Моисей раздвинул море

Воспитание во дворце Фараона

Ребенок волей Бога попал во дворец к жене фараона Асие, которая взяла его к себе на воспитание. Служанки жены фараона, увидев, что по реке плывет сундук с ребенком, подобрали его и забрали во дворец, принеся ребенка Асие, которая увидев его, озаренное пророчеством, личико, упросила своего супруга оставить мальчика в живых в надежде, что мальчик может оказаться полезен их семье. Приближенные фараона говорили ему о том, что этот ребенок может стать источником проблем для него, поэтому его следует бросить в море, но его жена сделала все, чтобы спасти этого ребенка. Моисей остался жить во дворце, но ни одна из кормилиц, что были при дворце, не смогли кормить этого младенца, поскольку их грудь начинала гореть огнем, и тогда для мальчика нашли кормилицу-иудейку, которой, по велению Бога, стала мать Моисея. Разлука со своей матерью была недолгой: Всевышний Аллах исполнил обещание и вернул ребенка матери.

Фараон относился к ребенку с недоверием, а когда однажды ребенок схватил его за бороду, чуть не вырвав клок волос, фараон разозлился и кликнул палачей, чтобы они казнили младенца. Жена упросила помиловать Моисея и сказала, что малыш еще не понимает, что он делает.

Когда Моисей вырос и стал совершеннолетним, Господь ниспослал ему озарение: Муса увидел, насколько правитель притесняет его народ, и тогда Моисей стал обличать фараона в том, что он проявляет по отношению к еврейскому народу несправедливость.

Что говорят нам история и археология

В истории есть событие очень похожее на Исход. |Фото: w-dog.ru.

Здесь стоит понять главное: никакого Исхода в том виде, в котором его описывают ветхозаветные тексты, судя по всему не было. И дело здесь даже не в том, что описывались (и переписывались) все эти истории намного позже самих событий.

Исход вообще не бьется с данными археологии. Однако, все-таки нечто подобное в античной истории было. И скорее всего именно это событие, оставшись в «народной памяти», в последствии легло в создание религиозного мифа об исходе евреев из Египта.

Историки и археологи ищут следы Исхода с 19 века. |Фото: rusalincenter.ru.

Речь идет о завоевании Египта гиксосами. Судя по всему, гиксосы были большой группой племен, которая образовалась на территории Сирии.

Где-то в XVIII-XVII веках до нашей эры они вторглись в Египет и смогли его покорить, основав собственную династию фараонов. Однако в последствии в Египте случилась очередная гражданская война между правящими династиями и закончилось все тем, что гиксосов стали изгонять обратно в Малую Азию. Не исключено, что именно это древнее событие и легко в формирование легенды об Исходе евреев.

Любопытно, что отождествлять Исход и изгнание гиксосов стали еще во времена поздней Римской Империи. Кстати, не нужно думать, что евреев не было в Египте. Древняя Палестина активно общалась со всеми соседями, в том числе воевала и торговала. Так что «наших людей» в Древнем Египте хватало и далеко не все они были рабами, захваченными в ходе походов.

Чудеса

Дорога через пустыню была трудной. Народ израильский часто роптал на Моисея, вспоминая свою жизнь в Египте. Пророк, данной ему Господом силой, совершал чудеса для спасения людей. В Аравийской пустыне люди страдали от жажды, вода была горькой от соли. По велению Моисея в воду бросили дерево, и она стала сладкой. Скот погиб в пустыне, и нечего стало есть. Малодушный народ стал требовать мяса. Бог, по молитве Моисея, в течение всего времени исхода посылал для пропитания манну небесную.

По прошествии нескольких лет манна приелась, евреи стали требовать мяса. Разгневанный Бог наслал стаю перепелов, которых стали с жадностью поедать, а затем умирать от обжорства. Когда амалекитяне напали на стан евреев, пророк молился все время битвы, сидя на горе с поднятыми руками, потому что когда он от усталости опускал руки, то враг начинал побеждать.

Путь к земле обетованной мог бы закончиться намного быстрее, если б отправленные Моисеем соглядатаи не сообщили, что земли, к которым их привел Моисей по указанию Господа, заселены великанами. Рассерженные евреи хотели убить пророка и вернуться в Египет. После этого Иегова осудил их и назначил бродить по пустыне 40 лет, пока не умрут те, кто вышел из Египта.

С наступлением сорокового года евреи вышли к границе страны Иудемейской, в пустыне Син. Из-за сильной жажды они снова начали роптать на Моисея. По указу Господа он должен был один раз ударить жезлом по скале, из которой забьет источник. Но Моисей усомнился в словах Бога и ударил два раза. За неверие в силу Божию, Иегова предрек ему, что он и Аарон умрут вне земли обетованной.

10 заповедей

На горе Синай пророк увидел Бога и получил от него наставления. На третий месяц исхода евреи подошли к подножию горы Синай. По повелению Иеговы Моисей один взошел на гору, запретив остальным приближаться к ней.

Три дня сверкали молнии, гремел гром. Царь Небесный провозгласил десять заповедей для своего избранного народа. После чего Моисей спустился вниз и записал их в Книгу. По велению Бога он снова поднялся на Синай, где 40 дней и ночей не ел, не пил, молился Господу. Господь дал ему наставления о сооружении скинии и начертал ему заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Первые 4 заповеди раскрывают отношения человека и Бога, остальные 6 – между людьми.

Золотой телец

В отсутствие Моисея народ решил создать себе египетского идола, отлив Золотого Тельца. Изготовление Тельца было нарушением первой Заповеди, вероотступничеством. Спустившийся с горы пророк в гневе разбил скрижали, Золотого Тельца сжег и развеял его пепел. По его велению было убито 3000 зачинщиков.

После этого Моисей вернулся на вершину Синая и в течение 40 суток молил Иегову простить его народ. Господь внял его просьбе и повелел вернуться на гору с новыми скрижалями. Еще 40 дней и ночей постился и молился Моисей. Господь явился ему, он упал ниц, но божественный отблеск сохранился на его лице.

Сооружение скинии

Спустя 6 месяцев была сооружен походный храм (скиния), как повелел Бог. Священнослужителем был определен Аарон со своими сыновьями. Моисей поместил туда скрижали с Заветом Господа и накрыл завесой. На храм опустилось божественное облако для освящения скинии. Никто не мог войти внутрь собрания. Когда облако покинуло храм, израильтяне продолжили свой исход.

Смерть

Подходил к концу сороковой год странствий. Моисей испросил у Бога, кому передать бразды правления народом израильским, благословил его и поднялся на вершину горы Нево. Господь показал ему землю обетованную, обещанную Аврааму, Исааку и Иакову. После этого Моисей умер и был похоронен у Иордана, близ Иерихона. Тридцать дней оплакивал пророка его народ.

Моисей и еврейский народ

Моисей вместе с Аароном вернулся в Египет. Но фараон не желал отпускать многочисленный народ, исполняющий всю тяжелую работу. Много чудес Бог явил через пророка Моисея, чтобы избавить израильский народ от египетского плена. И лишь после посланных Господом на Египет бедствий, известных как десять казней египетских, фараон позволил израильтянам уйти. Но передумал и послал многочисленное войско вслед за Моисеем.

Когда же воины догнали еврейский народ у берега Красного моря, израильтяне начали возмущаться. Они обвинили пророка, что Моисей вывел их из Египта и они погибнут от рук египтян. Тогда Бог явил еще одно чудо по молитвам Моисея. Большое облако закрыло от взора войска израильтян. Пророк простер свой посох в сторону моря и воды разошлись в разные стороны, позволив беспрепятственно перейти евреям на другую сторону. Затем Моисей снова жезлом указал в сторону моря и морская пучина накрыла войско фараона.

Жизнеописание[править | править код]

Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Рождение и детствоправить | править код

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Леви (Исх.). Моисей родился в Египте в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх.), бывшего первым вельможей при его предшественнике. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил израильтян в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорожденных еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын Моисей. Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев. Не имея более возможности его прятать, она оставила младенца в корзине в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание.

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх.), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мариам (Исх.), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мариам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх.).

Существуют предположения, что этой доброй принцессой была Термутис, дочь Рамсеса II, или, по другому предположению, Хат-асу (Хатшепсут ??), дочь Тотмеса I, знаменитая впоследствии самостоятельная правительница Египта из XVIII династии.

Моисей был посвящен «во всю мудрость египетскую», то есть во все тайны религиозного и политического миросозерцания Египта. Предание рассказывает, что он во главе египетского войска совершил блестящий поход в Эфиопию и женился на эфиопской принцессе Фарбис.

Из Библии известно только, что Моисей, глубоко огорчённый рабским положением своего народа, однажды в порыве ярости убил египетского надзирателя, жестоко обращавшегося с рабами-израильтянами, и, опасаясь наказания, «убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской» Исх. у священника Иофора (Итро), Исх., или (второе имя) Рагуила . Там он женится на его дочери Сепфоре (Ципоре) и пасёт скот своего тестя.

Откровение и Исходправить | править код

Пася скот у горы Хорев (Синай), он из «неопалимой купины» получил призыв Бога к освобождению своего народа и, возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта.

Рембрандт. Моисей, разбивающий скрижали,

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота.

Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через море. В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Моисеево законодательство и особенно знаменитое «Десятословие» легло в основу нравственного кодекса всего культурного человечества. Так Сыны Израиля стали настоящим народом — евреями. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения.

Моисей дважды всходил на гору, оставаясь там по 40 дней, и видел Бога лицом к лицу. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым израильтяне начали служить и веселиться. Моисей в гневе уничтожил тельца.

Дальнейшая жизньправить | править код

Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок — со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок — в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне, которое было сопряжено для Моисея со множеством невзгод. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести свой народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых и приход Мессии. Но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершенного ими у вод Меривы в Кадесе (не проявили достаточной веры, чтобы явить святость Божию). Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную и был похоронен на горе Нево. Его могила была скрыта Богом, чтобы склонный, в то время, к язычеству израильский народ не сделал из неё культа.

Как Моисей вывел евреев из Египта

Дочь фараона воспитывала мальчика как собственного сына. А мать-кормилица, не признаваясь в своем родстве с ребенком, много рассказывала Моисею о народе израильском, о его тяжкой доле.

У мальчика были лучшие учителя, он стал образованным человеком, который в полном благополучии жил среди египтян.

Уже будучи юношей, Моисей решил посмотреть, как живут его сородичи, и покинул пределы дворца. Его очень огорчила рабская зависимость евреев, с которыми обращались хуже, чем со скотом.

Однажды он поссорился с одним надсмотрщиком египтянином, который жестоко обращался с рабами-евреями, и в пылу ссоры убил его. Это было большое преступление.

Моисей понял, что если о нем донесут фараону, то ему не сносить головы. Он не стал возвращаться во дворец, покинул Египет и оказался в земле Мадиамской.

Он жил у священника Иофора, занимался скотоводством, женился на одной из его дочерей, заимел детей.

Когда он пас скот у горы Хорив на Синае, рядом с ним неожиданно воспламенился терновый куст и оттуда раздался голос, предсказавший ему высшее предназначение — отправиться в Египет и спасти израильский народ, вернуть его на историческую родину.

Моисей так и сделал. Он вернулся в Египет и попросил фараона отпустить народ израильский на три дня в пустыню для совершения молитв и жертвоприношений, но тот категорически отказался.

Никакие уговоры на него не действовали. Народ еврейский нужен был ему для выполнения тяжелых работ. Позднее сын фараона также не захотел отпустить на свободу народ израильский.

Моисей и горящий терновый куст. Художник Д. Фетти

Убийство Моисеем египтянина. Неизвестный художник

Десять казней и учреждение праздника Пасхи

Отказ фараона выполнить повеление Божие влечет за собой 10 «казней египетских», серию страшных стихийных бедствий:

1 — превращение вод Нила в кровь (Исх.7:14–24);

2 — нашествие жаб (Исх.8:1–15);

3 — скнипы (комары или паразиты) на людях и на скоте (Исх. 8:16–19);

4 — песьи мухи (род язвительных мух или насекомых) (Исх.8:20–32);

5 — тяжкая язва на скоте (Исх.9:1–7);

6 — болезнь на людях и скоте с воспалениями и нарывами (Исх.9:8–12);

7 — град, побивший все под небом, и огонь между градом (по некоторым толкованиям – хамсин, южный палящий ветер) (Исх. 9:13–35);

8 — нашествие саранчи и гусениц (Исх. 10:1–20);

9 — густая тьма в течение трех дней (затмение солнца) (Исх.10:21–29).

Однако казни лишь еще больше ожесточают фараона.

Тогда разгневанный Моисей пришел к фараону в последний раз и предупредил: «Так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта. И умрет всякий первенец в земле Египетской, от первенца фараона…до первенца рабыни…и все первородное из скота». Это была последняя самая лютая 10-я казнь (Исх.11:1-10 – Исх.12:1-36).

Затем Моисей предупредил евреев, чтобы они в каждой семье зарезали годовалого ягненка и кровью его помазали косяки и перекладину двери: по этой крови Бог отличит жилища евреев и не тронет их. Мясо ягненка следовало испечь на огне и есть с пресным хлебом и горькими травами. Евреи же должны быть готовы немедленно тронуться в путь.

Ночью Египет постигло страшное бедствие. «И встал фараон ночью сам и все рабы его, и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской; ибо не было дома, где не было мертвеца».

Потрясенный фараон немедленно вызвал к себе Моисея и Аарона и приказал им вместе со всем их народом идти в пустыню и совершить богослужение, чтобы Бог сжалился над египтянами.

С тех пор евреи каждый год в 14-й день месяца Нисана (день, приходящийся на полнолунье весеннего равноденствия) совершают праздник Пасхи. Слово «пасха» значит «проходить мимо,» потому что Ангел, поражавший первенцев, прошел мимо еврейских домов.

Отныне Пасха будет знаменовать освобождение Народа Божия и его единение в священной трапезе — прообразе Евхаристической Трапезы.

По требованию Моисея и Аарона фараон отпускает евреев в Землю обетованную

Подчиняясь воле Господа, Моисей отправился в Египет, по пути к нему присоединился Аарон. В это время Моисею исполнилось уже 80 лет, и его уже там никто не помнил. Приёмная мать пророка, дочь фараона, давно умерла.

Пророки Моисей и Аарон. Царские врата. XIII век. Первоначально посланники Божии обратились к евреям, но они не поверили тому, что Моисей сможет вывести их из египетского плена

Первоначально посланники Божии обратились к народу Израилеву, который в то время занимался тяжёлой работой по изготовлению кирпичей. Аарон, как «уста Моисея» заявил евреям о том, что Бог выведет их в Землю обетованную, где течёт молоко и мёд. Несмотря на то, что Моисей совершил несколько чудес, евреи ему не поверили и сомневались.

Когда Моисей отправился в Египет спасать евреев из плена, ему исполнилось 80 лет.

Несмотря на недоверие народа Моисей и Арон явились к фараону и объявили ему волю Бога Израилева, чтобы он отпустил евреев в пустыню для служения этому Богу: «Так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне». Но фараон гневно отвечал:«Кто такой Господь, чтобы я слушал его? Не знаю я Господа и израильтян не отпущу» (Исх. 5:1-2). После этого фараон приказал сделать труд евреев ещё тяжелее.

«Десять казней египетских: смерть первенца фараона», картина Альмы –Тадемы.  1875 год. Египетский фараон отпустил народ Израиля только после того, как на Египет обрушилось десять казней

Тогда Моисей объявил фараону, что если он не отпустит израильтян, то Бог пошлет на Египет разные «казни» (несчастия, бедствия). Фараон не послушался – и угрозы посланника Божия сбылись.

Его упорство подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня (Исх. 12.31), и евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.

Невероятные гипотезы

Так, в частности, израильский геолог Егуди Менахем в 2005 году заявил, что обнажение дна Красного моря во время перехода его Моисеем было связано с сильным землетрясением, произошедшем на Аравийском полуострове во второй половине XIII века до нашей эры. Землетрясение вызвало стремительный отлив воды в Аденский залив, а затем обернулось разрушительным цунами, которое, скорее всего, и погубило армию фараона. Американский востоковед Дэвид Уоррен после анализа китайских хроник того периода предположил, что легендарный отход воды был вызван гравитационными силами крупной кометы, замеченной тогда в небе. Ему вторит английский исследователь Чарльз Мастерсон, который в 2009 году заявил, что библейское чудо было вызвано… планетой Ниби-ру, приблизившейся в тот день к Земле на минимальное расстояние. По мнению Мастерсона, негативным воздействием космической гостьи объясняются и знаменитые «казни египетские», обрушившиеся на подданных Рамсеса II. Не менее любопытной представляется версия Британского уфологического общества, по мнению членов которого, обнажение дна было вызвано воздействием… инопланетного корабля. Эта гипотеза, по мнению уфологов, находит подтверждение в ряде древнеегипетских источников, отражена она и в поздних римских летописях, где упоминается огненная колесница, осенявшая с неба путь кораблям, направлявшимся в порты Красного моря. Косвенно об этом упоминает и Библия, указывающая, что дорогу Моисею в его опасном путешествии освещало яркое облако, посланное якобы богом Яхве. Сегодня многие ставят под сомнение реальность событий, описанных в библейских источниках. И это не удивительно, ведь современному человеку трудно представить себе, насколько безграничным и необъяснимым может быть влияние высших сил, о существовании которых было хорошо известно людям прежних исторических эпох.

Метки: Древний Египет, Тайны 20 века, вода, море, библия, гипотеза, Красное море, евреи, исход, Моисей

5Ниспослание манны небесной

Отпраздновав свой чудесный переход, израильский народ под руководством Моисея двинулся к горе Синай (Хорив), чтобы там принести Богу благодарственную жертву, как об этом заповедал Господь Моисею. Но в дороге не было воды, и израильтяне страдали от жажды. Наконец они пришли к местечку Мерра, где воды было достаточно, но она оказалась горькой. Народ вновь возроптал. И тогда Моисей по повелению Божию бросил в источник дерево, и вода сделалась пригодной для питья.

Ровно через шесть недель после исхода из Египта израильтяне остановились в пустыне Син, между Елимом и Синаем. Запасы хлеба истощились, и евреи, как и прежде, стали роптать. Моисей успокоил их, сказав, что Господь не оставит их и накормит досыта раньше, чем они того ожидают. И вот вечером прилетели бесчисленные стаи перепелов и в одно мгновение покрыли землю стана. Птиц было так много, что их можно было ловить руками.

А наутро все пространство вокруг стана было покрыто чем-то круповидным и белым, как иней. Израильтяне удивились и спрашивали друг друга: что это такое? И Моисей сказал им: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу» (Исх. 16.15). «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна» (Исх. 16.31), т. к. слово «манна» переводится с еврейского как «что это?». Отведав манны, израильтяне убедились, что по вкусу она напоминает хлеб с медом, и стали ее собирать. Но оказалось, что манну нужно собирать лишь рано поутру, т. к. позже, когда солнце начинало припекать, манна таяла. Кроме того, ее можно было собирать лишь столько, сколько необходимо для пропитания на один день. Если же оставляли собранную манну на следующий день, то она портилась. Лишь в день перед субботой манну можно было собирать в таком количестве, чтобы хватило и на этот день, и на субботу, и тогда манна не портилась. В течение сорока лет скитаний евреев в пустыне манна являлась им основной пищей.

Чудеса, которые совершает Моисей

430 лет провели евреи в Египте, войдя в страну в количестве 75 человек, за 1500 лет до нашей эры вышел народ, насчитывающий около 3 миллионов. Трудно представить такую массу людей, с повозками, животными, палатками, нуждающуюся в еде и воде, передвигающуюся по пустыне.

Фараон увидел опустошенные земли, снова обозлился и приказал вернуть рабов. Но Господь приказал пророку вести людей к Красному морю, в то место, где соединяются два канала, и как только еврейский вождь ударил по воде, море расступилось, образовав проход на другой берег.


Переход евреев по дну Красного моря

О ширине этого прохода можно только предполагать, но она была достаточно большой, ведь 3-х миллионный народ успел перейти на другой берег до прибытия египетских колесниц.

Как только последний еврей перешел Красное море, морская пучина накрыла переход, увлекая за собой египтян, погнавшихся за беглецами (Исход, глава 14).

И родилась благодарственная песнь Богу за спасение и его ведение в трудные минуты жизни.

3 миллиона людей находились в пустыне, где вода была основной проблемой. Вода в море была соленой. Через три дня начался ропот, и пророк руками Бога сотворил новое чудо, по повелению Творца бросил в море дерево, после чего вода стала сладкой.

Каждый день манна небесная покрывала землю, давая ежедневное пропитание, которого хватало для всех.

На заметку! Манна стала прообразом Евхаристии, ибо только пища от Бога способна насытить наши души, даровать спасение и жизнь.

При переходе через пустыню Творец сказал, что встанет на горе, по которой будущему святому надо будет только ударить жезлом, чтобы пошла вода. (Исход 17:6). Весь народ и скот получили воду.

Амаликитяне напали на евреев, но Всевышний снова явил чудо через пророка, приказав тому не встать во главе воюющих, а подняться на гору и держать руки поднятыми вверх. Послушание и терпение руководили вождем еврейского народа. Когда он опускал руки, побеждали амаликитяне, поднимал, и победа возвращалась к евреям. Верные соратники пришли на помощь, и держали руки пророка.

Моисей с поднятыми руками — первый прообраз креста.

Господь приказал пророку записать все происходящее, что является еще одним подтверждением того, что Моисей является автором Торы или Пятикнижия в Библии.

Предыстория и рождение Моисея

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Пророческая миссия

Отправившись в Египет, Муса заблудился по пути – он не нашел дороги и не смог разжечь костер, с помощью которого они могли бы согреться со своей семьей и приготовить себе пищу. Это случилось с ним по велению Всевышнего Аллаха, ведь в эту ночь суждено было ниспослание пророчества Моисею. Когда Муса увидел огонь, он приказал своей семье оставаться на месте, а сам поднялся на гору, чтобы попросить огонь. Они не могли пойти все вместе, поскольку жена Моисея была беременной и ей трудно было подниматься в гору. Подойдя же к тому месту, где Моисей видел огонь, он увидел настолько чудесное зрелище, что из всех, описанных в Коране чудес, оно было самым невероятным: это не было огнем – свет исходил из большого дерева с колючками, и это зрелище очень удивило Мусу. Когда же он приблизился к этому дереву, он услышал Глас Божий, и нет таких слов, которыми можно было описать эту непосредственную речь между Всевышним Аллахом и человеком, и сравнить ее можно разве что лишь с речью Пророка Мухаммада ﷺв ночь исра валь миградж.

Глас Божий произнес: «О Муса! Воистину, Я – твой Господь. Сними же свою обувь. Ты находишься в священной долине Тува. В долине, называемой – Тува, на горе – Тур» (сура Та Ха, 12-й аят). Тогда пророк Муса (Моисей) снял свою обувь. Тогда Всевышний Аллах спросил у Мусы, что у него в руке, и Муса ответил, что это посох, на который опирается он во время пути и сбивает им листья, чтобы накормить овец, а также использует его для других целей. В другом аяте сказано, что Всевышний приказал Мусе бросить его посох. И Муса увидел, что посох стал извиваться и двигаться с быстрой скоростью, превратившись в змею. Муса испугался и убежал с того места, но Всевышний позвал его и приказал ему не бояться, успокоив его, что он находится в безопасности.

Когда пророк Муса вернулся, Всевышний приказал ему взять посох, который превратился в змею, но Муса боялся, поскольку змея была очень большая, но Всевышний приказал ему не бояться и сказал, что скоро змея снова станет посохом.

Тогда Всевышний сказал: «Прижми свою руку к боку, и она выйдет белой, без следов болезни. Вот тебе еще одно знамение!» (сура Та Ха, 22-й аят). И тогда Муса сунул руку в щель своего одеяния так, что достал до своей подмышки, а когда он снова достал руку, от нее исходил свет. Всевышний повелел Моисею отправиться к фараону с пророческой миссией, сказав, что оба этих чуда – доказательства для Фараона и его знати. Господь сказал о Фараоне и его приближенных, что они являются нечестивцами и преступили границы дозволенного.

Тогда Муса обратился к Всевышнему с мольбой: «Господи! Раскрой для меня мою грудь! Облегчи мою миссию! Развяжи узел на моем языке, чтобы они могли понять мою речь» (сура Та Ха, 25-28 аяты), говоря о том, что его речь не чиста, имелось ввиду, что он не обладал достаточным красноречием, и люди могли не воспринять его призывы всерьез. В ответ на его мольбы Всевышний сделал так, когда Муса начинал призывать к вере и речь его лилась предельно красноречиво, а когда он просто разговаривал, то данное красноречие покидало его.

Муса также обратился к Всевышнему Аллаху с ходатайством за своего брата Харуна (Аарона): «Назначь мне помощника из моей семьи — Харуна, моего брата. Умножь благодаря ему силу мою, и позволь ему разделить со мной мою миссию, чтобы мы славили Тебя многократно и поминали Тебя многократно. Воистину, Ты видишь нас» (сура Та Ха, 29-35 аяты), и Всевышний Аллах назначил Аарона помощником Моисея, с помощью которого умножил силу пророка Моисея и сделал его брата Аарона также пророком, чтобы он разделил с Моисеем его миссию.

Капризы погоды

На протяжении тысячелетий событие, описанное в Библии, для последователей иудаизма, а позже и для христиан являлось ещё одним доказательством безграничной силы Всевышнего, сотворившего чудо

Однако во второй половине XX века английские учёные-климатологи, обратив внимание на библейское описание ветра, дувшего всю ночь над Красным морем, выдвинули предположение, что повлиять на уровень воды и тем способствовать успешной переправе израильтян мог именно мощный поток воздуха. Уже в нынешнем столетии учёные Санкт-Петербургского филиала Института океанологии РАН, развивая гипотезу английских коллег, заявили, что описанный в Библии переход Моисея мог произойти в районе Суэцкого залива, отделяющего Африку от Синайского полуострова

Именно в этом месте на глубине семи метров находится поперечный риф, который в библейские времена был, скорее всего, на четыре метра выше. Математические расчёты описанной в Ветхом Завете ситуации показали, что в случае совпадения таких природно-климатических явлений, как отлив и ураганный ветер, скорость которого должна быть не менее 35-40 метров в секунду, уровень воды в районе рифа может в течение нескольких часов существенно понизиться. В результате этого появляется реальная возможность осушения рифовой отмели, шириной до четырёх километров, по ней-то и могли пройти израильтяне. Догонявшие их тяжёлые колесницы египтян увязли в илистом дне, после чего мощная возвратная волна прилива обрушилась на них, поглотив непобедимую армию. Однако подобное стечение обстоятельств, по утверждениям учёных, случается крайне редко, примерно один раз в 50 тысяч лет. И то, что Моисей с соплеменниками оказался именно в это время на берегу моря, можно без преувеличения назвать чудом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector