Церковные звания по возрастанию, церковные чины

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степенейепископы, иереи и диаконы. Епископ является главой епархии, которая состоит из нескольких приходов — храмов. Храмы, в свою очередь,  возглавляют   священники. Диаконы помогают вышестоящим священнослужителямпроводитьслужбу.

Хиротонияв любую из трех степеней происходитв алтаре, забогослужением, но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинство.

Диакон

Диаконэто первый, низший чин среди священнослужителей, в переводе с греческого «служитель».Он не может совершать Таинства,его основная задача помогатьсвященнику во время богослужениячитать Евангелие,  призывать прихожан молиться и др.,но он не имеет право совершать церковную службу   без   священника.

Перед Таинством будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника.   Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершатьсяна   любой   литургиивслед за освящениемСвятых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол, онстоит   на солееперед образомХриста. Ко входу в алтарь его ведут иподиаконы, а в алтарь — диаконы.

Интересный факт
В алтаре рукополагаемый снимает  обручальное кольцои   кладет его на престол. Теперь Церковь его семья, он обручился с ней до конца  жизни. Это не означает, что священник отказывается от своей семьи, но  что с этого момента главное служение для него — это служение Церкви

Ставленник   становится на одно колено, и епископблагословляет рукополагаемоготри раза, возложив на него руку и прочитав особую (тайносовершительную) молитву,призывая на избранного благодать Святого Духа.После чтения ещё двух тайных  молитв на  новопоставленного  надевается диаконское облачение.   Диаконцелованием руки и плеча архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположенияу диаконапоявляется возможность помогать священнику совершать Таинства.

Иерей

Вторая степень священства —иерей (священник или пресвитер). В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

Интересный факт
Иерей может совершает все Таинства, кроме   хиротонии.

Священник рукополагается после окончания Херувимской песни, передглавной частью литургии, и потом хиротонисаемыйиерейпродолжает вместе с другими священниками вести литургию. В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакона, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати исугубой ответственности.

Архиерей, после чтения особых молитв,вручаетхиротонисанномуоблачение новогосана: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу. Новорукоположенныйсвященник целует полученные атрибуты  и руку архиерея в знак благодарности,затем первым из священников приступает к Причастию.

Он же произноситзаамвонную молитву, тем самымпоказывая прихожанам начало своегослужения на новой степени священства. После рукоположения новопосвященныйсовершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи даров Святого Духа: премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

Высшей степенью священства является епископ – «блюститель», «надзиратель».   Хиротония    вепископа   начинается с обряда наречения, на котором присутствует Патриарх и архиереи. За один или несколько дней до хиротониинарекаемомузачитывается указ о его избрании. Тот отвечает«Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и другихепископов. В завершении чинанаречения поется «Многая лета». 

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священника и диакона, епископская хиротонияначинается после «Трисвятой песни», прежде чтения Апостола.Во время Таинства поются тропари Венчания. Архиереймолится о ниспослании Святого Духа   нахиротонисаемого.Епископ облачается в то же одеяние, что и священник, но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

Интересный факт
Только епископ может освящать миро для совершения Таинства Миропомазания.

В былые времена после каждой хиротонии присутствующие прихожане возглашают «аксиос» («достоин»), выражая тем самым одобрение посвящаемому. Сейчас от лица народа поет хор.

Диаконы

Белое духовенство

  • диакон
  • протодиакон — старший диакон

Черное духовенство

  • иеродиакон
  • архидиакон — старший иеродиакон

Это третья степень священства в Русской православной церкви. В монашестве аналогом диаконов являются иеродиаконы.

Эти священники не имеют права совершать и проводить Таинства. Их задача заключается в организации помощи священникам и епископам при проведении Таинств.

В кафедральных соборах существует должность старшего диакона, которого называют протодиаконом. Старшие диаконы в монастырях – это архидиаконы. Стоит отметить, что получение этого звания свидетельствует о первенстве чести, но никак не власти.

История наград

Награды, предназначенные только для священнослужителей. Формирование церковных наград проходило в течение XVIII — начала XX века.

Двойной орарь впервые был пожалован в 1908 году отцу Константину Розову.

Фиолетовая камилавка для диаконов впервые была пожалована при патриархе Тихоне.

Набедренник для иереев ввёл в качестве награды архиепископ Московский Платон в середине XVIII века.

Скуфья — фиолетовая шапочка, которая надевается как на богослужения, так и вне его. В настоящее время не вручается.

Камилавка до революции 1917 года жаловалась Синодом, а после — епархиальным архиереем.

Наперсный крест выдавался не всем священникам, а только для настоятелей кафедральных соборов за особые заслуги. Более значимой наградой был наперсный крест с украшениями и непременно увенчанный короной, который выдавался Кабинетом Его Императорского Величества; его, в частности, имел святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Крайне редкой была награда митрой. Её выдавал Кабинет Его Императорского Величества. После 1917 года награждение митрой стало более частым явлением.

Архимандритам после 1917 года начали выдавать второй наперсный крест. В середине XX века появился золотой патриарший наперсный крест. Он в полтора раза меньше обычных и отличался по форме. Лучи его (нижний был длиннее остальных) чуть расширялись к концам; от центра креста и примерно до середины также исходили лучи. Одним их первых, 21 мая 1947 года, этот крест получил протоиерей Александр Смирнов, настоятель Николо-Кузнецкого храма в Москве.

Бриллиантовый крест для митрополитов, укрепляемый в навершии митры, подносился митрополитам императором. Проходило несколько лет после возведения в сан, прежде чем митрополиты получали такой крест. Например, митрополит Московский Владимир получил такой крест через два года после назначения на кафедру за организацию визита императора в Москву в 1900 году. После введения патриаршества этот крест стал принадлежностью митрополитов вообще. С 1988 года его предписали носить всем архиереям.

Бриллиантовый крест на клобук в настоящее время носят все архиепископы и митрополиты, но так было не всегда. До 1917 года это была отдельная награда, жалуемая императором и выдаваемая Кабинетом Его Императорского Величества. Например, архиепископ Финляндский Сергий получил эту награду через восемь лет после начала своего служения в сане архиепископа. В целом эту награду приходилось ждать пять—десять лет. В наше время крест жалуется одновременно с саном архиепископа.

Право ношения двух панагий ранее могло быть предоставлено митрополитам. Так, второй панагией были награждены митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен, митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим, Почётный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев) и, согласно Уставу Русской православной церкви, митрополит Киевский и всея Украины.

Примерно в середине 1980-х годов появилась ещё одна разновидность наград — именная панагия. Ею удостаивали митрополитов, имевших право на ношение двух панагий, и епархиальных архиереев. Она заменила существовавшую до революции панагию с драгоценными украшениями, которую жаловал император.

Право преднесения креста за богослужением была чрезвычайно редкой наградой. До 1917 года этим правом жаловал император. В 1971 году этого права был удостоен митрополит Никодим. Право преднесения креста имеет также митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Филарет (Вахромеев) и, согласно Уставу Русской православной церкви, митрополит Киевский и всея Украины.

Старшинство орденов и медалей Русской православной церкви

Порядок старшинства орденов Русской православной церкви

Высшие ордена
  1. Орден святого апостола Андрея Первозванного
  2. Орден святого равноапостольного князя Владимира I степени
  3. Орден Славы и чести I степени
  4. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси I степени
  5. Орден святого равноапостольного князя Владимира II степени
Старшие ордена
  1. Орден преподобного Сергия Радонежского I степени
  2. Орден святого благоверного князя Даниила Московского I степени
  3. Орден святой равноапостольной княгини Ольги I степени
  4. Орден преподобного Серафима Саровского I степени
  5. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского I степени
  6. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского I степени
  7. Орден Славы и чести II степени
  8. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси II степени
Прочие ордена
  1. Орден святителя Макария, митрополита Московского I степени
  2. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской I степени
  3. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского I степени
  4. Орден преподобного Андрея Иконописца I степени
  5. Орден святого мученика Трифона I степени
  6. Орден святого благоверного царевича Димитрия
  7. Орден святого равноапостольного князя Владимира III степени
  8. Орден Славы и чести III степени
  9. Орден святителя Алексия, митрополита Киевского, Московского и всея Руси III степени
  10. Орден преподобного Сергия Радонежского II степени
  11. Орден благоверного князя Даниила Московского II степени
  12. Орден святой равноапостольной княгини Ольги II степени
  13. Орден преподобного Серафима Саровского II степени
  14. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени
  15. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского II степени
  16. Орден преподобного Сергия Радонежского III степени
  17. Орден святого благоверного князя Даниила Московского III степени
  18. Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени
  19. Орден преподобного Серафима Саровского III степени
  20. Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского III степени
  21. Орден святого благоверного князя Димитрия Донского III степени
  22. Орден святителя Макария, митрополита Московского II степени
  23. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени
  24. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского II степени
  25. Орден преподобного Андрея Иконописца II степени
  26. Орден святого мученика Трифона II степени
  27. Орден святителя Макария, митрополита Московского III степени
  28. Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской III степени
  29. Орден святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского III степени
  30. Орден преподобного Андрея Иконописца III степени
  31. Орден святого мученика Трифона III степени

Порядок старшинства медалей Русской православной церкви

  1. медаль ордена святого равноапостольного князя Владимира
  2. медаль ордена Славы и чести
  3. медаль ордена преподобного Сергия Радонежского
  4. медаль «Патриаршая благодарность»
  5. медаль ордена святого благоверного князя Даниила Московского
  6. медаль ордена святой равноапостольной княгини Ольги
  7. медаль ордена преподобного Серафима Саровского
  8. медаль ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского
  9. медаль ордена святителя Макария, митрополита Московского
  10. медаль ордена святого благоверного князя Димитрия Донского
  11. медаль ордена преподобной Евфросинии, великой княгини Московской
  12. медаль ордена преподобного Андрея Иконописца
  13. медаль ордена святого мученика Трифона

Священники

Это следующая ступень священства, название которой произошло от греческих слов «старший», «руководитель общины». Именно среди них выделяют черное и белое духовенство.

Белое духовенство

Те, кто относятся к белому духовенству, имеют звания:

  • протопресвитер – это звание присуждают, чтобы зримо выделить одного из священников за долгие годы честной службы или особенно выдающиеся заслуги.
  • протоиерей — с греческого языка это слово переводится как «первый иерей».
  • иерей.

Черное духовенство

Представители черного духовенства имеют звания:

  • архимандрит — в современной практике является главой значительного или крупного монастыря. Во времена раннего христианства так именовали человека, руководившего одновременно несколькими монастырями, к примеру, сразу во всей митрополии. В некоторых ситуациях архимандритом делали священнослужителя в качестве своеобразной награды. Если говорить о белом духовенстве, то этому званию соответствует должность протопресвитера, а также протоиерея.
  • игумен – с греческого языка это звание переводится как «ведущий». Считается непосредственным руководителем монахов, в древности и в настоящее время настоятель монастыря. В некоторых поместных православных церквях данное звание применяется в качестве своеобразной иерархической награды. Подобная практика в РПЦ была окончательно отменена в 2011 году.
  • иеромонах – иереи из монахов.

Значение слова

Греческое «ὑποδιάκονος» дословно переводится как «слуга», «служитель», «прислужник», как, впрочем, и «диакон». Недаром в первой христианской общине, возникшей по Сошествии Святаго Духа, для помощи Апостолам, не имеющим возможности «пещись о столах», то есть заботиться о повседневных нуждах верующих, были избраны 7 диаконов.

В чем отличие от диакона

Что же касается иподиакона, то «Апостольские постановления», памятник, датируемый IV в. приписывают введение самой этой церковной должности Апостолам. Этот служитель определяется как помощник диакона, отсюда приставка «ипо», означающая более низкое положение в иерархии.

Чины в православии

Православная церковь состоит из народа божьего. Его делят на 3 типа:

  • миряне,
  • церковнослужители,
  • священнослужители.

Начинают чины в православной церкви миряне. Так называют обычный народ, который не призван к священнослужению. Именно из мирян Церковь выбирает служителей на все необходимые ступени. Именно эта часть людей играет наиважнейшую роль в жизнедеятельности церкви.

К церковнослужителям относят тип служителей, которые редко выделяются из мирян. Они также играют важную роль в жизни церкви. К этому типу относят:

  • сторожа,
  • чтецы,
  • певчие,
  • алтарники,
  • старосты,
  • трудники,
  • катехизаторы и прочие.

Этот тип людей может иметь определенные знаки отличия на одежде или никак не отличаться.

Заканчивают церковные чины православной церкви по возрастанию священнослужители. Их принято называть клиром или духовенством. Также есть разделение на черных и белых:

  • белое носит женатое духовенство,
  • черное – те, кто монашествуют.

Управлять церковью может лишь черное духовенство, которое не имеет семейных забот. Клир также имеет определенную иерархическую степень. Итак, чины в церкви по возрастанию подразделяются на 3 степени:

Первые 2 категории могут включать в себя как монашествующих, так и женатых. А вот в третьей группе могут быть только те, кто приняли монашеский постриг. Относительно этому порядку располагаются и все церковные звания, а также должности у православных.

Иерархическое деление в разных направлениях

В любой системе, в любом обществе есть особая иерархия – и монашество не исключение. Иерархию монахов-буддистов можно условно разделить на две составляющие: духовную – по количеству накопленных знаний, принятых обетов, уровню медитативной практики, а также должностную – по званию, титулу, к примеру, должность настоятеля храма.

Иными словами, всегда есть разница в возрасте, связи «учитель-ученик», «настоятель-послушник», а взаимоотношения между этими ролями строго определены и подчиняются определенным правилам. То же самое касается отношений монаха и мирянина.

В тхераваде нет сложного соподчинения монахов, зато четко прослеживается превосходство монашества над обычным населением. Тхеравадинское направление, как известно, самое ортодоксальное и считает, что достичь Просветления могут только монахи. Миряне же должны содержать их и относиться к ним с огромным почтением.

Продвижение по духовной лестнице в тхераваде возможно при изучении большого количества священных текстов. Именно поэтому тхеравадины стараются выучить язык пали, запомнить как можно больше канонов и соблюдать огромное число обетов. Высшей степенью посвящения при этом считается бхикшу, который должен соблюдать больше двухсот обетов «Виная-питаки».

В махаянском направлении взаимоотношения монашества и мирян гораздо проще, ведь считается, что любой верующий, вне зависимости от того, есть ли у него монашеский титул, может прекратить страдания в этом воплощении. Однако на практике миряне с большим почтением относятся к членам сангхи.

При начале практики дзен каждый ученик должен дать 4 обета бодхисаттвы, а затем постоянно повторять их

В дзен нет строгой структуры, но важное значение имеет учитель, которого называют как «мастер дзен». В японской школе тэндай, которую в свое время создал Сайте, тоже не существует соподчиненности монахов, зато ученики также принимают обеты бодхисаттвы

Наиболее ярко выражен институт монашества в тибетском буддизме. Именно поэтому вся информация, приведенная ниже, будет относиться преимущественно к этому направлению.

Ученые ламы

Для достижения этой ступени буддистам необходимо обучаться буддийскому учению несколько лет – от десяти до двадцати. В ходе обучения познаются философские, медицинские, астрологические аспекты. В секте гелуг это обучение именуется системой цанид.

Монастырь Сэра в Лхасе

Всего существует пять степеней учености:

  • Рабчжамба
  • Дорамба
  • Габчжу
  • Цограмба
  • Геше

Степень геше является высшей и соотносится со званием доктора буддистской философии. Те ученые, которые имели право составлять гороскопы с расчетами о новых воплощениях перерожденцев, благоприятными и неблагоприятными датами важных событий, как раз-таки имели титул геше. Его, как правило, можно получить в главных учебных заведениях Тибета – Сэра, Галдан, Брайбун.

Православные чины

Бог-Отец разделил собственный народ на три типа, в зависимости от приближенности к Своему Царству.

  1. К первому разряду относятся миряне — рядовые члены православного братства, которые не облачились в духовный сан. Эти люди составляют основную массу всех верующих и принимают участие в молитвенных богослужениях. Церковь разрешает мирянам проводить обряды и в своих домах. В первые столетия христианства народ имел гораздо больше прав, чем сегодня. Голоса мирян имели силу при избрании настоятелей и архиереев.
  2. Церковнослужители — низший чин, посвятивший себя Богу и облачившийся в соответствующие одежды. Чтобы получить посвящение эти люди проходят обряд хиротесии (рукоположения) по благословению епископа. Сюда относят чтецов, пономарей (дьячков), певцов.
  3. Священнослужители — ступень, где стоят высшие клирики, образующие богоучрежденную иерархию. Для получения этого чина следует пройти таинство хиротонии, но только после нахождения некоторое время в более низком ранге. Белые одежды носит духовенство, которому позволено иметь семью, в черном — те, кто ведет монашескую жизнь. Только последним разрешается управлять церковным приходом.

При первом же взгляде на духовенство понимаешь, что для удобства в определении чина различается одежда батюшек и святых отцов: немногие носят красивые разноцветные мантии, другие придерживаются строгого и аскетичного вида.

На заметку! Церковная иерархия является, как говорит Псевдо-Дионисий Ареопагит, прямым продолжением «небесной армии», в которую входят архангелы — ближайшие поданные Бога. Высшие чины, разделенные на три строя, через беспрекословное служение передают благодать от Отца к каждому из его детей, коими мы и являемся.

Священнослужители

Служители Церкви, которые в Таинстве Священства получают особый дар благодати Святого Духа для совершения таинств и богослужения, научения людей христианской вере и управления делами Церкви. Существует три степени священства: диакон, священник и епископ. Кроме того, все духовенство делится на «белое» — женатых или давших обет безбрачия священников и «черное» — священников, принявших монашеский постриг.

  • Епископа поставляет собор епископов (т. е. несколько епископов вместе) в Таинстве Священства путем особой епископской хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Епископом в современной русской традиции может стать только монах.
  • Епископ имеет право совершать все таинства и церковные службы.
  • Как правило, епископ стоит во главе епархии, церковного округа и окормляет все приходские и монастырские общины, входящие в его епархию, но может исполнять и особые общецерковные и епархиальные послушания, не имея своей епархии.

Звания епископов

Епископ

Архиепископ

— старейший, наиболее заслуженный епископ.

Митрополит

— епископ главного города, области или провинции или наиболее заслуженный епископ.

Викарий

(лат . наместник) — епископ — помощник другого епископа или его наместник.

Патриарх

— главный епископ в Поместной Православной Церкви.

  • Священника поставляет епископ в Таинстве Священства путем священнической хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Священник может совершать все богослужения и таинства, кроме освящения мира (масло, используемое в Таинстве Миропомазания) и антиминсов (особый плат, освященный и подписанный епископом, на котором совершается литургия), и Таинства Священства — их может совершать только епископ.
  • Священник, как и диакон, как правило, служит в каком-то определенном храме, приписан к нему.
  • Священник, стоящий во главе приходской общины, называется настоятелем.

Звания иереев

Иерей

Протоиерей

— первый из иереев, обычно заслуженный священник.

Протопресвитер

— особое звание, присваивается редко, как награда для наиболее достойных и заслуженных священников, обычно настоятелей кафедральных соборов.

Иеромонах

Архимандрит

(греч . начальник овчарни) — в древности настоятель отдельных знаменитых монастырей, в современной традиции — наиболее заслуженный иеромонах, соответствует протоиерею и протопресвитеру в белом духовенстве.

Игумен

(греч . ведущий)

в настоящее время настоятель монастыря. До 2011 года — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Награждённым саном игумена до 2011 года и не являющимся настоятелями монастырей это звание оставляется.

  • В диакона посвящает епископ в Таинстве Священства путем дьяконской хиротонии, т. е. рукоположения.
  • Диакон может непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств и богослужений, но не может совершать их самостоятельно.
  • Таинства и богослужения могут совершаться и без диакона.

Диакон

Протодиакон

— старший диакон

Патриаршие знаки

  • Патриарший знак храмостроителя
  • Патриарший знак святой великомученицы Варвары
  • Патриарший знак материнства. Имеет две степени. Учреждён в 2006 году.
  • Патриарший знак «За труды по духовно-нравственному просвещению» (учреждён в 2011 году)
  • Патриарший знак Великой княгини Евдокии Московской (общественная награда; учреждена Региональным благотворительным общественным фондом имени Великой княгини Евдокии Московской в 2007 году)
  • Патриарший знак «700-летие преподобного Сергия Радонежского» (учреждён в 2014 году).
  • Патриарший знак «За вклад в развитие русской литературы» (учреждён в 2019 году)

Вторая ступень священнической иерархии

Рассматривая далее церковные звания по возрастанию, следует остановиться на священниках. Обладатели этого сана именуются также пресвитерами (по-гречески «старец»), или иереями, а в монашестве иеромонахами. По сравнению с диаконами это более высокий уровень священства. Соответственно, и при рукоположении в него обретается большая степень Благодати Святого Духа.

С евангельских времён священники руководят богослужениями и наделены правом совершать большинство святых таинств, среди которых все, кроме рукоположения, то есть возведения в сан, а также освящение антиминсов и мира. В соответствии с возлагаемыми на них должностными обязанностями, иереи руководят религиозной жизнью городских и сельских приходов, на которых могут занимать пост настоятеля. Священник находится в непосредственном подчинении у епископа.

За долгую и безупречную службу иерей белого духовенства поощряется званием протоиерея (главного иерея) или протопресвитера, а чёрного – саном игумена. В среде монашествующего духовенства игумен, как правило, назначается на должность настоятеля обычного монастыря или прихода. В том случае, если ему поручается возглавить крупную обитель или лавру, он именуется архимандритом, что является ещё более высоким и почётным званием. Именно из архимандритов формируется епископат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector