Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт

Содержание:

Как правильно подготовить пшеницу?

Многие люди не знают, как варить кутью из пшеницы, а также всех тонкостей приготовления сладкой заправки, поэтому изначально отвергают пшеницу, заменяя ее рисом. На самом деле процесс подготовки зерна довольно прост: нужно всего лишь замочить пшеницу на ночь в холодной воде. Она за это время набухнет, станет намного мягче, сварится буквально за сорок минут. Замачивать следует в большом количестве воды, а утром промыть под проточной, залить чистой (на два-три пальца выше уровня зерна) и поставить на огонь. Когда каша закипит, огонь сделать минимальным, просто ждать, параллельно занимаясь сладкой добавкой. Если оказалось, что вся вода выкипела, а пшеница еще твердовата, то можно подлить немного подогретой воды, перемешать и продолжить термообработку. Готовая пшеница мягкая на вкус, легко жуется, хотя и довольно специфична на вкус.

Народные традиции, связанные с сочивом

Главное рождественское блюдо, наполненное символами, связано с множеством народных традиций.

  • Во время праздника хозяин дома набирал полную ложку сочива и подбрасывал его к потолку. Все члены семьи внимательно считали прилипшие вверху зернышки. Чем больше зерен осталось на потолке, тем богаче будет урожай. Каждое прилипшее к потолку зерно — символ снопа, который дарует Бог в наступающем году.
  • Оберегом дома считались колоски, подложенные под миску с коливом. Их хранили целый год, до наступления следующих праздников.
  • Некоторые хозяева настолько верили в целительную силу сочива, что кормили ним и домашних животных, чтобы те меньше болели и давали хороший приплод.
  • На ночь на столе оставляли немного кутьи в память об умерших родственниках.
  • Дети обязательно относили вечером коливо бабушкам и дедушкам, живущим отдельно, и крестным родителям.

Еще рецепты православной кухни:

  • Рецепты постной выпечки
  • Рецепты постных оладьев
  • Рецепты пасок и куличей

Богатая кутья

  • Время: 2,5 часа.
  • Количество порций: 3-4 персоны.
  • Калорийность блюда: 175 ккал.
  • Предназначение: на рождественский, новогодний стол.
  • Кухня: русская.
  • Сложность: легкая.

Богатую кутью разрешено подавать на праздничный стол в дни, которые не входят в период поста. В такое блюдо, помимо компонентов, указанных по рецепту, можно добавлять сливочное масло, молоко и сливки. Пшеничные зерна разрешено заменять длиннозерным рисом. Чтобы блюдо красиво выглядело, при подаче его можно посыпать измельченными орехами, конфетами, цукатами, кусочками мармелада.

Ингредиенты:

  • чернослив – 70 г;
  • изюм – 150 г;
  • мед – 100 г;
  • курага – 100 г;
  • сахар – 50 г;
  • мак – 120 г;
  • пшеница – 0,2 кг.

Способ приготовления:

  1. Пшеницу промойте, используя струю холодной воды. Выложите внутрь чаши мультиварки. Установите на аппарате режим «Каша» на 40 минут. После звукового сигнала выложите кутью в отдельную емкость.
  2. Поместите курагу и чернослив внутрь мультиварки, влейте 0,3 л воды. Готовить узвар требуется, установив режим «Суп», 20 минут.
  3. Готовую жидкость процедите, фрукты отложите. К узвару добавьте мед.
  4. Изюм необходимо перебрать, хорошо промыть, запарить кипятком и дать постоять 15 минут.
  5. Мак залейте водой, чтобы жидкость полностью покрыла зерна, поставьте на огонь. Варите 10-15 минут, периодически помешивая. Когда мак будет готов, слейте жидкость через сито, зерна промойте холодной водой, измельчите блендером с сахаром.
  6. Вареную курагу и чернослив нарежьте небольшими кусочками. Добавьте сухофрукты и мак к кутье, залейте узваром.

В чем заключается польза поминальной кутьи

Кутья – это не только очень вкусное, но и полезное блюдо. Основа его – это зерна пшеницы, богатые углеводами и содержащие массу полезных веществ. Это витамины группы B, укрепляющие нервную систему, и клетчатка, необходимая для вывода токсинов из организма и препятствующая превращению углеводов в жир.

Мед известен своими бактерицидными, антивирусными и противогрибковыми свойствами. Он придает силы, увеличивает работоспособность и повышает жизненный тонус.

Грецкий орех содержит йод и помогает бороться с заболеваниями щитовидной железы.

Изюм важен наличием калия, благоприятно сказывающимся на работе сердца и почек, укрепляющим нервную систему и действующим как хорошее успокоительное средство.

Мак улучшает пищеварение и является источником углеводов и полезных ненасыщенных жирных кислот.

Ингредиенты кутьи, особенно ее заправки вкусны, полезны и питательны

Секреты приготовления вкусной кутьи

Ранее коливо готовили в основном из цельно зерновой пшеницы. Чтобы каша получилась вкусной, необходимо правильно приготовить её основу.

Основа кутьи

Для этого зерна следует слегка растолочь в ступе с добавлением небольшого объема воды, и удалить плевела. Можно предварительно вымочить пшеницу на несколько часов, это позволит сократить время приготовления блюда. Зерна необходимо разваривать до полной готовности и мягкости, тогда сочиво получится отменным.

Большинство хозяек предпочитает использовать за основу рис. Такой способ приготовления более простой и быстрый.

Как правильно сварить рис для кутьи

  • крупу хорошо промываем, пока вода не станет прозрачной, без мучнистого цвета;
  • кладем в кастрюлю 1 порцию риса и заливаем горячей кипяченой воды в соотношении 1:1,5; ставим на плиту;
  • на большом нагреве доводим кашу до кипения и варим 3 минуты, постоянно помешивая;
  • устанавливаем средний нагрев, и варим еще 6 минут;
  • в конце сбрасываем нагрев до минимального, готовим еще 3 минуты, не забываем помешивать;
  • затем убираем кастрюлю с огня, накрываем крышкой, и оставляем кашу настояться 15 минут.

Приготовленный таким образом рис получается очень нежным и рассыпчатым. В процессе варки никакие специи не используются, а вкус блюда будет зависеть от заправки. Рисовая кутья с изюмом, мёдом и миндальными орешками — самый популярный и вкусный рецепт приготовления кутьи на Рождество.

Заправка для колива

В качестве заправки чаще всего используют жидкий растопленный мёд или сладкий узвар. Сдабривать коливо можно молоком или сливками. Часто в кашу добавляют сливочное или подсолнечное масло. Также в качестве подсластителя блюда можно использовать разведенное варенье, джем или сахарный сироп.

Другие ингредиенты

Третья составляющая кутьи — это чаще всего сухофрукты, мак и орехи. Можно использовать разнообразные специи, замороженные ягоды и свежие фрукты. Мак перед добавлением в кашу необходимо хорошо перетереть до однородной массы, или пропустить через мясорубку несколько раз. Изюм в кутье быстро разбухает и теряет свой вкус, поэтому рекомендуется добавлять его перед подачей на стол.

Хранить долго приготовленное коливо не рекомендуется, поскольку блюдо быстро теряет свой вкус и портится (бродит).

Кутья – что это означает. Почему кутья поминальная: история блюда, сакральное значение продуктов

Кутьей называется особое блюдо, которое готовится из зерна, крупы с добавлением различных компонентов (сухофруктов, орехов). Причем его всегда ассоциировали с поминальным обрядом, похоронами. В давние времена (до введения христианства) кутья была жертвенной пищей. Ее буквально считали едой умерших. Этнограф Дмитрий Зеленин подтверждает, что славяне с востока верили, будто покойник имеет все те же привычки, что и живущие на земле, включая необходимость употребления сладкой каши.

Языческие обряды частично сохранились и во времена христианства, но приобрели иное значение. Название «кутья» впервые появилось в Древней Греции, но некоторые историки считают его происхождение еще более давним. Для сравнения в Византии такое подношение (крупу с фруктами) называли коливом. В разных регионах и на различных территориях традиции приготовления этого блюда отличаются. Чаще всего оно употребляется на похоронах, поминках. Восточные славяне и поляки готовили коливо на Рождество, Крещение. Сегодня эти традиции распространились.

Значение блюда по-прежнему остается сакральным, но уже не считают, что это пища для покойника. Ее современное значение изменилось, определяется видом используемых продуктов:

  • пшеница (или другое зерно): перерождение души, что связано с попаданием зерна в почву, где оно дает новую жизнь молодому побегу;
  • мед – сладость, продукт символизирует райские обители, блаженство жизни в вечности;
  • добавки – плоды из Эдема.

Традиционные ингредиенты колива

Сочиво из пшена на Рождественский Сочельник

Эта крупа редко используется для приготовления традиционного блюда к празднику. Но ее можно использовать, поскольку она своим вкусом схожа с пшеницей, но легче для пищеварения. В рецепте предлагается готовить при помощи мультиварки, но тот же результат легко получить в казане, например.

Ингредиенты:

  • пшено — 2 ст.;
  • курага — 200 г;
  • изюм — 100 г;
  • кедровые орехи — 100 г;
  • сливочное масло — 50 г;
  • соль, сахар — по необходимости.

Замочите в крутом кипятке курагу, изюм. Достаточно 20 минут. Жидкость слейте. Высушенный абрикос произвольно нарежьте, но не очень мелко. На сковороде растопите сливочное масло (25 г), всыпьте крупу и слегка обжарьте. Переложите в чашу мультиварки, влейте 3 ст. воды (около 600 мл), посолите по вкусу. Установите режим “Варка”, время — полчаса.

Оставшееся сливочное масло растопите, обжарьте на нем орехи, затем добавьте сухофрукты. Достаточно 3 минут. В конце присыпьте корицей по своему вкусу. Когда крупа сварится, добавьте в нее ранее подготовленные компоненты. Тщательно перемешайте, вливая сахарный сироп или просто засыпая сахар. Перед подачей праздничное блюдо можно украсить сухофруктами и орехами. Кедровые легко заменить грецкими или любыми другими.

Кутья в мультиварке

Мультиварка готовит нешлифованные крупы так, что они никаким образом не отличаются от тех, которые приготовлены в казанке. Кроме того, этот прибор значительно экономит время и силы кулинара. Кутья поминальная, рецепт которой мы сейчас рассмотрим, получится рассыпчатой и очень вкусной.

Ингредиенты: два мультистакана перловки, пять мультистаканов воды, одна щепотка соли, сто граммов миндаля, полстакана мака, полстакана изюма без косточки, две ложки сахара.

Приготовление

С вечера перловую крупу замачивают. На следующий день её промывают, кладут в чашу мультиварки и добавляют воду, соль. Крышку закрывают и включают режим «Рис» или «Гречка», варят до готовности, после чего перекладывают в другую посуду и оставляют остывать.

Тем временем воду кипятят, заливают ею мак и оставляют на один час. По прошествии времени воду сливают, добавляют сахар и хорошо растирают мак в ступке. Изюм замачивают в воде на полчаса, потом его промывают и высыпают на салфетку, чтобы лишняя влага в неё впиталась. Орехи поджаривают на сковороде. Кашу перемешивают с мёдом, изюмом и маком, небольшой частью орехов. Остальным миндалём украшают коливо, которое насыпают горкой.

Готовим рождественское сочиво из булгура

В этом рецепте используется та же пшеница, только избавленная от оболочки, затем пропаренная,  высушенная и раздробленная. В остальном принцип приготовления сохранен. Вкус у такого блюда очень нежный.

Ингредиенты:

  • булгур — 2 ст.;
  • растительное масло — 80 г;
  • мед, орехи — по необходимости.

Как готовить:

В сотейнике нагрейте растительное масло. Выложите промытый и высушенный булгур

Осторожно влейте теплую воду. Дайте закипеть

Через 5 минут посолите и томите на среднем огне под крышкой до полной готовности. Остудите. На водяной бане, не доводя до кипения, растопите мед. Полейте булгур, перемешайте. Сверху выложите нарубленные орехи.

Приведенное количество ингредиентов рассчитано на 12 порций. Для приготовления сочива на 6 персон необходимы такие продукты: 1 стакан булгура, 40 г растительного масла. Процесс готовки можно перенести в мультиварку. Времени потребуется меньше, а получится даже вкуснее, чем на плите.

Кутья на поминки – как освящать

Чтобы коливо приобрело иные свойства, такую пищу следует освятить. Святая вода меняет структуру веществ, а также продуктов. Лучше всего посетить церковь, но иногда такой возможности нет (забыли дома, не успели вовремя приготовить и т. д.). Существуют разные возможности для освящения:

  • посетить утреннюю службу, для этого коливо можно приготовить днем ранее или на рассвете;
  • из-за хлопот по приготовлению к поминальной трапезе не всегда удается выделить время на посещение храма (часто родные после похорон не в состоянии самостоятельно заниматься подготовкой), допускается дома окропить святой водой, верующие часто хранят некоторое ее количество, святую воду можно набрать при храме в удобное время;
  • если в нужный момент по разным причинам невозможно использовать ни один из вариантов, допустимо прочесть молитву над сладкой кашей, такое обращение тоже будет услышано и принято Господом.

Освящение поминальной кутьи

О жизни вечной

Так что же такое коливо или кутья? Как поясняет настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий, это традиционное ритуальное блюдо, главный элемент святой вечери или сочельника перед Рождеством Христовым и Крещением Господним. Также по традиции с кутьи начинается поминальный обед на третий день, девятый день, сороковой день, а также в годовщину смерти человека. Обычно кутью благословляет священник во время заупокойной службы (панихиды или литии). Если родственники желают, чтобы члены церковного причта и прихожане молитвенно помянули усопшего, то они могут оставить коливо на панихидном столе (кануне).

Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может. Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни. Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий. В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.

Между тем в Православной Церкви нет ничего пустого, все наделено глубоким смыслом и имеет значение. Это касается и колива. Приготовленное из зерен пшеницы блюдо выражает веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни. Зерна символизируют возрождение, обновление, смерть ради воскресения. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), — говорится в Священном Писании. Кроме того, именно пшеничное зерно — один из распространенных символов в проповедях и притчах Спасителя. Мед, сладкие фрукты означают, что после воскресения праведных ожидает блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном.

А украшение колива — отдельная история, в которой переплетается и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Например, в Греции и на Святой Горе Афон оформление традиционного кушанья возвели в ранг искусства, равно как и приготовление. По праздникам, в пост или дни поминовения усопших миряне приносят в храм огромные подносы с украшенной кутьей. С помощью цукатов, орехов и зерен умельцы легко делают надписи, «рисуют» кресты и даже лики святых. В этом тоже есть смысл. «Мы должны приносить Богу самое лучшее, что у нас есть. И, прежде всего, это нужно не Ему, а нам, чтобы приобщиться к святыне, выразить свою причастность к Церкви, почувствовать единство с братьями и сестрами, послужить друг другу», — утверждает Владыка Пахомий.

Чудо колива, или “бессмысленные” традиции

Поминальную пищу обычно называют — кутьёй, а великопостую — коливом.

Кутия приносится в храм в память усопших христиан, поставляется на панихидном столе (кануне) с возжженной свечой, знаменующей незаходимый Свет вечной жизни, благословляется священником во время заупокойной службы (панихиды или литии) и вкушается за поминальным столом с молитвенным поминовением усопшего, прежде вкушения обычной пищи.

Пшеница, рис и плоды в кутии означают, что усопший воскреснет, подобно как истлевшее в земле зерно потом приносит обильные плоды, а мед знаменует сладость вечных благ Небесного Царства.

Принесенную в храм кутию (и другие продукты) можно или оставить на поминальном столике (кануне), чтобы вкушающие молитвенно помянули тех, за кого сделано приношение.

В пятницу первой седмицы Великого поста коливо приносится в церковь в воспоминание чуда мученика Феодора Тирона (306 г.). В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.

***

Этим чином благословения колива Церковь как бы напоминает имущим, чтобы они ради праздника и в память усопших поделились с неимущими и от других ястий своей праздничной трапезы, да не остатками или отбросами, а лучшими, сладкими

кусками, – напоминает о том, чтобы они в праздники вообще усугубили свои добрые дела, умножили милостыню всякого рода, совершая ее ради праздника и в память усопших, как бы их долю отдавая неимущим, как бы руками этих последних пересылая праздничное угощение дорогим и любимым, подобно тому как было в древней Руси, и как в некоторых местах до последнего времени сохранился обычай в праздники относить или посылать своим близким и друзьям в качестве подарка некоторые снеди праздничной трапезы. Отдать неимущим то, чем рады были бы угостить в праздник наших дорогих усопших,– вот лучший способ праздничного поминовения их, угодный Господу, указываемый и по-хваляемый Святою Церковью, отрадный для усопших, весьма спасительный и для самих совершающих его. святитель Афанасий (Сахаров), исповедник

***

Рецепт поминальной кутии:

1 стакан риса, 100 гр. изюма без косточек, 100 гр. меда. Рис отварить до мягкости. Отдельно сварить изюм. Соединить с рисом. Подсластить медом, предварительно разведенным в небольшом количестве кипяченой воды.

Рецепты колива:

Коливо из пшеницы. 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Коливо из риса. 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зёрен.

См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, СМЕРТЬ

Согласно традициям на Сочельник, Рождество и Крещение центральным блюдом стола является кутья.

Колево в православии — символ рождественских праздников. У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.

7 Особенности приготовления кутьи

По традиции, в канун Рождества или на Крещение Господне варили голодное, или водяное, сочиво, для которого использовали только пшеницу, мед и мак. Перед Новым Годом делали богатую кутью, так как считалось, что чем вкуснее блюдо – тем лучше будет предстоящий год. После поста перед Сочельником в кашу не разрешалось добавлять продукты животного происхождения – молоко, масло.

Настоящую кутью в древности готовили из полбы – предшественницы современной пшеницы. Она представляет собой полудикий сорт пшеницы, каждое зернышко которой укутано чешуйкой несъедобной мякины. Кутья из полбы не только вкусная благодаря специфическому ореховому привкусу, но и полезная:

  • в крупе много белка (от 27 до 37%);
  • в зернах практически отсутствует глютен;
  • полба содержит больше железа и витаминов группы B, чем пшеница, а также 18 видов незаменимых кислот.

В магазинах можно приобрести 2 вида полбы: спельту и камют, у последней зерна крупнее, тверже и более светлого цвета. Соответственно, варить ее нужно дольше.

Для проращивания пшеницы используют специальные отборные, термически необработанные зерна. Их можно приобрести в магазинах (на упаковке должно быть написано «для проращивания») или на рынках. Зерна промывают, замачивают во влажной марле на 12-16 ч., уложив их тонким слоем в неглубокой посуде. В пищу используют ростки длиной 1-2 мм.

Узвар (или взвар) в старину готовили из свежих нарезанных фруктов и ягод, а осенью – из сушеных. Для его изготовления можно использовать сухофрукты. В этом случае их кладут в холодную воду и варят после закипания 15 мин. Свежие ингредиенты кладут в кипящую воду, ждут, когда вода закипит повторно и выключают газ. Добавляют по вкусу мед или сахар. Охлажденным напитком заправляют сочиво и подают его к столу отдельно. Для узвара используют вишни, сливы, яблоки, шиповник, боярышник, груши, абрикосы, изюм, курагу, клюкву, чернослив и другие фрукты и ягоды.

Как приготовить кутью

Традиционный рецепт кутьи предполагает использование пшеничных зерен. Это долгий и продолжительный процесс. Сначала зерно надо перебрать, отделив его от плевел (сорняка), затем замочить, а потом варить несколько часов, пока зерна не станут мягкими. В настоящее время кутью варят в основном из риса, хотя это и отступление от классики. Но церковь не возражает против этого. Рис предварительно надо промыть в нескольких водах, чтобы ушли крахмал и клейковина. Рис засыпают в холодную воду и варят до готовности. Затем в кашу добавляют мед, аккуратно перемешав его с рисом, засыпают предварительно распаренные сухофрукты: изюм, курагу, чернослив, вишню. Крупные сухофрукты надо порезать. В богатую рождественскую кутью кладут кусочки сливочного масла, или добавляют сливки, молоко. К рождественской кутье можно приготовить вкусное орехово-маковое молочко. Для этого мак надо залить кипятком, плотно закрыть емкость, укутать ее полотенцем — надо, чтобы мак хорошо распарился. Орехи также обдать кипятком и очень тщательно перетереть вместе с маком в ступке до такого состояния, когда начнет выделяться белая жидкость. Это молочко добавить в кутью.

Таким образом, кутья стала обязательным элементом не только похоронной обрядности, но и непременным блюдом на церковных праздниках, символизируя непрерывность жизни, ее круговорот и её богоугодность.

Рецепт «Кутья поминальная»:

Рис можно замочить на 1-2 часа и всыпаем в кипящую подсоленную воду.

Варим до готовности.

Получается слегка вязкая каша.

Изюм заливаем кипятком на пару минут. Воду сливаем.

Мед и мак прогреваем вместе со сливочным маслом.

Добавляем в кашу.

Подаем в общем блюде.

Символика и значение поминальной крупы. Во время поминок на стол обязательно ставят кутью. Традиция варить на поминках кутью (от греч. — «зерно») скорее всего появилась в X веке. После того, как князь Владимир сделал выбор в пользу христианства, на Русь из Византии приехали сотни священнослужителей. Они-то и познакомили наших предков с греческим обычаем есть на поминках специальную обрядовую кашу. Впрочем, известный советский этнограф Дмитрий Зеленин допускал, что традиция эта зародилась на Руси гораздо раньше, ещё в языческие времена. А вклад византийцев заключался только в том, что они дали поминальной каше название. Как и любое другое традиционное блюдо, кутья несет в себе определенное значение – прежде всего, благодаря входящим в нее ингредиентам. Зерно – в пропаренном или вареном виде – означало воскрешение из мертвых. После того, как оно попадет в землю и прорастет, из него появляется новая жизнь. Само же зерно истлевает. Примерно так происходит и телом усопшего. Мед и изюм у наших предков считались не только символами здоровья и достатка. Они символизировали сласть блаженства вечной жизни в Царствии Небесном. Таким образом, два несложных ингредиента кутьи означали бессмертие, воскресение и блаженство вечной жизни. Она всегда является первым блюдом на столе и должна освящаться в церкви после отпевания покойника или панихиды. Можно и самому окропить кутью святой водой перед тем, как подать ее на поминальный стол. По обычаю кутья всегда заедалась специально выпеченным хлебом, который ломали руками. Ножом такой хлеб резать категорически воспрещалось. (Информация из интернета)

Коливо (кутья) в православии: значение блюда и его рецепт

Литургия эта совершается по средам и пятницам Великого поста и в первые три дня Страстной седмицы. Учреждение этой литургии относится к первым векам христианства, но в том виде, в каком она дошла до нашего времени, письменно изложил ее святой Григорий Великий, папа Римский, называемый Двоесловом, живший в VI веке по Рождестве Христовом, — до отпадения Западной Церкви от Восточной. Литургия Преждеосвященных Даров по своему характеру, прежде всего, вечернее богослужение, выражаясь точнее, это причащение после вечерни. Великим Постом, следуя церковному уставу, по средам и пятницам полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом; целью этого подвига становится радость ожидания вечернего причащения.

К сожалению, сегодня практически утрачено это понимание Литургии Преждеосвященных Даров как вечернего причащения, и поэтому служба это совершается повсеместно преимущественно с утра, как и сейчас.



Также в пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.

В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.



Песнопения первой седмицы Великого Поста

Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем.

«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».

Из канона пятницы первой седмицы

Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».

Тропарь святому Феодору Тирону

Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем,противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.

«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову,вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».

Кондак святому Феодору Тирону

Какой смысл в зерне?

Этнографы предполагают, что кутья как ритуальное блюдо существовала еще в дохристианские времена. Считается, что слово «кутья» означает «вареное зерно», попросту – каша. Но, по одной из версий, это ритуальное блюдо могли называть так от украинского слова «кут» — угол, ведь миска с кутьей в праздничные дни должна была стоять на «покутье» — в почетном углу хаты, который размещался по диагонали от печи.

Новость по теме

Святой Вечер 2020: обычаи, предписания, запреты, традиционные блюда

Через кутью наши предки также пытались «держать связь» с умершими родными. Поэтому ее оставляли в тарелке с ложками всех членов в семьи на всю ночь. Это делалось для того, чтобы души умерших угостились и оставили «информацию». Например, если чья-то ложка была перевернута вверх, то, считалось, что в течение года этот человек должен умереть.

Свое почетное место кутья заняла и в жизни православных христиан.

«Кутья – это блюдо, с которого в Украине начинают трапезу в Святой вечер. О кутье впервые упоминают в начале XII века в летописи «Повесть временных лет». В старину кутью готовили чаще из пшеницы, реже из ячменя. Сначала она была только с медом. В более поздние времена в нее стали добавлять маковое молоко (запаренный и растертый мак), изюм, а также измельченные орехи», — объясняет диетолог Светлана Фус.

По ее словам, продукты, из которых готовится кутья, имеют символическое значение: зерно – это символом воскресшей жизни, мед считается символом здоровья и благополучного быта или, можно еще сказать, — сладкой жизни, мак символизирует достаток в семье. Всегда считалось, что чем вкуснее и сытнее кутья, тем лучше будет в течение целого года урожай и достаток в семье. Поэтому каждая хозяйка старается приготовить очень вкусную кутью.

При этом в каждом доме на праздник была кутья со своим неповторимым вкусом. Но в целом, как говорит диетолог, с давних времен старались придерживаться классического рецепта. Он состоит в том, что на воде из чистых промытых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, затем охлаждают ее и подслащивают по вкусу. Дальше — отдельно растирают мак до образования, так называемого, макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и заливают в пшеницу. Если каша получилась слишком густой, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. А затем — изюм обдать кипятком, воду слить, перебрать, удаляя плодоножки. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов. Что касается пропорций, то они таковы: в среднем на один стакан зерен пшеницы потребуется 100 г мака, столько же ядер грецких орехов и несколько ложек меда. В автентичном рецепте – именно мед, а не сахар.

Как приготовить коливо на Великий пост: история появления блюда

Традиция варить кутью или коливо возникла в IV веке после некоторых событий: Римский император Юлиан Отсупник — гонитель христиан однажды приказал окропить все продукты на рынках кровью жертвенных животных. Тогда, по преданию великомученик Феодор Тирон явился во сне епископу и предупредил о таких планах императора. На следующий день все христиане ели еду, которая была в запасах. А это оказалось зерно. Кроме того, зерно является символом воскрешения Христа.

Христиане коливом называют вареную пшеницу, смешанную с медом, но могут быть и другие злаки — рис, гречка, перловка и так далее. После молебна в церкви это блюдо раздается прихожанам. Можно самостоятельно приготовить коливо дома и принести его с собой, а после освящения (во второй половине дня) раздать домочадцам. В этом случае необходимо обязательно следить за составом пасхального блюда, ведь в коливе не должно быть ничего кроме злаков, меда и сухофруктов.

Где можно научиться?

Коливо обычно делается за день до его освящения. На ночь его нужно ставить в холодильник, иначе зерно может вступить в реакцию с сахарной пудрой и начнется процесс брожения.

На всю работу уходит около трех–четырех часов, но если рисунок сложный, то до восьми. Чтобы нарисовать образ святого, нужно последовательно наложить 10–15 цветов. Приготовлением колива отец Виктор всегда занимается один — включает Псалтирь, сам что-то напевает. Иногда работает в полной тишине, если рисунок сложный и трудоемкий. Для него это прежде всего послушание, часть жизни в Церкви.

Свои умения саратовский мастер передает и другим людям: проводит уроки, консультирует дистанционно. В Покровском храме даже сняли учебный фильм по изготовлению колива, где весь процесс показан пошагово.

— Приезжали к нам из разных епархий, и сейчас периодически пишут, звонят, просят подсказать что-то. Далеко не везде есть традиция готовить коливо на все праздники, да и не каждый храм может себе это позволить — ингредиенты недешевые, особенно орехи. А главное, нужен обученный человек. У нас в епархии это прижилось и продолжает развиваться: смотрю на работы своих учеников и вижу, что некоторые из них уже превзошли меня в мастерстве,— говорит он.

А можно ли приготовить коливо дома?

— Даже нужно! — улыбается отец Виктор.— В Греции, например, есть такая традиция: на поминовение своих родственников каждый православный грек готовит коливо, пишет на нем инициалы усопшего и приносит в храм на панихиду, а потом дома за семейной трапезой вкушает. Это как у нас на Пасху куличи приносят. А в Болгарии есть колеварни: если сам не умеешь или времени нет, то можно купить, освятить и принести домой. С первого раза самостоятельно приготовить вряд ли удастся, поэтому наберитесь терпения — и все получится.

Учебный материал по изготовлению колива можно найти на портале Саратовской епархии «Православие и современность» и сайте Покровского храма Саратова. На странице Покровского храма «ВКонтакте» можно ознакомиться с образцами работ.

Газета «Православная вера» № 21 (641)

От богатой кутьи – до черной

Существует несколько видов кутьи – в зависимости от того, в какой день она должна попасть на стол. Перед Рождеством готовят богатую кутью, перед Старым Новым годом, когда принято щедровать, — щедрую, накануне Крещения – голодную. Есть еще один вид кутьи, но о нем – чуть позже. Вначале остановимся на трех перечисленных видах этого ритуального блюда. Все они готовятся по одному рецепту, хотя могут быть варианты на усмотрение хозяйки. Но в зависимости от того праздничного дня, в который подают богатую, голодную или щедрую кутью, меняется меню остальных блюд. И еще нюанс: иногда праздничную кутью еще называют сочивом. Почему? С древних времен сочивом называли сок из семян, которые использовали в качестве приправы еды, в том числе и вместо масла. Имеется в виду разбавленное медом маковое, миндальное или ореховое «молоко», его-то и называли еще «соком». Собственно, это то, что, как правило, и добавляют в кутью. И если кутью иногда называют сочивом, то это, по сути, звучит как название-синоним.

Новость по теме

6 января: Сочельник, традиции, что можно и нельзя делать

Вообще-то рецепты ритуальных блюд не прописаны в церковных книгах. Их только «констатируют» в летописях, трудах этнографов и в литературных произведениях – таких, как, например, «Энеида» И. Котляревского. Ведь кухня – это, по сути, вид народного творчества, ритуальные блюда, с особенным значением, тоже созданы народом. Поэтому в них всегда есть место для импровизации и современных «ноток». Известно, что в отдельных регионах страны появляются свои уникальные рецепты. Например, в некоторых районах Киевской и Полтавской областей коливо — это размоченные сухари, к которым добавляют мелко нарезанные яблоки. Но дело ведь не в ингредиентах, а в смыслах.

Алла Рыбалко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector