Крестовые походы: их суть и причины

Последствия похода

Плененный король Людовик IX был выкуплен. После этого он направился в Акру, где еще властвовали христиане. С этого города началось восстановление других христианских твердынь, таких как Яффа и Сидон. В соответствии с составленным договором Дамьетта отошла мусульманам.

Результатом 7 Крестового похода стало унизительное поражение крестоносцев. В итоге погибли тысячи людей. Былая слава христианских бойцов была подорвана.

События 1248—1254 годов подробно изучаются школьниками. С целью закрепления знаний проводятся тесты по теме «Крестовые походы». В 6 классе учащиеся отвечают на предложенные учителем вопросы.

Крестовые походы

Важно знать о том, что всего было восемь крестовых походов. Однако конец этой истории можно было предсказать уже после третьего из них:

  • Первый крестовый поход начался в 1096 году и продлился три года. Это была весьма удачная чреда битв, которая заставила рыцарей церкви поверить в то, что их миссии действительно покровительствует сам Господь. К тому же крестоносцам удалось захватить Иерусалим, что сделало их настоящими героями в глазах своего народа.
  • Второй крестовый поход начался в 1147 году и продлился всего лишь два года. Причиной для него послужила контратака мусульман, которые за полстолетия сумели собрать великое войско. Также следует отметить, что во главе мусульман стал полководец Салах ад-Дин, чья мудрость славилась на весь Восток. Благодаря его стратегии, воины Аллаха разгромили крестоносцев в первой же битве, после чего для европейцев началась череда нескончаемых поражений.
  • Третий крестовый поход начался в 1189 году и продлился три года. К новой Святой войне привел захват Иерусалима мусульманами в 1187 году. Однако, как и в предыдущий раз, крестоносцев ждало полное разочарование. Все, что они смогли, это отвоевать небольшую полоску суши у старинного города Акра.

Все последующие крестовые походы заканчивались для христиан полным фиаско. Последний из них произошел в 1270 году. Следует заметить, что тогда армия папства потеряла большую часть своих людей, даже не приняв участия ни в одном сражении. И причиной тому послужила эпидемия, забравшая жизни тысяч людей.

С кем крестоносцы воевали

Альбигойский крестовый поход. Миниатюра из манускрипта «Большие французские хроники». Середина XIV века

Уже с самого начала своих военных экспедиций крестоносцы нападали не толь­ко на мусульман и вели сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали, другим пред­лагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестонос­цев). Это не противоречило идее Крестовых походов — большинство кресто­носцев не по­нимали, почему они должны сражаться против одних неверных (мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к третьему погро­мы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке погибло более 150 евреев.

С середины XII века папы начали объявлять Крестовые походы не только про­тив мусульман, но и против язычников, ерети­ков, православных и даже като­ликов. Например, так называемые Альби­гойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — сек­ты, не признававшей Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с кресто­носцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище Като­лик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических» Крестовых похо­дах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже неверных», потому что не подчиняются его приказам.

Саладин наносит ответный удар

В 1173 году эмиром Египта стал очень талантливый и энергичный правитель – султан Салах ад-Дин, которого крестоносцы прозвали просто Салладин. Салладин оказался действительно гениальным полководцем, мудрым правителем и дипломатом, а его деятельность стала подлинным проклятием для крестоносцев.

Правивший в то время Иерусалимским королевством король Балдуин IV хотя и был также весьма мудрым правителем и полководцем, тем не менее, оказался болен проказой и вскоре умер от этой болезни, а следующим королем стал муж сестры Балдуина – Гвидо де Лузиньян, человек сколь богатый, столь и чванливый. И когда его вассал, французский барон Рено де Шатильон совершил набег на арабский караван, Гвидо поддержал его, чем дал поводу Салладину начать полномасштабную войну против Иерусалимского королевства.

Войско крестоносцев, выступившее против Салладина, потерпело сокрушительное поражение в битве при Хаттине, сам Гвидо вместе с зачинщиком Рено де Шатильоном, оказались в плену у Салладина, последнего вскоре «укоротили на голову».

Пленные крестоносцы в лагере Салладина.

После этого поражения Иерусалим был осажден армией Салладина, тамошний небольшой гарнизон не мог долго сдерживать осаду и вскоре капитулировал. Иерусалимское королевство было уничтожено, а святой город Иерусалим снова оказался в руках мусульман.

К слову, описанные тут события отлично показаны в интереснейшем историческом фильме «Царство Небесное». Пусть там есть и некоторые исторические неточности (фильм все-таки художественный, а не документальный), мы очень рекомендуем всем его посмотреть, и проникнутся духом тех времен (смотреть стоит обязательно полную режиссерскую версию, она примерно на час длиннее обрезанной версии, которую показывали в кинотеатрах).

Весть о падение Иерусалим повергла всю христианскую Европу в глубокое уныние, а наиболее активные европейские короли стали собираться в третий крестовый поход.

Пятый крестовый поход

Годы Участники Цели Результат
1217 – 1221 Венгерский король Андраш II Крестоносец, астрийский герцог Леопольд VI Славный, а также их войска. К ним присоединились многие рыцари Латинской империи. Причиной пятого крестового похода, благословлённого Папой Римским Иннокентием III (а также его преемником Гонорием III), было желание крестоносцев отбить Иерусалим. Для этой цели крестоносцы даже заключили союз с мусульманами-сельджуками, что в целом было для них довольно необычно. Крестоносное войско было разгромлено, отчасти из-за разлива Нила, который стал для них неожиданностью и фактически запер их в ловушке без пути к отступлению. По итогам заключенного восьмилетнего мира рыцари получили право свободно уйти, но обязались покинуть территорию Египта, на земле которого велись боевые действия.

Таблица пятого крестового похода

В какие настольные игры играли крестоносцы

Крестоносцы играют в кости у стен Кесарии. Миниатюра из манускрипта Вильгельма Тирского. 1460-е годы

Настольные игры, в которые почти всегда играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что во время осады замка Шайзар в 1138 го­ду они только и делали, что играли в кости, оставив своего союзника, визан­тийского императора Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось. Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина, заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.

Но игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о свя­щенной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход (в ре­зультате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что игры могут поме­шать успешному исходу экспедиции, поэтому установил строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за день. Правда, коро­лей это не касалось, а простолюдины должны были получить специальное раз­ре­шение на право играть. Правила, ограничивавшие игры, были и у членов мона­шеских орденов — тамплиеров и госпитальеров. Тамплиеры могли играть толь­ко в мельницу и только ради удовольствия, а не на деньги. Госпи­тальерам было строго запрещено играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).

СФК крестоносцев[править]

Космический крестоносец смотрит на тебя, как на порождение скверны.

Вселенная «Ведьмака»: орден Пылающей Розы. В книгах появлялись эпизодически в качестве злодеев второго плана (по крайней мере, для протагониста, наставницу которого они пытались прижать), зато в первой игре превратились в полноценную злодейскую организацию, занимающуюся расовыми чистками эльфов и созданием супер-мутантов. Впрочем, Геральт может поддержать Орден в борьбе с «белками», и тогда умеренное крыло встанет на его сторону против своего магистра.
Плоский Мир — Омнианцы. Раньше насаждали свою веру огнем и мечом по всему континенту, теперь, после определенных церковных реформ, насаждают ее по всему миру околачиванием порогов с душеспасительными брошюрами под мышкой («Не желаете ли поговорить о господе нашем Оме?»). По всеобщему мнению — уж лучше бы огнем и мечом.
Heroes of Might and Magic: традиционный высокоуровневый юнит замка Рыцарей (обычно имеет апгрейд в Паладина, Замок, Жизнь).
Вселенная Diablo — Орден Крестоносцев, втайне основанный для искоренения скверны Мефисто из Закарума. В Закаруме тогда уже были свои крестоносцы — Паладины, но Крестоносцы были созданы не для борьбы с язычниками, а с демонической угрозой. При этом, как ни странно, не являются храмовниками и мозгопромытыми фанатиками, в отличие от Ордена Храмовников (стоит только сравнить ГГ-Крестоносца с Кормаком).
Dark Souls. Только последние «осколки» движения вроде рыцаря Солера или паладина Лироя.
The Elder Scrolls — Рыцари Девяти.
Warhammer 40 000 — Чёрные Храмовники, мальтийский крест на броне прилагается. Фанатично преданы Богу-Императору и примарху Рогалу Дорну. Находятся в состоянии вечного крестового похода — по Империуму постоянно двигаются отряды ордена в поисках тех, кому помочь и/или надавать люлей по самое немогу. Обожают ближний бой, нередко меняют болтер на меч и болт-пистолет или даже щит. Скаутов не имеют — новички становятся слугами и оруженосцами бывалых братьев. Численность — 6-8 (а то и 10) тысяч Астартес, что сильно больше положенного. Но им прощают.
Сюда же можно отнести и Серых Рыцарей

Они по крайней мере делают важное дело — сражаются с демонами. Но из-за своей паранойи (паранойя не у них, а у Инквизиции, которой они служат, и если что, это из тех параной, когда за тобой следят) убивают любого, кто хотя бы краем глаза их увидел, а иногда могут истребить союзные войска по понятным лишь им одним причинам

Особенно иронично, что их основатель Натаниэль Гарро был действительно добрым и сострадательным человеком, которого инфаркт бы хватил, увидь он деяния последователей.

У Хаоса тоже есть свои крестоносцы из легиона Несущих Слово, причём с уклоном больше в священники, чем в воины.

Warhammer Fantasy Battle — теогонист церкви Зигмара Фолькмар Мрачный устраивал крестовый поход против вампиров Сильвании. Кроме того, Империя и Бретония с союзниками организовывали крестовые походы против местной СФК Аравии.
Prince of Nothing — Священное Воинство инрити.
Royal Quest — один из классов. Также вам разъяснят, почему символом является крест.
Darkest Dungeon — есть такой среди героев. Ходили долго и победоносно, а когда враги закончились, наш представитель движения возвращаться домой не захотел — слишком сильно изменился.

Причины крестовых походов

Большая часть участников крестовых походов была обычными солдатами, а сами рыцари были элитной частью войска

В целом основной причиной крестовых походов стало именно укрепление ислама и стремительное арабское завоевание обширных территорий, которое вызвало беспокойство в Византии и Европе. Сыграло свою роль и то, что в ту эпоху в Европе стали популярны различные духовные подвиги во славу веры. Мусульмане к тому моменту заняли Палестину, куда совершали паломничества христианские пилигримы, и в целом он не препятствовали им посещать места религиозного поклонения. Однако, иногда пилигримы становились жертвами фанатизма местных жителей, и это подогревало антимусульманские настроения в средневековой Европе. А египетский халиф Аль-Хаким и вовсе разрушил храм Гроба Господня, что вызвало негодование во всём христианском мире. Впрочем, это всё причины крестовых походов для простых людей и рыцарей. Короли же беспокоились в первую очередь о том, как бы остановить продвижение мусульман на Запад, и растущее недовольство дало им возможность организовать вторжение.

Суть крестовых походов

Крестоносцами становились выходцы из самых разных стран, так как объединяла их не национальность, а религия

История крестовых походов насчитывает около четырёхсот лет, хотя иногда датировку сужают до периода 1096 – 1272 годов. Тогда отряды крестоносцев отправлялись в Палестину с целью отвоевать христианские святыни, хотя рыцари при этом вели себя, как жестокие захватчики, занимаясь грабежами и насилием. Все первые крестовые походы отправлялись именно в Палестину (около территории современного Израиля), хотя позднее с благословления Ватикана предпринимались и другие походы, в основном в Прибалтику. Их целью было обращение местного населения в христианскую веру, которую крестоносцы насаждали огнём и мечом. В Позднее Средневековье предпринимались также походы на Османскую империю.

Результаты экспедиций, их значение

Историки по-разному оценивают
результаты крестовых походов. Некоторые считают, что эти крестовые походы
способствовали контактам между Востоком и Западом, восприятию мусульманской
культуры, науки и технических достижений. Другие считают, что всего этого можно
было бы достичь с помощью мирных связей, и крестовые походы останутся феноменом
бессмысленного фанатизма.

Прямым результатом крестовых
походов, если оставить в стороне смерть миллионов людей, стало основание на
Востоке, за счет мусульман и Византийской империи, нескольких католических
государств, оккупированных французскими рыцарями и итальянскими купцами.
Европейцы, которые никогда не достигали большого числа, были изгнаны, и
единственными следами их пребывания на Востоке были руины их замков в портах и
горах Греции и Сирии. Но за два столетия своего правления на Востоке они
установили позитивные отношения между христианами Европы и мусульманскими
государствами.

Многие христиане перемещались
из Европы на восток по морю или по суше; крестовый поход был для них
познавательным путешествием. Христиане видели перед собой большие города, новые
страны и неизвестные обычаи. Они переняли некоторые виды искусства и обычаи у
народов Востока. В результате крестовых походов расширился обмен книжными и
некнижными знаниями между Востоком и Западом. Значительно возросла социальная
мобильность населения. Бывший узкий каркас Запада был значительно расширен —
впервые после античности.

Торговцы и ремесленники
итальянских городов больше всего выиграли от крестовых походов, снабжая армию
крестоносцев техникой, провизией и транспортными средствами. Кроме того,
итальянские города, особенно Генуя, Пиза и Венеция, были обогащены торговой
монополией в средиземноморских странах.

Предпосылки и причины

С середины VII века Палестина стала местом паломничества и для христиан, которые приходили поклониться Гробу Господнему, и для мусульман. Обе религии мирно сосуществовали друг с другом, но в 1071 году турки-сельджуки захватили Византию вместе с Палестиной и перекрыли все паломнические пути. В конце XI века византийский император обратился за помощью к Северному Западу, надеясь вернуть земли. Но целями организации военных походов стало не только желание помочь:

  1. Католическая церковь стремилась расширить свое влияние на Востоке.
  2. Западноевропейские монархи, дворяне и рыцари хотели заполучить новые земли.
  3. Купцы были не против получить новые рынки и доступ к экзотическим товарам.
  4. Крестьянами и другими представителями среднего класса в основном двигало религиозное чувство и подъем, ведь Папа Римский обещал всем участникам прощение от грехов. Кстати, это может объяснить, почему столько человек решились вступить в армию.

В 1095 Папа Римский Урбан II на Клермонском соборе призвал освободить Палестину и подавить агрессию мусульман. На призыв сразу откликнулись многие рыцари, распространившие клич и среди более низких сословий. В итоге в экспедициях приняли участие практически все представители общества того времени: крупные и мелкие феодалы, рыцари, купцы, ремесленники, крестьяне.

Интересный факт: чтобы подчеркнуть свое высокое предназначение, участники походов на одежду нашивали кресты, от которых и пошло название «крестоносцы».

Последствия крестовых походов

Хотя эпоха крестовых походов принесла и немало бедствий, она имела и определенную пользу. Так оказавшись на ближнем востоке и вступив в тесный контакт с арабами, европейцы принесли много интересного в Европу, например секрет изготовления бумаги. А это в свою очередь положительно повлияло на развитие книжного дела и привело к удешевлению книг. Помимо бумаги они познакомились и со многими другими достижениями древней культуры Востока в области медицины, географии, математики, алхимии, подготовив почву для начала европейской эпохи Возрождения.

Европейские рыцари во время крестовых походов научились дисциплине и даже организовались в настоящие рыцарские ордена со своим строгим уставом, кодексом поведения, правилами. Наиболее известными среди них были госпитальеры и тамплиеры. Последние стали очень влиятельными, но пожалуй им стоит посвятить отдельную статью.

Рыцари-тамплиеры, историческая реконструкция.

Канцелярские и рыцарские ордена

Военные и духовные (или
духовные и рыцарские) ордена отличались от монашеских орденов, таких как
августинцы, бенедиктинцы, францисканцы и т.д., в том, что они дали еще одну
клятву бороться с неверующими, в дополнение к обычным монашеским обетам —
бедность, послушание и целомудрие. Древнейший из духовных орденов рыцарства,
Орден иоаннитов, фактически начал свою деятельность около 1070 года и был
преобразован в духовный орден рыцарства в собственном смысле этого слова в 1120
году. Великий мастер Раймон де Пуи. Среди орденов духовной армии были также
Орден Храма, Немецкий орден и три испанских ордена.

Первые рыцарские ордена — три
самых известных ордена Святой Земли и три испанских ордена — оказались
чистейшим воплощением средневекового духа в сочетании монашеских и рыцарских
идеалов, в то время, когда борьба с исламом — порой необычная — стала реальностью.
Затем они превратились в важные политические и экономические институты,
огромные экономические комплексы и финансовые силы. Политические достижения
постепенно затмевали их духовный характер, как и рыцарство, элемент игры, а
экономические желания превалировали над политическими достижениями. Когда
тамплиеры и Иоанниты процветали и даже действовали на Святой Земле, рыцарство
выполняло реальные политические функции, а рыцарские ордена имели большое
значение как своего рода классовая организация.

Но в XIV и XV веках рыцарство
означало лишь более высокий ранг в системе социального порядка, а в младших
орденах рыцарства элемент благородной игры, скрытый в их сердце, выходил на
первый план. Дело не в том, что они стали только игрой. В идеале рыцарские
ордена все еще были полны высоких этических и политических устремлений. Но это
были сны и иллюзии, пустые проекты. Удивительный идеалист Филипп де Мезьер
видит создание нового рыцарского ордена, которому он дает название Орден
Страстей1 , как панацею от всех бед своего времени, и
намерен принести туда лица всех классов. Но даже величайшие ордена рыцарей со
времен крестовых походов выигрывали от участия в них в качестве простолюдинов.
Аристократия, по словам Мессье, должна была давать слуг Великому Магистру и
рыцарям, духовенство — Патриарху и его епископальным викариям, купцам —
братьям, крестьянам и ремесленникам. Таким образом, орден стал прочным сплавом
всех поместий для достижения великой цели — борьбы с турками. Заказ
предусматривает четыре клятвы.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Подробнее — см. в отдельной статье Седьмой Крестовый поход

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского, давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.

Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Крестовый поход Людовика Святого

Крестоносцы побеждали благодаря рыцарской коннице

Была ли сюрпризом для мусульман тактика и вооружение крестоносцев? Арабы имели возможность познакомиться с ними ранее, в Испании и Сицилии, а турки — при встрече с западноевропейскими наёмниками, сражавшимися в рядах византийских армий.

Знакомство с европейской тактикой показали уже первые бои против крестоносцев в Малой Азии. Тактика лёгкой конницы заключалась в быстрых засадах и набегах: всадники засыпали противника стрелами и начинали притворное отступление. На прямое столкновение с крестоносцами эмиры решались только при серьёзном численном перевесе.

С другой стороны, крестоносцы были знакомы с этими особенностями турецкой тактики. Например, Боэмунд Тарентский перед походом на Святую землю участвовал в войнах на юге Италии и на Балканах против Византии, которая использовала конных лучников. Некоторые из участников похода ранее служили наёмниками в составе византийских армий либо имели опыт войны на Сицилии против местных исламских правителей.

Мотивации им было не занимать. После захвата и Антиохии, и Иерусалима крестоносцы нанесли поражения деблокирующим мусульманскими армиям, которые шли на помощь осаждённым городам.

Сыграл свою роль и террор. Захваты Антиохии или Маарры в Сирии сопровождались не только массовыми убийствами, но и каннибализмом. Источники обеих сторон описывают, как крестоносцы пожирали плоть своих врагов. Был ли каннибализм на самом деле, остаётся на совести хронистов.

Помогало и отсутствие единства среди мусульманских правителей. В XII веке местные феодалы были заняты выяснением отношений между собой, а не с крестоносцами.

Как вспоминал атабек Мосула и Алеппо Имадеддин(Имададдин) Зенги, сумевший отвоевать в 1144 году у крестоносцев Эдессу, больше всего времени он провёл, воюя с турецкими эмирами.

Предшествующие события

В продолжающейся длительное время войне между христианами и мусульманами город Иерусалим постоянно менял своих владельцев. Очередной его захват хорезмийцами произошел в 1244 году. В их намерения входило дать совместный с египетской армией мамлюков отпор разрастающемуся монгольскому нашествию, чей путь лежал через эту территорию. Римский папа Иннокентий IV не захотел смириться с потерей христианской святыни и бросил призыв к подготовке 7 Крестового похода.

Сложность заключалась в том, что некоторые короли Европы не изъявили желания принять в нем участия. Причины отказа заключались в следующем:

  1. Император Германии Фридрих II Штауфен был в плохих отношениях с папой римским.
  2. Английский монарх Генрих III вел борьбу с внутренней оппозицией.
  3. Венгерский король Бела IV восстанавливал свою страну после сокрушительного поражения, нанесенного ему в 1241 году монголами под руководством Субудая и Батыя.

После публичного объявления о согласии возглавить армию он подписал мирный договор с Англией и попытался привлечь к этому мероприятию Норвегию. Однако король Хокон IV на его просьбу не откликнулся.

Первые завоевания

Первым крупным городом на пути крестоносцев была Никея. Под её стенами они разгромили армию турецкого султана. Рыцарская конница оказалась намного сильнее. Отрубленными головами погибших врагов крестоносцы закидали осаждённый город.

Впрочем, все первые штурмы были неудачными, несмотря на мощные осадные машины. Корабли по озеру подвозили продовольствие защитникам крепости.

Переправа Готфрида Бульонского и его брата Балдуина через Босфор. (grafik.rp.pl)

В итоге, благодаря греческой флотилии, эти поставки удалось прекратить и крестоносцы стали готовиться к последнему штурму, надеясь на богатую добычу. С каким же удивлением они узнали, что в город мирно вошли византийские войска!

Дело в том, что император Алексей Комнин пошёл на хитрость: он отправил послов и тайно договорился с жителями Никеи о том, что они сдадут ему город и сразу же признают власть басилевса. Так и случилось.

В результате жители Никеи не пострадали от последствий штурма, а крестоносцы ещё больше обозлились на византийских союзников. Западным воинам даже не разрешили зайти внутрь, за крепостную стену пропускали группы не более десяти человек.

Следующий ключевой пункт на пути в Иерусалим — Антиохия. Западные воины были уверены в быстрой победе. Но осада затянулась на восемь месяцев и закончилась лишь летом 1098 года.

Захватить Антиохию удалось только благодаря предательству

Город был хорошо укреплён, внутри были большие запасы продовольствия. Стены были такими длинными, что полностью окружить их не было никакой возможности. А вот у крестоносцев еда заканчивалась, начался голод. Руководители похода посылали отряды грабить соседние поселения, чтобы найти провизию, но её не хватало.

Взять Антиохию помогло предательство оружейника-армянина по имени Фируз, который служил в гарнизоне башни Двух сестёр и держал обиду на местного эмира Яги-Сиана. Фируз впустил отряды крестоносцев в свою башню, а те открыли ворота крепости своим товарищам.

В Антиохию ворвались отряды европейцев. Они желали отомстить горожанам за долгие месяцы трудной осады и устроили настоящую резню. Были убиты тысячи жителей.

Но отпраздновать громкую победу крестоносцам не удалось. На следующий же день к городу подошла многочисленная армия мосульского эмира Кербоги. Теперь уже крестоносцы оказались в осаде. Более того, в центре Антиохии, в цитадели, ещё оставались турки, их не успели выбить оттуда. До сих пор точно неизвестно, как измученным европейцам удалось не просто выжить, но и победить. Ведь вражеская армия была намного больше.

Средневековые хронисты приводят такую историю: один из участников похода, монах из Марселя Пьер Бартелеми, во всеуслышание рассказал о случившемся у него видении. Якобы ему явился апостол Андрей и поведал о том, что в Антиохии спрятано Копьё Судьбы (именно им римский воин Лонгин пронзил тело Иисуса). Крестоносцы поверили в этот рассказ. Они начали поиски и обнаружили реликвию.

Раймунд Тулузский, один из предводителей рыцарей, решил, что находка копья — божественное знамение, и уверил в этом товарищей. После этого монах Бартелеми рассказал о том, что опять видел апостола Андрея. Тот якобы велел рыцарям поститься пять дней подряд, а после этого выйти из города на бой. Так крестоносцы и поступили. 28 июня 1098 года христианские воины вышли из города и построились для битвы. Мусульмане, которых было больше, имитировали отступление, подожгли траву, заманили голодных и уставших крестоносцев в засаду, но, несмотря на это, потерпели поражение.

Современники тех событий рассказывали о неистовстве крестоносцев. Некоторым из воинов, по их словам, в бою являлись образы святых Георгия и Маврикия, которые скакали вместе с ними и участвовали в схватке.

Итоги крестовых походов. Краткий обзор

За годы крестовых походов (1095-1270) цель так и не была достигнута. Несмотря на полный провал, этот период существенно повлиял на многие стороны европейской жизни. Единственным возможным плюсом всех кампаний была отсрочка завоевания турками Византии. Ослабленная и разобщенная империя еще некоторое время жила в состоянии предсмертной агонии. После ее гибели турки стали полноправными членами на политической европейской арене.

Сумели извлечь выгоду и итальянские купцы: почти 200 лет они продавали крестоносцам все необходимое для их завоевательных походов. Они смогли наладить торговые отношения с Ближним востоком и полностью монополизировали этот рынок. Предметы роскоши влекли их к освоению новых проходов на восток, что в итоге привело к открытию Америки.

Помимо крестьян, в крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов. Помимо этого, целые рода разорились из-за долгов. В надежде на будущую добычу брались кредиты и закладывалось имущество. Пошатнулся и авторитет церкви. Первые походы, несомненно, укрепили веру в римских пап, но после четвертого всем стало ясно, что можно без потерь нарушать запреты. Во имя выгоды можно было пренебречь распоряжениями, и это существенно снизило авторитет папы в глазах верующих.

Раньше считалось, что крестовые походы стали причиной Возрождения в Европе. Сейчас историки склонны считать это историческим преувеличением. Литература обогатилась множеством легенд, поэтических произведений и сказаний. Ричард Львиное Сердце стал героем «Истории священной войны». Последствия крестовых походов можно назвать сомнительными. Если вспомнить, какое число людей погибло, и сколько средств было затрачено за восемь кампаний.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector