Рассматривание иллюстрации ю. а. васнецова к сказке «маша и медведи»

История полотна

У картины на самом деле два автора — Шишкин и Савицкий. Но в музейном описании указано имя только одного художника. Двух живописцев связывали разные узы. Они были друзьями, партнерами и даже породнились. Шишкин основал Товарищество передвижных выставок, а Савицкий был его напарником. А также художник крестил сына Ивана Ивановича, которого в честь него назвали Константином.

Супруги живописцев умерли — Шишкина от болезни, а Савицкая совершила самоубийство. Товарищи поддерживали друг друга в эти трудные времена. Эти события художник описал в своем дневнике. Он говорил, что подобные испытания только усиливают дар — талант. Позже живописец женился во второй раз, но и этот брак окончился печально. Супруга оставила после себя дочь, но сама скончалась.

Однажды товарищи встретились, и Шишкин поделился своими мыслями о создании полотна, на котором будут изображены медведи. Эта идея появилась после того, как он нарисовал «Туман в осеннем лесу» и «Бурелом». И через несколько месяцев Шишкин пригласил друга в свою мастерскую — посмотреть на полотно.

На завершенном произведении оба автора написали свои фамилии. Картину продали за 4 тысячи рублей, четвертую часть Шишкин отдал Савицкому. Но подпись была поставлена уже после выставки.

Почему «Утро в сосновом лесу» – шедевр

Шишкин был реалистом до мозга костей. Он изображал лес очень правдоподобно. Тщательно подбирая цвета. Такой реализм легко затягивает зрителя внутрь картины.

Посмотрите хотя бы на цветовые решения.

Бледный изумруд хвои в тени. Светло-зелёный цвет молодой травы в лучах утреннего солнца. Темная охра хвои на дереве упавшем.

Туман тоже скроен из сочетания разных оттенков. Зеленоватый в тени. Голубоватый на свету. И переходит в желтизну ближе к верхушкам деревьев.

Вся эта сложность создаёт общее впечатление присутствия в этом лесу. Вы осязаете этот лес. А не просто видите его. Мастерство невероятное.

Но картины Шишкина, увы, часто сравнивают с фотографиями. Считая мастера глубоко старомодным. Зачем такой реализм, если есть фото-изображения?

Я с такой позицией не соглашусь

Важно, какой ракурс выбирает художник, какое освещение, какой туман и даже мох. Все это в совокупности раскрывает перед нами кусочек леса с особой стороны

Так, как мы бы его не увидели. Но мы видим – глазами художника.

И через его взгляд испытываем приятные эмоции: восторг, воодушевление, ностальгию. А в этом и есть смысл: побудить зрителя на душевный отклик.

История написания

Виктор Васнецов писал это полотно 27 лет. Первые наброски были сделаны в 1871 году, а последние мазки — в апреле 1898 года. Сразу после написания картину купил П. Третьяков для своей галереи, где она находится и по сей день. “Богатыри” написаны маслом на холсте. Это огромное полотно, по величине составляющее 295,3х446 см.
Идея создания появилась в годы, когда народные фольклорные сюжеты были весьма популярны. И хотя мода на них быстро прошла, для Васнецова народные предания стали основой его творчества.
Рис. 1. «Богатыри» (слева направо: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович). В. М. Васнецов. 1881—1898 гг.Художник в основу сюжета поставил трех величайших богатырей Руси: Добрыню Никитича, Илью Муромца и Алешу Поповича. Они изображены на выезде во время службы. Зоркие глаза пристально высматривают врага и следят за тем, чтобы народ был в безопасности и никем не обижен.

Илья Муромец на картине Васнецова «Три богатыря»

Илья Муромец изображен в центре полотна. Его фигура самая крупная среди троих богатырей. Легенда сообщает об Илье Муромце следующее:

  • герой родился в селе, находящемся рядом с Муромом;
  • будущий богатырь воспитывался в крестьянской семье;
  • до 33 лет он не ходил, однако потом был чудесным образом исцелен.

Илья Муромец

Для создания картины с тремя героями были задействованы настоящие натурщики и лучшие лошади из усадьбы Абрамцево. Чтобы передать дух старины, использовалась подлинная одежда древнерусских витязей.

На картине богатырь, облаченный в шлем и доспехи, внимательно всматривается вдаль. Он оглядывает пристальным взглядом русскую землю, чтобы вовремя заметить малейшую опасность. На левой руке витязя виден щит, с правой руки, которую он приложил ко лбу, свисает булава.

Илья Муромец изображен восседающим на могучем вороном коне, поперек которого он расположил копье. На верном спутнике богатыря тяжелая сбруя, помогающая обуздать его. Конь искоса смотрит красноватым глазом и круто выгибает шею. Он выглядит так же уверенно, как и всадник, демонстрирует свою ежеминутную готовность к бою.

«Утро в сосновом лесу» – описание картины

Чаща старого леса пробуждается от сна – ветви вековых деревьев не шелохнутся, листва замерла, а сквозь туман пробиваются первые лучи солнца. Они уже овладели верхушками исполинов и с каждой минутой отвоёвывают у туманной дали всё новые пространства. Торжество света врывается в тихий первородный лес.

В центре полотна поваленный, вывернутый с корнями старый ствол – он при падении обломился о такой же старый остов другого дерева. Здесь же главные герои картины – медвежье семейство во главе с матерью-медведицей. Её тело не сразу заметно на фоне тёмной листвы и земли. Свет выхватывает её голову – медведица скалится, разинув пасть и рыча на медвежат, которые, играя, взобрались на широкий ствол. Три медвежонка активно знакомятся с лесом, своим домом. Они здесь полноправные хозяева.

Сочетание солнечного света и насыщенной тьмы земли, молочного тумана и густо-бурых тел медведей – главный живописный акцент картины. Полотно настолько яркое и реалистичное, что воспринимается живой сценой из жизни многовекового леса, скрытой от людских глаз. Дикая природа, которая пугает и завораживает.

Сочинение по картине Утро в сосновом лесу Шишкина

Передо мной творение кисти И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда называют «Утро в сосновом бору»). Это полотно можно назвать поистине самым известнейшим шедевром, ведь каждый, и ребенок, и взрослый, без сомнения знает эту прекрасную картину.

Художник с небывалым трепетом, заботой и нежностью мастерски прописал каждую иголочку могучих сосен, каждый корешок и веточку. Вдохновленный могуществом и величием природы он вдохнул в свое творение небывалую реалистичность и волшебство обыкновенного лесного утра.

Картина изображает утренние часы в сосновой чаще. Природа только пробуждается после прохладной ночи, на траве и деревьях выпала холодная роса, воздух чист и свеж. Воздух еще холоден, но вот-вот прогреется, и по всему лесу разнесется запах прелой травы и сосновой хвои. Наверняка день выдастся жарким, и потому это прохладное утро по-настоящему чудесно.

В угрюмом лесу тишина, лишь изредка крик ранней пташки прорежет глушь.

Великаны-сосны, величаво стремящиеся в небо, приветствуют первые солнечные лучи, скользящие по верхушкам деревьев, своими кустистыми ветвями. Восход – это пробуждение и начало нового дня. И вся природа с нетерпением ждет его прихода.

Теплые золотистые и желтые оттенки завораживают, ярко контрастируя с темной палитрой угрюмого леса, из-за чего создается образ загадочного таинственного бора, словно сошедшего со страниц русских народных сказок. Приглушенные спокойные тона не раздражают глаз, а наоборот услаждают взор. В центре картины изображены главные герои, без которых полотно потеряло бы свое очарование. Медведица и трое её бравых медвежат, проснувшись с первыми лучами солнца, уже вовсю хозяйничают в лесу, рыщут в поисках пищи.

Озорные малыши затеяли игру – скачут и лазят по поваленной стволу сосны, словно играют в салочки. Выглядят пушистые зверята совсем беззащитно, но под присмотром своей бдительной матери, они в безопасности. Огромные поваленные деревья, словно повергнутые в бою богатыри, лежат высоко вздыбив свои корявые толстые корни, всем своим видом показывая былую силу и мощь.

Бурая родительница недовольно ворчит, пытаясь усмирить непослушную детвору, но шустрые маленькие хулиганы не принимают сердитых рыков матери всерьез.

Смотря на картину, будто вдыхаешь аромат леса, его сосновую свежесть, чувствуешь лесную тенистую прохладу, слышишь шорох ветерка, треск сучьев под сильным звериными лапами.

Вместе с вдохновленным творцом, проникшись красотой русской природы, зритель невольно затаит дыхание, пораженный глубоким таинством жизни и радости, который излучает пейзаж.

Задают это сочинение во 2, 5, 3, 7 классе.

Популярные сочинения

  • Тарас Бульба — патриот русской земли сочинение для 6, 7 класса Николай Васильевич Гоголь посвятил свое произведение «Тарас Бульба» временам, когда на Руси жили славные казаки. Писатель не случайно посвятил им одно из самых лучших своих произведений
  • Сочинение на тему Путь (рассуждение 11 класс) Что же такое путь? Путь во первых, это дорога. Дорога, по которой ты держишь путь жизни. По которой ты шагаешь, не смотря на все преграды и трудности. Когда я произношу это слово, у меня сразу на ум приходит другое
  • Сочинение-описание по картине Заросший пруд Поленова (3, 5, 8 класс) Картина В. Д. Поленова «Заросший пруд» стала одним из завершающих творческих работ деятельности художника. В ней сосредоточилась мудрость, величие и талант этого человека. Изображенный пейзаж кажется загадочным

Помощь друга

В конце 1880-х годов Иван Шишкин закончил очередной пейзаж, на котором необычайно живописно изобразил утро в сосновом лесу. Однако, по мнению художника, картине не хватало какого-то акцента, в качестве которого он задумал нарисовать 2-х медведей. Шишкин даже сделал наброски для будущих персонажей, но остался недоволен своей работой. Тогда-то он и обратился к Константину Савицкому с просьбой помочь ему с животными. Друг Шишкину не отказал и с радостью взялся за дело. Медведи получились на зависть. Кроме того количество косолапых увеличилось вдвое.
Справедливости ради стоит отметить, что сам Шишкин мухлевать вовсе не собирался и, когда картина была готова, указал не только свою фамилию, но и Савицкого. Оба приятеля были удовлетворены совместным творчеством. Но все испортил основатель знаменитой на весь мир галереи Павел Третьяков.

Судьба художника

«Господи, да неужели же мой сын будет маляром!» — сокрушалась мать Ивана Шишкина, когда поняла, что не переубедить ей сына, решившего стать художником. Мальчик до жути боялся стать чиновником. И, кстати, хорошо, что не стал. Дело в том, что у Шишкина была неконтролируемая тяга к рисованию. Буквально каждый лист, побывавший в руках Ивана, был покрыт рисунками. Только представьте, что мог бы натворить чиновник Шишкин с документами!

Живописи Иван Иванович учился сначала в Москве, затем в Петербурге. Жилось туго. Художник Пётр Нерадовский, чей отец учился и жил с Иваном Ивановичем, писал в воспоминаниях: «Шишкин был беден настолько, что у него не бывало часто своих сапог. Чтобы выйти куда-нибудь из дома, случалось, он надевал отцовские сапоги. По воскресеньям они вместе ходили обедать к сестре моего отца».

«На севере диком», 1891. (Pinterest)

Но все забывалось летом на пленэрах. Вместе с Саврасовым и другими однокурсниками они уходили куда-нибудь за город и там писали этюды с натуры. «Там-то, на природе, мы и учились по-настоящему… На природе мы учились, а также отдыхали от гипсов», — вспоминал Шишкин. Уже тогда он выбрал тему жизни: «Люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось… Разбрасываться никак нельзя». Кстати, мастерски писать русскую природу Шишкин научился за границей. Он занимался в Чехии, Германии, Швейцарии. Привезённые из Европы картины принесли первые приличные деньги.

Тем временем в России передвижники объявили протест академикам. Шишкин был этому несказанно рад. К тому же среди бунтарей многие были друзьями Ивана Ивановича. Правда, со временем он рассорился и с теми, и с другими и очень переживал по этому поводу.

Скончался Шишкин внезапно. Сел за холст, только собирался начать работу, зевнул разок, и всё. Именно так живописец и хотел — «моментально, сразу, чтобы не мучиться». Было Ивану Ивановичу 66 лет.

«Мужчина и колыбель» Ивана Якимова


Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы

живописи XVIII

«Просветила» ситуацию — в прямом смысле — рентгенограмма. Она показала, что холст был разрезан справа и сверху.

В Третьяковскую галерею картина поступила после распродажи коллекции Павла Петровича Тугого-Свиньина. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина.

Картина Шишкина Ивана Ивановича «Утро в сосновом лесу» — это едва ли не самое знаменитое полотно, принадлежащее кисти этого русского художника-пейзажиста. На полотне изображена медведица с тремя маленькими медвежатами, играющими на поваленной сосне. Картина выполнена в характерном для Шишкина стиле: теплые оттенки, искусно прорисованные детали, пробивающийся сквозь ветви мягкий солнечный свет. Но главная изюминка полотна — это озорные медвежата. Они изображены такими веселыми, беззаботными, такими «живыми», что сразу становится ясно — художник относился к лесу и его обитателям с большой любовью и трепетом. А, точнее, художники.

Популярные сочинения

  • Характеристика и образ Пирогова в повести Невский проспект Одним из центральных героев, показанных в произведении, является Пирогов, который служит поручиком и приходится другом другого персонажа – Пирогова.
  • Сочинение-описание картины Цветы, фрукты, птица Толстого для 5 класса Толстой Ф. П. – это талантливый мастер ХIХ века, который все свое время посвятил скульптуре, графике и живописи. Он с трепетом относился к своей работе, стараясь вложить все чувства и душу в изображение задуманного.
  • Сочинение Характеристика человека (друга, подруги) Каждому человеку хоть раз в жизни понадобится характеристика. Часто это бывает при смене «плохой» работы на «хорошую».

Шишкин И.И. «Утро в сосновом лесу» («Три медведя»)

еще фотографии →

Зал 25

Картина «Утро в сосновом лесу» знакома всем россиянам. Ее автор, известный пейзажист Иван Шишкин любил русскую природу и посвятил ей множество своих работ. Но мало кто знает, что картина «Утро в сосновом лесу» создана им в соавторстве с Константином Савицким. Иван Шишкин нарисовал утренний лес, а медведей нарисовал его друг, художник Савицкий.

Картина была впервые представлена на XVII Передвижной выставке 1889 года и на ней стояли подписи обоих художников. Сразу после показа полотно приобрел Павел Третьяков. Он посчитал, что замысел картины и манера исполнения принадлежат только Шишкину, поэтому и стер подпись Савицкого. Вместе с тем, в каталоге Третьяковской галереи имеется пометка, что медведи дорисованы К.А. Савицким.

Интересно, что картину Третьяков приобрел за огромную по тем временам сумму — 4000 рублей. Иван Шишкин предложил Савицкому его долю «за мишек» — 1000 рублей, но тот сильно оскорбился, считая, что именно медведи – это самое главное на полотне, а утренний лес – лишь фон для них. Теперь уже обиделся Шишкин. Действительно, утренний лес изображен так мастерски, что кажется, будто, мы сами находимся в лесной чаще.

Чувствуется приближение утра, солнце уже просвечивает сквозь кроны деревьев и робко заглядывает в один из его уголков. Нам приоткрылась тайна леса и мы наблюдаем, как под присмотром строгой мамы, играя, познают жизнь медвежата.

Вместе с тем, картину Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» многие называют «Три медведя». А всё потому, что с детства этих медведей мы видим на обертках конфет, и любимая картина ассоциируется с названием известной русской сказкой «Три медведя».

Кто нарисовал мишек Шишкину и другие секреты известных полотен

Илья Репин. Монахиня. 1878. Государственная Третьяковская галерея / Портрет под рентгенограммой

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

«Аллея парка» Исаака Бродского

Исаак Бродский. Аллея парка. 1930. Частное собрание / Исаак Бродский. Аллея парка в Риме. 1911

Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев. 

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года

С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский. 

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было. 

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина

Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались. 

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. 

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину. 

Константин Коровин. Портрет хористки. 1887. Государственная Третьяковская галерея / Оборотная сторона портрета

Константин Коровин

Иван Якимов. Мужчина и колыбель.1770. Государственная Третьяковская галерея / Полный вариант работы

Кто был автором полотна?

На самом деле к произведению приложили руку сразу два художника – сам Шишкин и его добрый друг, Константин Аполлонович Савицкий. Но, изучив музейное описание картины Утро в сосновом лесу, Вы увидите там только одного автора. В чём же причина такой несправедливости?

Савицкий – великолепный жанровый живописец. С Шишкиным его связывали не только профессиональные (они вместе состояли в Товариществе передвижных выставок), но и дружеские, и даже семейные узы – он крестил младшего сына Ивана Ивановича, названного в его честь Константином. Позже он поддерживал мастера, когда умерла его первая жена, а тот, в свою очередь, помог Савицкому пережить самоубийство его супруги. Позже Шишкин, описывая этот период жизни в своём дневнике, отметил, что провидение, заставляя художника страдать, воспитывает в нём Божий дар.


Однажды, встретившись с Савицким, Шишкин рассказал ему о задуманном масштабном полотне, на котором изображались бы медведи. Вероятно, к этому его подтолкнуло создание картин «Туман в сосновом лесу» или «Бурелом» (обе написаны в 1888 г.). А уже через несколько месяцев художник пригласил друга в свою мастерскую, отправив ему письмо с такими словами: «Приходи, посмотри, какую я отмахал штуковину». «Штуковиной» и было «Утро в сосновом лесу». А когда Константин Аполлонович выразил своё восхищение работой, Шишкин предложил ему вписать в пейзаж семейку диких зверей.

До сих пор неизвестно, почему мастер так поступил. Он был учеником художника-анималиста Р. Коллера (Швейцария), и на многих его картинах есть животные и птицы, изображенные вполне профессионально. Есть медведи и на эскизах к полотну. Но, так или иначе, кисть была уступлена Савицкому, и под завершенным произведением появилось две подписи вместо одной. А затем Шишкин поделился с Савицким и гонораром, отдав ему одну из четырёх тысяч рублей, полученных от продажи.

Но Константин Савицкий расписался на картине уже после того, как она была показана на выставке и продана Третьякову. Поэтому, когда покупку доставили, и коллекционер обнаружил на полотне два автографа, он очень возмутился. Как отметил в своих мемуарах Н. А. Мудрогель (старейший работник Третьяковской галереи), меценат сразу же приказал принести скипидару из Франции и стёр подпись.

Именно это событие и привело к путанице с авторами. Кроме того, возникли и другие слухи – например, что Шишкин просил нарисовать медведей, потому что просто не мог изобразить их самостоятельно, а ещё – что Савицкий очень разгневался из-за такого подлога и оборвал всякие связи с другом. На самом деле, ничего подобного не случилось – художники были приятелями на протяжении всей жизни, и поступок Третьякова на это никак не повлиял.

«Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина


Иван Шишкин и Константин Савицкий. Утро в сосновом лесу. 1889. Государственная Третьяковская галерея

Лесной пейзаж с медвежатами, играющими на поваленном дереве, — едва ли не самая известная работа художника. Вот только замысел пейзажа Ивану Шишкину подсказал другой художник — Константин Савицкий. Он же и написал медведицу с тремя медвежатами: знатоку леса Шишкину мишки никак не удавались.

Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Тут и пришел на помощь Савицкий. Он, кстати, оставил несколько подготовительных рисунков и эскизов с медвежатами — искал подходящие позы. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.

Когда полотно доставили купцу Павлу Третьякову, тот возмутился: платил за Шишкина (заказывал авторскую работу), а получил Шишкина и Савицкого. Шишкин, как честный человек, авторство себе приписывать не стал. Но Третьяков пошел на принцип и подпись Савицкого кощунственно стер с картины скипидаром. Савицкий позже от авторских прав благородно отказался, а медведей еще долгое время приписывали Шишкину.

Добрыня Никитич

Слева от Ильи Муромца нарисован Добрыня Никитич, сидящий верхом на белом скакуне. Этот богатырь считается самым старшим среди всех персонажей картины, является вторым по значимости в знаменитой троице.

Добрыня Никитич

В древних былинах сохранились сведения о том, что Добрыня Никитич был человеком образованным, справедливым, уверенным в своей силе. Во многих легендах его называют змееборцем, поскольку он сумел одержать победу над Змеем Горынычем.

Добрыня Никитич имеет знатное происхождение и высокий статус. Об этом свидетельствуют:

  • княжеские доспехи;
  • алый щит со вставками из благородного металла;
  • стремена с позолотой;
  • конская уздечка с медальонами из золота.

Во взгляде Добрыни Никитича читаются уверенность и бесстрашие. Рука героя частично вынимает меч из ножен, украшенных драгоценностями. Богатырь и его сильный конь, который принюхивается к ветру, в любой момент способны защитить родные земли.

Описание сочинение 2

Утренний лес. Солнце поднимается над деревьями, и его лучи проникают в темную глубину чащи. Наступает новый летний день. Скорее всего день будет теплым, но пока еще воздух прохладный и немного сырой. Пахнет свежестью.

Два медвежонка, два маленьких озорника играют друг с другом. Они забрались на ствол дерева, лежащий на земле. Возможно, когда-то оно было сломано или упало от старости. Третий медвежонок стоит на верхней части когда-то поверженного гиганта и смотрит вдаль, где занимается рассвет. Он любуется игрой первых лучей и наслаждается теплотой солнца.

Свет и тепло, пронзающие ели и их соседей, завораживают и придают особую атмосферу моменту, изображенному на картине. Каждое дерево — это многолетний гигант со своей историей. Каждое дерево — это отдельная жизнь. Именно здесь устраивают свой быт многие лесные жители — белки находят подходящее дупло, множество птиц со своими семьями строят гнезда, разные насекомые находят еду и создают свои домики.

В центре нашей картины — медвежья семья. Рядом с детенышами их мама — бурая медведица. Она присматривает за ними и и время от времени по-доброму ворчит. В животном мире, полном опасностей, ее главная задача — сохранить здоровье и защитить свое потомство от других жителей этого большого, порой сурового и такого загадочного леса.

Если внимательно присмотреться к картине, то можно заметить, что все детали очень точно прорисованы художником. Каждая ель и ее иголочки, каждый обломок упавшего дерева со его уже пожелтевшей листвой, каждая травинка.

Заходя как будто внутрь картины, можно услышать пение утренних птиц, почувствовать запах хвои и тепло солнечных лучей, услышать забавное рычание медвежьей семьи и полный спектр звуков обитателей леса. Можно понять игривое настроение медвежат, для который каждый новый день пока еще чудо и время открытий, и проникнуться тревогой материнского сердца за своих малышей.

Я думаю, что картина очень позитивная, в ней есть радость жизни, что-то светлое и чистое. Ее красота заключается в гармонии животного и растительного миров. Особенно хорошо смотреть на единение природы во всех ее проявлениях — солнца, леса и животных.

О работе:

По результатам недавно проведенного социологического опроса эта картина является второй по популярности в России, уступая лишь васнецовским «Богатырям». Более 15% опрошенных назвали ее «символом русского искусства».

Предполагается, что её «сюжет» подсказал автору передвижник К. Савицкий. Он же написал медведей. Более того, первоначально на картине стояло две подписи — Шишкина и Савицкого, но П. Третьяков, купивший эту картину, снял подпись Савицкого, считая полотно оригинальным произведением Шишкина. И справедливо — вся она суть прекрасное выражение шишкинского творческого метода. К тому же многочисленные наброски и этюды, сделанные к картине, свидетельствует о второстепенной роли «соавтора»; медведей он писал по эскизам, предложенным Шишкиным. У этого произведения есть и «первая серия» — это «Туман в сосновом лесу», созданный годом ранее и ныне «прописанный» в одном из частных собраний в Чехии.

Вариант 2 – описание

На картине известного художника И. И. Шишкина изображено ранее утро в лесу. Сосновый лес пробуждается ото сна, солнышко еще не совсем вышло и не успело прогреть полянку. Высокие зеленые сосны окутывает густой туман.

Медведица с тремя бурыми медвежатами уже проснулись и вышли порезвиться на лесную полянку. Косолапые медвежата, совсем еще маленькие, забрались на огромное поваленное дерево. Оно вывернуто из земли с корнем, видимо после недавно прошедшего урагана.

Один, самый проворный медвежонок, взобрался на самую верхушку сломанного ствола. Он наблюдает за вторым медвежонком, который уселся на середине ствола и смотрит на медведицу. Третий, видимо самый маленький из них, стоит на другой сломанной части могучего дерева, взгляд его устремлен вглубь леса.

Большая, бурая медведица внимательно следит за озорными медвежатами. Она знает, что лес таит в себе много опасностей и готова в любой момент защитить своих детей.

Когда смотришь на картину как будто бы погружаешься в нее. Ощущаешь прохладное дыхание зеленого леса, слышишь лесные шорохи и звуки, которые издают животные, птицы и насекомые.

Живым и достаточно реалистичным получился сюжет картины. Дикая природа восхищает, а забавные, маленькие медвежата умиляют и вызывают желание оказаться на полянке и поиграть вместе с ними.

Савицкий – помощник или соавтор шедевра?

История с соавторством Константина Савицкого для меня кажется странной. Во всех источниках Вы прочтёте, что Савицкий был анималистом, поэтому и вызвался помочь своему другу Шишкину. Мол, такие реалистичные мишки – его заслуга.

Но если Вы посмотрите на работы Савицкого, то сразу поймёте, что анималистика – НЕ основной его жанр.

Он был типичным . Писал часто бедняков. Радел с помощью картин за обездоленных. Вот одна из выдающихся его работ «Встреча иконы».

Да, на ней, помимо толпы, есть ещё и лошади. Савицкий действительно умел их изображать очень реалистично.

Но Шишкин тоже легко справлялся с подобной задачей, если посмотреть на его анималистические работы. На мой взгляд, у него получалось не хуже, чем у Савицкого.

Поэтому не совсем ясно, почему написать мишек Шишкин поручил Савицкому. Уверена, он бы и сам справился. Они дружили. Возможно, это была попытка помочь другу материально? Шишкин был успешнее. Получал серьёзные деньги за свои картины.

За мишек Савицкий получил от Шишкина 1/4 гонорара – целых 1000 рублей (на наши деньги это примерно 0,5 млн. рублей!) Вряд ли Савицкий такую сумму смог бы получить за целую собственную работу.

Формально Третьяков был прав. Ведь всю композицию продумал Шишкин. Даже позы и расположение медведей. Это очевидно, если посмотреть на эскизы.

Вариант №3

Картина «Утро в сосновом лесу» была написана в 1889 году авторами И. И. Шишкиным и К. А. Савицким. Это одна из известнейших картин в русском изобразительном искусстве. Многие даже не подозревают, что произведение было создано двумя художниками, так как подпись одного из них, Савицкого, была стерта. Коллекционер Павел Третьяков, купив картину, решил, что весь замысел и реализация принадлежат исключительно Шишкину, по причине чего стер с картины подпись другого художника.

Произведение представляет собой не стандартный пейзаж, а пейзаж с анималистическими элементами. Таким образом, изображение имеет не статичный характер, а более подвижный. Под этими элементами понимаются три медвежонка и мама медведица, изображенные на полотне. Их написал К. А. Савицкий. Таким образом, изображение имеет не статичных характер, а более подвижный, за счет живых объектов. Именно животные вызывают чувство, что полотно «живет», от него буквально веет теплым русским духом леса.

Пейзаж в данной картине – творение кисти И. И. Шишкина. Он с большим трепетом относился к природе, особенно лесной, и это чувство зритель может ощутить глядя на произведение. Теплые и холодные цвета находятся в относительном равновесии, но стоит отметить, что больше теплых оттенков находится по центру картины и в её верхнем правом крае. Белый, густоватый туман в чаще леса напоминает о недавно прошедшей ночи и вносит в картину долю таинственности. На полотне каждая деталь написана очень реалистично, но в тоже время волшебно. Один из медвежат, встав на задние лапы, засмотрелся вдаль, возможно он чем-то заинтересован. Остальные сидят на сломанной сосне, освещенной золотым утренним солнцем. Рядом находится медведица и наблюдает за своими отпрысками. Все это создает ощущение семейного тепла, гармонии и счастья.

Вокруг растут сильные, толстые, ели и сосны, которые прожили не один век. Они, такие мудрые, вечнозеленые и молодые, любопытные медвежата – очень образный контраст. Именно на передний план художниками сделан основной акцент цветом и деталями. Сосна, на которой резвятся животные, вырвана с корнями из земли. Это показывает насколько лес дремучий и глухой, в нем обитают только звери. Никто не может нарушить этот покой, единство леса и его обитателей. Главный объект картины — сила и могущество природы.

В целом сюжет и его исполнение будто погружают нас в добрую, русскую сказку. Где медведи не страшные хищники, а добрые косолапые. Лес также вписывается канон сказочного повествования. Удивительно, как художники смогли совместить реалистичность и одновременно волшебство в, казалось бы, утреннем пейзаже

Можно почувствовать, что мы будто находимся внутри картины, молчаливо и осторожно наблюдая за действиями семьи медведей

Неудивительно, что картина приобрела такую известность: ведь любому человеку приятно на нее смотреть. Не нужно быть знатоком, чтобы прочувствовать атмосферу, созданную на этом полотне. Она очень душевна и притягательна. В данной картине в полной мере раскрыта красота и величие русской природы и животного мира. Она целиком излучает позитив, спокойствие и гармонию. Ни одно существо не нарушит это взаимодополняющее сочетание дикой природы и ее обитателей. Именно такого рода произведения показывают талант и мастерство, умение выразить сокровенные чувства — все это, без сомнения, имеется у русских художников.

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич имеет свой характер и свои достоинства. Несмотря на то что в былинах говориться о молодом Добрыне, Васнецов изображает его как зрелого опытного воителя. Этот его герой стал воплощением культурности, вдумчивости, ума, предусмотрительности, знания. Добрыня сидит, выставив перед собой щит и держа меч наготове — он полностью готов к схватке с врагом. Его конь напряжен — он чует недруга. На сбруе нарисованы полумесяцы — символ того, что это победитель татарина. Конь Добрыне достался как трофей в тяжелом бою.
Рис. 3. Добрыня Никитич. Андрей Рябушкин. 1895 годЭтот богатырь имеет богатое одеяние и оружие. Он сидит величаво и собранно. Лицо его красиво и благородно, с тонкими чертами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector