Почему священники носят золотые кресты, хотя называют золото металлом дьявола

Особенности изображения Распятия

Появившееся значительно позже изображение Распятия стало результатом развития богословской традиции — воплотившийся и ставший человеком Бог мог быть изображен. Но в этом изображении выразилась особенность богословских взглядов Востока и Запада.

, — говорил о радости победы Иоанн Дамаскин (†около780 г.).

Это торжество требовало от христианского искусства изобразить Победу на Кресте. До IX века Христос изображался на Кресте живым и даже торжествующим. Для изображения торжества использовались драгоценные металлы, золото, каменья.

Умершего Христа стали изображать только с X века. В католических церквях стали использовать Распятия, изображавшие страдания и мучения Спасителя, применяли натуралистическую технику изображения с напряжением мышц, отражением страданий на лице. По этому натурализму можно отличить католическое распятие от православного. Православное Распятие всегда иконное изображение, т.е. изображение духовного мира, лишенное плотских характеристик и натуральности.

Кроме того, на востоке с древности на Кресте-распятии Христос изображался с ногами, прибитыми каждая отдельным гвоздем. Изображать Спасителя со скрещенными ногами, прибитыми одним гвоздем, стали на западе с XIII века. В нашей Церкви сохранилась традиция изображать Христа Воскресшим и обнимающим весь мир.

Православие неизменно учит, что всем грешникам страдания необходимы для смиренного усвоения ими Плода искупления – Духа Святого, посылаемого безгрешным Искупителем, чего по гордости не понимают католики, своими греховными страданиями ищущие участия в безгрешных, а посему искупительных Страстях Христовых и тем самым впадающие в крестоборческую ересь «самоспасания». Иеромонах Адриан (Пашин).

Еще одна форма креста — схематичное, без Распятия, изображение — Схимнический Крест, который имеет множество буквенных символов. Это также восьмиконечный крест, возвышающийся над символом горы Голгофы, под которой расположен череп – голова Адама, т.к. из предания известно, что распятие совершилось на том месте, где с древности покоились кости древнего Адама. После Распятия Кровь Нового Адама упала на них, смывая древний грех человека. Крест дополнен изображением орудий казни – трость (Т) и копие (К).

Таким образом, изображение Схимнического креста сопровождается первыми буквами (сокровенно) слов: Царь Славы, Сын Божий, Иисус Христос, Победитель (на греческом), ГГ – гора Голгофа, ГА – глава Адама, МЛРБ – «место лобное распят бысть».

В православных церквях после службы раздают просфоры, на которых также изображен крест (бывают и богородичные с символом Божией Матери). «Просфорный крест» — особая форма креста, имеющая также и буквенные знаки: греческие буквы «IC.XP» и «NIKA», что означает имя Спасителя – заглавные буквы имени Иисус Христос и «NIKA» — по-гречески означает Победа или Победитель. Эта просфорная печать означает выкуп грешников из пленения греху и смерти за великую цену.

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Поклонный крест

Это закрепленный рядом с дорогой или возле входа крест, предназначенный для совершения молитвенных поклонов. Такие поклонные кресты на Руси закрепляли около главных городских ворот или на въезде в деревню. У поклонного креста молились о защите жителей города с помощью чудотворной силы Воскрешающего Креста. Города в древности со всех сторон часто огораживались таким поклонными крестами.

Среди историков существует мнение, что первый поклонный крест был установлен по инициативе княгини Ольги более тысячи лет назад на склонах Днепра. В большинстве случаев поклонные кресты у православных изготавливались из дерева, но иногда можно было встретить каменные или литые поклонные кресты. Украшались они узорами или резьбой.

Им характерно направление на восток. Основание поклонного креста выкладывалось камнями, чтобы создать его возвышение. Холм олицетворял гору Голгофу, на вершине которой распяли Христа. Под основу креста при его установке люди укладывали землю, принесенную с порога.

Сейчас древний обычай устанавливать поклонные кресты вновь набирает силу. В некоторых городах, на развалинах древних храмов или при въезде в населенный пункт можно увидеть такие кресты. Их часто устанавливают на холмах, чтобы почтить память жертв.

Сущность поклонного креста заключается в следующем. Он является символом благодарности и упования на Всевышнего. Существует еще одна версия происхождения таких крестов: предполагают, что они могут быть связаны с татарским игом. Существует поверье, будто бы самые отважные жители, которые скрывались от набегов в лесных чащах, после минувшей опасности возвращались в сожженную деревню и устанавливали такой крест в качестве благодарности Господу.

