10 нетленных мощей святых

Содержание:

Откуда у мощей «ноги растут»

Начало было положено еще в древнем Египте, но сейчас мы не будем разбирать до атомов всю линию зарождения и трансформации рабской религии. Возьмем за точку отсчета дату 33г от Р.Х. когда появился первый христианский мученик Стефан, происходивший из диаспоры евреев. После его смерти, начались страшные гонения христианской церкви. В христианских общинах того времени имена мучеников заносились в списки местных церквей. В некоторых общинах эти списки оглашались при совершении Вечери Господней, как примеры непоколебимой верности учению Христа.

В дни годовщин, верующие собирались у могил мучеников, чтобы послушать сказания очевидцев об их мученической кончине. В ту пору никому ещё не приходила мысль обращаться в молитве к умерщвлённым членам общины и просить их ходатайства пред Богом. В представлении тогдашних христиан подобная молитва могла бы исходить только из уст язычника, не знающего истины, а воздавание Божеских почестей «останкам мучеников» (мощам) показалось бы кощунственным.

Второй Никейский собор (787 г.) утвердил поклонение останкам мучеников, наперекор Священному Писанию и отцам церкви.

И что мы видим теперь в результате?

Как всегда, нам следует здесь задать один очень важный вопрос! Кому и зачем все это было выгодно? Вообще этот вопрос следует всегда задавать себе при рассмотрении различных тем и мифов, потому что ответы на такие вопросы могут привести нас к шокирующим выводам.

Мы также можем услышать из разных источников о чудесных исцелениях, изменении жизни людей и т.д и т.п после соприкосновения с мощами, а также многочисленные чудеса, сопровождающиеся различными историями, но неужели вы думаете,что это кости делают? Только вы сами создаете с собой эти чудеса, это вообще человеческая природа такая, творить. Захотел — заболел, захотел-выздоровел. Но я продолжу абсолютно все ставить под сомнение!

Откуда, от кого именно вы узнали, услышали, увидели о чудесных исцелениях? Лично вы видели? испытали? у вас на глазах что-то произошло?Представляете, сколько сил необходимо вкладывать ежесекундно в прибыльный церковный бизнес, чтобы поддерживать иллюзию чудес?! Что если бы это был ваш бизнес?

Представляете, сколько сил необходимо вкладывать ежесекундно в прибыльный церковный бизнес, чтобы поддерживать иллюзию чудес?! Что если бы это был ваш бизнес?

Представьте, что к вам домой, например, зашла очень набожная соседка в гости и вдруг увидела, что у вас икона «мироточит», а если вы еще и легенду к этому придумаете красивую и расскажете ей, то будьте уверены, то на следующий день к вам организуется целое паломничество. Кто будет проверять чем вы ее там смазываете, пока на ночь паломничество прекращается?

Вот так и здесь!А если от этого зависит финансирование прихода, представляете? Чудеса есть — люди идут, чудес нет — не идут и деньги не несут. Что остается? Творить чудеса, а что еще делать!

История появления и почитания святых мощей

Чудотворение святых останков упоминается ещё в Ветхом Завете. Так, прах пророка Елисея случайно соприкоснулся с телом умершего человека, и последний ожил (4Цар. 13:21). Тем не менее, ветхозаветные иудеи избегали прикосновений к человеческим останкам. Мертвые тела считались источником сакральной нечистоты (Чис. 19:11-13).

В Новом Завете предписание о нечистоте было отменено. Ещё на заре христианства распространилась практика благоговейного сохранения мощей первых мучеников и даже их целования. Преподобный Иоанн Дамаскин (7-8 вв.) в своём труде «Точное изложение православной веры» учит:

Не позднее 4 века возник обычай выкапывания и перенесения святых мощей. В 419 году Карфагенский собор предписал, что святые останки должны быть в основании каждого христианского храма.

Почему не хоронят мощи святых и как их сохраняют

Останки, обладающие чудодействующей силой, не хоронят, а сохраняют в храмовых раках, специальных ящиках, сделанных из дорогого дерева и искусно отделанных резьбой, золотом и камнями. Перенесение останков из места захоронения по церковному обычаю называется обретение мощей.

На престольные и большие церковные праздники рака выставляется напоказ, чтобы каждый человек мог почтить почившего святого и получить от него силу благодати.

Открытая рака с мощами

Порой святые останки разделяют на несколько частей, чтобы в каждом храме была своя часть мощей.

Церковь подчеркивает, что святость не в самих мощах или их части, а в благодати, исходящей от них.

Самые почитаемые святые в Православной Церкви

Добродетельные и смиренные христиане, были канонизированы Православной Церковью, являющие собой пример нравственности, находящиеся после завершения своего земного жития в небесном царствии и взывающие в молитвенном прошение к Спасителю за всех греховных людей, ныне живущих на земле.

Все святые Православной Церкви (список наиболее известных):

  • Спиридон Тримифунтский, появился на свет на острове Кипр в деревне Аския, приблизительно в 270 г. Свое же праведное и чистое житие богоугодный провел в повиновении и смирении, исцеляя неизлечимые недуги и тратя весь свой небольшой доход на вспоможение нищим и путника. Скончался Святитель в 348 г. 12 (25 декабря), а мощи его были помещены в городе Керкира в здешнем соборе (о. Корфа, Ионическое море). Икона чудотворца Спиридона Тримифунтского находится у каждого верующего в доме, чтобы святой оберегал и даровал благодать Божию.
  • Блаженная Матрона. Принято считать, что всевышний избрал благодетельницу на служение еще до ее появления на свет, которое произошло в 1881 г. в Тульской губернии, Епифановского уезда в деревне Себино. На протяжении всего своего жития она несла тяжкий крест, проявляя при этом терпеливость, поминовение и смирение. Праведница отошла в мир иной в 1952 г. в апреле месяце 19 числа (2 мая). И по сей день молитвы Матроне об исцелении больного и о всяких нуждах воззносятся многими верующими.
  • Николай Угодник. Один из наиболее почитаемых праведников Православной церковью. Родился приблизительно в 270 г. в римской провинции Ликия (греческая колония Патара). При жизни Чудотворец обрел славу заступника и умиротворителя, а те, кто были ложно осуждены довольно часто находили в нем свое спасение. Скончался Николай Угодник в 345 г. 6 (19) декабря.

Лучшая статья для Вас, переходите: Что привезти из Иерусалима православным

Вот еще имена святых Православной Церкви, которые образом своей жизни были удостоены канонизации:

  • Серафим Саровский. Родился в Курске, Белгородской губернии в 1754 г. 19 (30) июля в довольно состоятельной семье. Праведник был основателем и завсегдашним заступником Дивеевского женского монастыря и пользовался у мирских людей безграничным уважением. Святитель отошел в мир иной 2 (14) января 1833 г., а мощи его покоятся в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.
  • Ксения Петербургская. Точно установленной даты появления на свет праведницы доподлинно не известно, однако полагают что появилась она на свет в Санкт-Петербурге в промежутке 1719-1730 г. После ранней кончины своего супруга блаженная избрала нелегкий путь юродства, отзываясь до самой своей кончины только на имя мужа своего. День поминовения богоугодницы приходится на 24 января (6 февраля).

Поклонение мощам в Православии – что это?

Почитание мощей святых в Православии – почему и как это происходит? Во-первых, почитание мощей праведников имеет нравственно-назидательное значение. Святые останки служат для христиан напоминанием о личности Божьего угодника. Мощи побуждают верующих к подражанию его благочестивой жизни. Святитель Иоанн Златоуст учил, что вид гробниц праведников поражает и возбуждает наши души, приводит их в молитвенно-покаянное состояние.

Почитание святых мощей имеет и литургическое значение. Земная и Небесная Церкви пребывают во взаимной любви и молитвенном общении. Венцом этой связи является Таинство Евхаристии, в котором происходит соединение человека с Богом. Православный богослов и новомученик Иван Попов (1867-1938) в своём труде «О почитании святых мощей» отмечает:

Ещё одним аргументом в пользу почитания святых останков является учение Церкви об их благодатной силе. Тела святых при жизни стали вместилищами Духа Святого. Таковыми они остаются и после земной кончины праведников. Поклоняясь мощам, христиане напитываются Божественной благодатью и уповают на молитвенное ходатайство святого. В этом и состоит отличие святых мощей от идолов и талисманов, которые духовно неграмотные люди воспринимают как самостоятельные источники силы.

Преподобный Ефрем Сирин учил:

Благоговейное собирание и сохранение мощей, поклонение им, возведение над ними часовен, храмов и монастырей, закладывание мощей в церковные престолы и антиминсы – всё это является различными проявлениями почитания святых останков в Православии. Также мощи праведников торжественно открывают и переносят, а в честь этих событий устанавливаются церковные празднества.

Что в православии называется мощами?

Мощами в православном мире называются останки святых, которые сохранились в том или ином виде. Им воздается должное почитание, по молитве верующих перед ними часто совершаются чудеса. Чаще всего это случаи исцеления от каких-либо болезней или необычного заступничества. Данная традиция существует также и у католиков.

После смерти тело угодников Божиих может сохраняться в разных видах: иногда остаются только кости, бывает, что сохраняются и кожные покровы (так называемое «чудо нетления»), претерпевая лишь некоторые изменения. Зачастую от святых мощей исходит необъяснимое благоухание, в некоторых случаях выделяется благоухающая жидкость — миро.

Хранятся честные останки, как правило, в специальном ковчеге, напоминающем украшенный гроб. Он называется ракой. Иногда тело умершего подвижника может быть не найдено, промыслительно скрыто под спудом, то есть под землей. Тогда на предполагаемом месте их нахождения сооружают специальную пустую гробницу, которая называется кенотаф.

Существует также практика разделения мощей на частицы для увеличения их количества. Тогда они помещаются в мощевик или в икону. Каждая частица останков святых обладает одинаковой благодатной силой, существует также практика добавления их в краски для написания икон.

Соловки

Соловецкий архипелаг – так называют это место, находящееся в Архангельской области. Там есть Святое озеро и гора Голгофа – это самая высокая гора всех Соловков. Люди приезжают сюда больше для того, чтобы отдохнуть душой. На территории острова имеется множество старинных построек и просто красивых природных мест.

Здесь открывается прекрасный вид, который может исцелить человека от любых душевных терзаний, дурных напастей. Это мистическое и одновременно загадочное место, которое обладает особой энергетикой: здесь можно увидеть такие загадочные древние сооружения, как дольмены, курганы и лабиринты из камней.

Почему православные почитают мощи святых божиих угодников

Традиция почитания мощей святых угодников основана на чуде Боговоплощения. Христианская Церковь считает, что Иисус Христос воскрес не только духовно, но и телесно, поэтому физическая оболочка человека имеет не меньшую ценность, чем душа. Люди, достигшие при жизни единения с Господом, стали вместилищем Его Благодати, которую изливали в окружающий мир. Это способность имеет не только живое тело, но и останки святого человека.


Святые мощи являются величайшими святынями православной церкви

Почитание святых мощей было официально закреплено на II Вселенском Соборе

При этом священники делали акцент на важности понимания того факта, что поклонение совершается ни останкам, ни человеку, а Божественной Силе, заключенной в них

Кирилло-Белозерский монастырь

Кирилло-Белозерская обитель напоминает крепость. По размеру территории занимает в Европе первое место.

Монастырь сразу поражает контрастом:

  • Постригались в монахи богатейшие люди, чтобы в святой обители послужить Богу.
  • В казематах содержались государевы преступники.
  • Свой жизненный путь закончил опальный патриарх Никон.

Подробнее об этом рассказывают на экскурсии в музее-заповеднике.Работают выставки.

После молитвы и знакомства с монастырём посетите Ферапонтов и Горицкий обители. Святыни первого — древние соборы и фрески Дионисия, а второго — музей Александра Невского.

Города и храмы России, в которых есть частицы мощей св. Николая

Во многих обителях России покоятся мощи Чудотворца. Нет необходимости ехать в другие страны или вступать в молитвенное общение с еретиками, чтобы иметь возможность к ним приложиться. В российской столице святыню можно найти в следующих обителях:

  • Данилов Свято-Троицкий монастырь, расположенный по адресу: Даниловский вал, 22 (метро «Тульская»);
  • Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, который находится на ул. Большая Лубянка, д. 19;
  • Иоанно-Предтеченский женский монастырь, расположенный по адресу: Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1;
  • Новодевичий женский монастырь, адрес которого: Новодевичий проезд, 1, стр. 2.

Кроме Москвы, святыни хранятся в церквях других русских городов:

  • Санкт-Петербург. Николо-Богоявленский морской собор, распложенный по адресу: Никольская площадь, 1, корп. 3;
  • Саратов. Свято-Никольский монастырь, адрес которого: ул. Дегтярная, 26;
  • Ростов-на-Дону. Свято-Казанский храм, который находится на просп. Космонавтов, 16А, (микрорайон Северный);
  • Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь, расположенный на ул. Зеленая Роща, 1.

Данилов Свято-Троицкий монастырь

Новодевичий женский монастырь

Иоанно-Предтеченский женский монастырь

Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь

Свт. Николай Чудотворец и его праздники

Николай ЧудотворецИконография:Николай Чудотворец (Зарайский), Житийный цикл Николая ЧудотворцаДатировки: XVI в.Иконописная школа или художественный центр:Новгородская школаПроисхождение: По сведениям, полученным от частного лица, происходит из Тверской старообрядческой общины Москвы.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 150 см, ширина 112 смПредставлен образ Николая Чудотворца с 20 житийными клеймами и средником. В среднике помещено ростовое изображение Николая Чудотворца.КП 187 &copy Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея РублеваЛитература:Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. А.А.Салтыков. Ленинград.1989. Каталог. 117-118

  Св.Николай – это один из величайших святителей Церкви. Он – преподобный, добре подвизавшийся в монастыре и в миру. Он сотворил множество чудес, не только при жизни, но и по смерти: ибо от мощей его  источается  «ми́ру всему́… многоце́нное ми́лости ми́ро и неисчерпа́емое чуде́с мо́ре».

Он – исповедник Христов, пострадавший за имя Его в гонение Диоклетиана. Он ревнитель по славе, правде Божией и Православию, давший пощёчину ересиарху Арию на I Вселенском соборе, и тем угодивший Богу и Его Пречистой Матери. Посему он угодник Божий…

Впрочем, кто может выразить все величие  св.Николая Чудотворца: 

Много чудес и милостей своих святитель явил на нашей земле, в среде нашего народа, в коем он поэтому весьма почитаем. Один из видов такого почитания святого состоит в том, что его имя часто дают новорожденным младенцам мужеского пола. Поэтому имя «Николай» у нас достаточно распространено. В связи с этим возникает вопрос: когда же у них День Ангела?

Какого числа день Ангела у Николаев

Согласно правилам Церкви оный следует праздновать в самый день памяти тезоименитого святого, если с ним совпадает дата нашего рождения. Если же она не совпадает, то отмечать День Ангела следует в тот день памяти святого, который ближе всего к этой дате после нее.

Дни памяти святого Николая Чудотворца: зимний и летний

В церковном календаре память св.Николая Угодника бывает дважды в году. По новому стилю это 19 декабря и 22 мая.

Следовательно, у Николаев, родившихся с 23 мая по 19 декабря (по новому стилю), 19 декабря будет Днем Ангела; а у родившихся с 20 декабря по 22 мая – он будет под этим последним числом.

Но тут следует помнить следующее. Есть еще достаточно много других святых с этим именем. Поэтому если строго руководствоваться вышеуказанным церковным правилом, то может оказаться, что наш тезоименитый какой-то другой св.Николай. 

Впрочем, родители, не очень разбирающиеся в этих тонкостях, чаще всего называют ребенка так, именно в честь св.Николая Чудотворца. Желая, чтобы он благодатно помогал ребенку на его жизненном пути. Ну а последний, когда придет в возраст, при желании сам может уяснить когда и что праздновать.

Святитель Николай Чудотворец, c житием (Никола Великорецкий)Иконография:Николай Чудотворец (Великорецкий), Житийный цикл Николая ЧудотворцаДатировки: XVI в. Около 1556 г.Иконописная школа или художественный центр:Вологодская школаПроисхождение: Из Воскресенского собора Вологды.Материал: Дерево, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 58 см, ширина 47 смВ среднике иконы помещено поясное изображение святителя Николая в традиционном священническом облачении, с омофором на плечах. Правая рука поднята в благословляющем жесте, на ладони левой — закрытое Евангелие. Святитель изображен строго фронтально. По сторонам нимба святого располагается киноварная надпись: ‘С(вя)тыи Николае Великорецк ‘. Вокруг средника располагаются восемь клейм:1. Приведение во учение2. Явление Николая Чудотворца царю Константину во сне3. Спасение отрока Димитрия со дна моря4. Служба Николая Чудотворца в Сионе5. Спасение корабельщиков от потопления6. Избавление трех мужей от казни7. Спасение Агрикова сына Василия из сарацинского плена8. Преставление Николая Чудотворца.ВОКМ 7808 &copy Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникЛитература: Иконы Вологды XIV-XVI веков. М., 2007. № 74.

21

Май
2018 года

Частица мощей святителя Николая впервые за 930 лет покинули г. Бари: святыню доставили в Москву. За время пребывания реликвии в России ей смогли поклониться более 2, 5 миллионов верующих.

Что такое мощи

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Мощи представляют собой тело человека, от которого исходит множество доказанных чудес по свидетельствам людей. Сначала знамения случаются по молитве к еще не прославленному человеку — и оказывается, что он с Небес помогает, даруя исцеление, облегчение в трудных обстоятельствах и иную помощь. Затем тело эксгумируют, ставят в раку (ковчег для мощей в виде красиво сделанного гроба) и люди прикладываются (целуют) к самим мощам или ко стеклу гроба. Так происходило с рядом святых. С некоторыми бывало и иначе: люди не знали или забывали, где могила святого, мощи чудесно обретали (внезапно находили) и уже найденные, они начинали творить чудеса.

Каким образом подается помощь?

Читать также:

Тело и душа — что важнее в человеке?

Чудодейственную силу мощей признают многие люди, и даже не особо верующие. Например, когда видят, что происходит с одержимыми злым духом при приближении к святым останкам. Какая же сила заставляет бесноватых так себя вести? Очевидно, что эта сила — благодать Божия, которая действовала в угодниках и при их жизни. Уже само название указывает на источник чудотворений, оно происходит от слова «мощь», то есть «сила».

Следовательно, не кости сами по себе, не материя являются источником благодати, они только являются ее проводником. Сам Господь через святые мощи, принадлежащие Его угодникам, посылает эту незримую помощь, благодатную силу. Ефрем Сирин об этом так говорил:

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово «мощи» в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

https://youtube.com/watch?v=exgdV63J5-M

Критика и упорядочивание почитания мощей

Почитание мощей приобретает сложившиеся формы после окончания гонений. Отдельные формы почитания мощей могут вызывать в конце III – начале в. возражения со стороны части духовенства. Например, Афанасий в своем житии св. Антония с неодобрением упоминает утвердившийся в Египте обычай не погребать усопших святых, а держать их тела в домах для поклонения. Особой резкостью отличались нападки на почитание мощей, высказанные аквитанским священником Вигилянцием в начале в.; Вигилянций рассматривает почитание мощей как уступку языческим нравам. Вызывал возражения и обычай погребать близких рядом с могилами мучеников – исходившая от них благодать распространялась, по тогдашним представлениям, и на рядом погребенного и способствовала его спасению. Подобные возражения указывали на необходимость упорядочения почитания мощей и на его богословское осмысление (см. прежде всего трактат Св. Иеронима против Вигилянция, написанный около 406 г.). Упорядочение почитания предполагало положение мощей в специальных зданиях (мартириях), построенных в память святого, совершение ежегодной памяти со служением Евхаристии в день смерти святого (dies natalis), положение мощей (их частиц) в особые ларцы, которые верующие носили с собой (отсюда возникают реликварии, в частности, реликварии в форме саркофага, которые могут поставляться в церкви).

Что в православии называется мощами?

Мощами в православном мире называются останки святых, которые сохранились в том или ином виде. Им воздается должное почитание, по молитве верующих перед ними часто совершаются чудеса. Чаще всего это случаи исцеления от каких-либо болезней или необычного заступничества. Данная традиция существует также и у католиков.

После смерти тело угодников Божиих может сохраняться в разных видах: иногда остаются только кости, бывает, что сохраняются и кожные покровы (так называемое «чудо нетления»), претерпевая лишь некоторые изменения. Зачастую от святых мощей исходит необъяснимое благоухание, в некоторых случаях выделяется благоухающая жидкость — миро.

Хранятся честные останки, как правило, в специальном ковчеге, напоминающем украшенный гроб. Он называется ракой. Иногда тело умершего подвижника может быть не найдено, промыслительно скрыто под спудом, то есть под землей. Тогда на предполагаемом месте их нахождения сооружают специальную пустую гробницу, которая называется кенотаф.

Существует также практика разделения мощей на частицы для увеличения их количества. Тогда они помещаются в мощевик или в икону. Каждая частица останков святых обладает одинаковой благодатной силой, существует также практика добавления их в краски для написания икон.

История выражения «По мощам и елей»

Когда деревянный мавзолей Ленина, возведённый сразу после его смерти — в январе 1924 года, залило канализационными водами, Патриарх Тихон выразился по этому поводу: «По мощам и елей», что означало – каков праведник, таково и «благоухание».

Особо почитаемые мощи

Николай Чудотворец самый любимый и почитаемый, после Пресвятой Богородицы, на Руси святой.

21

Май

2017 года

Впервые за 930 лет его мощи покинули г. Бари, где они находятся с 1087 г. и были принесены в Россию. Им смогли поклониться около 2,5 млн человек.

Наряду с Николаем Угодником, на Руси особо прославляют Спиридона Тримифунтского. Каждый год ему надевают новые башмачки, а старые, «изношенные» отдают в православные церкви. В Свято-Даниловом храме Покровского монастыря имеется один такой башмачок, ещё один есть в Саввино-Сторожевском монастыре в Московской обл. в Звенигороде. Икона святителя с частицей мощей пребывает в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

Башмачок свт. Спиридона Тримифунтского

Покровитель всех воинов также широко почитается на Руси. Георгий Победоносец, убивающий змея, изображен на гербе Москвы. В 2015 г. его мощам, которые были привезены из афонского монастыря к 70-летнему юбилею Великой Победы, поклонились миллионы Россиян. Иконы с его мощами есть во многих Российских храмах.

Начало почитания мощей

Начало почитания мощей относится к древнейшему периоду христианства и вырастает, видимо, из заботы о телах мучеников. Уже в таком древнейшем памятнике, как “Мученичество Поликарпа Смирнского” (ум. ок. 155 г.), говорится о том, что кости мученика, оставшиеся после его сожжения, представляют “сокровище драгоценнее дорогих камней и чище золота”; община хотела обладать ими, чтобы “быть общниками святой его плоти” ( χοινωνησαι τω άγίω αύνού σαρχίω). Для следующего (III) столетия свидетельства о почитании останков мучеников находим у Киприана Карфагенского и у Дионисия Александрийского. Сохранение мощей мученика воспринималось как его продолжающееся соприсутствие в церковной общине, как манифестация победы над смертью, совершенной Христом, подавшим святому благодать спасения, и повторенной в мученическом подвиге. Это восприятие обусловливало празднование памяти мученика, совершения агапы (трапезы любви) и Евхаристии над его могилой. Сохранение и почитание мощей было также тесно связано с утверждением веры в воскресение во плоти; нападки на это учение со стороны гностиков, видимо, даже служили дополнительным стимулом почитания мощей. Об интенсивности почитания мощей в древнейший период свидетельствует действия гонителей христиан, старавшихся уничтожить тела мучеников, дабы не допустить их почитания. В “Мученичестве Поликарпа” говорится о том, что иудеи подучили “доложить проконсулу, чтобы он не отдавал (христианам) тела, чтобы они не начали поклоняться ему, оставив Распятого”. В рассказе Евсевия о гонениях в Никомидии сообщается, что преследователи решили останки святых “вырыть и бросить в море, чтобы кто-либо не стал покланяться им и не причислил их к богам”. Очевидно, что язычники борются с почитанием мощей как уже известной им практикой – понимая ее, естественно, в привычных им терминах языческой религии.

Существует ли порядок перенесения мощей?

Существует. Этот порядок менялся со временем. И в Византии, и на Руси, и в наше время, как правило, это делалось по запросу епископа. Он отправлял официальную письмо в храм или монастырь другой епархии (церковная административно-территориальная единица) с просьбой отделить часть мощей. Эта просьба рассматривалась и, если была такая возможность, частицу отделяли, после чего через доверенного священника, или торжественным крестным ходом, привозили ее туда, откуда поступил запрос. Затем мощи вставляли в икону, либо для них изготовляли так называемый мощевик или реликварий (вместилище для хранения ценных реликвий, которые имеют религиозное сакральное значение) и с благоговением хранили в храме.

Чудеса, связанные со святыми мощами

Святой преподобный Ефрем Сирин учит:

Приведём некоторые примеры чудес, связанных с честными мощами. Несколько столетий назад к мощам святителя Тихона Задонского приехал болящий киевский чиновник П. Забугин. Не один десяток лет он страдал от головных болей, рвоты и болей в желудке. Из-за неизлечимого недуга чиновник был вынужден оставить работу. Затем он и вовсе оказался прикованным к постели. Страдальца привезли к мощам святителя Тихона, когда врачи сообщили, что ему осталось жить не более месяца. Стремительное выздоровление началось уже после первой службы у гроба святого. Забугин вернулся домой совершенно здоровым.

Массовые исцеления слепых, глухих, хромых и немых происходили при прославлении Серафима Саровского и открытии его мощей в начале 20 века. Сохранились свидетельства, что за один день у источника преподобного Серафима накопилась груда костылей, ставших невостребованными. Люди с радостью сжигали их, прославляя святого старца.

Приведём современное свидетельство рабы Божьей Антонины о чуде по молитвам перед мощами великомученика и целителя Пантелеимона:

Традиция почитания в православии

Апостол Павел говорил:

«Разве не знаете, что тела ваши суть храм Святого Духа?

(1 Кор. 3:16). Православное вероучение утверждает, что человек должен быть свят не только помыслами и делами, но и телом. Святые отцы называют главной причиной почитания мощей — Боговоплощение

Сын Божий, приняв человеческую природу, показал тем самым ее важность и достоинство. Ревнители христианства ещё с первых веков чтили останки подвижников

Рискуя жизнью, они благоговейно подбирали, прятали и хранили мощи. Церковные Богослужения уже в древнем христианстве проводились на могилах мучеников. Над мощами возводились храмы, часовни и монастыри. Их называли в честь того святого, на чьих мощах они воздвигнуты. На Седьмом Вселенском Соборе в 787 г. постановили, что без мощей освящать храм запрещено.

Благочестивый Камилл де Леллис

Большую часть жизни он посвятил служению больным людям. С бедными он был добр, а с другими становился суровым и упрямым. Милосердие он считал главной целью, т. е. это то, ради чего он жил. Кроме того, он был уверен, что таким образом приблизится к богу.

Записываемся в салон 27-28 февраля: благоприятные дни для новой стрижки

16-летний сын Валерия Золотухина Иван рассказал о своей семье и любимом отце

Сиреневый и другие оттенки фиолетового на ваших ноготках: 10 стильных идей

В своих трудах он очень подробно описывал существующую медицинскую практику шестнадцатого-семнадцатого века. Умер Камилл де Леллис в 1614 году. На всеобщее обозрение выставлено чучело.

Обычай захоронения монахов на Афоне

Афонский обычай предписывает следующую практику захоронения монахов из числа братии. Тело умершего не омывают и не переоблачают, зашивают его в мантию, на голову кладут куколь (монашеский головной убор). Хоронить принято сразу же, желательно в тот же день. Как правило, в заранее приготовленную могилу опускают честные останки, засыпают их грунтом.

После этого вся братия усердно молится о почившем в течение трех лет, поминая его ежедневно на проскомидии, и… выкапывает кости. Если кожа полностью истлела, то их переносят, если нет, то закапывают обратно — значит, «земля их не приняла» по причине каких-то грехов. Усиливают молитву, молятся до тех пор, пока кожа полностью не истлеет.

Останки святых, угодивших Богу монахов определяют по цвету костей, черепа. Желтоватый оттенок (и часто — благоухание) черепа свидетельствует о праведной жизни его обладателя, белый цвет говорит о том, что монах честно подвизался, благодаря чему спасен, а вот темные кости обличают грешную душу покойного.

Далее с останками совершается следующий обряд: их омывают в воде с вином и помещают в костницу. Это специальный склеп, по виду напоминающий часовню, где по полочкам рядами разложены черепа монахов, а вдоль стены — кости. На черепах обычно пишут имя монаха и дату смерти. Могила же, в которой находилось тело брата, используется для захоронения очередного умершего из числа монастырской братии.

Как видим, традиция почитания мощей на Афонской горе несколько отличается от нашей практики. Многие останки, которые почитаются у нас, по представлениям афонитов, должны были бы принадлежать людям грешным, так как для них нетление — признак небогоугодной жизни. Но такие различия в практике выявления останков святых объясняются лишь климатическими особенностями континента и ничем более.

Посмертная улыбка Иосифа Ватопедского

Православные чудеса происходят и сегодня. Одним из них является посмертная улыбка современного афонского старца-подвижника Иосифа Ватопедского. Он скончался 1 июля 2001 года. Когда старец умер, его лицо не было улыбающимся, что зафиксировано на многочисленных фото. Однако потом, когда его тело, по афонскому обычаю, зашили в мантию, а затем вырезали часть ткани вокруг лица, то увидели необычное явление: старец улыбался такой умиротворенной улыбкой, которая может быть только на самом счастливом лице. Эти фотографии быстро разошлись через Интернет по всему миру.

Предлагаем вашему вниманию фильм о втором обретении нетленных останков преподобного Александра Свирского:

Разделение мощей

Фото: Pravmir.ru

Участники VII Вселенского Собора также указали: источником чудес и исцеления является не само по себе тело святого, а Божья сила, остающаяся после его смерти. Отсюда появилась практика выделение небольших частиц мощей. Она основана на представлении, что данная сила является неделимой, нисколько не уменьшается, если мощи разделить.

Даже если прикоснуться к крошечной частице мощей святого, человек будет осенен Божьей благодатью в той же полноте, если бы прикоснулся к мощам целиком. Благодаря этому, удается максимально увеличить число людей, которые получают возможность прикоснуться к чудотворным мощам, ощутить на себе Божью Силу.

Те, кто поражается существованию данной традиции, не осознает, что в действительности происходит во время любой литургии. Когда священнослужитель разделяет Тело Христово, предваряя Таинство Причастия, он опускает его частицы в Чашу. В результате прихожане вкушают не частицу Спасителя, а принимают Сына Божьего целиком в свою жизнь. Более того, они сами становятся после этого Таинства частью неделимого и единого Тела Христова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector