом. Также православная церковь всегда выступала за мир. Поэтому настоятель монастыря ни в коем случае не должен был иметь никакого отношения к военным действиям, кроме того, что должен был помогать раненным. Отсутствовали звания святых воинов и орденов. Главной задачей настоятелей было поддержание монастыря и забота о его обитателях. За все свои действия и финансовые расходы он должен был отчитываться перед вышестоящими служителями.

Никаких важных решений, в отличие от своих коллег, он сам не принимал. И уже только со временем настоятелям разрешилось самостоятельно распоряжаться доходами монастыря. Поступления могли быть не только внешними, но и внутренними. Монахи, которые сами занимались и ремесленничеством, и земледелием, скотоводством, все заработанные деньги отдавали в общий доход храма.

Храмы и настоятели

Первые христианские монастыри на территории Европы появились еще в начале четвертого века. По поверью, их появлению предшествовал разврат, который творился везде, и боговерующие нигде не могли найти покоя и понимания. Поэтому начали создаваться своего рода христианские общины. В них любой верующий мог спокойно посвятить себя служению и молитвам Господу Богу. Следовательно, общинам понадобился управляющий, который будет следить за порядком. Таким человеком и стал настоятель. И с тех времен мало что изменилось в обустройстве монастырей и правил, согласно которым в них могут существовать все желающие. На сегодняшний день, как и прежде, настоятелей принято называть игуменами. И получить этот сан не так уж и просто. Игуменом в древние времена мог быть необязательно верующий человек. Теперь же все изменилось. Сейчас настоятелем может стать только верующий, посвятивший себя Богу человек. Также его кандидатуру на столь ответственный пост должны одобрить священники высшей епархии. Настоятелем монастыря может быть игумен разных рангов. Как от самого низшего, так вплоть до епископа.

Еще одной главной обязанностью настоятеля является посвящение в монахи. Он, помимо всего прочего, должен вести в своем храме священослужения.

И именно настоятель монастыря назначает монахов на разные должности на свое усмотрение.

Сегодня архимандрит — этот титул, равный митрофорному протоиерею

Но, в конце концов, архимандритов разделили с наместниками. Произошло это из-за бедствий, которые обрушила на Церковь советская власть.

Монастыри в Советском Союзе повсеместно закрывали, так что архимандриты оставались, а нести службу им было негде.

Посох — атрибут архимандрита, управляющего монастырём

Сегодня архимандрит — это в первую очередь сан или титул. Возвести в него может только патриарх. Раньше эти полномочия принадлежали Святейшему Синоду.

По старшинству архимандрит равен митрофорному протоиерею. Если архимандрит служит наместником или настоятелем монастыря, то его награждают посохом.

Источник

Православный храм. Игумен

Настоятель православного монастыря, в отличие от своего коллеги, должен был вести аскетичный образ жизни. Он не имел права владеть каким-либо имуществом. Также православная церковь всегда выступала за мир. Поэтому настоятель монастыря ни в коем случае не должен был иметь никакого отношения к военным действиям, кроме того, что должен был помогать раненным. Отсутствовали звания святых воинов и орденов. Главной задачей настоятелей было поддержание монастыря и забота о его обитателях. За все свои действия и финансовые расходы он должен был отчитываться перед вышестоящими служителями.

Никаких важных решений, в отличие от своих коллег, он сам не принимал. И уже только со временем настоятелям разрешилось самостоятельно распоряжаться доходами монастыря. Поступления могли быть не только внешними, но и внутренними. Монахи, которые сами занимались и ремесленничеством, и земледелием, скотоводством, все заработанные деньги отдавали в общий доход храма.

Требования к кандидату в священство

Священство является высоким званием, обязанностью и готовностью служить не себе, а Господу и людям. Этому посвящается всё время, без разделения жизни на церковную и частную.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Освященным Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, установлены возрастные ограничения для принятия священнического сана. Для диакона и священника — не младше 18 лет (глава XI. Приходы, пункт, 24), для епископа — старше 30 лет (глава X.Епархии, пункт 10). Также для претендентов могут быть нравственные и социальные препятствия. К нравственным препятствиям относятся: отречение от Христа, незнание православного вероучения, совершенные тяжкие грехи (например, убийство, кражи, блуд).

К социальным препятствиям относятся обязанности перед государством. Так, священнослужители не могут занимать должности в государственных органах, а также состоять на воинской службе (83-е Апостольское правило). На принятие сана священства влияет семейное положение. Диакон и священник должны быть женаты только один раз, при этом вступление в брак должно произойти раньше принятия сана.

После принятия священного сана повторное вступление в брак (в случае вдовства или развода) недопустимо. Запрещено принимать сан священника человеку, который после крещения имел два и более браков или постоянные внебрачные отношения. Епископом может быть только монах. Сан священства может принимать только мужчина.

Архимандрит — это настоятель православного монастыря

Начнём с ответа на первый вопрос. Никакого «мандрита» в православной иерархии действительно нет.

Слово «архимандрит» образовано другим способом. На греческом оно пишется так: ἀρχιμανδρίτης — и состоит из двух частей:

  • ἄρχων— вождь, руководитель, начальник, глава;
  • μάνδρα— овчарня, в смысле то место, где держат овец, либо «хлев», «ограда».

Сразу стоит поосторожничать и избежать дословного перевода.

«Вождь хлевов» — это, конечно, издержки разницы в языках. Подразумевается, что архимандрит — это человек, который главный в месте, где обитают заблудшие овцы. Это явный намёк на слова Иисуса Христа:

Мф 18:12

Овцы — символ по нынешним меркам для русского обидный, но для своей эпохи это была прекрасная иллюстрация. Итак, верующие — это овцы, которые держатся в стаде.

Его хозяин — Бог, ну а представители духовенства — своего рода сменные пастыри, которые заботятся о христианах и представляют Всевышнего на земле.

Архимандрит по положению близок католическому аббату.

Архимандрит — это управляющей группой таких овец, общиной монахов. Нам сегодня понятно слово «монастырь», но в своё время уместнее было говорить именно об общинах.

Так что архимандрит — это монах-священник из чёрного духовенства, почти всегда настоятель монастыря.

У католиков есть аналогичный титул — аббат, то есть руководитель аббатства. А ещё есть аббатиса, то есть настоятельница, а по-нашему — игуменья.

Архимандрит Тихон (Секретарёв)

Нарушение авторских прав

В Кирове против настоятеля храма Веры, Надежды, Любови и матери их Софии отца Георгия возбудили уголовное дело о нарушении авторских прав. По версии следствия, священник руководил ООО «Вера, Надежда, Любовь и София», которое использовало нелицензионное программное обеспечение «1С предприятие» и Microsoft, из-за чего правообладателю был нанесен ущерб в размере 206 тысяч рублей.«Как рассказал отец Георгий, проблемы у него и его фирмы начались после смерти митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа в 2011 году и прихода на его место из Хабаровской епархии владыки Марка. По словам отца Георгия, новый глава начал «зачистку» местного духовенства и назначил своих людей из Хабаровска и Комсомольска», — писал «Коммерсант». Уголовное дело закрыто за недостаточностью доказательств; клирик подал жалобу в ЕСПЧ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector