Легизм в древнем китае (школа законников)

Протолегизм

VII – V вв. до н. э. связаны со становлением легизма как философского направления. Известный советский синолог Л. С. Переломов указывает на отсутствие чётко сформулированной доктрины легистов в тот период. Однако в тот момент уже были обозначены основные философские категории данной теории.

Цзы Чань — министр царства Чжэнь. О его деятельности до наших времён дошло достаточно мало сведений, взятых в основном из текста «Цзо чжуань». Он, как и Гуань Чжун, установил направил экономику государства в сторону сельского хозяйства и на государственном уровне закрепил разделение пахотных земель, предотвратив последующие земельные споры и внедрил в социальное устройство государства деление народа на группы из совокупностей семей и связал их общей ответственностью перед законом т. е. установил круговую поруку.

Заключение

После падения династии Цинь в 206 году до н. э. и восхождения династии Хань под власть Лю Бана легизм, как официальная доктрина, прекратил своё существование. Начался расцвет конфуцианства, так как под ним, в отличие от легизма, лежал сильный идеологический базис. Именно во времена династии Хань конфуцианство стало, пожалуй, самым авторитетным философским течением Китая. Однако реформы легистов стали своеобразным связующим звеном для регионов Китая, так как они стояли у самых истоков формирования государства. Репрессии, сожжение текстов и просто ужасное положение простых людей внутри легистской системы государственного устройства не позволили существовать легизму в качестве отдельного философского учения или политического направления, что в Китае до его объединения в конце эпохи Чжаньго фактически было одним и тем же. Однако его синтез с новой официальной доктриной также был неизбежен. Экономические реформы, которые начал Шан Ян и закончил Ли Сы были единственной возможной структурой для жизнеспособности государства. Поэтому выстроенная ими система просуществовала достаточно долго пускай и в синтезе с идеологическими построениями конфуцианства. То конфуцианство, что было до объединения Китая также как и легизм перестало существовать и приобрело совсем другие очертания в связи с тем, что оно в той же мере, что и легизм, нежизнеспособно после проведённых при династии Цинь Преобразованиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector