Нагорная проповедь иисуса христа
Содержание:
- Структура проповеди
- Что такое Нагорная проповедь
- Спаситель призывает уравновесить материальное и духовное
- Заповеди Христа: две награды — земная и небесная
- Нагорная проповедь породила множество афоризмов
- Дерево познаётся по плодам
- О насилии и гневе
- История появления
- Ищите праведность, а не деньги
- Занятие второе
- Толкования текста
- О молитве
- Занятие четвертое
Структура проповеди
Проповедь делится на восемь частей:
- Введение — Христос исцеляет больного и лицезреть чудо приходят люди.
- Блаженства — основная часть учения, описывающая моральные качества человека, страждущего попасть в Царство Божие.
- Притчи о соли и свете — завершают заповеди и предваряют следующую часть.
- Объяснение закона — Иисус по-новому толкует заповеди Моисея.
- Осуждение лицемеров — тех, кто совершает благие дела напоказ.
- Молитва Господня — образец обращения к Создателю.
- Не судите, да не судимы будете — рассуждение о том, имеет ли право человек осуждать других людей.
- Благость Небесного Отца и Святость — завершение проповеди.
Заповеди блаженства
Моральное учение Христа посвящено способам достижения вершин христианского совершенства, чистоты помыслов, нравственности. Десять заповедей были даны людям были во времена Моисея, чтобы удерживать их от зла.
Заповеди же блаженства были сказаны ученикам, чтобы показать им, какие душевные качества должны они иметь, чтобы коснуться Бога и обрести святость.
Согласно заповедям Господним, блаженны:
- нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;
- плачущие, ибо они утешатся;
- кроткие, ибо они наследуют землю;
- алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
- милостивые, ибо они помилованы будут;
- чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
- миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
- изгнанные за правду ибо их есть Царство Небесное;
- вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Притчи о соли и свете
Соль и свет — метафоры, используемые Христом в Нагорном учении. Они просты и доступны для понимания. Так, соль, потерявшая свою соленость не нужна людям, а свет должен освещать все, что происходит в доме.
Спаситель подчеркивает этим, что его учение должно носить наступательный характер и достигнуть ушей всех, кто живет в созданном Господом Доме, то есть на Земле.
Толкование Закона
Десять заповедей Ветхого Завета носят ограничительный, запретительный характер. Иисус, не отменяя Закон Моисея, расширяет его, придавая ветхозаветному учению более глубокий смысл.
Например, заповедь «не убий», до Христа понималась буквально. В учении Христа она получает более глубокий смысл: даже напрасный гнев, который может стать источником вражды с гибельными последствиями, является грехом и недопустим.
Это же распространяется на все девять заповедей. Не делай так, как делают лицемеры Христос резко осуждает культовые обряды , проводимые напоказ , ради людской похвалы, и утверждает, что внешние проявления любви к Богу не имеют смысла без искренней веры в душе.
По мнению Иисуса, люди не должны копить земные богатства, ища большей ценности — Царствия Небесного.
Молитва Господня
«Отче наш» является частью проповеди, посвященной лицемерам. Она — пример краткого и искреннего обращения к Богу, показывает, как следует молиться.
«Отче наш» основывается на глубоких исторических корнях. В частности, имеет параллели с Первой книгой Паралипоменон Ветхого Завета. Ко времени произнесения Нагорной проповеди необходимость дать человечеству конкретный текст давно назрела, поскольку даже верующие люди предпочитали решать проблемы напрямую — переговорами, войнами и прочими методами, не обращаясь за помощью к Богу.
Непререкаемый авторитет «Отче наш» основывается на том, что она дана нам самим Господом, через своего Сына.
Не судите, да не судимы будете
Этим изречением Иисус дает понять слушателям, что никто из людей не имеет права судить себе подобных, поскольку право это изначально принадлежит Богу.
Это следует читать таким образом: если люди будут снисходительны к проступкам других, то и Божий суд будет милостив по отношению к ним.
Это означает, что человек любит подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочет и не может видеть гораздо больших грехов и пороков.
Благость Небесного Отца и святость
Иисус завершает Нагорную речь предупреждая людей о появлении лжепророков и подчеркивает, что человек не способен на добрые дела без участия Бога. Спаситель иллюстрирует свои слова примером мужа благоразумного, воздвигшего жилье на твердом основании и недальновидного — построившего на песке.
Что такое Нагорная проповедь
Нагорную Проповедь Ииссус Христос произнес в первый год Своего общественного служения, поднявшись на невысокую гору, расположенную на северном берегу Галилейского озера около города Капернаум.
Определение понятия
Нагорная проповедь — это собрание изречений Спасителя о принципах христианской морали. Начинается она с девяти Заповедей Блаженства (счастья), в которых изложен Новозаветный закон духовного возрождения. Далее говорится о том, что христиане призваны благотворно влиять на окружающее общество. Христос также подчеркнул, что его учение не отменяет, а дополняет ветхозаветные заповеди.
Господь на примерах объясняет, как надо оказывать милостыню ближнему, правильно молиться и поститься, чтобы угодить Богу. Иисус дарует людям слова молитвы «Отче наш», которую часто именуют «Молитвой Господней». Она служит примером того, что не стоит говорить лишних слов. Всего несколько строчек вбирают в себя то главное духовное и материальное, в чем нуждается человек
Молитвословие «Отче наш» учит правильно распределять свои заботы, показывает, более важное и второстепенное в жизни. Затем звучит призыв к нестяжанию, смирению и надежде на Бога
Также в Нагорном учении есть заповедь «не противиться злу», «подставить другую щеку» и Золотое правило. Фразы же «соль земли», «свет мира» и «не судите сами, да не судимы будете» стали крылатыми выражениями.
Значение в истории
В христианстве эта проповедь считается дополнением к запечатленным на скрижалях Десяти заповедям, которые Бог вручил Моисею на горе Синай. В ней отражены основные понятия и истины христианского учения.
В Нагорной проповеди говорилось много нового о смысле жизни человека, счастье и непреложных законах. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи пользовались исключительным правом толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном разъясняли с сточки зрения обрядов, внешнего соблюдения закона. Толкования фарисеи давали произвольные, с учетом собственной выгоды и корысти. Народ они презирали, считали его невежественной массой, которую бесполезно и не нужно просвещать.
Иисус Христос, наоборот, говорил просто и ясно, на доступном для простого человека языке, приводил для пояснения примеры, взятые из обычной жизни иудеев. Спаситель говорил о том, как людям надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света и Разума, Справедливости и Добра. Господь объяснял, что короткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. Достичь этой цели возможно через исполнение воли Божией, его заповедей, совершая добрые поступки.
Текст проповеди
Текст проповеди благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком путь к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно влияет на поступки и взаимоотношения людей в обществе, политическое устройство страны.
Совет Спасителя помогают формированию духовного облика человека, указывая путь к всестороннему совершенству (духовному и телесному), к улучшению как отдельной личности, так и всей мировой цивилизации.
Спаситель призывает уравновесить материальное и духовное
Иисус Христос предостерегает человека от зацикленности на материальных благах:
(Мф. 6:19–21)
Иисус Христос призывал не делать культ из земных благ, а подходить к ним разумно.
В конце концов, всё не вечно. Только внутренний мир человека — его вечное богатство.
(Мф. 6:22–23)
Сердце — это светильник человека во тьме невежества. Но если погрузить это сердце в такую же тьму, то из неё уже не выбраться.
Иисус не отрицает важность материального мира, но призывает не служить ему, не становиться его рабом:
(Мф. 6:24)
Верующему нужно заботиться о тех вещах, над которыми он властен, и пустить на самотёк то, что нельзя изменить. Конечно, не хорошо, когда есть алчущие и жаждущие.
Поэтому Христос никогда не призывает отбросить жизнь и бренное тело.
Но нельзя подчиняться всему этому.
В конечном счете, важным будет лишь один вопрос — позаботился ли человек о душе:
(Мф. 6:25–32)
Иисус Христос во время Нагорной проповеди («Нагорная проповедь». Роспись церкви Святых Космы и Дамиана в Шубине, Москва). Фото: bigenc.ru
Поэтому важно правильно расставить приоритеты, творить добрые дела и искать Царство Божие:
(Мф. 6:33–34)
Заповеди Христа: две награды — земная и небесная
Надсознание сегодняшнего общества просит от человека одного: стремиться стать счастливым при жизни. Элементы такого счастья просты:
- Финансовый достаток (как правило, это означает успешную карьеру),
- Умение хорошо выглядеть,
- Быть на волне последних событий и тенденций,
- Отдавать отчет в своих правах и защищать их,
- Быть счастливым с точки зрения: «взять от жизни все».
Эти тезисы глубоко проникли в нашу цивилизацию, став целой системой убеждений, по которой живут миллионы человек. Но получается в итоге так, что погоня за счастьем и успехом делает человека несчастным — постоянно скованным и внутренне одиноким. А расслабление и полноту он ищет в забытье: веселье и алкоголе.
Это не морализаторство — это духовные законы, о которых также говорил во время Нагорной проповеди Христос.
Перед человеком стоят две реальности, видимая и невидимая. Видимая — это земной мир со всеми его стремлениями — яркими и соблазнительными для чувств. Земное счастье на первый взгляд эффектное и убедительное, но в итоге своем — конечное и не дающее человеку полноты, а только новые и новые стремления, основанные на тех же земных условностях.
Невидимая реальность — это духовная жизнь ради обретения Вечной жизни. Может быть, эта реальность на первый взгляд не такая яркая, но на деле — дающая внутренние силы для подлинной полноты и красоты жизни.
Раздваиваться между двумя реальностями человечески дух не в состоянии. Поэтому стремление к богатствам мира видимого умаляет силы духовные. С уходом духовных сил — наступает пустота.
см также: Одиночество в городе: почему оно возникает?
Это не значит, что нужно отрицать социальную жизнь и вести нарочито нищую жизнь. Это означает лишь то, что Бог у человека может быть один. А наличие множества мелких богов (бренды, кумиры) — нарушают человеческую гармонию и делают из человека существо смертное.
Вещи — это просто вещи, а кумиры — это просто люди. Человек становится целостен и по-настоящему счастлив только тогда, когда все его сердце и силы духа его устремлены к Вечной жизни и Христу. И тогда вся система ценностей меняется, и жизнь становится проще и на самом деле гораздо полнее.
Такова краткая суть Нагорной проповеди и новозаветных заповедей. Лучше прочитать Нагорную проповедь полностью, а ниже — мы приведем некоторые цитаты из нее.
Нагорная проповедь породила множество афоризмов
Нагорная проповедь ёмка, богата на смыслы и полезна для принятия в жизнь человека. Фактически, уже на основе одной только её можно вести себя праведно и благочестиво.
Есть смысл читать и перечитывать не только проповедь, но и разные комментарии к ней. Пусть в них будут противоречия, но каждый человек найдёт истину.
В этом смысле мы в большем выигрыше, чем книжники и фарисеи, которые бездумно отвергали проповедь Христа.
Напоследок приведём некоторые известные выдержки из нагорной проповеди с пояснениями:
(Мф. 7:17)
Ты не можешь чуть-чуть грешить и называть себя праведников.
Любой грех оскверняет человека.
(Мф. 6:2–5)
Мессия резко критиковал показную религиозность. Показные добрые дела и показная религиозность — пустое в глазах Бога и бесполезное для человека деяние.
(Мф. 7:3–5)
Если указывать на чужие недостатки, занимаешься попустительством к своим. Работа над собой должна предшествовать любой критике.
В этих и других простых поучениях Иисус Христос открыл перед людьми простую картину духовного пути: «Простите другим их грехи — простит и Вам Отец Небесный», «Любите и любимы будете» и др.
Это простые принципы, которые не требовали уже хорошо знать закон или пророков. Войдёт в Царство Небесное лишь чистый душой человек, а не тот, кто соблюдает религиозные формальности.
Дерево познаётся по плодам
Остерегайтесь лжепророков. Они приходят к вам в овечьей шкуре, но внутри они — хищные волки. Вы узнаете их по их плодам. Разве с колючих растений собирают виноград или с чертополоха инжир? Всякое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а гнилое дерево приносит плохие плоды. Хорошее дерево не может приносить плохих плодов, а гнилое дерево не может приносить хороших плодов. Всякое дерево, не приносящее хороших плодов, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам узнаете этих людей.
Не всякий, говорящий мне: „Господи, Господи“, войдёт в небесное царство, а лишь тот, кто исполняет волю моего Отца, который на небесах. Многие скажут мне в тот день: „Господи, Господи, разве не от твоего имени мы пророчествовали, разве не от твоего имени мы изгоняли демонов и разве не от твоего имени мы совершали многие могущественные дела?“ И тогда я объявлю им: „Я никогда не знал вас! Отойдите от меня, творящие беззаконие“.
О насилии и гневе
Вы слышали, что людям в древности было сказано: „Не убивай. Но тот, кто совершит убийство, ответит перед судом“. А я говорю вам, что всякий, кто продолжает гневаться на своего брата, ответит перед судом, всякий, кто словами унизит своего брата, ответит перед Верховным судом, а всякий, кто скажет: „Ты — жалкий глупец!“ — может оказаться в огненной геенне.
Если ты принесёшь дар к жертвеннику и там вспомнишь, что твой брат имеет что-то против тебя, оставь свой дар там перед жертвенником и сначала пойди примирись со своим братом, а потом, вернувшись, принеси свой дар. Быстро улаживай дела с обвинителем, пока ты ещё в пути с ним, чтобы обвинитель не отдал тебя судье, а судья — судебному исполнителю и чтобы тебя не бросили в тюрьму. Говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не выплатишь всё до последней мелкой монетки.
История появления
Спаситель провозгласил свои заповеди во время странствий по Галилее, около 30 года нашей эры. В том, что Иисус говорил на горе, некоторые исследователи усматривают аналогию с восхождением Моисея на Синай. Таким образом, Христос выступает, как последователь, продолжатель дела ветхозаветного пророка
Место события
Гора, где была произнесено учение, названа «горой Блаженств». И хотя в данной части Галилеи нет гор, на западе от Галилейского озера существует несколько больших холмов. Некоторые исследователи Евангелия полагают, что более точный перевод с греческого звучит как «возвышенность», а не просто «гора».
Есть также версия, согласно которой Иисус Христос произнес свою речь в пещере на холме, где он сотворил чудо с хлебом и рыбой, неподалеку от Капернаума.
Проповедник и слушатели
Интересно, что по Евангелию от Матфея Иисус произносит проповедь сидя. Это может означать, что целевой аудиторией Нагорного выступления был не весь израильский народ: учителя в синагогах всегда сидели, преподавая учение. Таким образом евангелист подчеркивает, что ученики и апостолы были главными слушателями Христа.
Эта теория находит свое подтверждение в произведениях живописи — на картинах и иконах приближенные сидят подле Иисуса, а простые люди находится на отдалении, хотя и могут слышать произносимое.
Считается, что речь была адресована трем типам слушателей: приближенным, народу и всему человечеству, поэтому она и была записана.
Ищите праведность, а не деньги
Поэтому говорю вам: перестаньте беспокоиться о ваших душах — что вам есть или что пить, и о ваших телах — во что одеться. Разве душа не ценнее пищи и тело — одежды?
Понаблюдайте за небесными птицами: они не сеют, не жнут и не собирают в хранилища, но ваш небесный Отец кормит их. Разве вы не ценнее их? Кто из вас, беспокоясь, может продлить свою жизнь хотя бы на локоть? И об одежде зачем беспокоитесь? Поучитесь у полевых лилий, как они растут: они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже Соломон во всей своей славе не одевался так, как любая из них. Если же Бог так одевает полевые растения, которые сегодня есть, а завтра будут брошены в печь, то неужели он не оденет вас, маловерные? Поэтому никогда не беспокойтесь и не говорите: „Что нам есть?“, или „Что пить?“, или „Что надеть?“ Ведь обо всём этом только и думают другие народы. Но ваш небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом. Итак, продолжайте искать прежде царство и Божью праведность, и всё это будет дано вам. Никогда не беспокойтесь о завтрашнем дне, так как завтра будут свои беспокойства. Довольно для каждого дня своего зла.
Вынь сначала бревно из своего глаза!
Занятие второе
Евангелие от Матфея 5:17–30 (с. 75–102)
Можно начать с обсуждения ваших ответов на вопросы предыдущего занятия (8–11) по Мф. 5:3–12.
1. Прочитайте 5:17–20.
а) почему кто–нибудь мог подумать, что Иисус пришел «нарушить закон или пророков»?
б) о каких трех видах учения, содержащихся в Ветхом Завете, идет речь? В каком смысле Иисус «исполняет» каждое из них?
в) к&у, по словам Иисуса, должны Его ученики поступать с Ветхим Заветом? Удается ли вам выполнять Его требования?
г) как может христианская праведность превзойти праведность книжников и фарисеев в соблюдении закона?
д) Иисус продолжает показывать, чему учили книжники и фарисеи, приводя собственное толкование требований закона. Что мы можем использовать при рассмотрении текста Мф. 5:21–48?
2. Прочитайте 5:21–26.
а) некоторые люди полагают, что здесь Иисус запрещает убийство любого рода. Согласны ли вы с этим, и почему?
б) автор полагает, что Иисус имеет тут в виду нечто другое, что Он подразумевает не просто убийство, но даже менее серьезные вещи, такие, как гнев и оскорбления. Почему они «равны убийству с точки зрения Бога»?
в) как можно применить на практике наставления Иисуса (5:23–26)? Будете ли вы использовать это в вашем собственном опыте?
3. Прочитайте 5:27–30.
а) каким образом, как полагает автор, книжники и фарисеи искажали заповедь о прелюбодеянии?
б) какие наставления дает Иисус Своим ученикам по поводу половой чистоты? Как выглядит для вас на практике «моральная караульная служба»?
Толкования текста
Нагорное учение, при всей своей лаконичности, наполнено великим смыслом. Поэтому всегда вызывало у исследователей желание развернутого толкования. Один из самых сложных вопросов христианского богословия заключается в том, насколько учение вписывается в повседневную жизнь христианина.
Различные толкования:
Буквальное понимание Нагорной проповеди Иисуса Христа отвергает любые компромиссы. Если христианин, придерживаясь Писания, лишается земных благ, это не должно препятствовать выполнению учения Евангелия.
Древние переписчики изменяли текст так, чтобы сделать проповедь максимально доступной для понимания.
Гиперболическое толкование гласит, что принципы, провозглашенные Иисусом в его учении — только гиперболы, и в обычной жизни они не должны выполняться столь буквально.
Согласно методу основных принципов, Иисус не предлагает слушателям инструкции к выполнению, а лишь определяет основные положения, которых следует придерживаться в повседневной жизни.
Римская католическая церковь придерживается двойственного толкования, считая, что учение относится как к общим положениям, так и частным случаям. Исполнение первых — обязательное условие спасения, а вторые предназначены для совершенствующихся в Боге клириков и монахов.
Мартин Лютер разделяет существование человека в духовное и материальное. Он считал, что безоговорочно наставление имеет отношение только к духовности. Во временном, материальном мире обязанности человека перед семьей, обществом и властью толкают на поиски компромисса.
Пристальное чтение Писания указывает, что понимание ряда самых радикальных указаний Нагорного учения объясняется другими местами Нового Завета.
Толкование, суть которого можно описать фразой «не для чего поступаешь, а как поступаешь», появилось в XIX веке
Суть его заключается в важности не того, что делает человек, а того, каким духом пропитаны его поступки.
Альберт Швейцер — автор толкования вре́менной этики. С его точки зрения, Иисус был убежден, что Армагеддон наступит в ближайшее время, и поэтому материальная жизнь его не интересовала.
О молитве
Также, когда молитесь, не будьте как лицемеры, которые любят молиться стоя в синагогах и на углах главных улиц, чтобы люди видели их. Истинно говорю вам: они уже получили всю свою награду. Ты же, когда молишься, войди в свою комнату и, закрыв дверь, помолись твоему Отцу, который втайне, и тогда твой Отец, наблюдающий тайно, вознаградит тебя. И когда молитесь, не повторяйте одно и то же, как люди из других народов, которые думают, что будут услышаны благодаря многословию. Не уподобляйтесь им, потому что Бог, ваш Отец, знает, в чём вы нуждаетесь, ещё до того, как вы попросите его. Поэтому молитесь так:
„Наш Отец на небесах, пусть святится твоё имя. Пусть придёт твоё царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе. Дай нам сегодня хлеб, необходимый на этот день, и прости нам наши долги, так как и мы простили наших должников. И не введи нас в искушение, но избавь от Злого“.
Если вы прощаете людям их проступки, то и ваш небесный Отец простит вас, а если вы не прощаете людям их проступков, то и ваш Отец не простит вам ваших проступков.
Занятие четвертое
Евангелие от Матфея 6:1–18 (с. 144–176)
1. Прочитайте 6:1–4.
а) поговорив о нравственной праведности в главе 5, Иисус обращается теперь к праведности, которую должны проявить ученики Его в своей религиозной деятельности. Как вы относитесь к явному противоречию между 6:1 и 5:16?
б) мысль о «вознаграждении» появляется в этом отрывке несколько раз. Как вы ответите тому, кто полагает, что это недостойно учеников Христа?
в) чего нужно опасаться при выполнении таких религиозных обязанностей, как пожертвование? Как Иисус учит бвоих учеников избегать этого? Как это относится к вам?
2. Прочитайте 6:5–6. Как молится лицемер? Как учит Иисус учеников Своих избегать этой ловушки? Как это относится к вашей собственной молитве?
3. Прочитайте 6:16–18.
а) популярен ли пост в наши дни? Как обосновывает автор необходимость этой практики?
б) мы должны делать это не для того, чтобы нас видели и восхваляли другие люди, а для Бога. Подумайте о своей религиозной деятельности. Не нужно ли вам что–нибудь изменить?
4. Прочитайте 6:7–15.
а) не «пустословите» ли вы, когда молитесь? Почему Его ученики не должны так делать?
б) если Бог «знает, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (6:8), зачем же тогда вообще молиться?
в) особенность христианской молитвы заключается в Боге, к Которому мы обращаемся. Что нам говорит о Боге молитва Господня? Как эти аспекты отражаются в ваших собственных молитвах?
г) это молитва–образец, в начале в ней сосредоточивается внимание на Боге — на Его имени, Его Царстве и Его воле, а не на нашей собственной репутации, влиянии и желаниях. Отдаете ли вы этому предпочтение в ваших собственных молитвах?. д) что вы понимаете под «хлебом» в 6:11? Почему Иисус уточняет: «хлеб насущный»?
д) что вы понимаете под «хлебом» в 6:11? Почему Иисус уточняет: «хлеб насущный»?
г) почему Божье прощение зависит от нашего умения прощать? Подумайте, против кого у вас накопилось неприятие или горечь? Как, по–вашему, смотрит на это Бог?
ж) к каким проблемам приводит прошение: «И не введи нас во искушение»? Как на них отвечает автор? Что вы думаете по этому поводу?
д) в молитве Господней христиане сосредоточены на Боге. Каким образом это отношение отличается от молитв: а) фарисеев и б) язычников?