Видов православных крестов великое множество. Они различаются не только по своей форме, символике. Есть кресты, которые несут конкретное предназначение, например, крестильные или киотные, или кресты, которые используются, например, для награждений.

Энколпион – предок священнического креста

Первым предком современного священнического креста является предмет, называемый энколпионом. Он представляет собой ковчег, то есть небольшую коробочку, на лицевой стороне которой в древности изображалась хризма – монограмма имени Иисуса Христа. Немного позже вместо нее на энколпионе стали помещать образ креста. Носился этот предмет на груди и играл роль сосуда, в который можно было спрятать нечто ценное: рукописи книг, частицу мощей, святое причастие и так далее.

Самое раннее свидетельство об энколпионе, которым мы располагаем, относится к IV веку – об этом предмете пишет константинопольский патриарх Иоанн, известный в церковных кругах как святитель Иоанн Златоуст. В Ватикане при раскопках местных христианских захоронений было обнаружено несколько энколпионов, также не младше IV века.

Позже они трансформировались из полых прямоугольных шкатулок в полые кресты, сохраняя при этом свою функцию. Вместе с тем их стали подвергать более тщательной художественной обработке. А вскоре они были приняты в качестве атрибутов епископского сана и византийских императоров. Этот же обычай переняли позже русские цари и епископы, пережившие Римскую империю. Что касается государя, то отменил эту традицию только император Петр Великий. В церкви же кресты-энколпионы носили некоторые монахи, а порой даже миряне. Часто этот предмет становился атрибутом паломников.

Использованные материалы

  • «Общая история наперсного креста,» Капков К. Г., Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия , М.: «Летопись», 2012, 120-132:
  • — источник использован частично

Воробьев, Михаил, свящ., «О церковных наградах», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность :

Положение о наградах Русской Православной Церкви. Иерархические награды Русской Православной Церкви , II.3, 5:
Положение о наградах Русской Православной Церкви. Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2020 года.

Виды крестов и их значение: христианство и православие

Существует огромное множество видов православных и христианских крестов. Большинство из них бывает следующей формы:

  • прямолинейные;
  • с расширенными балками;
  • квадратом или ромбом посередине;
  • криновидными окончаниями балок;
  • треугольными концами;
  • окружностями на концах балок;
  • процветшим оформлением.

Последняя форма символизирует Древо Жизни. И обрамлена растительным орнаментом, где могут присутствовать лилии, виноградные лозы и иные растения.

Помимо различий по форме, у православных крестов есть отличия по видам. Виды крестов и их значение:

  • Георгиевский крест. Утвержден Екатериной Великой как наградный символ для священнослужителей и офицеров. Этот крест с четырьмя концами считается одним из тех, чья форма признана правильной.
  • Виноградная лоза. Этот крест с восьмью концами украшен изображениями лозы винограда. В центре может иметь изображение Спасителя.

  • Семиконечный крест. Был распространен на иконах 15-го века. Встречается на куполах старых храмов. В библейские времена форма такого креста служила подножием алтаря священнослужителей.
  • Терновый венец. Изображение колючего венца на кресте означает муки и страдания Христа. Этот вид можно встретить на иконах 12-го века.

  • Виселицеобразный крест. Популярный вид, встречающийся на стенах храмов, на одежде церковных служащих, на современных иконах.

  • Мальтийский крест. Официальный крест ордена святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Имеет равносторонние лучи, расширяющиеся на концах. Этот вид креста выдается за воинское мужество.
  • Просфорный крест. Похож на георгиевский, но имеет надпись на латыни: «Иисус Христос – победитель». Изначально такой крест был на трех церквях в Царьграде. Согласно православной традиции древние слова с известной формой креста печатаются на просфорах, символизируя выкуп грехов.

  • Каплевидный четырехконечный крест. Капли на концах балок трактуются, как кровь Иисуса. Такой вид был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого 2-м веком. Символизирует борьбу за веру до конца.

  • Восьмиконечный крест. Самый распространенный вид сегодня. Форму крест принял после распятия на нем Иисуса. До этого он был обычным и равносторонним.

Последняя форма креста в продаже встречается чаще других. Но почему этот крест так популярен? Все дело в его истории.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Можно ли креститься иерусалимским крестом

Православная церковь не признает иудейский символ как инструмент крещения. Для совершения таинства она использует традиционные шести- или восьмиугольные формы.

Носить паломнический вариант не воспрещается, однако только в качестве украшения поверх одежды.
Совет автора

Священнослужители относятся к равностороннему знаку как к декоративному элементу. Чтобы совершить обряд крещения, необходимо приобрести православный крестик. При этом купить его можно в любом месте, а перед самим ритуалом отдать батюшке на освящение.

Роль иерусалимского креста в христианстве можно назвать основополагающей, так как именно он стал символом веры и единства религии. Косвенно он даже повлиял на формирование православной ветви, однако ее представители не воспринимают иудейский символ, как свою святыню.

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят. В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола. Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий — известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу. В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи «Иисус Христос Царь Славы». Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Нательный крест

Крест, даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется тельным крестом

, илительником ; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто — кипарисный). Традиция ношения нательного креста подразумевает его символическое значение: готовность следовать евангельским словам:«кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Традиция эта не универсальна, хотя в России среди православных носит всеобщий характер. В Советском Союзе для многих ношение креста было формой исповедничества, по окончании гонений некоторое время стало модным. Ношение креста наряду с иконками, поясами и даже кольцами с текстами молитв, может носить суеверный характер, если носящий воспринимает его как один из возможных оберегов.

В русской православной традиции на обороте нательного креста часто помещают надпись «Спаси и сохрани

». Изображение на нательном кресте распятия — поздняя традиция. Старообрядцы такие кресты категорически отвергают, считая, что изображения человека уподобляют нательный крест иконе, ношение которой противоречит правилу Василия Великого (см. Номоканон): «Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года». Зато у старообрядцев приветствуется изображение, например, лозы на женском кресте в качестве напоминающая о словах псалмопевца: “Жена твоя, яко лоза плодовита в странах дому твоего” (Пс. 127:3).

Нательный крест

Нательный крест — это тот, который носят ближе к телу, под одеждой, его не выставляют напоказ. В большинстве своем имеет 8-конечную форму. В своем изображении может иметь фигурку Спасителя посередине или же быть без таковой. Оба вида считаются правильными и утвержденными канонами православной веры.

Золотой нательный крест

Приметы и суеверия, связанные с нательным крестом

Крест каждому православному надевается в момент крещения, и после проведения таинства снимать его не рекомендовано. Некоторые православные даже купаются в нем. Но что же сулит судьба, когда нательный оберег православного теряется?

Многие православные сразу скажут, что это знак беды, и чтоб отвести неприятности, следует усердно молиться и соблюдать посты, исповедаться и причаститься. И после можно приобрести в храме новый нательный крест.

Некоторые верят, что запрещено носить чужой нательный крест, ибо так человек берет на себя чужую ношу. Надевая крест на тело, вы забираете на себя багаж, добрый или же плохой. На сегодня многие члены семьи стараются не надевать даже принадлежащие близким родственникам крестики. Но как свидетельствует история, символ православной веры, украшенный камнями, передавали в качестве семейной реликвии из поколения в поколение.

Мнение эксперта

Сидоренко Александр

Оценщик антиквариата, нумизмат

Не поднимайте лежащий на дороге крестик, тем не менее, если и подняли его, то отнесите в храм. Именно там он очищается и освящается снова, отдается в будущем нуждающимся.

Но все эти суеверия православные отцы и священники не считают чем-то серьезным. Можно носить любой крест, главное, чтоб его освятили в храме.

Наперсный крест в католической церкви

В католичестве также существует традиция ношения наперсного креста представителями духовных лиц. Правда, в первые века христианства взрослые люди вместо него надевали особый медальон, на котором было изображено распятие или закланный агнец. За это их в свое время критиковал Иоанн Златоуст, который призывал ничего не возлагать на новорожденных младенцев, кроме нательного креста. Его он считал спасительным символом веры.

Кресты получили широкое распространение после того, как Григорий Великий отправил их королеве лангобардов. Их полагалось носить на груди. Так они вошли в определенную моду.

Кресты было принято носить под одеждой, обычно они непосредственно соприкасались с телом. В том случае, когда крест оказывался поверх одежды, это символизировало особый род служения, который несет человек. Обычно это был священник или епископ.

Одно из самых первых в истории упоминаний о наперсном кресте относится к V веку. Сделал его римский папа Гиларий в 461 году. А в 811 уже известный византийский император Никифор I отправил наперсный крест, весь покрытый золотом высочайшей пробы, римскому папе Льву III.

Но несмотря на эти широкие жесты, вплоть до XIV века наперсный крест не имел широкого распространения среди католиков и вообще в Западной Европе. Обязательное использование такого креста в римской традиции и обряде появилось только при папе Пие V, который руководил римской католической церковью в XVI веке.

На рубеже XIX-XX веков наперсный крест прижился и в англиканской церкви. Эту традицию привнес епископ Линкольна, которого звали Эдуард Кинг.

Сегодня наперсные кресты есть практически у всех христианских священников. Особенно они почитаются в православии.

Немного об истории религии

Христианская религия зародилась в начале нашей эры: собственно говоря, общепринятое летоисчисление ведется от рождения сына Божьего, Христа. Местом зарождения веры считается Иудея (Палестина), где после смерти и вознесения Христа начало распространяться соответствующее учение и заповеди Спасителя. Как ни странно, первыми приверженцами нового вероучения, наряду с арамейцами, стали иудеи.

Поначалу, на протяжении тысячелетия, христианская церковь была единой. Затем, в 1054 году произошло разделение христианской церкви на католическую и православную, а еще позже, уже в Средневековье, от католической церкви отделился протестантизм, который впоследствии распался на множество более мелких конфессий.

Сейчас в мире по-прежнему существует три основных направления христианской религии:

  • Православие. Самая малочисленная конфессия – порядка 280 млн верующих. Это главенствующее религиозное направление в России и ряде стран Восточной Европы, а также Греции. Появлением православия на Руси мы обязаны князю Владимиру, фактически насильственно насаждавшему христианство в конце X столетия. Православие – самое древнее направление христианства, считающееся каноническим.
  • Католицизм. Наиболее многочисленное течение – порядка 1,2 млрд приверженцев. Глава – Папа Римский, считающийся непогрешимым. В католицизме Дева Мария почитается как непорочно зачатая, существует концепция Чистилища, имеется масса отличий от православия по трактовке Священного Писания и обрядовой части.
  • Протестантизм. Самое молодое направление Христианской церкви, своим появлением обязанное реформаторской деятельности Мартина Лютера. Оно зародилось в XVI столетии в Германии и постепенно распространилось на весь мир. В рамках протестантизма существует масса конфессий, от весьма строгих до потрясающе либеральных. Самые многочисленные и известные конфессии – пятидесятники, англикане, адвентисты и иже с ними.

Как известно, Спаситель принял мученическую смерть на кресте, а затем воскрес и вознесся. Почему крест? Просто в те времена в Древнем Риме это был весьма распространенный вид казни. Так что Сын Божий – далеко не первый распятый, но единственный в Истории воскресший после такой мученической смерти.

Крест далеко не сразу стал символом христианской религии – до воцарения императора Константина учение Христа олицетворяли рыбы, агнец, хризма (инициалы Спасителя) и даже якорь. Однако с начала IV столетия символ животворящего креста стал постепенно распространяться, пока не достиг нынешней популярности. Впоследствии его стали дополнять распятой фигуркой Христа.

Наперсные кресты в XIX веке

Начиная с 1820 года уже золотые кресты с распятиями, а также изображением императорской короны на обратной стороне стали вручаться придворным священникам. Их же получали служители заграничных православных приходов в тот момент, когда поступали на службу. Он им оставался насовсем спустя всего 7 лет.

Часто священникам наперсные кресты, фото которых есть в этой статье, преподносили прихожане. Как правило, они были украшены драгоценными камнями. В 1808 году были учреждены магистерские и докторские кресты, а в 1884-м — кандидатские. Бронзовые наперсные кресты коричневого цвета, висящие на владимирской ленте, выдавали участникам Отечественной войны 1812 года и Крымской войны.

В 1896 году, после официальной коронации нового российского императора Николая II, появился новый тип наперсного креста. Он имел восьмиконечную форму, изготавливали его исключительно из серебра. На лицевой стороне традиционно находилось распятие, на обратной — вензель императорского дома, а также дата коронации Николая II, выведенная церковнославянскими числами.

С тех пор наперсные кресты стали считаться обязательным атрибутом священников. Это отличает Русскую православную церковь даже от других епархий. Например, в Греции обычным священникам такие кресты не полагаются по статусу.

Подрясник (подризник)

Подрясник – это своеобразный стихарь. Считается, что подрясник и рясу носил Иисус Христос. Такие одеяния – символ отрешенности от мира. Монахи в древней церкви носили такую почти нищенскую одежду. Со временем она вошла в обиход и всего духовенства. Подрясник – это длинное, до пят мужское платье с узкими рукавами. Как правило, цвет у него либо белый, либо желтый. Подрясник архиерея имеет специальные ленты (гамматы), которыми стягиваются рукава в районе запястья. Это символизирует ручьи крови, льющиеся из продырявленных рук Спасителя. Считается, что именно в таком хитоне всегда ходил по земле Христос.

Значение иерусалимского креста паломника

Паломнический крест сегодня имеет несколько трактовок:

  1. Для Иерусалима равносторонний символ с четырьмя маленькими крестиками означает раны Христовы, полученные во время распятия.
  2. Православие видит в нем Спасителя и Его учеников. Так, центральная, самая большая фигура – это Иисус Христос, а по бокам находятся четыре Апостола, написавшие Евангелие.
  3. Четырехугольный крест паломника отождествляет гвозди, вынутые из тела Христа после Его смерти.

В России иерусалимский крест изображался на обложке Святого Писания, бывшего главной святыней Московского храма Спасителя. Здесь он означал четыре главные книги, которыми описывается все земное бытие Спасителя.

В России иерусалимский крест изображался на обложке Святого Писания

Представители РПЦ не отрицают существование Вифлеемского креста, однако не ставят его в один ряд с традиционным православным символом. По этой же причине они не рекомендуют носить его на теле. Будучи в Иерусалиме, можно купить реликвию, однако дома ее лучше хранить у иконостаса, рядом с другими иконами. Таким образом он будет играть роль домашнего оберега и напоминать о паломничестве к святым местам.

Предшественник наперсного креста

Прежде чем появился наперсный крест, существовал так называемый энколпий. Это небольшой ларец округлой, крестообразной или прямоугольной формы, на котором было размещено изображение святых или Иисуса Христа. Внутрь помещали частички просфоры или мощи святого. Считалось, что таким образом человек может оградить себя от всяческих напастей в походах или дальних путешествиях.

Первое упоминание об их существовании относят к IV веку. Иоанн Златоуст пишет, как священные предметы мужчины и женщины часто вешали на шею в качестве украшения.

Древнейший экземпляр энколпия, дошедший до наших дней, был обнаружен в середине XIX века. В 1862 году его обнаружили на груди скелета, найденного на развалинах базилики Святого Лаврентия в Риме. Базилику построил еще Константин Великий, а погребенный с энколпием, скорее всего, был епископом. Также энколпии были принадлежностью для торжественного облачения царственных особ в Константинополе.

На Руси их носили чаще всего под одеждой. Активно выходить из употребления они начали в XVIII веке. На смену стали приходить наперсные кресты с украшениями. В России ношение таких крестов стало массово распространяться с 1741 года.

Что означает крест на могиле у православного человека

Распятие на могиле имеет несколько значений, смыслов. Священнослужители разных регионов не могут прийти к согласию, т. к. каждый отстаивает свое видение. По этой причине сегодня существует несколько версий, почему выполняется установка креста на могиле. Все они актуальны, однако встречаются в разной местности, в соответствии с чем определяется символ, который вкладывается в распятие. Символы:

  • духовная опора верующего – означает вечность, к которой устремляется душа после того, как покинет бренное тело;
  • физическая опора: когда наступит Страшный суд, мертвые воскреснут, тогда им будет легче встать из могилы, держась за распятие;
  • хоругвь, которую верующий понесет в знак победы добра над злом, когда наступит момент всеобщего Воскресения.

Использованные материалы

  • «Общая история наперсного креста,» Капков К. Г., Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия, М.: «Летопись», 2012, 120-132:

    — источник использован частично

  • Воробьев, Михаил, свящ., «О церковных наградах», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность:

  • Положение о наградах Русской Православной Церкви. Иерархические награды Русской Православной Церкви, II.3, 5:

  • Положение о наградах Русской Православной Церкви. Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector