Акафист пресвятой богородице пред иконой «знамение»

Молитва иконе Божией Матери «Знамение»

«О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.»

Описание и фото иконы

Изображения Богоматери на полотнах «Знамение» встречаются поясные и в полный рост. Икона выполнена в старинном стиле «оранта», что обозначается «молящаяся». На фото видно, что руки девы Марии подняты вверх, ладони на уровне плеч раскрыты и повернуты вперед. Долгое время, после Рождества Христова, именно в такой позе и молились христиане, раскрыв свои руки для принятия божественной энергии.

На уровне ее груди, в области сердца, в сфере изображение Спаса-Эммануила, символ Христа в возрасте отрока. Иисус держит Святое Писание – свиток в левой руке. Правой, со сложенными перстами, он благословляет мирян.

История Иконы Божией Матери «Знамение»

Зимой 1170 года соединенные силы русских удельных князей, — по словам летописца «мало не вся земля русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72» — возглавляемые Мстиславом, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Еще до подхода к городу они стали грабить и жечь села, избивать мужчин, а детей и женщин брать в плен, чтоб сделать из них своих рабов. Переговоры перед городскими стенами не увенчались успехом и началась битва.

В Новгороде храмы не закрывались ни днем ни ночью, и пение церковное смешивалось с плачем народа. Архиепископ святитель Илия с тех пор, как под Новгород подступили враги, три дня и три ночи неустанно молился в соборе святой Софии о спасении города. В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос:

Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града.

Чудное успокоение пролилось тогда в истомленное сердце святителя. В горячей, умиленной молитве без слов пал он ниц перед иконой и провел в молитве всю ночь. Утром он собрал духовенство и горожан и рассказал им о таинственном голосе, пробудив в них надежду. Архиепископ послал протодиакона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтоб принести оттуда икону Богоматери, а сам стал петь соборне молебен. Но несмотря на все усилия посланных они никак не могли сдвинуть икону с ее места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса. Там упал он на колени перед иконой Богоматери и обратился к Пресвятой со слезной молитвой.

Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама заколебалась, как бы двигаясь к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно взывали: «Господи, помилуй !».

Архиепископ принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, и затем икону с торжеством понесли на городскую стену и поставили ее лицом к нападавшим. Но воины Мстислава не смягчились и пустили в новгородцев целые тучи стрел, одна из которых вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её истекли слезы, и икона сама повернулась ликом к городу. В то же время на нападавших напал ужас. У них помрачилось зрение, и они стали поражать друг друга. Новгородцы, ободренные знамением бросились на врагов, разбили их наголову и многих увели в плен. Те же, которые спаслись бегством, не могли найти себе пропитания там, где раньше сами произвели безжалостное опустошение. Они гибли от голода и болезней, и как с ужасом говорит летописец, в Великий пост питались мясом своих лошадей.

В воспоминание сего события и возглашается ныне песнь Богородице: «яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Тем же молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость».

Икос 1

Архангел Гавриил с небесе послан бысть от Тебе, Богородице, к смиренному послушнику горы Афонския, в пустынней келии воспевавшему Ти хвалебныя песни пред святою Твоею иконою, да научит его пети песнь небесную, еюже славословят Тя Ангели в Сионе горнем. Темже и мы дольнии, воспоминая таковое Твое о людех благопромышление, со благодарением вопием Ти сице:

Радуйся, достойно восхваляемая от Архангел и Ангел; радуйся, ублажаемая от всех небесных сил.

Радуйся, Присноблаженная и Пренепорочная; радуйся, Мати Бога нашего.

Радуйся, честнейшая Херувим; радуйся, славнейшая без сравнения Серафим.

Радуйся, без истления Бога Слова рождшая; радуйся, воистину сущая Богородице.

Радуйся, величаемая на небеси и на земли; радуйся, воспеваемая горними и дольними.

Радуйся, едина благословенная в женах; радуйся, израстившая нам плод живота.

Радуйся, христианом Помощнице и милосердая о грешных Предстательнице.

Иконы Знамение (тропарь, кондак, молитвы и величания)

Тропарь, глас 4:

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя раби́ Твои́,/ Богоро́дице пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 4:

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем: // ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Молитва перед иконой, именуемой “Знамение” Корчемная

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Ма́ти, Богоизбра́нная Отрокови́це! Ненаде́жных наде́яние, больны́х исцеле́ние, си́рым предста́тельнице, скорбя́щим утеше́ние и ра́дость, оби́димым покрови́тельнице и всем в беда́х и напа́стях су́щим ско́рое поможе́ние и заступле́ние! Помози́, о Ма́ти Бо́жия, и нам гре́шным в ско́рби на́шей, возвесели́ ра́достию сердца́ люде́й Твои́х; упра́ви в ми́ре и тишине́ жизнь на́шу и не да́ждь во отча́яние впа́сти. Ты бо Еди́на еси́ па́че всех святы́х и па́че всех Го́рних умо́в Предста́тельница на́ша к Бо́гу, я́ко Всеблага́го Царя́ Блага́я Ма́ти. Те́мже мы, гре́шнии, на Пречи́стый Твой о́браз Зна́мения взира́юще, умиле́нно преклоня́ем коле́на и, благогове́йно лобыза́юще, мо́лим Тя, Благосе́рдая Ма́ти: не отри́ни смире́ннаго моле́ния на́шего и яви́ нам зна́мение ми́лости Твоея́: никто́же бо, к Тебе́ прибега́я со упова́нием, исхо́дит от Тебе́ посра́млен, но про́сит благода́ти и прие́млет дар к поле́зному проше́нию, прославля́я Сы́на Твоего́ и Бо́га, и Тебе́ с Ним, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва передиконой, именуемой “Знамение” Курская-Коренная

Цари́ца на́ша Преблага́я, наде́ждо на́ша, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице, зри́ши на́шу беду́, зри́ши на́шу скорбь; помози́ нам, я́ко не́мощным, окорми́ нас, я́ко стра́нных, оби́ду на́шу ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши, изба́ви оте́чество на́ше, стра́ждущую зе́млю Росси́йскую, от лю́таго безбо́жников обстоя́ния, спаси́ и сохрани́ рабо́в Твои́х (имярек) и всех нас, зде предстоя́щих и моля́щихся, и покры́й нас от вся́каго зла честны́м Твои́м Омофо́ром, я́ко не и́мамы ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти, я́ко да сохрани́ши нас и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва перед иконой, именуемой “Знамение” Новгородская

О Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия. Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание

Досто́йно есть блажи́ти Тя,/ Богоро́дице Де́во,/ честне́йшую Херуви́м // и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м. Или: Песнь вся́ку духо́вную принесе́м Богоро́дице.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопрати́вныя // гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́.

Ино величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой честны́й,/ и́мже показа́ла еси́ // пресла́вное зна́мение.

Ино величание, иже в Великом Новеграде

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой честны́й,/ и́мже побе́ду на враги́ дарова́ // гра́ду на́шему.

Назад к списку

Молитва

К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач мой услышит и воздыхание приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надежда христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в несчастиях защитит? Услыши стенание мое и приклони ухо Твое ко мне, Владычице и Мати Бога моего! Не презри ищущаго Твоея помощи и не отрини мене, грешнаго, Царице Небесная! Научи меня исполнять волю Сына Твоего и даруй желание всегда следовать Его святым заповедям. За мой ропот в болезнях, трудах и несчастиях не отступи от мене, но пребуди Материю и Покровительницей мене малодушнаго.

Царице моя Преблагая, Заступнице усердная! Твоим ходатайством прегрешения моя покрый, от видимых и невидимых врагов защити; сердца враждующих против меня смягчи и Христовою любовию согрей. Мне, немощному, даруй Твою всесильную помощь победить мои греховныя привычки, дабы очищенный покаянием и последующею добродетельною жизнию, в общении со Святою Церковию, провел остальные дни земнаго странствия.

История праздника

Иконы Божией Матери, известные как «Знамение», называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Икона Знамение Пресвятой Богородицы (Богоматерь Знамение) — православная икона с изображением, принадлежащим к иконописному типу Оранта.

Списки

На Руси были известны многочисленные списки с этой иконы. Некоторые из них почитаются как чудотворные и названы по месту, где свершилось чудо: Абалакская, Курская, Серафимо-Понетаевская, Дионисиево-Глушицкая.

  1. Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои. На груди Её, на фоне круглого щита — благословляющий Божественный Младенец (Спас-Эммануил). Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Её иконописных образов.
  2. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростёртыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Её коленях. Это изображение относится к IV веку.
  3. Известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащей обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные как «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

Знамение 1170 года

В 1170 году великий князь суздальский Андрей Георгиевич, заключив несправедливый союз со многими русскими князьями против Новгорода, послал сына своего Мстислава с многочисленными войсками для покорения города. Стеснённые осадой, жители Новгорода вскоре поняли, что один только Бог может избавить их от угрожающих им бедствий. День и ночь храмы Божии наполнялись рыданиями и молениями о небесной помощи. Третью же ночь добродетельный архиепископ Новгорода Иоанн стоял перед иконой всемилостивого Спаса на молитве об избавлении от осады. Наконец молитва его была принята Богом. Архипастырь услышал голос, повелевающий ему вынести из церкви Господа и Спаса, что на Ильиной улице, икону Богородицы и поставить её на стене града.

Обрадованный святитель послал избранных лиц из своего клира, дабы они принесли икону Богоматери в соборную церковь. Но, при всех усилиях их поднять икону Владычицы, она осталась неподвижной. Узнав об этом, архиепископ сам отправился в указанную церковь и упал в слезах перед иконой Богоматери. Во время молебного пения, когда возглашена была песнь: «предстательство христиан непостыдное», — внезапно святая икона Владычицы подвиглась сама собою. Предстоящий народ в ужасе воззвал: «Господи, помилуй!». Архипастырь принял святую икону в свои руки и вынес её на стену града.

Между тем враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Её потекли слёзы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободрённые Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

Установление праздника

В честь воспоминания о чудесном заступничестве Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник Знамение Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для неё был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

После революции 1917 года икона попала в музейное собрание. Во время Великой Отечественной войны она была эвакуирована и по окончании войны возвращена в музей. 15 августа 1991 года состоялось возвращение иконы Русской православной церкви из Новгородского музея-заповедника.

Русская Православная Церковь

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей — Владимирского, Смоленского, Рязанского, Муромского, Полоцкого, Переяславского и Ростовского, — возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их.

На третью ночь архиепископ Новгородский Илия, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.

В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. К таким спискам иконы Знамения относятся иконы Дионисиево-Глушицкая, Абалацкая, Курская, Серафимо-Понетаевская и другие.

Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.

Описание иконы

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Использованные материалы

  • Страница сайта Православные имена :
  • Поселянин. Е., Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон , Москва: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002, «Сказания о чудотворных иконах Богоматери»:
  • — Ноябрь

Кутковой, Виктор, «Икона Божией Матери «Знамение»,» 10 декабря 2007:
«Главную святыню русского Севера чтят православные псковичи,» Псковское агентство информации , 10 декабря 2009:
Васильева, А. В., «Новгородская икона Божией Матери «Знамение»,» православный образовательный портал Слово , 29 ноября 2008:

Возможно ошибка, т.к. к этому времени святитель Московский Макарий скончался.

Значение в православии

Воздетые руки Пресвятой Богородицы – древний молитвенный жест. Он означает открытость Богу, принятие Его воли, отдачу себя во власть Господа. Одновременно это жест максимального молитвенного напряжения. Все христиане первых веков молились с воздетыми руками, в наше время чаще всего это делают священники. Священническую молитву с воздетыми руками можно увидеть сейчас во время литургии в ее самые важные моменты, например, во время Евхаристического канона. Поэтому существует представление о том, что Знамение – особая поддержка, защита для верующих когда наступают тяжелые времена, и только Богородица остается единственной Заступницей за согрешивших.

Молитвы и чудеса

В 1356 г. в честь святого лика построили специальный храм. За последующие века икона неоднократно спасала новгородскую землю, свою родину, от несчастий и бед. Уже продолжительное время православные верующие стремятся к местонахождению святыни и смиренно просят о помощи.

  • «Знамение» позволяет молящемуся найти спокойствие на душе и мир в окружении.
  • Человек, читающий прошение перед образом Богородицы, избавляется от разнообразных болезней.
  • Святыня имеет силу разрешить междоусобный конфликт.
  • Она помогает при восстановительных работах после пожаров и других стихийных бедствий.
  • Православный, искренне обращающийся к Пречистой Деве, защищается от преступников и воровского внимания.
  • Святой образ избавляет от недругов и завистников.
  • Искренне молясь лику, человек вправе надеяться на благополучие.

Как правильно молиться

Перед молитвой можно зажечь свечу, лампаду. Далее следует совершить земной или поясной поклон, перекреститься. Затем можно обратиться к Богородице своими словами, или/и словами церковных молитв. Из церковных молитв перед образом, по мере возможности и желания, можно читать:

  • отдельные молитвы Богородице перед образом Ее Знамение;
  • канон Богородице перед образом Ее Знамение;
  • акафист Богородице перед иконой Знамение;
  • величание – краткая молитва, прославляющая Матерь Божию и чудотворную святыню.

Молитвословие завершается крестным знамением и поклоном. Следует также учитывать, что Знамение имеет множество вариантов (Абалацкая, Курская Коренная, Царскосельская и др.), многие из которых почитаются чудотворные. Таким иконам написаны отдельные каноны и акафисты, тексты которых можно приобрести в церковной лавке, либо найти через интернет. Но если под рукой нет канона или акафиста для конкретного варианта чудотворной иконы, можно просто читать общий канон или акафист иконе «Знамение».

Новгородская Чудотворная икона

Новгородский вариант Знамения написан на прямоугольной основе размером 59´52,7 см. Икона является двусторонней. На обратной стороне изображаются праведные Иоаким и Анна. Они стоят перед Иисусом в молении.

От первоначальной живописи лицевой стороны сохранились фрагменты:

  • мафория, покрывающего Богородицу;
  • платья Божьей Матери;
  • медальона вокруг изображения младенца Христа.

Лицевая сторона новгородской святыни обновлялась в XVI веке. По утверждению некоторых источников, возможным мастером был архиепископ Макарий, ставший митрополитом Московским. На обратной стороне полностью сохранилось древнее изображение.

Историческое досье

Летопись повествует о том, как новгородцы благодаря силе крестной и святой Божьей Матери одолели суздальцев. Случилось это в 1170 году. Тогда соединенные войска нескольких удельных князей под предводительством Мстислава, одного из сыновей Андрея Боголюбского, осадили Новгород.

Неравенство сил подтолкнуло новгородцев искать заступничества бога. В молитвах Господу слышалось: «Помогите!» В третью ночь осады Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал глас. Блюстителю велели обнести крепостные стены города иконописной Пресвятой Богородицей.

Осаждающие выпустили темную тучу стрел по крестному ходу. Одна из них поразила святой образ. Когда стрела суздальцев попала в священный лик, то икона отвернулась от нападающих. Тем самым суздальцы лишены были света и благодати. Осаждающих объял неизъяснимый ужас. Враги, побивая своих же, стали спешно бросать оружие и отходить от городских стен. А новгородских защитников эта благодать подвигла на решительные действия и победу над противником.

Свидетельства о чудотворных свойствах

Основным свидетельством чудотворных качеств Знамения считают историю об осаде новгородцев их супротивниками – суздальцами. Тогда защитникам города икона Божьей Матери даровала высшее заступничество.

В 1356 году церковь была охвачена внезапным страшным пожаром. Пламя утихло после совершения молебна перед иконописным ликом Божьей Матери Знамение.

Еще одно испытание выпало на 1611 год. Тогда шведы пытались ограбить Знаменский собор, в котором находилась икона. Неведомой силой враги были выброшены из стен храма.

https://youtube.com/watch?v=u9QKfVr0pYE

В наши дни икона продолжает связываться с чудеснейшими событиями. Так, года святыня передавалась из музея, где она хранилась длительное время, епархии. Многочисленные присутствующие стали свидетелями яркого небесного явления. Золотой купол новгородского Софийского собора был окружен кольцом радуги. На небе не было ни единого облачка. Разноцветная дуга поднялась и растворилась в чистой небесной глади.

Чудодейственные свойства Знамения означают всеприсутствие Божие. Вседержитель обращается к спасаемым при помощи знамений. Благодать Божья нисходит через заступничество Богородицы, дарованную людям в скорбях ее помощь.

Лики святых на иконе

На иконе изображена Богоматерь с младенцем на руках. Дева Мария сидит в молитвенной позе с поднятыми кверху руками. Подобное изображение считается одним из наиболее ранних образов Божьей Матери в иконописи. Еще одна известная святыня этого типа — Абалацкая, но на краях Курско-коренной святыни расположились изображения Саваофа Господа и пророков из Ветхого завета.

Пророки обращены к Богородице. Справа — лик царя Соломона. Около него — лики пророка Даниила, Иеремии, Илии. С противоположной стороны представлены лики Царя Давида, пророка Моисея, Исаия и Гедеона. У каждого из них в руках свитки, а в каждом из свитков представлено по одному мудрому высказыванию, имеющих особое значение.

Молитва иконе Знамение Божьей Матери

Со времени первого чуда, произошедшего в 12 веке, слава о чудодейственном Богородичном образе распространилась далеко за пределы Новгорода. Совершив немало божественных проявлений, икона обрела свой храм. Благодарные новгородцы возвели собор, называемый Знамением Богородицы, и перенесли туда святой образ.

Молитва Божьей Матери Знамение неоднократно спасала город от бед. К чудесам, по молитве совершаемым, можно отнести тушение новгородского пожара в 16 веке, когда деревянному городу грозило выгореть дотла, если бы не заступничество Богоматери.

Списки иконы Знамение

Вот тогда и пошли шириться по всей стране списки с этой иконы. Каждый город хотел иметь образ, который помогает преодолеть беды, несчастья, моры и пожары.

Образ Знамение запечатлевался на доске-иконе, на стене-фреске (как в Соловецком монастыре), в виде мозаичного стенового изображения (Софийский собор Киева).

На конец 19 века таких иконописно-списочных изображений было около двадцати. К каждому из этих иконографичных чинов слагались свои молитвы и писались акафисты. Название такие списки получали по той географической точке, где произошло явление чудес, дарованных Богородицей в ответ на горячую молитву.

Молитва Богородице Знамение – великая возможность быть услышанным Небом.

Молитва

О, Пресвятая и Преблагословенная

Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа!

Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, Великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных и грешных Твоего Матерняго заступления и благопопечения сподоби.

Церковь святую утверди, град Твой и всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления, помилуй и сохрани.

Ей, Госпоже Всемилостивая!

Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Богу Богоприимнеи руце Твои и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его, да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем, и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя Достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков.

Аминь.

ТРОПАРЬ

Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя, мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

КОНДАК, ГЛАС 4

Честнаго образа Твоего знамение празднующе людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Молитва иконе Знамение Божьей Матери – великая помощь в преодолении немощей телесных и душевных, в примирении враждующих, в усмирении зла и недоброжелательства. Воздев руки к святому образому, усмирите гнев в своем сердце и смиренно испросите у святой Девы грехов прощение, даров благости и смиренномудрия.

Значение

Знамение — пророческий знак, явленное чудо в Новгороде при истечении слёз из иконы. Слово «знамение» по происхождению тесно связано со знаменем, то есть знаком чего-либо. Крестное знамение, которое мы творим перед иконами, служит видимым знаком (знаменем) верующего. Явила такое знамение и икона Божией Матери, что означает знак милости и заступничества с Её стороны. Таким образом, знамение можно понимать как некий пророческий знак, а также явленное чудо, как это случилось в Новгороде при истечении слёз из иконы.

Говоря об иконе «Знамение», необходимо учитывать, что явленное ею чудо произошло во времена кровавой и, по сути, братоубийственной междоусобной распри между раздробленными русскими княжествами, ослаблявшей Русь и сделавшей её легкой добычей для монгольского завоевания, причём все князья были православными и молились одному и тому же Богу. Поэтому Знаменская икона Божией Матери плакала не только о горестной судьбе, ожидавшей Новгород, но и оплакивала судьбу Руси, впавшей в грех братоубийственной войны.

Насколько точно наши предки дали название образу! Чудо неразрывно связано с этой иконой. Особенно для новгородцев. Чудесным образом они получили от неё помощь при осаде города суздальцами. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед этой иконой. В 1611 году из Знаменского собора были выброшены шведы, пытавшиеся его ограбить. Сравнительно недавно многие присутствовавшие были свидетелями небесного явления: 15 августа 1991 года при передаче иконы из музея, где она долго хранилась, Новгородской епархии, радуга окружила кольцом золотой купол Софийского собора, а потом стала подниматься и растворилась в чистом, без единого облачка, небе.

В заключение напомним, что слово «чудо» образовано от глагола «чути» — то есть «слышать, ощущать». Бог, учитывая человеческую природу, для спасения Своего народа обращается к нему при помощи знамений. Пока мы будем «чуять» всеприсутствие Божие и всемирный покров Богородицы, можно надеяться на Её заступничество и помощь в скорбях. А через Её образ «Знамение» будет и дальше нисходить на нас светоносная благодать Божия.

Когда ожидают помощи и заступничества

Богатое молитвенное наследие, предания и многочисленные свидетельства красноречиво убеждают, в чем помогает Чудотворная икона Знамение. Все происшедшее со святынями за многие столетия говорит о том, что нужно молиться при наступлении различных бедствий, войн, других угроз.

Верующие уповают, что Пресвятая Божья Матерь защищает и охраняет:

  • когда над целым селением либо же отдельным человеком нависла угроза, от которой, кажется, нет спасения;
  • при эпидемиях, падучей болезни, страшных телесных недугах (особенно помогало, когда молились и стоя читали акафист);
  • когда хотят погубить человека клеветой, обидой, любой несправедливостью;
  • когда человек подвергается жестоким пыткам либо побоям, другим видам телесного насилия (обращаются за помощью жены, терпящие издевательства и принуждения).

В подобных и многих других случаях возносимая молитва от пламенного и чистого сердца будет услышана. Молитвенная просьба перед образом Божьей Матери помогала вернуть потерянные вещи, наладить испорченные семейные отношения.

Икона защищает от конфликтов, помогает наладить отношения не только между соседями, но и между разными странами. Рекомендуется произносить молитвенные слова перед образом, когда человек отправляется в путешествие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector