Молитвы утренние

Содержание:

Главные утренние молитвы

Утреннее молитвенное правило содержит главные молитвы, с которых начинается утро православного христианина

Духовные отцы, прославленные в лике святых оставили большое наследие о том, как нужно молиться, на что обращать внимание. Практические наставления по чтению утренних молитв, помогают человеку не допускать ошибок

Потому что ошибки охлаждают желание человека делать духовные упражнения

То есть важно учесть и время, затрачиваемое на утренние молитвы, и нагрузки в течении дня, и рабочий график, чтобы молитвы не стали обязаловкой, а стали потребностью для души

Только тогда можно духовно преуспеть, укрепиться в вере, чувствовать присутствие Бога в своей жизни постоянно. А значит потихоньку приобретать опыт духовной жизни и понимать спасительную необходимость чтения утренних молитв

Поэтому соразмерив свои силы, возможности важно правильно начинать утреннее правило и найти время для общения с Богом. Не нужно искать идеальных условий, тогда их точно не будет

Важно только, чтобы вы не отвлекались и вас не отвлекали во время чтения молитвы. Такая молитва не угодна Богу, и так молиться нельзя. Как правило, искушений долго ждать не надо.

Только вы настроились на общение с Господом – начинаются «срочные» звонки, просьбы и прочее. Впоследствии, выяснится, что всё это могло подождать. Это свидетельство большинства начинающих христиан. Поставьте телефон на беззвучный режим, предупредите своих домашних, чтобы не беспокоили вас 20-30 минут. Со временем утреннее молитвенное правило можно будет изменить. Например, есть молитвенное правило преподобного отца Серафима Саровского, которое на первый взгляд облегчает утреннее правило, потому что традиционное правило содержит 27 молитв. А в правило преподобного отца Серафима включены три главные утренние молитвы: «Отче наш», «Богородице, Дева радуйся» и «Символ веры».

Важно соблюдать это правило по наставлению преподобного, а не просто прочитать каждую молитву по три раза. На самом деле эти молитвы только часть непрерывной молитвы всего дня

После прочтения главных молитв, далее в течении утра молящийся читает Иисусову молитву или «Господи, помилуй», после обеда – «Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго». Поэтому правило преподобного Серафима Саровского для начинающих христиан будет им не по силам.

Особенности молитвенного правила

Христианин, начинающий читать молитвы, не сразу сможет войти в молитвенный ритм. Чтобы читать молитвы на церковнославянском, необходим навык и понимание текста. В этом может помочь духовник. Но без искренней заинтересованности самого молящегося, без его горячей веры сложно достичь душевной благодати от молитвы. Чтобы душа не выпала из православной жизни, чтобы греховные мысли не беспокоили человека сразу после пробуждения и перед его отходом ко сну, нужно не забывать о молитвенном ритуале.

Вдумчиво и неторопливо читая молитвы на старославянском языке, мы приобщаемся не только к образу Творца, но и постигаем родную культуру и историю.

Помsнникъ.

Е#г0же д0лжно є4сть монaху и3ли2 мірzни1ну на всsкъ дeнь по скончaніи келeйнагw прaвила, со всsкимъ ўмилeніемъ чести2.

Њ живhхъ:

Помzни2, гDи ї}се хrтE б9е нaшъ, млcти и3 щедрHты тво‰ t вёка сyщыz, и4хже рaди и3 вочlвёчилсz є3си2, и3 распsтіе и3 смeрть, сп7сeніz рaди прaвw въ тS вёрующихъ, претерпёти и3зв0лилъ є3си2: и3 воскRсъ и3з8 мeртвыхъ, вознeслсz є3си2 на нб7сA, и3 сэди1ши њдеснyю бGа nц7A, и3 призирaеши на смирє1нныz мольбы6 всёмъ сeрдцемъ призывaющихъ тS: приклони2 ќхо твоE, и3 ўслhши смирeнное молeніе менє2 непотрeбнагw рабA твоегw2, въ воню2 бlгоухaніz д¦0внагw тебЁ за вс‰ лю1ди тво‰ приносsщагw. И# въ пeрвыхъ помzни2 цRковь твою2 сyю, соб0рную и3 ґпcльскую, ю4же снабдёлъ є3си2 чcтн0ю твоeю кр0вію, и3 ўтверди2, и3 ўкрэпи2, и3 разшири2, ўмн0жи, ўмири2, и3 непреwбори1му ѓдовыми враты2 во вёки сохрани2: раздир†ніz цRквeй ўтиши2, шат†ніz kзhчєскаz ўгаси2, и3 є3ресeй вост†ніz ск0рw разори2 и3 и3скорени2, и3 въ ничт0же си1лою сaгw твоегw2 д¦а њбрати2.

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй бGохрани1мую странY нaшу, вл†сти и3 в0инство є3S, да ти1хое и3 безм0лвное житіE поживeмъ во всsкомъ бlгочeстіи и3 чистотЁ.

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй вели1каго господи1на и3 nтцA нaшего сёйшаго патріaрха , преwсщ7є1нныz митрополjты, ґрхіепcкпы и3 є3пcкпы правосл†вныz, їерє1и же и3 діaконы, и3 вeсь при1четъ цRк0вный, ±же постaвилъ є3си2 пасти2 словeсное твоE стaдо: и3 мlтвами и4хъ поми1луй, и3 сп7си1 мz грёшнаго.

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй nтцA моего2 дух0внаго , и3 сhми є3гw2 мlтвами прости2 мо‰ согрэшє1ніz.

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй роди1тели мо‰ , брaтію и3 сестры6, и3 ср0дники мо‰ по пл0ти, и3 вс‰ бли6жніz р0да моегw2, и3 дрyги, и3 дaруй и5мъ м‡рнаz тво‰ и3 прем‡рнаz бlг†z.

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй по мн0жеству щедр0тъ твои1хъ вс‰ сщ7еннои1ноки, и4ноки же и3 и4нwкини, и3 вс‰ въ дёвствэ же и3 бlгоговёніи и3 п0стничествэ живyщыz въ монастырёхъ, въ пустhнzхъ, въ пещeрахъ, горaхъ, столпёхъ, затв0рэхъ, разсёлинахъ кaменныхъ, nстровёхъ же морски1хъ, и3 на всsкомъ мёстэ владhчествіz твоегw2 правовёрнw живyщыz, и3 бlгочeстнw служaщыz ти2, и3 молsщыzсz тебЁ: њблегчи2 и5мъ тzготY, и3 ўтёши и5хъ ск0рбь, и3 къ п0двигу t тебE си1лу и3 крёпость и5мъ подaждь, и3 мlтвами и5хъ дaруй ми2 њставлeніе грэхHвъ.

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй стaрцы и3 ю5ныz, ни1щыz и3 сироты6 и3 вдови6цы, и3 сyщыz въ болёзни и3 въ печaлэхъ, бэдaхъ же и3 ск0рбехъ, њбстоsніихъ и3 плэнeніихъ, темни1цахъ же и3 заточeніихъ, и3зрsднэе же въ гонeніихъ тебє2 рaди и3 вёры правослaвныz t kзы6къ безб0жныхъ, t tст{пникъ и3 t є3ретікHвъ, сyщыz рабы6 тво‰: и3 помzни2 |, посэти2, ўкрэпи2, ўтёши, и3 вск0рэ си1лою твоeю њслaбу, своб0ду и3 и3збaву и5мъ подaждь.

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй пHсланныz въ слyжбу, путешeствующыz, nтцы2 и3 брaтію нaшу, и3 сестры6, и3 вс‰ правосл†вныz хrтіaны.

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй и5хже ѓзъ безyміемъ мои1мъ соблазни1хъ, и3 t пути2 сп7си1тельнагw tврати1хъ, къ дэлHмъ ѕлы6мъ и3 неподHбнымъ привед0хъ: бжcтвеннымъ твои1мъ пр0мысломъ къ пути сп7сeніz пaки возврати2.

Сп7си2, гDи, и3 поми1луй ненави1дzщыz и3 њби1дzщыz мS, и3 творsщыz ми2 пaкwсти, и3 не њстaви и5хъ поги1бнути менє2 рaди грёшнагw.

Tступи1вшыz t правослaвныz вёры, и3 поги1бельными є3ресьми2 њслэплє1нныz, свётомъ твоегw2 познaніz просвэти2, и3 сёй твоeй ґпcльстэй соб0рнэй цRкви причти2.

Њ ўс0пшихъ:

Помzни2, гDи, t житіS сегw2 tшeдшыz сёйшыz патріaрхи, преwсщ7є1нныz митрополjты, ґрхіепcкпы и3 є3пcкпы правосл†вныz, во їерeйстэмъ же и3 при1чтэ цRк0внэмъ и3 и4ночестэмъ чи1нэ тебЁ послужи1вшыz, и3 въ вёчныхъ твои1хъ селeніихъ со сhми ўпок0й.

Помzни2, гDи, дyшы ўс0пшихъ рабHвъ твои1хъ, , и3 всёхъ ср0дникwвъ по пл0ти: и3 прости2 и4хъ вс‰ согрэшє1ніz вHльнаz и3 невHльнаz, дaруz и5мъ цrтвіе и3 причaстіе вёчныхъ твои1хъ бlги1хъ, и3 твоеS безконeчныz и3 бlжeнныz жи1зни наслаждeніе.

Помzни2, гDи, и3 вс‰ въ надeжди воскrніz и3 жи1зни вёчныz ўс0пшыz nтцы2 и3 брaтію нaшу, и3 сестры6, и3 здЁ лежaщыz, и3 повсю1ду, правосл†вныz хrтіaны, и3 со сhми твои1ми, и3дёже присэщaетъ свётъ лицA твоегw2, всели2, и3 нaсъ поми1луй, ћкw бlгъ и3 чlвэколю1бецъ. Ґми1нь.

СіE глаг0ли три1жды:

Подaждь, гDи, њставлeніе грэхHвъ всBмъ прeжде tшeдшымъ въ вёрэ и3 надeжди воскrніz nтцє1мъ, брaтіzмъ и3 сестрaмъ нaшымъ, и3 сотвори2 и5мъ вёчную пaмzть.

Аудио

Все файлы находятся на Яндекс-Диске . Здесь можно послушать и скачать Утренние молитвы и молитвы на сон грядущим, правило ко Святому Причащению.

Слушать утренние молитвы

  • Длительность: 19 мин. 40 сек. Читают архиепископ Павел (Лебедь), иеродиакон Кирилл (Борисевич)
  • Длительность: 21 мин. 0 сек. Читает игумен Флавиан (Матвеев)
  • Длительность: 13 мин. 57 сек. Читает иеродиакон (ныне епископ Покровский и Николаевский) Пахомий (Брусков)
  • Длительность: 13 мин. 53 сек. Читает монах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
  • Молитвы утренние — перевод на русский
  • Молитвы различные

Слушать вечерние молитвы

  • Длительность: 21 мин. 31 сек. Читают схиархимандрит Илий, иеродиакон
  • Длительность: 23 мин. 7 сек. Читает игумен Амвросий (Ермаков)
  • Длительность: 26 мин. 52 сек. Читает игумен Флавиан (Матвеев)
  • Длительность: 19 мин. 24 сек. Читает иеродиакон (ныне епископ Покровский и Николаевский) Пахомий (Брусков)

Последование ко святому Причащению

  • Хор братии Валаамского монастыря под управлением регента иеродиакона Германа (Рябцева)
  • Молитвословия читает игумен Амвросий (Ермаков). Московский Сретенский монастырь

Правило ко Святому Причашению — слушать — Молитвословия читает иеродиакон Пахомий (Брусков)

  • Каноны Иисусу Сладчайшему, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю
  • Акафист Иисусу Сладчайшему
  • Последование ко Святому Причащению
  • Благодарственные молитвы по Святом Причащении

Лингвистическая характеристика[ | ]

Фонетика и фонология

Характеристики произношения церковнославянского языка:

отсутствует редукция гласных в безударных слогах. Например, о и е в безударном положении читаются как и (как в северных окающих диалектах), в то время как в русском литературном произношении они превращаются в / и /;

буква е никогда не читается как ё (собственно, в церковнославянском письме буквыё нет вообще), что отражено и в заимствованиях из церковнославянского в русский:небо/нёбо, одежда/одёжа, надежда/надёжа (первое слово каждой пары заимствовано из церковнославянского, второе — исконно русское);

  • буква г читалась как звонкий фрикативный согласный (как в южнорусских диалектах или приблизительно как в украинском языке), а не как смычный в русском литературном произношении; в позиции оглушения превращается в
    (Мы̀) є҆смы̀
    2-е л. (Ты̀) є҆сѝ (Вы̀) є҆ста̀ (Вы̀) є҆стѐ
    3-е л. (Ѻнъ) єсть (Ѻна̀) є҆ста̀ (Ѻнѝ) сꙋ́ть

    Отрицательная форма настоящего времени:

    ед. ч. дв. ч. мн. ч.
    1-е л. (Азъ) нѣ́смь (Мы̀) нѣсва̀ (Мы̀) нѣсмы̀
    2-е л. (Ты̀) нѣсѝ (Вы̀) нѣста̀ (Вы̀) нѣстѐ
    3-е л. (Ѻнъ) нѣ́сть (Ѻна̀) нѣста̀ (Ѻнѝ) нѣсꙋ́ть

    Будущее время:

    ед. ч. дв. ч. мн. ч.
    1-е л. (Азъ) бꙋ́дꙋ (Мы̀) бꙋ́дева (Мы̀) бꙋ́демъ
    2-е л. (Ты̀) бꙋ́деши (Вы̀) бꙋ́дета (Вы̀) бꙋ́дете
    3-е л. (Ѻнъ) бꙋ́детъ (Ѻна̀) бꙋ́дета (Ѻнѝ) бꙋ́дꙋтъ
    Аорист:

    (Мы̀) бы́хомъ
    2-е л. (Ты̀) бы́(сть) (Вы̀) бы́ста (Вы̀) бы́сте
    3-е л. (Ѻнъ) бы́(сть) (Ѻна̀) бы́ста (Ѻнѝ) бы́ша

    Имперфект:

    ед. ч. дв. ч. мн. ч.
    1-е л. (Азъ) бѧ́хъ (Мы̀) бѧ́хова (Мы̀) бѧ́хомъ
    2-е л. (Ты̀) бѧ́ше (Вы̀) бѧ́ста (Вы̀) бѧ́сте
    3-е л. (Ѻнъ) бѧ́ше (Ѻна̀) бѧ́ста (Ѻнѝ) бѧ́хꙋ

    Особая (средняя) форма от имперфекта:

    ед. ч. дв. ч. мн. ч.
    1-е л. (Азъ) бѣ́хъ (Мы̀) бѣ́хова (Мы̀) бѣ́хомъ
    2-е л. (Ты̀) бѣ́ (Вы̀) бѣ́ста (Вы̀) бѣ́сте
    3-е л. (Ѻнъ) бѣ́ (Ѻна̀) бѣ́ста бѣ́ша/бѣ́хꙋ

    Инфинитив образуется с помощью суффикса «-ти»: ѡ҆брѣ́зати ‘обрезать’, написа́ти ‘написать’.

    Аорист 1 лица единственного числа образуется с помощью окончания «-хъ»: Азъ писа́хъ (я написал) или Азъ ѹ҆снꙋ́хъ и҆ спа́въ возста́хъ. Также в прошлом времени 3 лица множественного числа есть окончание «-ша»: Ѻни придо́ша

    ,слы́шаша ,положи́ша . Однако перфект образуется с помощью окончания «-лъ»: ѡ҆брѣла̀ — обрела.

    Синтаксис

    Как и в русском языке, простое предложение чаще всего состоит из подлежащего и сказуемого, причём подлежащее стоит в именительном падеже. Сказуемое же может быть выражено глаголом, именной частью речи или именной частью речи со вспомогательным глаголом.

    В области синтаксиса заметно греческое влияние в употреблении ряда конструкций:

    1. именительный падеж в качестве приложения при звательном падеже,
    2. родительный падеж с предлогом, обозначающий агенс в пассивной конструкции,
    3. множественное число среднего рода слов-определений в функции субстантивированного обобщения,
    4. винительный падеж с инфинитивом при глаголах речи, чувств.

    Много общего в синтаксисе причастий греческого и церковнославянского языков: большей частью эти схождения опирались на явления живого славянского языка; греческое влияние способствовало распространению некоторых конструкций (глагол бы́ти с причастием, причастия после фазовых глаголов и др.), привело к сравнительно частому употреблению самостоятельного дательного падежа на месте греческого самостоятельного родительного падежа; в отдельных случаях фиксируется и калькирование греческих причастных конструкций, но оно не закрепилось и осталось в рамках отдельного употребления, а не системы языка.

Молитвы на церковнославянском языке с переводом

Просмотр и чтение молитв на церковнославянском языке очень эстетичны по смыслу и очень полезны при его изучении. Просматривая ежедневно эти краткие богослужебные тексты вы быстро и в непринужденной манере привыкните к основным словам и буквам этого языка, — являющегося сокровищницей русского духа и мостом во времени к самым настоящим и истинно русским истокам.

Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Молитва Святому Духу

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Трисвятое

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас.Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.Го́споди, поми́луй.Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Молитва Господня

Отче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Символ веры

  1. Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́ Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым. mp3
  2. И во еди́наго Го́спода Иису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна от Бо́га и́стинна, рожде́нна, несотворе́нна, единосу́щна Отцу́, И́мже вся бы́ша. mp3
  3. Нас ра́ди челове́к и на́шего ра́ди спасе́ния сше́дшаго с небе́с и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та и Мари́и Де́вы и вочелове́чшася. mp3
  4. Распя́таго же за ны при Понти́йстем Пила́те, и страда́вша, и погребе́нна. mp3
  5. И воскре́сшаго в тре́тий день по Писа́нием. mp3
  6. И возше́дшаго на Небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. mp3
  7. И па́ки гряду́щаго со сла́вою суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́же Ца́рствию не бу́дет конца́. mp3
  8. И в Ду́ха Свята́го, Го́спода, Животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щего, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. mp3
  9. Во еди́ну Святу́ю, Собо́рную и Апо́стольскую Це́рковь. mp3
  10. Испове́дую еди́но креще́ние во оставле́ние грехо́в. mp3
  11. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвых, mp3
  12. и жи́зни бу́дущаго ве́ка. Ами́нь. mp3

Песнь Пресвятой Богородице

Богоро́дице Де́во, ра́дуйся, Благода́тная Мари́е, Госпо́дь с Тобо́ю; благослове́на Ты в жена́х и благослове́н плод чре́ва Твоего́, я́ко Спа́са родила́ еси́ душ на́ших.

Сильные утренние молитвы

В нашей жизни постоянно происходят события разного негативного рода. А зачастую человеку попускаются тяжёлые испытания, связанные  с вопросами здоровья, неблагополучием детей и семьи, нестабильной ситуацией в мире и так далее. И в этих случаях утреннее правило может  дополняться молитвами согласно тому затруднению, которое испытывает человек. Такие сильные утренние молитвы могут быть обращены к святым, в покровительстве которого находится тот или иной вопрос. Но основная сила утренних молитв находится внутри самого человека. Или внутри молящихся одновременно людей, если это молитва соборная. И эту силу даёт нам Господь, когда наши помыслы очищены, когда мы являемся полноценными членами Церкви, соблюдаем или хотя бы стараемся соблюдать заповеди Божии, приходим в храм на службы как в дом Божий, к Нему как к Другу и Отцу. Тогда и Господь, и Богородица, и все силы небесные будут нас укреплять и дарить и «заряжать» наши утренние молитвы Божественной силой, а значит, мы будем непобедимы и неуязвимы для врагов и всевозможных козней.

Молитва 4-я, святого Макария Великого

Что́ Ти принесу́, или́ что́ Ти возда́м, великодарови́тый Безсме́ртный Ца­рю́, Ще́дре и Че­ло­веколю́бче Го́с­по­ди, я́ко леня́щася мене́ на Твое́ угожде́ние, и ничто́же бла́­го сотво́рша, приве́л еси́ на коне́ц мимоше́дшаго дне сего́, обраще́ние и спа­се́ние души́ мое́й стро́я? Ми́­ло­стив ми бу́ди гре́шному, и обнаже́нному вся́каго де́ла бла́­га, возста́ви па́дшую мою́ ду́шу, оскверни́вшуюся в безме́рных согреше́ниих, и отыми́ от мене́ весь по́мысл лука́вый ви́димаго сего́ жития́. Прости́ моя́ согреше́ния, еди́не Безгре́шне, е́же Ти согреши́х в сей день, ве́дением и неве́дением, сло́вом, и де́лом, и помышле́нием, и все́ми мои́ми чу́вствы. Ты Сам, покрыва́я, сохрани́ мя от вся́каго сопроти́внаго обстоя́ния Бо­же́­ст­венною Твое́ю вла́стию, и неизрече́нным че­ло­веколю́бием, и си́лою. Очи́сти, Бо́­же, очи́сти мно́жество грехо́в мои́х. Бла­говоли́, Го́с­по­ди, изба́вити мя от се́ти лука́ваго, и спа­си́ стра́стную мою́ ду́шу, и осени́ мя све́том лица́ Твоего́, егда́ прии́деши во сла́ве, и неосужде́нна ны́не сном усну́ти сотвори́, и без мечта́ния; и несмуще́н по́мысл раба́ Твоего́ соблюди́, и всю сатанину́ де́тель отжени́ от мене́, и просвети́ ми разу́мныя о́чи серде́чныя, да не усну́ в смерть. И посли́ ми А́н­ге­ла ми́рна, храни́теля и наста́вника души́ и те́лу моему́, да изба́вит мя от враг мои́х; да воста́в со одра́ моего́, принесу́ Ти бла­года́рственныя мольбы́. Ей, Го́с­по­ди, услы́ши мя гре́шнаго и убо́гаго раба́ Твоего́, изволе́нием и со́вестию; да́руй ми воста́вшу словесе́м Твои́м поучи́тися, и уны́ние бесо́вское дале́че от мене́ отгна́но бы́ти сотвори́ Твои́ми А́н­ге­лы; да бла­гословлю́ и́мя Твое́ свя­то́е, и просла́влю, и сла́влю Пре­чи́с­тую Бо­го­ро́­ди­цу Ма­ри́ю, Ю́же дал еси́ нам гре́шным заступле́ние, и приими́ Сию́ моля́щуюся за ны; вем бо, я́ко подража́ет Твое́ че­ло­веколю́бие, и моля́щися не престае́т. Тоя́ заступле́нием, и Че­ст­на́го Кре­ста́ зна́мением, и всех свя­ты́х Твои́х ра́ди, убо́гую ду́шу мою́ соблюди́, Ии­су́­се Хри­сте́ Бо́­же наш, я́ко Свят еси́, и препросла́влен во ве́ки. Ами́нь.

Зачем использовать старославянский язык при чтении молитв

Перед тем как начать учить старославянский язык, вам важно понять, для чего это нужно, ведь многие люди спокойно читают молитвы и на современном русском языке. Итак, самым важным аспектом здесь является тот факт, что именно на церковнославянском священные тексты читались Святыми угодниками и великомучениками в течение многих тысячелетий

Это, конечно же, не могло не повлиять на силу этих слов. Строки на этом древнем языке зачитываются во время церковного богослужения, что тоже даёт молитве особую мощь.

Церковнославянский язык позволит отправить христианина к самым истокам нашей веры и прикоснуться к той благодати, которую эти строки принесли многим людям на протяжении всего периода существования языка.

Также немаловажным моментом является то, что произнося молитву на новом языке, вы полностью концентрируетесь на ней и стараетесь произносить каждое слово из молитвослова максимально вдумчиво и правильно

Это позволит избежать того, чтобы мысли отвлекались на другие проблемы, а внимание рассеивалось. Поэтому, если во время общения с Господом вам не хватает усидчивости и сосредоточенности, то изучение нового языка сможет помочь это исправить

Чтение на церковнославянском всегда будет поражать красотой и глубиной этой речи.

В этом языке не существует никаких скверных слов, поэтому он абсолютно чист и не может быть использован во вред и передать негатив

Сохранение и передача церковнославянского языка следующим поколениям позволит поддерживать святость нашей культуры и индивидуальность религии, а это имеет очень важное значение

Литература[ | ]

  • Супрун А. Е., Молдован А. М. Старославянский и церковнославянский язык // Языки мира. Славянские языки. — М.: Academia, 2005. — С. 29—69. — ISBN 5-87444-216-X.
  • Кондратьев Ю. А. Обзор дореволюционных грамматик церковнославянского языка.
  • Зеленецкий, К. П. О языке церковнославянском, его начале, образователях и исторических судьбах. — Одесса: тип. А. Брауна, 1846. (Список грамматик, словарей и книг, изданных до 1840-х на стр. 93—101.)

Грамматики

  • Иеромонах Алипий (Гаманович). Грамматика церковно-славянского языка. — Jordanville (N. Y.): Holy Trinity monastery. Printing shop St. Iov of Pochaev, 1964. — 272 с.
  • Иеромонах Алипий (Гаманович). Методическое пособие по церковнославянскому языку. (PDF)
  • Архимандрит д-р Атанасий Бончев. Църковнославянска граматика и Речник на църковнославянския език. — София: Синодално издателство, 1952. — 236 с.
  • Виноградов П. Краткая славянская грамматика. — 12-е изд. — М.: в Синод. тип., 1865. (Предыдущие издания: 1813, 1825)
  • Зизаний, Лаврентий. Грамматика словенска. — Вильня, 1596.
  • Изотов А. И. Старославянский и церковнославянский языки. — М.: Филоматис, 2007. — 240 с.
  • Пенинский И. С. Грамматика славянская. — 3-е изд. — СПб.: в тип. ДНП, 1827. (Изд. 1825)
  • Плетнева А. А., Кравецкий А. Г. Учебное руководство по церковнославянскому языку. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: изд. «Древо добра», 2001. — 288 с.
  • Смирнова А. Е. Церковнославянский язык в таблицах.
  • Смотрицкий, Мелетий. Грамматики Славенския правилное Cинтагма. — Евье, 1619 (Постраничный скан, DjVu). — Москва: Печатный двор, 1648 (Сайт РГБ).

Словари

  • Архимандрит д-р Атанасий Бончев. Речник на църковнославянския език. Том I (А — О). — София: Народна библиотека «св. св. Кирил и Методий», 2002. — ISBN 954-523-064-9. — 352 с.
  • Большой словарь церковнославянского языка Нового времени. Том I. А—Б / Под ред. А. Г. Кравецкого, А. А. Плетневой. — М.: Словари XXI века, 2020. — 448 с. (Всего планируется 10 томов.)
  • Гусев А. Справочный церковно-славянский словарь. — Выходные данные оригинала неизвестны, репринт: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, 1992. — 128 с.
  • Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. — М., 1900. — XL+1120+(8) с. (Интернет-версия.)
  • Протоиерей Василий Михайловский. Словарь церковно-славянских слов, не совсем понятных в священных и богослужебных книгах. — 14-е изд. — СПб.: изд. Ф. Я. Москвитина, тип. И. Генералова, 1911. — 96 с.
  • Прота Сава Петковић. Речник црквенословенскога језика. — Сремски Карловци, 1935. — (2)+X+(2)+352 с.
  • Седакова О. А. Церковнославяно-русские паронимы. Материалы к словарю — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. — 432 с.
  • Седакова О. А. Словарь трудных слов из богослужения: Церковнославяно-русские паронимы. — М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2008.

Правила прочтения

Молитва Отче наш по-настоящему сильная. Тысячи людей с ее помощью обретали покой и благодать в душе, избавлялись от депрессий, навязчивых мыслей и даже болезней.

Молитву желательно выучить наизусть, чтобы не сбиваться при ее произнесении. Отче наш можно читать как в церкви, так и дома. Произнося слова молитвы, не позволяйте мыслям отвлекать вас от процесса. Откройте душу перед Богом, произносите слова вдумчиво и с максимальной искренностью. Пропускайте через себя каждое слово. Чем более пламенной и сердечной будет ваше обращение к Господу, тем больше вероятность, что он услышит его.

Во время молитвы постарайтесь остаться наедине с Господом. Дело не в том, где вы произносите ее – в церкви, дома или в шумной толпе. Просто в эти минуты отрешитесь от мирских дел и представьте, что, кроме вас и Бога, вокруг нет ни души.

На русском языке.


Текст молитвы Отче наш на русском языке

Лучше, чтобы молящийся понимал значение каждого слова, которое он произносит, обращаясь к Богу. Во время служб в православных церквях и храмах молитвы читают на церковнославянском языке. Но для удобства верующих молитву Господню перевели на современный русский язык.

На церковнославянском языке (в современной орфографии).

Во время православных богослужений молитву Господню читают на церковнославянском языке. Ее можно услышать на утренних и вечерних службах, а также требах. Традиционно прихожане могут пропевать молитву вместе с хором, оставляя последнюю фразу славословия священнику.


Текст молитвы Отче наш на церковнославянском языке

Отче наш – универсальная молитва

Ее можно читать, чтобы спастись от беды или несчастья, получить благословение Бога в важном деле или поблагодарить Господа за его благодеяния. Услышанной она будет, если вы искренне верите в ее силу и в помощь Всевышнего

Вечерние молитвы православные

Ненави́дящих и оби́дящих нас прости́, Го́споди Человеколю́бче. Благотворя́щим благосотвори́. Бра́тиям и сро́дником на́шим да́руй я́же ко спасе́нию проше́ния и жизнь ве́чную. В не́мощех су́щия посети́ и исцеле́ние да́руй. И́же на мо́ри упра́ви. Путеше́ствующим спутеше́ствуй. Служа́щим и ми́лующим нас грехо́в оставле́ние да́руй. Запове́давших нам недосто́йным моли́тися о них поми́луй по вели́цей Твое́й ми́лости. Помяни́, Го́споди, пре́жде усо́пших оте́ц и бра́тий на́ших и упоко́й их, иде́же присеща́ет свет лица́ Твоего́. Помяни́, Го́споди, бра́тий на́ших плене́нных и изба́ви я от вся́каго обстоя́ния. Помяни́, Го́споди, плодонося́щих и доброде́лающих во святы́х Твои́х це́рквах, и да́ждь им я́же ко спасе́нию проше́ния и жизнь ве́чную. Помяни́, Го́споди, и нас, смире́нных и гре́шных и недосто́йных раб Твои́х, и просвети́ наш ум све́том ра́зума Твоего́, и наста́ви нас на стезю́ за́поведей Твои́х, моли́твами Пречи́стыя Влады́чицы на́шея Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и и всех Твои́х святы́х: я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.

***

Испове́даю Тебе́ Го́споду Бо́гу моему́ и Творцу́, во Святе́й Тро́ице Еди́ному, сла́вимому и покланя́емому, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, вся́ моя́ грехи́, я́же соде́ях во вся́ дни живота́ моего́, и на вся́кий час, и в настоя́щее вре́мя, и в преше́дшия дни и но́щи, де́лом, сло́вом, помышле́нием, объяде́нием, пия́нством, тайнояде́нием, праздносло́вием, уны́нием, ле́ностию, прекосло́вием, непослуша́нием, оклевета́нием, осужде́нием, небреже́нием, самолю́бием, многостяжа́нием, хище́нием, неправдоглаго́ланием, скверноприбы́тчеством, мшелои́мством, ревнова́нием, за́вистию, гне́вом, памятозло́бием, не́навистию, лихои́мством и все́ми мои́ми чу́вствы: зре́нием, слу́хом, обоня́нием, вку́сом, осяза́нием и про́чими мои́ми грехи́, душе́вными вку́пе и теле́сными, и́миже Тебе́ Бо́га моего́ и Творца́ прогне́вах, и бли́жняго моего́ онепра́вдовах: о сих жале́я, ви́нна себе́ Тебе́ Бо́гу моему́ представля́ю, и име́ю во́лю ка́ятися: то́чию, Го́споди Бо́же мой, помози́ ми, со слеза́ми смире́нно молю́ Тя: преше́дшая же согреше́ния моя́ милосе́рдием Твои́м прости́ ми, и разреши́ от всех сих, я́же изглаго́лах пред Тобо́ю, я́ко Благ и Человеколю́бец.

Чтение вечерней молитвы в домашней обстановке

Человек может обращаться к Богу в любое время, даже не имея перед собой образов святых и Господа. Для этого достаточно вдумчиво и от чистого сердца, прочитать текст заученный или самостоятельно составленный. Вечерние диалоги с Богом занимают особенное место в жизни православных на протяжении нескольких веков. Ритуал создавался истинными поклонниками Христа, просветителями и великомученниками, которые свою преданность Всевышнему доказали всей своей жизнью.

Вечернее правило следует читать перед иконами в красном углу. Не имеет значения их количество и размер. Главное сосредоточиться на образе. Необходимо зажечь лампадку. Ее запах успокаивает и настраивает на диалог с Господом. Огонь быстрее доносит слова до адресата, и способствует тому, что они будут услышаны. Можно зажечь свечу, но она больше подходит для утренних и дневных молитв.

Для семьи верующих оптимальным будет чтение вечернего правила всей семьей. Домочадцы стоят перед иконами. Старики, сильно уставшие люди и больные могут сидеть. Если в семье есть дети дошкольного возраста, им трудно выстоять 30 минут и при этом вдумчиво читать пока еще непонятные им тексты. Это может отвернуть малыша от Бога. В таких случаях следует использовать короткое молитвенное правило на 10 минут. Достаточно трижды прочесть Отче наш, столько же раз Богородице, дево радуйся и один раз молитву кресту. Или использовать краткие вечерние варианты.

Взрослый человек, уставший за день, не всегда способен сосредоточиться на молитвенном правиле перед сном. В таком случае ему следует разделить вечерний ритуал на две части.

Мирянин не всегда сам способен определиться с набором молитвенных текстов, входящих в вечернее правило, их количеством. Следует обратиться за помощью к священнику. Он составит своеобразный график, когда и какие читать тексты, псалмы, тропари молитвы для начинающих, как переходить к тому, чтобы исполнять правило полностью, с осмыслением каждого слова, включая старославянский язык, на котором следует читать текст истинным верующим.

Сначала, примерно 10 дней, читается минимум текстов. Затем через определенное количество дней добавляется объем читаемого. Такое вступление в чтение вечернего правила не будет отягощать большим количеством информации, нахлынувшей сразу. Православный будет совершать вечерний обряд, вникая в смысл слов. Со временем он сможет читать каждый день текст с ударением на церковнославянском.

Где можно найти текст любой молитвы на священном церковнославянском языке

Возможно, для вас сейчас это станет открытием, но существует очень много богоугодной литературы, которая написана именно на церковнославянском. Для того чтобы её приобрести, достаточно прийти в церковную лавку и выбрать то издание, которое по душе.

Все книги, которые используют священники во время богослужения, написаны именно на этом языке. Многие молитвословы также содержат в себе молитвы на священном наречии.

На самом начальном этапе знакомства со старославянским самым лучшим вариантом будет молитвослов, где священный текст на церковнославянском языке затем дублируется на русском. Это позволит расширять свой словарный запас не просто зубрежкой, а мгновенным применением на практике, а, как известно, такой метод запоминания информации считается самым эффективным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector